Опубликовано: Август 30, 2014

Итальянское искусство и живопись

История итальянского искусства - это искусство самой Италии во времени и пространстве. После этрусской цивилизации и особенно после Римской республики и империи, которая занимала господствующее положение в этой части мира в течение многих столетий, Италия заняла центральное место в европейском искусстве в эпоху Возрождения. Италия также демонстрировала европейское художественное господство в XVI и XVII веках благодаря художественному направлению барокко. Она восстановила свое мощное присутствие на международной художественной сцене начиная с середины XIX века благодаря таким направлениям, как маккьяйоли, футуризм, метафизика, Новеченто, спациализм, арте повера и трансавангард.

Итальянское искусство влияло на некоторые крупные направления на протяжении столетий, благодаря ему появились многие великие творцы, в том числе художники и скульпторы. Сегодня Италия занимает важное место на международной художественной сцене, здесь расположены несколько крупных художественных галерей, музеев и выставок; значимые центры искусства этой страны включают в себя ее столицу - Рим, а также Флоренцию, Венецию, Милан, Неаполь, Турин и другие города.

«Триумф Галатеи» Рафаэля

Этрусское искусство

Этрусские бронзовые фигуры и терракотовые погребальные рельефы являются примерами мощных традиций Центральной Италии, которая ослабла к тому времени, как Рим начал строительство своей империи на этом полуострове. Этрусские картины, сохранившиеся до нашего времени, - это в основном настенные фрески из захоронений, главным образом из Тарквинии. Это наиболее важный пример доримского изобразительного искусства Италии, известный ученым.

Фрески исполнены в технике живописи поверх свежей штукатурки, это делалось для того чтобы, когда штукатурка высохнет, картина становилась частью штукатурки и неотъемлемой частью стены, помогающей ей сохраниться так хорошо (и действительно, почти вся сохранившаяся этрусская и римская живопись представлена только фресками). Цвета создавались из камней и минералов разного цвета, которые размалывали и смешивали друг с другом, мелкие кисти были сделаны из шерсти животных (даже лучшие кисти изготавливались из шерсти волов). С середины IV века до н.э. началось использование светотени для изображения глубины и объема. Иногда изображаются сцены из повседневной жизни, но чаще всего это традиционные мифологические сцены. Понятие пропорции не появляется ни в одной из сохранившихся фресок, и мы часто находим изображения животных или людей с некоторыми несоразмерными частями тела. Одна из самых известных этрусских фресок - это роспись Гробницы Львиц в Тарквинии.

Римское искусство

Рим при императоре Константине, фото: Campus Martius, общественное достояние

Этруски отвечали за строительство ранних монументальных зданий Рима. Римские храмы и дома с большой точностью повторяли этрусские модели. Элементы этрусского влияния на римские храмы включали в себя подиум и акцент на фасад в ущерб остальным трем сторонам здания. Большие этрусские дома были сгруппированы вокруг центрального зала во многом так же, как и римские большие городские дома позже строились вокруг атриума. Влияние этрусской архитектуры постепенно ослабевало во времена республики из-за воздействий (особенно греческих) из других частей мира. Сама архитектура этрусков попала под влияние греков, поэтому, когда римляне переняли греческие стили, они не стали чужеродными для их культуры. Во времена республики, вероятно, происходило постоянное освоение архитектурных веяний в основном из эллинистического мира, но после падения Сиракуз в 211 г. до н.э. греческие произведения искусства хлынули в Рим. Во II веке до нашей эры поток этих работ и, что более важно, греческих мастеров, продолжил поступать в Рим, оказав решающее влияние на развитие римской архитектуры. К концу республики, когда Витрувий написал свой ​​научный труд по архитектуре, греческая теория архитектуры и примеры архитектурных работ преобладали над всем остальным.

По мере расширения империи римская архитектура распространилась на большие площади, она использовалась при создании как общественных зданий, так и некоторых крупных частных построек. Во многих областях элементы стиля, особенно украшения, попали под влияние местных вкусов, но архитектура оставалась узнаваемо римской. Стили местной архитектуры в той или иной степени попали под влияние римской архитектуры, и во многих регионах римские и местные элементы обнаруживаются в сочетании в одном здании.

К I веку нашей эры Рим стал крупнейшим и самым развитым городом во всем мире. Древние римляне придумали новые технологии для улучшения систем санитарного контроля города, дорог и зданий. Они разработали систему акведуков, доставлявших в город по трубам пресную воду, и построили канализацию, удалявшую отходы города. Самые богатые римляне жили в больших домах с садами. Большая часть населения, однако, жила в многоквартирных домах из камня, бетона или известняка. Римляне разработали новые технологии и использовали такие материалы, как, например, вулканическую почву из Поццуоли - деревни недалеко от Неаполя, - чтобы сделать свой цемент крепче и прочнее. Этот цемент позволил им строить большие бетонные многоквартирные дома, называемые инсулами.

Статуя, известная как «Август из Прима-Порта, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Настенные рисунки украшали дома богачей. На картинах часто изображались садовые пейзажи, события из греческой и римской мифологии, исторические сцены или сцены из повседневной жизни. Римляне украшали полы мозаикой - рисунками или узорами, созданными из небольших цветных плиток. Богато расцвеченные картины и мозаики помогали сделать комнаты римских домов визуально больше и ярче, а также выставить напоказ богатство владельца.

В христианскую эпоху поздней империи, в 350-500 гг. н.э., процветала настенная роспись, мозаичные украшения потолков и полов и погребальные скульптуры, в то время как полноразмерная скульптура для кругового обзора и живописные панно постепенно исчезали, скорее всего, по религиозным причинам. Когда Константин перенес столицу империи в Византию (переименованную в Константинополь), на римское искусство начали оказывать влияние восточные веяния, дав рождение византийскому стилю поздней империи. Когда в V веке Рим был разорен, ремесленники переехали в и нашли работу в Восточной столице. Над созданием церкви Святой Софии в Константинополе трудились почти 10 000 рабочих и ремесленников, это был финальный аккорд римского искусства при императоре Юстиниане I, который также распорядился создать знаменитые мозаики Равенны.

Средневековое искусство

На протяжении всего средневековья итальянское искусство главным образом включало в себя архитектурные украшения (фрески и мозаики). Византийское искусство в Италии представляло собой очень формальное и изысканное декорирование со стандартизированной каллиграфией и поражающим использованием цвета и золота. До XIII века искусство в Италии было почти полностью региональным, оно попадало под влияние внешних европейских и восточных течений. После прим. 1250 г. искусство различных регионов выработало общие характеристики, поэтому наблюдалось определенное единство и глубокая оригинальность.

Византийское искусство


После падения своей западной столицы Римская империя просуществовала еще 1000 лет под руководством Константинополя. Византийские мастера были задействованы в важных проектах по всей Италии, и византийские стили в живописи наблюдаются вплоть до XIV века.

