Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была написана автором в 1792 году. Это гениальное произведение, принесшее ему огромную известность. Сюжет позаимствован писателем из западной литературы, он переложил его на русский манер, придав черты отечественной культуры. Произведение изучают в школе по литературе в 9 классе. Краткий пересказ «Бедной Лизы» можно прочесть в этой статье. Разумеется, повесть будет изложена в сокращении.

Карамзин Николай Михайлович – выдающийся литератор, историк, служивший статским советником. Он появился на свет в Симбирской губернии в 1766 году в семье капитана в отставке.

В детстве и юности получил хорошее образование, а потом, по настоянию отца, был отправлен на военную службу. Но вскоре молодой человек вышел в отставку и начал заниматься литературную деятельностью.

У себя на родине Николай вступил в Масонство. Затем он переехал в Москву, где трудился над созданием детского журнала. Во время французской революции Николаю посчастливилось находиться в Париже. Под впечатлением у него родилась первая книга – «Письма русского путешественника», после выхода которой он обрел большую популярность. Это произведение было великим вкладом в русскую литературу, по словам его современников. Он нашел множество единомышленников и подражателей.

После возвращения в Россию, Николай трудился над созданием «Московского журнала», где и появилась его повесть «Бедная Лиза». После этого Николай Михайлович выпустил целый ряд сборников и альманахов.

Обратите внимание! Карамзин был последователем стиля сентиментализм в литературе.

Кроме поэзии и прозы, Карамзин пробовал свои силы в критике и исторических очерках. Император присвоил ему звание «историографа». Известно, что он отказался даже от должности губернатора, посвятив себя всецело любимому занятию. В 1818 году Карамзин выпустил первые тома «Истории государства Российского». Последний, незаконченный том вышел уже после его смерти.

Скончался он в 1826 году от простуды. Похоронен в Питере в Александро-Невской Лавре.

«Бедная Лиза»

Карамзин воспевал человеческие чувства в своих произведениях, ставил их превыше разума. Это прослеживается в «визитной карточке» его литературных произведений – повести «Бедная Лиза» (краткое изложение будет представлено ниже).

Произведение написано красивым талантливым языком, с живописными эпитетами, потрясающими оборотами. Все оно пронизано любовью к простому русскому народу. Автор хотел сказать, что любой человек, независимо от своего сословия и родословной, имеет право на человеческое счастье. Он обличил людей, которые ради богатства и положения в обществе отрекаются от своих сердечных чувств и заставляют страдать других.

На самом деле, таких «бедных Лиз» можно было встретить в то время множество в любом городе или деревне. Карамзин хотел раскрыть насущную проблему неравенства людей из-за существующих норм общества. Не одна только Лиза в своем роде была несчастна. Многие влюбленные расставались со вторыми половинками и женились по расчету на нелюбимых.

Причиной этому было бедственное материальное положение или существующие нормы. Богатые не имели права жениться на бедных крестьянах. Это было не принято. Именно поэтому множество браков в те времена заключались совсем не по любви.

Карамзин обличает подобные обычаи, ставя в пример несчастную судьбу крестьянки. Он надеялся на то, что эта трагедия вразумит многих богатых людей и остановит от неправильного выбора.

Действующие лица повести:

  • крестьянка Лиза;
  • ее мать;
  • Эраст, молодой человек дворянского сословия.

Повествование ведется от лица автора, который делает акцент на чувства, заставляя читателя растрогаться и пролить слезу. Далее будет представлен сюжет повести вкратце. Каждый может выбрать: читать повесть целиком онлайн или просто узнать из этой статьи ее краткое изложение.

Полезное видео: краткое содержание «Бедная Лиза»

Краткое содержание повести

Главное действующее лицо повести – крестьянская девушка Лиза. Ее отец был зажиточным крестьянином, но он скончался, оставив жену с дочерью. Жила семья в Подмосковье в окрестностях Симонова монастыря.

Девушка была необычайной красоты, с прекрасными душевными качествами: добротой, отзывчивостью, кротостью, трудолюбием.

Она очень умна и порядочна, хотя не имеет образования. Мать стала часто болеть после смерти мужа, поэтому весь заработок должна была приносить в дом Лиза. Она пряла пряжу, вязала, продавала свои изделия. А еще она собирала в лесу ягоды и цветы и носила их в столицу продавать. На эти скромные заработки они и жили с мамой.

В один прекрасный день девушка отправилась в Москву, чтобы продать цветы, которые она собрала. Неожиданно к ней подошел красивый молодой богач и предложил купить все ее цветы за рубль.

Это было очень много, ведь она назначила цену – пять копеек! Девушка стала отказываться, но парень стоял на своем, говоря, что за цветы, собранные такой красавицей, надо платить больше.

Молодой дворянин, его звали Эраст, сразу был пленен красотой простой крестьянки, ее чистотой и добротой. Он подумал, что именно такую девушку он бы и взял в жены. Но это было невозможно, ведь они из разных сословий. Тогда молодой человек решил просто поближе познакомиться с ней и подружиться. Эраст узнал, где она живет. Лиза охотно рассказала все о своей жизни с матушкой. Уходя, молодой человек обещал каждый день покупать цветы именно у нее.

Лиза прибежала домой, полная счастья, и рассказала маме о встрече с необычным молодым богачом. На следующий день она нарвала в лесу ландышей и отправилась в столицу продавать их. Она надеялась, что Эраст сдержит свое обещание и придет покупать у нее цветы. Бедная девушка прождала весь день, но молодой человек так и не пришел. Расстроившись, Лиза выбросила ландыши и побрела домой.

Рассказывая повесть в сокращении, невозможно передать язык, которым автор описывает чувства героев. В расстройстве девушка села за свою обычную работу. Но неожиданно она увидела, что к дому приближается тот самый молодой человек! Она обрадовалась, удивилась и побежала рассказывать матери о том, что к ним пришел именно тот богач, о котором она ей рассказывала.

Молодой человек вел себя очень просто, расспросил у Лизиной матери о жизни. Та с радостью все рассказала, не утаила она также и о лучших чертах характера своей дочери. Матери очень понравился Эраст. Она сказала дочери, когда парень ушел, что именно такого жениха для нее она и хотела. Но дочка напомнила ей, что это невозможно, ведь он – дворянин, а они — крестьяне.

Всю ночь девушка не смогла уснуть – ее воображение занимал образ молодого богача. Утром еще до рассвета она вышла на реку, чтобы посмотреть, как всходит солнце. Внезапно она услышала всплеск воды под веслами.

Оказалось, что это Эраст плывет к ней на лодке. Она, полная смущения и радости, поспешила к нему навстречу. И каково было ее счастье, когда он вдруг признался ей в любви!

