1832 - 23 января родился в Париже. Отец Огюст Мане занимал высокий пост в Министерстве Юстиции. Мать Эжен-Дезире Фурнье - дочь французского консула в Гётеборге. Интересно что, король Швеции Карл XIII приходился крёстным отцом матери Эдуарда Мане.
1839 - Мане учится в пансионе аббата Пуалу. С 1844 по 1848 год учится в коллеже Роллена, особенных успехов в учёбе не проявлял. Эдмон-Эдуард Фурнье - брат матери Эдуарда Мане разглядев художественное призвание племянника подталкивает его к обучению живописи.
1847 - провалив вступительные экзамены в мореходную школу, для подготовки к повторным экзаменам отправляется в учебное плавание на "Гавр и Гваделупа". Из всех стран, что Мане посетил за этот период самое сильное на него произвела Бразилия. Активно пишет пейзажи и членов команды парусника.
1849 - опять проваливает экзамены в мореходную школу и отец видя успехи сына в живописи соглашается с выбором Эдуарда Мане быть художником.
1850 - Эдуард Мане поступает в мастерскую Тома Кутюра.
1853 - совершает путешествие в Италию с обязательным в то время посещением Венеции и Флоренции, где Мане изучает работы итальянских художников. Далее Мане попадает в Мюнхен, Дрезден, Прагу и Вену, где активно посещает музеи и знакомится с работами великих мастеров живописи.
1856-1858 - почти ежедневно посещает Лувр, где делает копии известных полотен. Эдуард Мане с Альбером де Белларуа снимают помещение на улице Лавуазье для мастерской. К 1858г Эдуард Мане уже довольно известен в Париже, как художник с хорошими перспективами.
1859 - Мане считает, что уже может выставлять свои работы на ежегодном Парижском Салоне. Он представляет работу "Любитель абсента", но жюри Салона отклоняет её, только Делакруа голосует "За", остальные и в том числе Том Кутюр голосуют "Против".
1861 - Мане переезжает в новую мастерскую в квартале Батиньиоль. На Парижский Салон принимают две работы Мане: "Портрет родителей" и "Гитареро"(Испанский гитарист), последняя даже была удостоена награды Салона. Признание Салона приносит Мане славу и деньги, но самое важное признание со стороны отца.
1862 - Салон отвергает работы предложенные Мане. Эдуард Мане договаривается с Мартине о выставке не в рамках Салона, но успеха у этого предприятия нет, только отрицательные отзывы.
1863 - Мане женится на голландке Сюзанне Леенхофф.
1863-1864 - Эдуард Мане выставляет свои полотна на официальном Салоне и на Салоне Отверженных. "Завтрак на траве" подвергается очень плохим отзывам на Салоне.
1865 - "Олимпия" повторяет судьбу "Завтрака на траве", официальный Салон закрыт для Мане. Травля вынуждает Мане на время покинуть Париж и художник отправляется в Испанию, где изучает работы Эль Греко, Гойи и Веласкеса.
1866-1867 - Мане сближается с художниками Клодом Моне, Полем Сезанном и Эдгаром Дега. Позже эту группу назовут импрессионистами, но сейчас они друзья и единомышленники. Во время Всемирной выставки 1867г Мане представил более пятидесяти своих работ в собственном павильоне близ моста Альма.
1870 - осада Парижа, Мане будучи республиканцем участвует в защите города.
1874 - активно пишет с Клодом Моне в Аржентее. Жюри Салона отвергает полотно "Железная дорога".
1875-1876 - на Салон не принимают его работы "Бал-маскарад в Опере" и "За кружкой пива".
1879 - жюри более благосклонно и на Салон принимают "В лодке" и "В оранжерее". В сентябре Эдуард Мане испытывает первый острый приступ атаксии - нарушение координации движений.
1881 - Антонен Пруст, новый министр культуры и друга детства Эдуарда Мане способствует,награждению художника орденом Почётного легиона.
1882 - картина Мане "Бар в Фоли-Бержер" получает признание на Парижском Салоне.
1883 - 19-го апреля Эдуарду Мане ампутируют ногу и через 11 дней он умирает. Похоронен на кладбище Пасси в Париже.