Готическое искусство

Готический период знаменует собой переход от средневекового искусства к Возрождению, он характеризуется стилями и взглядами, развивавшимися под влиянием доминиканского и францисканского монашеских орденов, основанных святым Домиником и святым Франциском Ассизским соответственно.

Это было время религиозных споров внутри церкви. Ордена францисканцев и доминиканцев были основаны как попытка решить эти споры и вернуть католическую церковь обратно к основам. Ранние годы францисканцев особенно запомнились милосердием святого Франциска, а доминиканцев помнят как орден, на котором лежит наибольшая ответственность за возникновение инквизиции.

Готическая архитектура зародилась в северной Европе и распространилась на юг в Италию.

Искусство эпохи Возрождения

В средние века художники и скульпторы пытались придать своим работам религиозный характер. Они хотели, чтобы зрители сосредоточились на глубоком религиозном смысле их картин и скульптур. Но художники и скульпторы эпохи Возрождения, как и писатели этой эпохи, стремились изображать людей и природу реалистично. Средневековые архитекторы проектировали огромные соборы для того, чтобы подчеркнуть величие Бога и смирить дух человеческий. Архитекторы эпохи Возрождения проектировали здания, пропорции которых были основаны на пропорциях человеческого тела, а их украшения имитировали древние узоры.

Искусство 1300-х и начала 1400-х годов

В начале 1300-х годов флорентийский художник Джотто стал первым художником, изобразившим природу реалистично. Он создал великолепные фрески (живопись по сырой штукатурке) для церквей в Ассизи, Флоренции, Падуе и Риме. Джотто предпринял попытку создать реалистичные фигуры, демонстрирующие реальные эмоции. Он изображал многих своих персонажей в реальных условиях.

Замечательная группа флорентийских архитекторов, художников и скульпторов создавала свои работы в начале 1400-х годов. Среди них были художник Мазаччо, скульптор Донателло и архитектор Филиппо Брунеллески.

Лучшей работой Мазаччо была серия фресок, которую он создал приблизительно в 1427 г. в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Эти фрески реалистично демонстрируют библейские сцены эмоциональной напряженности. В этих работах Мазаччо использовал систему Брунеллески для создания линейной перспективы.

Донателло в своих скульптурах пытался изобразить достоинство человеческого тела с реалистичными и часто драматическими подробностями. Его шедевры включают в себя три статуи библейского героя Давида. В версии, завершенной в 1430-е гг., Давид Донателло изображен как изящный, обнаженной юноша, показанный через мгновения после того, как он убил великана Голиафа. Работа, высота которой составляет около 5 футов (1,5 метров), была первой крупной свободно стоящей скульптурой обнаженного человека, созданной в западном искусстве со времен античности.

Брунеллески был первым архитектором эпохи Возрождения, возродившим древний римский стиль архитектуры. В своих проектах он использовал арки, колонны и другие элементы классической архитектуры. Одним из его самых известных зданий является красиво и гармонично выстроенная капелла Пацци во Флоренции. Эта часовня, строительство которой началось в 1442 г. и завершилось около 1465 г., была одним из первых зданий, построенных в новом стиле эпохи Возрождения. Брунеллески был также первым творцом эпохи Возрождения, освоившим линейную перспективу - математическую систему, с помощью которой художники могли демонстрировать пространство и глубину на плоской поверхности.

Искусство конца 1400-х и начала 1500-х годов

Выдающимися представителями искусства конца 1400-х и начала 1500-х годов были три мастера. Это были Микеланджело, Рафаэль и Леонардо да Винчи.

Микеланджело был выдающимся живописцем, архитектором и поэтом. Кроме того, он был назван величайшим скульптором в истории. Микеланджело был мастером изображения человеческого тела. Например, его знаменитая статуя вождя израильского народа Моисея (1516 г.) производит чрезвычайное впечатление физической и духовной мощи. Эти качества также проявляются во фресках на библейские и классические сюжеты, которые Микеланджело написал на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Эти фрески, написанные с 1508 по 1512 годы, принадлежат к числу величайших произведений искусства эпохи Возрождения.

«Давид» Микеланджело

Палаццо Питти

Галерея Академии изящных искусств

Национальный музей Барджелло

Национальный музей Сан Марко

Национальный археологический музей Флоренции

Музей Опера-дель-Дуомо

Палаццо Веккьо

Музей Орсанмикеле

Мастерская обработки самоцветов

Палаццо Россо

Палаццо Бьянко

Палаццо Реале

Пинакотека Брера

Музей Польди-Пеццоли

Замок Сфорца

Пинакотека Амброзиана

Национальный археологический музей Неаполя

Городской музей Падуи

Г. Палермо

Палаццо Абателлис

Национальная галерея Пармы

Фонд Маньяни-Рокка

Г. Перуджа

Национальный музей Умбрии

Национальный музей Сан Маттео

Городской музей Прато

Музей Кафедрального собора

Г. Реджо-ди-Калабрия

Национальный музей Великой Греции

Капитолийские музеи

Центр Монтемартини

Национальный римский музей

Галерея Дориа-Памфили

Палаццо Барберини

Палаццо Корсини

Национальный музей этрусков

Замок Святого Ангела (Кастель Сант-Анджело)

Галерея Спада

Национальная пинакотека Сиены

Палаццо Публико

Музей Сиенского собора (Музей произведений Дуомо)

Галерея Сабауда

Палаццо Реале (Королевский дворец)

Палаццо Мадама

Г. Урбино

Национальная галерея Марке

Г. Венеция

Галерея Академии

Ка" д"Оро

Скуола Сан-Рокко

Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони

Некоторые жемчужины итальянского искусства

«Буря» Джорджоне

Исторические судьбы средневековой Италии во многом отличны от судеб других стран средневековой Европы. В то время как во многих из европейских стран на различных этапах эволюции феодального строя складывались крупные государственные образования, Италия, на протяжении почти всего средневековья служившая ареной борьбы иноземных завоевателей, не сумела выйти из состояния феодальной раздробленности; в стране не существовало той общественной силы, которая могла бы выступить от имени итальянской народности в целом.

Другая особенность исторической эволюции средневековой Италии состоит в том, что основными соперниками во внутренней политической борьбе здесь очень рано оказались не столько феодалы-сеньеры, сколько рано развившиеся города-государства. Впоследствии, когда во многих европейских странах социально-экономический уклад носил еще средневековый характер, эти города Италии явились очагами формирования новых общественных отношений. Как указывает Маркс, «первые зачатки капиталистического производства спорадически встречаются в отдельных городах по Средиземному морю уже в 14 и 15 столетиях» х. Своеобразием исторического развития Италии определяются существенные особенности ее художественной культуры.