Девушка ответила, что тоже любит молодого человека. Эраст поклялся любить ее вечно. Счастью девушки не было предела!

Молодые люди стали встречаться каждый день. Они подолгу сидели и разговаривали, объятия их были по-детски чисты. Трудно сказать, чем пленила его простая крестьянка. Возможно, ему наскучили светские отношения, страстные чувства, интриги, он захотел чистой и невинной любви. Однажды Лиза пришла к нему вся в слезах. Когда Эраст спросил, что случилось, девушка вкратцерассказала, что ее хотят выдать замуж за богатого крестьянина.

Молодой барин утешил любимую, сказав, что не даст ей выйти замуж не по любви и тем самым расстроить свою жизнь. И пообещал, что после смерти ее матери он возьмет девушку к себе в дом и будет заботиться о ней. Лиза так обрадовалась, что кинулась на шею своему возлюбленному. Но тут и случилось непоправимое.

Важно! После потери невинности Эраст изменил свое отношение к любимой, ведь она стала для него как одна из многих поклонниц.

Пропала вся прелесть чистоты, а он, видимо, ценил в ней только это. Он стал реже приходить на свидания, а при встрече был уже заметно холоден к бедной девушке. Она чувствовала это и сильно переживала, не зная, что делать.

Однажды Эраст пришел к возлюбленной и сообщил, что едет на военную службу. Что он будет помнить ее и обязательно вернется. Лиза долго плакала, смутные предчувствия терзали ее сердце. Она очень тосковала по любимому в разлуке.

Спустя два месяца она пошла город, чтобы купить лекарство для матери. Внезапно она увидела в богатой карете своего возлюбленного. Девушка обрадовалась и хотела обнять его, но парень отвел ее в кабинет и объяснил, что между ними все кончено, что он помолвлен с другой.

Дав бывшей возлюбленной сто рублей, молодой барин велел слуге проводить бедную девушку со двора.

Лиза была шокирована настолько, что не понимала, куда она идет и что ей теперь делать. Придя на берег озера, где они часто встречались с Эрастом, девушка почувствовала страшную тоску. Невыразимые чувства томили ее душу, ей казалось, что она пропала, что жизнь не имеет больше смысла без любимого.

Увидев соседскую девочку, Лиза отдала ей деньги, просила передать матери, что любит ее. Затем несчастная девушка бросила в воду и утонула. Мать, узнав о смерти единственной дочери, не смогла пережить это горе и тут же скончалась.

Эраст, услышав о гибели Лизы, всю оставшуюся жизнь мучился, чувствуя свою вину. Он действительно уходил на войну, но проиграл там в карты все состояние. Поэтому, чтобы поправить свое материальное положение, парень вынужден был жениться на богатой вдове намного старше его. Молодой дворянин был несчастлив с женой, хоть она и была в него влюблена.

Полезное видео: «Бедная Лиза» – за 10 минут

Вывод

Эраст рассказал свою горькую историю писателю, который и решил написать об этом повесть. Трагедия бедной крестьянской девушки настолько трогательна, что пронизывает сердца читателей и до сей поры. Автор сумел подобрать слова, чтобы растопить лед сердец людских. Чтобы проникнуться чувствами героев, необходимо повесть читать онлайн полностью.


Неподалеку от Москвы, возле Симонова монастыря жила девушка Лиза со своей престарелой матерью. После смерти отца (довольно богатого селянина) Лиза и её мать разорились. Мать становилась все слабее и слабее с каждым днем, в следствии чего не могла работать. Только Лиза не жалея себя трудилась сутками - вязала, ткала, собирала цветы да ягоды и торговала ими в Москве.

Как-то раз весной, спустя пару лет после смерти отца, Лиза как обычно пошла продавать цветы.

Опрятный, молодой человек заметил её на улице и узнав, что она торгует цветами, предложил заплатить её за них рубль (вместо пяти копеек), аргументируя, что «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля». Но она отказалась от такой цены. Молодой человеку не стал настаивать, но промолвил, что теперь каждый день будет покупать у неё цветы и желал бы, чтобы возлюбленная только для него рвала их.

Вернувшись домой, Лиза поведала все матери, а на следующий день нарвала самых прекрасных цветов и снова пошла в город, но в этот день молодого человека она так и не встретила. Выбросив в реку ландыши, она в печали пошла домой. В другой день молодой человек сам явился к дому Лизы. Только заметив его, Лиза сразу волнуясь сообщила это матушке. Они вместе поприветствовали Эраста(так его звали), и он привиделся им хорошим и очень опрятным человеком. Он согласился, что в дальнейшем будет покупать цветы у Лизы, и что он может сам приезжать за ними.

Эраст был достаточно обеспеченным дворянином, с доброй душой и хорошим умом, но легкомысленный и слабый.

Он вёл развязную жизнь, думал только о удовольствиях, которых он искал в светских забавах, а не найдя, тосковал и хандрил на судьбу. Но Лиза, точнее её непорочная красота, потрясла его: он подумал, что нашел именно то, что пытался найти всё это время.

Так начались их свидания. Всякий день они встречались в роще или у реки, или под дубами. Их объятия были чисты и девственно невинны.

Шли недели … Казалось, что не возможно помешать их счастью. Но в один день Лиза пришла на встречу в печали. На ней собирается жениться сын богатого крестьянина, и мать просит, чтобы она женилась на нем. Эраст, пытаясь утешить её, молвил, что после того как её матушка умрет, он заберет её и будет жить с ней неразлучно. Но он не сможет стать её мужем: он дворянин, а она крестьянского рода – говорила Лиза. Не обижай меня, молвил Эраст, для твоего товарища важнее душа, невинная душа, столь чувствительная, ты всегда будешь самым близким мне человеком. И она бросилась в объятия к нему - настало время греха.

Спустя минуту её заблуждение прошло, дав место страху и изумлению. Лиза заплакала, прощаясь с ним.

Их свидание продолжалось, но все изменилось. Для Эраста, Лиза уже не была тем ангелом; чувства уступили место плотской любви, которой он никогда не «гордился». Но Лиза заметила эту перемену, и её это огорчало.

Однажды, Эраст на их встрече рассказал Лизе, что его призывают на защиту родины. После того как он вернется, он обещал ей, что они больше никогда не расстанутся. Нетяжело представить, как трудно было Лизе переживать разлуку с Эрастом. Но она не теряла надежды, и каждый день Лиза просыпалась с мыслью о их счастье и его возвращении.

Спустя пару месяцев. Лиза идя в Москву, заметила на улице Эраста, проезжающего в карете, которая подъезжала к шикарному дому. Как только Эраст вышел из кареты и хотел было уже идти, так оказался в Лизиных объятиях. Он побледнел и провёл её безмолвно в кабинет. Порядок изменился, я помолвлен, сказал он Лизе.

