«Балло» означает «танцую»

  1. Знакомство с жанром балета (на примере балета С. Прокофьева «Золушка»).
  2. Музыкальные персонажи в движении.
  3. Родственность слов балет и бал.

Музыкальный материал:

  1. С. Прокофьев. «Па де шаль», «Вальс», «Полночь», «Урок танца. Гавот» из балета «Золушка» (слушание);
  2. Т. Попатенко, стихи В. Викторова. «Котёнок и щенок» (пение).

Характеристика видов деятельности:

  1. Устанавливать ассоциации между музыкальными и изобразительными образами.
  2. Проявлять основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков музыкальных персонажей.

Балет - загадка, что не знает слов...

Знакомство с жанром балета

Что же такое балет?

Волшебный мир сказок, мир наших грёз и сновидений наиболее совершенно способен воплотить балет. Основа балета - танец. Слово «балет» происходит от итальянского «ballo», что значит «танцую».

С чем у вас связывается слово «бал»? Со сказкой? Должно быть, вы любили в детстве «Золушку»! Но вы правы, потому что бал - время волшебства.

На придворные балы приглашалось только избранное общество. И совсем как в сказке про Золушку, на бал надевали самые красивые и дорогие наряды, что понятно: праздник ведь. Тогда же родились балы-маскарады - прекрасная возможность побыть маской, ощутить себя кем-то другим.

Именно в Италии, более 400 лет назад, и родилось искусство балета. В этой стране издавна любили не просто танцы, а танцевальные сценки, которые исполнялись в народных комедиях, на карнавалах, балах и других празднествах.

Слова «бал» и «балет» - родственные. Бал – большой танцевальный вечер, а балет – большой музыкальный спектакль.

Балет – это обязательное сочетание танца и музыки. Музыка и танец дружат с незапамятных времён. Оба этих искусства объединяет то, что они умеют говорить без слов, причём говорить очень ярко, взволнованно и поэтично.

Как и в любом музыкальном спектакле, в балете есть сюжет, действующие лица. Его герои наделены человеческими чувствами. Они действуют, думают, радуются и страдают. Но их действия и чувства раскрыты не с помощью слов или пения, а посредством танцевальных движений под музыку.

Кроме танцев, важную роль в балете играет пантомима, то есть немая актёрская игра, состоящая из выразительных жестов и мимики. Пантомима связывает отдельные танцы, помогает развитию действия.

Изначально танец был неотъемлемой частью сценического представления, в котором пели и декламировали текст, а актёры выступали в туфлях на каблуках. Примерно два столетия назад танцоры начали носить специальную одежду и особые тапочки – пуанты.

Они позволяют танцевать на кончиках пальцев, делают движения более воздушными и лёгкими.

Создатели балетного спектакля: композитор, либреттист (автор сценария), хореограф (постановщик танцев), а также художник-декоратор и художник по костюмам. Роль хореографа очень важна в балете. Он разрабатывает движения, соответствующие сюжету, выстраивает драматургию и соотносит всё это с музыкой. В исполнении балета участвует балетная группа (балерины и балероны), дирижёр и симфонический оркестр.

Чтобы понимать и любить балет, нужно разбираться в танцевальном искусстве, которое является его основой. Балетный язык – это мир выразительных танцевальных движений, жестов и мимики. Движения в балете очень красивы, возвышенны и благородны.

Знакомство с балетом С. Прокофьева «Золушка»

Талант С. С. Прокофьева проявился очень рано, музыку он сочинял с детства. А когда ему исполнилось 13 лет, он пришёл на экзамен в Санкт-Петербургскую консерваторию.

Представьте себе, в кабинете консерватории сидит серьёзная приёмная комиссия, в которой известные композиторы – Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов, А. К. Лядов. И вот туда, сгибаясь под тяжестью больших папок с нотами, вошёл 13-летний мальчик. Вот мои сочинения», - сказал он. И тогда Н. А. Римский-Корсаков воскликнул: «Это мне нравится!»

