Сказки предоставлены издательством Русский Паломник. Они составлены из книг со сказками для детей от 3 до 7 лет .

Сказка о волшебных руковицах и топоре!

Было у старика три сына. Вот умер он, а им наследство оставил. Старшему - дом, среднему - буренку, а самому младшему - рукавицы да топор.

И стали они жить-поживать: старший в доме отцовском, средний решил молоком торговать, а младший - хлеб да соль топором разделывает, да трудом зарабатывает.

Прошло время. Плохим хозяином оказался старший сын, покосился дом отцовский. У среднего корова старая стала, молоко поубавилось. Только младший с топором да в рукавицах и мост возведет, и хату построит, и мельницу поставит. Он уже и себе дом построил, и корову купил, и работа у него идет, как по маслу.

Решили тогда старшие братья, что топор у него заколдованный, и украли инструмент. А топор - вот беда! - не работает. Украл они тогда и рукавицы, и снова ничего!

А младший брат только улыбается, новый топор купил и снова мастерит. Поняли они тогда, что сила не в топоре, а в умении, сами выучились, мастерами стали. И зажили братья припеваючи.

Сказка о самой главной дороге.

Собрались как-то со всего мира дороги. И большие шоссе среди них, и маленькие тропиночки. Решили они выбрать себе царицу, да никак не могут - каждая по-своему заслуживает! Обратились тогда они к самому Господу Богу, чтобы рассудил он справедливо.

Первой заговорила широкая просторная автострада:

— Чем я не заслужила царицей называться? По мне каждый день столько транспорта ездит, и обычные машины, и грузовики, и автобусы! Людей перевозят туда-сюда по всей стране!

Но сказал Господь:

— Не быть тебе царицей. Слишком ты горда собой.

Тогда сказала железная дорога:

— Чем я не царица? По мне день и ночь поезда ходят, скорые, пассажирские, товарные! И люди в электричках каждый день ездят.

— Нет, — сказал Бог. - Ты очень самолюбива.

— А чем я не подхожу? - спросила тогда проселочная дорога. - На мне работы больше всех. По мне не только легковые машины, автобусы и грузовики ходят, но и трактора с комбайнами, а еще люди стада водят!

Но Господь ответил:

— И ты не царица. Слишком самоуверенная ты.

Замолчали все дороги. И тогда посмотрел Бог на маленькую, неприметную тропинку:

— А ты что Мне скажешь?

— А что мне сказать, Господи? Раньше была я широкой, люди по мне ходили, а теперь уж заросла вся. Только недавно вот дети пробегали, нарвали цветов на полянке, и поставили в храме пред иконой святой Матери Божьей.

И сказал тогда Господь:

— Ты в моих очах красивее всех и достойнее всех! Быть тебе царицей над всеми земными путями и дорогами!

Любите музыку? Посетите блог гитарного задрота , где вы узнаете много по интересующей вас тематике.