Искусство и дизайн

14745

23.01.15 11:24

Строгий отец (недаром он возглавлял департамент французского министерства юстиции) Огюст Мане запрещал своему сыну заниматься живописью – он хотел, чтобы отпрыск продолжил его дело и стал юристом. Но вопреки желанию семейного деспота Эдуард стал-таки известным художником, одним из ярких представителей импрессионизма. Самые известные картины Мане украшают Лувр, музеи Берлина и другие прославленные собрания полотен.

Натюрморты мастера

В Лувре хранится один из таких шедевров с простым названием «Белые пионы». Уже в этой работе проявляется характерная манера француза – широкие мазки, сдержанная палитра. Пара пышных цветов на темном фоне – и ничего больше, но как же живо!

В начале карьеры, после обогатившего внутренний мир будущего гения кисти путешествия в Бразилию, Эдуард Мане писал, в основном, пейзажи и натюрморты. К ним он вернулся и в конце жизни. «Натюрморт с лососем» относится к 1969-му году. Живописец был известным гурманом – как и многие его соотечественники. Глядишь на подобные работы – и слюнки текут!

Эти манящие женские образы

Не только «мертвая натура» привлекала мастера, но и портреты. Один из них – «Мадам Мане на голубом диване». Голландка Сюзанна Леенхоф была учительницей музыки у младших братьев художника. Говорят, что девушкой увлекся глава семьи Огюст. Сам Эдуард тоже был без ума от Сюзанны, их роман длился почти десятилетие. После смерти батюшки Мане смог жениться на избраннице. Она – мать его сына Леона и любимая натурщица.

«Лола из Валенсии» – еще одна из самых известных картин Мане. Приземистая испанка изображена Мане на фоне кулисы. Здесь он очень тщательно выписывает все детали – как облик самой позирующей, так и ее затейливый наряд. Каждая складочка одежды, узорный изгиб и блеск украшений – все в этом портрете играет свою особую роль.

Совсем другое настроение передано в изображении одевающейся дамы полусвета – «Нана». Утро представительницы древнейшей профессии начинается с привычного туалета, она пока в неглиже (в корсете и сорочке). До шумного вечера еще далеко, и на лице чертовки бродит неясная улыбка. Позировала художнику некая Генриетта, прославившаяся своими любовными похождениями.

Любимые уголки Парижа

Жанровые сценки постепенно вытеснили прежние художнические привязанности парижанина. Он черпал вдохновение в самых разных местах любимого города. Одним из таких мест стал сад Тюильри – в нем по воскресеньям любили прогуливаться представители богемы. На картине «Музыка в саду Тюильри» изображена масса персонажей, но лица размыты – это полотно надо рассматривать с достаточно большого расстояния, иначе увидите лишь расплывчатые пятна.

При словах «Железная дорога» вам, наверное, представляется пыхтящий могучий паровоз или стремительный современный поезд, мчащийся по рельсам вдаль. Но не так прост Эдуард Мане! Картины мастера порой весьма условны. Вот на прославленной работе француза «Железная дорога» стальная магистраль лишь угадывается – там, за чугунной тяжелой решеткой, к которой приникла малышка. А ее мама (или гувернантка?) сидит рядом, держа в руках книгу и песика.

Среди цветов и за накрытым столом

Другие жанровые сцены тоже словно бы выхвачены зоркой фотокамерой – вот парочка наслаждается ароматом цветущих растений («В оранжерее»).

А вот еще одна пара – они заняты неторопливой беседой за накрытым столом, а на заднем плане на этих двоих засмотрелся официант, несущий кому-то заказ. Картина так и называется – «В кабачке папаши Латюиля».

Шедевры Мане – картины, вызвавшие споры

Все та же Викторина Мёран (женщина с полотна «Железная дорога»), совершенно голая, предстает перед зрителем скандально известного «Завтрака на траве». Автора упрекали в декаденстве и бесстыдстве. Интересно, о чем думал художник, когда изображал обнаженную даму, смотрящую прямо на вас, в компании мужчин (которые, в отличие от спутницы, одеты)? Кстати, позировали родственнику брат живописца и будущий шурин.

Еще больше споров вызвала в свое время (1863-й год) «Олимпия». Француз писал ее для Парижского салона, где изображение было освистано публикой. Будто бы Мане стал первым автором, выставившим напоказ женское тело! Ренессанс славится своими шедеврами в стиле «ню», а как же рембрандтовская «Даная»?.. Сейчас шедевр хранится в коллекции парижского музея «Орсе».

