1. Вспомнить с детьми названия и содержание произведений К. И. Чуковского, с которыми они знакомились, пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями, развивать воображение.
  2. Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям.
  3. Побуждать “помогать” героям этих произведений – вместе с ними проговаривать знакомые стихи, используя интонационные средства выразительной речи.
  4. Развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи.
  5. Развивать у детей творческое воображение, учить вживаться в художественный образ.
  6. Развивать навыки импровизации.
  7. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Давайте вспомним нашу любимую чистоговорку.

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.

Ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.

Ил-ил-ил - Крокодил солнце в небе проглотил.

Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.

Ит-ит-ит – добрый доктор Айболит.

А кто написал все книги, в которых живут герои чистоговорки?

Дети: К. Чуковский.

Да, ребята, это самый любимый детский писатель.

А вы помните, как К. И. Чуковский начал писать сказки?

Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро проснувшись, он попросил, чтобы отец рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.

В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей.

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят.

Кто умеет слушать сказки

Ответы детей

Я предлагаю вам отправиться в волшебную сказочную страну, где живут добрые сказки Корнея Ивановича Чуковского. Вы согласны?

Вот, мы и пришли в гости. Здесь нас уже ждут книжки, которые написал К.И.Чуковский.

Проходите и располагайтесь поудобнее.

(Дети садятся полукругом на стульчики.)

Сегодня, мы поговорим о писателе К. И. Чуковском, вспомним его сказки.

Чуковский – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя Корнейчуков Николай Васильевич. Родился 31марта 1882 году в Петербурге. В этом году ему бы исполнилось 130 лет. В возрасте 87 лет К.Чуковский умер 28 октября 1969 в Кунцево. Похоронен в Переделкино, где он жил долгие годы. И после его смерти в доме, организовали Музей.

Музей на музей совсем не похож. Здесь нет веревочек, нет табличек, нет предметов, живущих пыльной и одинокой жизнью музейных экспонатов. Экспонаты можно трогать руками.

В этом доме все сохранилось, как при Чуковском. В его кабинете по-прежнему серьезные книги соседствуют с детскими игрушками и подарками от юных читателей из самых разных стран.

Дом напичкан чудесами. Некоторые попали сюда прямо из стихов Корнея Чуковского.

В саду, например, растет самое настоящее Чудо-дерево с туфельками, на котором проницательные посетители обнаруживают новые плоды, поспевшие за время экскурсии. А на столе стоит в миниатюре - подарок учеников московской школы к 80-летию писателя.

Ой, ребята посмотрите и у нас Чудо-дерево выросло:

А у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное.

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём.

А весёлые книжечки,

Да со сказками.

Что выросло на нашем дереве?

Весёлые книжечки Корнея Ивановича и герои этих книг

1. В каком произведении Чуковского прославляют воробья?

«Тараканище»

Прославляют,

поздравляют удалого воробья!

2. А комара?

«Муха – Цокотуха»

Слава, слава Комару - Победителю!.

3. А медведя?

"Краденое солнце».

Рады зайчики и белочки,

рады мальчики и девочки,

обнимают и целуют косолапого:

«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

4. А Айболита?

« Айболит»

Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!

Давайте поиграем в игру: «Вспомни сказку».

Игра «Вспомни сказку»

Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.

1. А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеется она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!»

Дети: сказка «Айболит»

2. А за нею вилки,

Рюмки да бутылки,

Чашки да ложки

Скачут по … (дорожке).

Дети: сказка «Федорино горе»

3. Подошел Медведь тихонько,

Толканул его легонько:

«Говорю тебе, злодей,

Выплюнь солнышко … (скорей)!»

Дети: сказка «Краденое солнце»

4. Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький … (фонарик).

Дети: сказка «Муха-Цокотуха»

5. А потом позвонили зайчатки:

– Нельзя ли прислать … (перчатки)?

А потом позвонили мартышки:

– Пришлите, пожалуйста, … (книжки)!

