История

В том же году совместно с «Араксом» записывает миньон из четырёх песен композитор и певец Юрий Антонов. Второй миньон выходит в 1980 году , когда уже ушёл в «Самоцветы» Сергей Беликов и на бас-гитаре сыграл Тимур Мардалейшвили. Записанные в составе «Аракса» две песни Антонова и собственную песню «Ноктюрн» Беликов выпустил затем на своих миньонах .

Пётр Макиенко участвовал в нескольких проектах (в том числе с Александром Барыкиным), что создавало неудобства для группы. В -м новым бас-гитаристом «классического» «Аракса» стал Ринат Насыров.

В состав ленкомовского «Аракса» в -м году входят: Сергей Рудницкий - клавишные; Александр Садо - вокал; Николай Парфенюк - вокал, бас-гитара, флейта; Олег Зарипов - гитара, скрипка, виолончель; Анатолий Абрамов - ударные .

Основные источники

Имя "Экономисты" было использовано один раз на смотре худ. самодеятельности

МГУ, когда уже играли Эдик и Гарик Касабовы с мэтром Вадимом Маршевым (см. инет Вадим Иванович Маршев). А В 1968-1969гг автор этих строк играл в группе без названия с однокурсниками: Валера Рясков:(R.I.P.)- бас, Гена Ерёмин - барабан и тарелка, Миша Жернов - клавиши под контролем Вадима Маршева. Вот когда Гарик поступил на факультет, а Эдик научился играть на басу, вот тогда стали играть втроём. Шашик-Сааков, путался под ногами, реально помогал Гена Гаспарян и Миша Румянцев с МЕХМАТа. Студенты физ. ф-та пединститута (корпус у М.Спортивная), отдыхавшие в с/п "Солнечный" и пр. помнят, что на танцах играла группа АРАКС. На сайте АРАКСА кто-то заботливо удалил фото, сделанное летом 1971 года в спортлагере МГУ в Пицунде (см. альбом "Аракс давно и недавно" на моей странице в Вконтакте). Только ОСЕНЬЮ 1971 появился Шахназаров и затем Буйнов. Захотелось попасть в историю саакову и добрюха ему помог. Алексей Пантелеев.

Дискография

  • Юрий Антонов и группа «Аракс» (1979, миньон)
  • Юрий Антонов и группа «Аракс» (1980, миньон)
  • Исповедь (1980)
  • Колокол тревоги (1980)
  • Группа «Аракс» (1981, миньон)
  • Юрий Антонов и группа «Аракс» (1981, миньон)
  • Araks 87-90 (CD, 1993)
  • Old, But Gold 1981-1991 (1996)
  • Raritet! 2006

Сборники

  • The best of Live 1981 (сборник, 1996)
  • Аракс (1996)
  • Юнона и Авось (2002)
  • Limited Edition (De luxe collection) (2003)
  • Аракс 2003 (2003)
  • Звездная серия 2003

Концерты

  • Концерт «Аракс 20 лет спустя» (1989, театр «Эрмитаж»)
  • Концерт в честь DI (2008)
  • участие в концерте ВИА Хит-Парад (10.12.2010 г., Крокус Сити Холл)

Другие проекты

  • Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (1978, винил, рок-опера)
  • 31 Июня (1980, сборный саундтрек)
  • Узнай меня (фильм)

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 1968, на смотре художественной самодеятельности экономического факультета МГУ к Алексею Пантелееву подошёл Эдик Касабов и предложил создать группу. В 1969 году в ней играли Эдик Касабов (вокал, бас), Алексей Пантелеев (гитара, вокал), Гарик Касабов (ударные) под руководством Вадима Ивановича Маршева. В 1973 году Пантелеев уходит из группы и гитаристом и вокалистом становится пришедший осенью 1971 года из «Скоморохов» Александра Градского Юрий Шахназаров. К этому времени группа уже получила название «Аракс», по словам А. Буйнова, в честь мамы Эдика Касабова Араксы, но называлась группа «Аракс» (а не «Аракса»), как и одноименная река в Закавказье. Касабовы были армянами родом из Азербайджанской ССР (Шахназаров - армянин по отцу).

    Благодаря обучению на отделении зарубежной политэкономии Эдик Касабов достаточно хорошо владел английским и успешно исполнял кавер-версии западных рок-хитов.