Прежде всего итальянское искусство не отличалось той мерой идейно-стилевого единства, которое характерно для средневекового искусства многих других стран Европы. Не существовало и центра, который выполнял роль художественной столицы. Рим, игравший такую роль во времена античности и в будущем, в период Высокого Возрождения, не имел в средние века даже своей значительной художественной школы. Памятники архитектуры и изобразительного искусства в различных областях страны отличались ярко выраженными местными особенностями и имели своей первоосновой весьма различные художественные традиции. Однако, охотно усваивая те или иные стилевые формы, восходящие то к искусству Византии и Арабского Востока, то к искусству западноевропейских стран, итальянцы были далеки от слепой подражательности, переосмысливая язык и образный строй искусства, сложившегося в этих странах, для решения характерных именно для Италии задач.

Другая особенность художественной культуры средневековой Италии состоит в том, что в ней сильнее, нежели в культуре других европейских народов средневековья, выражены светские тенденции. В тех районах Италии, которые играли ведущую роль в экономическом и культурном развитии страны, основной ячейкой общественной жизни очень рано стали не монастырь, не двор короля и не поместье сеньера, а городская коммуна. Этим объясняется сравнительно большая свобода итальянских мастеров от догматики, нормативности, схоластического налета, всегда торжествовавших там, где церковь крепко держала искусство в своих руках.

Чрезвычайно важным обстоятельством для развития итальянской художественной культуры была ее связь с античной традицией. Речь идет не только о внешнем следовании античности, о своего рода цитировании античных художественных форм, примеры которого встречаются в отдельных произведениях итальянского средневековья. Более важно то внутреннее родство с образами античного искусства, которое - при всей специфичности средневековых форм художественного языка - можно уловить во многих памятниках итальянского искусства. В произведениях архитектуры это сказывается в соразмерности человеку их масштабов и пропорций, в спокойном равновесии тектонического построения, в том чувстве меры, которое присуще им, начиная от общего композиционного замысла вплоть до отдельных деталей архитектурного декора. В скульптуре итальянские мастера унаследовали от античности естественность и жизненность своих пластических образов в сочетании с тем чувством величественной и благородной красоты, которое осталось характерным качеством итальянского искусства на протяжении многих столетий.

Наконец, одну из важнейших особенностей культуры итальянского средневековья составляет раннее зарождение в ней элементов гуманистического мировоззрения и радикальное эстетическое выражение тех прогрессивных факторов, которые принес с собой расцвет городской жизни в эпоху позднего средневековья. Именно в Италии средневековое мировоззрение ранее всего изжило себя, и недаром Италии было суждено открыть эпоху Ренессанса. Этот величайший культурный переворот был вызван ранним зарождением в Италии капиталистических отношений, а в искусстве был облегчен наличием античных памятников, которыми изобиловала древняя италийская земля.

Раздробленность Италии на ряд независимых друг от друга областей имела своим последствием разделение Италии на ряд локальных художественных школ. Эти школы не были строго обособленными, они нередко вступали во взаимодействие между собой, но все же каждая из них обладала чертами яркого своеобразия, и эволюция их была во многом различной. Поэтому рассмотрение искусства Италии целесообразнее вести по отдельным школам.

Москва. Радуга. 1990

Джулио Карло Арган - известный итальянский искусствовед, один из ведущих представителей современного искусствознания и художественной критики. Его фундаментальный труд охватывает историю итальянского искусства, начиная с античности и средневековья и вплоть до романтизма и футуризма, хотя основное внимание уделено, разумеется, мастерам итальянского Возрождения.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ.
Истоки.
ГЛАВА ВТОРАЯ Эгейская культура.
Минойское искусство.
Микенское искусство.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Греческое искусство.
Архитектура.
Архаическая скульптура.
Классическая скульптура.
Эллинистическая скульптура.
Градостроительство и архитектура.
Греческая живопись.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ Древнее искусство в Италии.
Великая Греция.
Этрусское искусство.
Архитектура.
Живопись.
Скульптура.
ГЛАВА ПЯТАЯ Древнеримское искусство.
Архитектура.
Монументальная живопись.
Живопись.
Скульптура.
ГЛАВА ШЕСТАЯ Раннехристианское искусство.
Искусство катакомб.
Первые базилики.
Другие центры позднеантичной культуры: Милан и Равенна.
Искусство Византии и варварских племен в Средние века.
Первое проявление национального итальянского средневекового изобразительного искусства.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ Романское искусство.
Архитектура Северной Италии.
Центральная Италия.
Южная Италия и Сицилия.
Скульптура.
Живопись.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ Готическое искусство.
Готическая архитектура.
Готическая архитектура в Италии.
Поздняя готика.
Гражданское строительство.
Скульптура.
Живопись.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ Треченто.
Джотто.
Симоне Мартини.
Пьетро и Амброджо Лоренцетти.
Развитие живописи треченто.
ГЛАВА ВТОРАЯ Интернациональная готика.
Позднеготическое искусство в Италии.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ Кватроченто.
Новая концепция природы и истории.
Полемика с готикой.
Конкурс 1401 года.
Второе десятилетие XV века.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
Три «Поклонения волхвов».
Брунеллески-Донателло-Мазаччо.
Другие тенденции в художественной культуре Тосканы.
Сиенская живопись XV века.
Художественная теория в гуманизме Леона Баттисты Альберти.
Развитие архитектуры Тосканы.
Тосканская скульптура.
Теоретическое и эмпирическое пространство.
Синтез рациональных и идеальных истин.
Основные тенденции в живописи Флоренции второй половины XV века.
Противоречивость тенденций в живописи позднего кватроченто.
Флорентийский дебют Леонардо.
Изобразительное искусство в Центральной Италии.
Гуманизм в изобразительном искусстве Северной Италии.
Школа Скварчоне.
Феррарская живопись кватроченто.
Южная Италия: Антонелло да Мессина.
Новое искусство Венеции.
Миф и действительность в искусстве Витторе Карпаччо.
Архитектура и скульптура Венеции.
Гуманизм в изобразительном искусстве Ломбардии.
Браманте и Леонардо в Милане.

Период Высокого Ренессанса представляет собой зенит эпохи Возрождения, кульминацию всей этой великой культуры. Хронологическая его протяженность невелика и охватывает всего лишь около трех десятилетий. Однако даже в количественном отношении – в смысле обилия и крупных масштабов созданных в это время памятников искусства, не говоря уже об их высочайшем художественном уровне и колоссальном историческом значении, об этих десятилетиях можно было бы сказать, что они стоят иных веков.