Юный Серёжа Прокофьев был принят в консерваторию, которую он отлично закончил по двум отделениям – как пианист и как композитор. Прошли годы и его творчество приобрело широчайшую известность. В театрах всего мира ставят его оперы и балеты, оркестры исполняют его симфонии, пианисты и скрипачи играют его концерты и пьесы.

Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский так сказал об этом композиторе: «Дети особенно должны быть благодарны Сергею Прокофьеву, ибо никто из композиторов не посвятил детям столько прекрасных произведений». Юные пианисты играют маленькие произведения из его сборника «Детская музыка», сказка «Петя и волк» знакомит слушателей с инструментами симфонического оркестра.

Одним из самых известных его сочинений является балет «Золушка».

  1. Вы знаете эту сказку?
  2. Знаете ли вы писателя, который написал эту сказку? (Шарль Перро.)
  3. Назовите главных героев этой сказки.
  4. Куда отправилась главная героиня этой сказки» (На бал.)

Композитор С. С. Прокофьев тоже любил сказки, и на сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» он сочинил балет.

Впервые балет «Золушка» был показан в Большом театре в 1945 году, когда наша страна одержала победу в Великой Отечественной войне. Впоследствии «Золушку» ставили во многих других театрах нашей страны и в различных странах мира.

Главную роль в этом балете исполняли разные балерины. Запомните имя одной из них – Галина Уланова.

С. Прокофьев – мастер музыкальных портретов героев. Вы помните, что в его симфонической сказке «Петя и волк» каждый персонаж имел свою тему: Петя, дедушка, птичка, кошка, утка. Вот и для каждого героя балета «Золушка» композитор нашёл особые средства выразительности. Образ Золушки рисуют певучие, плавные мелодии. А в музыке, которая рисует сестёр и мачеху, звучат колючие, короткие мотивы и острые, стучащие ритмы. Всё это хорошо слышно с самого начала балета.

Первая сцена балета называется «Па де шаль», что означает «танец с шалью». Действие происходит в доме отца Золушки. Сёстры вышивают шаль, а мать наблюдает за ними. Золушка работает у очага. Но вот сёстры начинают ссориться. В эпизоде их ссоры музыка основана на мелких «царапающих» мелодиях. Так и видишь цепкие движения, резкие жесты сестёр, слышишь их визгливые выкрики… Недаром сёстрам Золушки в балете даны красноречивые имена – Кривляка и Злюка.

Слушание: «Па де шаль».

  1. Каким был характер музыки, рисующей образы сестёр Золушки? (Злым, острым, резким, колючим, быстрым.)
  2. Кто исполнял музыку? (Симфонический оркестр.)

Вначале балета «Золушка» появляется персонаж, которого нет в сказке Ш. Перро. Это учитель танцев. По сюжету мачеха и сёстры собираются на бал, и к ним приходит учитель танцев, который разучивает с ними старинный танец гавот.

Танец под названием «гавот» возник во Франции. Это грациозный и изящный танец с поклонами и неторопливыми движениями.

Слушание: «Урок танца. Гавот».

  1. Какие музыкальные инструменты исполняли главный мотив «урока танцев»? (Струнные.)
  2. Как звучала музыка? (Музыкальный язык яркий, острый. Композитор слегка посмеивается над важным, чопорным старинным танцем.)

Для этого балета композитор написал необычную музыку – партию часов, которые должны были напомнить Золушке о том, что пришло время уезжать с бала. В балете придуман такой ход: в полночь из часов выйдут карлики, которые будут показывать нужное время. Послушайте отрывок из балетного либретто.

