Часто обстоятельства жизни персонажа, узнаваемые в ходе повествования значительно позднее и внешне безотносительно к тем сценам, о которых раньше шла речь, дают важнейший материал для психологического анализа. Ретроспективное объяснение ожесточенности Грушеньки, ее «надрыва», всего ее инфернального поведения возникает лишь в третьей части романа (глава «Луковка»), где она рассказывает Алеше о своем обидчике, о пятилетних муках поруганной любви и ревности. Письмо, полученное месяц назад, до крайности обострило прежние воспоминания, возбудив тревоги и надежды. Весь месяц, как видно теперь, находилась она в смятенном состоянии духа, тогда же посетила и Катерину Ивановну («Обе вместе»). Только сейчас до конца понятным становится, какого душевного напряжения стоило Грушеньке решиться поведать свою историю Катерине Ивановне, которую она, по рассказам Дмитрия, представляла, очевидно, тоже глубоко страдающей женщиной. Но почувствовав, несмотря на внешнее радушие соперницы, ее покровительственный тон, особенно нестерпимый в пересказе душевной исповеди Грушеньки, она ответила Катерине Ивановне жестоким оскорблением. После главы «Луковка», возвращаясь памятью к этой ранней сцене, читатель, без всяких авторских напоминаний, имеет возможность значительно полнее и глубже понять психологию героини. Прием ретроспективной характеристики психологии персонажей, создаваемой без авторских разъяснений, одними композиционными средствами, характерен для романной структуры Достоевского. В главе «Бесенок» («Братья Карамазовы») Лиза Хохлакова признается Алеше, что иногда с садистским восторгом думает о распятом,четырехлетнем мальчике: «Хорошо. Я иногда думаю, что это я сама распяла. Он висит и стонет, а я сяду против него и буду ананасный компот есть». И далее. «Он Иван пришел, а я ему вдруг рассказала про мальчика и про компот, все рассказала, все, и сказала, что «это хорошо». Он вдруг засмеялся и сказал, что это в самом деле хорошо. Затем встал и ушел» Новый, неожиданный и важный штрих вносит это признание в характеристику Ивана Карамазова, который еще недавно в беседе с Алешей выступал гневным обличителем тех, кто заставляет страдать безвинных детей, отказывался от мировой гармонии во имя неотмщенной слезинки несчастного ребенка. Если бы такое признание сделано было в состоянии спокойном и трезвом, оно бы начисто перечеркивало всю исповедь Ивана как неискреннюю. В действительности же этого не происходит именно потому, что, как вскоре разъясняется самим развитием событий, Иван находится на грани безумия, связанного прежде всего со все большим и большим осознанием своей причастности к убийству отца. Ненависть и презрение к себе как вероятному убийце, несмотря на ожесточенное внутреннее сопротивление этой мысли, постепенно овладевают душой Ивана. Не этими ли чувствами, не этой ли пытливой направленностью внимания на самые жестокие и страшные свойства своей личности вызвана внезапная реплика Ивана? Если предположить, что слова Лизы Алеше: «Послушайте, теперь вашего брата судят за то, что он отца убил, и все любят, что он отца убил», были сказаны ею и Ивану, а это вполне вероятно, так как они непосредственно связаны с отношением к распятию, то реакция Ивана становится еще понятнее. Ведь Иван первый, кто, не будучи физическим убийцей, «полюбил» мысль об убийстве отца и внушил ее Смердякову- Но понять состояние духа Ивана в разговоре с Лизой можно лишь в свете всех последующих его нравственных мучений. С другой же стороны, причины особенной раздраженности Лизы, се самомучительства в упомянутом разговоре, объясняются отчасти стыдом за письмо, посланное Ивану и встреченное им с обидной холодностью (о своем отношении к письму Иван говорит Алеше позднее, и это объяснение проливает свет на прежнее настроение Лизы). Впоследствии выясняется даже, что само название главы «Бесенок» подсказано отношением Ивана. Взяв новое письмо Лизы из рук Алеши, «Иван тотчас же узнал руку. А, это от того бесенка! - рассмеялся он злобно». Но еще позже, в главе «Это он говорил», Иван свяжет свое ожесточение с ночными посещениями «черта», с муками собственной совести и попросит у Алеши прощения за оскорбление Лизы: «Мне нравится Лиза. Я сказал тебе про нее что-то скверное. Я солгал, мне она нравится». Это признание косвенно подтверждает представление о том душевном состоянии, в котором произнес Иван свои чудовищные слова о распятом ребенке. Лишь на следствии по делу Мити Карамазова выясняется, что весь последний месяц чувствовал он себя подлецом, укравшим деньги Катерины Ивановны, и тогда становится понятным его ожесточение и отчаяние. В таком именно состоянии он буянил в трактире, оскорбляя штабс-капитана Снегирева, избил отца и т. д. Читателю, уже давно и как будто вполне знакомому с трагедией Илюши Снегирева, в четвертой части «Карамазовых» неожиданно открывается психологическое обстоятельство первостепенной важности (история с Жучкой), которое повлияло на все поведение мальчика. Правда, здесь, в отличие от других случаев, связь событий определяется прямыми словами Коли Красоткина: «Поймите, что он таким образом уже предварительно приготовлен был к страшному раздражению». Но часто сопоставлять последующие сведения с предыдущими, извлекая из них новое знание психологии героев, должен сам читатель. Писателем заведомо предусмотрена его большая творческая активность в этом отношении.

