Однажды маленький мальчик Евсейка, — очень хороший человек! — сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и — бултых! — свалился в воду.
Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг — очень хорошо!
Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:
Дом, — не тележка у дядюшки Якова…
И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:
— Вы кто такой?
Смотрит- над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
— Это вы говорите? — спросил Евсейка.
— Я-а…
Удивился Евсейка и сердито спрашивает:
— Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!
А сам думает: «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и — смеется, разговаривает:
— Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!
— Чешуи — нет, фи!
— И плавников только два!
Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:
— Хорош-хорош!
Евсейка обиделся: «Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек…»
И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:
Под камнями рак живет,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.
А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:
— Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!
«Серьезный какой», — подумал Евсейка.
Большая же рыба пристает к нему:
— Откуда это вы взяли, что все рыбы — немые?
— Папа сказал.
— Что такое — папа?
— Так себе… Вроде меня, только — побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…
— А он рыбу ест?
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!
Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:
— Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…
— Однако — какое невежество! — обиженно вскричала рыба. — Не все же мы костлявые! Например — мое семейство…
«Надо переменить разговор», — сообразил Евсей и вежливо спрашивает:
— Вы бывали у нас наверху?
— Очень нужно! — сердито фыркнула рыба. — Там дышать нечем…
— Зато — мухи какие…
Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:
— Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?
«Ну, начинается! — подумал Евсейка. — Съест она меня, дура!..»
И, будто бы беззаботно, ответил:
— Так себе, гуляю…
— Гм? — снова фыркнула рыба. — А может быть, вы- уже утопленник?
— Вот еще! — обиженно крикнул мальчик. — Нисколько даже. Я вот сейчас встану и…
Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали — ни поворотиться, ни пошевелиться!
«Сейчас я начну плакать», — подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, — может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.
А вокруг — господи! — собралось разных морских жителей — числа нет!
На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:
— Желаю с вами познакомиться поближе…
Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, — укоряет Евсейку:
— Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!
— Погодите, я, может, еще авиатором буду, — говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:
— Позвольте узнать, который час?
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок: везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое — тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, запутались в волосах и дергают их.
«Ой, ой, ой!» — воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.
А вокруг в воде повисли рыбы — множество! — поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:
Как он может жить на свете без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас — весьма во многом!
Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?
«Дуры! — обиженно думает Евсейка. — У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было…»
И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, — но — оказалось — нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
А болтливая рыба всё спрашивает его:
— Нравится вам у нас?
— Нет… то есть — да, нравится!.. У меня дома… тоже очень хорошо, ответил Евсей и снова испугался:
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
Но вслух говорит:
— Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно…
Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:
— Это хорошо — поиграть! Это очень хорошо — поиграть!
— Поплывемте наверх! — предложил Евсей.
— Зачем? — спросила рыба.
— А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, — мухи.
— Мух-хи! Вы их любите?
Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:
— Да…
— Ну что ж? Поплывем! — сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:
— Я — готов!
— Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне…
— Ничего!
— Как это — ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.
— Господи! — вскричал мальчик. — Ну, что вы спорите всё? Играть так играть…
А сам думает: «Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну».
Поплыла рыба, будто танцуя, и поет во всю мочь:
Плавниками трепеща,
И зубаста да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:
Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща!
Вот так это — штука!
Плыли, плыли, чем выше — тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.
— Ой!
Смотрит — ясный день, солнце играет на воде, зеленая вода заплескивает на берег, шумит, поет. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!
— Ух! — сказал он, улыбаясь солнцу, — вот я и вынырнул.
—————————————————————
Максим Горький.Текст сказки «Случай с
Евсейкой».Читаем бесплатно онлайн.3 класс
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)
Случай с Евсейкой
Однажды маленький мальчик Евсейка, - очень хороший человек! - сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и - бултых! - свалился в воду.
Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!
Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:
Дом, - не тележка у дядюшки Якова...
И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:
Вы кто такой?
Смотрит- над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
Это вы говорите? - спросил Евсейка.
Удивился Евсейка и сердито спрашивает:
Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!