И вот появляется Золушка. Она так хороша, что все взоры устремляются к ней. Танцы прерываются. Очарованный принц не может отвести от неё глаз. Но и сам он своей красотой, мужественностью пленяет сердце девушки. Золушка чувствует себя во дворце легко и свободно. Она подходит к сёстрам, которые не узнают замарашки в её великолепном наряде.
Начинается вальс, который Золушка танцует с принцем. Среди веселья и танцев счастливая Золушка совсем забывает о времени. Но вдруг появляются карлики: «Пора, Золушка!» - напоминают ей часы. «Пора!» - неумолимо стучит маятник, и Золушка стремглав бежит из дворца.
Бьёт полночь. По белой широкой лестнице бежит Золушка, покидая дворец. В спешке она теряет хрустальную туфельку. Принц бросился за ней, но её и след простыл. Только на ступеньке лестницы лежала маленькая хрустальная туфелька.

Обратите внимание на то, как после 12-того удара часов композитор рисует превращение Золушки опять в замарашку. Это покажет музыка – она станет грустной. Но, в тоже время, мы услышим в ней надежду на то, что эта сказка закончится хорошо.

Слушание: «Полночь».

  1. В каком музыкальном жанре создал композитор тему часов? (В жанре марша.)
  2. Какой вам показалась эта музыка? (Злой, очень громкой.)
  3. Что передают звуки симфонического оркестра? (Тиканье и бой часов.)

Образ Золушки рисуется, прежде всего, мелодией «Вальса», которая будет звучать в балете неоднократно. Обратите внимание на то, как будет меняться музыка. Сначала звучит главная мелодия вальса. Потом она становится всё более торжественной, громкой, рисуя счастье Золушки на балу. Но в самом громком месте внезапно возникает тема часов. И после неё мелодия будет печальной, разочарованной.

Слушание: «Вальс».

  1. Какой была музыка в самом начале? (Спокойной, напевной, мелодичной.)
  2. Как изменилась музыка в конце отрывка? (Стала грустной, безрадостной.)
  3. Как по-вашему, что происходит в этот момент на балетной сцене? (Платье Золушки превращается в старое, исчезают карета, кони, кучер.)

Но не надо расстраиваться, ведь вы все читали эту сказку и знаете, что она закончится хорошо. Принц и Золушка обретут своё счастье.

Смысл сказки о Золушке заключается в утверждении доброго и человеческого отношения к жизни в противоположность злобе, зависти и эгоизму. Своей музыкой С. С. Прокофьев воспевает добрые человеческие качества и осуждает душевную чёрствость и злобу. Такое противопоставление характеров в искусстве называется «контраст».

  1. Встречается ли в «Вальсе» контраст? (Да.)
  2. Какие образы контрастны? (Образ Золушки и образ часов.)
  3. Как проявляется контраст в мелодиях? (Мелодия Золушки нежная, праздничная, мелодия часов резкая, злая.)
  4. Какие музыкальные жанры использованы, чтобы подчеркнуть контраст между этими образами? (Танец вальс и марш.)

Познакомившись с музыкой к балету «Золушка», вы убедились в том, что композитор С. С. Прокофьев сумел разглядеть в сказке глубину и мудрость, прославил чистоту и прелесть трудолюбивой девушки Золушки, скромностью, добротой, побеждающей все невзгоды своей жизни, и высмеял мещанский, корыстный духовный мирок её злой мачехи и жадных, завистливых сестёр.

Любовь к сказке объясняется ещё одной особенностью характера композитора: до конца своих дней он сохранил свежесть восприятия мира, способность радоваться жизни.

Вопросы и задания:

  1. Обратите внимание на слова «бал» и «балет». Как вы думаете, что их объединяет?
  2. Какой танец на балу исполняла Золушка? Какой характер этого танца?
  3. Внимательно послушайте фрагмент «Полночь» из балета С. Прокофьева «Золушка». Согласны ли вы с композитором, который дал такое название? Какое в ней настроение? Как вы думаете, почему?

Запомни!
Бал
Балет
Артист балета
Контраст

Презентация

В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Прокофьев. Вальс. Полночь из Балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Гавот из балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Полночь из балета Золушка, mp3;
Прокофьев. Танец Па де шаль из балета Золушка, mp3;
3. Сопровождающая статья, ppsx.