«Путь к состраданию»

(по отрывку из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» «Мальчики»)

Цель статьи состоит в том, чтобы на примере героев Достоевского исследовать мир души человека, изучить проблемы добра и зла, любви и уважения, прощения, проследить нравственные изменения героев в ходе событий.

Психологи считают, что личность человека формируется до 5 лет, потом она только шлифуется и незначительно изменяется, следовательно, любое воспитательное воздействие необходимо именно в раннем возрасте, потом бывает часто уже поздно воспитывать. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей. Поэтому великий “исследователь душ человеческих” – Федор Михайлович Достоевский начинает создание образов главных героев с описания их детства, в зависимости от которого ставит формирование их характеров. Однако было бы неправильным предполагать, что Достоевский выводит личность человека исключительно из окружающей среды. Он, безусловно, признает тот факт, что многое, что развивается впоследствии в человеке, заложено в нем изначально. Таким образом, детство – это не только и не столько подготовка ко взрослой жизни, сколько самоценное явление. Различия людей прослеживаются в самом раннем возрасте, это тоже ярко показывает Ф.М.Достоевский, описывая детство своих героев.

«Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только нашим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами…- пишет Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» в 1873г.- Ребенок что цветок , что листок , завязавшийся весною на дереве; ему надо свету, воздуху, воли, свежей пищи , и вот, вместо этого душный подвал с каким-нибудь квасным или капустным запахом, страшное зловоние по ночам, нездоровая пища…, а на дворе – пыль, кирпич и известка».

Дети в романе «Братья Карамазовы» в главе «Мальчики».

Да, действительно, дети – герои многих произведений Ф.М.Достоевского, например «Мальчик у Христа на елке», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание». Теме детства в романе отведена целая глава. Достоевский в этой главе раскрывает лучшие черты характера главного героя Алеши Карамазова, показывает, как под его влиянием изменяются мальчики: Илюша, Коля и другие дети. Для автора детство - символ чистоты, нежности.

Кто претерпевает изменения в душе, развивается, тот считается настоящим, истинным, героем художественного произведения. Илюша, Коля Красоткин совершают такой путь познания, развития. Это трудный, тяжелый путь от озлобленности, эгоизма, себялюбия - до Илюшиного камня « А мы с ним, надо вам знать-с,- рассказывает старший Снегирев о своем сыне Алеше Карамазову, - каждый вечер и допрежь того гулять выходили, ровно по тому самому пути, по которому с вами теперь идем, от самой нашей калитки до вон того камня большущего, который вон там на дороге сиротой лежит у плетня, и где выгон городской начинается: место пустынное и прекрасное-с» . Камень – символ преграды, встающей на жизненном пути и заставляющей человека задуматься о своей жизни, это символ страданий, слез, символ той твердой и непреложной истины, которая открывается далеко не каждому в жизни . Именно у камня, хороня Илюшу, произносит Алеша свою речь. « Согласимся же здесь, у Илюшина камушка, что не будем никогда забывать – во-первых, Илюшечку, а во-вторых, друг об друге. И что бы там ни случилось с нами потом в жизни, хотя бы мы и двадцать лет потом не встречались, - всё-таки будем помнить о том, как мы хоронили бедного мальчика, в которого прежде бросали камни, помните, там у мостика-то? – а потом так все его полюбили. Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и полезнее для жизни, как какое-нибудь хорошее воспоминание, вынесенное из детства, из родительского дома. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек на всю жизнь ».

В главе «Мальчики» мы знакомимся с Илюшей Снегиревым в момент его нападения на Алешу Карамазова. « Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким, худеньким продолговатым личиком, с большими, темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из рукавов. На правом коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге, на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная чернилами». Мальчик был похож на звереныша: он сорвался с места и кинулся сам на Алешу, и не успел тот шевельнуться, как злой мальчишка, нагнув голову и схватив обеими руками его левую руку, больно укусил ему средний ее палец. Палец был больно прокушен. Что же произошло с этим ребенком? Почему он стал таким жестоким? Может ли быть добро с кулаками? Нужно ли осуждать борющихся за правду, старающихся отомстить обидчикам? На эти вопросы Алеша Карамазов, а вместе с ним и автор, хочет найти ответ. Но вопрос остается открытым, как, впрочем, и многие другие нравственные вопросы, поднимаемые Достоевским. Нет, и не может быть на них однозначного ответа. Недоумевая, почему незнакомый мальчик вдруг кинулся на него с дракой, Алеша приходит к нему в дом и выясняет, что это сын того самого штабс-капитана, которого недавно обидел и унизил его брат Дмитрий Карамазов. “Я, кажется теперь все понял, – тихо и грустно ответил Алеша, продолжая сидеть. – Значит, ваш мальчик – добрый мальчик, и бросился на меня как на брата вашего обидчика”. Вкладывая эту агрессию в руки маленького мальчика, Достоевский возможно еще раз подчеркивает, что пути добра неоднозначны, ибо изначально доброе и чистое создание – ребенок стремится сотворить зло (побить невинного человека), бесконечно уверенный в правоте своей. Глубоко и проникновенно звучат слова отца Илюши, рассказывавшего Алеше об этом происшествии. « Дети в школах народ безжалостный: порознь ангелы Божии, а вместе, особенно в школах, весьма часто безжалостны. Начали они его дразнить, воспрянул в Илюше благородный дух. Обыкновенный мальчик, слабый сын, - тот бы смирился, отца своего застыдился, а этот один против всех восстал за отца. За отца и за истину-с, за правду-с ».