С изменением масштабов мира изменилось и представление о масштабах самого человека: его реальные деяния и смелые подвиги подтвердили, если не превзошли, многие из предвидений гуманистов, их оценку его возможностей. Правда, Италия могла только духовно содействовать этому «открытию мира» – само практическое выполнение данной задачи, так же как и передел этого мира, выпали уже на долю других государств. Более того, быть может, ни для одной другой европейской страны результаты Великих географических открытий не явились по своим последствиям столь трагическими, как для Италии. Но в то же время именно Италия из всех стран Европы оказалась наиболее подготовленной для выражения всей сложности и гигантской масштабности исторического бытия данной эпохи. Итальянское искусство Высокого Возрождения было прежде всего художественным выражением исторической действительности самой Италии, но, как высшее воплощение культуры своего времени, оно было также выражением исторической действительности в более широком, мировом охвате. Для того чтобы решить задачи, выдвинутые наступившей эпохой, должен был прежде всего измениться сам тип художника, ибо кругозор художника 15 столетия, по своему социальному положению и общественному мировоззрению еще во многом связанного с сословием ремесленников, был слишком ограниченным для этого. Великие мастера 16 века дали пример художника нового типа – активной творческой личности, свободной от прежних мелочных цеховых ограничений, обладающей полнотой артистического самосознания и способной заставить считаться с собой сильных мира сего. Это люди огромных знаний, владеющие всей полнотой завоеваний культуры своего времени.

Совокупность сложных условий данного исторического периода оказала свое воздействие на сложение основ итальянского Высокого Возрождения, на формирование образного восприятия его художников, на изобразительный строй их произведений. От предшествующего периода – искусства кватроченто – образы их отличаются прежде всего своим более крупным масштабом. Внешне это проявляется в том, что наряду с несравненно большим, нежели в 15 веке, распространением в архитектуре, живописи и скульптуре произведений крупных форм появляются также образы сверхобычных масштабов, примерами которых могут служить «Давид» Микеланджело и его же огромные фигуры пророков и сивилл в росписи плафона Сикстинской капеллы. Укрупняются и масштабы самих архитектурных и художественных ансамблей (наиболее известные среди них – Бельведер Браманте, ватиканские станцы Рафаэля, сикстинский плафон Микеланджело) и размеры отдельных живописных композиций, фресковых и станковых, в особенности алтарных образов. Но новое понимание масштабности связано не только с размерами – даже небольшие полотна Леонардо и Рафаэля отличаются иным, более «крупным» видением, когда каждый образ несет на себе отпечаток особого величия. Это качество неразрывно связано с другой важной особенностью искусства Высокого Возрождения – обобщенностью художественного языка. Умение увидеть во всем главное, основное, не подчиняясь при этом частностям, сказывается и в выборе темы, и в сюжетном построении, и в четкой и ясной группировке фигур, в обобщенной внешней и внутренней обрисовке героев. Добросовестный эмпиризм, свойственный многим кватрочентистам, был окончательно преодолен; их пафос аналитического исследования натуры во всех ее подробностях уступил место мощному синтетическому порыву, извлекающему из явлений действительности самое их существо. Стремление к синтезу, к обобщению сказывается уже в том, что в произведениях мастеров Высокого Возрождения, в отличие от кватроченто, основное место занимает собирательный образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно. Но ренессансные мастера менее всего были склонны к отвлеченной нормативности, к противопоставлению своих созданий реальной действительности. Напротив, идеальность образов в их понимании означала максимально концентрированное выражение качеств самой действительности. Не говоря уже о героях ярко драматического склада, – даже в образах, исполненных гармонической ясности, ощущается огромная внутренняя сила человека, спокойное сознание своей значительности. В сочетании с крупным масштабом эти качества сообщают образам Высокого Возрождения подлинно титанический характер, ту степень героической действенности, которой никогда не достигало искусство ни раннего, ни позднего Ренессанса.

Охватывая всего лишь около трех десятилетий, искусство Высокого Возрождения проходит тем не менее очень большой путь. Именно особой концентрированностью его эволюции, связанной с насыщенностью этого исторического этапа событиями решающего значения, объясняется контраст между несколько более камерными гармоническими образами в начале рассматриваемого периода и монументальными драматическими образами, уже отмеченными печатью неразрешимых конфликтов, в его конце. Необычайная «уплотненность» искусства Высокого Ренессанса сказывается уже в том, что вряд ли во всей истории искусства можно найти другой пример, когда на протяжении краткого исторического периода в одной стране одновременно работало такое число гениальных художников. Достаточно назвать таких мастеров, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело во Флоренции и Риме, как Джованни Беллини, Джорджоне и Тициан в Венеции. Среди мастеров меньшего масштаба мы находим такие прославленные имена, как пармский живописец Корреджо, флорентинцы фра Бартоломео и Андреа дель Сарто, венецианцы Пальма Веккьо и Лоренцо Лотто, работавшие в Брешии Савольдо и Моретто, не говоря уже о множестве менее значительных живописцев. Творчество большинства из названных мастеров раскрылось целиком или в главной своей части в рассматриваемый период; некоторые же из них, и прежде всего Микеланджело и Тициан, прожившие очень долгую жизнь, захватывают и последующий художественный этап – искусство позднего Возрождения.

Как и само искусство Высокого Возрождения, теория искусства этого времени представляет собой суммирование на новой основе достижений 15 столетия и в то же время – новый качественный скачок. Центральное место здесь занимает Леонардо да Винчи. Его идеи, изложенные в знаменитом «Трактате о живописи» (материал для которого был подготовлен в основном к 1498 году и вскоре получил распространение в списках), а также во многих других его записях, явились подлинной энциклопедией теоретических представлений и практических знаний своего времени. Как и для его предшественников, искусство и наука для Леонардо нерасторжимы– это две стороны общего процесса познания природы. «И поистине, – говорит он, – живопись – наука и законная дочь природы, ибо она порождена природой». Природа есть «учительница учителей», и живописец должен быть ее сыном. Предмет живописи – красота творений природы. Самое совершенное создание природы – это человек, и в заметках Леонардо ряд разделов посвящен изучению человеческого тела, учению о пропорциях, сведениям по анатомии, в области которой знания Леонардо были поразительно глубокими. Он устанавливает затем зависимость между движениями тела, мимикой и эмоциональным состоянием человека. Много внимания Леонардо уделяет проблеме светотени, объемной моделировке, линейной и воздушной перспективе. В области скульптуры глубокие идеи относительно соотношения художественного образа и материала высказал Микеланджело. Им же выдвинута мысль о рисунке как о формообразующей основе всех трех видов пластических искусств – скульптуры, живописи и архитектуры. Как и прежде, вопросы теории искусств оставались тесно связанными с гуманистическими идеями. В первых десятилетиях 16 столетия особое внимание в сфере гуманистической мысли уделялось проблеме совершенного человека. Тема эта рассматривалась, с одной стороны, в плане формирования типа человека, разносторонне развитого физически и духовно (так ее разрабатывал Бальдассаре Кастильоне в своем трактате об идеальном придворном), с другой стороны – в плане анализа норм прекрасного в применении к физической красоте человека (эту сторону развил Фиренцуола в «Трактате о красоте женщин»).

