Расскажем о смысле пословицы «сытый голодного не разумеет». Ее сейчас нечасто встретишь как в письменной, так и устной речи. Может быть, если поведать о ней миру, люди будут ей чаще пользоваться.

Не только о еде

Если толковать в лоб, то выйдет: человек сытый не может понять голодного. Но тут не только в этом дело. Сытый не может понять, как голодному в принципе хочется есть. Конечно, умозрительно сытый осознает, что человеку свойственно питаться, причем желательно три раза в день. Но для него это не проблема. Он просто открыл холодильник, взял что нравится, вернее, хочется и съел.

У голодного другая проблема: у него нет «волшебного» холодильника, то есть он перманентно испытывает муки. Если бы такой продуктовый источник существовал, то оба субъекта пословицы были бы сыты, а проблема исчерпана. Но жизнь не так проста.

Смысл пословицы «сытый голодного не разумеет» сводится к человеческому непониманию, когда один не осведомлен о ситуации и положении другого, более того, даже не хочет об этом слышать как в прямом, так и в переносном значении. Он просто накладывает свою ценностную сетку на судьбу другого человека - и трудности исчезают. Это похоже на магический фокус.

Пример с двумя школьниками

Наверное, трудно понять без примера. Представим ситуацию, которая не касается еды. Например, есть два друга-школьника, Сеня и Саша. Сеня может купить себе ручку, а Саша не может, поэтому у него только одна, и если он ее потеряет, то писать на уроках ему будет нечем. Далее вообразим, что он ее все-таки потерял. А Сеня подходит к нему и говорит: «Да что ты расстраиваешься, просто возьми у мамы денег на еще одну ручку!» Но как объяснить Сене, что есть на свете бедные родители, у которых нет денег? Можно ему так и сказать: «Знаешь, Сеня, есть люди, у которых нет денег». Для него это будет шоком, ведь у него-то они есть всегда. История - это раскрытие смысла пословицы «сытый голодного не разумеет».

Почему так происходит?

Это хороший вопрос. Но на него, пожалуй, нет удовлетворительного ответа. Например, почему люди не жертвуют больным детям на операции, а арендуют яхты или покупают футбольные клубы? Конечно, всех детей не спасешь, море горя, которым омывается мир, вряд ли станет меньше. Но все-таки интересно, почему люди не помогают, когда могут.

Это только версия, но все же. Есть легенда о Будде, который не знал, что такое старость, болезнь и смерть, потому что его всячески ограждали от горя, которым наполнен мир. Человек растет в определенной среде, общается в кругу людей, в котором приняты те или иные ценности. Кому-то везет, и он меньше нуждается. Кому-то не везет, и он нуждается больше. Мир этих двух людей окрашивается либо положительным опытом существования, либо отрицательным. Они замыкаются в нем и не видят того, что с ним идет вразрез. А может быть, сознательно не замечают «проблемных зон». Кроме того, своя рубашка всегда ближе к телу, то есть людей зачастую не интересуют несчастья другого человека, и они не хотят в них вникать.

Есть довольно известный социальный парадокс, который отчасти объясняет смысл пословицы «сытый голодного не разумеет». Наше чувство справедливости зависит от того, какую позицию мы занимаем в обществе. Элита считает, что мир устроен справедливо, но чем ниже мы спускаемся по «лестнице благополучия», тем менее справедливым люди находят мир. А фразеологизм говорит о фундаментальном противоречии между людьми разных социальных положений.

Если формулировать смысл пословицы «сытый голодного не разумеет» кратко, то выйдет следующее: человек не в состоянии понять другого, если сам лично чего-то не познал на собственном опыте. Читатель может возмутиться и спросить: «А как же информация, льющаяся по всем каналам СМИ, неужели это все впустую?!» Ответ на это может быть только неутешительный. Каким-то чудом люди этого не замечают. Вернее, замечают, но это их не слишком тревожит. Каждый из нас существует в пространстве вселенной собственного сознания. Поэтому-то и возникла «пословица сытый голодного не разумеет».

В прошлый раз я перевел (достаточно вольно) статью, в которой рассказывалось, почему люди попадают в секты, как удерживаются там, и почему людям бывает трудно понять тех, кто иначе мыслит. В качестве примера я упомянул, что богатому человеку трудно понять бедного.