Таким образом, вечные проблема добра и зла, “униженных и оскорбленных” раскрываются писателем и через тему детства, в том числе. Вечный поиск справедливости воплощается в действиях маленького мальчика Илюши, пытающегося изо всех своих детских сил, превозмогая страх “воевать”, доказывая всему миру свое право на достоинство и честь. Однако невольно вспоминается библейская мудрость, ставшая поговоркой, о том, что" благими намерениями вымощена дорога в ад”. Защищая отца, Илюша сам обижает невинного Алешу, ожесточается сердцем, ненавидя своих одноклассников. Зло порождает зло. Илюша умирает впоследствии, но умирает, раскаиваясь в совершенных злых поступках, как в “нападении” на Алешу, так и в том, что по наущению Смердякова подкинул бродячей собаке кусок хлеба с иголкой. Он умирает большим другом Алеши Карамазова, тихо и спокойно простившись с отцом и друзьями. Каким же был Илюша до встречи с Алешей? Одиноким, без друзей, озлобленным несправедливостью взрослых, отсутствием милосердия.

А каким умирает Илюша? Он окружен людьми неравнодушными, любящими, творящими добро. Мальчики, которые его избивали вшестером, травили, обзывали, теперь искренне стремятся облегчить его страдания, приносят ему игрушки, собаку. Илюша страдает от своей жестокости по отношению к бродячей собаке Жучке, его мучает совесть, он осознает светлое чувство прощения и любви.

Быть может, именно его смертью Достоевский вновь пытается утвердить мысль об изначальной близости ребенка к богу, к горнему, к чистому. Так “согрешивший” девятилетний мальчик все же очищается и очищает своей смертью, родных, друзей, забывших про “традиционную” детскую жестокость, он возвышает своей смертью всех окружающих его. Детство, таким образом, еще раз признается источником чистоты.

Один из друзей, который руководил воспитанием Илюши, является Коля Красоткин. « Его лицо было вовсе не «мерзкое», напротив, довольно миловидное, беленькое, бледненькое, с веснушками. Серые, небольшие, но живые глазки смотрели смело и часто загорались чувством. Скулы были несколько широки, губы маленькие, не очень толстые, но очень красные; нос маленький и решительно вздёрнутый». Это мальчик самобытный, смелый, «ужасно сильный», ловкий, характера упорного, духа дерзкого и предприимчивого. Учился хорошо. Уважение школьников принимал как должное, но держался дружелюбно. Главное, «знал меру». Одним словом, он был признанным неформальным лидером, как сказали бы современные психологи. При знакомстве с ним Алеша обращает внимание на его высокое самомнение, но делает это тактично и ненавязчиво: “ Я недавно прочел один отзыв одного заграничного немца, жившего в России, о нашей теперешней учащейся молодежи: “Покажите вы, - пишет он, - русскому школьнику карту звездного неба, о которой он до тех пор не имел никакого понятия, и он завтра же возвратит вам эту карту исправленною” . Никаких знаний и беззаветное самомнение - вот, что хотел сказать немец”. Их знакомство произошло у постели умирающего Илюши, после непродолжительного разговора Коля понимает, что он искренне любит Алешу и не стыдится ему признаться в этом. Перед встречей с Алешей главными чертами в его характере были самолюбие, самодовольство, самолюбование, самовластие. Он воспитывал Илюшу, стремясь искоренить в нем чувствительность, мягкость, сострадание, так считал это проявлением слабости человека. В трудный для Илюши период жизни, связанный с унижением отца, жестоким обращением с собакой, Красоткин, отвернулся от мальчика, выдерживая характер, вырабатывая у него силу духа. А Илюше так нужна была Колина любовь, поддержка! После знакомства с Алешей у Илюшиного камня это другой человек. В его сердце живет доброта, великодушие, самоанализ, способность к самоосуждению.

Итак, к чему приходят герои в конце произведения, какие важные открытия совершают ся в их душе?

