Волк - Высший Символ Свободы.. Символ Справедливости и Честолюбия..
    Волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого..
    Волк - это и символ бесстрашия.. В любой схватке Волк борется до Победы
    или до смерти.. Волк живет семьей, ухаживает только за своей Волчицей-Женой..
    Волк это и символ Высокой Нравственности, Преданности семье..


    Я буду Любить тебя, пока мир есть.. я буду скучать по тебе, пока свет есть..
    Я буду тосковать без тебя, пока солнце светит.. я буду твоей, пока небо есть..

    Я расскажу Легенду прошлых дней
    Пусть каждый понимает так, как сможет...
    О сером степном Волке и о Ней,
    О той, что всех была ему дороже.

    История красива, но грустна,
    Не ждите здесь счастливого финала,
    Не ждите здесь борьбы добра и зла,
    Добро бороться и проигрывать устало..



    В краях далеких, где резвится ветер,Где воздух пахнет вольною судьбой,
    Давным–давно жил там один на свете.. Красавец одиночка волк степной.
    Он жил один, вдали от целой стаи.. И не нуждался более ни в ком.
    Его за это даже презирали, Везде считая зверя чужаком.
    А он гордился тем, что был свободен.. От чувств и предрассудков, от других
    Волков, что были по своей природе.. По рабски слепы в помыслах своих.
    Тяжелый взгляд наполнен благородством.. Чужих законов волк не признавал,
    Жил по своим..Так гордо и с достоинством.. Смотрел врагам в глаза и побеждал.
    Волк становился все сильнее с каждым годом.. И одиночества свою печать хранил.
    Была терниста и трудна его дорога.. Но милости к себе зверь не просил.
    И этой доли был он сам избранник.. Он выбрал путь, и сам хотел так жить..
    Среди чужих не свой, среди своих изгнанник.. Готов был жизнью за свободу заплатить.

    Зверь вышел как-то утром на охоту
    И вкус кровавой жертвы предвкушал,
    Ведь хищника жестокую породу
    Бог для убийства слабых создавал.
    Пронзительным и острым волчьим глазом
    Охотник вдруг оленя увидал.
    Расправив грудь и выгнув спину разом,
    К еще живой добыче побежал.
    Но не успел достигнуть своей цели,
    Последний вздох олень издал в чужих клыках.
    Своим глазам сначала сам он не поверил:
    Волчица серая стояла в ста шагах.
    Она была как кошка грациозна,
    И вместе с тем по-женски не спеша
    Трофеем наслаждалась хладнокровно
    Безжалостная хищная душа.


    Один лишь взгляд, да и того довольно,
    Не понял сам, как навсегда пропал.
    Забилось сердце зверя неспокойно.
    Забыв про все, он за волчицей наблюдал.
    Она была пленительно красива,
    Свободная охотница степей.
    Держала голову свою так горделиво.
    С тех пор все мысли были лишь о ней.
    Матерый злился на себя, не понимая,
    Что так влечет его? Он потерял покой.
    И чем взяла его волчица молодая?
    Боролся с чувствами, боролся сам с собой...


    Он не Любил и никогда не думал,
    Что существует нечто больше, чем Инстинкт...
    Потерянный ходил он в своих думах,
    Пытаясь ту охоту позабыть...
    Но как Волк не старался – все едино,
    Обречены попытки были на провал...
    Забыть не смог... И так неумолимо
    Сердечный ритм все мысли заглушал...
    Однажды он сказал себе... Ты воин!
    Чего хотел, всегда имел сполна...
    Так и сейчас возьми, чего достоин,
    Какая б не была за то цена!
    Цена была большая…но об этом дальше…
    Быть вместе им пророчила судьба…
    Но плата за Безумство Счастья
    Порой бывает слишком велика…


    Волк и Волчица так похожи были,
    Две Одиноких Родственных Души
    Всю жизнь брели среди камней и пыли
    И, наконец, Судьбу свою нашли...
    Они Дыханием Одним Дышали
    И мысли все делили на двоих...
    Чего завистники им только не желали,
    Но что влюбленным было до других…


    Им море было по колено,
    Да что там море… Целый океан!
    Бескрайние просторы неба
    Клал Волк Возлюбленной к ногам.
    Им было больше ничего не надо,
    Друг друга только Ощущать Тепло...
    Всегда повсюду Вместе, Рядом,
    Всем вопреки, всему назло..