    В «Звезде и Смерти Хоакина Мурьеты» (премьера состоялась в мае 1976 года):

    … музыканты впервые выступили не просто как квалифицированные исполнители, но и как соавторы композитора. Они предложили свою редакцию всех сцен, придумали свой рисунок ударных в аккомпанементе (первоначально Рыбников планировал вообще отказаться от постоянного ритма барабанов, которые должны были лишь разражаться время от времени ритмотембровыми «взрывами» или «вспышками»). Работали над каждым эпизодом совместно, рождая своеобразную коллективную аранжировку. Вместе искали, вместе экспериментировали. Причем, важно было, чтобы все это подходило к конкретной акустике Ленкома: скажем, придуман очередной фрагмент, но, будучи перенесённым в зал, становится неярким, перестает «звучать». В результате новые переделки… .

    В том же году совместно с «Араксом» записывает миньон из четырёх песен композитор и певец Юрий Антонов. Второй миньон выходит в 1980 году , когда уже ушёл в «Самоцветы» Сергей Беликов и на бас-гитаре сыграл Тимур Мардалейшвили. Записанные в составе «Аракса» две песни Антонова и собственную песню «Ноктюрн» Беликов выпустил затем на своих миньонах .

    В 1978 году группа участвовала в записи песен и музыки Александра Зацепина к фильму «31 июня ». Сотрудничество с Зацепиным продолжилось через год в фильме «Узнай меня».

    В апреле 1980 года музыканты ушли из театра и стали выступать от Московской областной филармонии. Дебютный альбом «Колокол тревоги» был записан весной 1980 года, анонсирован в прессе, вышел миньон (), однако большую пластинку так и не выпустили. На первой стороне должны были звучать (в исполнении группы) песни Антонова, на второй - песни, сочинённые самими музыкантами. Впервые все песни Антонова, записанные «Араксом» для «Колокола тревоги», вышли на его сборнике «От печали до радости» ().

    В 1980 году музыканты «Аракса» (Анатолий Алёшин, Вадим Голутвин и сыгравший на бас-гитаре Сергей Рудницкий) приняли участие в записи литературно-музыкальной композиции Евгения Евтушенко и Глеба Мая «Исповедь». Пластинка вышла в 1983 году . В 1980 году «Аракс» также записал совместно с Аллой Пугачёвой несколько песен для её новой пластинки.

    В октябре 1980 года в «Аракс» приходит Евгений Маргулис , бывший бас-гитарист групп «Машина времени» и «Воскресение» . Репертуар «Аракса» пополнили песни Маргулиса на стихи Андрея Макаревича и Алексея Романова. На стихи Романова были также написаны песни Тимуром Мардалейшвили и Сергеем Рудницким.

    Пётр Макиенко участвовал в нескольких проектах (в том числе с Александром Барыкиным), что создавало неудобства для группы. В 2010 году в состав «классического» «Аракса» вернулся бас-гитарист Сергей Тимофеев.

    В состав ленкомовского «Аракса» с 2011 года входят: Сергей Рудницкий - клавишные; Александр Садо - вокал; Николай Парфенюк - вокал, бас-гитара, флейта; Олег Зарипов - гитара, скрипка, виолончель; Анатолий Абрамов - ударные .

    Осенью 2015 года в «классический» концертный состав вернулся вокалист Анатолий Алёшин, заменивший Валерия Каримова. Группу также покинул ударник Анатолий Абрамов - его заменил Иван Васюков. В концертах также участвовал клавишник Юрий Смоляков.

    В 2016 году место ударника занял Максим Ширин, а Тимура Мамардалейшвили в концертах подменял гитарист Сергей Терехов.

    Дискография

    • Юрий Антонов и группа «Аракс» (1979, миньон)
    • Юрий Антонов и группа «Аракс» (1980, миньон)
    • Исповедь (1980)
    • Колокол тревоги (1980)
    • Группа «Аракс» (1981, миньон)
    • Юрий Антонов и группа «Аракс» (1981, миньон)
    • Araks 87-90 (CD, 1993)
    • Old, But Gold 1981-1991 (1996)
    • Raritet! (2006)

    Сборники

    • The best of Live 1981 (сборник, 1996)
    • Аракс (1996)
    • Юнона и Авось (2002)
    • Limited Edition (Deluxe collection) (2003)
    • Аракс 2003 (2003)
    • Звездная серия 2003

    Фильмография

    • «Диалог» (1977)
    • «Узнай меня» (1979)

    Другие проекты

    • Музыка в спектаклях Московского театра имени Ленинского Комсомола. (1975, журнал "Кругозор" №11)
    • Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (1978, винил, рок-опера)
    • 31 Июня (1980, сборный саундтрек)
    • А. Пугачёва. То ли ещё будет… (1980)
    • Ю. Антонов. Крыша дома твоего (1983, сборник)