Это оказался настоящий путь к состраданию, милосердию, добру, умению ценить не только внешнюю красоту – оболочку, но и истинную красоту души людей. Именно возгласом Коли Красоткина, мальчика 13 лет заканчивается роман: “ И вечно так, всю жизнь рука об руку! Ура Карамазову”. И эти слова из уст ребенка сами подводят итог теме детства. Неотъемлемой составляющей образа детства, является любовь. Именно невинность, чистота детская в наибольшей степени кощунственной делает страдания детей, принимаемые за чужие грехи.

Роль образа Алеши Карамазова в изменении характеров героев.

Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети! Именно к этой традиционно христианской идее приходит Достоевский и ее делает одной из центральных своих идей. Ведь именно в “детскости”, непосредственности Алеши Карамазова и состоит его привлекательность.

Кто же такой Алеша Карамазов? Алексей в переводе со старославянского « Человек Божий ». На Руси почитали его за любовь к нравственной чистоте, за великую самоотверженность этого добровольного страдальца, который, сидя у ворот великолепного дома своих родителей, едва прикрытый лохмотьями, дрожа от сырости, голодая, переносил позор, унижения, побои и оскорбления. Он действительно был Божиим человеком, а от людей и названия человека не заслужил: так его презирали. Все лишения он перенёс ради Бога. Этот герой в романе – своего рода связующее «звено», он «соединяет» всех мальчиков вместе. Алеша – это олицетворение мира, добра, милосердия, он защитил Илюшу от летящих камней. Алеша – это человек, сохранивший в себе немного «детскости», он ребенок в душе. По мысли Достоевского, ребенок – ангел, лучик из рая, словно предвещающий будущее. Надо уметь сохранить в своей душе ребенка!

Алешу («божьего человека»), Достоевский приводит в общество детей. Он становится другом и наставником Илюши и его товарищей. Он показал божественное начало в человеке, источником и убежищем которого является детство. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

Заключение.

Прочитав 10 главу «Мальчики» из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы», можно сделать следующие выводы:

1. Болезни общества проявляются в исковерканных душах и судьбах его детей.

2. Все мы – дети божьи, и любит он нас всех, всякого по-своему, нет нужды роптать на жизнь, ибо к "чистому" грязь не пристает. К детской чистоте души и искренности помыслов призывает нас Ф.М. Достоевский. Будьте как дети!

3. Каков же путь к исправлению исковерканной души? По мысли Ф.М.Достоевского, это путь через страдания, испытания, боль, утраты. После того, как в жизни Илюши и остальных мальчиков появился Алёша, их жизнь во многом изменилась. Они научились искренне любить, сопереживать, по-настоящему дружить и заботиться друг о друге. В Алёше ребята увидели человека особенного, которому не безразлична жизнь окружающих его людей. Таких людей единицы, и мальчикам очень повезло, что на их жизненном пути встретился такой человек, как Алёша Карамазов.

4. И к чему ведет этот путь? Он ведет к добру, миру, милосердию и праведности, справедливости и счастью. Ибо сказано: “ кто не примет Царства Божия, как дитя, тот не войдет в него”.

Использованная литература.

1. БИБЛИЯ: Евангелие от Луки.

2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

3 Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы// Собрание соч. в 10 томах, т. 9, М., 1958.

4. Зеньковский В.В. Психология детства. М., 1996.

5. Камю А.А. Бунтующий человек. М., 1990.

6. Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. М., 1980.

И в созерцании впервые
Дитя признало красоту,
Лелея грёзы золотые
И чистой радости мечту.
И.А. Бунин

Я за то, чтобы писать обо всем… если писать только о добре, то для зла – это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных, не будут замечать.
Г. Троепольский

Цель: в процессе знакомства с рассказом “Мальчики” показать противостояние добра и зла в душе ребенка, выявить истоки зла и найти пути его преодоления

Задачи: познакомить школьников с отрывком из романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”; развивать навыки аналитического чтения; показать, что даже самое горестное в жизни человека имеет совершенно неожиданное преображение; помочь детям почувствовать трагедию Илюшечки и его отца; воспитывать добрые чувства в детях, побуждать их видеть в жизни не только светлые стороны, но и зло, с которым нужно бороться.

Оборудование: портрет Ф.М. Достоевского, рисунки учащихся; карточки; плакат с толкованием понятий “добро”, “зло”, “сострадание”; тексты.

Ход урока

Учитель . Когда человек рождается, он горько плачет. А все вокруг смеются. Говорят, нужно прожить жизнь так, чтобы, когда ты умирал, все вокруг плакали, а ты смеялся.

Человек приходит в этот мир со своим характером, индивидуальностью, но в нем нет еще ни зла, ни ненависти, ни зависти. Поэтому мы и повторяем слова Библии: “Будьте как дети”, призывая к добру, открытости, бескорыстию.

Для чего же, по-вашему, рождается человек на земле?(Звучат разные ответы детей.)

Сколько людей, столько и мнений.

Человек, как звезда, рождается
Средь неясной, тревожной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности,
Поколеньями созидается
Век за веком земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала вселенная.

