Георгий Васильевич Свиридов

  • Презентация учителя музыки первой категории
  • Юшковой В.Ф.
  • НОУ гимназия «Школа бизнеса» г.Сочи
  • Русский, советский композитор и музыкальный деятель.
  • Родился 16 декабря 1915 года в городе Фатеж Курской губернии.
  • Детство будущего композитора прошло в родном городе.
  • С 9 лет мальчик жил в Курске, там он и начал впервые заниматься музыкой, играл на рояле и на балалайке, участвовал в самодеятельном оркестре народных инструментов.
  • С 1932 года юный музыкант учился в Центральном музыкальном училище Ленинграда.
  • В Ленинградской консерватории Свиридов учился под руководством профессоров П.Б. Рязанова и Д.Д. Шостаковича.
  • В эти годы (1936-1941) он сочиняет романсы на стихи М.Ю. Лермонтова, А. Прокофьева, П. Беранже, В. Шекспира, пишет немало инструментальных произведений.
  • Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1955).
  • Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное - поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы.
  • в 1949 году Свиридов обратился к поэзии старейшего армянского поэта Аветика Исаакяна и стал с огромным увлечением сочинять романсы на его стихи. Так возник вокальный цикл "Страна отцов". Не менее знамениты его песни на стихи Роберта Бернса (1955). Композитор использует в своих вокальных циклах какие-то особые приемы, сложившиеся в музыкальном быту народов Армении и Шотландии, но в целом его музыка остается русской и вместе с тем неповторимо "свиридовская".
  • Значительной работой Свиридова была вокально-симфоническая поэма "Памяти Сергея Есенина" (1955). Среди стихов Есенина композитор отбирает наиболее драгоценное - поэзию родной природы, крестьянской Руси, народные и революционные мотивы. В центре стоит любовь крестьянского юноши-поэта к своей родной земле, его размышления над историческими судьбами страны. Дальше тема приобретает трагическое звучание - сложной оказалась судьба поэта, не нашедшего своего места в той новой жизни, которую он приветствовал. К этой теме Свиридов обращается и в "Патетической оратории" на стихи Маяковского (1959), за которую композитору присуждена Ленинская премия.
  • В 60-е годы в творчестве Свиридова отчетливо наблюдается стремление к простоте и ясности музыкального языка. Он охотно обращается при этом к образам русской старины.
  • В кантате "Курские песни" (1962) композитор использовал семь подлинных старинных мелодий, записанных советскими фольклористами, и на их основе создал поэтическое повествование о русской женщине, о ее грустной доле и душевной красоте.
  • Творчество Свиридова завоевало широкий круг любителей и друзей. Это объясняется не только ясностью и содержательностью его творчества, но и той искренней взволнованностью, которая обычно покоряет слушателя в произведениях искусства, глубоко пережитых творцом, несущих в себе частицу его души.

Описание слайда:

Сочинения Г.В. Свиридова - 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935) - 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) - 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) - Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936-1939) - Камерная симфония для струнных (1940) - 3 романса на стихи А.Блока (1941) - Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942) - Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) - Соната для фортепиано (1944) - Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) - Квинтет для фортепиано и струнных (1945) - Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) - Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) - Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) - Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55, не окончена) - Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) - Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) - Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) - «Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского (1959, Ленинская премия, 1960) - Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69)

Паймакова Светлана ученица 6 а класса МБОУ "Килемарская СОШ"

Георгий Васильевич Свиридов советский композитор,пианист,музыкально-общественный деятель.Народный артист СССР (1970) , Герой социалистического Труда (1975). Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Она звучит и в лирико-эпических сочинениях, и в произведениях, посвященных картинам народной жизни и пейзажам родной земли, и в героических образах революции.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Свиридов Георгий Васильевич Выполнила ученица 6а класса Паймакова Светлана

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (3 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния - 6 января 1998, Москва) - советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Среди сочинений Свиридова - всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперёд!».

Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой.

Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался от остановки сердца. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году - ставший знаменитым цикл лирических романсов на стихи А. С. Пушкина. Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941 год, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных инструментов(1940). Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например, в Первой партии для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита.

Спасибо за внимание

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938) 3 романса на стихи А.Блока (1941) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965) Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

Cлайд 4

Произведения Свиридова Г.В Музыка к кинофильмам Музыкальная комедия «Огоньки» (1951) Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943) Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964) Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера - тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час. «Красные колокола», сюита из музыки к кинофильму (1984). «Метель»,музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина() и др.

Cлайд 5

Cлайд 6

По всей вероятности, возврат к национальной традиции, не только в смысле интонационного языка, но и по существу, в смысле нравственно-этического содержания - вот истинное, новизна для нашего времени. Свиридов В.Г.

Cлайд 7

Произведения Свиридова Г.В. Инструментальная музыка 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935) Соната для фортепиано (1944) Квинтет для фортепиано и струнных (1945) Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946) Партита Ми минор Партита Фа минор Трио Ля минор Симфоническая музыка Камерная симфония для струнных (1940) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) «Весенняя кантата» для хора и симфонического оркестра (1972)

Cлайд 8

Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее - совсем чепуха. Я же пристрастен к слову (!!!), как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы - это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь. Свиридов Г.В.