    Состав группы

    Классический Аракс

    • Вадим Голутвин - соло-гитара (1978-1981,1995-)
    • Тимур Мардалейшвили - лидер-гитара (1979-1982, 1987-)

    "Аракс " - московская рок-группа, которая добилась популярности в 1970-е годы прошлого столетия. Cотрудничала с популярными композиторами - Геннадием Гладковым, Алексеем Рыбниковым, Александром Зацепиным, Юрием Антоновым. Кроме этого, «Аракс» исполнял и записывал песни, сочинённые музыкантами группы, песни Алексея Романова и Константина Никольского.

    В 1968 или 1969 году студентами экономического факультета МГУ была организована группа «Экономисты». В неё вошли Эрик Касабов (вокал, бас-гитара), Алексей Пантелеев (лидер-гитара), Гарик Касабов (ударные). Директором стал Юрий Сааков.

    В 1971 году лидер-гитаристом вместо Пантелеева становится пришедший из «Скоморохов» Александра Градского Юрий Шахназаров. Тогда же музыканты решают сменить название и начинают называться «Аракс», по словам А. Буйнова, в честь мамы Эрика Касабова Араксы. Однако группа с самого начала называлась «Аракс» (а не «Аракса»), как и река в Закавказье. Касабовы, а также директор Сааков, были армянами родом из Азербайджана (Шахназаров - армянином лишь по отцу). Благодаря обучению за границей Эрик Касабов достаточно хорошо владел английским и успешно исполнял кавер-версии западных рок-хитов.

    В 1972 году по инициативе Юрия Шахназарова в «Аракс» приглашают клавишника «Скоморохов» Александра Буйнова. Гарика Касабова за ударной установкой сменяет Борис Багрычёв из группы «Витязи». «Аракс» с успехом выступал в Москве и Подмосковье (особенно часто - на танцах в Люберцах). В первом отделении «Аракс» исполнял песни Led Zeppelin, Deep Purple, Santana, Ten Years After, во втором - песни на русском языке. На одном из концертов группу увидел и услышал ставший главным режиссёром Театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров, который искал ансамбль для музыкальных спектаклей.

    С 1973 года «Аракс» вошёл в труппу театра, участвовал в спектаклях «Автоград XXI», «Тиль» (мюзиклы Геннадия Гладкова), «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты» (рок-опера Алексея Рыбникова). В «Звезде и Смерти Хоакина Мурьеты» (премьера состоялась в мае 1976 года). Автор либретто Павел Грушко показал себя «музыкально чутким драматургом», он «добавлял необходимые строки, дописывал целые эпизоды», часто «исходя именно от музыки». «Аракс» также записывает инструментальные фонограммы для некоторых других спектаклей театра.

    Почти сразу ушёл в «Весёлые ребята» Буйнов и был заменён Сергеем Рудницким. За ударной установкой Бориса Багрычёва меняют сначала Александр Данилович, затем Александр Полонский (экс-«Скоморохи», экс-«Весёлые ребята») и наконец - Анатолий Абрамов (экс-«Високосное лето»). В 1974 году в группу приходит, сменив Касабова (который отошёл от музыки, стал впоследствии кандидатом экономических наук), вокалист и бас-гитарист Александр Лерман (экс-«Ветры перемен», экс-«Скоморохи», экс-«Весёлые ребята»). Именно в составе Шахназаров-Лерман-Полонский «Аракс» снялся в фильме Георгия Данелия «Афоня», где исполнил входившую ещё в репертуар «Скоморохов» песню Шахназарова на стихи Валерия Сауткина «Мемуары». Однако вскоре Лерман и Полонский покинули группу. Пришли из любительской красногорской группы «Мы» вокалист, бас-гитарист и флейтист Сергей Беликов (1974), через год - вокалист Александр Садо, в феврале 1978 года - гитарист Вадим Голутвин (экс-«Добры молодцы», экс-«Весёлые ребята»). После этого состав «Аракса» стабилизировался.

    В 1977 году группа выпускает на гибком миньоне журнала «Кругозор» «Мемуары» и песню Буйнова на стихи Сауткина «Трава-мурава», в 1978 году «Аракс» участвует в записи на двойной пластинке рок-оперы «Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты». В том же году Юрий Шахназаров становится гитаристом и руководителем аккомпанирующего ансамбля Аллы Пугачёвой. На его место в «Аракс» пришёл приверженец «блэкморовского» стиля гитарист Тимур Мардалейшвили, игравший до этого в разных любительских группах, последней из которых была «Виктория». Новым руководителем стал Сергей Рудницкий.