Cлайд 1

Cлайд 2

Золушка - балет Сергея Прокофьева. Либретто Николая Волкова по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Хореография балета имела множество редакций.

Cлайд 3

Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Ранее на сюжет «Золушки» ставились балеты на музыку других композиторов.

Cлайд 4

8 апреля 1946 года в Кировском театре состоялась премьера нового балета Константина Сергеева на музыку Прокофьева. Спектакль оформил художник Борис Эрдман, за дирижёрским пультом был Павел Фельдт. Партию Золушки исполнила супруга балетмейстера Наталья Дудинская, а принца - К. Сергеев. Прекрасным воплощением образа Золушки стали Габриэла Комлева и Светлана Ефремова. И сам спектакль на долгие годы полюбился зрителю, вспоминавшему фильм Шварца. В своё время, в начале 80-х годов, спектакль Сергеева был заснят на киноплёнку как телебалет.

Cлайд 5

Краткое содержание Акт первый В доме злой мачехи она сама и две ее дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сестры гонят ее, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит ее. Мачеха и сестры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев дает неуклюжим сестрам последний перед балом урок. Наконец мачеха и сестры уезжают. Золушка остается одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается - это фея, которая наградит Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие - в полночь она должна оттуда уйти.

Cлайд 6

Cлайд 7

Акт второй Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сестрами. Сестры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищен ею и приглашает на танец (большой вальс). Сестры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.

Cлайд 8

Cлайд 9

Акт третий Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка все также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку - она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке - это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.

Комплексное занятие в подготовительной группе.

Цель:

Оборудование: мультимедийный проектор для показа слайдов на экране, компьютер, музыкальный центр, запись фильма-балета «Золушка», аудиозаписи музыки С. Прокофьева.

Предварительная работа: Рассказ-беседа о композиторе С. Прокофьеве; чтение сказки «Золушка» Ш. Перро; знакомство с жанром балета; обогащение словарного запаса детей (пуанты, балерина, сцена, декорации); разучивание песен, стихотворений, танцевальных движений.

Методы: наглядно-зрительный, наглядно-слуховой, словесный.

Дети бодрым шагам заходят в музыкальный зал под «Марш» (музыка Т. Ломовой), останавливаются в кругу по окончании музыки.

Дети. Здравствуйте (поют ).

МР. Ребята, сегодня наше занятие мы начнем с веселой музыкальной зарядки.

Подвижная игра-песенка «Мы ногами топ-топ-топ»

Дети поют и в соответствии с текстом выполняют движения.

Дети садятся на стульчики. МР находит корзинку и достает из нее хрустальную туфельку.

МР. Ребята, смотрите: в корзинке лежит чья то хрустальная туфелька. Ничего не пойму… Как она здесь очутилась? Давайте посмотрим на экран, там, кажется, передают важные новости.

Голос с экрана. Внимание, внимание! Экстренное сообщение! Сегодня в городе Атырау была потеряна хрустальная туфелька. Всех, кто ее найдет, просим вернуть хозяйке. Награда за находку - песни, танцы и хорошее настроение.

МР. Ничего не понимаю… Кто хозяйка этой туфельки? А вы догадались, кому она принадлежит?

Дети. Это хрустальная туфелька Золушки.

МР. Правильно. Но в корзинке еще что-то есть (достает пуанты ). Ну а причем здесь эти туфли? И как они называются?

Дети . Это пуанты - балетные туфли, их надевают балерины.

МР. Ну теперь становится всё ясно. А как зовут композитора, который написал балет по сказке Шарля Перро «Золушка».

Дети. Балет называется «Золушка», музыку написал Сергей Сергеевич Прокофьев.

МР. Маленький Сережа (так его называли в детстве) очень рано начал сочинять музыку. А когда ему было шесть лет, он сочинил свою первую оперу. Как и все дети Сережа любил слушать и читать сказки, а, став взрослым, вспомнил сюжет своей любимой сказки и решил написать музыку к балету-сказке «Золушка». А что такое балет?