Это, на самом деле, утверждение, которое уже давно вызывает бурные эмоции — особенно со стороны богатых. Мне постоянно встречаются высказывания типа «если ты такой умный, почему такой бедный», «бедным быть стыдно», «нищеброды сами виноваты в своей нищете, им нужно не жаловаться, а идти работать» и т.д. Причем говорят так не одни только миллионеры, а и люди среднего достатка.

Навстречу им несутся обвинения бедных. Они не менее разнообразны и не менее эмоциональны. И, хотя в подобных спорах, как правило, не бывает правых, в данном случае бедные все же ближе к истине, чем богатые. Не случайно пословица, ставшая заглавием этой статьи, гласит именно «Сытый голодного не разумеет». Голодный сытого разумеет намного лучше.

Главный довод богатых очевиден: «Я всего добился упорным трудом, следовательно, тот, кто беден, сам виноват в своей бедности. Он не желает трудиться, рисковать, что-то предпринимать, чтобы изменить свое положение. Если бы он был способен на все это, то был бы так же богат и успешен, как и я».

Это своеобразный извод протестантской этики, однако он упускает из виду именно то, что составляло основу этой самой протестантской этики: богатство и успешность — признак избранности Богом. Всевышний помогает праведникам. Именно поэтому все и должны упорно трудиться и стремиться к богатству, иначе как понять, избранный ты или нет?

Современные идеологи успеха выкинули Бога из уравнения, сменив его на вселенную безграничных возможностей, у которой нет избранных — она одинаково добра и щедра ко всем. Получилось то, что получилось.

Скажем сразу во избежание недоразумений. Никто не спорит с тем, что, не прикладывая усилий, ничего и не добьешься. Про рыбку из пруда все помним, правильно? Но тут, как говорится, есть нюанс. На самом деле даже два.

Чем ближе ты к полной нищете, тем больше усилий у тебя уходит на элементарное выживание. А ведь силы человека ограничены, и где-то на этой шкале есть роковая отметка, за которой выживание потребует всех сил, что у тебя есть. И даже больше. И тот, кто оказался на этой отметке, никогда и ни при каких обстоятельствах не вырвется оттуда своими силами. Вытащить его может только удача или преступление.

Откуда происходит такая несправедливость? На самом деле, правильнее будет сказать, что не бедные обделены, а богатые пользуются форой. И вот почему.

Ни один человек в мире — подчеркиваю, ни один — не имеет морального права говорить, что всего добился исключительно своими собственными усилиями. Собственные усилия — важная и чаще всего необходимая часть успеха, но далеко не самая значительная.

Я бы сказал, что из ста процентов успеха своими силами ты обеспечиваешь максимум пять-десять. Все остальное — результат действия сил и условий, которые от твоей воли, желания и поступков не зависят вообще никак.

Начнем с того, что миллионерами становятся по-разному. Кто-то начинал в бедности, кто-то вышел из среднего класса, кто-то преумножил родительское состояние. Но еще никто и никогда не мог стать миллионером на необитаемом острове. Для успеха нужна среда. Нужен социум, который и будет вознаграждать тебя за твои действия.

А это значит, что любому успешному человеку повезло в главном. Он родился в правильное время и в правильном месте: в той ситуации, которая особенно щедро — непропорционально щедро — вознаграждает именно то, что он умеет делать лучше всего.

Это, кстати, не только не моя личная мысль, но даже не моя формулировка. Это сказал один из богатейших людей планеты Уоррен Баффет. Он, в отличие от многих других, отлично понимает, что, живи он двести лет назад (или родись в наше время, но где-нибудь в Сомали), его таланты не помогли бы ему не только разбогатеть, но даже выжить.

Людей, которые были бы одинаково успешными в разных, не связанных между собой областях, крайне мало. Те, что есть, по большей части удачливы в другом: их талант настолько многогранен, что его можно применять разными способами.

Но даже из тех, кто обладает талантом, не все могут вырваться вперед. Обществу нужно не больше определенного количества предпринимателей, актеров, моделей, юристов. И обязательно нужны другие: сантехники, водопроводчики, уборщики. Они по определению никогда не будут такими же богатым — но богачам без них не обойтись. И если ты живешь в чистоте благодаря трудам уборщицы, то не имеешь права превозноситься над ней за то, что она зарабатывает меньше тебя. Доход — не мера полезности.

Если успех — это результат сложения «личные усилия плюс реакция социума», то и плоды успеха даны успешному человеку тем самым социумом. Это к вопросу о другом доводе богатых: «Зачем я должен делиться доходами с бедными? Я заработал все сам, пусть и они сами зарабатывают».