    На свете не было и никогда не будет
    Столь преданно смотрящих Волчьих глаз.
    Поймет лишь тот, кто до Безумства Любит
    И так же был любим хотя бы раз.

    А дальше было все предельно просто,
    Все точки жизнь расставила сама….
    Но по порядку… Осень
    Осталась в прошлом,
    Взамен нее пришла зима…
    Степь занесло и замело снегами,
    Повсюду были заячьи следы.
    И с Солнца первыми холодными лучами
    Ушла Волчица в поисках еды...
    В то утро Волк проснулся не от Ласки,
    Не от дыхания возлюбленной своей.
    Вскочил, услышав звонкий лай собаки,
    И голос человека, что еще страшней...


    Охота началась... Завыла свора,
    В погоню за Волчицей устремясь,
    На белоснежном чистом фоне
    Смешались клочья шерсти, кровь и грязь.
    Она дралась как Одинокий Воин,
    Бесстрашно на куски рвала врагов.
    Соперника подобного достоин
    Не был никто из этой стаи псов...
    Они Волчицу взяли в тесный круг
    И в спину подло свои клыки вонзали.
    От Волчьей смелости пытаясь побороть испуг,
    Охотники добычу добивали...
    А человек за сценой наблюдал,
    Ему хотелось крови и веселья,
    Он ради смеха жизни клал
    Без малой доли сожаленья...

    Все лапы в кровь – матерый гнал по следу.
    Душа кричала... Только бы успеть!
    Он так хотел подобно ветру
    К Любимой на подмогу прилететь...
    Но не успел…
    Своею грудью он закрыл лишь тело
    И белоснежный оголил отчаянно оскал...
    Вдруг, человек, взглянув в глаза ему несмело,
    Оставить Волка своре приказал...


    Охота кончилась, и свору отозвали,
    Оставив зверю щедро право жить...
    Но только люди одного не знали,
    Что хуже участи и не могло уж быть...
    Такую боль в словах не передать,
    И не дай Бог ее почувствовать кому-то...
    Волк Жизнь свою мечтал отдать,
    Чтоб для Любимой наступило Утро.


    Но смерть сама решает, с кем ей быть,
    Трофеями своими не торгует.
    Нельзя вернуть… Нельзя забыть…
    Здесь правила она диктует…

    И вот опять… как прежде одинок…
    Все снова стало на круги своя...
    Свободой обреченный степной Волк
    Без воли к жизни, без смысла бытия...
    Померкло Солнце... Небо стало черным,
    И в равнодушие окрасился весь свет,
    С тоской навеки обрученный,
    Печали принявший обет...
    Зверь ненавидел этот мир,
    Где все вокруг – напоминанье,
    О той, которую любил,
    С кем вместе жил одним дыханьем,
    С той, с кем Рассветы он встречал,
    И подарил всего себя,
    Ту, что навеки потерял,
    И память лишь о ней храня...


    Волк день и ночь вдвоем с тоской
    Как призрак по степи блуждал,
    Не видя участи иной,
    Он смерть отчаянно искал...
    Зверь звал ее, молил прийти,
    Но слышал эхо лишь в ответ…
    Забытый всеми на пути,
    И жизнь ушла, и смерти нет…
    Так еще долго в час ночной
    Уставший путник слышал где-то
    Вдали печальный Волчий Вой,
    По степи разносимый ветром..

    Летели дни, недели, годы,
    Пора сменялась порой
    Слагались мифы, песни, оды
    О том, как волк любил степной.

    И только самый черствый сердцем,
    Махнув презрительно рукой,
    Промолвил.. Все вы люди лжете,
    Нам не дано любви такой..

    © Copyright: Алексей Левашов, 2017
    Свидетельство о публикации №117022512038

Джон Гриффит Чейни (более известный миру как Джек Лондон) написал довольно много за свою не очень длинную жизнь. Темы всех его произведений очень схожи: он писал о жизни и о любви к ней.

В данной статье речь пойдет об известном рассказе великого писателя Джека Лондона - "Любовь к жизни". Краткое содержание произведения, информацию об истории его написания, а также о темах, раскрытых в нем, вы сможете найти в статье.

