К середине 19-го века почитателям живописи стали надоедать заезженные темы, раскрывающие жизнь элиты общества и показывающие почти идеальных внешне людей.

Именно в это время стали появляться уникальные на то время картины Федотова Павла Андреевича с незамысловатыми сюжетами обыденной жизни русского человека. Художнику удавалось раскрывать как достоинства, так и недостатки подобной жизни.

Одним из самых известных художников стал Федотов. "Сватовство майора" - картина, которая, пожалуй, и принесла ему популярность и признание. Написана она была в 1848 году. Благодаря этой картине художнику было присвоено звание академика. Это было неудивительно, ведь автору удалось изобразить множество характеров на одном полотне.

Сюжет картины

Картина "Сватовство майора" показывает зрителю заключительные этапы подготовки купеческой семьи к визиту жениха. Сцена, которая разворачивается на полотне, повествует, как обнищавший майор знатного рода сватает наследницу богатого, но нетитулованного купца.

Описание картины "Сватовство майора" было разъяснено самим художником, даже выпущено в стихотворной форме. Известно, что Федотов делал наброски продолжения картины, где молодожены приезжают в отцовский дом. По неизвестной причине картина так и осталась незавершенной.

Невеста

В центре полотна - молодая девушка в пышном, невесомом платье белого цвета, которая пытается убежать из комнаты. Очевидно, это и есть невеста, которую засватал майор. Убежать девушке так и не удается, так как мать останавливает ее и вынуждает остаться.

Автор растолковывал намерение невесты скрыться перед приходом суженого ее наигранной скромностью, потому что по ее внешнему виду видно, что она долго готовилась к этой встрече и желает быть увиденной и осыпанной комплиментами.

Понятно, что девушку воспитывали, учили и наряжали таким образом, чтобы вступить в будущем в брак, который принесет выгоду семье. Будет ли счастлива сама невеста в этом случае? Вопрос спорный. С одной стороны, она выступает как вещь в данной сделке, с другой, сложившаяся ситуация открывает ей большие перспективы в жизни.

Купчиха

Рядом с девушкой стоит ее мать, которая, собственно, и удерживает ее от псевдо-побега. Что можно сказать про этого персонажа? На ее лице читаются властность и расчетливость. Такая женщина своего никогда не упустит, она поступает и заставляет поступать остальных с максимальной выгодой для семьи. Возможно, именно она является настоящей главой семьи, за которой остается последнее слово.

Мать семейства расценивает замужество дочери скорее как удачную сделку, нежели как любовный порыв.

Купец

Рядом с купчихой скромно стоит ее муж. Он занял позицию несколько позади своей жены, в тени, так как пытается застегнуть чересчур нарядное, и, видимо, не совсем удобное одеяние.

Выглядит он старше купчихи и является обладателем вполне добродушного и миролюбивого выражения лица. У него седые волосы и довольно внушительная борода такого же цвета. Купец явно подготовился к встрече будущего зятя.

Рядом с купцом стоит сваха. Это пожилая, но ухоженная женщина, одетая в красивое и нарядное платье красного цвета. Она выглядит весьма активной женщиной и указывает рукой на дверь, где стоит майор - будущий жених.

Майор

Майор выглядит так, как типичный Казанова. У него горделивая осанка, напыщенный вид. Он задумчиво глядит куда-то, автоматически покручивая свой ус. По всему его облику видно, что майор уже подсчитывает в уме все выгоды, которые он заполучит в результате столь удачной женитьбы. Разумеется, ни о каких светлых и возвышенных чувствах, тем более о любви, речь не идет. Для всех участников происходящие события - всего лишь негласный договор, выгодная сделка.

Майор получит полагающиеся ему деньги, а семья невесты - звание и положение в обществе. Такая процедура была обычным явлением в народной жизни того времени. Она-то и была столь успешно высмеяна Федотовым и показана как нечто надуманно важное и неразумное.