Лебединая песня маэстро

Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года). Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Прямо там живописец начинал работу над своим творением. Центральная фигура – девушка-барменша за стойкой, смотрящая на зрителя с тоской во взоре, а на заднем плане кутит разношерстная публика. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально! В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.

Эдуа́рд (Эдуа́р) Мане́ (фр. Édouard Manet; 23 января 1832, Париж - 30 апреля 1883, Париж) - французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.

Биография Эдуарда Мане

Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.

Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.

Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни.

Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850-1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.

Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь. В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве».

К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада - между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами. Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, а его персональную выставку, организованную в рамках Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту освистали. В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма.

Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.

После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.

Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма.

В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.

В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание.

В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона.

Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.

Творчество Мане

С середины 50-х годов Мане начал создавать собственные оригинальные произведения, героями которых были завсегдатаи парижских кафе, прохожие.

Характерным композиционным приемом Мане стал неожиданный срез картины рамой, кадрирование изображения. Такой прием вносил в композицию элемент неустойчивости, динамики.

Одновременно Мане боролся с традиционной академической манерой письма и, отступая от мягкой моделировки формы, лепил ее свежими, выразительными мазками.

Этюд «Кабачок», относящийся уже к концу 70-х годов, демонстрирует интенсивность и сочность цветного подмалевка художника.

Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его профессионализм, образованность, глубокие познания в области истории живописи, овладение всеми приемами живописной и графической техники.

В 1863 году Мане выставил в знаменитом «Салоне отверженных» свою картину «Завтрак на траве», ее содержание и необычность живописной техники вызвали негодование публики. С этого момента Мане становится признанным вождем «независимых» художников.

За картиной «Завтрак на траве» последовала «Олимпия», где натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати. Картину приняли в салон в 1865 году, но ее постигла та же участь, что и «Завтрак на траве».

The Luncheon on the Grass Olympia A Bar at the Folies-Bergere

В этих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для Ренуара, Дега, Писсарро и других художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности.

Защитника и ценителя своего творческого метода Э. Мане нашел в лице молодого Эмиля Золя. Писатель первым признал значение искусства талантливого художника для будущего развития европейской живописи и неоднократно выступал с разбором творчества Э. Мане в печати. Золя понимал несправедливость нападок на картины Мане со стороны публики и салонных живописцев, предсказывая, что со временем они будут выставлены в Лувре.

В 1873 году Мане представил жюри салона картину «За кружкой пива», традиционную как по трактовке сюжета, так и по манере письма.

Этот противоречивый живописец всю свою жизнь стремился создать новый «большой» стиль в современной живописи. Невзирая на нападки и упреки как художественных критиков, так и его друзей импрессионистов, Мане упорно продолжал выставляться один.

В 1882 году он закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х-80-х годов прошлого века «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона. Признание пришло уже к смертельно больному художнику.

Не считая себя импрессионистом и отказываясь участвовать в выставках этого объединения, Мане тем не менее дал толчок импрессионизму, став его вдохновителем.

В 50-е-60-е годы XIX века будущие импрессионисты ориентировались на его оригинальную творческую манеру. Но в отличие от них Мане всегда стремился к созданию картины, главное место в которой принадлежит человеку.

Работы художника

  • Олимпия
  • Сливы
  • Скачки в Булонском лесу
  • Испанский певец

Эдуард Мане (23 января 1832, Париж - 30 апреля 1883, Париж) - французский живописец, гравер, один из родоначальников импрессионизма.






