А сам думает: "Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!"
И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и - смеется, разговаривает:
Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!
Чешуи - нет, фи!
И плавников только два!
Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:
Хорош-хорош!
Евсейка обиделся: "Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек..."
И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:
Под камнями рак живет,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.
А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:
Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!
"Серьезный какой", - подумал Евсейка.
Большая же рыба пристает к нему:
Откуда это вы взяли, что все рыбы - немые?
Папа сказал.
Что такое - папа?
Так себе... Вроде меня, только - побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый...
А он рыбу ест?
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!
Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:
Нет, он не ест рыбы, костлявая очень...
Однако - какое невежество! - обиженно вскричала рыба. - Не все же мы костлявые! Например - мое семейство...
"Надо переменить разговор", - сообразил Евсей и вежливо спрашивает:
Вы бывали у нас наверху?
Очень нужно! - сердито фыркнула рыба. - Там дышать нечем...
Зато - мухи какие...
Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:
Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?
"Ну, начинается! - подумал Евсейка. - Съест она меня, дура!.."
И, будто бы беззаботно, ответил:
Так себе, гуляю...
Гм? - снова фыркнула рыба. - А может быть, вы- уже утопленник?
Вот еще! - обиженно крикнул мальчик. - Нисколько даже. Я вот сейчас встану и...
Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали - ни поворотиться, ни пошевелиться!
"Сейчас я начну плакать", - подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, - может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.
А вокруг - господи! - собралось разных морских жителей - числа нет!
На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:
Желаю с вами познакомиться поближе...
Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, - укоряет Евсейку:
Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!
Погодите, я, может, еще авиатором буду, - говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:
Позвольте узнать, который час?
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок: везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое - тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, запутались в волосах и дергают их.
"Ой, ой, ой!" - воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.
А вокруг в воде повисли рыбы - множество! - поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:
Как он может жить на свете без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас - весьма во многом!
Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?
"Дуры! - обиженно думает Евсейка. - У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было..."
И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, - но - оказалось - нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
А болтливая рыба всё спрашивает его:
Нравится вам у нас?
Нет... то есть - да, нравится!.. У меня дома... тоже очень хорошо, ответил Евсей и снова испугался:
"Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть..."
Но вслух говорит:
Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно...
Однажды маленький мальчик Евсейка, – очень хороший человек! – сидя на берегу моря, удил рыбу. Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий; стал Евсейка со скуки дремать и – бултых! – свалился в воду.
Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!
Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:
Дом, – не тележка у дядюшки Якова…
И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:
– Вы кто такой?
Смотрит – над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
– Это вы говорите? – спросил Евсейка.
Удивился Евсейка и сердито спрашивает:
– Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!
А сам думает:
«Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и – смеется, разговаривает:
– Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!
– Чешуи – нет, фи!
– И плавников только два!
Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:
– Хорош-хорош!
Евсейка обиделся:
«Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек…»
И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:
Под камнями рак живет,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.
А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:
– Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!
«Серьезный какой», – подумал Евсейка.
Большая же рыба пристает к нему:
– Откуда это вы взяли, что все рыбы – немые?
– Папа сказал.
– Что такое – папа?
– Так себе… Вроде меня, только – побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…
– А он рыбу ест?
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!
Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:
– Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…
– Однако – какое невежество! – обиженно вскричала рыба. – Не все же мы костлявые! Например – мое семейство…
«Надо переменить разговор», – сообразил Евсей и вежливо спрашивает:
– Вы бывали у нас наверху?
– Очень нужно! – сердито фыркнула рыба. – Там дышать нечем…
– Зато – мухи какие…
Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:
– Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?
«Ну, начинается! – подумал Евсейка. – Съест она меня, дура!..»
И, будто бы беззаботно, ответил:
– Так себе, гуляю…
– Гм? – снова фыркнула рыба. – А может быть, вы – уже утопленник?
– Вот еще! – обиженно крикнул мальчик. – Нисколько даже. Я вот сейчас встану и…
Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!
«Сейчас я начну плакать», – подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, – может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.