Зарабатывает тот, кто обменивает свой труд, свои физические усилия на деньги. Так богачом не стать, потому что усилия, которые ты можешь приложить, все равно конечны, им есть предел, и этот предел не так уж далек. Чтобы выделиться из толпы, нужно, чтобы кто-то другой отдавал тебе свои усилия добровольно.

Смысл разделения труда, создающего элиту, именно в этом. У каждого человека, стоящего выше роковой черты выживания, есть крохотный излишек свободных сил, и он отдает его кому-то из немногочисленных избранных, чтобы тот, свободный от необходимости выживать, мог тратить собственные силы на что-то, что принесет пользу всему обществу.

Любой миллионер получил свое состояние от тех самых бедняков. Это их деньги. Поэтому только логично, что частью своего состояния богатый должен поступиться, чтобы улучшить жизнь бедных. В конце концов, чем лучше они живут, тем больше отдают ему — даже шкурный интерес требует альтруизма и благотворительности.

На самом деле очень странно, когда перед тобой сидит человек, одетый в хороший костюм, сшитый для него другими людьми, в удобном кресле, сделанном другими людьми, в богатом доме, построенном другими людьми, и с гордым видом заявляет, что он этим людям ровно ничем не обязан.

Помимо всего прочего, он сам был когда-то ребенком, и другие люди растили, кормили, учили и лечили его. Он не прикладывал для этого усилий.

Даже сама концепция священной частной собственности, к которой так любят апеллировать сторонники Айн Рэнд, существует только потому, что общество ее поддерживает. В противном случае у любого человека была бы лишь та «собственность», которую он может своими силами отстоять от чужих притязаний — и ровно до тех пор, пока не появится кто-то, кто достаточно силен, чтобы отнять все.

Успешные люди любят говорить, что «нищеброды» ненавидят их из зависти. Действительно, зависть — штука страшная и вполне реальная. Но тем, кто считает, что это единственная причина неприязни бедных к богатым, я напомню про Бэтмена.

Не только про него, конечно, но и про него тоже. Возьмите список самых популярных людей мира, тех, кого обожают миллионы — реальных или вымышленных, сейчас неважно — и посмотрите, сколько среди них богачей. Скажу сразу — их очень много. И если им завидуют, то скорее в мечтательном ключе: «Вот бы таким стать!».

Весь англоязычный мир знает «Рождественскую песнь» Диккенса. Миллионы людей с детства читали и перечитывали эту историю, дружно ненавидели алчного и жестокого Скруджа в начале и проникались к нему сочувствием и симпатией в конце. А ведь в конце мистер Скрудж не раздает свое состояние нищим. Он просто перестает вести себя как бесчеловечный надменный говнюк.

Вот и ответ — простой и ясный, как все ответы на действительно важные вопросы. Люди любят успешных и богатых. Люди восхищаются ими, стремятся им подражать, берут с них пример. Но только при условии, что богатые и успешные и на словах, и на деле воздают обществу должное за его усилия, которые вынесли их на вершину. Иначе любовь сменится ненавистью, и зависть тут будет совершенно ни при чем.

Современные технологии достигли огромных успехов. Во всех отраслях науки повседневно делаются новые открытия. Друг за другом выпускаются новые и новые образцы техники разного назначения, которые облегчают жизнь человека.

Если где-то сто лет назад автомобиль был редким средством передвижения, которое считалось роскошью, и его могли себе позволить только состоятельные люди, то на сегодняшний день некоторые люди на свои средства уже летают в космос.

Такие же ошеломляющие успехи есть практически во всех областях научно-технического прогресса. Судя по всем этим революционным изменениям, человечество должно было жить в достатке и иметь много свободного времени, чтобы заниматься поклонением Своему творцу.

Также, несмотря на огромные успехи в развитии сельскохозяйственных технологий, человечество не смогло победить голод во всём мире. Как ни удивительно, на сегодняшний день целые страны имеют большие проблемы с продуктами питания и питьевой водой.

К сожалению, мы, живя в определённом достатке, не имея проблем с продуктами питания, водой и другими предметами первой необходимости, очень редко вспоминаем о людях, которым порой нечем отпустить свой пост, а некоторые и вовсе не думают о них. Более того, мы умудряемся жаловаться на простые проблемы, которые мы порою сами для себя и создаём.