Мудрая Сказка для детей Ремизов

1
Был один купец богатый. Был у него сын Ванюшка и такой умный – никуда не ходил, ни по пирам, ни по беседам, никуда.
– Что это у нас сынок никуда не ходит, никого не знает? Надо женить его!
– А ты посылай его на беседы, – советует мать.
Отец к сыну:
– Что ты, Ванюшка, никуда не ходишь?
– Куда я, тятенька, пойду, я никого не знаю.
– Ты бы хоть к девушкам на беседу сходил.
– Можно, схожу.
Дал ему отец три рубля денег.
– Поди, – говорит, – купи гостинцев и иди на беседу, девушек попотчуй.
Купил Ванюшка гостинцев, идет по городу, раздумывает, куда идти.
«На господскую беседу неприлично, на купеческую страшно. Пойду-ка я, где мещанки сидят, там попроще!»
И пошел на мещанскую беседу.
Девок беседа большая сидит. Все ему рады: не бывал на беседе никогда.
Одна девка бойкая, Танюшка, выскочила к нему:
– Пожалуйте, пожалуйте, вот место тут!
Ванюшка и сел к ней. Отдал ей гостинцы.
– Вот, Танюшка, потчуй подруг.
Танюшка по разу обнесла подруг, остальное себе. И деньги, что у него остались, отдал он Танюшке.
– Мне, – говорит, – не надо, у нас, у тятеньки, денег много! – и пошел домой.
Дома встречает отец.
– Ну, что, Ванюшка, понравилось на беседе?
– Да ничего, тятенька, хорошо. Понравилось.
– А ты на другой вечер еще сходи. Можно, только мне, тятенька, этих денег мало. Дай пять рублей.
Отец дал денег.
И на следующий вечер взял Ванюшка гостинцев, сколько нужно, и пошел на беседу. И опять садится к Танюшке. И опять ей отдал деньги. А она его и провожать пошла.
И стал Ванюшка ходить каждый вечер. А денег просит отца все вдвое, все вдвое: до двадцати пяти рублей дошел и до тридцати дошел.
Схватился отец.
– Не в добрый час мы послали сына по беседам ходить. Теперь он нас разорит.
– Сам послал по беседам ходить! – отвечала мать.
– Не лучше ли его женить?
– Так что же, жени.
Отец к сыну:
– Ванюшка, не желаешь ли ты жениться?
– Что же, тятенька, жените.
– А кого прикажешь сватать-то?
– Сватайте Танюшку. Девка-то хорошая.
Отец уперся.
– Нам такой не надо. Не то, что в дом, а дома не надо.
– А мне больше никакая не надобна.
– Подзаборная! – вступилась мать, – да мы за тебя найдем невест умных-разумных, благочестивых, от хорошего отца и матери, с большим имением, с большим приданым.
– Ну, как хотите. Кого возьмете, с тем жить и буду, – согласился Ванюшка.
2
Поехали сватать и высватали невесту умную-разумную, благочестивую, от хорошего отца и матери, с большим имением, с большим приданым. И женили Ванюшку. Свадьбу сыграли хорошую, богатую. После пира спать молодых положили. И сами улеглись. Все утихло везде. Никто не стал уж ходить в доме.
Ванюшка говорит Маше:

– Ну, ступай с Богом.
И пошел и вернулся вовремя: еще все спят. А поутру пришли молодых будить, видят – двое. Никто не узнал, а она никому не сказала.
На другой день поехали к Машиной родне, к ее отцу-матери на отводины. Там тоже гуляли. Стали готовить постель молодым на верху. Ванюшка говорит Маше:
– Я там не лягу, приготовляйте внизу, к дверям ближе.
Она упросила мать и им внизу постелили.
И как улеглись все, как затихло все и замолкло, он опять:
– Оставайся, жена, я пойду к Танюшке.
И так каждую ночь ходит и ходит. А жена, как чужая, – перстом не дотронется. Ходит, из дому все тащит.
Стали замечать отец с матерью.
– Скажи, Машенька, не ходит куда Ванюшка от тебя?
– Нет, никуда не ходит Ванюшка от меня. Постоянно все со мной.
Ну, да не проведешь стариков, сами дознались.
– Нужно его послать заграницу. Может, и отстанет от Танюшки.
– Пошли его, – согласилась мать.
Отец к сыну:
– Ванюшка, не съездишь ли ты поторговать заграницу? Я тебе нагружу товару корабль.
– Что ж! Я, тятенька, поеду.
Долго дела не откладывали, нагрузил отец товару корабль.
– Свои товары продашь, заграничных накупишь и опять домой приезжай.
– А какой тебе, тятенька, подарок привезти заграничный?
– А привези мне шапку в пятьдесят рублей.
– А тебе чего привезти, маменька?
– Привези мне во сто рублей шаль.
– Хорошо, маменька, привезу.
Обернулся к жене.
– Тебе чего нужно?
– Мне ничего не нужно: своего всего много. А привези, Ванюшка, ума.
– Хорошо, привезу.
Побежал к Танюшке.
– Заграницу торговать еду. Какой подарочек привезти тебе, Танюшка?
– Привези в пятьсот рублей салоп.
– Хорошо, привезу. Только как я тебе его передам?
– Приходи на пристань, когда вернусь.
Простился и поехал.
3
Приехал Ванюшка заграницу. Привалил на пристань корабль. И пошла торговля, такая торговля пошла, и не рядится: что спросит, то и дают. Все товары распродал по самой дорогой цене, а набрал товаров заграничных по самой дешевой цене. И подарки накупил: шапку отцу, шаль матери, Танюшке салоп, и осталось только жене ума купить.
«Где ума купить?» – ходит по городу, думает: без ума ему домой невозможно ехать!
Зашел в один магазин, самый большой, заграничный.
– Что, господа, нет ли продажного ума?
Рассмеялись.
– Дурак, – говорят, – есть умы у нас, да про себя, дурак!
Закрыл глаза, со стыдом вышел, идет по городу – головушка повешена.
Ай, попадает ему встречу пьянчужка рваная.
– Что ты так, голубчик, задумался? Головушка повешена?
– Уйди, что тебе за дело! – отмахнулся от пьянчужки рваной.
И разошлись.
А прошел немного и раздумался.
«Этакие, может, и лучше знают, где ума купить!»
– Стой, – кричит, – эй, друг, воротись-ка!
Пьянчужка тут-как-тут.
– Ну, что тебе нужно?
– А не знаешь ли, где умы продают? Жена наказала ума купить, без ума мне приехать домой невозможно.
– Пойдем со мной! Ума сколько хочешь найду.
Ну, конечно, куда же – в трактир в Симпатию. Привел его пьянчужка в Симпатию, усадил за столик.
– Посиди, – говорит, – тут. Я сейчас. Я это дело тебе сделаю, ума доставлю, только ум дорог – семьсот рублей.
– Семьсот, так семьсот!
Долго ходил пьянчужка. Наконец-то явился, несет узелок под мышкой: в рогожке узелок, укутан веревками накрепко.
– Денежки пожалуйте, семьсот рублей.
Отсчитал Ванюшка деньги, а тот ему узелок.
– Не смотри до дома, а то уйдет ум от тебя.
Взял Ванюшка узелок и на корабль. Там, в каюте закрыл окна и дверь, положил узелок в угол. И стали отправляться в путь.
Мало ли, много ли места проехали, и стал этот узелок его мучить.
«За что я семьсот рублей отвалил? Чего я домой жене привезу?» – только и дума, только и мука.
И сошел Ванюшка в каюту, заперся, да за узелок. Путал, путал – распутал. А там – худые брючишки, рваные-прерваные, да и пиджачонка рвань, да шапчонка рваная, худая, да сапоги оборыши без голенищ, одни коты.
Хлопнул себя с досады:
– Так вот за что я семьсот отвалил!
Сгреб рвань в охапку и понес – куда же? – только в море. И только что замахнулся сбросить в море, вдруг стал. «А не свезти-ка мне лучше домой?»
И вернулся в каюту, кинул в угол рвань.
4
Приехал Ванюшка домой на сутки раньше. Привалил к пристани корабль. Сошел в каюту, вытащил узелок, оделся в это ризье, обулся. И пошел с корабля нищим.
Приходит к отцовскому дому. Помолился у порожка, просит милостыньку Христа ради.
Вышел отец, тридцать копеек вынес.
– Прийми, нищенка, милостыньку! Помолись за моего сына Ванюшку.
А мать за ним полтинник дает.
– Помолись за нашего сына Ванюшку.
Выходит жена, рубль несет.
– Прими, нищенка, милостыньку. Помолись за моего милого мужа Ванюшку, чтобы дал ему Господь ума-разума.
Поклонился Ванюшка отцу, матери и жене и пошел от двора к Танюшке.
У Танюшки – огонь, дверь не заперта. Вошел в дом. А там стол, как буфет. На столе разные закуски, выпивка, рюмки. И сидит у нее за столом такой рыжик. Вот охватываются, целуются. Оба пьяные.
– Я, пока жива, от тебя не отстану! – хлопнула Танюшка об стол кулаком, – и от Ваньки тоже не отстану, пока его по миру не пущу.
– Милостыньки Христа ради!
Кидком кинула три копейки.
– Убирайся к черту!
Вышел, перекрестился Ванюшка.
– Слава Тебе, Господи! Не жаль мне и денег: не рвань, я ум купил!
Вернулся Ванюшка на корабль. Оделся, сдобился, дожидает света. И как светло стало, едет к нему Танюшка на тройке.
– Все ли благополучно? Как поживаешь, Танюшка?
Заплакала Танюшка.
– Про меня-то ты и не спрашивай! Без тебя я переплакалася, перетосковалася. Привез ли ты мне подарочек?
– Привез, привез.
И пошел в каюту и она за ним.
И как вошли в каюту, он ее схватил и ну мять и топтать. Всю изодрал – всю в кровь. Как кусок мяса выкинул.
Извозчики не берут.
– У нас, – говорят, – дама ехала! А это что? Мяса кусок.
Не обернулся Ванюшка, пошел к дому – к отцу-матери.
Все его встречают – и отец, и мать, и жена.
Поздоровался он с отцом, с матерью и с женой. Приогляделся и стал подарки дарить.
Отдал отцу шапку.
– Вот тебе, тятенька, шапка в пятьдесят рублей. Хороша ли?
– Хороша, Ванюшка.
Подал матери шаль.
– Вот тебе, маменька, шаль в сто рублей. Хороша ли?
– Хороша, Ванюшка.
Подает салоп жене.
– Вот тебе, милая жена, в пятьсот рублей салоп.
Как обрадовалась Машенька.
– Слава Тебе, Господи! Дал Ты ему, Господи, ума-разума!
И стали они жить по-хорошему.