Дети: сказка «Телефон»

6.Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает … (головой).

Дети: сказка «Мойдодыр»

7. Но однажды поутру

Прискакала кенгуру,

Увидала усача,

Закричала сгоряча:

«Разве это великан?

(Ха-ха-ха)

Это просто … (таракан)!

(Ха-ха-ха)

Дети: сказка «Тараканище»

В гостиной, на столе живет Мойдодыр, прямо из первого издания сказки. Тот самый, который с самого раннего детства приучает малышей к чистоте и порядку.

А кто помнит, как появился знаменитый "Мойдодыр"?

Однажды работая в своем кабинете, он услышал громкий плач. Это плакала его

младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Он вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам

А нечистым трубочистам

Стыд и срам

Стыд и срам!

Да, действительно. А уж потом было множество других сказок и стихов. Любовь к поэзии и любовь к детям сделали Чуковского автором детских стихов и сказок.

Посмотрите на нашу выставку книг Чуковского. Это лишь малая часть его произведений.

Какие сказки К.И. Чуковского вы знаете?

«Муха-цокотуха»; «Тараканище»; «Мойдодыр»; «Айболит»; «Путаница»; «Телефон»; «Краденое солнце»; «Федорино горе";"Крокодил" "Павлиный хвост"; "Бармалей"

А еще в этом музее есть волшебная шкатулка восточной работы, принадлежавшая Чуковскому. Если посмотреться в зеркало на внутренней стороне ее крышки и загадать желание - оно обязательно сбудется.

Ой, ребята, посмотрите, какой-то ящик, а ящике конверт. Давайте посмотрим, что лежит в конверте. Письмо.

От героев сказок К.И. Чуковского:

"Дорогие, ребята, Вы все хорошо знаете сказки замечательного детского автора поэтому вы с лёгкостью отгадаете загадки, которые мы для вас приготовили и узнаете. что лежит в Черном ящике"

из конверта достаю билетики на троллейбус

Интересно, почему загадки на троллейбусных билетиках. Ребята, а вы знаете почему загадки на троллейбусных билетиках?

Корней Иванович был таким человеком, который не мог сидеть без дела и даже когда ехал в троллейбусе обязательно, что-нибудь записывал и вот эти загадки одни из записей К.И. на трамвайных билетах

Игра: «Черный ящик».

1 Что сыпалось с горы в сказке "Федорино горе"?

2. В ящике то, что крокодил проглотил в сказке «Мойдодыр».

Что это?

(Мочалка.)

3. В ящике то, чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха».

Что это?

(Варенье.)

4. В ящике то, на чем летели комарики в сказке «Тараканище».

Что это?

(Воздушный шар.)

5. Что девочка Мура закопала в огороде в сказке "Чудо-дерево"?

(Туфельку.)

6. Чем лисички зажгли море в сказке "Путаница"

(Спичками.)

7. Что принес шакал, Айболиту?

(Телеграмму.)

8. . В ящике любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон».

Что это?

В соседней комнате, стоит черный дисковый телефон, по которому Чуковский разговаривал с героями в сказке "Телефон"

Кто ему звонил по телефону?

Слон, крокодил, зайчатки, мартышки, медведь, цапли, тюлень, олень, газели, Кенгуру, Носорог.

Посмотрите на портрет, какой ласковый и веселый у него взгляд. Корней Иванович всегда был весёлым и жизнерадостным человеком.

Он дарил всем радость. «Радость!» какое звучное и волшебное слово! Слушая его, хочется смеяться, петь, прыгать и веселиться. А кто из вас скажет, в каких стихах Чуковского говорится о радости?

  • «Тараканище» -

«То-то рада, то-то рада

Вся звериная семья…»

  • «Путаница» -

«Вот обрадовались звери,

Засмеялись и запели…»

  • «Краденое солнце»

«Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки…»

  • «Федорино горе»

«Засмеялися кастрюли,

Самовару подмигнули:

«Ну, Федора, так и быть,

Рады мы тебя простить!»

