В тексте говорится о том, что не каждый человек действительно может понять содержание, смысл произведения искусства, это дано лишь немногим. «Искусство дает каждому вкушать по силам его: одному всю свою истину, потому что он созрел, другому – часть, а третьему показывает лишь блеск ее, прелесть формы…». Только «созревшему» в плане понимания искусства будет открыта вся истина содержания, другим – лишь форма, внешняя красота. Также в тексте приводится пример с поэзией Пушкина: многие люди восхищаются только ее красотой, не понимая, что его поэзия таит в себе глубочайший смысл.

Часто люди обращают внимание только на форму, совсем не думая о содержании.

М. О. Гершензон четко выражает свою позицию: только подготовленный человек может понять в полном объеме всю суть произведения искусства.

Вспомним произведение М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Один из главных героев, Мастер пишет роман о прокураторе Понтии Пилате, жившем в 1 веке. Произведение Мастера негативно критикуют многие известные критики, но М. А. Булгаков ясно дает нам понять, что они критиковали роман не потому, что там было что-то плохое, а потому, что завидовали творцу.

Они просто-напросто не пытались понять смысл романа, поэтому им не следовало бросаться громкими словами и «прославлять» Мастера, как автора «плохого» романа.

Похожие ситуации с непониманием искусства бывают и в нашей повседневной жизни. Читая всевозможную литературу, мы часто, даже не дочитав, выражаем свое отношение ко всему произведению в целом. Бывает, что наше отношение резко негативное, но, ответив на вопросы «Вникли ли мы в суть прочитанного? Поняли ли смысл произведения так, как задумывал автор?», многие могут понять, что их мнение абсолютно не обосновано.

Таким образом, мы доказали, что люди часто выражают свое мнение по отношению к искусству, не понимая самой сути этого искусства.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-07-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Цыбулько 2017 вариант 23 по тексту Гершензона Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своем совершенстве непременно пленительно

Сочинение в формате ЕГЭ по сборнику И.П.Цыбулько – 2017.

Вариант 23

(1)Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём совершенстве непременно пленительно. (2)Дело художника - выразить своё видение мира, и другой цели оно не имеет. (3)Но таков таинственный закон искусства, что видение во вне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. (4)3десь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. (5)Пленительность искусства - та гладкая, блестящая, переливающая радугой ледяная кора, которою как бы остывает огненная лава души художника, соприкасаясь с наружным воздухом, с явью.

(6)Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном царстве играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыль. (7)Певучесть формы привлекает внимание людей, ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчетно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. (8)Но вместе с тем блестящая ледяная кора скрывает от них глубину, делает её недоступной; в этом - мудрая хитрость природы. (9)Красота - приманка, но красота и преграда. (10)Прекрасная форма искусства всех манит явным соблазном. (11)Поистине красота никого не обманет; но слабое внимание она поглощает целиком, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной. (12)Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины, тем глубже, чем сам он острей. (13)Искусство дает каждому вкушать по силам его: одному всю свою истину, потому что он созрел, другому - часть, а третьему показывает лишь блеск её, прелесть формы, для того чтобы огнепалящая истина, войдя в неокрепшую душу, не обожгла её смертельно и не разрушила её молодых тканей.

(14)Так и поэзия Пушкина таит в себе глубокие откровения, но толпа легко скользит по ней, радуясь её гладкости и блеску, упиваясь без мысли музыкой стихов, чёткостью и красочностью образов. (15)Только теперь мы начинаем видеть эти глубины подо льдом и учимся познавать мудрость Пушкина сквозь ослепительное сверкание его красоты.

(16)В науке разум познаёт лишь отдельные ряды явлений, но есть у человека и другое знание, целостное, потому что целостна самая личность его. (17)И это высшее знание присуще всем без изъятия, во всех полное и в каждом иное. (18)Это целостное видение мира несознаваемо реально в каждой душе и властно определяет её бытие в желаниях и оценках. (19)Оно также плод опыта. (20)Между людьми нет ни одного, кто не носил бы в себе своего, неповторимого видения Вселенной, как бы тайнописи вещей. (21)И не знаем, что оно есть в нас, не умеем видеть, как оно чудным узором выступает в наших разрозненных суждениях и поступках. (22) Лишь изредка и на мгновение озарит человека его личная истина, горящая в нём потаённо, и снова пропадёт в глубине. (23)Только избранникам дано длительно созерцать своё видение, хотя бы частично, в обрывках целого; и это зрелище опьяняет их такой радостью, что они как бы в бреду спешат поведать о нём всему свету. (24)Оно не изображается в понятиях; о нём можно рассказать только бессвязно, образами. (25)И Пушкин в образах передал нам своё знание; в образах оно тепло укрыто и приятно на вид. (26)Я же вынимаю его из образов и знаю, что, вынесенное на дневной свет, оно покажется странным, а может быть и невероятным.