Высокий Ренессанс вызвал важные перемены в соотношении локальных художественных школ Италии. Колыбелью этого искусства, местом его возникновения и сложения его основ была Флоренция. Здесь начали свой путь или сформировались как художники Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Это было вполне закономерно, ибо искусство нового этапа могло зародиться только на почве самой передовой из итальянских республик. Но на рубеже 15 и 16 веков в качестве другого ведущего центра страны выдвигается Рим. Тот факт, что в Риме оказались сосредоточенными лучшие мастера Италии, и то, что искусство этих мастеров именно здесь предстало в некоем новом качестве, имело свои определенные причины. Выше указывалось, что в своей политике правители Папской области мало отличались от светских правителей итальянских тираний и княжеств. Но одновременно Рим был духовной столицей всего католического мира. Нужно помнить, что границы этого мира были в ту пору много шире, нежели впоследствии, и распространялись почти на всю Западную и Центральную Европу, так как реформация к концу 15 века затронула пока что лишь немногие страны. Расчет на иной, более широкий отклик должен был вносить в создания работавших в Риме художников более крупный масштаб, нежели масштаб памятников в коммунальных центрах Италии. Поэтому, как ни монументальны муниципальные постройки и дворцы богатейших семейств во Флоренции или в Венеции, как ни величественны соборы в этих городах – папский дворец в Ватикане и главный храм католического мира – собор святого Петра – должны были стать еще грандиознее. Речь идет не столько о самих размерах отдельных сооружений и художественных ансамблей, сколько об укрупнении самого стиля, о новом «внутреннем масштабе» произведений римского Ренессанса. Это изменение стиля происходило в Риме тем органичнее, что здесь, как нигде более в Италии, сохраняла свою действенность античная традиция. Руины древних сооружений заполняли территорию города; раскопки открывали миру памятники древней скульптуры. Нечего и говорить о том, что при обостренной чуткости ренессансных художников ко всему античному всякая их значительная работа в Вечном городе создавалась во внутреннем сопоставлении с памятниками античного искусства. Сам замысел такого сооружения, как собор св. Петра, мог возникнуть только в городе, где сохранились Пантеон и Колизей.

Но, хотя Рим был центром мирового католицизма, художественные произведения, созданные здесь в период Высокого Возрождения, менее всего были носителями религиозной идеи. Свобода художников от религиозного гнета объяснялась кроме других, общих для всей ренессансной эпохе факторов также и тем, что общественная роль искусства была в Италии исключительно велика, и само меценатство поэтому было для того времени одной из очень действенных форм политической борьбы папского двора за усиление своего авторитета. По существу, именно папский Рим дал первый пример широкого государственного «освоения» новой культуры в условиях авторитарного государства, предвосхищая в некоторых отношениях художественную политику монархов крупных европейских держав. Так сложилось своеобразное, почти парадоксальное явление: именно папство предоставило свои колоссальные финансовые и организационные возможности для выражения прогрессивных гуманистических идей, по существу, несущих в себе отрицание реакционного клерикализма. Такое положение не могло быть длительным. Сила нарастающего протеста демократических слоев в самой Италии, реформационное движение в других странах заставили духовных правителей Европы более четко определить свои идеологические позиции, и к концу 20–х годов 16 столетия папский Рим оказался во главе политической и духовной реакции. Соответственно была перестроена его художественная политика, отныне все решительнее выступавшая против светлых идеалов Ренессанса. Поэтому, отмечая всю важность вклада Рима в искусство Высокого Возрождения, нужно еще раз подчеркнуть, что не менее важным источником для формирования прогрессивных общественных идей, наиболее благоприятной средой для их возникновения оставалась по-прежнему Флоренция, сохранившая это положение вплоть до 1530 года – года трагической гибели Флорентийской республики. Только в двуединстве Флоренции и Рима, в объективном осознании действительной роли каждого из этих центров может быть понят сложный и противоречивый характер культуры Высокого Возрождения в Средней Италии.

Пришедший на смену Высокому Ренессансу период позднего Возрождения нес в себе ряд важных качественных отличий от предшествующего этапа. Середина и вторая половина 16 века были временем нарастающей общественной реакции. Дальнейший упадок экономики Италии в условиях иноземного господства, распространившегося на большую часть страны, сопровождался ликвидацией прежних социальных завоеваний. На реформационное движение, развернувшееся во многих странах Европы, римский католицизм ответил контрреформацией, означавшей резкое усиление церковного гнета. Длительный кризис охватил не только государства Средней Италии, стонавшие под пятой итальянских и иноземных деспотов, – он затронул и Венецию, которая, будучи сильно ослабленной, сохранила все же государственную независимость, немалую часть своих огромных богатств и блеск своей культуры. Кризис этот тяжело отразился также и на искусстве. Прогрессивная гуманистическая идеология, возникшая на демократической основе городских республик, была во многих центрах страны вытеснена придворной культурой, очагами для формирования которой явились дворы мелких абсолютистских правителей. Но даже в этих тяжелых условиях прогрессивные художественные силы, представлявшие линию реалистического ренессансного искусства данного периода, отнюдь не были сокрушены. Их главной опорой стала Венеция. Те же причины, которые продлили здесь период Высокого Ренессанса до конца 1530–х годов, содействовали плодотворному развитию венецианского искусства позднего Возрождения. Имена Тициана (в поздний период его деятельности), Веронезе, Тинторетто, Бассано и живописцев Бергамо и Брешии свидетельствуют о новом подъеме искусства этой части Северной Италии. Напротив, Тоскана и Папская область (куда входила, в частности, Парма) явились главными очагами другой, по существу своему антиренессансной линии, которую представляло искусство маньеризма. Утрата гуманистических идеалов, уход от реальной действительности в мир субъективных переживаний, зависимость от реакционных придворных кругов привели к тому, что в маньеристическом искусстве на первый план выступили ощущение дисгармонии, внутреннего смятения, черты субъективистского произвола – качества, которые вскоре вырождаются в бесплодную пустоту вычурных и манерных образов. Над общей массой задавленных художественной реакцией мастеров Средней Италии возвышается только одна титаническая фигура – Микеланджело Буонарроти, пронесшего через всю свою жизнь верность возвышенным этическим идеалам. Сохранив всю полноту своей творческой активности, он сумел в иных исторических условиях наметить новые пути в различных видах пластических искусств – в архитектуре, скульптуре, живописи и графике. Его позднее творчество наряду с искусством венецианских мастеров составляет другой важный пласт художественной культуры позднего Возрождения.

Залогом творческого успеха прогрессивных мастеров позднего Возрождения было не покорное следование принципам, выработанным на протяжении предшествующего периода ренессансного искусства, а глубоко творческое претворение их в соответствии с требованиями нового исторического этапа. Сохранив основу ренессансного мировосприятия – веру в человека, в его значительность и красоту, они смело вторглись в его духовный мир, раскрыв его во всей его сложности и подчас противоречивости. От образа отдельной личности они перешли к образу человеческого коллектива; более широко и развернуто показали они активную взаимосвязь между героями и реальной средой, в которой они действуют. Сама реальная действительность получила в их произведениях более конкретное воплощение, нежели в идеально обобщенных образах мастеров Высокого Возрождения. Соответственно данным задачам они выработали новые художественные средства, новые изобразительные решения.