А вокруг – господи! – собралось разных морских жителей – числа нет!
На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:
– Желаю с вами познакомиться поближе…
Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, – укоряет Евсейку:
– Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!
– Погодите, я, может, еще авиатором буду, – говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:
– Позвольте узнать, который час?
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок; везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое – тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, – запутались в волосах и дергают их.
«Ой, ой, ой!» – воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.
А вокруг в воде повисли рыбы – множество! – поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:
Как он может жить на свете без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас – весьма во многом!
Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?
«Дуры! – обиженно думает Евсейка. – У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было…»
И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, но – оказалось – нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
А болтливая рыба всё спрашивает его:
– Нравится вам у нас?
– Нет… то есть – да, нравится!.. У меня дома… тоже очень хорошо, – ответил Евсей и снова испугался:
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
Но вслух говорит:
– Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно…
Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:
– Это хорошо – поиграть! Это очень хорошо – поиграть!
– Поплывемте наверх! – предложил Евсей.
– Зачем? – спросила рыба.
– А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, – мухи.
– Мух-хи! Вы их любите?
Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:
– Ну что ж? Поплывем! – сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:
– Я – готов!
– Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне…
– Ничего!
– Как это – ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.
– Господи! – вскричал мальчик. – Ну, что вы спорите всё? Играть так играть…
А сам думает:
«Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну».
Поплыла рыба, будто танцуя, и поет во всю мочь:
Плавниками трепеща,
И зубаста да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Маленькие рыбешки кружатся и хором орут:
Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща!
Вот так это – штука!
Плыли, плыли, чем выше – тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.
Смотрит – ясный день, солнце играет на воде, зеленая вода заплескивает на берег, шумит, поет. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!
– Ух! – сказал он, улыбаясь солнцу, – вот я и вынырнул.
О днажды маленький мальчик Евсейка, - очень хороший человек! - сидя на берегу моря, удил рыбу.
Это очень скучное дело, если рыба, капризничая, не клюет. А день был жаркий: стал Евсейка со скуки дремать и - бултых! - свалился в воду.
Свалился, но ничего, не испугался и плывет тихонько, а потом нырнул и тотчас достиг морского дна.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг - очень хорошо!
Ползет не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты, боком-боком двигается краб; везде на камнях, точно крупные вишни, рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук: вот цветут-качаются морские лилии, мелькают, точно мухи, быстрые креветки, вот тащится морская черепаха, и над ее тяжелым щитом играют две маленькие зеленые рыбешки, совсем как бабочки в воздухе, и вот по белым камням везет свою раковину рак-отшельник. Евсейка, глядя на него, даже стих вспомнил:
Дом, - не тележка у дядюшки Якова…
И вдруг слышит над головою у него точно кларнет запищал:
Вы кто такой?
Смотрит - над головою у него огромнейшая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно ее уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
Это вы говорите? - спросил Евсейка.
Удивился Евсейка и сердито спрашивает:
Как же это вы? Ведь рыбы не говорят!
А сам думает: «Вот так раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
И, приосанясь, оглядывается: плавает вокруг него разноцветная игривая рыбешка и - смеется, разговаривает:
Глядите-ка! Вот чудище приплыло: два хвоста!
Чешуи - нет, фи!
И плавников только два!
Некоторые, побойчее, подплывают прямо к носу и дразнятся:
Хорош-хорош!
Евсейка обиделся:
"Вот нахалки! Будто не понимают, что перед ними настоящий человек…"
И хочет поймать их, а они, уплывая из-под рук, резвятся, толкают друг друга носами в бока и поют хором, дразня большого рака:
Под камнями рак живет,
Рыбий хвостик рак жует.
Рыбий хвостик очень сух,
Рак не знает вкуса мух.
А он, свирепо шевеля усами, ворчит, вытягивая клешни:
Попадитесь-ка мне, я вам отстригу языки-то!
«Серьезный какой», - подумал Евсейка.
Большая же рыба пристает к нему:
Откуда это вы взяли, что все рыбы - немые?