Сказка для ребенка, прежде всего, средство познания мира, способ активного мировоззрения. Сказка учит яр­ким и сильным человеческим чувствам, она предлагает путь, на котором можно найти свое счастье.

Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при всем этом она неизменно ставит вопросы; сказка хо­чет, чтобы ребенок думал .

Авторы (А. Лопатина, М. Скребцова «Вечная мудрость сказок». Кн. 3,4 / А. Лопатина, М. Скребцова. – М. : Амрита-Русь. 2008. – (Серия «Образование и творчество»)) предусмотрели диалог детей со взрослыми - после каждой сказки даются вопросы для обсуж­дения и задания, позволяющие лучше понять и глубже прочувствовать то знание, что несёт в себе конкретная сказка.


ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО

Обижают брата, друга?

Вашим близким в жизни туго?

Торопитесь к ним скорей,

Защищайте их смелей!

Стойте смело, до победы,

Все исчезнут сразу беды!

Только, чур, без кулаков,

Нам не нужно синяков.

Считаешь ли ты себя храбрым человеком?

Когда ты поступаешь более храбро: когда ты один или когда на тебя смотрят друзья?

Приведи пример храброго поведения своих друзей или знакомых.

Может ли храбрый человек испытывать страх?

Какты думаешь, есть ли люди, которые никогда не испытывают страха?

Как ты думаешь, нужна ли храбрость в повседневной жизни, или она необходима только в трудной ситуации?

Если бы тебя попросили написать список самых важных ка­честв для человека, на каком месте ты поставил бы храбрость?

ХРАБРЫЙ МАЛЬЧИК

Дагестанская сказка


Жил-был мальчик. Пошел он в лес. Гулял-гулял и заблу­дился. А было это высоко в горах. Искал-искал дорогу и устал. Сломил он себе крепкую палку и дальше пошел. Шел-шел и лег под куст отдохнуть. Вот он лег отдохнуть и видит: по большому дереву громад­ная змея ползет. А на дереве гнездо, а в гнезде птенцы. Как уви­дели птенцы змею, закричали они, заплакали: - Помогите! Помогите! Но никто не пришел к ним на помощь. А змея шипит, пасть разинула, язык высунула. Лезет все выше, подползает все ближе... Мальчик сперва очень испугался, а потом пожалел птен­цов: взял свою крепкую палку, размахнулся и ударил змею. Она развернулась, опять свернулась да как прыгнет на мальчика. Змея была сильная, толстая и длинная. Змея и мальчик би­лись очень долго, но мальчик победил. Он бросил птенцам змеиное мясо, а сам опять лег под куст и уснул, потому что очень устал.

Вдруг зашумел лес от ветра, ночные звери в норы попрята­лись, звезды тучами укрылись. Это, широко махая своими могучими крылами, прилетела чудо-птица к своим птенцам. Увидела она мальчика, страшным клекотом заклекотала:

Ччеловекк, ччеловекк! Рразорву еггго! Мама, мама, - заплакали птенцы, - этот человек змею - убил, нас накормил! Тогда чудо-птица опустилась на землю и распростерла над мальчиком свое широкое крыло, чтобы ни ветер, ни дождь ему спать не мешали. Утром храбрый мальчик проснулся, увидел над собой боль­шое крыло и заплакал. - Не бойся, - сказала ему чудо-птица. - Ты моих детей спас, я для тебя теперь что хочешь сделаю. - Отнеси меня домой, - попросил мальчик. - Садись ко мне на спину, обними за шею. И чудо-птица подняла мальчика высоко, унесла далеко и опустила на крышу его родного дома.