Направление в искусстве: Импрессионизм
МАНЕ (Manet) Эдуар (23.1.1832, Париж, - 30.4.1883, там же), французский живописец. Сын чиновника. Жил в основном в Париже, где учился в Школе изящных искусств (1850-1856) у Т. Кутюра. Испытал влияние и копировал произведения мастеров итальянского Возрождения и 17 века (Джорджоне, Тициана, Д. Веласкеса, Ф. Халса и других), а также Ф. Гойи и Э. Делакруа. В ранних работах М. (конец 1850 - начало 1860-х годов), составляющих галерею остро переданных человеческих типов и характеров, жизненная достоверность образа в целом сочетается с романтизацией внешнего облика модели («Любитель абсента», 1859, Новая глиптотека Карлсберга, Копенгаген; «Лола из Валенсии», 1862, Музей импрессионизма, Париж). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, М. стремился наполнить их современным звучанием, решить новые живописные задачи. Так, современники становятся персонажами картины «Завтрак на траве» (1863, Музей импрессионизма), и тема, навеянная «Сельским концертом» Джорджоне (изображение одетых и нагих фигур на фоне пейзажа), приобретает здесь свою особую, хотя и несколько противоречивую эмоциональную напряжённость; острота творческого преломления натуры, тяготение к вневременным художественным формулам при умении сообщить зрителю ощущение определённой эпохи отличают картину «Олимпия», где моделью для классического, обычно мифологизированного, мотива обнажённого тела служит подчёркнуто земная парижанка середины 19 века. Живопись М. на протяжении 1860-х годов постепенно освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего возникает некоторая плоскостность изображения; манера становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, живописная ткань всё чаще обогащается прозрачными рефлексами и валёрами. В 1860-е годы М. обращается к эпизодам современной истории («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм), позже, повторяя найденную композицию, откликается на события Парижской Коммуны 1871 («Расстрел коммунаров», акварель, 1871, Музей изобразит, искусств, Будапешт), и всё же проникновенное внимание М. к современной жизни в первую очередь проявляется в сценах, словно выхваченных из её будничного течения, почти лишённых действия и тем не менее полных лирической одухотворённости и внутренней значимости («Завтрак в мастерской», Новая галерея, Мюнхен; «Балкон», Музей импрессионизма; оба - 1868), а также в близких к ним по общей установке портретах (портрет Э. Золя, 1868, Музей импрессионизма). Обновляя бытовой жанр 19 века, М. поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия. Предвосхитив своим искусством возникновение импрессионизма, М. с конца 1860-х годов сближается с его мастерами (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуаром) и с начала 1870-х годов переходит к пленэрной живописи. Ряд произведений («Аржантёй», Музей изящных искусств. Турне; «Моне и госпожа Моне в лодке», оба - 1874) несёт в себе черты этого метода (намеренная фрагментарность композиции, светонасыщенность, яркая, вибрирующая цветовая гамма); в то же время М. расходится с импрессионистами, сохраняя конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляя в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяя бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой. С редкой наблюдательностью М. выбирает в суетной и пёстрой жизни большого города, в калейдоскопе мгновенных мизансцен наиболее характерные моменты; привлечённый не только их живописным эффектом, но и их психологическим содержанием, он, синтезируя свои наблюдения, возводит отдельные явление до ранга типического, раскрывает его комические, грустные или даже трагические стороны («Бал-маскарад в Опере», 1873, собрание Хавемейер, Нью-Йорк; «Нана», 1877, Кунстхалле, Гамбург). В своём самом значительном и последнем произведении «Бар „Фоли-Бержер”» (1881-1882, институт Курто, Лондон), посвященном теме призрачности счастья, столкновения мечты и реальности, одиночества человека в толпе М. достигает полного единства замысла, изящно-остроумного композиционного решения и живописного содержания. В 1870-е годы М. много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей импрессионизма), пишет натюрморты и пейзажи, выступает как рисовальщик, мастер литографии и офорта.
Творчество М. принадлежит к числу тех явлений, которые как бы завершают сложение реалистических традиций во французском искусстве 19 века и в то же время их значительно обновляют; художественные проблемы, впервые поставленные и разрешаемые М., во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразительного искусства последующего исторического периода.

«Существует только одна истинная вещь: сразу рисовать то, что вы видите... Все остальное - обман.»

Этот человек хотел быть художником с детства, но не желал учиться у признанных мастеров своего времени. Он шел наперекор всему официальному искусству, и каждый год пытался выставить картины и добиться признания Парижского салона. Он стал главой школы импрессионистов, не будучи импрессионистом сам. Кто же он?

Сын юриста, моряк и - наконец! - художник

Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника французского министерства юстиции, его мать была дочерью дипломата. Казалось, карьера Эдуарда предопределена еще до рождения - грех было не пойти по широкой проторенной дороге, которую могли предложить ему родители. Но маленький Эдуард совсем не горел желанием проявить себя на юридическом поприще. С ранних лет его влекли рисунок и живопись. Тем не менее, отец настаивал на юриспруденции, хотя, как показало время, с обычным образованием отношения у Эдуарда не складывались. Мальчик переходил из одного колледжа в другой, оставаясь равнодушным к учебе.