Как раз именно эти качества искусства позднего Возрождения были особенно исторически перспективными, так как они содержали первоначальную формулировку многих важных принципов искусства последующего –17 столетия. Искусство поздней фазы Возрождения несет в себе, таким образом, черты переходного этапа между двумя великими художественными эпохами – Ренессансом и 17 веком. В этой переходности заключена одна из причин того, что термин «позднее Возрождение» не является в науке таким распространенным, как термины «раннее» и «Высокое Возрождение». К тому же в хронологическом плане конец всей эпохи Ренессанса не может быть определен с достаточной четкостью. Одна из причин этого заключена в том, что во второй половине 16 столетия во взаимной борьбе развивается ряд направлений. Еще до того как в последние десятилетия" 16 века завершили свой творческий путь крупнейшие представители позднего Возрождения – в архитектуре Палладио, а в живописи Тинторетто, – в Италии были созданы первые законченные образцы произведений нового стиля, по своим особенностям находившиеся уже в русле главных направлений 17 столетия. Уже к 1575 году относится сооружение барочного фасада церкви Джезу в Риме (архитектор Джакомо делла Порта), а к 1590-м годам сложилось искусство основателей Болонской Академии братьев Карраччи. Следует помнить, что в те же десятилетия продолжали свою деятельность художники-маньеристы. Но при всей сложности периода позднего Возрождения, начинающегося в 1530–х годах, а завершающегося к концу столетия, все же совершенно очевидно, что сводить его только к переходной, промежуточной стадии невозможно. Бесспорно, итальянское искусство позднего Возрождения не обладало той общей направленностью, какой при всей многочисленности и разветвленности локальных школ отличалось искусство раннего и Высокого Ренессанса. Именно в данный период впервые в мировом искусстве в столь крупных масштабах обозначился резкий антагонизм между прогрессивными и реакционными направлениями в искусстве. Но ни долголетнее засилье маньеризма, ни раннее сложение основ барокко и академизма не должны заслонять того, что на протяжении поздней фазы Возрождения ведущая роль оставалась за прогрессивной линией, представленной именами Микеланджело, Палладио и великих венецианцев и составляющей самую ценную часть художественного наследия данного Этапа. В их искусстве достаточно явственно выражена как ренессансная гуманистическая подоснова,– даже там, где она выступает в трагическом преломлении, – так и преемственная связь с Высоким Возрождением. Период позднего Ренессанса в Италии есть закономерный и неотделимый от предшествующих этапов грандиозный эпилог всей великой эпохи Возрождения.

Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах.

Задолго до возникновения цивилизации Древнего Рима сложились культуры этрусков в Тоскане и греков на юге Италии. После падения Римской империи на территории Италии культура пришла в упадок, и только в 11 в. появились первые признаки ее возрождения. Своего нового расцвета она достигла в 14 в. В эпоху Возрождения итальянцы играли ведущую роль в европейской науке и искусстве. Тогда творили такие выдающиеся художники и скульпторы, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело, писатели Данте, Петрарка и Боккаччо.

Литература.

Итальянская литература появилась на европейской арене поздно. Латинский язык использовался в качестве литературного вплоть до 13 в. и сохранял свое значение до 16 в. Разговорный итальянский язык медленно укреплял свои позиции в литературе. Истоки итальянской литературы восходят к традициям придворной любовной лирики, заложенным Сицилийской школой в подражание провансальским образцам. Эта поэзия процветала при дворе Фридриха II в Палермо в начале 13 в. Примерно в то же время в Умбрии под влиянием сочинений св. Франциска Ассизского создавались стихотворения на религиозные темы.

Однако только в Тоскане были заложены основы литературного итальянского языка. Наиболее выдающимся тосканским поэтом был уроженец Флоренции Данте Алигьери, автор Божественной комедии – одного из величайших шедевров мировой литературы. Он сыграл выдающуюся роль в развитии литературы позднего Средневековья, что во многом способствовало превращению тосканского диалекта в общеитальянский литературный язык. Вслед за Данте появились другие литераторы раннего Возрождения – Франческо Петрарка, автор лирических стихотворений и сонетов, и Джованни Боккаччо, заслуживший мировую известность сборником новелл Декамерон.

Данте, Петрарка и Боккаччо предопределили дальнейшее развитие литературы на итальянском языке, а в 15 в. вновь временно возродился интерес к латинскому языку. В 16 в. творили два выдающихся итальянских поэта – Лудовико Ариосто, автор героической рыцарской поэмы Неистовый Роланд, являющейся примером Высокого Возрождения, и Торквато Тассо, автор поэмы Освобожденный Иерусалим, пронизанной духом воинствующего католицизма. В 18 в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери) и поэзия (Джузеппе Парини). В 19 в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. Алессандро Мандзони – поэт, драматург, критик и романист – прославился своим выдающимся историческим романом Обрученные. Поэзия Джакомо Леопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине. После объединения страны главной фигурой в итальянской литературе стал Джозуэ Кардуччи. В 1906 он стал первым из итальянцев, получившим Нобелевскую премию за свои стихотворения, поэмы и исследования по истории итальянской литературы.

Постепенно итальянская художественная литература стала осваивать новые литературные жанры. Сицилийский писатель Джованни Верга, автор повестей о жизни крестьян и рыбаков Южной Италии, основал школу веризма (реализма). Его повесть Сельская честь вдохновила композитора Пьетро Масканьи на сочинение одноименной оперы. Грация Деледда, получившая в 1926 Нобелевскую премию по литературе, написала более 30 романов и несколько сборников рассказов о жизни народа на ее родной Сардинии. В начале 20 в. выделялся писатель Габриеле Д"Аннунцио, в романах которого прославлялся культ сильной личности и критиковалось итальянское общество.

Сразу после Первой мировой войны значительную известность приобрел Альфредо Пандзини, острый и глубокий писатель-юморист. В его лучшем произведении Сказки о добродетели обнажаются человеческие страсти и экономические проблемы современного общества. Итало Свево прославился романом Самопознание Дзено. В это же время творили писатели старшего поколения Риккардо Баккелли, автор исторической трилогии Мельница на По; Альдо Палаццески, создавший гениальную сатиру в романах Сестры Метерасси и Кодекс Перл á; Джованни Папини, известный своими книгами История Христа, Конченый человек, а также интеллектуальной сатирой Гог; и Коррадо Альваро, описывавший жизнь крестьян Калабрии.

Выдающимся деятелем итальянской литературы первой половины 20 в. был Бенедетто Кроче, философ, гуманист и критик. Помимо научной деятельности, Кроче был политиком, активно противостоявшим фашизму. В годы фашистской диктатуры многие итальянские писатели были вынуждены эмигрировать; среди них и писатель левого толка Иньяцио Силоне. Он написал романы о жизни людей, населяющих холмистые местности недалеко от Рима (Фонтамара, Хлеб и вино) и сатирический памфлет Школа для диктаторов. Карло Леви, врач, художник и писатель, был сослан в Южную Италию, где описал нищету деревенской жизни в романе Христос остановился в Эболи.