  • «Бармалей» -

«Рада, рада, рада, рада детвора,

Заплясала, заиграла у костра!...»

Молодцы.

Ребята, а какие по характеру все сказки у Корнея Ивановича

весёлые, озорные, смешные, поучительные.

1.чему учит сказка «Мойдодыр» - аккуратности и опрятности.

2. «Айболит» - быть добрыми, заботиться о других.

3. «Тараканище» - быть смелыми.

4. «Муха-Цокотуха» - смелости, уметь помогать другим.

5. «Федорино горе» - бережному обращению с посудой, порядку.

А вот какое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу писатель Валентин Берестов.

Нам жалко дедушку Корнея:

В сравненье с нами он отстал,

Поскольку в детстве "Бармалея"

И "Крокодила" не читал,

Не восхищался "Телефоном"

И в "Тараканище" не вник.

Как вырос он таким учёным,

Не зная самых главных книг?

Действительно, трудно представить, что когда-то "самых главных книг" не было.

Корней Чуковский никогда не гулял один - переделкинские дети регулярно составляли ему компанию. Именно для них он и построил рядом со своим домом детскую библиотеку. Дети с фотографий, висящих на стенах библиотеки, теперь приводят сюда своих внуков

«Мы проводили здесь все свободное время, - вспоминает Валентина Сергеевна, - прибегали из школы - и сразу в библиотеку. Делали уроки, играли в шашки, в шахматы. Корней Иванович заходил в библиотеку каждый день, рассказывал что-нибудь интересное».

Давай и мы с вами поиграем в игру Игра-соревнование.

Игра-соревнование.

На столе лежат атрибуты из разных сказок К. Чуковского. Каждая команда должна отобрать те, которые подходят к их сказке. Первая команда собирает атрибуты к сказке "Мойдодыр» . вторая к сказке "Федорино горе"

Молодцы.

Корней Иванович проводил на своей территории знаменитые "костры".

Два раза в год на эти костры - один назывался «Здравствуй, лето!», а другой, соответственно, «Прощай, лето!» - приглашались

все жители Переделкина и окрестных поселков. Входная плата - десять шишек. Дети относились к этому серьезно - незадолго до начала костра можно было по всему Переделкину увидеть ребят, ползающих и собирающих в траве «входную плату». А изначально идея костров возникла во время ежедневных прогулок дедушки Корнея и детей.

Прошло много лет. Но до сих пор стихи и сказки его пользуются огромной любовью и у детей, и у взрослых.

Давайте поиграем в игру

"Игра с буквами"

Давайте прочитаем эти слова.

(Лифт, ели, дом, Мура, тут.)

Нужно вычеркнуть одинаковые буквы и из оставшихся останется слова

дети выполняют задание

Что за слово получилось?

Входит Федорушка, плачет:

Ой, бедная я, бедная!!! (Плачет.)

Ведущая: Что ты, бабушка, плачешь? Какая беда с тобой приключилась?

Федора: - А вот послушай:

Села бы я за стол,

Да стол за ворота ушёл.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю поди поищи!

И чашки ушли, и стаканы,

Остались одни тараканы.

Ой, горе мне,

Ребята, вы узнали, из какой сказки появилась эта бабушка?

(«Федорино горе».)

Давайте поможем Федоре. У нас есть волшебная книга, если мы через неё пройдём то в сказку Федорину попадем

Раз, два, три

дети берутся за руки

В сказку попади.

Сценка "Федорино горе"

Итог занятия:

  • Понравилось вам в гостях у Корнея Иваныча Чуковского?
  • что вам больше всего понравилось?
  • На кого из героев стихотворений вы хотели бы быть похожи?

Входит Федорушка с подносом, на нем баранки:

Пришла сказать вам большое спасибо, что помогли мне с бедой моей справиться. Хочу угостить вас баранками!