Вопросы и задания:

Был ли в твоей жизни случай, когда ты сначала чего-то очень испугался, а потом все-таки смог совершить отважный поступок?

Что еще, помимо силы, необходимо иметь человеку, чтобы прийти кому-то на помощь?

Представь, что ты рядом с мальчиком. Как бы ты помог ему справиться с коварной змеей?

Придумай сказку о том, как волшебная птица решила отблаго­дарить мальчика и превратила его в самого храброго человека на свете.

Придумай сказку о том, как птенцы, когда выросли, помогли мальчику в беде.

Представь, что ты разговариваешь с самым храбрым челове­ком на земле. О чем ты его спросил?

Почему некоторые люди становятся храбрыми, только когда кого-то защищают?

Сценка «Школа храбрости»

Дети делятся на группы. Один человек из группы - ди­ректор школы храбрости, остальные - ученики. В сценке дети должны рассказать, как и чему они будут учиться в школе храб­рости.

Рисунок «Чудо-птица»

Нарисуй чудо-птицу из сказки.

МЛАДШИЙ ПРИНЦ

Притча


Было у короля три сына. Старший был храбрым вои­ном и умело владел любьм оружием. Он мечтал стать пол­ководцем, и король поставил его во главе своего войска. Средний сын хотел прославить королевский род строи­тельством храмов и замков. Отец соглашался с ним и вы­давал деньги на строительство. Только младший сын рас­страивал короля. Он не воевал, не строил, а целыми дня­ми читал книги. Младший сын короля изучал историю, языки и обычаи разных народов.

Сын, зачем ты изучаешь нравы и языки чужих на­родов? Ты должен любить свою Родину, - часто упре­кал принца король.

Сын молча выслушивал отца, но продолжал свои за­нятия.

Вдруг нежданно-негаданно пришла беда. Соседи коро­ля объединились и объявили войну. Королевское войско терпело поражение за поражением. Наконец настал день последней битвы. В многочисленных храмах все, кто не мог сражаться, молили Господа о спасении. За день до битвы в шатер полководца вошел младший сын короля. - Зачем ты приехал сюда, книжник? Уезжай немедлен­но! Завтра будет битва! - вскричал молодой полководец.

Да, сын, тебе здесь не место, - поддержал король, который тоже готовился победить или погибнуть в по­следнем сражении. Младший сын короля достал бумагу и спокойно сказал: - Я три дня провел во вражеском лагере. Здесь нарисовано расположение орудий врага и все их планы. Завтра на рассвете основные силы противника обойдут наше войско по узкому оврагу и ударят нам в тыл. После рассказа младшего сына король приказал гото­виться к битве. Сражение было жестоким, но враги всю­ду натыкались на ловушки и были разбиты.

Сын, ты оказался героем. Как ты смог прятаться сре­ди врагов целых три дня?-воскликнул король, обнимая младшего сына после победы.

Я не прятался, а свободно ходил везде, ведь я знал языки и обычаи этих людей. Поэтому они принимали ме­ня за своего, - ответил принц.

Разве тебе не было страшно? - удивился его брат.

Любовь к Родине превыше страха смерти, - спо­койно ответил младший сын.


Вопросы и задания:

Почему королю казалось, что его младший сын не лю­бит свою Родину?

Как вы думаете, если человек знает в совершенстве иностранные языки, значит ли это, что он не любит свою Родину?

Какой язык вы хотели бы выучить и почему?

Подумайте, какое занятие самое достойное для сына короля?

Представьте, что вы принц (принцесса). Расскажите, чем бы вы стали заниматься.

Сценка

Дети делятся на группы. Один человек из группы играет роль короля, остальные его дети: принцы или принцессы. В сценке «дети короля» по очереди рассказывают своему отцу, что они могут сделать для славы своей Родины.

Обсудите с детьми тему «Что я могу сделать для своей Родины».