Остальные персонажи

Знаменитая картина "Сватовство майора" выглядела бы неполноценной без дополнительных персонажей. Так, в противоположном углу обосновались глухая старушка-приживалка, которая расспрашивает у помощника купца о происходящих событиях, и повариха, хлопотавшая у обеденного стола. Без этих, казалось бы, второстепенных героев картина потеряла бы весь смысл и выглядела бы неполной.

Троица дополняет сюжет в купеческом доме, да и еще при таком важном событии обязательно должны были присутствовать приближенные и прислуга, как и другие домочадцы.

Вся картина "Сватовство майора" пронизана легким, но незлобным сарказмом и иронией. Примечательно, что сам художник вполне положительно относится к своим персонажам, как и к реальным людям, оказавшимся в такой же ситуации. Они не виноваты в повсеместном падении морали российского общества и законах, действующих в народе, где материальные ценности превозносятся над человеческой свободой.

Ведь так, если подумать, никто из них не совершает ничего аморального. Как можно винить купца за то, что он не родился в знатной семье, а сейчас за счет майора хочет подняться по социальной лестнице? Невеста выходит замуж не по любви, но по расчету. Но за такую жертву она и ее будущие дети станут дворянами.

Что касается самого майора, то тут и придраться не к чему. Женитьба из-за денег была повседневным явлением в то время, которое никого не удивляло. И все получали то, что хотели, становились счастливыми.

Поэтому и смеяться над ними со злобой, обвиняя в малодушии, будет неправильно.

Как создавалась картина

История картины "Сватовство майора" тоже интересная. Павел Андреевич Федотов в поисках подходящего помещения обошел не один десяток купеческих домов, но ничего подходящего так и не обнаружил.

А вот идеальное место он углядел в одном из трактиров. Что касается колоритных персонажей, то и тут художник потратил несколько недель на их поиск. Майор, например, был срисован с одного знакомого художника.

Жанр картины "Сватовство майора" можно отнести к иронической комедии. Автору удалось передать настрой и характер каждого из героев, высмеять общепринятые традиции тогдашнего общества.

Можно сказать, что всю иронию и несовершенство нравов той эпохи как раз и сумел передать Федотов. "Сватовство майора" - картина, получившая высокую оценку критиков, она была положительно встречена современниками. Про нее писали в газетах. И отныне указывали на браки по расчету как на какое-то позорное явление своего времени.

В настоящий момент картина "Сватовство майора" находится в Третьяковской галерее, где ее и можно лицезреть.

Картина «Сватовство майора» написана художником П. А. Федотовым в 1848 году.

Сюжет картины касается одной из важных сторон социальной жизни – стремления к обогащению, к наживе, нравственного растления дворянства и купечества. Часто обедневшие дворяне стремились заключить брак с дочерями купцов, который позволял им получить богатое приданое.

Так они обменивали свою знатность на золото, купцы же получали хорошие связи и родовитость для своих внуков. Естественно, что ни о какой любви речь не шла, разорившийся дворянин решил поправить свои денежные дела женитьбой на богатой купчихе. Этот брак выгоден для обеих сторон. Браков, которые по сути дела являли собой торговую сделку, было очень много в тогдашней жизни...

Художник в картине показал момент появления жениха в купеческом доме, что вызвало переполох в семействе. Сваха, вбежавшая в комнату, сообщает о приезде офицера. Все в доме уже ждут жениха. На столе дорогие вина и яства, служанка вносит пирог.

Центром композиции, является милая девушка в нарядном, шитым из шелка, кажущемся воздушным, платье. Наверняка, это и есть невеста, которую сватают майору. Она пытается убежать перед приходом своего жениха, но мать властно удерживает ее и вынуждает остаться в комнате. Очевидно такой открытый наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой.

В лице ее маменьки, удерживающей дочь от побега в соседнюю комнату, видны типичные черты купчихи – властность и расчетливость. Скорее всего, ее слово в семье и является главным, она принимает основные решения в этой семье. .