Не успела Лиза опомниться, как очутилась на улице. Она пошла куда глаза глядят, не сумев поверить в услышанное. Лиза пришла к берегу пруда, где окружающие дубы были, несколько недель назад, свидетелями её восторгов. Лиза задумалась, ушла в себя. Приметив соседского ребенка, она отдала ему все деньги и попросила передать их матушке со словами, что бы она простила бедную дочь. После чего Лиза прыгнула в воду, спасти её уже ни кто не смог...

Мать Лизы скончалась на месте, после того, как узнала, что случилось с её дочерью. Эраст остался несчастлив до конца жизни. Он не врал Лизе, что уезжал в армию, но, вместо того что бы защищать родину, он проиграли все состояние в карты. И ему пришлось жениться на старой богатой вдове, что давно была в него влюблена. Узнав о смерти Лизы, он не мог простить себя и почитал себя убийцей. Может быть, теперь они помирились.


Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Тридцать лет тому назад, в семи милях от Симонова монастыря, в окрестностях Москвы, жила с престарелой матерью прекрасная Лиза, любезнейшая девушка.

Отец Лизы когда-то был зажиточным поселянином, трудоголиком, но после его смерти, дочка с супругой обнищали. Вдова не переставая оплакивала смерть мужа, отчего утратила силы, сильно заболела и не могла работать.

Лизе было пятнадцать, и она, денно и нощно трудилась, не жалея своих юных лет. Она вязала носки, ткала чулки, а весной продавала цветы, летом, собирала ягоды с грибами и продавала их.

Прошло два года, как умер отец Лизы. Луга покрылись цветами. Девушка их собрала и пошла в Москву продавать. Встретился ей хорошо одетый, молодой человек. За букетик, он протянул девушке рубль. Смутилась Лиза и сказала, что продаёт букет за пять копеек. Удивился незнакомец и ответил: «Я думаю, что прекрасные цветы, собранные руками прекрасной девушки, стоят рубль». Но, настаивать не стал и протянул Лизе пять копеек. А потом сказал: «Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, что б ты рвала их только для меня».

Вернувшись домой, Лиза всё рассказала маме.

А утром вновь нарвала цветов, самых лучших ландышей и отправилась в Москву их продавать. В толпе незнакомцев, она глазами искала того человека, ведь цветы она для него рвала. Но он не появился … Грустная Лиза выбросила ландыши в Москву-реку и вернулась домой, сказав: «Никто не владей вами!»

На завтра, вечером, сидя у окна, девушка плакала. И вдруг она увидала того человека у своего дома. Учтиво поклонившись старушке, молодой человек представился - его звали Эраст.

Мать Лизы рассказала и о жизни с дочкой, и о смерти мужа, и трудолюбии Лизы. Эраст послушал, а потом сказал, что будет покупать всю работу Лизы и ей не придётся часто ходить в город. Он сам будет к ним приходить.

Эраст оказался богатым дворянином, от природы, одаренный добрым сердцем. Но, ветреным и слабым характером. Молодому мужчине наскучили светские удовольствия, а случайно встретив Лизу, он увидал в ней то, что дано искал. Она покорила его непорочностью и красотой.

Две недели они встречались на берегу чистого глубокого пруда. Обнимались в тени столетних дубов и была их любовь невинной и чистой. Эраст твердил Лизе, что будет любить её всегда. Светские забавы не радовали мужчину и казались ему ничтожными, по сравнению с этими невинными встречами, которые питали его сердце.

Но вот пришёл вечер, когда на свидание к нему Лиза прибежала в слезах. Она рассказала, что её сватают к богатому крестьянину из соседней деревушки, и матушка желает дочь выдать за него. Эраст девушку успокоил и сказал, что счастье её, ему дороже всего на свете. И что, как только мать умрёт, он возьмёт к себе девушку жить.

Девушка напомнила мужчине, что он - дворянин, а она - крестьянка. Но он ответил ей: «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная невинная душа». Лиза обняла его, а Эрасту она показалась более прелестной, как никогда. Их желания питал наступающий мрак …

В один миг исчезли все страхи и заблуждения. Лиза удивлялась, не понимая своих чувств, она спрашивала Эраста, что же с нею происходит, а он твердил, что не находит нужных слов. Где-то вдалеке бушевала буря, как бы говоря Лизе об утраченной невинности. А когда пришло время прощаться с Эрастом, девушка плакала...

Свидания продолжались, но были они другими. Всё, Лиза перестала быть непорочным ангелом, который ранее восхищал душу Эраста. Платоническая любовь ушла, уступив место чувствам, которыми мужчина не гордился. Они не казались ему новинкой! А вот Лиза дышала им и никак не могла понять, отчего же так её любимый изменился, а встречи стали всё реже.

И вот пришло время, когда молодой мужчина сообщил девушке, что его забирают на службу в армию. А воротившись, он не бросит Лизу никогда. Бедняжка так сильно переживала их разлуку: «Милый Эраст, помни бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели саму себя!»

Два месяца она ждала любимого, живя только одной мыслью о нём …

И вот, как-то девушка отправилась за розовой водой, для мамы, в Москву. Идя по одной из улиц, она увидала Эраста, он проезжал в прекрасной карете. Девушка поспешила за каретой, которая у большого дома остановилась. Эраст вышел из кареты, как Лиза бросилась к нему и стала его горячо обнимать. Мужчина побледнел, взял Лизу за руку и повёл в кабинет. Там он сказал Лизе, что обстоятельства резко сменились и он уже помолвлен. В карман девушки он положил сто рублей и позвал слугу, который проводил девушку до того, как она успела опомниться.

Трудно передать словами чувства Лизы. Оказавшись на улице она думала: «Я погибла! Зачем мне теперь жить?» Убитая горем девушка «вышла из города и вдруг увидела себя на берегу глубокого пруда, под тенью древних дубов, которые за несколько недель перед тем были безмолвными свидетелями её восторгов. Сие воспоминание потрясло её душу». Отчаявшись совсем, она бросилась в воду. Страшного горя не выдержала и её матушка, и вскоре изба вовсе опустела …

Не обделила судьба и Эраста. До конца своих дней он был глубоко несчастен. О том, что его забирали в армию, Эраст не обманывал Лизу. Но не служил он, а играл в карты и сильно проигрался … Остался без денег, без имения … Выходом было лишь одно - жениться на старой вдове, которая была влюблена в молодого мужчину. А когда узнал, что Лиза мертва, считал себя долгие годы убийцей и не мог утешиться. Но, скорее всего, они уже помирились!