РОДИНА КРАШЕ СОЛНЦА, ДОРОЖЕ ЗОЛОТА

Дороже золота она,

В ней красота и глубина.

В ней первый дом на свете твой

И милой мамы взгляд родной.

Ее за деньги не купить

И невозможно не любить.

И любим тем ее сильней,

Чем дольше мы в разлуке с ней.

Вопросы и задания для беседы:

Попросите детей вспомнить какое-либо место или со­бытие, которое ассоциируется у них со словом «Родина», и рассказать о нем.

Перечислите все хорошее, что дала вам Родина.

Как вы думаете, может ли у человека быть две Родины или больше?

Представьте, что вы должны провести урок, посвященный

любви к Родине в классе, где учатся дети разных народов. Как

бы вы провели урок, чтобы каждый из учеников почувствовал гордость за свою родную землю и не был обижен?

Сценка

Поделите детей на пары. В сценке-диалоге один чело­век из пары утверждает, что Родиной для человека может быть любое место на земле, которое он полюбил в тече­ние жизни или даже весь мир; а второй доказывает, что Родина -- это то место, в котором ты родился.

Общение царя с солдатом в русской народной сказке «Мудрые ответы» интересным образом складывалось. Царь загадывал загадки мудрёные, а солдат отвечал на них. Царь, видимо, был большой любитель загадок, потому что загадывал их не только солдату, но и другим своим подданным.

«Мудрые ответы»
Русская народная сказка

Служил солдат в полку целые двадцать пять лет, а царя в лицо не видал. Пришел домой. Стали его спрашивать про царя, а он не знает, что и сказать-то. Вот и начали его корить родичи да знакомцы:
– Вишь, – говорят, – двадцать пять лет прослужил, а царя в глаза не видал!»

Обидно это ему показалось; собрался и пошел царя смотреть. Пришел во дворец. Царь спрашивает:
– Зачем, солдат?
– Так и так, ваше царское величество! Служил я тебе да богу целые двадцать пять лет, а тебя в лицо не видал: пришел посмотреть.
– Ну, смотри.

Солдат три раза обошел кругом царя, все оглядывал. Царь спрашивает:
– Хорош ли я?
– Хорош, – отвечает солдат.
– Ну теперь, служивый, скажи: высоко ли небо от земли?
– Столь высоко, что там стукнет, а здесь слышно.
– А широка ли земля?
– Вон там солнце всходит, а там заходит – столь широка!
– А глубока ли земля?
– «Да был у меня дед, умер тому назад с девяносто лет, зарыли в землю, с тех пор и домой не бывал: верно, глубока!

Потом отослал царь солдата в темницу и сказал ему:
– Не плошай, служба! Я пошлю к тебе тридцать гусей; умей по перу выдернуть.
– Ладно!

Призвал царь тридцать богатых купцов и загадал им те же загадки, что и солдату загадывал; они думали-думали, не смогли ответа дать, и велел их царь посадить за то в темницу. Спрашивает их солдат:
– Купцы-молодцы, вас за что посадили?
– Да вишь, государь нас допрашивает: далеко ли небо от земли, и сколь земля широка, и сколь она глубока; а мы – люди темные, не смогли ответа дать.
– Дайте мне каждый по тысяче рублей – я вам правду скажу.
– Изволь, брат; только научи.

Взял с них солдат по тысяче и научил, как отгадать царские загадки. Дня через два призвал царь к себе и купцов и солдата. Задал купцам те же самые загадки, и как скоро они отгадали – отпустил их по своим местам.
– Ну, служба, сумел по перу сдернуть?
– Сумел, царь-государь, да еще по золотому!
– А далеко ль тебе до дому?
– Отсюда не видно – далеко, стало быть!
– Вот тебе тысяча рублей; ступай с миром!

Воротился солдат домой и зажил себе привольно, богато.
***

Часто в школе задают вопрос: в каких русских народных сказках загадываются загадки? К таковым относится русская народная сказка «Мудрые ответы» (из сборника А.Н.Афанасьева). Название сказки говорит само за себя. Причём загадки в сказке «Мудрые ответы» сложные, над их отгадками надо хорошенечко подумать. Отгадки – не просто какие-то предметы, например, горшок, валенок, репа, — а целые философские рассуждения. Солдат в сказке мудрым оказался, а вот богатые купцы в количестве тридцати человек — нет.