    В 1979 году Александра Садо меняет пришедший из «Весёлых ребят» вокалист и скрипач Анатолий Алёшин. Как говорит Вадим Голутвин, «многие считают, что тот недолгий период, когда Беликов и Алёшин работали вместе в „Араксе“, был самым насыщенным. Может быть! Но при этом они не испытывали особой симпатии к друг другу. У них не было музыкантской дружбы… Понятно, что два таких солиста в ансамбле могли существовать только временно».

    В том же году совместно с «Араксом» записывает миньон из четырёх песен композитор и певец Юрий Антонов. Второй миньон выходит в 1980 году, когда уже ушёл в «Самоцветы» Сергей Беликов и на бас-гитаре сыграл Тимур Мардалейшвили. Записанные в составе «Аракса» две песни Антонова и собственную песню «Ноктюрн» Беликов выпустил затем на своих миньонах.

    В 1978 году группа участвовала в записи песен и музыки Александра Зацепина к фильму «31 июня». Сотрудничество с Зацепиным продолжилось через год в фильме «Узнай меня».

    В апреле 1980 года музыканты ушли из театра и стали выступать от Московской областной филармонии. Дебютный альбом «Колокол тревоги» был записан весной 1980 года, анонсирован в прессе, вышел миньон (1981), однако большую пластинку так и не выпустили. На первой стороне должны были звучать (в исполнении группы) песни Антонова, на второй - песни, сочинённые самими музыкантами. Впервые все песни Антонова, записанные «Араксом» для «Колокола тревоги», вышли на его сборнике «От печали до радости» (1986).

    В 1980 году музыканты «Аракса» (Анатолий Алёшин, Вадим Голутвин и сыгравший на бас-гитаре Сергей Рудницкий) приняли участие в записи литературно-музыкальной композиции Евгения Евтушенко и Глеба Мая «Исповедь». Пластинка вышла в 1983 году. В 1980 году «Аракс» также записал совместно с Аллой Пугачёвой несколько песен для её новой пластинки.

    В октябре 1980 года в «Аракс» приходит Евгений Маргулис, бывший бас-гитарист групп «Машина времени» и «Воскресение». Репертуар «Аракса» пополнили песни Маргулиса на стихи Андрея Макаревича и Алексея Романова. На стихи Романова были также написаны песни Тимуром Мардалейшвили и Сергеем Рудницким.

    В 1981 году вышел уже третий миньон Юрия Антонова и «Аракса». Многие песни с этих миньонов прозвучали в фильме «Берегите женщин». Вскоре группу покидает Вадим Голутвин и становится аранжировщиком в студии Максима Дунаевского.

    В 1982 году против директора «Аракса» Валерия Андреева было возбуждено уголовное дело с обвинением в хищении, обращении в свою пользу и в пользу участников ансамбля более 1500 рублей, принадлежавших государству. На дорогую аппаратуру был наложен арест. В октябре вышел указ Министерства культуры СССР, согласно которому группа «Аракс» была официально распущена. Мардалейшвили, Маргулис и Абрамов организуют группу «Феникс», куда вошли также солист Николай Парфенюк и клавишник Сергей Шмелёв. Маргулис вскоре ушёл в аккомпанирующий ансамбль Антонова «Аэробус» и был заменён бас-гитаристом Александром Миньковым. Успеха «Феникс» не добился (во многом из-за того, что музыканты не могли выступать под названием «Аракс») и в следующем году прекратил своё существование.

    Сергей Рудницкий был клавишником «Весёлых ребят», а затем, вернувшись в прежний театр, играл в «Рок-ателье». Туда же пришёл и Анатолий Абрамов. Когда в 1987 году руководитель этой группы Крис Кельми принимает решение оставить театр, возникает сначала ансамбль ТРАНС, затем Рудницкий решает возродить «Аракс». В состав, помимо него и Абрамова, вошли вокалист и флейтист Николай Парфенюк (экс-«Сверстники», экс-«Феникс», экс-«Синяя птица»), гитарист Сергей Берёзкин (экс-«Рок-ателье») и бас-гитарист Сергей Рыжов (экс-«Красные маки», экс-«Динамик», экс-«Весёлые ребята»). В студийных записях принимал сессионное участие Тимур Мардалейшвили; компакт-диск Arax 87-90 вышел в 1993 году. Но популярность группы не достигает прежнего уровня.