Рядом с ней мы видим и самого купца – добродушного мужичка с окладистой бородой, который пытается застегнуть нарядную и не совсем привычную для него одежду, готовясь к появлению долгожданного гостя. Он очень доволен очередной сделкой, ведь его внуки уже будут дворянами Чего только не сделаешь ради очередной удачной сделки!

Сваха, стоящая рядом с отцом, указывает руками на дверь, где мы и видим жениха-майора, покручивающего свой ус. Жених-офицер стоит в стороне, закручивая тугой ус и подумывая о богатом куше, который может получить после свадьбы. Судя по хитрому прищуру и довольному выражению его лица, он уже подсчитывает все выгоды своей будущей женитьбы.

Майор явился без положенных букетов для невесты и ее матери, значит ни о каких-либо чувствах речь здесь и не идет. Ему нужно деньги, которые он и получит у своего тестя-купца. Подобная свадьба-сделка стала нормой для российского общества, это-то и высмеивает Федотов, изобразившей на своей полотне типичных представителей современной жизни.

Здесь же мы глуховатую старуху-приживалку, расспрашивающая у помощника купца о происходящем, и кухарку, держащую поднос с пирогом.

Рядом прислуга, с иронией наблюдающая за происходящим, готовит комнату к встрече важного гостя. И только котенок на переднем фоне картины занят своим важным делом, он с довольным видом умывается и не думает о предстоящей помолвке.

Таким образом, полотно рассказывает нам о простой «продаже» девушки, которую воспитывали, наряжали, давали ей образование только для того, чтобы потом выгодно с пользой для себя выдать замуж.

Ведь они не виновны в падении нравов современности. Разве можно упрекнуть купца в том, что он таким макаром решает свои проблемы, желая подняться по социальной лестнице? А невесту – в неискренности чувств, если будущий брак сулит ей дворянство? В сватовстве майора, жениха-щеголя упрекнуть не в чем: жениться ради денег в то время было скажем в порядке вещей, это было модно, разве можно думать о какой-то там любви, пребывая без гроша в кармане?

Картина «Сватовство майора» написана П. А. Федотовым в 1848 году. Представленное в этом же году Совету Академии, полотно принесло автору звание академика.

Сюжет для картины взят художником из повседневной жизни. Армейский офицер, промотавший свое состояние, сватается к купеческой дочке с хорошим приданым, чтобы обеспечить себе безбедное существование. Купец не прочь породниться с дворянином, поэтому не жалеет денег.

Картина наполнена движением. Сваха, вбежавшая в комнату, сообщает о приезде офицера. Все в доме уже ждут жениха. На столе дорогие вина и яства, служанка вносит пирог. Взволнованный хозяин суетливо спешит навстречу майору. Жеманная невеста, разряженная в самое модное платье, вдруг засмущавшись, бросается вон из комнаты, но умная маменька вовремя хватает ее за подол платья.

Вот уже жених, важно подбоченясь, готовится переступить порог комнаты. Сейчас он войдет – и все изменится: присутствующие начнут улыбаться, говорить любезности, будут неискренними…

Картина «Сватовство майора» отличается высоким живописным мастерством. Обстановка комнаты, костюмы действующих лиц, убранство стола и все мельчайшие подробности быта написаны с поразительной точностью. В каждом из действующих лиц художник подмечает и изображает самое типичное.

Картина «Сватовство майора» имела сенсационный успех и явилась триумфом в творчестве П. А. Федотова. Публика была потрясена изображенной сценкой, как будто выхваченной из жизни, наполненной доброй иронией и тонким юмором.

Помимо описания картины П. А. Федотова «Сватовство майора», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Обычно принадлежность картины к бытовому жанру говорит скорее о серьезности сюжета, чем о его юмористическом характере, однако Павел Федотов создал свою собственную нишу в русском искусстве, в которой совместил жанровую живопись, собственную наблюдательность и остроумие.