Эдуард Мане (фото Надара, ок. 1888)

Его дядя Эдмон Эдуард Фурнье считал неправильным оставлять без внимания и развития явные дарования племянника. Он записал Эдуарда на лекции по живописи и оплачивал их сам. Но... лекции тоже не пробудили ученического

рвения в юном Мане. Видимо, из-за сухости и академической манеры преподавания они были ему просто скучны. И все же дядя сыграл в судьбе племянника решающую роль, приведя того в Лувр. Картины голландцев, фламандцев и испанцев XVIII века произвели на Эдуарда такое впечатление, что определили направление развития всего его последующего творчества.

Но до мольберта и кистей было еще далеко. Старший Мане был по-прежнему категорически против художественной карьеры сына. Компромиссом стала попытка Эдуарда поступить в мореходную школу, не увенчавшаяся успехом - будущему творцу просто не хватало академических знаний. Для подготовки к пересдаче его приняли на одно из судов, курсировавших между Францией и Бразилией.

Семья все еще тешила себя надеждой на то, что наследник образумится. Но вместо того чтобы постигать морскую науку, Эдуард все больше времени посвящал живописи. Из долгой поездки он привез огромное количество набросков и этюдов - и окончательно укрепившееся желание стать живописцем.

Выдержав последний бой с отцом, Эдуард Мане все-таки получил разрешение поступить в Школу изящных искусств и в 1850 году стал учеником Тома Кутюра.

«Прежде, чем я начну завоевывать официальные салоны, я должен отдать дань старым мастерам…» (Э. Мане)

Наследие веков

Казалось бы, мечта сбылась. Но снова все складывалось непросто. Академизм и рутина, как и прежде, наводили на Эдуарда скуку. Методы преподавания Кутюра его не устраивали. Мане хотел писать свет во всем его многообразии, отображая мир в самых разных световых проявлениях, от рассветных до закатных, а его учитель не понимал, как можно стремиться «писать жизнь как есть», - по мнению академиста это не могло называться искусством. Их столкновения, перераставшие в ссоры, в конце концов, привели к тому, что спустя шесть лет после поступления Мане покинул мастерскую Кутюра.

Но не все эти годы Мане потратил на баталии с наставником. Много времени молодой художник проводил в Лувре, делая копии с картин старых мастеров, постоянно посещал то Голландию, то Италию, где также работал в музеях. В одной из поездок во Флоренцию Эдуард Мане написал копию «Венеры Урбинской» Тициана, позднее она стала прообразом его скандальной «Олимпии».

Постепенно художник выбрал себе настоящих учителей. Ими стали Тициан, Веласкес и Гойя. Он унаследовал их классическую манеру письма, цветовую палитру, композиции и сюжеты. Придет время, и Мане станут упрекать за то, что он не ищет собственных сюжетов вовсе, настолько очевидной будет проработка классических сюжетов в его картинах.

«Недостаточно знать свое ремесло, вы должны иметь чувство. Наука - это очень хорошо, но для нас воображение стоит гораздо больше». (Э. Мане)

Человек-скандал

В 1859 году Париж был взволнован первым из бесконечной череды скандалов, связанных с именем Эдуарда Мане и Салоном. Для выставки художник создал полотно «Любитель абсента» (1858-1859). Сюжет он почерпнул в стихотворном сборнике «Цветы зла» не менее скандального поэта Шарля Бодлера, близкого друга Мане.

Наверное, высокое жюри еще могло бы стерпеть темные, мрачноватые тона картины, но разве оно могло допустить, чтобы в благонравном Салоне был выставлен портрет парижского пьяницы! Отказ был резким и категорическим.

В 1861 году Мане написал две картины, которые все-таки прошли через сито жесткого отбора. «Гитарреро» получил награду Салона, а «Портрет родителей» наконец принес Эдуарду признание семьи.

Следующая попытка выставиться в Салоне вновь оказалась безуспешной. Полотно «Музыка в Тюильри» (1862) стало огромным групповым портретом, каких до Мане не писал никто. Эдуард изобразил на полотне не только себя, но и почти всю свою родню и друзей. Но удивление и отторжение жюри вызвало даже не это, а отсутствие предписанной классическим жанром тщательной проработки деталей. В такой манере в то время иллюстрировали журналы и газетные репортажи, и для живописи она считалась совершенно непригодной. Вблизи воспринять картину было очень сложно, общий вид открывался только на расстоянии.