(По М. Гершензону*)

Сочинение

К1 Что в первую очередь нас привлекает в творении художника, писателя, поэта? Захотим ли мы постичь тайну замысла, если форма произведения непривлекательна? Над этими вопросами предлагает задуматься известный литературовед М.О. Гершензон.

К2 Раскрывается проблема взаимодействия внешней формы и внутреннего содержания при помощи рассуждений о том, как от внешней пленительной формы любого творения мы приходим к глубокому пониманию замысла творца.

П 1 Очень точно подметил М.О. Гершензон, что «… ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчетно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар». У каждого из нас, как объясняет автор, свой пусть постижения этой тайны: «Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины, тем глубже, чем сам он острей». П 2 Вот почему на первый взгляд поэзия Пушкина радует нас лишь гладкостью, блеском и музыкальностью стиха. Это потом мы понимает, какая глубина скрыта в этой изящной поэзии, что так волновало великого поэта, о чём его душевные терзания.

К3 Мудрый философ очень тонко подводит нас к выводу: гармония между внешней формой произведения и его внутренним содержанием несомненна. Через образы, символы, детали любой творец передаёт свои знания, тайну познания мира и его законов бытия.

К4 Это бесспорно. Необычность внешней оболочки всегда намекает на некую тайну, которую мы непременно постигнем, если пойдём вслед за автором.

Любое великое искусство, музыка, литература неоднократно подтверждали все эти размышления.

А1 Антон Павлович Чехов – непревзойдённый мастер короткого рассказа, что очень удобно, с одной стороны, для прочтения. А с другой стороны, эти короткие рассказы как заключения хорошего диагноста, рецепты, по которым необходимо лечить болезни общества. При помощи краткости, скупости языковых средств писатель достоверно и точно создаёт психологический рисунок. Но на первом месте – деталь, которая заменяет многоречивые описания. В рассказе «Хамелеон» нам многое пояснит и новая шинель полицейского надзирателя Очумелова, и узелок в его руках, и говорящие фамилии героев, и само название. Деталь – это один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности.

А2 Удивительно по своей организации творчество Евгения Ивановича Замятина. Рассказ «Пещера» – одно из ярких произведений талантливого мастера, содержащее богатейший материал для понимания мироощущения писателя. С самого начала мы погружаемся в обстановку каменного века, ледникового периода, когда читаем о «пещерах», «скалах», «звериных шкурах», «серохоботом мамонте». И только углубившись в чтение, мы находим ключи к развёрнутой метафоре рассказа, понимаем, почему в холодном и голодном, погружённом во тьму Петрограде огонь – бог, весна в пещере – всего на один час, и тогда скидываются звериные шкуры, когти, клыки и сквозь обледеневшую мозговую корку пробиваются зеленые стебельки – мысли. Понимаем мы также, кто этот «серохоботый мамонт» и почему Мартин Мартиныч – глиняный. Глина – материал мягкий и податливый, как и характер Мартина Мартиныча, в душе которого от каждого удара остается глубокий след. Так смысл метафоры постоянно углубляется: от внешнего сходства - к сущности характера.

Разве можно после всего этого сомневаться в неотделимости внешней формы произведения от его внутреннего содержания? Думаю, что нет.

Примечание.

Можно в качестве аргументов обратиться к творчеству В. Маяковского. В учебнике литературы за 7 класс под редакцией В.Я.Коровиной есть объяснение, почему Маяковский писал лесенкой.

Хорошим будет аргумент о «Сикстинской мадонне» Рафаэля Санти.