Картина «Сватовство майора» принесла ему звание академика, общественное признание и любовь публики. Федотов был поставлен в ряд с такими социальными портретистами, как Иван Крылов, Николай Гоголь и Александр Островский. Современники и искусствоведы называли его стиль не просто бытовой живописью, а критическим романтизмом или комическим реализмом.

Бытовой жанр в живописи

Бытовые зарисовки - это изображающий ежедневные, рутинные действия или моменты жизни, характеризующие определенный класс людей и их культурную принадлежность.

Первыми бытовыми зарисовками можно считать элементы в которых были изображены сцены охоты или повседневной Позже последовали изображения на египетских папирусах и древнегреческие фрески, на которых запечатлевался быт этих народов. Однако как отдельный жанр живописи бытовые зарисовки стали оформляться в эпоху позднего феодализма и Нового времени.

С ростом демократических ценностей и улучшением уровня жизни бытовой жанр стал набирать все большее распространение среди художников. Еще в Европе на бытовую тему стали выходить из-под кисти Джиотто, Ван Эйка и Эль Греко, затем тенденцию продолжили Брейгель, Вермеер, Рубенс и Веласкес.

Российская жанровая живопись и бытовые сюжеты русских художников

Бытовой жанр в России получил широкое распространение в середине XIX века. Художники акцентировали внимание на быте крестьян и их жестокой опрессии. Быт купечества и дворянства гораздо реже становился предметом изображения. Особенно важным периодом в развитии жанровой русской живописи стала эра передвижников.

В российском искусстве яркие представители бытового жанра - Репин, Серов, Верещагин и Венецианов. Павел Федотов открыл для себя новый стиль не только в русской живописи в целом, но и в бытовом жанре в честности. Его комедийный подход к бытовым зарисовкам сделал Федотова любимцем публики, а картина «Сватовство майора» стала жемчужиной академической выставки 1848 года.

Биография автора

Павел Федотов происходил из обедневшей семьи титулярного советника. Рисовать он начал еще в кадетском корпусе, а во время военной службы в лейб-гвардии стал брать уроки живописи в Академии художеств.

У Федотова был острый глаз, который примечал тонкие характерные черты людей и особенности их поведения, поэтому его портреты обладали не только высокой схожестью, но и уникальным характером. Во время службы живопись для Федотова оставалась любимым времяпрепровождением, однако в силу стесненных финансовых обстоятельств он не мог бросить службу и посвятить себя искусству.

Поворотным этапом в жизни художника стала встреча с великим князем Михаилом и впоследствии с его братом, императором Николаем I, который был поражен талантом молодого офицера и пожаловал ему право добровольного увольнения со службы и содержание, для того чтобы Федотов мог серьезно заниматься живописью.

История картины

Новоиспеченный художник думал стать баталистом, поскольку во времена батальные сцены имели огромный коммерческий успех. Первые полотна Федотова изображали сцены битв, набегов и казарменной жизни.

Несмотря на сделанный выбор, художник продолжал зарисовывать свои бытовые наблюдения и писать комические портреты. Некоторые из этих набросков были написаны по мотивам басен Ивана Крылова. Увидев их, баснописец посоветовал Федотову заниматься именно жанровой живописью, уделив особое внимание наблюдательности, остроумию и технической точности художника. После хвалебных слов Крылова Федотов написал два бытовых сюжета - «Разборчивая невеста» (на мотив басни Крылова) и «Свежий кавалер».

Также Федотовым было нарисовано множество набросков, одному из которых суждено было стать полотном «Сватовство майора». Описание картины «Разборчивая Невеста» уже закрепило за художником репутацию новатора, однако дальнейшее развитие карьера Федотова получила после знакомства с Брюлловым.

Увидев уже готовые убедил совет Академии выдвинуть Федотова на звание академика и выделить ему содержание. На выставке 1848 года художник выставил свое новое полотно. «Сватовство майора» - картина, которая произвела неожиданный фурор и встряхнула чопорную Петербургскую публику, заставив покатываться от смеха. По результатам выставки совет единогласно присудил Федотову звание академика.