Где и как живёт главный Дед Мороз страны, и какие идеи можно почерпнуть из его интерьера? За ответами мы отправились в резиденцию самого главного волшебника России, и узнали несколько интересных дизайнерских приёмов, которые будут актуальны в простых городских квартирах.

Где живёт Дед Мороз?



Родиной Деда Мороза считается старинный русский город Великий Устюг. Там и поселился добрый волшебник в своей резиденции. Терем Деда Мороза построен из дерева, а украшают его яркие расписные узоры. В доме есть 12 волшебных комнат, среди которых оформлен настоящий кабинет с обсерваторией, гардеробная и спальня с секретами. Казалось бы, зачем Деду Морозу так много комнат? Но он ведь живёт не один, а с помощниками, которые разбирают почту и помогают следить за порядком.

Кабинет



У Деда Мороза есть настоящий кабинет, где он работает. Он обставлен деревянной мебелью ручной работы. Все предметы интерьера украшены узорами, созданными в старинных техниках резьбы. Здесь стоит добротный стол и большой резной трон. Всё в этом кабинете пропитано особенной сказочной атмосферой.

Гостиная



В резиденции Деда Мороза, как и полагается, есть большая комната для приёма гостей. Вернее, это тронный зал, где стоит большая ёлка и всего пара кресел (тронов). Тут достаточно просторно и практически нет ничего лишнего.

Системы хранения



Куда сложить огромное количество писем и подарков? Для этих целей продуманы разные системы хранения: полочки, сундуки и стеллажи.







Кстати, стоит обратить внимание на мебель. Несмотря на то, что комнат в тереме много, для экономии места здесь используются угловые модели. Благодаря этому все помещения кажутся просторными.

Спальня с секретами



На какой перине спит Дед Мороз и сколько у него подушек? Центральное место в спальне отведено удивительно красивой кровати, изготовленной из дерева. Зона изголовья выделена белоснежной тканью с узорами. Она гармонично перекликается с покрывалом. На кровати лежит чудесная перина, только она сделана не из перьев, а из ароматных трав. Это позволяет Деду Морозу спать спокойно. Семь подушек сложенные друг на друге не только украшают интерьер. Оказывается, все они предназначены для разных дней недели.

Есть в спальне ещё один секрет – в ночное время кровать здесь светится, что позволяет создать волшебную атмосферу. Этот приём вполне можно использовать и в самой обычной спальне, что позволит сэкономить на прикроватных светильниках.

Гардеробная без шкафов



Так как нарядов у Деда Мороза немало, для них отведена специальная комната. Интересно, что в ней нет привычных шкафов. Зато она оборудована специальными крутящимися элементами, что позволяет очень быстро находить нужный наряд. Также в комнате есть уголок с зеркалом, как и положено в гардеробной.





Есть и тереме Деда Мороза и детская библиотека. Она занимает часть стены в одной из комнат. Поверхность, на которой располагаются книги, имитирует лёд со снегом. Но такой холодный элемент удачно разбавлен стилизованным камином.

Урок литературного чтения, 2класс
Разработчик: учитель МБОУ «СОШ № 16 г. Ачинска Зырянова Лариса Павловна
Тема урока: образ мороза в сказке В. Одоевского « В гостях у дедушки Мороза».
Цель: формировать умение выявлять особенности характера персонажа для создания положительного образа героя.
Ожидаемый результат: каждый ученик выявляет особенности характера персонажа с опорой на текст сказки.
Оборудование: учебник Л.Ефросининой « Литературное чтение» 2 класс, рабочая тетрадь, слайдовая презентация, карточки для парной работы.

Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Время, примечания

1. Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.
ПОФ

3. Изучение нового
материала.
ФОФ

Целеполагание

4. Изучение нового материала.
ФОФ

5. Итог урока.
Домашнее задание.
Приветствует детей.

