- Цель урока:
- образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита», раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
- развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
- воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.
- - Какие чувства у вас вызвал рассказ?
- - Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе?
- - Были ли у вас подобные встречи с окружающим миром?
- После первого прочтения как бы вы определили:
- - Тему рассказа?
- - Основную мысль?
- - Какие проблемы ставит автор в этом рассказе?
- Объясните значение слов и выражений, которые употреблены в рассказе:
- изба топилась по-черному,
- изба,
- изгородь,
- колья,
- колхоз,
- овин,
- околица,
- сени,
- трудодень.
- 1. Мама уходит на работу.
- Найдём ключевую фразу для этой части. («Ты живи смирно один»)
- Какие чувства здесь испытывает Никита?
- 2. Никита «живёт один».
- 3) Кто живёт в бочке.
- 4) «Доброе солнце».
- 5) Колодезные жители.
- 6) «Тайные жители» двора: змеи, пень, старая баня.
- 6) Жёлтый цветок.
- Почему Никите кажется, что всё вокруг живое?
- - С кем из тайных жителей Никита разговаривал? О чём?
- - Почему воображение мальчика поселило на солнце умершего дедушку?
- - Каково было отношение Никиты к окружающему миру в начале рассказа?
- (Строгим, но не агрессивным).
- - Когда происходит первая заметная перемена в отношении мира к Никите?
- (Сорвал цветок. Зачитать).
- - Почему мир стал агрессивным?
Найдём ключевые слова для каждого пункта плана.
- 1. Теперь уж век буду с тобой вековать. Врага-неприятеля мы погубим, пора о тебе с матерью думать.
- 2. Это ты всех хочешь сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце.
- 3. Тех ты выдумал, Никита, их нету, они непрочные, оттого они и злые. А этого гвоздя-человечка ты сам своим трудом сработал, он и добрый. Давай всё трудом работать и все живые будут.
- Отец Никиты вернулся с войны.
- Война это разрушение, зло. Что отец Никиты считает добром?
- (Добро это прежде всего труд).
- - Что означают слова Никиты: «Давай всё трудом работать и все живые будут».
- (Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд).
- - Во что верил отец Никиты?
- (Никита останется добрым на весь свой долгий век).
- А как вы думаете от кого зависит, каким будет человек? Что значит быть добрым?
- (значит быть нужным).
- Каким чувством теперь наполнена душа Никиты?
- (Добро).
- В какое время происходит действие рассказа? Как жилось людям? Только ли у Никиты было таким детство?
- - Как вы сейчас понимаете тему рассказа?
- (Послевоенное детство. Образ Никиты, который познаёт окружающий мир.)
- Основная мысль:
- Быть добрым значит быть нужным.
- Проблемы:
- Добра и зла, каким быть.
- Состояние Никиты в течение дня:
- Одиночество, страх, добро.
- Заслуга Андрея Платонова в том, что он показал на мир глазами пятилетнего ребенка. Это живой мир, где в каждом предмете он видит живое существо. Мир враждебный, он пугает его, потому что, оказавшись дома один, не находит никого, кто бы защитил его. Но некоторые предметы мира напоминают ему о родных и близких: о дедушке, об отце, тогда легче становится герою, он чувствует защиту. Тяжело ребенку, если рядом нет взрослых. С ласковым, добрым, мудрым и заботливым отношением взрослых в мир детства входит доверие, уверенность в себе, знания и умения. Так с приходом отца Никита понял важную истину жизни.
- Я начинаю предложение, а вы продолжаете
- Сегодня я убедился
- Сегодня я узнал
- Сегодня я учился
- Я задумался о том
- 1. Подобрать пословицы о труде;
- 2. Выполнить рисунки к рассказу, озаглавить их;
- Рассказ-путешествие по двору Никиты от первого лица.
8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./Авт-сост В.Я.Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004. -400с. www.bogoslov.ru/biblio/topics/20253/beg_О/… 74213s48.edusite.ru/p30aa1.html.