Тема нескольких наших уроков звучит так: “Горестный мир и его неожиданное преображение”. Но прежде мне хотелось бы напомнить вам о том, что в русской литературе есть три сюжета, объединенных одним образом страдающего ребенка. Пушкинский “Борис Годунов”, “Царь Федор Иоаннович” А.К. Толстого и роман “Братья Карамазовы” Ф.М.Достоевского, главы из которого выступают под общим названием “Мальчики”.

Читая эти главы, мы видим, что писатель дает и внешние черты героев, и приметы их внутренней жизни, душевные переживания. Найдите эти приметы в портрете “мальчика за канавкой”. О чем они говорят вдумчивому читателю?

Достоевский постепенно приближает к нам Илюшечку: сначала видим его озлобленным в драке; потом узнаем о причине этой озлобленности; еще больше начинаем понимать его, побывав вместе с Алешей в семье Илюшечки. И, наконец, писатель прямо-таки распахивает перед нами душу мальчика.

– Как вы думаете, почему рассказ о переживаниях Илюшечки ведется от имени отца?

– Какие моменты в этом рассказе раскрыли для вас силу страданий Илюшечки?

У постели смертельно больного Илюши собрались его школьные товарищи и Алеша Карамазов. Пришел друг Илющи, Коля Красоткин, последнее время находившийся с ним в ссоре.

– Какое впечатление сложилось у вас о Коле Красоткине? Почему он притягивает к себе товарищей?

– Что нового для вас в историю Илюшечки Снегирева привнесло происшествие с Жучкой? Осуждаете ли вы мальчика или сочувствуете ему?

– Какие новые стороны характера Илюшечки приоткрыл рассказ Коли?

(Работа ученика по карточке №1.)

  1. Прочти выразительно.
  2. Как соотносятся слова Евангелия в эпиграфе к роману со смыслом произведения:
    Истинно, истинно говорю вам:если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется пшеничное зерно; а если умрет, то принесет много плода.
    Евангелие от Ионанна, Гл.XII,24

Учитель . “В знакомой уже нам комнате, в которой обитало семейство известного нам отставного штабс-калитана Снегирева, было в эту минуту и душно и тесно от многочисленной набравшейся публики. Несколько мальчиков сидели в этот раз у Илюши…” - так начинается глава “У Илюшиной постельки”.

О чем заставляет задуматься эта глава?

Почему то, что пережили дети в трагической истории Илюши, Алеша назвал не тяжелым, а “прекрасным”, “святым”, “хорошим” воспоминанием?

(Прослушивание ответа ученика на вопрос карточки №1.)

– Как вы думаете, почему дети поддаются нравственному влиянию Алеши? Какую роль сыграл он в жизни мальчиков?

Учитель (после ответов учащихся).

“Это юноша честный по природе своей, требующий правды, ищущий ее и верующий в нее, а уверовав, требующий немедленного участия в ней всею силою души своей, требующий скорого подвига, с непременным желанием хотя бы всем пожертвовать для этого подвига, даже жизнью”, - эти слова не вошли в текст рассказа “Мальчики”, но, может быть, вы когда-нибудь прочитаете их в романе “Братья Карамазовы”.

Речью Алеши у <Илюшиного камушка” заканчивается не только повествование о мальчиках, но весь роман. Это заключительная страница книги. А если учесть, что “Братья Карамазовы” - последнее произведение Ф.М. Достоевского, то речь Алеши - последние слова писателя, обращенные к нам. Устами своего любимого героя Алеши Карамазова он выражает и собственные дорогие ему мысли.

Послушаем еще раз эту речь и подумаем: каким отношением к детям она пронизана? Найдите слова, которые непосредственно передают это отношение. С этой речью перекликается стихотворение А. Михайлова “Дети, любите друг друга” (1882 г.).

(Чтение стихотворения ученицей.)

Дети, любите друг друга.
Многих из вашего круга
Участь тяжелая ждет.
Но кто любим и кто любит,
Жизнь нелегко того сгубит
В омуте мелких забот.
Стойте за слабую братью
Дружною, плотною ратью;
Родине в годы невзгод
Жертвуйте потом и кровью.
Только такою любовью
Жив человеческий род.

(Работа ученика с карточкой №2.)

  1. Прочти выразительно.
  2. Объясни, как ты понимаешь эти слова: “Возможно, некоторые читатели и поплачут над этой книгой. Но ведь и смеяться по-настоящему не может тот, кто не умеет сочувствовать людям. Смех - это не просто беспечальность. Если человек умеет смеяться только как беспечальный тупица, то это не добрый, а черствый человек”. (С. В. Михалков)

Учитель . Мы поговорили о горестных страницах в творчестве Достоевского. Но вторая часть темы “Горестный мир” звучит так: “… и его неожиданное преображение”

В чем же состоит это преображение?

(После ответов учащихся учитель уточняет: преображение состоит в сохранении атмосферы детства. Это человеческая память, которая удерживает в сознании светлое начало жизни, первые впечатления.)