К выставке 1863 года художник подготовил три картины: «Купание» (или «Завтрак на траве», 1863), «Молодая женщина в костюме эспада» (1862) и «Молодой человек в костюме махо» (1863). Но выставиться в Салоне ему не удалось. Впрочем, в тот год было отклонено почти три тысячи работ разных мастеров. Тогда-то и произошло чрезвычайно важное событие, определившее ход истории искусства. Возмущенные художники обратились за разрешением открыть одновременно с официальным Салоном альтернативную, как сказали бы сейчас, выставку, где могли бы демонстрироваться полотна художников, не принятые жюри.

«В природе нет никаких линий, только контрастные пятна цвета» (Э. Мане)

Салон отверженных

Разрешение на проведение неофициальной выставки художники получили от самого Наполеона III, и в мае 1863 года она открылась во Дворце промышленности. На ней были представлены десятки, сотни работ самых разных жанров и сюжетов. Мане задумывал «Завтрак на траве» как центр композиции из трех своих работ, а в итоге эта картина стала гвоздем программы всей выставки. Но такой ли славы ожидал живописец?

Каких только эпитетов не получила картина: «несъедобная» - с точки зрения критики, «опасная» - по мнению зрителей, «неприличная» - со слов Наполеона III... Она была не просто осуждена, а осмеяна! Вряд ли этого был достоин сюжет, позаимствованный из гравюры средневекового мастера Маркантони Раймонди, созданной по рисунку «Суд Париса» Рафаэля. Но вот художественные приемы Мане действительно шокировали тогдашнюю публику. Неубедительная, слабая перспектива, резкий, почти фотографический свет, незавершенность мазка, узнаваемость людей, с которых писалась работа (Викторина Меран - любимая модель Мане, его брат Гюстав и будущий шурин - скульптор Фердинанд Леенхофф), взгляд нагой натурщицы прямо в глаза зрителям - все это вызывало насмешки и отторжение.

Но целая плеяда молодых живописцев, среди которых были Моне, Писсарро и Сислей, открыто встала на сторону Эдуарда Мане, полностью одобрив его творческие искания. Художника поддержали и его друзья Шанфлери, Бодлер, а главное, Эмиль Золя, написавший о выставке обзорную статью, в которой смело, отстаивал художественный вкус Мане.

Еще более крупным скандалом сопровождалось появление на выставке 1865 года картины «Олимпия» (1863). И вновь - не обнаженная натура стала причиной осуждения и травли, а то, как она была изображена: «грязный» тон тела, вульгарность, «уродство» модели... Мэтры были готовы принять такую «Венеру», будь ее изображение классически прекрасным, но манеру Эдуарда Мане они категорически отвергли. И опять его поддержали только близкие друзья и группа импрессионистов.

Надо ли удивляться тому, что год спустя Мане сблизился с этой молодежью?

Чужой среди своих

В 1866 году импрессионисты регулярно собирались в кафе Гербуа квартала Бартиньоль. Моне, Писсарро, Дега, Сезанн, Ренуар - и Мане, которого в своем небольшом кружке они считали старшим. Правда, это старшинство распространялось только на жаркие баталии с представителями официально признанного искусства - здесь молодым художникам было далеко до красноречивого и имеющего уже немалый опыт борьбы с «академиками» Эдуарда. А вот при выездах на природу Мане становился их учеником. Постепенно его палитра светлела, приобретала легкость и большую воздушность. Однако Эдуард так и не принял технику неоформленного мазка и дивизионизма и к тому же не отказался от черного цвета. И что интересно, в окружении все более ярких и светлых тонов черный у Мане приобретал совершенно удивительную выразительность, достаточно взглянуть на портрет Берты Моризо его кисти (1872) или картину «Бал в опере» (1873).

Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер» (1881–1882)

Но, говоря откровенно, несмотря на всю свою скандальную известность, настоящего признания Эдуард Мане так и не получил даже от импрессионистов. Большинство современников полагали его главой целой школы, но Мане не был импрессионистом.

Знаменем, символом, наставником - да, но не создателем. И все же его роль в импрессионизме неоценима.

Точнее всего, пожалуй, о нем сказал Поль Сезанн: «Что делает Мане настоящим предвестником, этого, что он дал формулу простоты в эпоху, когда официальное искусство было напыщенным и соглашательским».

Самые скандальные картины Э. Мане:

Эдуард Мане «Любитель абсента» (1858-1859)

Эдуард Мане «Завтрак на траве» (1863)

Эдуард Мане «Олимпия» (1863)