Папа сказал.
Что такое - папа?
Так себе… Вроде меня, только - побольше, и усы у него. Если не сердится, то очень милый…
А он рыбу ест?
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что ест!
Поднял глаза вверх, видит сквозь воду мутно-зеленое небо и солнце в нем, желтое, как медный поднос; подумал мальчик и сказал неправду:
Нет, он не ест рыбы, костлявая очень…
Однако - какое невежество! - обиженно вскричала рыба. - Не все же мы костлявые! Например - мое семейство…
«Надо переменить разговор», - сообразил Евсей и вежливо спрашивает:
Вы бывали у нас наверху?
Очень нужно! - сердито фыркнула рыба. - Там дышать нечем…
Зато - мухи какие…
Рыба оплыла вокруг него, остановилась прямо против носа, да вдруг и говорит:
Мух-хи? А вы зачем сюда приплыли?
«Ну, начинается! - подумал Евсейка. - Съест она меня, дура!..»
И, будто бы беззаботно, ответил:
Так себе, гуляю…
Гм? - снова фыркнула рыба. - А может быть, вы- уже утопленник?
Вот еще! - обиженно крикнул мальчик. - Нисколько даже. Я вот сейчас встану и…
Попробовал встать, а не может, точно его тяжелым одеялом окутали - ни поворотиться, ни пошевелиться!
«Сейчас я начну плакать», - подумал он, но тотчас же сообразил, что плачь не плачь, в воде слез не видно, и решил, что не стоит плакать, - может быть, как-нибудь иначе удастся вывернуться из этой неприятной истории.
А вокруг - господи! - собралось разных морских жителей - числа нет!
На ногу взбирается голотурия, похожая на плохо нарисованного поросенка, и шипит:
Желаю с вами познакомиться поближе…
Дрожит перед носом морской пузырь, дуется, пыхтит, - укоряет Евсейку:
Хорош-хорош! Ни рак, ни рыба, ни моллюск, ай-я-яй!
Погодите, я, может, еще авиатором буду, - говорит ему Евсей, а на колени его влез лангуст и, ворочая глазами на ниточках, вежливо спрашивает:
Позвольте узнать, который час?
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок: везде мелькают сифонофоры, точно стеклянные шарики, одно ухо щекочет креветка, другое - тоже щупает кто-то любопытный, даже по голове путешествуют маленькие рачки, - запутались в волосах и дергают их.
«Ой, ой, ой!» - воскликнул про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мамаша сердится на него.
А вокруг в воде повисли рыбы - множество! - поводят тихонько плавниками и, вытаращив на мальчика круглые глаза, скучные, как алгебра, бормочут:
Как он может жить на свете без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас - весьма во многом!
Не родня ли это чудо безобразным осьминогам?
«Дуры! - обиженно думает Евсейка. - У меня по русскому языку в прошлом году две четверки было…»
И делает такой вид, будто он ничего не слышит, даже хотел беззаботно посвистеть, - но - оказалось - нельзя: вода лезет в рот, точно пробка.
А болтливая рыба всё спрашивает его:
Нравится вам у нас?
Нет… то есть - да, нравится!.. У меня дома… тоже очень хорошо, - ответил Евсей и снова испугался:
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
Но вслух говорит:
Давайте как-нибудь играть, а то мне скучно…
Это очень понравилось болтливой рыбе, она засмеялась, открыв круглый рот так, что стали видны розовые жабры, виляет хвостом, блестит острыми зубами и старушечьим голосом кричит:
Это хорошо - поиграть! Это очень хорошо - поиграть!
Поплывемте наверх! - предложил Евсей.
Зачем? - спросила рыба.
А вниз уже нельзя ведь! И там, наверху, - мухи.
Мух-хи! Вы их любите?
Евсей любил только маму, папу и мороженое, но ответил:
Ну что ж? Поплывем! - сказала рыба, перевернувшись головой вверх, а Евсей тотчас цап ее за жабры и кричит:
Я - готов!