    В 1995 году начинает происходить разделение на два «Аракса» - «классический» и ленкомовский, которые частично пересекаются. Возникает решение перезаписать песни старого репертуара. Рудницкий, Голутвин, Мардалейшвили, Рыжов и Абрамов записывают инструментальную часть, которую Сергей Рудницкий отправляет жившему тогда в США Анатолию Алёшину, и тот записывает вокальную. Так выходит компакт-диск Old, But Gold! (1996).

    В 2002 году на CD выходит новый студийный вариант рок-оперы «Юнона и Авось». В нём участвуют музыканты ленкомовского «Аракса» - Александр Садо, Николай Парфенюк и Анатолий Абрамов, а также известный гитарист Дмитрий Четвергов. На клавишных сыграл Алексей Рыбников.

    В 2004 году сложился состав «классического» «Аракса»: Сергей Рудницкий - клавишные; Анатолий Алёшин - вокал; Вадим Голутвин - гитара; Тимур Мардалейшвили - гитара; Сергей Тимофеев - бас-гитара; Анатолий Абрамов - ударные. Был записан альбом "Raritet!", состоявший и из старых песен, и из новых, сочинённых Сергеем Трофимовым (компакт-диск вышел через два года). Пока же Алёшин покинул группу, и «Аракс» приостановил концертную деятельность.

    В 2006 году эта деятельность возобновилась. Тимофеева заменил Пётр Макиенко, Алёшина - Василий Савченко.

    В августе 2009 года музыканты расстались с Василием Савченко. Место солиста занял Валерий Каримов, выступавший на рубеже 1980-1990-х годов в «Рок-ателье» Криса Кельми, а затем - в «Арсенале» Алексея Козлова. Пётр Макиенко участвовал в нескольких проектах (в том числе с Александром Барыкиным), что создавало неудобства для группы. В 2010 году новым бас-гитаристом «классического» «Аракса» стал Ринат Насыров.

    В состав ленкомовского «Аракса» в 2011 году входят: Сергей Рудницкий - клавишные; Александр Садо - вокал; Николай Парфенюк - вокал, бас-гитара, флейта; Олег Зарипов - гитара, скрипка, виолончель; Анатолий Абрамов - ударные.

    1971-1975

    Весной 1971 года группа получила название «АРАКС», состав группы весна 1971 года: Эдик Касабов - бас-гитара, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Гарик Касабов - ударные.
    Юрий Шахназаров приглашает в «Аракс» вернувшегося из армии АЛЕКСАНДРА БУЙНОВА, ранее игравшего в группе «Скоморохи». Буйнов появляется в мае 1972 года. Следом за ним, на смену Гарику Касабову (ударные) из группы "Витязь" приходит БОРИС БОГРЫЧЁВ. Так образовывается один из наиболее сильных составов «Аракса»: Эдик Касабов - бас-гитара, вокал, Александр Буйнов - клавишные, вокал, Юрий Шахназаров - соло-гитара, Борис Богрычёв - ударные.
    На концертах «Аракс» играет в первом отделении русские песни, а во втором отделении композиции таких групп, как «The Beatles», «Santana», «Led Zeppelin», «Ten Years After», «Deep Purple».
    В период с мая 1972-го по май 1973-го «Аракс» с успехом выступает в Москве и её окресностях, особенно на танцах в Люберцах. Однажды на концерт «Аракса» попал Марк Анатольевич Захаров, ставший к тому времени режиссером московского театра имени Ленинского Комсомола...
    В начале 1973 года Александр Буйнов уходит в «Весёлые ребята», где работает клавишником до мая 1989 года.
    В начале 1974 года в группу пришел Александр Лерман, но в конце 1974 года он переходит в ВИА «Добры молодцы». Некоторое время в группе играет ударник Владимир Полонский.
    К моменту прихода музыкантов в театр Захарова обновляется состав: приходит Сергей Рудницкий (клавишные, гитара, бас). Богрычев уступает место за барабанами Александру Даниловичу, а тот, в свою очередь, Анатолию Абрамову из «Високосного Лета». В 1975 году из Красногорской самодеятельной группы «Мы» приходит певец и басист Сергей Беликов. В конце этого же года группа знакомиться с вокалистом Александром Садо.
    Став полноправным членом труппы театра в середине 70-х годов «Аракс» участвует в спектаклях Ленкома Тиль (1974) и Автоград ХХI (1975), а также изредка выступает с концертами в Москве и ее окрестностях.