(Прослушивание ответа на вопросы карточки №2.)

Учитель . В книгах Достоевского не всегда можно найти прямых виновников страданий детей. Важнее для писателя другое - укор всему обществу, всему человечеству, не способному оградить слабых и малых от жестоких испытаний разрываемого враждой и несущего боль социальных контрастов мира. Надежда и вера в окончательный исход человеческой судьбы никогда не покидали писателя. В числе других источников, питавших и поддерживающих эту веру и надежду, были для него дети, которые, как говорил сам Достоевский, “делают нас лучше уже одним только нашим соприкосновением с ними”.

К сожалению, число “горестных страниц” в жизни нашего общества не уменьшается. Брошенные или беспризорные дети, растущие в нищете - это укор всем нам, а поэтому нужно делать все, чтобы мир вокруг нас преображался.

В этой статье представлено краткое содержание " Мальчиков" Достоевского. Это не отдельное произведение, а часть романа " Братья Карамазовы" . В десятой главе идет речь о Коле Красоткине и Илюше - сыне Снегирёва, человека, которого когда-то прилюдно унизил Дмитрий Карамазов. Конечно, присутствует здесь и один из главных героев - Алексей.

Для чего нужно краткое содержание?

Во время школьных каникул учителя советуют детям заводить читательские дневники. Краткое содержание " Мальчиков" Достоевского внести в такую тетрадь следует, пожалуй, в первую очередь. Ведь не секрет, что проза этого писателя довольно сложна. В его книгах большое количество персонажей и пространных рассуждений. Основную информацию о прочитанном, а также собственное мнение о героях и событиях произведения желательно фиксировать на бумаге. И это следует делать не для учителя, а для себя.

" Мальчики" Достоевского, краткое содержание которого войдет в читательский дневник, школьник вспомнит спустя годы, уже будучи взрослым, когда откроет один из знаменитейших романов русской литературы .

Почему мы десятую главу рассматриваем как отдельное произведение? Здесь рассказано о героях, которые встречаются и в романе, при этом события, отражённые в этой части, связаны с основными лишь косвенно. История о Коле Красоткине и его дружбе с мальчиком Илюшей очень трогательная. Она будет интересна даже тем, кто не читал роман и не ознакомлен с его кратким содержанием. " Мальчики" Достоевского нередко издаются в составе сборника произведений для детей. Писатель часто в своих книгах показывал тяжелые детские судьбы. Вспомним " Униженные и оскорблённые" , " Неточку Незванова " .

В сжатом изложении романа " Братья Карамазовы" Ф. М. Достоевского краткое содержание " Мальчиков" составляет всего лишь два-три предложения, в то время как десятая глава книги может рассматриваться как полноценная повесть. Здесь есть и проблематика, и система образов, и трагическая развязка. Изложению краткого содержания " Мальчиков" Ф. Достоевского можно уделить совсем немного времени, рассказав лишь об основных событиях. Но лучше сделать более подробное описание героев и событий.

План

Излагая краткое содержание " Мальчиков" Достоевского, желательно придерживаться определенного плана. Начинать пересказ, конечно, следует с характеристики главного героя. А именно Коли Красоткина. А затем уже рассказать о взаимоотношениях гимназиста с другими детьми, а также с Алёшей Карамазовым. Краткое содержание " Мальчиков" Достоевского по главам будет иметь следующий план:

  • Коля Красоткин.
  • Детвора.
  • Школьники.
  • Жучка.
  • У Илюшиной постельки.
  • Раннее развитие.

Итак, приступим к пересказу краткого содержания рассказа " Мальчики" Достоевского.

Коля Красоткин

Чиновник Красоткин умер много лет назад. Его жене было тогда всего 18 лет. Всю энергию и любовь она направила на маленького сына, которому не исполнилось еще и года, когда женщина овдовела. Звали мать Коли Красоткина Анной Фёдоровной . Вдова мальчика страстно любила, но за свою недолгую жизнь он причинил ей больше страдания, нежели радости. Каждый день она с ума сходила от страха, что вдруг он упадет , расшибет коленку или с ним не дай бог случится еще какое-нибудь несчастье. Когда же он повзрослел и поступил в гимназию, она принялась изучать вместе с ним все науки, для того чтобы помогать, подсказывать сыну.

Коля Красоткин имел все шансы приобрести репутацию маменького сынка. Но этого не произошло. Оказалось, был он не робкого десятка. Умел завоевать уважение сверстников, с учителями вел себя достойно, любил пошалить, но никогда не переходил допустимых пределов. Анна Фёдоровна переживала, ей часто казалось, что сын ее любит недостаточно. Она упрекала его в холодности, бесчувственности. Но вдова Красоткина ошибалась. Коля ее очень сильно любил, но не терпел того, что на языке гимназистов было принято называть " телячьими нежностями" .