Предлагает в парах проверить домашнее задание и оценить ответ друг друга в таблице.
Подводит итог проверки:
- Прокомментируйте ответы своих одноклассников.
-Кто рассказал без ошибок?

Загадка:
Замечательный художник
У окошка побывал.
Отгадайте-ка, ребята,
Кто стекло разрисовал?
Каких только произведений о Морозе не придумали разные авторы.
Как только его не называли.
Игра « Из какого произведения отрывок?»
1.Примерился, прицелился – хлоп! – и легла на озеро толстая ледяная крышка.
(Э Шим « Всем вам крышка»)
-Как называли мороза в этой сказке? (Морозко)
2. «Хорошо, дети. Вы все помогли людям. А ты, Снежинка, помогла больше всех.»
(Р.н.с. «Дети Деда Мороза»)
Задание в парах: вспомнить, как в других сказках называют мороза.
- Почему его так по-разному называют?

Определить тему и цель урока.

Чтение текста по частям.
1 часть: дети читают «по цепочке».
- Как вы думаете, что за человек Мороз Иванович? Или не человек вовсе?
(Мороз-имя сказочное, Иванович- обычное отчество). В самом имени правда и вымысел.
- Как выглядел Мороз Иванович? Прочитайте.
-Как озаглавим 1 часть? Обсудите в парах.
2 часть: самостоятельное чтение.
-Как выглядел дом Мороза Ивановича? Прочитайте.
-Как озаглавим 2 часть?
3 часть: чтение по ролям.
- Что увидела Маша?
-Почему Мороз Иванович не даёт травке вырасти?
-Как же она потом вырастет?

·-Найдите в тексте предложение, в котором заключена главная мысль сказки.
-Как вы её понимаете?

Предлагает задание на карточках.
Узнаем характер Мороза Ивановича.
-Выберите слова, которые подходят к описанию характера нашего героя.
Обобщите, какой по характеру наш герой.

Какие слова не взяли и почему?
-Каким получился Мороз Иванович в нашей сказке? Используйте рисунок и выбранные слова.

С каким произведением сегодня работали?
-Определите жанр этого произведения. Почему это сказка?
- Как в разных сказках называют мороза?
Мороза любят и взрослые и дети. В Великом Устюге живёт этот добрый волшебник и под Новый год приходит к нам в гости с подарками.
Домашнее задание по выбору:
-нарисовать рисунок, каким вы представляете себе деда Мороза;
- написать письмо деду Морозу.

Приветствуют учителя и гостей.

Проводят взаимопроверку в парах и оценивают ответы друг друга.

Дети комментируют ответы.

Отгадывают загадку.

Отгадывают, называют.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети называют.
(Это зависит от дел деда Мороза)

Читают.

Высказывания детей.

Читают отрывок.

Самостоятельное чтение.

Предложения детей

Зачитывают пословицу: снегу много-хлеба много.
Объясняют смысл пословицы.

Дети работают в парах с карточками. Обсуждают, выбирают нужные слова.

Дети называют и поясняют свой выбор.
Ответы детей.

Делают вывод.

5 мин. Рассказывают наизусть стихотворение И.Белякова « О чём ты думаешь, снегирь?»
Оценивают в таблице
имя
Выразительность
ошибки
оценка

Детям предлагаются отрывки из изученных произведений.

На доске появляются разные названия мороза: Морозко, Дед Мороз, Мороз Иванович, Мороз-Красный нос, дедушка Мороз

На доске запись (В Одоевский. В гостях у дедушки Мороза»)
(Пока слайдов)

Читают дети 1 ряда, остальные следят по тексту.

На доске появляется план:
Мороз Иванович.
Дом Мороза Ивановича.
Чудо под периной.

Варианты слов: заботливый, ласковый, сердитый, старательный, умный, суровый, внимательный, добросердечный.