Биография писателя

Родился Джон Гриффит в городе Сан-Франциско, в 1876 году. Фамилию, о которой теперь знает весь мир, он получил благодаря своей матери, которая вышла замуж за фермера Джона Лондона, когда маленькому Джону еще не было и года.

Жизнь молодого Джона была непростой: еще в школьные годы он начал работать, распространяя утренние газеты. А в возрасте 14 лет устроился на консервную фабрику. Поработав немного там, Джек Лондон вскоре уходит в море и становится ловцом устриц. Известно, что в это время писатель сильно злоупотреблял алкоголем, а его сотрудники считали, что с таким образом жизни он долго не протянет.

Судьбоносное плавание

В 1893 году в жизни Чейни произошло знаковое событие, благодаря которому весь мир теперь знает о таком писателе, как Джек Лондон. Любовь к жизни и к всевозможным романтическим авантюрам привела его на шхуну, которая должна была отправиться в на ловлю морских котиков. Это плавание очень впечатлило Лондона и, по сути, стало толчком к развитию его творчества, в основе которого была именно морская тематика. Написанный им тогда очерк "Тайфун у берегов Японии" не только принес Лондону первую премию, но и стал стартом его литературной карьеры.

Далее последовали другие рассказы, новеллы, романы и повести, которые и превратили обычного матроса в великого прозаика. Около двух десятков романов и повестей, свыше 200 рассказов - таков результат писательской деятельности Джека Лондона.

В последние годы своей недолгой жизни Джек Лондон страдал от почечной болезни. Однажды вечером, чтобы спастись от сильного приступа боли, Джон принял слишком большую дозу снотворного. Так умер великий писатель Джек Лондон, любовь к жизни которого была безграничной. Случилось это 22 ноября 1916 года.

"Любовь к жизни"

Это произведение было написано Лондоном в 1905 году. Рассказ совсем небольшой, всего на десять страниц, и прочитать его можно очень быстро. Благодаря своим путешествиям Джек Лондон хорошо разбирался в географии. Во всех его произведениях можно встретить увлекательные и подробные географические описания. В частности, в данном рассказе главный герой проделывает длинное путешествие от Большого до места впадения канадской речки Коппермайн в

Рассказ "Любовь к жизни" положительно оценен многими критиками и известными личностями. Так, вождь мирового пролетариата Владимир Ленин любил данное произведение, называя его "очень сильной вещью". Известно, что Надежда Крупская читала Ленину именно этот рассказ за два дня до его смерти.

"Любовь к жизни": краткое содержание

Стоит еще раз напомнить, что рассказ сам по себе невелик, поэтому, возможно, более целесообразно будет прочитать непосредственно его и уже не тратить время на прочтение его краткого содержания. Тем не менее предлагаем вам ознакомиться и с пересказом произведения "Любовь к жизни".

Предательство товарища и борьба с голодом

Главный герой остается один и продолжает путь дальше. С каждым километром пройденного пути он все больше думал о еде. По дороге он встречал оленей, но у него не было патронов, чтобы убить хотя бы одного из них. Как-то раз он чуть не поймал куропатку, но та вырвалась из его рук в последний момент. Казалось, у него не оставалось шансов выжить, но что-то толкало его идти дальше. Это как раз и была та самая любовь к жизни. Краткое помутнение рассудка снова сменялось жгучим желанием выжить, и находились новые силы.

Герой рассказа питается всем, что попадается ему по пути: ягоды, луковицы растений... Вскоре у него осталось только одно желание - есть! И оно затмевало собой все остальные мысли в голове.

А однажды он встретил на пути медведя. Собрав свои последние силы, он поднялся на ноги, достал нож и посмотрел медведю прямо в глаза. К большому удивлению, животное не тронуло человека.

Противостояние с волком

Самые поразительные страницы рассказа начинаются с того момента, когда главный герой встречает волка - такого же слабого и измученного, как и он сам. Противостояние между человеком и волком длится достаточно долго. Ни у того, ни у другого уже не было сил напасть на противника. И волк просто полз рядом, ожидая, когда путник умрет, и можно будет его съесть. Но главный герой не сдается, к тому же ему было противно думать о том, что его тело может съесть это мерзкое, почти уже мертвое животное.