Если не получается обращать внимания на тех, кто живёт в бедности или в нищете, вспоминайте хотя бы, как жил наш Пророк ﷺ , какие он терпел лишения. Вспоминайте, как жили сподвижники Посланника Аллаха ﷺ , их последователи и наши праведные предшественники (саляф ас-салих).

Передают со слов ‘Урвы, что Аиша (да будет доволен ею Аллах), говорила ему:

وَاللهِ، يَا ابْنَ أُخْتِي، إنْ كُنَّا نَنْظُرُ إِلَى الهِلاَلِ، ثُمَّ الهِلالِ: ثَلاَثَةُ أهلَّةٍ في شَهْرَيْنِ، وَمَا أُوقِدَ في أبْيَاتِ رسول الله صلى الله عليه وسلم - نَارٌ. قُلْتُ: يَا خَالَةُ، فَمَا كَانَ يُعِيشُكُمْ؟ قالت: الأَسْوَدَانِ التَّمْرُ وَالمَاءُ، إِلاَّ أنَّهُ قَدْ كَانَ لرسول الله - صلى الله عليه وسلم - جِيرَانٌ مِنَ الأَنْصَارِ، وكَانَتْ لَهُمْ مَنَائِحُ وَكَانُوا يُرْسِلُونَ إِلَى رسول الله - صلى الله عليه وسلم - مِنْ ألْبَانِهَا فَيَسْقِينَا

«Клянусь Аллахом, о сын моей сестры, бывало так, что мы видели молодую луну, потом ещё одну (, всего же мы видели) три молодых луны в течение двух месяцев, и за всё это время) в домах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не разжигали огня (то есть в течение этого времени там не готовили горячую пищу) ».

‘Урва сказал: «И я спросил: "О тётушка, что же поддерживало вас? " Она сказала: "Финики и вода, однако помимо этого по соседству с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) жили ансары, у которых были дойные верблюдицы, и они давали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) их молоко, а он поил им нас "». (Бухари ; Муслим )

Посланник Аллаха любил неимущих и очень уважал их, всегда заботился о них и завещал делать это своим сподвижникам. В качестве примера можно привести группу неимущих сподвижников, которые постоянно находились в мечети Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Для них Посланник Аллаха даже отвёл специальное место – Суффа. Потому их и называли «Асхаб ас-суффа».

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

لَقَدْ رَأَيْتُ سَبْعِينَ مِنْ أَهْلِ الصُّفَّةِ، مَا مِنْهُمْ رَجُلٌ عَلَيْهِ ردَاءٌ، إمَّا إزَارٌ وَإمَّا كِسَاءٌ، قَدْ رَبَطُوا في أعْنَاقِهِم مِنْهَا مَا يَبْلُغُ نِصْفَ السَّاقَيْن، وَمِنْهَا مَا يَبْلُغُ الكَعْبَيْنِ فَيَجْمَعُهُ بِيَدِهِ كَرَاهِيَةَ أَنْ تُرَى عَوْرَتُهُ

«Я видел семьдесят человек из числа живших под навесом (Асхаб ас-суффа), и ни у одного из них не было даже верхней одежды, а только платье или какая-нибудь другая единственная одежда, концы которой они завязывали у себя на шеях. У одних эти одежды доходили до середины голени, а у других – до щиколотки. Они придерживали их края руками, не желая, чтобы был виден аврат (то, что следует скрывать от чужих глаз » (Бухари ).

В другом хадисе Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказал о появлении в будущем людей, которые будут думать только о своём желудке.

Передают со слов Имрана бин Аль-Хусайна (да будет доволен ими обоими Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

خَيْرُكُمْ قَرْنِي، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ، ثُمَّ الَّذِينَ يَلُونَهُمْ قَالَ عِمْرَانُ: فَمَا أدْري قَالَ النبي - صلى الله عليه وسلم - مَرَّتَيْنِ أَو ثَلاَثًا «ثُمَّ يَكُونُ بَعْدَهُمْ قَوْمٌ يَشْهَدُونَ وَلاَ يُسْتَشْهَدُونَ، وَيَخُونُونَ وَلاَ يُؤْتَمَنُونَ، وَيَنْذِرُونَ وَلاَ يُوفُونَ، وَيَظْهَرُ فِيهمُ السَّمَنُ». متفقٌ عَلَيْهِ

«Лучшими из вас будут мои современники, затем – следующие за ними, а затем – следующие за ними ».