П. Федотова «Сватовство майора»

Полотно «Сватовство майора» с удивительной точностью изображает и высмеивает купеческие амбиции и неумелую показуху. Со свойственным ему тонким остроумием Федотов изображает типичных для действия персонажей и наделяет их точными характеристиками, при этом ничуть не гиперболизируя.

В итоге зритель видит стоп-кадр из жизни купечества - проходная комната, наспех собранный стол, разодетые не к месту дамы и смущенный новым сюртуком хозяин дома, а за дверью флегматично покручивает ус виновник торжества - жених.

Перед выставкой Федотов написал шутливое стихотворение о сюжете работы «Сватовство майора». Описание картины в стихотворной форме называет всех героев полотна и объясняет их настроение и поведение. Исходя из написанного Федотовым, дослужившийся до дворянского звания и ушедший в отставку майор ищет выгодную женитьбу, поскольку пенсион маловат.

Семья невесты - яркие представители обеспеченного купечества, которые стремятся всеми силами попасть в дворянское общество. Казалось бы, комизма в этой ситуации немного, однако автор сумел преподать типажи персонажей так, что картина наполнена юмором и незлобным высмеиванием.

Элементы комедии

Публике полюбилась картина «Сватовство майора» за тонкое остроумие и четко подмеченные мелкие недоразумения, среди них:

  1. Неподготовленность жениха и его явное незнание дворянских норм.
  2. Чрезмерная подготовка купеческой семьи и их неумелые потуги соответствия этим нормам.

Описание картины Федотова «Сватовство майора» знакомит зрителя с майором в отставке, который получил звание дворянина и ищет себе невесту побогаче, но сам простых кровей, что сказывается на его подготовке к смотринам невесты:

  • сватовство происходит в постный день, судя по накрытому столу и блюду с кулебякой;
  • майор явился без букета для невесты;
  • сваху майор выбрал из простонародья, судя по ее парадной душегрейке.

Стремление попасть в дворянское общество было свойственно многим богатым и влиятельным купцам, именно этим объясняется неумелое подражание нормам поведения при дворе. Картина «Сватовство майора» изображает купеческую семью, пытающуюся выдать дочь замуж за дворянина, при этом и комната и сами купцы выглядят чрезвычайно комично:

  • комната, в которой происходит действие - передняя, а не гостиная или столовая, что не соответствует этикету;
  • скатерть, которой застелен стол, не предназначена для приема пищи, а должна выполнять декоративную функцию в кабинетах или будуарах;
  • накрытый стол слишком мал для такого количества закусок;
  • в передней присутствует множество лишних персонажей - кухарка, спешно накрывающая стол, сиделец и приживалка, которым не место в комнате;
  • вечерние бальные наряды купчихи и дочери не соответствуют ни оказии, ни времени дня;
  • аксессуары к платьям матери и дочери (платки) подобраны не по этикету.

Несмотря на острый юмор, с которым художник написал своих персонажей, картина Федотова «Сватовство майора» не передает атмосферы злобности и насмешки. Скорее наоборот - она убеждает зрителей принять героев такими, какие они есть.

Картина П. Федотова «Сватовство майора»: анализ с исторической точки зрения

Процесс подготовки картины занял очень много времени. Павел Федотов долго искал правильную комнату и правильных персонажей. Многие современники и критики отметили историческую точность картины и ее принадлежность к своему времени.

Федотов провел много недель в поисках комнаты, напрашиваясь в купеческие дома, пока не нашел идеально подходящую переднюю в одном из трактиров. Затем прошли трудоемкие поиски правильных сидельцев и приживалок. На роль майора художник пригласил одного из своих сослуживцев, а фигуру отца он переписывал несколько раз, чтобы показать непривычность сюртука по сравнению с армяком.