    1976-1982

    В 1976 году в группе работали - Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Сергей Беликов (вокал, бас-гитара, флейта), Александр Садо (вокал, акустическая гитара, флейта), Юрий Шахназаров (гитара). В этом составе «Аракс» учавствует в театральной постановке рок-оперы "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" и записывает студийный вариант спектакля. В 1978 году Шахназаров уходит из группы, его заменил Вадим Голутвин, позже в группу приглашен Тимур Мардалейшвили (гитара). В 1979 году к группе присоединился Анатолий Алешин (вокал, скрипка) и в конце года «Аракс» уходит из театра, начиная концертную деятельность. Александр Садо остается в театре, как артист-вокалист. Осенью 1980 года Сергей Беликов уходит из группы, его заменил Евгений Маргулис.
    В этот период группа сделала большое количество записей на телевидении, радио и в студии звукозаписи. Активно гостролирует по стране, с сентября 1980 года (после ухода из театра) по апрель 1982 года группа дала 876 гастрольных выступлений! Работала с популярными композиторами и исполнителями: Ю.Антоновым, А.Зацепиным, А.Пугачевой, Т.Анцифировой, Л.Долиной и многими другими. Результатом этого сотрудничества стали выпущенные диски, кинофильмы. К сожалению главная работа группы, диск "Колокол тревоги" так и не вышел!


    1983-2001

    Осенью 1982 года, после выхода приказа Министерства культуры СССР о запрещении концертной деятельности «Аракса» - группа распалась. Вадим Голутвин, Сергей Рудницкий и Евгений Маргулис перешли к Юрию Антонову в «Аэробус», Тимур Мардалейшвили, Анатолий Алешин и Анатолий Абрамов организовали группу «Феникс» (позже «Глобус», «Ветер»). Но эти проекты просуществовали не долго, музыканты разошлись по разным коллективам.
    В 1987 году Крис Кельми уходит из Ленкома, при этом костяк группы «Рок-Ателье»: Сергей Рудницкий, Анатолий Абрамов, Александр Садо и Сергей Березкин, принимают решение остаться в театре и реорганизовать группу под прежним названием "Аракс". В состав вошли: Сергей Рудницкий (клавишные), Анатолий Абрамов (ударные), Николай Парфенюк (вокал, бас-гитара), Сергей Рыжов (вокал, бас-гитара), Сергей Березкин (гитара) и Александр Садо (вокал, акустическая гитара, флейта). Сессионно с группой работают: Александр Виста (акустическая гитара, вокал), в записи альбомв "Аракс 87-90" принимает участие Тимур Мардалейшвили (гитара).
    В начале 90-х Сергей Рудницкий организовывает запись альбома группы с программой песен 80-х годов. В Москве в студии Ленкома записывается инструментальная дорожка диска и отсылается в Америку, где в этот момент работает Анатолий Алешин, там он записывает вокальные партии. В результате совместной работы на разных континентов в 1996 годы появился альбом "Old, But Gold!".


    2002-2004

    Первое выступление "Аракса" состоялось 14 апреля 2002 года в Торговом комплексе "Три Кита" на 8-часовом гала-концерте.
    Во вновь организованный состав «Аракса» вошли: Анатолий Алёшин - вокал, Тимур Мардалейшвили - гитара, Вадим Голутвин - гитара, Сергей Тимофеев - бас-гитара, Сергей Рудницкий - клавишные, Анатолий Абрамов - ударные.
    «Аракс» учавствует в концерте "ДИСКОТЕКА-80", выступает в разных городах и на разных площадках. Было записано несколько передач на телевидении.
    В 2003 году на студии звукозаписи была записана программа из шести песен и инструментального трека, это были новые песни Сергея Трофимова и песни из репертуара 80-х годов. Две песни программы, "Странная ночь" и "Пора все менять", вошли в телесериал "Боец". Запись издана на CD в 2006 году, как приложение к журналу "VIP интервью" посвященного А.Абрамову.
    В 2004 году группу покинул Анатолий Алешин, концертную деятельность «Аракс» приостановил...


    2006-2009

    Весной 2006 года группа возобновляет концертную деятельность, в состав вошел новый вокалист - Василий Савченко, ранее он работал в группах «Электроклуб», «Купе». В репертуаре появляется песня "Голый блюз" (В.Савченко), группа принимает участие в телепередачах на каналах "НТВ+", "РЕН ТВ", "Столица". Иногда в концертах принимает участие Сергей Рудницкий.