Описываются окрестности Москвы. Недалеко от монастырской стены стоит хижина, в которой лет тридцать назад жила Лиза со своей матерью. Отец ее был «довольно зажиточный поселянин, потому что он любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь». Но он умер. Его вдова и дочь не могли сами обрабатывать землю и были вынуждены отдать ее внаем за небольшие деньги. Лиза, «не щадя своей нежной молодости трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».

«Бедная Лиза». Картина художника О. Кипренского. 1827 г.

Прошло два года после смерти отца. Лиза пришла продавать ландыши в Москву. На улице ей встретился молодой, приятного вида человек. Это был Эраст - «довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Эраст предложил за цветы девушке рубль, но она взяла только пять копеек. Тогда молодой человек попросил ее никому не продавать цветы, кроме него, и узнал, где она живет. Лиза рассказала матери об этой встрече. Старушка одобрила то, что дочь не взяла лишних денег: «Лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром. Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку!».

На следующий день Лиза набрала снова ландышей и пошла с ними в город. Многие хотели купить у нее цветы, но девушка отказывалась продавать их. Сама же искала Эраста, но не встретила его. Цветы выбросила в Москву-реку со словами: «Так никто не владей вами!».

На другой вечер Эраст пришел навестить Лизу в ее доме. Ему казалось, что в этой девушке он нашел именно то, чего давно искало его сердце и к чему давно стремилась его душа. Они начали часто встречаться. Лиза сожалела о том, что ее возлюбленный не рожден простым крестьянином или пастухом. Сначала Эраст мечтал жить с Лизой всегда счастливо, как брат с сестрой. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, - думал он, - не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» Но постепенно платоническая любовь уступила место другим чувствам. Однажды вечером Лиза сообщила Эрасту, что мать хочет выдать ее замуж за сына богатого крестьянина. «Она бросилась в его объятия, и в сей же час было суждено погибнуть непорочности.» Их свидания продолжались, но теперь все переменилось. «Лиза не была уже для Эраста сим ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу.» Пять дней они не встречались. Затем Эраст появился и сказал, что его полк, где он служит, уходит на войну.

Прошло около двух месяцев. Однажды Лиза пришла в Москву за розовой водой, которой ее мать лечила свои глаза. На одной из больших улиц ей встретилась великолепная карета, в которой она увидела Эраста. Лиза бросилась к Эраст, но его карета проехала мимо и поворотила во двор. Эраст вышел и хотел уже идти на крыльцо огромного дома, как вдруг почувствовал себя в Лизиных объятиях. Не отвечая ни слова на ее восклицания, он привел ее в свой кабинет и сообщил, что женится, поэтому ей нужно забыть его. Положил Лизе в карман сто рублей и велел слуге проводить девушку со двора.

Оказалось, на войне Эраст играл в карты, потратив на это почти все свое состояние, и теперь был вынужден жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была в него влюблена.

Потрясенная Лиза шла, не разбирая пути, и наконец вышла за город, к берегу пруда. На дороге ей встретилась Анюта - дочь соседа. Лиза отдала ей деньги для матери и просила рассказать, что ее обманул жестокий человек, в которого она была влюблена. После этих слов Лиза бросилась в воду. Анюта кинулась звать на помощь людей, но было поздно. Девушку вытащили мертвой. Мать Лизы умерла от горя.

Сестра Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866).

В романе «Преступление и наказание» незначительных персонажей нет, но есть второстепенные, такие как Авдотья Романовна Раскольникова , родная сестра центрального героя.

Характер Авдотьи Раскольниковой

Дуня милая, воспитанная и по-женски привлекательная особа, не обделённая вниманием мужчин. Она похожа на брата внешне, но её выделяет подбородок, выдающийся вперёд. Эта непокорная физиологическая черта словно подчёркивает сильный характер и уверенность в собственных силах в характере героини. Девушке уже минуло 22 года и пора бы определиться с выбором спутника.

Не смотря на то, что героиня находится на положении бесприданницы, желающих обладать рукой и сердцем этой стройной, черноглазой и темноволосой девушки с гордым взором хоть отбавляй.

Благородная Авдотья Романовна почти решилась выйти замуж по расчёту за скользкого типа Лужина, при этом не преследую целей обогатиться, а желая вытащить из бедности мать и помочь Родиону окончить учёбу.

Роль в сюжете

Образованной и утончённой Дуне приходится работать гувернанткой в богатом доме, чтобы как-то сводить концы с концами, пока её брат находится на обучении. Раскольникова знает себе цену и ведёт себя достаточно смело, несмотря на своё бедственное положение.

Она твёрдо решает «продать» себя замуж за нелюбимого Лужина, чтобы помочь семье, но её брат против таких жертв. После долгих споров и уговоров, Дуня, наконец, понимает кого, на самом деле, представляет из себя её потенциальный жених - редкого скупердяя, готового удавиться за каждую копейку. Она отказывается от бессмысленного приношения себя в жертву.

Обманным путём Свидригайлов, также желающий заполучить девушку, заманивает Раскольникову в свой дом и рассказывает ей, что её брат совершил ужасное преступление. Подлец рассчитывает заполучить благосклонность желанной девушки. Но Дуня непреклонна, отбиваясь от назойливого ухажера, она без колебаний стреляет в него, но промахивается. Героиня теперь точно осознаёт, что не сможет быть ни с кем из выгоды. Она твёрдо заявляет своему мучителю о свое нелюбви к нему. Обескураженный поведением решительной девушки, Свидригайлов после мучительных раздумий отпускает её.

К концу повествования Авдотья выходит замуж по любви. Её избранником становится достойный человек - друг брата Разумихин, который после ареста Раскольникова обещает защиту и заботу и Дуне, и её матери.

В «Эпилоге» сообщается, что Авдотья Романовна с мужем твёрдо решили через три-четыре года, скопив необходимый капитал, перебраться в Сибирь, в город, где отбывает каторгу Родион Раскольников (вероятно - Омск, где отбывал каторгу сам Достоевский) и «всем вместе начать новую жизнь».

Цитаты об Авдотье

— Сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, - навеки, из одной своей личной выгоды!

— Дело ясное: для себя, для комфорта своего, даже для спасения себя от смерти, себя не продаст, а для другого вот и продает! Для милого, для обожаемого человека продаст!

— Авдотья Романовна целомудренна ужасно, неслыханно и невиданно.

Авдотья Романовна была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, - единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность. Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный!

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Образ и характеристика Дуни в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера (Авдотья Романовна Раскольникова)

Дуня, или Авдотья Романовна Раскольникова, является одним из ярких второстепенных персонажей романа «Преступление и наказание».

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Дуни в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера Авдотьи Романовны Раскольниковой.