В итоге главный герой притворился мертвым и ждал, пока животное к нему приблизится. Когда это случилось, он придавил волка тяжестью своего тела. У него не было сил задушить волка, и он прижался зубами к его шее. Самый жуткий и невообразимый эпизод рассказа - тот, когда человек зубами убивает волка, выпивая его кровь, чтобы выжить.

В конце концов герой выходит к морю, где его замечают моряки на китобойном судне. Причем они не были уверены, что это человек. Так сильно его потрепала и вымотала борьба за жизнь.

Главные герои рассказа

Борьба за существование, выживание - именно это лежит в основе рассказа "Любовь к жизни", герои которого до последнего борются за эту самую жизнь. Да, именно герои. Ведь волк точно так же вел эту борьбу, как и человек.

В произведении мы видим два человеческих персонажа: это главный герой (имя которого не упоминается автором) и Билл - его напарник. Последний решил бросить товарища в беде, однако он не распрощался с мешочком своего золота. Дальнейшая судьба Билла нам не известна. А вот главный герой, наоборот, очень быстро понимает, что золото его не спасет и легко с ним расстается.

Видимо, совсем не случайно Джек Лондон оставляет своего главного героя без имени, ведь это совсем неважно в данном контексте. Он остается один на один со своим голодом и с близкой смертью, ведя борьбу за жизнь.

Главная идея произведения

По сути, главная идея произведения заключена в его названии - это любовь к жизни. Содержание рассказа помогает нам более детально разобраться в данном вопросе.

Если говорить более конкретно, то основная идея этого рассказа - борьба человека с природой за право своего существования. И ему, благодаря мужеству и упорству (и, возможно, как раз потому, что он - человек), удается выйти победителем из этой схватки. Таким образом, именно силу и превосходство Человека над Природой пытается здесь показать Джек Лондон.

А если копнуть еще глубже, то можно смело предположить, что писатель в своем очередном произведении ищет ответ на извечный вопрос: "А в чем же смысл жизни?" Эта философская проблема красной нитью проходит через все его творчество.

Главный герой рассказа, преодолев страх и голод, забыв о травме, уверенно вступил в бой за свою собственную жизнь с суровой и бескомпромиссной природой. И одержал победу. Это не может не вызвать уважения к герою произведения и к человеку в целом. Несмотря ни на что, ему удалось выжить. Таким образом, Джек Лондон пытался показать своему читателю, что человек способен преодолеть самые страшные испытания для того, чтобы выжить, и что жизнь стоит того, чтобы вот так за нее бороться.

Одним из самых известных произведений в мировой литературе ХХ века является рассказ Джона Гриффита Лондона "Любовь к жизни". Краткое содержание, разумеется, позволит вам составить общее представление о нем. Однако, чтобы лучше прочувствовать, осознать эту историю, лучше прочитать произведение в оригинале.

История создания рассказа

Рассказ «Любовь к жизни» был написан американским писателем Джеком Лондоном в 1905 году, издан в сборнике рассказов о приключениях золотоискателей в 1907 году. Представляется возможным, что рассказ имеет долю автобиографичности, по крайней мере, имеет под собой реальную основу, так как писатель приобрел немалый жизненный и писательский опыт, плавая матросом на шхунах и принимая участие в покорении Севера в дни «золотой лихорадки». Жизнь обеспечила ему массу впечатлений, которые он выразил в своих произведениях.

Добавляет подлинной реальности и то, с какой географической детализацией автор изображает путь своего героя - от Большого Медвежьего озера до устья реки Коппермайн, впадающей в Северный Ледовитый океан.

Сюжет, герои, идея рассказа

Конец 19 века ознаменовался целой цепочкой «золотых лихорадок» - люди в поисках золота массово исследовали Калифорнию, Клондайк, Аляску. Типичная картина представлена и в рассказе «Любовь к жизни». Два друга, путешествующих в поисках золота (и добывших приличное количество), не рассчитали сил на обратную дорогу. Нет провизии, нет патронов, нет элементарных психических и физических ресурсов - все действия совершаются автоматически, словно в тумане. Герой, переходя через ручей, оступается и повреждает ногу. Товарищ по имени Билл без малейших раздумий бросает его и уходит, даже не обернувшись.

Главный герой остается бороться. Добыть животную пищу он не может, рыба из маленького озерка ускользает, несмотря на то, что он ручную вычерпывает из водоема всю воду. Золото пришлось бросить из-за его веса. Судьба Билла оказалась печальной - безымянный герой набрел на кучу розовых костей, лохмотья одежды и мешочек с золотом.