«Сватовство майора» - картина, стараниями Федотова практически списанная с натуры. Сама комната, персонажи, аксессуары, даже картины и портреты на стенах подлинны, исторически верны и наиболее полно раскрывают характер купечества и действо сватовства.

"Начинается, начинается рассказ
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся."

Специально к этой картине П.Федотов сочинил поэму"Майор". Использовала отдельные отрывки поэмы.

Картина «Сватовство майора» была показана в 1848 году на выставке в Петербурге, доставила художнику звание академика и блистательную известность.

Изумленные зрители увидели на полотне сцену из самой жизни. Перед ними неожиданно открывалась хорошо знакомая комната купеческого дома, в которой происходили спешные, последние приготовления к встрече жениха. Со свойственной ему остротой и юмором П. Федотов подмечает в изображаемом событии и в каждом из действующих лиц самое характерное, самое типичное.

Для своей картины он выбрал самый напряженный момент, когда все чувства и помыслы этих людей обнажаются, проявляясь со всей полнотой и искренностью.

Обратим внимание на взволнованную невесту.Она засмущавшись, спешит убежать из комнаты. Ей, конечно же, было известно о приходе жениха.

Комизм ситуации, говорит ведущий научный сотрудник Института искусствознания, искусствовед Раиса Кирсанова, заключается в том, что «родители-купцы, стремясь подражать дворянам, разрядили свою дочь в вечернее бальное платье, шитое из кисеи, хотя на дворе день. Но такое платье предназначалось не для смотрин, а для парадного сговора (формального договора о будущем браке), где обычно присутствовали гости и полагался официальный обед или ужин, назначавшийся на вторую половину дня»

Очевидно декольтированный наряд купеческая дочь примерила впервые и очень смущена, чувствуя себя раздетой. В полном замешательстве она стремится убежать в свою светелку,скореевсего от желания продемонстрировать девичью робость и скромность:

Мужчина, чужой!
Ой, стыд-то какой!

СВАХА

На ней простонародная душегрея, то есть она из простых. Это еще одно указание на то, что майор не потомственный дворянин, в противном случае он прибег бы к услугам свахи-дворянки

Скорее всего женитьбой он решил поправить свое материальное положение. Предположительно герой картины не потомственный дворянин, а получил дворянское звание по выслуге вместе с эполетами майора. Майор явно не знаком с правилами дворянского этикета — он явился без положенных букетов для невесты и ее матери.

Майор толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек
Доберусь...»

МАМЕНЬКА

К счастью, маменька вовремя успевает схватить ее за платье («Умная мать за платье — хвать!»), так как на пороге уже появляется сваха в нарядном парчовом платье и с лукаво-веселой улыбкой сообщает о приезде жениха. Тип маменьки на картине П. Федотова — просто великолепен. Это истая, дородная «хозяйка купца» в шелковом платье золотого цвета с голубою ниткой. Только не найдя по своей голове модного чепца, она

По-старинному, в сизом платочке,

Остальной же наряд

У француженки взят

Лишь вечор для нее и для дочки...

Растерянно улыбаясь, хозяин дома дрожащей рукой торопится застегнуть сюртук, но от радости и волнения никак не может справиться, нараспашку принимать неучтиво. С непривычки он запутался — европейские сюртуки застегивались на левую сторону, а купцы носили правосторонние армяки.

Об этом тоже рассказывает федотовская «Рацея»:

Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком;
Он знаком больше с армяком.
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
«Нараспашку принять — неучтиво!»

Она вносит кулебяку — продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму.

СТАРУХА-ПРИЖИВАЛКА

Все лица типичны для купеческой среды тех лет. Вот беззубая старуха-приживалка, «тугая на ухо», никак не может понять причину такой суматохи и с жадным любопытством допытывается обо всем у сидельца лавки.

Сиделец — это приказчик, замещающий купца в лавке, пока хозяин пьет чай в трактире.