Фашизм, война и движение Сопротивления получили отражение в итальянской художественной литературе. Роман Альберто Моравиа Равнодушные изображает конформизм итальянского общества во время господства фашизма. Эта тема обсуждается и в его послевоенных сочинениях, например в Конформисте. Наиболее известные произведения Моравиа – Две женщины, Римлянка, Супружеская любовь, Римские рассказы и Новые римские рассказы. Как и в киноискусстве, в литературе господствующим направлением в период после Второй мировой войны был неореализм, сыгравший решающую роль в возрождении романа в Италии. Романы Джузеппе Маротта (Золото Неаполя и Святой Януарий никогда не говорит: нет!) и Васко Пратолини (Герой нашего времени и Повесть о бедных влюбленных), представляют собой замечательные образцы неореализма, созданные соответственно в Неаполе и во Флоренции. В 1960-е годы такие писатели, как Джорджо Бассани (Сад Финци-Контини) и Наталия Гинзбург (Семейный лексикон), рассматривают преимущественно проблемы личности. В этих произведениях неореализм уступил место неоавангардизму. Новые направления складывались под сильным влиянием идей писателя Карло Эмилио Гадда.

Международную известность получил сицилийский писатель Леонардо Шаша (Соль на рану, Мафия Вендетта, Смерть инквизитора, Египетский совет, Благословение). Международного признания как мастер современной сказки и теоретик литературы добился также Итало Кальвино (Тропинка к паучьим гнездам, Наши предки, Итальянские народные сказки, Космикомикс, Начало отсчета времени, Если зимней ночью путешественник). Роман Умберто Эко Имя Розы стал мировым бестселлером в начале 1980-х годов. Среди более ранних итальянских бестселлеров выделяются повести Джованни Гуарески о Доне Камилло, приходском священнике, боровшимся с местным мэром-коммунистом. В 1958 книга Джузеппе Томази ди Лампедуза Леопард стала первым итальянским романом, который был распродан в количестве 100 тыс. экземпляров за один год. Карло Кассола и Джорджо Бассани были наиболее читаемыми итальянскими писателями в 1960-е годы, а в 1974 роман Эльзы Моранте История побил все предыдущие рекорды популярности. Дино Будзати, Марио Солдати, Оттиеро Оттиери, Беппе Фенольо и Пьер Паоло Пазолини приобрели известность как авторы романов, многие итальянские авторы легко преодолевали барьеры между литературными жанрами и между литературой и журналистикой.

Величайшим итальянским драматургом конца 19 – начала 20 вв. был Луиджи Пиранделло, получивший Нобелевскую премию в 1934. Среди его лучших пьес – Шесть персонажей в поисках автора, Генрих IV, Вы правы; все они связаны с конфликтом между иллюзией и реальностью и с проблемами нашего времени, которые по самой своей природе неразрешимы. Перу Сема Бенелли принадлежат Маска Брутаи Ужин насмешек – исторические трагедии в белых стихах. Тристан и ИзольдаЭтторе Москино, Фантастический Замок грез Энрико Бутти, Орион и ГлаукоЭ. Л. Морселли тоже написаны весьма выразительным белым стихом. Известность Роберто Бракко как драматурга связана с его Маленьким святым – одним из шедевров современной итальянской драматургии. Многим его пьесам присущи явно феминистские мотивы, это психологические и духовные трагедии. Суд над Иисусом Диего Фаббри был поставлен на сценах всей Европы. Со второй половины 1950-х годов драматурги Дарио Фо и Франка Раме тоже добились международного признания своими блестящими сатирическими произведениями.

Итальянская поэзия, подобно итальянскому искусству, в начале 20 в. испытала на себе влияние футуризма – движения, стремившегося отразить новые реалии современной жизни. У его истоков (1909) стоял поэт Филиппо Томмазо Маринетти. Футуризм привлек немногих видных итальянских поэтов, но оказал глубокое влияние на духовную жизнь страны. Впрочем, выдающийся поэт Италии 20 в. Сальваторе Квазимодо не имел ничего общего с футуризмом. Его «герметическая» поэзия воплощала глубоко индивидуальное начало и отличалась высоким мастерством, изящным стилем, отражающим лиричность поэтического вдохновения. Другие признанные представители герметизма в поэзии – Джузеппе Унгаретти и Эудженио Монтале. Квазимодо был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1959, а Монтале – в 1975. Более молодые поэты, завоевавшие признание после Второй мировой войны, – Пьер Паоло Пазолини, Франко Фортини, Маргерита Гуидаччи, Рокко Скотелларо, Андреа Дзанотто, Антонио Ринальди и Микеле Пьерри

Искусство.

Истоки художественного величия Италии восходят к 14 в., к произведениям живописи флорентийской школы, величайшим представителем которой был Джотто ди Бондоне. Джотто порвал с манерой византийской живописи, доминировавшей в итальянском средневековом искусстве, и придал естественное тепло и эмоциональность фигурам, изображенным на его больших фресках во Флоренции, Ассизи и Равенне. Натуралистические принципы Джотто и его последователей были продолжены Мазаччо, создавшим величественные реалистические фрески с мастерской передачей светотеней. Другие видные представители флорентийской школы эпохи раннего Возрождения – живописец Фра Анжелико и скульптор и ювелир Лоренцо Гиберти.

В начале 15 в. Флоренция превратилась в крупный центр итальянского искусства. Паоло Уччелло достиг высокого уровня мастерства в передаче линейной перспективы. Донателло, ученик Гиберти, создал впервые со времен Древнего Рима свободно стоящую обнаженную скульптуру и конную статую. Филиппо Брунеллески перенес стиль Возрождения в архитектуру, Фра Филиппо Липпи и его сын Филиппино писали изящные картины на религиозные темы. Графическое мастерство флорентийской школы живописи развивалось такими художниками 15 в., как Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли.

В конце 15 – начале 16 в. в итальянском искусстве выделялись три выдающихся мастера. Микеланджело Буонаротти, величайший из деятелей эпохи Возрождения, прославился как скульптор (Пьета, Давид, Моисей), живописец, расписавший потолок Сикстинской капеллы, и архитектор, проектировавший купол собора св. Петра в Риме. Картины Леонардо да Винчи Тайная вечеря и Мона Лиза принадлежат к числу шедевров мировой живописи. Рафаэль Санти в своих полотнах (Сикстинская Мадонна, Св. Георгий и дракон и др.) воплотил жизнеутверждающие идеалы эпохи Возрождения.