Стойте! Вы, чудище, слишком засунули свои лапы в жабры мне…
Как это - ничего? Порядочная рыба не может жить не дыша.
Господи! - вскричал мальчик. - Ну, что вы спорите всё? Играть так играть…
А сам думает: «Лишь бы только она меня немножко подтащила наверх, а там уже я вынырну».
Поплыла рыба, будто танцуя, и поет во всю мочь:
Плавниками трепеща,
И зубаста да тоща,
Пищи на обед ища,
Ходит щука вкруг леща!
Маленькие рыбёшки кружатся и хором орут:
Вот так штука!
Тщетно тщится щука
Ущемить леща!
Вот так это - штука!
Плыли, плыли, чем выше - тем всё быстрее и легче, и вдруг Евсейка почувствовал, что голова его выскочила на воздух.
Смотрит - ясный день, солнце играет на воде, зеленая вода заплескивает на берег, шумит, поет. Евсейкино удилище плавает в море, далеко от берега, а сам он сидит на том же камне, с которого свалился, и уже весь сухой!
Ух! - сказал он, улыбаясь солнцу, - вот я и вынырнул.
Тема: М. Горький «Случай с Евсейкой»
Цель: развитие читательских умений учащихся.
п\р:
ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Горького;
проанализировать рассказ «Случай с Евсейкой»;
расширять словарный запас учащихся.
Оборудование: Презентация, медиапроектор, выставка книг.
Ход урока
I мотивация уч. деятельности
II. Речевая разминка
Учитель:
Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенное слово.
Кто на все вопросы мне ответит?
Кто расскажет про дела вокруг?
Да, такой волшебник есть на свете:
Лучший спутник мой и друг.
(Ответ появляется по щелчку мыши). (Книга.)
Прочитайте медленно.
Затем с ускорением.
Сейчас скороговоркой.
Прочитаем выразительно
Прочитаем делая логическое ударение на выделенных словах
III.самоопределение к деятельности
Учитель:
Как вы понимаете слова стихотворения, записанного на слайде?
Учащиеся:
Учитель:
Мы с вами закончили работу по первой части учебника. Перед вами - вторая часть. Посмотрите, какие красивые, красочные учебники. Я надеюсь, что вы их будете часто брать в руки, чтобы поработать. Но также надеюсь, что вы их сохраните в таком же хорошем состоянии.
Что же для этого нужно?
Учащиеся:
Книги нужно беречь. Относиться к ним, как к друзьям. Брать их нужно только чистыми руками, не мять, не рвать, не загибать уголки.
Учитель:
Как называется первый раздел второй части?
Учащиеся:
Раздел называется «Были-небылицы».
Учитель:
Как вы это понимаете?
Учащиеся:
Название состоит из двух слов: «были» - значит то, что было, а «небылицы» - то, что придумано, чего не было.
Учитель:
Рассмотрите иллюстрацию. Что вы на ней видите?
Учащиеся:
Рыбы сидят в гнезде, а мама-рыба несет им червячка. Лягушки плывут по воздуху.
Чтение небылицы
Учитель:
Прочитайте имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить.
Открывается портрет писателя, под которым написано: Горький Максим (1868-1936).
Учитель рассказывает о писателе.
Максим Горький (1868-1936 гг.)
(Щелчок мышью по портрету.)
Настоящие его имя и фамилия - Алексей Максимович Пешков. Детство и юность Алексея Пешкова были очень тяжелыми. Вот почему, став писателем, он взял себе такой псевдоним. (щелчок по гиперссылке Максим Горький, а затем возврат назад по управляющей кнопке к портрету.)
ПСЕВДОНИМ - (от псевдо... и греч. ónyma - имя), подпись или имя, которыми автор или артист заменяют своё настоящее имя.