Кульминацией рассказа становится встреча с волком, слишком больным и слабым, чтобы напасть на человека, но явно рассчитывающим полакомиться трупом человека, когда тот умрет от истощения и изнеможения. Герой и волк сторожат друг друга, ведь он в равных условиях и в каждом из них говорит инстинкт выживания - слепая и самая сильная в мире любовь к жизни.

Главный герой притворяется мертвым, ожидая нападения волка, и когда тот нападает, человек даже не душит его - он придавливает его своим весом и прогрызает волку шею.

У самого моря команда китобойного судна замечает на берегу нелепое копошащееся существо, ползущее к кромке воды. Героя принимают на корабль и вскоре замечают его странность - он не ест хлеб, подаваемый к обеду, а прячет его под матрас. Такое помешательство развилось из-за длительного неутолимого голода, который ему пришлось испытать. Впрочем, вскоре это прошло.

Рассказ построен на противопоставлении вначале Билла и безымянного героя, затем - безымянного героя и волка. Причем Билл в этом сравнении проигрывает, так как сравнивается с учетом моральных критериев и терпит поражение, а волк остается с героем на равных, так как природа не знает жалости, как и человек, доведенный до последней черты.

Главной идеей рассказа является мысль о том, что борьба человека с природой за право существования беспощадна, несмотря на то, что человек вооружен еще и разумом. В критических ситуациях нас ведет инстинкт или любовь к жизни, и практика показывает, что выживает сильнейший. Природа не ведает жалости и снисхождения к слабому, уравнивая в правах хищников и травоядных. С точки зрения природного выживания Билл считал себя правым, избавляясь от балласта в виде раненого приятеля. Но важнее оставаться человеком до конца.

Наткнувшись в тундре на останки своего погибшего товарища, он не злорадствует и берет себе его золота. Он не бросается на останки из чувства голода (хотя накануне мы видим, как он поедал живых птенцов), и это становится последним, крайним проявлением человеческого достоинства.

(полное имя Джон Гриффит Лондон) - значительное явление в жизни подростков. Многие из них к этому времени уже читали рассказы и повести этого писателя. Поэтому с самого начала надо познакомить ребят с его жизнью, так как она представляет большой интерес для юных читателей. Можно заранее рекомендовать шестиклассникам прочесть некоторые книги , например: Стоун Ирвин. Джек Лондон: Моряк в седле. - М., 1962. - (Сер. «ЖЗЛ»); Быков В. М. Джек Лондон. - М.: Изд-во Московского университета , 1964, и др.

Урок можно начать с чтения статьи Б. Полевого о Джеке Лондоне в учебнике-хрестоматии, после чего дети по желанию могут дополнить сведения о жизни этого писателя из самостоятельно прочитанных книг. Биография писателя явится своеобразным прологом к изучению его произведений.

Вторая часть урока посвящается чтению рассказа «Любовь к жизни». Читает сам учитель или заранее подготовленный ученик. До конца урока обычно прочитывается половина произведения. Дома учащиеся дочитывают рассказ до конца и отвечают на первые два вопроса хрестоматии:

1. Вам известны многие произведения о смелых и мужественных людях, вспомните их. Чем рассказ «Любовь к жизни» отличается от ранее прочитанных вами?
2. Что вам больше всего понравилось в нем?

Желающие выбирают одну из сцен многодневного пути героя и готовят ее выразительное чтение . Другая группа учащихся подготавливает рассказ о встрече с волком от лица героя.

Приступая к анализу рассказа «Любовь к жизни», необходимо постоянно обращаться к тексту произведения. На это рассчитаны прежде всего вопросы и задания в учебной хрестоматии.

Учащиеся перечитывают начало рассказа, обращают внимание на обстоятельства, при которых впервые знакомится читатель с героями этого произведения.

Уже много дней герои рассказа в пути. Кажется, каждый из них предельно измотан. Особо выделяются детали, которые подтверждают эту мысль: «лица их выражали терпеливую покорность - след долгих лишений», «плечи оттягивали тяжелые тюки», «оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз», «голос звучал вяло», «говорил равнодушно» и др.