    2009-2015

    В сентябре 2009 года в состав группы вошел новый вокалист Валерий Каримов, известный по работе с Крисом Кельми («Рок-Ателье») и Алексеем Козловым («Арсенал»). В феврале 2010 года группа приняла участие в юбилейном концерте Юрия Антонова в Кремлевском дворце, 10 декабря 2010 года в Крокус Сити Холле состоялся юбилейный концерт программы «ВИА Хит-Парад» с участием группы.
    В конце 2010 года в состав группы пришел бас-гитарист Сергей Тимофеев, ранее работавший в группе 2002-2004 годах.


    2015-...

    Осенью 2015 года в состав группы вернулся вокалист Анатолий Алешин.
    Анатолий Абрамов полностью сосредоточился на работе в театре и в группу пришел барабанщик Иван Васюков, ранее работавший с Николаем Арутюновым, группами «Ключи», «7Б», «ГОРОД 312».

    «Аракс» - живая легенда отечественного рока. Группа принесла на нашу рок-сцену русифицированный вариант хард-рока.

    «Аракс» был основан в 1971 году студентами экономического факультета МГУ Юрием Сааховым (соло-гитара), Эдуардом Касабовым (бас, вокал) и его братом Гариком Касабовым (барабаны), которые и дали название своему детищу по имени протекающей на их родине реки. Группа выступала на танцплощадке в Люберцах с репертуаром из «фирменных» песен, и сюда в 1973 году приехали режиссер театра имени Ленинского комсомола М. Захаров и известный композитор Г. Гладков, чтобы посмотреть коллектив и пригласить для участия в спектакле «Автоград XXI». Спустя некоторое время «Аракс» появился на театральных подмостках. Состав группы был таким: Эдуард Касабов (бас, вокал), Юрий Шахназаров (гитара, вокал, экс-«Скоморохи»), Игорь Саульский (клавиши), Александр Лерман (вокал, экс-«Веселые Ребята», «Скоморохи», «Ветры Перемен») и Борис Багрычев (барабаны, экс-«Цветы»). Чуть позже с участием «Аракса» был поставлен еще один спектакль - «Тиль».

    Специфика работы в театре обусловила некоторую текучесть кадров. Ряд музыкантов, тяготевших к более проявленному рокерскому бытию, со временем покинули «Аракс» и ушли в концертирующие составы (А. Лерман, Б. Багричев). С другой стороны руководитель группы Ю Шахназаров постоянно стремился повышать качество исполнения музыки и в результате в группе появились известные высококлассные музыканты: в 1974 в группе появился великолепный вокалист и бас-гитарист Сергей Беликов (экс-«Мы»), некоторое время в «Араксе» пел Садо (ныне - певец труппы театра), в 1974 году в «Аракс» пришел клавишник Сергей Рудницкий.

    В 1975 году «Аракс» (Шахназаров, Садо, Беликов, Рудницкий, Данилович) активно участвует в постановке рок-оперы Алексея Рыбникова и Павла Грушко «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», которая сделала группу знаменитой.

    В 1976 году за барабаны сел Анатолий Абрамов (экс-«Високосное Лето», до него в «Араксе» стучали Владимир Полонский и Александр Данилович).

    В конце 1977 года Шахназаров ушел в состав Аллы Пугачевой, и в начале 1978 года в группе начал работать один из лучших гитаристов отечественного рока Вадим Голутвин (экс-«Веселые Ребята»). Чуть позже к «Араксу» присоединился второй гитарист Тимур Мардалейшвили (экс-«Виктория»), обладавший своей собственной уникальной гитарной школой, умевший излагать при игре на гитаре всю полноту чувств. Были сделаны концертные программы с Садо, с Беликовым, «Аракс» на концертах играл уже полную программу в двух отделениях, причем каждое отделение имело разную стилистику, так, например, второе отделение начиналось с того, что музыканты садились на стульчики и играли акустическую музыку - то, что сегодня называется словом «unplugged». В 1979 году появился Анатолий Алешин (вокал, скрипка, экс-«Веселые Ребята») - некоторое время он и Беликов пели в группе одновременно, а вскоре Беликов решил начать сольную карьеру. И, наконец, в 1980 году из «Воскресенья» пришел Евгений Маргулис. Так постепенно складывался «золотой» состав «Аракса».