Дети. Балет - это музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

МР. Как же нам найти Золушку?

Дети. Нам нужно пойти на балет.

МР. А где мы можем посмотреть балет? Куда нужно пойти?

Дети. В театр.

МР. Давайте отправимся в наш Атырауский драматический театр имени Махамбета Утемисова с веселой песней.

Песня-переделка «Песенка друзей»

(музыка М. Старокадомского, слова С. Михалкова)

С тобой гуляем весело,

В театр мы идем!

Шагаем мы на месте

И песенку поем.

И дождик нам не страшен,

И даже снегопад

В руках у нас билет,

В театр мы идем.

Припев (оригинал).

МР. В страну театра

Я открываю дверь,

И папы побывали в ней,

И мамы все, поверь.

И взрослые, и дети

Дадут тебе ответ,

Что лучше, чем театр

Страны на свете нет.

1-й ребенок. Театр! Какое это слово!

Это праздник, это торжество!

И в зале зрителей немало,

Все ожидают волшебство!

2-й ребенок. Да, здесь вполне прилично,

Сегодня время проведем отлично!

МР. Вот занавес открывается, и все притихли: начинается балет. Слушайте внимательно, как музыка сливается с движениями танцоров.

Дети внимательно смотрят на экран и слушают.

МР. Ребята, давайте вспомним, какой была Золушка в сказке Шарля Перро?

Дети. Золушка добрая, нежная, трудолюбивая.

МР. А ее мачеха и сестрицы?

Дети. Они злые, вредные и ленивые.

МР. Прокофьев в своем балете назвал сестриц Золушки Худышка и Кубышка. Они были злые, завистливые, ленивые, капризные, часто обижали Золушку.

Они не хотели брать ее на бал, но добрая фея наградила Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка собирается на бал. Золушка готова к своему первому балу, она будет танцевать с самими принцем!

Наступило время бала, все приглашенные гости танцевали, звучала красивая музыка. Вдруг зазвучала прекрасная музыка, это была музыка вальса. Принц пригласил Золушку, и они закружились по залу, забыв обо всем.

Дети смотрят видеофрагмент «Вальс» из балета С. Прокофьева «Золушка».

МР. Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

Дети. Музыка очень красивая, светлая, завораживающая.

МР. Вроде бы всё хорошо. Золушка счастлива на балу, но вдруг что-то происходит. Что именно? О чем предупреждала добрая фея, крестная Золушки?

Дети. Как только часы пробьют двенадцать раз, волшебство исчезнет.

МР. Правильно, этого и боялась Золушка. Бой часов ее пугал. Давайте посмотрим и послушаем сцену с часами.

Дети смотрят видеофрагмент «Сцена с часами».

МР. Ребята, какую вы здесь услышали музыку?

Дети. Музыка была быстрой, тревожной.

МР. Золушка покидает бал и теряет свою хрустальную туфельку. Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подошла. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка всё также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно! Сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку - она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке и узнает свою любимую. Теперь ничто не разлучит их.

Дети смотрят видеофрагмент «Принц нашел Золушку».

МР. Так заканчивается красивый балет «Золушка». А теперь время музыкальной грамоты.

Музыкальная грамота

На листочке, на страничке

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

Дети. Ноты.

МР. Наша распевка тоже называется «Ноты»

Распевка «Ноты»

Распевка на легато, поднимаемся каждый раз на полтона. Дети поют и дирижируют.

Дети. Если хочешь сидя петь,

Не садись ты, как медведь.

Спину выпрями скорей,

Ноги в пол упри смелей.

Ребенок. Если хочешь стоя петь -

Головою не вертеть.

Встань красиво, подтянись

И спокойно улыбнись.