Случай на железной дороге

Коля был очень самолюбив. И немало страдал от этого. А еще больше несчастья его самолюбие причиняло матери. Однажды летом произошел случай, который едва не свел ее с ума. Коля поспорил с местными мальчишками, что сможет пролежать на рельсах под несущимся поездом. Они были старше его и уж слишком задирали нос. А это было нестерпимо. Коля выиграл спор. Но в то время как он лежал на рельсах под мчащимся поездом, всего на две минуты потерял сознание. Мальчишки испугались, затем приняли в свою компанию и уже не считали маленьким.

Это происшествие дошло и до гимназии. Мог бы разразиться скандал, который, возможно, привел бы к исключению Коли Красоткина . Но вмешался учитель по фамилии Дарданелов . У этого человека имелся личный интерес. Много лет Дарданелов был влюблён в Анну Федоровну , и возможно, это чувство было взаимным. Но вдова считала замужество предательством по отношению к любимому сыну. Вечером разразилась настоящая драма в доме Красоткиных . Мать рыдала, умоляла сына больше не повторять подобных поступков. Закончилось все тем, что и Коля сам, как маленький, расплакался и пообещал матери, впредь никогда ее не расстраивать.

Детвора

Вскоре после события, которое так огорчило мать Коли, но вызвало уважение его сверстников, мальчик принес домой дворняжку. Собаку назвал Перезвоном и мечтал, видимо, вырастить из неё умного пса, потому как часами занимался ее дрессировкой. В главе " Детвора" , по сути, не происходит каких-либо событий. Рассказано лишь о том, как однажды Коля был вынужден присматривать за соседскими детьми.

Мать Насти и Кости повезла служанку в больницу, а Агафья, которая присматривала за сыном Красоткиной , отправилась на рынок. Гимназист не мог оставить " пузырей" , как он ласково называл малышей, до тех пор, пока кто-нибудь из них не вернется . Но у него были какие-то, на его взгляд, очень важные дела. Поэтому, не дождавшись Агафьи, Коля отправился на улицу, взяв с детей обещание в том, что без него они не будут ни шалить, ни плакать.

Школьники

Что за срочные дела были у Коли Красоткина ? Выйдя на улицу, он пошёл навстречу мальчику по фамилии Смуров. Это был отрок из зажиточной семьи. Отец его запрещал общаться с Колей, потому как у того была репутация отчаянного парня. Стоит сказать, что направились мальчики вовсе не сторону железной дороги, а к дому Снегирёва . Того самого жалкого человека, которого в округе принимали за шута и с которым так жестоко однажды обошелся Дмитрий Карамазов. Но обо всём этом читатель знает лишь в том случае, если ему знакомо содержание всего романа Достоевского. Впрочем, и в десятой главе эта неприятная история также упоминается.

Мальчики в этот день должны были навестить Илюшу Снегирёва , который долго и тяжело болел. Это желание возникло у них не спонтанно. Заходить к Илюше попросил их Алексей Карамазов - человек , с точки зрения Коли , довольно странный. К тому времени уже по округе распространилась весть об аресте его старшего брата. В семье Алексея разворачивалась настоящая драма. При этом он находил время для помощи совершенно посторонним ему людям. Это удивляло и поражало Красоткина . Мальчик давно мечтал познакомиться с Карамазовым.

Жучка

Быть изгоем - это, видимо, участь каждого члена семьи Снегиревых . Старшего никто не воспринимал всерьёз в округе. У младшего - Илюши - тоже были проблемы со сверстниками. Красоткин познакомился с этим мальчиком еще тогда, когда тот ходил в подготовительные классы. Он обратил внимание на то, что Илюшу обижают старшие, но он всячески пытается этому противиться. Независимость мальчика понравилась Коле, вскоре он взял его под свою опеку. Но однажды произошел случай, который рассорил их.

Лакей Карамазовых научил Снегирева-младшего жестокому трюку. А именно: вставить в хлебный мякиш булавку, а потом скормить этот хлеб голодной собаке. Жертвою Илюши стала дворняжка Жучка, которая вскоре после такого завтрака пропала бесследно. Коля решил наказать своего младшего друга за жестокость и перестал с ним общаться. А вскоре Илюша заболел.

У Илюшиной постельки

Жилье Снегирёва было чрезвычайно жалким. В углу сидела полубезумная мать, отец, который не так давно бросил пить, время от времени выбегал в сени, не в силах сдержать рыдания. Снегирев очень любил сына и, казалось, окончательно лишится рассудка, когда тот умрёт.

Коля присел у кровати Илюши, а затем, спустя несколько минут, позвал Перезвона. Собаку он выдал за пропавшую Жучку и уверил мальчика, что та не появлялась так долго, потому как подвергалась его уроком дрессировки.

Раннее развитие

После посещения Илюши Коля вышел на улицу, где долго беседовал с Алексеем Карамазовым. Эти события оказали огромное влияние на Красоткина . Всего за несколько дней он стал взрослее, милосерднее, мудрее. Последние дни жизни Илюша проводил в доме Снегиревых . Однажды больного мальчика осмотрел столичный доктор, прибывший сюда по просьбе Катерины Ивановны - несостоявшейся невесты Дмитрия Карамазова. Врач вынес Илюше приговор: жить ему осталось несколько недель. Услышав это, Красоткин выскочил в сени и горько расплакался.