Как-то раз старый китайский учитель сказал своему ученику:

Пожалуйста, хорошенько осмотри эту комнату и попытайся заметить в ней все, что имеет коричневый цвет.

Молодой человек огляделся. В комнате было много коричневых предметов: деревянные рамы картин, светло-коричневый диван. Карниз для занавесок, парты, книги и ещё множество мелочей.

Теперь закрой глаза и перечисли все предметы … голубого цвета.

Молодой человек улыбнулся:

Я не заметил ничего голубого.

Открой глаза. Посмотри только, какое здесь множество голубых вещей. Это было правдой: голубая ваза, голубые рамки фотографий, голубой узор кора, голубые книги на полках, голубая рубашка Старого Китайца. - Посмотри же на все эти упущенные предметы!

Но это уловка, - сказал молодой человек. - Ведь я искал коричневые, а не голубые предметы.

Именно это я и хотел показать! Ты искал и находил только коричневый цвет, совершенно упуская из виду голубой. Так же происходит и в жизни: ты ищешь и находишь плохое, но упускаешь все хорошее.

Меня всегда учили, что следует ожидать худшего, поскольку в этом случае никогда не окажешься разочарованным.

Таково распространенное мнение, - заметил Старый Китаец. - Но оно ложно и является убеждением, которое чаще всего разрушает наши мечты и не позволяет нам ощущать счастье.

Но почему? - спросил молодой человек. - Если я ожидаю худшее, и оно действительно случается, я не испытываю разочарования. Но если оно не происходит, меня ждет приятный сюрприз. Если я буду надеяться на лучшее, я всего лишь подвергаюсь риску разочарования.

Потому что, если ты ожидаешь худшего, то неизменно с ним столкнешься, и наоборот. Уверенность в пользе ожидания худшего заставляет нас упускать из виду все хорошее, что происходит в нашей жизни. Многие знаменитые и богатые люди, у которых есть все, что только можно вообразить, умудряются впадать в депрессию и становятся наркоманами.

Потому что, вместо того, чтобы подумать обо всем, что у них есть, они сосредотачиваются на том, чего у них нет, и потому "видят" только то, чего им недостает. Таким образом, они сами делают себя несчастными. С другой стороны, многие люди, ведущие очень скромный образ жизни, по-настоящему счастливы, так как сосредоточены на том, что имеют. Вот поэтому человек, считающий свой стакан наполовину полным, более счастлив, чем тот, кто считает его наполовину пустым.

Наши чувства в отношении событий жизни определяются тем содержанием, которое мы с ними связываем, а не самими обстоятельствами. И все же увидеть положительные стороны ситуации не всегда легко. Вот тогда и пригодятся тебе эти вопросы. Они заставляют нас искать в ситуации нечто замечательное, и мы непременно его найдем, точно так же, как при сознательном поиске голубого цвета в этой комнате ты начал видеть только его.

Именно это имеют ввиду, когда говорят, что в каждой ситуации есть что-то хорошее, а каждая проблема представляет собой замаскированный дар. Можно изменить любую точку зрения, и благодаря этому мы способны добиться того, что любое переживание обогатит нашу жизнь.

Поразительно! воскликнул молодой человек. - Получается, люди могут сознательно изменять свое отношение к ситуации, ожидая лучшего, сосредоточившись на том, что приносит им благо, и задавая себе утвердительные вопросы?

Именно так. Одна девушка очень переживала, нервничала и думала о самых ужасных вещах перед экзаменом, хотя предмет знала. Но переживания ей очень мешали сосредоточиться. И тогда она говорила себе: "Всего через два-три часа все это закончится, я получу хорошую оценку и буду совершенно свободна". И она шла и сдавала экзамен на отлично. Сущность создания здорового, счастливого отношения к жизни можно свести к одному слову - "благодарность". Каждый день задавай себе вопрос: "За что я могу быть благодарен сегодняшнему дню?"

Но что, если нет ничего такого, за что можно было бы благодарить этот день? - спросил молодой человек.

Старый Китаец посмотрел на него, приподняв брови:

Несколько лет назад я навещал умирающего друга. Он совершенно не выглядел подавленным, а был спокойным и даже радостным. "Я проснулся этим утром, значит сегодня я жив" - говорил мой друг…