«Веселая песенка»

(музыка А. Ермолова, слова В. Борисова)

Песня «Звуки музыки»

(музыка А. Арсентьева, слова Н. Смирнова)

МР. К какому жанру относится балет?

Ребенок. Мы знаем три музыкальных жанра: песня, танец и марш. Балет относится к жанру танца.

Музыкально-дидактическая игра «Удивительный светофор»

(на усвоение жанров музыки)

Дети делятся на подгруппы: светофоры и регулировщики. Музыкальный руководитель исполняет поочередно музыкальное произведение (песню, танец, марш).

Дети-светофоры стоят; дети-регулировщики закрывают соответствующую картинку, изображенную на светофоре (красным кружочком - песню, желтым - танец, зеленым - марш).

Игра на музыкальных инструментах

МР. А теперь сыграем на музыкальных инструментах.

Дети исполняют из программной сюиты «Двенадцать легких пьес», зарисовки о летнем дне ребенка, пьесу «Утро».

МР. Ребята, ну где же наша Золушка, когда она заберет свою туфельку?

Под музыку заходит Золушка.

Золушка. Здравствуйте, ребята! Спасибо, что нашли мою туфельку, но надеть ее может только принц.

Под музыку заходит принц и дарит туфельку.

Принц. В честь Золушки я устраиваю бал и приглашаю вас на танец.

Танцевальные движения :

Звучит песня «Добрый жук» из кинофильма «Золушка». Золушка с принцем и детьми танцуют.

МР. Ребята, вновь передают важные новости.

Детям, принявшим участие в поиске хрустальной туфельки, выражается благодарность.

Дети. Ура!

МР. Вы трудились не напрасно.

Все согласны?

Дети. Да, согласны!

МР. И с веселым настроеньем

Мы выходим все из зала.

До свидания, ребята!

Дети. До свидания!

Дети под музыку марша выходят из музыкального зала.

Источник : журнал «Справочник музыкального руководителя» № 9-2015 г.

«Балет Щелкунчик» - Маша в страхе бросается в кресло. Эпилог. За танцами дети не заметили, как прошло время. Наполним музыкой сердца. Действие третье. Остров превращается в прекрасный, освещенный солнцем розовый сад. Мыши заполняют всю комнату. Елка на глазах начинает расти и принимает гигантские размеры. Знакомство с фрагментами балета «Щелкунчик».

«Золушка Гримм» - Иностранный член- корреспондент Петербургской АН (1854). Издал: « Детские и семейные сказки», « Немецкие предания». Волшебная сказка братьев Гримм и Шарля Перро. Принадлежал к кружку гейдельбергских романтиков. Перро Шарль 12 января 1628 года - 16 мая 1703 года. Братья Гримм. Издал: «Детские и семейные сказки», «Немецкие предания».

«Танцы балет» - Э.Дега «Голубые танцовщицы». Костюмы показывают особенность персонажей, подчёркивают историческую эпоху. Э.Дега «Перед экзаменом». МАРИНА СЕМЁНОВА (1908 – 2010) – ученица легендарной Агриппины Вагановой. Балет». СВЕТЛАНА ЗАХАРОВА (1979 г.р.) – новый символ русского балета. Окончательная редакция балета принадлежит Мариусу Петипа.

«Искусство балета» - Кордебалет – массовые танцы. Пантомима - движение, жесты. Балет в России. Классический танец – выражает характер героев. Исидора Дункан. «Щелкунчик». Анна Павлова. Морис Лиепа. Балет – музыкальный спектакль, где основным выразительным средством служит танец. И.Ф.Стравинский. «Лебединое озеро». Первый балет – 1673 год.

«Балет» - История Зарождение балета. Эдгар Дега. Дальнейшее развитие балета. Романтическое направление утверждается в балетах Адана «Жизель» (1841) и «Корсар» (1856). Балет. Дидло. Танец модерн. В дальнейшем пальцевая техника женского танца активно развивается. Драматизация балета требовала развития балетной музыки.