Картинка 17 из презентации «Платонов Никита» к урокам литературы на тему «Платонов»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Платонов Никита.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 443 КБ.
Скачать презентациюПлатонов
«Платонова Юшка» - 6. «Девушка не ушла, однако, и молча ожидала чего-то». Зачем же нам друг друга обижать? Рассмотрите кульминационный эпизод- встреча Юшки с прохожим. Жизнь. Используя цитаты из текста, ответьте на вопросы: Почему взрослые обижают Юшку? Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Определите, какие причины заставили Юшку поступить не так, как всегда?
«Платонов Никита» - Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Жёлтый цветок. “Незнакомые, злобные лица”. Колодезные жители. “Тайные жители” двора: змеи, пень, старая баня. Кто живёт в бочке. “Доброе солнце”. О чём? - Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5.
«Неизвестный цветок» - Андрей Платонович Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». Бабина Н.А., учитель русского языка и литературы. МОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа». Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А. Платонова «Неизвестный цветок». Аромат, приятный запах. 2010 г. Благоухание-.
«Платонов жизнь и творчество» - Писатель родился в посёлке Ямская слобода под Воронежем. Платонов Андрей Платонович. Идея творчества - познание тайны человека. Проблемы поднятые автором в повести «Котлован». Судьбы людей в 20-30-е годы XX века. Андрею Платонову был воздвигнут памятник. А. А. Платонов (1899-1951) Время. Творчество.
«Платонов творчество» - Краткая летопись жизни и творчества а. П. Платонова. 1899 Родился в Ямской слободке на окраине Воронежа. 1928 Сборник «Сокровенный человек». Улица рабочей слободки. Неповторимость платоновского языка, авторский строй метафор, система философских ориентиров создают особую поэтику и эстетику. Да! Творчество Платонова не укладывается в прокрустово ложе ни одной из литературных школ, ни одного из литературных направлений русской литературы 20-го века.
Всего в теме 38 презентаций
1 слайд
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 Литература, 8 класс. Подготовил учитель русского языка и литературы Судакова С.Р. Светлый - 2010 г.
2 слайд
Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году. Его настоящая фамилия Климентов. Он жил на окраине Воронежа, в Ямской слободке, в многодетной и очень бедной семье. Отец у него работал слесарем в железнодорожных мастерских, был изобретателем-самоучкой. Мальчиком Платонов любил наблюдать за паровозами и кататься на подножках вагонов, любил ходить на Задонский тракт и слушать рассказы странников о святых местах. Продолжите пересказ биографии, вспоминая статью из учебника.
3 слайд
Какие чувства у вас вызвал рассказ? - Случалось ли вам оставаться дома в одиночестве? Знакомо ли вам состояние Никиты, который остался один во дворе? - Вы услышали этот рассказ первый раз. Сейчас, после первого прочтения, как бы вы определили основную мысль рассказа? - Почему рассказ называется «Никита»? Кто главный герой рассказа? Сколько ему лет?
4 слайд
1. Мама уходит на работу. (От начала до слов “...и его облако закроет”.) 2. Никита “живёт” один. (От слов “Оставшись один...” до слов “...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору”.) 3. Возвращение отца. (От слов “Дома Никита увидел мать...” до конца рассказа.)
5 слайд
Кто живёт в бочке. “Доброе солнце”. Колодезные жители. “Тайные жители” двора: змеи, пень, старая баня. Жёлтый цветок. “Незнакомые, злобные лица”.
6 слайд
Почему Никите кажется, что всё вокруг него живое? - С кем из “тайных жителей” Никита разговаривал? О чём? - Как вы думаете, почему Никита положил змеям хлеб? Чего он хотел добиться? - Найдите глаголы, с помощью которых Платонов описывает поступки Никиты. Почему он сломал стебель цветка? Что вы можете сказать о характере мальчика? - Почему воображение мальчика “поселило” на солнце умершего дедушку? - Почему “тайные жители” стали казаться Никите враждебными?