Смотрите: Все материалы по «Преступлению и наказанию»

Образ и характеристика Дуни в романе «Преступление и наказание» Достоевского: описание внешности и характера (Авдотья Романовна Раскольникова)

Дуня, или Авдотья Романовна Раскольникова, является младшей сестрой главного героя романа, Родиона Раскольникова.

Дуня во многом похожа на своего брата Родиона Раскольникова:
«. А знаете, Авдотья Романовна, вы сами ужасно как похожи на вашего брата, даже во всем. « Возраст Дуни — около 22 лет. Она младше своего брата на 1-2 года:
«. Ведь вам уже двадцатый год был тогда, как последний-то раз мы виделись: характер-то ваш я уже понял.» (о событиях, происходивших 2-3 года назад) Дуня — бедная девушка. Она живет своим трудом, работая гувернанткой в богатых домах. Дуня помогает деньгами матери и брату:
«Авдотья Романовна, в сущности, ведь нищая. одним словом, живет трудами рук своих, что у ней на содержании и мать, и вы. «

«. заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная.»

«. Тяжело за двести рублей всю жизнь в гувернантках по губерниям шляться. « В внешности Дуни Раскольниковой известно следующее:
«. Авдотья Романовна была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, - единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность. Выражение лица ее всегда было более серьезное, чем веселое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шел к ней смех, веселый, молодой, беззаветный. « «. красота и образование Авдотьи Романовны поразили его. « «. Черт возьми, зачем же она так хороша? . «. Господи! Одиннадцатый час! - вскрикнула она, взглянув на свои великолепные золотые часы с эмалью, висевшие у ней на шее на тоненькой венецианской цепочке и ужасно не гармонировавшие с остальным нарядом. «Женихов подарок», - подумал Разумихин.

«. с сверкающими, как огонь, большими черными глазами. «

«Однако, какая восхитительная девочка эта Авдотья Романовна! - заметил Зосимов, чуть не облизываясь, когда оба вышли на улицу. «

«Одета она была в какое-то темненькое из легкой материи платье, а на шее был повязан белый прозрачный шарфик. По многим признакам Разумихин тотчас же заметил, что обстановка обеих женщин до крайности бедная. Будь Авдотья Романовна одета как королева, то, кажется, он бы ее совсем не боялся; теперь же, может, именно потому, что она так бедно одета и что он заметил всю эту скаредную обстановку. «

«Ты не можешь уважать Лужина: я видел его и говорил с ним. Стало быть, продаешь себя за деньги, и, стало быть, во всяком случае поступаешь низко, и я рад, что ты, по крайней мере, краснеть можешь!»
Это был цитатный образ и характеристика Дуни в романе «Преступление и наказание»: описание внешности и характера Авдотьи Романовны Раскольниковой.

«Характеристика образа Раскольниковой Дуни»

Раскольникова Дуня (Авдотья Романовна) - сестра Рас-кольникова. Гордая и благородная девушка. «Замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, не отнимало у ее движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но ее даже можно было назвать красавицей. Волосы у нее были темно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти черные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо ее сияло свежестью и здоровьем. Рот у нее был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, - единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность».

Несмотря на то что, по мнению Раскольникова, «. скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает. », Д. собирается замуж за Лужина, хотя не любит его, но зато браком этим надеется поправить положение не столько даже свое, сколько брата Родиона. Раскольников не хочет такой жертвы и всячески противится этому браку, пытаясь раскрыть глаза Д. на Лужина, но она не соглашается с ним, пока во время очередного объяснения с женихом в присутствии Раскольникова не убеждается в его правоте. Преследующий ее Свидригайлов под предлогом важного известия заманивает Д. к себе на квартиру, сообщает, что ее брат - убийца, и, домогаясь ее благосклонности, предлагает спасти его. Пытаясь вырваться, Д. стреляет в него из револьвера, но промахивается. Услышав, что она его не любит и не полюбит никогда, Свидригайлов после мучительного колебания неожиданно отпускает ее. Впоследствии Д. выходит замуж за Разумихина.

Раскольникова Авдотья Романовна

  1. Сочинения
  2. Персонажи произведений
  3. Раскольникова Авдотья Романовна

(«Преступление и наказание»)

22 года, дочь Пульхерии Александровны Раскольниковой, младшая сестра Родиона Романовича Раскольникова, в финале - жена Дмитрия Прокофьича Разумихина. «Авдотья Романовна была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, - что высказывалось во всяком жесте её и что, впрочем, нисколько не отнимало у её движений мягкости и грациозности. Лицом она была похожа на брата, но её даже можно было назвать красавицей. Волосы у неё были тёмно-русые, немного светлей, чем у брата; глаза почти чёрные, сверкающие, гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые. Она была бледна, но не болезненно бледна; лицо её сияло свежестью и здоровьем. Рот у ней был немного мал, нижняя же губка, свежая и алая, чуть-чуть выдавалась вперед, вместе с подбородком, - единственная неправильность в этом прекрасном лице, но придававшая ему особенную характерность и, между прочим, как будто надменность. Выражение лица её всегда было более серьёзное, чем весёлое, вдумчивое; зато как же шла улыбка к этому лицу, как же шёл к ней смех, весёлый, молодой, беззаветный! Понятно, что горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный как богатырь и пьяный Разумихин, никогда не видавший ничего подобного, с первого взгляда потерял голову. К тому же случай, как нарочно, в первый раз показал ему Дуню в прекрасный момент любви и радости свидания с братом. Он видел потом, как дрогнула у ней в негодовании нижняя губка в ответ на дерзкие и неблагодарно-жестокие приказания брата, - и не мог устоять. » О характере героини в черновых материалах сказано: «избалованная, сосредоточенная и мечтательная». Мать в письме к сыну о характере его сестры пишет так: «Это девушка твёрдая, благоразумная, терпеливая и великодушная, хотя и с пылким сердцем Дуня, кроме того что девушка умная, - в то же время существо благородное, как ангел. »

Однако ж счастливый брак с Разумихиным - это уже финал романной судьбы Дуни. Перед этим она пережила унизительные домогания помещика Свидригайлова, когда жила в его имении в качестве гувернантки, и агрессивные преследования того же Свидригайлова уже в Петербурге: он даже шантажировал её угрозой выдать полиции преступника брата. Кроме того, Авдотье Романовне, с её-то гордостью, пришлось терпеть какое-то время довольно унизительное положение невесты господина Лужина, на брак с которым она согласилась в первую очередь для спасения брата Родиона от нищеты и бесславия.

В портрете и характере Авдотьи Романовны Раскольниковой отразились в какой-то мере черты А.Я. Панаевой. Кроме того, эта героиня стоит в ряду таких героинь-«мучительниц» Достоевского, как, например, Полина («Игрок»), Аглая Епанчина («Идиот»), Ахмакова («Подросток»), Грушенька («Братья Карамазовы»), при создании образов которых «вспоминал» автор А.П. Суслову.