«Русский балет» - Анна Павлова. Премьера балетных сезонов обернулась настоящим триумфом. Имя Павловой ещё при жизни балерины стало легендарным. Дягилев скончался 19 августа 1929 года в Венеции. Сергей Павлович Дягилев. Балетный «Серебряный век» наступил тотчас за «Золотым веком» Петипа. Русская артистка балета, одна из величайших балерин xx века.

Презентацию на тему Балет С.С. Прокофьева "Золушка" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: МХК. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайдов.

Слайды презентации

Балет С.С.Прокофьева «Золушка»

Золушка - балет Сергея Прокофьева. Либретто Николая Волкова по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро. Музыка к балету написана в период с 1940 по 1944 год. Хореография балета имела множество редакций.

Впервые «Золушка» на музыку Прокофьева была поставлена 21 ноября 1945 года на сцене Большого театра. Её постановщиком был Ростислав Захаров, а заглавную роль исполняли балерины Ольга Лепешинская, Галина Уланова и Раиса Стручкова. Ранее на сюжет «Золушки» ставились балеты на музыку других композиторов.

8 апреля 1946 года в Кировском театре состоялась премьера нового балета Константина Сергеева на музыку Прокофьева. Спектакль оформил художник Борис Эрдман, за дирижёрским пультом был Павел Фельдт. Партию Золушки исполнила супруга балетмейстера Наталья Дудинская, а принца - К. Сергеев. Прекрасным воплощением образа Золушки стали Габриэла Комлева и Светлана Ефремова. И сам спектакль на долгие годы полюбился зрителю, вспоминавшему фильм Шварца. В своё время, в начале 80-х годов, спектакль Сергеева был заснят на киноплёнку как телебалет.

Акт первый В доме злой мачехи она сама и две ее дочери Худышка и Кубышка примеряют шаль. Появляется Золушка. Она вспоминает свою умершую мать. Пытается найти утешение у отца, но тот полностью под влиянием своей новой жены. В дом приходит нищенка. Сестры гонят ее, но Золушка тайком приглашает старушку отдохнуть и кормит ее. Мачеха и сестры готовятся к отъезду на королевский бал. Они примеряют новые наряды. Учитель танцев дает неуклюжим сестрам последний перед балом урок. Наконец мачеха и сестры уезжают. Золушка остается одна. Она мечтает о бале и танцует в одиночестве. Возвращается нищенка. Внезапно она преображается - это фея, которая наградит Золушку за ее доброе сердце. С помощью фей времен года Золушка снаряжается на бал. Единственное условие - в полночь она должна оттуда уйти.

Акт второй Во дворце в полном разгаре королевский бал. Танцуют дамы и кавалеры. Приезжает мачеха с сестрами. Сестры привлекают внимание своей неповоротливостью. Появляется принц. Гости танцуют мазурку. Торжественная музыка сопровождает прибытие таинственной незнакомки. Это Золушка. Принц восхищен ею и приглашает на танец (большой вальс). Сестры пытаются привлечь внимание принца (дуэт с апельсинами), но безуспешно. Принц не отходит от Золушки. Они не замечают, как бежит время. Внезапно романтический вальс-кода прерывается боем часов. Наступила полночь. Золушка убегает, потеряв хрустальную туфельку, которую поднимает принц.

Акт третий Принц в отчаянии. С помощью сапожников он примерил туфельку всем дамам королевства, но она никому не подходит. Принц отправляется на поиски незнакомки в далекие страны, но безуспешно. А в доме мачехи Золушка все также занята домашними делами и вспоминает о бале. Вдруг приезжает принц. Он требует, чтобы все женщины померили туфельку. Но тщетно сестры, а затем и мачеха пытаются надеть туфельку - она им безнадежно мала. Заметив Золушку, принц предлагает примерить туфельку и ей. Золушка отказывается, но затем у нее из кармана выпадает вторая туфелька. Принц заглядывает в лицо девушке - это его любимая. Теперь ничто не разлучит их.