Что еще можно сказать о героях? Один из них попадает в беду. А другой - Билл - оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая на то, что в одиночку легче спасти жизнь.

При описании состояния героя, покинутого товарищем, важно обратить внимание на чувства, которые он испытывал. Учащиеся выделяют: «…и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя». «Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними.

Билл! - крикнул он.

Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду…»

Описание природы помогает в еще большей степени понять одиночество и безнадежность попавшего в беду человека, угнетенность его чувств:

«Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний…» «Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга». И еще: «Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы - ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха».

Что поддерживало путника после того, как Билл оставил его? Какой надеждой жил герой в начале своего пути без Билла?

После ответа на эти вопросы учащиеся прослеживают день за днем тот путь, который прошел герой . На конкретных примерах показывают, как постепенно нарастает трагизм его положения. Выразительно читаются подготовленные дома сцены многодневного пути героя. При этом обращается внимание на то, какое чувство вызывает герой в тот или иной момент. Вот эти сцены: начало пути без Билла; чувство голода и встреча с куропатками; герой освобождается от всего лишнего; встреча с медведем; «наступили страшные дни дождей и снега»; герой увидел океан; встреча с волком.

Вместо зачитывания ключевых сцен можно предложить составить план того пути, который прошел герой рассказа (план может быть цитатный). Вот примерные его пункты:

1. «Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку по камням, торчавшим во мху, как островки».
2. «…Как ни трудно ему было идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю
и умереть».
3. «Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь. Чтобы не ошибиться, он пересчитал три раза».
4. «Он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя».
5. «И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал в тюке у него за спиной».
6. «Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод. А белые куропатки все вспархивали вокруг него…»
7. «Он заглядывал в каждую лужу и наконец с наступлением сумерек увидел в такой луже одну-единственную рыбку величиной с пескаря».
8. «Наступил день - серый день без солнца… Теперь чувство голода у путника притупилось… Мысли у него прояснились, и он опять думал о Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Диз».
9. «В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий, двигаясь только когда позволяло сердце, не больше пяти».
10. «Он разделил золото пополам; одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, завернув в кусок одеяла, а другую всыпал обратно в мешочек… Но ружье он все еще не бросил».
11. «Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье».
12. «Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его».
13. «Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил, когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь…»
14. «Там, внизу, текла широкая, медленная река. Она была ему незнакома, и это его удивило».
15. «Опять послышалось сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка».
16. «Он шел по следам другого человека, того, который тащился на четвереньках, и скоро увидел конец его пути».
17. «…И только усилием воли он заставил себя терпеть. Потом человек перекатился на спину и уснул».

Следующий этап урока - рассказ, приготовленный дома, о встрече с волком от лица героя рассказа. В беседе после этого обращается особое внимание на то, почему в этой смертельной схватке умирающий, обессиленный человек одерживает победу.

Выделяются следующие места повествования:

«Он уже не ощущал боли. Желудок и нервы словно дремали. Однако жизнь, еще теплившаяся в нем, гнала его вперед. Он очень устал, но жизнь в нем не хотела гибнуть; и потому, что она не хотела гибнуть, человек все еще ел болотные ягоды и пескарей, пил
кипяток и следил за больным волком, не спуская с него глаз».

«Оглянувшись как-то, он увидел, что волк с жадностью лижет этот кровавый след, и ясно представил себе, каков будет его конец, если он сам не убьет волка. И тогда началась самая жестокая борьба, какая только бывает в жизни: больной человек на четвереньках и больной волк, ковылявший за ним, - оба они, полумертвые, тащились через пустыню, подстерегая друг друга.

Будь то здоровый волк, человек не стал бы так сопротивляться, но ему было неприятно думать, что он попадет в утробу этой мерзкой твари, почти падали. Ему стало противно…»

«Он знал, что не проползет и полумили. И все-таки ему хотелось жить. Было бы глупо умереть после всего, что он перенес. Судьба требовала от него слишком многого. Даже умирая, он не покорялся смерти. Возможно, это было чистое безумие, но в когтях смерти он бросал ей вызов и боролся с ней».

Рассуждения об этом кончаются ответом на вопросы, которые подводят итог беседе: Почему герой оказался победителем? В чем смысл рассказа «Любовь к жизни» и почему он так называется?