© 2012 - 2018 Сетевое издание «Федор Михайлович Достоевский. Антология жизни и творчества»
Свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ Эл № ФС77-51838 от 7 декабря 2012 г.

Все права на материалы сайта принадлежат редакции и являются ее собственностью. Права на иные материалы, являющиеся объектами авторского права, принадлежат их авторам. При цитировании информации гиперссылка на сайт обязательна.

Дуня Раскольникова

Дуня Раскольникова: история персонажа

Авдотья Раскольникова – второстепенный персонаж в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Девушка представляет собой типаж героини, повторяющийся в творчестве писателя из произведения в произведение.

История создания

Социально-психологический роман Достоевского входит в перечень произведений, составляющих классику мировой литературы. Философия здесь тонко переплетается с идеями автора и психологической подоплекой. Работа над сочинением велась один год, в период, когда писатель находился в тюремном заключении. В 1866 году автор отправил его для публикации в журнал «Русский вестник». Версия, опубликованная в книжном издании, несколько отличалась от первоисточника, так как были внесены правки и сокращения.

Федор Достоевский

Первоначально роману было дано иное название. Уже завершив работу, Достоевский решил изменить его. Автор акцентировал внимание публики на том, что моральное наказание за преступление гораздо важнее публичного и судебного. Раскаяние и осознание собственной вины переживает главный герой, Родион Раскольников.

Образ Дуни Раскольниковой фигурировал в работе Достоевского задолго до создания романа. В журнале «Время», который Достоевский издавал самостоятельно, в 1861 году появилась короткая заметка о гувернантке, вынужденной терпеть домогательства барина. Эта новость вдохновила автора на внесение соответствующего эпизода в «Преступление и наказание».

Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Прототипом героини стала Авдотья Яковлевна Панаева. Свидетельством этому оказалось внешнее сходство героини с прототипом и выбранное имя. Достоевский свел знакомство с Панаевой в 1845 году и питал к ней нежные чувства.

«Преступление и наказание»

Дуня Раскольникова – девица 22 лет, сестра Родиона Раскольникова, главного героя романа. Это второстепенный персонаж действия. Судьба Авдотьи сложилась драматично, но в финале истории самопожертвование окупилось. Внешность бесприданницы описана Достоевским располагающе. Бесприданница красива, демонстрирует волевой стойкий характер, уверенна в себе, располагает качественным образованием и воспитанием.

Дуня Раскольникова на сцене театра

В таком возрасте у девушки должен появиться муж, но Дуня пока одинока. Претендентов на руку и сердце много, но Раскольникова не хочет выходить замуж за кого попало. Она совершает поступки, характеризующие героиню как порядочную девушку. Поэтому гордая и знающая себе цену Дуня пытается помочь бедствующей семье и дает согласие на брак Лужину, понимая, что поправит финансовое положение матери и брата.

Утонченная красавицы, Авдотья работает гувернанткой в доме Свидригайлова. Это позволяет брату получить образование, а Дуне и матери Раскольникова – худо-бедно выживать на зарабатываемые гроши. Смелая барышня, на чью долю пришлось много невзгод, принимает благородное решение о браке, но Раскольников против такой жертвы. Не один разговор состоялся в семье, прежде чем стало понятно, что Лужин не достоин Дуни.

Петр Лужин

Скупой эгоист Лужин – не единственный, кто заметил прелесть Дуни. Хозяин дома, Свидригайлов, тоже имеет на нее виды. Он обсуждает с девушкой преступление, совершенное братом, и вынуждает красавицу на выстрел, сделанный в целях самообороны. Промах спас Дуню от убийства мужчины и водворил справедливость: девушка не сможет пересилить себя и полюбить ради денег. Свидригайлов отпускает жертву.

Биография Дуни полна печальных моментов, но в финале ее страдания окупаются. Девушка вышла замуж за Разумихина, приятеля Раскольникова. Молодой человек способен дать ей то, о чем мечтала девушка. Эпилог романа освещает решение молодой семьи об отъезде в Сибирь. Скопив деньги, Дуня с супругом перебираются туда, чтобы жить поближе к брату.

Дуня Раскольникова и Свидригайлов (кадр из фильма)

Роль в произведении персонажа Авдотьи Раскольниковой важна. На фоне Родиона это порядочная и благородная героиня, сумевшая отказаться от искушения. Самопожертвование – главная тема, транслируемая Достоевским с помощью образа Дуни.

Экранизации

Авдотья Раскольникова – персонаж второго плана в произведении и экранизациях, поэтому зачастую режиссеры не уделяют этой героине пристального внимания. Некоторые даже опускают ее существование, не упоминая о том, что у Раскольникова есть сестра.

Катерина Васильева в роли Дуни Раскольниковой

В фильме «Преступление и наказание» 1935 года Дуню, точнее, Антонию Раскольникову, сыграла актриса Тала Бирелл. Спустя несколько десятилетий в одноименной ленте Льва Кулиджанова, снятой в 1969 году, вновь появилась сестра Раскольникова. Образ Авдотьи в кинокартине воплотила Виктория Фёдорова. Многосерийный проект Дмитрия Светозарова, презентованный в 2007 году, представил публике Катерину Васильеву в роли Дуни.

Словесная характеристика Авдотьи, приведенная в произведении Достоевским, раскрывает ее женскую и личностную привлекательность. Девушка выглядит лучше в сравнении с Соней Мармеладовой. Внешность как будто дополняет черты характера:

«Авдотья Романовна была замечательно хороша собою - высокая, удивительно стройная, сильная, самоуверенная, что высказывалось во всяком жесте ее и что, впрочем, нисколько не отнимало у ее движений мягкости и грациозности».

Благоразумие и твердость характера просматривались во всех действиях и решениях девушки. Главное решение в жизни не отличилось от принципов, которым Дуня следовала, несмотря на все трудности и перипетии:

«Сестра моя скорее в негры пойдет к плантатору или в латыши к остзейскому немцу, чем оподлит дух свой и нравственное чувство свое связью с человеком, которого не уважает и с которым ей нечего делать, - навеки, из одной своей личной выгоды!» — вынес свой вердикт Раскольников, зная натуру сестры.