Расцвет искусства в Венеции наступил позже, чем во Флоренции, и продолжался гораздо дольше. Венецианские художники по сравнению с флорентийскими были менее связаны с определенным направлением, но на их полотнах ощущается кипение жизни, эмоциональная насыщенность и буйство красок, обеспечившие им неувядающую славу. Тициан, величайший из венецианских художников, существенно обогатил живопись, применив свободное письмо открытым мазком и тончайший красочный хроматизм. В 16 в. вместе с Тицианом в венецианской живописи доминировали Джорджоне, Пальма Веккио, Тинторетто и Паоло Веронезе.

Ведущим итальянским мастером 17 в. был скульптор и архитектор Джованни Лоренцо Бернини, создавший проект колоннады на площади перед собором св. Петра, а также многие монументальные скульптуры в Риме. Караваджои Карраччи создали новые важные направления в живописи. Венецианская живопись пережила краткий период подъема в 18 в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо. Среди итальянских художников 18–19 вв. выделяются гравер Джованни Баттиста Пиранези, который приобрел известность картинами руин древнего Рима; скульптор Антонио Канова, работавший в неоклассическом стиле; группа флорентийских живописцев, представителей демократического направления в итальянской живописи 1860–1880-х годов – Маккьяйоли.

Италия дала миру много талантливых живописцев, и в 20 в. Амедео Модильяни прославился своими меланхоличными обнаженными фигурами с характерными вытянутыми овальными лицами и миндалевидными глазами. Джорджо де Кирико и Филиппо де Писис развили метафизическое и сюрреалистическое направления в живописи, завоевавшие популярность после Первой мировой войны. Многие итальянские художники, включая Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла и Джино Серверини, принадлежали к футуристическому течению, модному в 1910–1930-х годах. Представители этого направления частично унаследовали технику кубистов и широко использовали правильные геометрические формы.

После Второй мировой войны молодое поколение художников в поисках новых путей обратились к абстрактному искусству. Лучо Фонтана, Альберто Бурри и Эмилио Ведова сыграли ключевую роль в послевоенном возрождении итальянской живописи. Они заложили основу того, что позже было названо «искусство нищеты» (arte povere). В последнее время международное признание завоевали Сандро Киа, Миммо Паладино, Энцо Кукки и Франческо Клементе.

Среди видных современных итальянских скульпторов выделяются уроженец Швейцарии Альберто Джакометти, известный искусно выполненными произведениями из бронзы и терракоты, Мирко Базальделла, создающий монументальные абстрактные композиции из металла, Джакомо Манцу и Марино Марини. В архитектуре наиболее прославился Пьер Луиджи Нерви, использующий новые инженерные принципы при строительстве стадионов, ангаров для самолетов и заводов.

Музыка.

Начиная с 4 в. н.э., когда св. Амвросий ввел на Западе греческий стиль в церковном пении, Италия стала лидировать в создании и развитии новых вокальных форм. Именно здесь благодаря творчеству Пьетро Казеллы, друга великого поэта Данте Алигьери, возник мадригал. Эта форма достигла наивысшего развития в 16 в. в лирических и эмоциональных мадригалах Луки Маренцио, напоминающих диссонансные произведения композитора Карло Джезуальдо ди Веноза. В области церковной музыки Италия эпохи Возрождения подарила миру одного из величайших композиторов Джованни Пьерлуиджи де Палестрина, чьи мессы и мотеты до сих пор используются как совершенные образцы музыкального мастерства.

Итальянское музыкальное искусство достигло высшей точки своего развития прежде всего в опере. Вероятно, первой оперой была Дафна Якопо Пери, написанная в 1594. Вместе с другой оперой Пери Эвридика она послужила стимулом для творчества великого Клаудио Монтеверди, прославившегося тогда своими знаменитыми мадригалами. В Орфее Монтеверди впервые создал истинно современную музыкальную драму. С этого времени опера на протяжении более 100 лет являлась господствующей формой музыкального искусства в Европе, причем тон задавали итальянские композиторы.

Итальянская опера достигла расцвета в 19 в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся Севильским цирюльником и Семирамидой, и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. В середине 19 в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло. В конце 19 – начале 20 в. реализм в опере достигает высшей стадии развития в произведениях Пьетро Масканьи (Сельская честь), Руджеро Леонкавалло (Паяцы), Умберто Джордано (Андре Шенье) и Джакомо Пуччини (Богема, Тоска, Мадам Баттерфляй). Хотя итальянцы до сих пор отдают предпочтение знаменитым операм прошлого, постепенно растет популярность современных произведений. Среди лучших оперных композиторов 20 в. отметим Ильдебрандо Пиццетти (Клитемнестраи Ифигения); Франко Альфано (Доктор Антониои Сакунтала); Пьетро Каноника (Коринфская невестаи Медея); Луиджи Даллапиккола (Узник) и Гоффредо Петрасси (Кордовано).

Всемирную известность приобрели «Театро дель опера в Риме» и «Ла Скала» в Милане, где ставятся оперные спектакли. Наряду со многими оперными театрами Италии они субсидируются государством. Великолепные оперные сезоны проходят в Неаполе, Палермо, Венеции, Флоренции, Болонье и Турине. В летнее время спектакли на открытом воздухе устраивают в Термах Каракаллы в Риме, на древнеримской арене в Вероне, в замке Сфорца в Милане, на о. Сан-Джорджо в Венеции и в «Театро Медитерранео» в Неаполе. Италия дала миру многих выдающихся оперных певцов, включая теноров Энрико Карузо, Беньямино Джильи, Тито Скипа, Марио дель Монако, Карло Бергонци и Лучано Паваротти; баритонов Антонио Скотти, Тито Гобби и Джузеппе Таддеи; басов Эцио Пинца и Чезаре Сьепи; сопрано Аделину Патти, Амелиту Галли-Курчи, Ренату Тибальди, Ренату Скотто и Миреллу Френи; меццо-сопрано Чечилию Бартоли.

Итальянцы проявили музыкальные таланты не только в оперном искусстве. Они выступили как новаторы и в других областях музыки. В 11 в. монах Гвидо Д"Ареццо изобрел систему нотного письма (включая знаки ключей), ставшую предшественницей современной музыкальной грамоты. Развитию инструментальной музыки на Западе весьма способствовало творчество композитора эпохи Возрождения Андреа Габриели и его племянника Джованни Габриели. В 17 в. Джироламо Фрескобальди обогатил органную музыку. Арканджело Корелли и Антонио Вивальди были создателями музыкального жанра кончерто гроссо, Алессандро Скарлатти заложил гармонические основы симфонической музыки, а его сын Доменико Скарлатти был одним из основоположников виртуозной игры на клавесине.

В современной музыкальной жизни яркую роль сыграли итальянские дирижеры. Артуро Тосканини и Виктор де Сабата вошли в число выдающихся дирижеров первой половины 20 в. В 1992 три из пяти самых престижных дирижерских постов занимали итальянцы: Клаудио Аббадо в Берлине, Риккардо Кайли в Амстердаме и Риккардо Мути в Филадельфии. Вершины этой профессии достиг Карло Мария Джулини (р. 1914).