Тот, торопясь с бутылками к столу, выразительно указывает ей на соседнюю комнату, где в ожидании стоит жених.

ОБСТАНОВКА

Типична и сама обстановка купеческого дома на картине «Сватовство майора». Расписанный потолок со свисающей люстрой, портреты на стенах, убранство накрытого стола, поблескивающие бокалы и бутылки рядом с просфорой и Священным писанием...

Подробнее рассмотрим стол.Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и слабосоленую икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу — постные дни.

На картине можно увидеть люстру и бра. Все они потушены, значит, действие происходит в середине дня.

КАРТИНЫ НА СТЕНАХ

Как люди глубоко религиозные, купцы часто вешали портреты церковных иерархов и виды мест семейных паломничеств. В данном случае это портрет митрополита московского Филарета и изображение Николо-Угрешской обители. Кроме того, купцы были патриотичны и любили покупать на ярмарках лубочные портреты героев войны 1812 года. На картине Федотова мы видим портреты — слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского.

По контрасту с героями, выявляющими свои отрицательные качества, самым живым существом в картине становится кошка, «намывающая» гостей. Она единственное «действующее лицо», помещенное на переднем плане картины. Основные события происходят на втором плане.

О ВОСПРИЯТИИ КАРТИНЫ

Один из друзей художника потом вспоминал: «При отделке этой картины Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличный сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал й оставался недовольным. Один раз, проходя около какого-то трактира... художник приметил сквозь окна главную комнату и люстру с закопченными стеклышками, которая «так и лезла сама в картину». Тотчас он зашел в трактир и нашел то, что искал так долго».

Знакомый П. Федотову офицер сам вызвался служить натурой для жениха и терпеливо стоял в позе майора. На толкучке и на Андреевском рынке художник высмотрел несколько старух и сидельцев, пригласил этих людей к себе и нанял за сходную цену.

С большим мастерством передает П. Федотов прозрачность легкой ткани платья невесты, ее жемчужное ожерелье и блеск шелка платья матери. Тонкие цветовые соотношения, порой еле уловимые переходы от одного тона в другой связывают все воедино. Сгущая и изменяя розовый тон, художник пишет и кофту кухарки, и шугай свахи, придает голубоватый оттенок серому сюртуку самого купца. Вся эта цветовая гамма развертывается на зеленоватом фоне стены.

Еще через минуту невеста перестанет жеманиться, ее поза изменится, мать перестанет браниться, майор крутить ус и т. д. Расстановка образов в картине создает напряженную драматургию действия, его театральность. Все это еще больше подчеркивает основную идею зрелого периода творчества — идею разоблачения фальши окружающего мира, его ложного блеска, внешней добропорядочности.

Ножки тонконогого стула, стоящего в правом углу, повторяют очертание широко расставленных ног майора, а сам хозяин — купец Кульков — возвышается в углу, подобно неуклюжему шкафу. Так, соединяя одушевленные предметы с неодушевленными, мастер создает напряженность действия.

Долгое время «Сватовство майора» считалась картиной, едко высмеивающей некоторые стороны купеческой жизни. Однако если зритель повнимательнее всмотрится в это полотно, то непременно заметит, что все герои картины П. Федотову по-своему милы, всех он осветил своим ласковым отношением. Э. Кузнецов в своем исследовании творчества художника пишет, что к своим персонажам П. Федотов относился так же, «как относился к живым, знакомым ему людям — сочувственно терпимо, со снисходительностью хорошо их понимающего человека. Может быть, даже еще теплее, чем к живым: все-таки это были как никак его создания, его дети, и он любил их, как любят детей...
«Да, они лицемерят, хитрят, плутуют — но вовсе не злые люди: они смешны, может быть, но не противны. Что же дурного в том, что купец хочет выдать дочь за благородного?»

Про картины Федотова говорили, что они на вид веселые, но в них "глубокая горечь, негодование и сдерживаемые рыдания". "Моего труда в мастерской только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах",- объяснял Федотов.