Раскольников виноват в мучениях Авдотьи и понимает, на что ей приходится идти. Он и матушка понимают всю красоту души девушки: «. Конечно, ты знаешь Дуню, знаешь, как она умна и с каким твердым характером. Дунечка многое может сносить и даже в самых крайних случаях найти в себе столько великодушия, чтобы не потерять своей твердости. »

Эти убеждения касаются и любовных отношений, которых ждет Дуня: «. она многое может перенести, под условием, если дальнейшие отношения будут честные и справедливые. »

Преступление и наказание дуня характеристика

Образ Дуни Раскольниковой

Другим важнейшим персонажем в романе является Дуня Раскольникова. Вспомним слова Свидригайлова о Дуне: «Знаете, мне всегда было жаль, с самого начала, что судьба не дала родиться вашей сестре во втором или третьем столетии нашей эры, где-нибудь дочерью владетельного князька или там какого-нибудь правителя, или проконсула в Малой Азии. Она, без сомнения была бы одна из тех, которые претерпели мученичество, и уж, конечно бы, улыбалась, когда бы ей жгли грудь раскаленными щипцами. Она бы пошла на это нарочно сама, а в четвертом и в пятом веках ушла бы к Египетскую пустыню и жила бы там тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями. Сама она только того и жаждет, и требует, чтобы за кого-нибудь какую-нибудь муку поскорее принять, а не дай ей этой муки, так она, пожалуй, и в окно выскочит » (6; 365).

Мережковский морально отождествляет Соню и с Дуней: «В чистой и святой девушке, в Дуне, открывается возможность зла и преступления, — она готова продать себя, как Соня… Здесь тот же основной мотив романа, вечная загадка жизни, смешение добра и зла».

Дуня, как и Соня, внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

За брата, за мать она готова была принять любую муку, а вот за Свидригайлова она не могла и не хотела пойти слишком далеко. Она не настолько его любила, чтобы ради него порвать с семьей, переступить через законы, гражданские и церковные, бежать с ним, чтобы спасти его, из России.

Дуня заинтересовалась было Свидригайловым, ей даже стало жаль его, она захотела образумить и воскресить его и призвать к более благородным целям. Она потребовала «с сверкающими глазами», чтобы он оставил в покое Парашу, очередную и подневольную жертву его чувственности. «Начались сношения, таинственные разговоры, — исповедуется Свидригайлов, — нравоучения, поучения, упрашивания, умаливания, даже слезы, — верите ли, даже слезы! Вот до какой силы доходит у иных девушек страсть к пропаганде! Я, конечно, все свалил на свою судьбу, прикинулся алчущим и жаждущим света и, наконец, пустил в ход величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство, которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения».

Именно нетерпеливая безудержная страсть Свидригайлова, в которой Дуня безошибочно чуяла готовность перешагнуть через иные незыблемые для нее нормы, испугала ее. «Авдотья Романовна целомудренна ужасно, — поясняет Свидригаилов, — неслыханно и невиданно. может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум. ».

Дуня не могла принять предложений Свидригайлова, вмешалась жена Свидригайлова, начались сплетни, появился Лужин, найденный той же Марфой Петровной. Дуня уехала в Петербург, а за ней и Свидригайлов. В Петербурге Свидригайлов узнал тайну Раскольникова, и в воспаленном его мозгу возникла мысль о шантаже: сломить гордость Дуни угрозой выдать брата, склонить ее к себе обещанием спасти его.

Свидригайлов кружит вокруг Дуни, движимый двойственными мотивами, он преклоняется перед ее нравственным величием, он благоговеет перед нею, как очищающим и спасительным идеалом, и он вожделеет, как грязное животное. «NB, — читаем мы в черновых записях, — ему пришло между прочим в голову: как это он мог давеча, говоря с Раскольниковым, отзываться о Дунечке действительно с настоящим восторженным пламенем, сравнивая ее с великомученицей первых веков и советуя брату ее беречь в Петербурге — и в то же самое время знал наверно, что не далее как через час он собирается насиловать Дуню, растоптать всю эту божественную чистоту ногами и воспламениться сладострастием от этого же божественно-негодующего взгляда великомученицы. Какое странное, почти невероятное раздвоение. И однако ж так, он к этому был способен».

Дуня знает, что Свидригайлов не просто злодей, и в то же время понимает, что от него можно всего ожидать. Именем брата Свидригайлов заманивает ее в пустую квартиру, в свои комнаты, из которых никто ничего не услышит: «Хоть я и знаю, что вы человек. без чести, но я вас нисколько не боюсь. Идите вперед, — сказала она, по-видимому спокойно, но лицо ее было очень бледно».

Свидригайлов психологически оглушает Дуню: Родион убийца! Она мучилась за брата, она уже была подготовлена всем поведением возлюбленного Роди к чему-то чудовищному, но все же не могла поверить: «. быть не может. Это ложь! Ложь!».

Свидригайлов, владея собою, как в иных случаях владеет собой маньяк, идущий через помехи и препятствия к своей неподвижной цели, спокойно и убедительно объясняет Дуне побудительные причины и философию двойного убийства, совершенного Раскольниковым.

Дуня потрясена, она в полуобмороке, она хочет уйти, но она в плену, Свидригайлов останавливает ее: Родиона можно спасти. И называет цену: «. судьба вашего брата и вашей матери в ваших руках. Я же буду ваш раб. всю жизнь. ».

Оба в полубреду, но и в полубредовом состоянии оба понимают слово «спасение» по-разному. Свидригайлов говорит о паспорте, о деньгах, о бегстве, о благополучной, «лужинской», жизни в Америке. В сознании Дуни нерасчлененно встает вопрос и о механическом спасении брата и о его внутреннем состоянии, о его совести, об искуплении преступления.

Перспектива механического спасения брата не может парализовать ее волю, ее гордость. «Доноси, если хочешь! Ни с места! Не сходи! Я выстрелю. ». При первом же движении Свидригайлова она выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену. В насильнике, в звере проскользнули человеческие черты: нерассуждающая храбрость, своеобразное мужское благородство, заставившее его предоставить Дуне еще раз и еще раз шанс убить его. Он велит ей снова стрелять, после осечки он инструктирует ее, как надо аккуратно зарядить револьвер. И произошло неожиданное, неожиданное движение в душах обоих: Дуня сдалась, а Свидригайлов не принял жертвы.

Он стоял пред нею в двух шагах, ждал и смотрел на нее с дикою решимостью, воспаленно-страстным, тяжелым взглядом. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее. «И. и уж, конечно, она убьет его теперь, в двух шагах. ».

Вдруг она отбросила револьвер.

«- Бросила! — с удивлением проговорил Свидригайлов и глубоко перевел дух. Что-то как бы разом отошло у него от сердца, и, может быть, не одна тягость смертного страха; да вряд ли он и ощущал его в эту минуту. Это было избавление от другого, более скорбного и мрачного чувства, которого бы он и сам не мог во всей силе определить.

Он подошел к Дуне и тихо обнял ее рукой за талию. Она не сопротивлялась, но, вся трепеща как лист, смотрела на него умоляющими глазами. Он было хотел что-то сказать, но только губы его кривились, а выговорить он не мог.