(На слайде портрет писателя, учитель продолжает рассказ)
Отец его умер рано, и мальчик оказался в доме деда. Дед стал учить внука с 6 лет грамоте. Затем Алеша продолжил учение в Нижегородском слободском училище, но вскоре дед разорился и отдал его «в люди». Алеша нянчил хозяйских детей, на последние деньги вместо хлеба покупал книги и ночью, при свече, читал тайком, каждую минуту ожидая наказания. Потом он работал у сапожника, мыл посуду на пароходе. Из книг Алеша узнал о разных странах, об умных, гордых и трудолюбивых людях, о том, что нужно бороться, чтобы на Земле все были счастливы. И он дал себе клятву всегда помогать людям. Прошли годы, полные скитаний по России. Это было время лишений, но и время познания жизни. Оно сформировало позицию молодого Горького, ставшего в ряды тех, кто защищал интересы простого народа. В эти годы у него проявился талант писателя.
О себе писатель правдиво и ярко рассказал в трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты».
Писал Горький и для ребят. Он написал сказку «Воробьишко» - о птенчике Пудике, который не слушал маму и чуть не погиб в лапах кошки. И «Случай с Евсейкой» - о мальчике, который во сне попал на дно моря, к рыбам; о своем детстве, о скитаниях деда Архипа и Леньки. Рассказал Горький и о веселом сорванце Пеле («Сказки об Италии»). Алексей Максимович был редактором первого советского журнала для детей «Северное сияние», стремился, чтобы дети могли прочитать лучшие книги советских и зарубежных писателей, делал возможное, чтобы авторами детских книг становились лучшие писатели нашей страны. Горький встречался с ребятами, отвечал на их письма, советовал им, как дружить, что читать, как писать книги, как собирать марки, что делать пионеры.
IV. Физкультминутка
Ребята. Я вам предлагаю сейчас побыть писателями. Ведь, чтобы написать книгу надо быть фантазером и уметь все представлять образами, картинками.
А для этого надо просто закрыть глаза, послушать музыку и нарисовать образную картинку.
Прослушивание звуков шума моря с закрытыми глазами
V. Новая тема. Знакомство с новым рассказом
I. Словарная работа.
Учитель:
Сегодня на уроке мы познакомимся с мальчиком, который оказался на берегу моря и с ним, произошел необычный случай.
(переход на него по управляющей кнопке)
ЛАНГУСТЫ - семейство беспозвоночных отряд десятиногих ракообразных. Длина до 60 см;
АКТИНИИ - (морские анемоны), отряд морских кишечнополостных клеточных коралловых полипов;
КЛАРНЕТ - деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент;
ГОЛОТУРИИ – (морские огурцы, морские кубышки), класс морских беспозвоночных животных типа иглокожих. Тело обычно червеобразное, от нескольких мм до 2 м;
АВИАТОР - специалист по управлению, вождению и обслуживанию летательных аппаратов;
СЕПИИ - то же, что каракатицы;
СИФОНОФОРЫ - колониальные свободноплавающие животные. Размер от 1 см до 3 м, у некоторых имеются нити (арканчики) длиной до 10 м, служащие для поимки добычи.
(Выключить проектор)
Чтение рассказа учителем и учащимися.
VI . Физкультминутка.
Беседа после чтения.
Учитель:
Понравился ли вам рассказ?
Учащиеся:
Да (Нет)
Анализ рассказа
Учитель:
Какой необычный случай произошёл с Евсейкой?
Учащиеся:
Однажды Евсейка сидел на берегу моря и удил рыбу. Она не клевала, и мальчик задремал. И вдруг он свалился в воду!
Учитель:
Найдите и прочитайте отрывок о том, что увидел Евсейка на морском дне.
Дети читают 4 абзац.
Учитель:
Найдите в тексте названия животных, которые встретились Евсейке.
Учащиеся:
Краб, актинии, черепаха, голотурия, сепия, рачки, лангусты, синофоры.
Учитель:
Реальные или сказочные это животные?
Учащиеся:
Это реальные морские животные.
Учитель:
Прочитайте, как рыбы смеялись над Евсейкой.
Дети выразительно «цепочкой» зачитывают отрывки.
Продолжение работы над текстом.
Учитель:
Чему удивился Евсейка, оказавшись на морском дне?