К следующему уроку учащимся предлагается сравнить героя рассказа Дж. Лондона и одного из героев самостоятельно прочитанных книг. Желающие составляют сценарий на тему «Путь к кораблю».

Урок начинается прослушиванием сценария, после чего класс приступает к сравнительной характеристике героя рассказа Джека Лондона и самостоятельно выбранного героя. Главное в этой работе - избегать жесткости и регламентации, не дать сделать этот материал скучным. В основе должны быть свободные высказывания учащихся на основе личных впечатлений. Предлагаемые вопросы являются лишь самым примерным ориентиром:

1. В каких обстоятельствах оказались герои?
2. Как они вели себя? Что общего в их поведении?
3. Чем они отличаются друг от друга?

В оставшееся время учащиеся рассматривают иллюстрации к рассказу, помещенные в хрестоматии, а также в отдельных изданиях, принесенных из дома, размышляют над тем, кто из художников наиболее удачно и выразительно изобразил героя. Называют эпизоды, которые можно было бы взять для иллюстраций. Некоторые учащиеся более подробно рассказывают о том, как они представляют себе эти рисунки.

Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П. , Литература 6 класс. Методические советы - М.: Просвещение, 2003. - 162 с.: ил.

Библиотека с учебниками и книгами на скачку бесплатно онлайн , литературе для 6 класса скачать , школьная программа по литературе, планы конспектов уроков

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Лес одиноко темнел под холодной луной, Зловещая тьма в себе скрывала тревоги, Из-за которых миг любому покажется долгим, И ветер тайги, так мне напоминающий вой…
О путник ночной, что ты здесь потерял? В этом месте и днём не отыщется рай. А что я искала, сама не пойму; Дорогу куда-то, а может, судьбу…

Только страшно одной пробираться сквозь заросли чащи: За каждым кустом кажется пристальный взгляд, Опасностью грозит неверно сделанный шаг, И цепкие корни как когти, а дыханье всё чаще…
Предчувствие не обмануло - два жёлтых зрачка Мелькнули рядом неожиданно, резко, Из-за дерева тихо, протяжно рыча Вышел он, злой хозяин таёжного леса. Чёрный как смоль, его белые клыки мутно сверкали, Матёрый вожак дикой, куда-то исчезнувшей стаи, Он одним прыжком перечеркнёт весь мой бег… Внезапно волк обернулся: позади него стоял человек! Между мной и волком факел на землю упал И потух, осветив на мгновение кровавый оскал. Волк развернулся, лапами его оттолкнув, Он прыгнул незнакомцу прямо на грудь, Словно Фенрир из древней легенды уже напал на Луну, - Лес тотчас погрузился в непроглядную мглу. Но принять удар на себя тот охотник успел - По земле катился рычащий комок двух сцепившихся тел.

Вот на мох и траву брызнула тёмно-алая кровь… Мужчины иль волка - в темноте нельзя разобрать, Оба хотят друг другу глотки на части порвать! Жизнь и смерть слились в объятиях, ангел и чёрт…
…Блеснуло в руке осколком луны острие кинжала, От предсмертного рыка на деревьях листва задрожала, Царапнув воздух когтями, зверь смолк, Под телом чуть живого мужчины лежал мёртвый волк. Не видя ничего, я к нежданному кинулась спасителю, Свет вновь появившейся луны озарил победителя: На теле видны кровавые раны в серебристых лучах, А яркие звёзды отражались в небесно-серых глазах, В его взгляде угасали искры пережитой боли, Светлые волосы потемнели от спёкшийся крови. Я помогла ему подняться с горячей и красной земли; Шелест ветра в ветвях заглушил благодарностей все слова, Нам стало понятно - всё это не зря: И эта встреча в лесу, и что живыми остались мы… Всё позади. Услышаны небом земные молитвы. Звёзды и луна – подруга волков – свидетели битвы. И будто не было недавней борьбы, лишь только Если бы не было на земле убитого волка.

Лес постепенно прощался с луной, мирно звёзды мерцали. В руке защитника по-прежнему факел ярко горел, Жёлтым теплом освещая стволы лесных стен, Вместе с волком далеко в лесу все страхи остались. Даже из дебрей лесных выхода найдутся пути - Мы уходили вдвоём по дороге нам ясной судьбы В новый солнечный день, что виден уже меж деревьев И в каплях жемчужной росы золотистое утро алеет.