Ф. М. Достоевский - один из величайших мировых писателей. Его творчество пронизано духовностью и размышлениями о добре и зле.

Среди романов писателя особое место занимают «Братья Карамазовы». Произведение состоит из 4 частей и эпилога. В этой статье мы перескажем рассказ Достоевского «Мальчики». Он относится к четвертой части романа, десятой книге.

Ф. М. Достоевский, рассказ «Мальчики». «Коля Красоткин»

Узнав об этом, его мать была несколько дней в припадках. В прогимназии, где обучался Коля, такая весть начальству не понравилась. Однако за парня вступился учитель Дарданелов, влюбленный в мать Красоткина. Но Коля против этих отношений и дает это понять вдове. Он показывает свое превосходство над учителем, задавая ему вопрос, на который тот не знает ответа.

Парень заводит собаку, обучает ее командам и тиранит ее. Однако пес любит хозяина.

В конце этой главы о Коле Красоткине мы узнаем, что это тот самый парень, которого пырнул ножичком Илюша Снегирев.

Достоевский, «Братья Карамазовы», «Мальчики». «Детвора»

В этой части мы узнаем, что в доме, где живет Коля Красоткин со своей матерью, собакой и служанкой бабой Агафьей, проживают и другие люди: докторша с двумя детьми и служанкой Катериной. В описываемый день главный герой собирался сходить на важное дело, однако был вынужден просидеть с «пузырями». Так он называл детей докторши - Настеньку и Костю. Дома, кроме него, взрослых не было. Катерина собиралась рожать, поэтому она, мать Красоткина и докторша уехали к повивальной бабке, а Агафья ушла на рынок. Чтобы развлечь детей, Коля показал им пушку. Когда служанка Красоткиных вернулась, он побранился с нею.

«Школьник»

Коля вместе с мальчишкой помладше, Матвеем Смуровым, решил навестить болеющего и умирающего Илюшу Снегирева. Краткое содержание (Достоевский, «Мальчики») можно продолжить тем, что по дороге Красоткин дерзит окружающим: торговкам, парням, мужикам. Он считает себя умнее других и всячески показывает это людям. Когда они добираются до дома Илюши, Красоткин велит Смурову позвать

«Жучка»

Когда Карамазов выходит к Красоткину, Коля заметно нервничает. Он давно мечтал с ним познакомиться. Коля рассказывает Алеше про их дружбу с Илюшей, про то, как тот пырнул его ножиком. А дело было так: мальчики дружили, Снегирев боготворил Красоткина, однако чем больше он к нему тянулся, тем сильнее его отталкивал своей холодностью Коля. Однажды Илюша проделал гнусное дело: засунул в хлеб булавку и кинул ее Жучке. Собака съела, завизжала и убежала. После такого поступка Коля сказал, что не хочет иметь с ним дела. Над Илюшей все смеялись, обижали его, и в такой момент он пырнул Красоткина.

Когда Снегирев тяжело заболел, он говорил, что его так бог наказал за собаку, которую он, возможно, убил.

Колина собака по кличке Перезвон была похожа на Жучку. Ребята вошли домой, и Коля обещал удивить необычным появлением пса.

«У Илюшиной постельки»

Краткое содержание (Достоевский, «Мальчики») этой части включает в себя описание характера Коли. Красоткин показал себя горделивым, самовлюбленным и хвастливым парнем. Он привел собаку (Перезвона) и сказал, что это на самом деле Жучка. Коля признался, что держал пса у себя дома для обучения его командам, чтобы вернуть его Илюше и удивить теми навыками, которые приобрело животное.

К тому момента болеющему мальчику подарили породистого щенка, чтобы тот себя почувствовал легче.

Красоткин вызывающе ведет себя перед всеми. Он дарит свою пушку Илюше, ставит на место одного мальчишку, который осмелился сказать, что знает ответ на вопрос, который поставил в тупик учителя. Он пытается произвести впечатление на Алешу, рассказывая о себе разные истории и хвастаясь своими знаниями. И тут приходит доктор.

«Раннее развитие»

Здесь приводится диалог между Алешей и Колей. Красоткин снова пытается впечатлить Карамазова. Он делится своими мыслями о медицине, вере, приписывая свои суждения известным философам, критикам и писателям. На что Карамазов отвечает ему, что это не его слова, что его самомнение - дело возрастное. Коля выясняет, как Алеша к нему относится.

«Илюша»

Как завершает свое произведение (краткое содержание) Достоевский? «Мальчики» - рассказ, который заканчивается тем, что доктор сообщает, что больному осталось жить недолго. Он брезгливо смотрел на этих людей. Красоткин начал язвить ему в ответ, но Алеша его остановил. Они подошли к Илюше, все плакали. В слезах Коля убежал домой, пообещав вечером вернуться.