Учащиеся:
Он удивился тому, что рыбы разговаривали.
Учитель:
Как он ответил на вопрос: «Откуда это вы взяли, что рыбы – немые?»
Учащиеся:
Он сказал, что узнал об этом от папы.
Учитель:
Как мальчик объяснил рыбам, что такое папа ?
Учащиеся:
Он объяснил так: «Так себе… Вроде меня, только – побольше и усы у него. Если не сердится, то очень милый…»
Учитель:
Чего он испугался?
Учащиеся:
Он испугался того, что его сейчас съедят.
Учитель:
Почему же он не заплакал, испугавшись?
Учащиеся:
Евсейка сообразил, что плачь не плачь, в воде слёз не видно, и решил, что не стоит плакать.
Учитель:
Прочитайте описания-сравнения всех тех, кто плавал вокруг Евсейки.
Дети читают последний абзац на 8с.
Учитель:
Как Евсейка старался смотреть на всё вокруг?
Учащиеся:
Он старался смотреть на всё беззаботно и ласково, как папа, когда он виноват, а мама сердится на него.
Учитель:
Прочитайте разговор Евсейки с рыбой. Подумайте, каким голосом и тоном нужно читать.
Учитель:
Что вы думаете о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор?
Учащиеся:
Евсейка добрый мальчик, фантазёр…
Учитель:
Прочитайте.
Как он может жить на свете
без усов и чешуи?
Мы бы, рыбы, не могли бы
раздвоить хвосты свои!
Не похож он ни на рака, ни на нас –
весьма во многом.
Не родня ли это чудо
безобразным осьминогам?
Прочитайте «птичьим базаром».
Прочитайте орфографически.
Прочитайте орфоэпически.
Чтение с ускорением.
Прочитайте сердито.
Прочитайте весело.
Прочитайте выразительно.
(Проектор выключить)
Учитель:
Узнали ли вы, чьи это слова и о ком они?
Учащиеся:
Да, узнали. Это из текста «Случай с Евсейкой», слова рыб, которые они бормотали, плавая вокруг Евсейки.
.Тест «Так ли говорится в тексте»
Цель: проверка учащихся на умение внимательно читать текст и запоминать прочитанное
Учитель:
Карточка для учителя:
-
+
-
+
+
-
-
+
-
10.
+
VII . рефлексия урока
Учитель:
Как вы думаете, это рассказ или сказка?
Учащиеся:
Я думаю, что это сказка, так как животные разговаривают.
А я думаю, что это рассказ, только неправдивый, выдуманный, потому что животные реальные только разговаривают…
Учитель:
Учащиеся:
Потому что этого на самом деле не могло случиться.
VIII . Рефлексия
Учитель:
Продолжите предложения:
Я сегодня на уроке узнал…
Я был удивлён, что …
Я бы хотел узнать …
Нарисовать иллюстрации к понравившемуся отрывку.
Карточка для учащихся:
Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!
Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!
Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!
«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
10.
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»
Карточка для учащихся:
Это очень интересное дело, если рыба, капризничает, не клюёт.
Сел на камень, мягко покрытый рыжими водорослями, смотрит вокруг – очень хорошо!
Смотрит над головою у него маленькая рыба в сизо-серебряной чешуе, выпучила глаза и, оскалив зубы, приятно улыбается, точно её уже зажарили и она лежит на блюде среди стола.
«Вот как раз! Немецкий я вовсе не понимаю, а рыбий язык сразу понял! Ух, какой молодчина!»
Тут Евсейка испугался: скажи-ка ей, что есть!
Попробовал сесть, а не может: точно его тяжёлым одеялом окутали – ни поворотиться, ни пошевелиться!
«Сейчас я начну смеяться», - подумал он…
Проплыла мимо сепия, совсем как мокрый носовой платок…
Ой, ой, ой! – сказал про себя Евсейка, стараясь смотреть на всё беззаботно и ласково…
10.
«Батюшки, что я говорю?! Вдруг она рассердится, и начнут они меня есть…»