    В конце 70-х музыканты «Аракса» приняли участие в записи музыки к кинофильмам «31 июня» и «Узнай меня». В 1980 году ансамбль появился на первых строчках хит-парадов с песнями Ю. Антонова. Одновременно они начали совместную работу над значительным проектом «Колокол тревоги». (Этот проект не вышел в свет в свое время из-за репрессий, начатых против «Аракса», а потом отдельные песни появились на сольниках как Ю. Антонова, так и «Аракса».). Пластиночная популярность уже позволяла собирать публику на сольные концерты, и тогда музыканты почувствовали, что пришла пора покинуть стены театра и попробовать себя на эстраде. Отсутствие «штатного» текстовика создавало некоторые проблемы с песенным репертуаром. Но Антонов написал для «Аракса» песню «С чего бы?», Маргулис принес песню и сам спел «Дороги наши разошлись», Константин Никольский подарил «Ветерок», а Алексей Романов на заготовки мелодий написал песни «Солнцем освещенная дорога», «Синева, пустота, тишина» и несколько других. Постепенно сложилась концертная программа, в которую вошли многие ныне известные хиты, и «Аракс» пустился в свободное плавание. Группа, выступавшая от Мособлфилармонии, за три года дала более тысячи концертов во многих городах СССР.

    Но в 1982 году на «Аракс» началась настоящая охота. Власти принялись планомерно уничтожать группы, имевшие ярко выраженное национальное начало в своей музыке «Аракс» стал первым в списке жертв, потом к нему добавились «Воскресенье», «ДК», «Браво», «Круиз» и др. Летом 1982 года Министерство культуры РСФСР издало приказ о расформировании группы. Этот приказ догнал «Аракс» 22 июня в Харькове, там были отменены концерты, а сам ансамбль был срочно отправлен обратно в Москву.

    Музыканты не собирались сдаваться и в октябре 1982 года вышли на сцену под названием «Феникс», но так как основная творческая концепция осталась прежней, то в итоге их снова вычислили. Тогда появилось новое название - «Ветер», а потом - «Глобус»… Но коллектив уже разрушили настолько, что ушел Алешин и вместо него пел Николай Парфенюк, потом он тоже ушел и пришел клавишник Сергей Шмелев, а Александр Миньков пришел вместо Маргулиса, в конце концов Абрамов с Миньковым и Мардалейшвили ушли к Стасу Намину, Рудницкий оказался в «Аэробусе» Антонова, а Голутвин - в «СВ». Группа прекратила свое существование.

    В середине 80-х некоторые музыканты «Аракса» вернулись в Ленком (первым - Абрамов, потом - Рудницкий). Алешин начал сольную карьеру, а в конце 80-х эмигрировал в США. Голутвин успешно выступает в составе «СВ». Мардалейшвили работает как сессионный музыкант. В 1989 году была предпринята попытка реорганизовать «Аракс» в составе: Рудницкий, Абрамов, Мардалейшвили, Парфенюк, гитарист Сергей Бе-резкин (экс-«Рок-ателье»), басист Сергей Рыжов (экс-«Динамик»). Последний концерт группы состоялся в Нью-Йорке на сцене Колумбийского университета во время гастролей «Лейкома» на Бродвее в 1990 году.

    Сегодня Анатолий Алешин - в Америке, сессионный музыкант Садо - солист театра, он пел в «Юноне и Авось» уже в середине 70-х. Тимур Мардалейшвили является московским представителем американской фирмы, производящей музыкальную аппаратуру, по-прежнему играет на гитаре в проектах Рудницкого. Сам Рудницкий поглощен созданием музыки для театра и кино, в последние годы им написана музыка ко многим спектаклям Театра им. Ленинского Комсомола - «Безумный день, или женитьба Фигаро» (на темы Моцарта и Россини), «Чайка», «Варвар и Еретик», «Две женщины» и др. Голутвин выступает в «СВ».

    Дискография:

    1978 «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» («Мелодия» - LP, L-Junction - 1997, CD)

    1979 Юрий Антонов и группа «Аракс» «Золотая Лестница», «Тебе», «Зеркало», «Анастасия» («Мелодия», миньон)

    1980 Песни к телефильму «Быть звездой» («Мелодия» - LP)

    1980 Юрий Антонов и группа «Аракс» «Я вспоминаю», «Не забывай», «Мое богатство» («Мелодия», миньон)

    1981 The Best Of ARAKS (live 1981) - Mix Magic, 1994-MC

    1990 Аракс 1987–1990 («Союз») CD/MC 1996 APAKC («Союз», римейк) CD/MC