— Отпусти меня! — умоляя сказала Дуня.

— Так не любишь? — тихо спросил он.

Дуня отрицательно повела головой.

— И. не можешь. Никогда? — с отчаянием прошептал он.

— Никогда! — прошептала Дуня.

Прошло мгновение ужасной, немой борьбы в душе Свидригайлова. Невыразимым взглядом глядел он на нее. Вдруг он отнял руку, отвернулся, быстро отошел к окну и стал пред ним.

Прошло еще мгновение.

— Вот ключ. Берите; уходите скорей. ».

У писателя школы Сю или Дюма сцена эта не вышла бы за пределы мелодрамы, и «добродетельное» ее завершение выглядело бы ходульно. Достоевский заполнил ее удивительным и психологическим и нравственным содержанием. В Дуне, в этой возможной великомученице, где-то подспудно таилось женское тяготение к Свидригайлову — и не так-то просто было ей третий раз стрелять, зная уже наверно, что убьет его. Скрытые, подсознательные импульсы, прочитанные Достоевским в своей героине, не унижают ее, они придают ее облику органическую достоверность. И тут новый оборот: в Свидригайлове человек победил зверя. Не доверяя самому себе, торопя ее, Свидригайлов отпустил Дуню. Зверь уже было добился своего, Дуня очутилась в полной его власти, но человек опомнился и дал свободу своей жертве. Выяснилось, что под мохнатой звериной шкурой Свидригайлова билось тоскующее сердце, жаждавшее любви. В черновых записях у Достоевского записана фраза с тем, чтобы пристроить ее «куда-нибудь»: «Точно так же, как каждый человек на луч солнца отзывается». «Скот», — бросает Дуня настигающему ее Свидригайлову. «Скот? — повторяет Свидригайлов. — Полюбить вы, знаете ли вы, можете и можете меня в человека пересоздать». «А ведь, пожалуй, и перемолола бы меня как-нибудь. Э! к черту! Опять эти мысли, все это надо бросить, бросить. ». Несмотря на разительный контраст чувств и вожделений, несмотря на грязные помыслы и намерения, в Свидригайлове победил тоскующий человек.

И тут-то окончательно определяется трагедия Свидригайлова. Человек победил, но человек-то это был опустошенный, растерявший все человеческое. Все человеческое было ему чуждо. Этому человеку нечего было предложить Дуне, ему самому нечем и незачем было жить. Луч солнца сверкнул и погас, наступила ночь — и смерть.

В бодрствовании и забытьи, в минуты просветления и среди кошмаров и бредов предсмертной ночи перед Свидригайловым стал возникать образ Дунечки как символ несбывшихся надежд, как утраченная звезда.

Жертвенность Сони осветила новым светом жертвенность матери и сестры Раскольникова, переключив ее смысл из русла узких семейных взаимоотношений в сферу всеобщего, касающегося судеб всего человеческого рода: в этом неправедном мире, таком, каков он есть, возможно спасение одного, но только за счет тела и души других; да, Раскольников может выйти в люди, но для этого мать его должна погубить свое зрение и пожертвовать дочерью, его сестрой, которой придется повторить, в какой-то вариации, жизненный путь Сонечки.

Закон этот вызывает презрение и негодование, жалость и ожесточение, сострадание и жажду мести у Раскольникова, но он имеет и другую сторону, которую теория Раскольникова не учитывала, не предвидела и не способна была понять. Мать добровольно готова отдать дочь на заклание, сестра добровольно готова взойти на Голгофу во имя любви к нему, неоценимому и не сравнимому ни с кем Роде. И здесь снова именно Сонечка Мармеладова переводит всю проблему из границ семейной любви, из области частной жизни, в сферу всеобщего.

Лужин Петр Петрович – деловой человек 45-ти лет, «с осторожною и брюзгливою физиономией». Чопорный, угрюмый и высокомерный. Выбившись из ничтожества, он высоко ценит свой ум и способности, любуется собой. Больше всего в жизни Лужин ценит деньги, интересуется только ими. Но он хочет показаться сведущим и прогрессивным человеком. Поэтому Лужин, со слов своего друга Лебезятникова, разглагольствует о роли «науки и экономической правды» в жизни человека. Лужин, пораженный красотой и образованностью Дуни Раскольниковой, делает ей предложение. Его самолюбию льстит, что такая девушка будет благодарна ему всю жизнь. Кроме того, Лужин считает, что красивая и умная жена будет способствовать росту его карьеры. Лужин ненавидит Раскольникова за то, что тот выступает против его женитьбы на Дуне. Он пытается поссорить Раскольникова с матерью и сестрой. С этим героем в романе связан неприятный эпизод: на похоронах Мармеладова он незаметно сует в карман Соне сто рублей, а затем обвиняет ее в краже. С помощью Раскольникова Лужина позорно разоблачают.

/ Характеристики героев / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Лужин

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

  • Отмена пенсии работающим пенсионерам Работающие пенсионеры имеют право на получение заслуженных пенсионных выплат. А отмена пенсии данной категории лиц, по сути, противоправное действие со стороны государства. Несмотря на это, […]
  • Самозащита потребителя Возврат телефона Вернуть некачественный телефон в магазин не сложно, достаточно знать следующее: 1. Потребитель имеет право вернуть некачественный телефон продавцу и потребовать возврата уплаченных за бракованный […]
  • Изменения УК РФ: Федеральный закон от 29.02.2012 № 14-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за преступления сексуального […]
  • Лозьер Майкл. Книги онлайн Майкл Лозьер (Michael Losier, 22 января 1962) - канадский писатель. Пишет только о том, что досконально изучил и прекрасно использует. Усердный и талантливый ученик метода НЛП (нейро-лингвистическое […]
  • От чего зависит стоимость ОСАГО? Каждая страховая компания определяет свою стоимость электронного полиса ОСАГО в пределах значений, установленных Центральным банком России. Также стоимость страховки зависит от: 1.Мощности автомобиля. […]
  • Новая пенсионная формула: расчет страховой пенсии, фиксированная выплата, пенсионные коэффициенты и баллы Согласно «старой» формуле размер страховой части пенсии в основном зависел от объема страховых взносов, которые уплачивает […]
  • Вакансии - работа электриком Одна из наиболее опасных профессий - работа электрика. Они в прямом и переносном смысле постоянно находятся "под напряжением", от их действий зависит электроснабжение жилых домов, транспорта, предприятий. […]
  • Кто может получить звание ветерана труда и что оно дает? Согласно Федеральному закону «О ветеранах», звание ветерана труда присваивается гражданам Российской Федерации, которые имеют трудовой стаж не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для […]