Сочинение по тексту:

Михаил Осипович Гершензон (1869 – 1925) – русский литературовед, философ, публицист и переводчик. В своей статье описывает проблему искусства.
Актуальность данной проблемы очевидна, особенно в наши дни, так как многие люди стали уделять особое внимание искусству. Для некоторых оно стало частью жизни, а для других увлекательным хобби.
Михаил Осипович пишет: «Всякое искусство открывает тайны» Своими словами автор говорит о таинственности.
Литературовед повествует, «внешняя пленительность искусства важна». Автор говорит о том, что искусство играет большую роль на земле, сравнивая его с растительным миром.
Переводчик говорит. «Искусство дается каждому вкушать его по силам». Философ говорит о том, что не каждому дано постигнуть полную глубину искусства. Оно не откроется каждому!
Автор считает, что искусство дано для саморазвития человека. И каждый выбирает для себя то, что считает нужным.
Я согласна с автором. Действительно, искусство захватывает человека с головой в свою нежную и теплую среду.
Во-первых, давайте вспомним необычайную картину И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Эта прекрасная картина вдохновляет многих художников на создание чего-то необыкновенного и прекрасного.
Во-вторых, давайте вспомним прекрасного и великого художника России – Никаса Сафронова, вдохновляемый природой родной страны, пишет великолепные картины.
Таким образом, я хочу сделать вывод. Искусство является важной частью человечества, без которой нам было бы трудно представить нашу жизнь!

Текст Михаила Осиповича Гершензона:

(1)Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём совершенстве непременно пленительно. (2)Дело художника - выразить своё видение мира, и другой цели оно не имеет. (3)Но таков таинственный закон искусства, что видение во вне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. (4)Здесь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. (5)Пленительность искусства - та гладкая, блестящая, переливающая радугой ледяная кора, которою как бы остывает огненная лава души художника, соприкасаясь с наружным воздухом, с явью.

(6)Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном царстве играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыль. (7)Певучесть формы привлекает внимание людей, ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчетно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. (8)Но вместе с тем блестящая ледяная кора скрывает от них глубину, делает её недоступной; в этом - мудрая хитрость природы. (9)Красота - приманка, но красота и преграда. (10)Прекрасная форма искусства всех манит явным соблазном. (11)Поистине красота никого не обманет; но слабое внимание она поглощает целиком, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной. (12)Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины, тем глубже, чем сам он острей. (13)Искусство дает каждому вкушать по силам его: одному всю свою истину, потому что он созрел, другому - часть, а третьему показывает лишь блеск её, прелесть формы, для того чтобы огнепалящая истина, войдя в неокрепшую душу, не обожгла её смертельно и не разрушила её молодых тканей.

(14)Так и поэзия Пушкина таит в себе глубокие откровения, но толпа легко скользит по ней, радуясь её гладкости и блеску, упиваясь без мысли музыкой стихов, чёткостью и красочностью образов. (15)Только теперь мы начинаем видеть эти глубины подо льдом и учимся познавать мудрость Пушкина сквозь ослепительное сверкание его красоты.

(16)В науке разум познаёт лишь отдельные ряды явлений, но есть у человека и другое знание, целостное, потому что целостна самая личность его. (17)И это высшее знание присуще всем без изъятия, во всех полное и в каждом иное. (18)Это целостное видение мира несознаваемо реально в каждой душе и властно определяет её бытие в желаниях и оценках. (19)Оно также плод опыта. (20)Между людьми нет ни одного, кто не носил бы в себе своего, неповторимого видения Вселенной, как бы тайнописи вещей. (21)И не знаем, что оно есть в нас, не умеем видеть, как оно чудным узором выступает в наших разрозненных суждениях и поступках. (22) Лишь изредка и на мгновение озарит человека его личная истина, горящая в нём потаённо, и снова пропадёт в глубине. (23)Только избранникам дано длительно созерцать своё видение, хотя бы частично, в обрывках целого; и это зрелище опьяняет их такой радостью, что они как бы в бреду спешат поведать о нём всему свету. (24)Оно не изображается в понятиях; о нём можно рассказать только бессвязно, образами. (25)И Пушкин в образах передал нам своё знание; в образах оно тепло укрыто и приятно на вид. (26)Я же вынимаю его из образов и знаю, что, вынесенное на дневной свет, оно покажется странным, а может быть и невероятным.

(По М. Гершензону*)

*Михаил Осипович Гершензон (1869-1925 гг.) - российский литературовед, философ, публицист и переводчик.