Ответы к стр. 69 — 70

Владимир Одоевский
В гостях у дедушки Мороза

1
Спит Маша и видит чудесный сон.
Идёт будто лесом дремучим. Смотрит - перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой. Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест. Тряхнёт головой - от волос иней сыплется, духом дыхнёт - валит пар густой.
- А, - сказал он, - здорово, девочка милая! Спасибо, что в гости пришла, поможешь мне. А то мне, старичку, и отдохнуть пора: поди-ка приготовь для меня постель, да смотри - взбей хорошенько перину.

2
Привёл как будто дедушка Мороз Машу к себе домой и велит постель приготовить. Дом у Мороза Ивановича сделан весь изо льда: и двери, и окошки, и пол ледяные, а по стенам всё снежные звёздочки. На постели у него вместо перины лежал снег пушистый. Маша принялась взбивать снег, чтобы старику мягче было спать, и у неё, у бедняжки, руки окоченели и пальчики покраснели.
- Ничего, - сказал Мороз Иванович, - это хорошо. А посмотри, что у меня за диковина.

3
Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Маша увидела, что под периной пробивается зелёная травка. Маше стало жаль зелёную травку.
- Зачем ты зелёную травку под снежной периной держишь, на свет белый не пускаешь? - спросила она.
- Не выпускаю потому, что ещё не время: ещё травка в силу не вошла. Кабы вытянулась, то зима бы её захватила и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моей снежной периной, придёт весна, снежная перина моя растает, травка выглянет на свет, а потом заколосится, и будет славная рожь. Недаром говорят: снегу много - хлеба много.
Тут Маша и проснулась.

1. Как Мороз Иванович назвал Машу при встрече? Запиши.

Девочка милая.

2 ∗ . Перечитай описание Мороза Ивановича. Какие слова говорят, что перед нами сказочный герой? Подчеркни.

Смотрит - перед ней сидит старик Мороз Иванович, седой-седой. Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест . Тряхнёт головой - от волос иней сыплется , духом дыхнёт - валит пар густой .

3. Какой ты представляешь девочку? Выбери и укажи ответ + или запиши свой.

+ трудолюбивой + смелой + самостоятельной
ленивой грубой + терпеливой

ф. Одоевский в гостях у дедушки Мороза

Ответы:

В гостях у дедушки МорозаI.Спит Маша в постельке и видит чудесный сон.Идёт она будто лесом дремучим. Смотрит: перед ней сидит старик, Мороз Иванович, седой-седой. Сидит он на ледяной лавочке да снежные комочки ест; тряхнёт головой - от волос иней сыплется; духом дыхнёт - валит пар густой.- А,- сказал он,- здорово, девочка милая! Спасибо, что в гости пришла. Поможешь мне. А то мне, старичку, и отдохнуть пора; поди-ка приготовь для меня постель, да смотри - взбей хорошенько перину. II.Привёл её будто дедушка к себе в дом и велел постель приготовить. Дом у Мороза Ивановича сделан был весь изо льда: и двери, и окошки, и пол - ледяные, а по стенам всё снежные звёздочки. На постели у него вместо перины лежал снег пушистый. Маша принялась взбивать снег, чтобы старику было мягче спать, и у ней, у бедняжки, руки окоченели и пальчики покраснели.- Ничего,- сказал Мороз Иванович,- это здорово. А посмотри, что у меня за диковина. III.Тут он приподнял свою снежную перину с одеялом, и Маша увидела, что под периной пробивается зелёная травка. Маше стало жаль травки.- Зачем ты зелёную травку под снежной пери- ной держишь, на свет белый не выпускаешь? - спросила она. - Не выпускаю потому, что ещё не время: ещё травка в силу не вошла. Кабы вытянулась, то зима бы её захватила и к лету травка бы не вызрела. Вот я и прикрыл молодую зелень моей снежной периной, а придёт весна - снежная перина моя растает, травка и выглянет на свет, а потом заколосится, и будет славная рожь. Недаром говорят: снегу много - хлеба много.Тут Маша проснулась.