Имран сказал: «И я не знаю, сколько раз Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти слова – дважды или трижды ».

А потом он сказал: «А на смену им придут люди, которые будут готовы свидетельствовать, но их не будут принимать в качестве свидетелей, которые станут поступать вероломно и будут недостойны доверия, которые станут давать обеты, но не будут выполнять их, и будет среди них множество тучных, упитанных людей . (Аль-Бухари ; Муслим )

То есть на смену этим поколениям придут люди, которые будут предаваться излишествам в еде и питье и стремиться к накоплению мирских благ.

Вполне вероятно, что любой из нас может попасть под эту категорию людей, о которых говорится в хадисе. Да убережёт нас Аллах от этого. Однако те, кто живёт в полном достатке, умудряются ещё и жаловаться на жизнь, не говоря о том, что они не воздают хвалу Всевышнему за все эти блага.

От Убайдуллаха бин Михсана аль-Ансари аль-Хатми (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ أصْبَحَ مِنْكُمْ آمِنًا في سربِهِ، مُعَافَىً في جَسَدِهِ، عِنْدَهُ قُوتُ يَوْمِهِ، فَكَأنَّمَا حِيزَتْ لَهُ الدُّنْيَا بِحَذَافِيرِهَا

«Можно сказать, что весь мир достался тому из вас, кто встретил утро со спокойным сердцем, находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы ему хватило её на день » (Тирмизи).

Если человек имеет пропитание на предстоящий день, имеет крышу над головой, то его семья и имущество, как и он сам, недосягаемы для врагов. Что ему ещё остаётся, кроме как воздать хвалу Всевышнему за все эти блага? Как говорится, в таком положении ему грех жаловаться.

Уважаемые братья и сёстры, когда у вас появляется какая-либо бытовая проблема, какой бы серьезной она ни была, не думайте, что весь мир отвернулся от вас, что земля уходит из-под ног. Просто вспомните, какой трудный был быт у нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), его сподвижников и так далее.

Также вспомните, что где-нибудь в Африке кому-то нечего есть и порою даже нет воды, пригодной для питья. Уверен, тогда вам точно станет легче, и вы воздадите хвалу Всевышнему, ведь жалобы и переживания не увеличат ваш удел.

Нурмухаммад Изудинов

Кто пытается разделить население Земли на первый и второй сорта ради сохранения комфортных условий жизни меньшинства? Кто бы мог подумать, что XXI век начнется с глобальных политических потрясений, кризисов, эпидемий. Впору говорить о том, что наша цивилизация движется не к светлому будущему, а к краю гибели.

Словно с цепи сорвались террористы всех мастей, одна локальная война сменяет другую. Многие аналитики полагают, что большая часть неурядиц связана с таким понятием, как «золотой миллиард». Фактически это разделение населения Земли на первый и второй сорта ради сохранения комфортных условий жизни меньшинства.

Средневековая дикость

Томас Мальтус. Он считал, что деторождение необходимо контролировать

О том, что жизненные ресурсы в мире конечны, задумывались еще в Древнем Риме. «Мы отягощаем собой мир, его богатств едва хватает, чтобы поддержать наше существование. По мере того как возрастают наши потребности, нарастает и ропот, что природа уже не в силах обеспечить нам пропитание», − сетовал христианский богослов и писатель Тертуллиан 1800 лет назад.

Демограф и экономист Томас Мальтус в конце XVIII века пришел к выводу, что бесконтрольное воспроизводство рода людского приведет к голоду на Земле. Он рассудил, что человечество растет в геометрической прогрессии, а добыча ресурсов, необходимых для жизни, – в арифметической. Дальнейшие умозаключения Мальтуса иначе, как средневековой дикостью, не назовешь.

Почтенный ученый полагал, что неконтролируемое размножение может быть остановлено в первую очередь естественными для человечества причинами. Например, эпидемиями, голодом, войнами, социальными ограничениями. И уже после этого – причинами субъективными, «рукотворными». В том числе контролем за рождаемостью и просвещением.

Мальтус руководствовался в своих выкладках формальной логикой. Способность человечества к самовоспроизводству бесконечна. Ресурсы жизнеобеспечения – конечны. Значит, люди расплодятся рано или поздно до такой степени, что на долю даже самых достойных не хватит мирских благ. Таким образом, воспроизводство человеческого рода нужно ограничить.

А в то же самое время войны ежегодно поглощают десятки тысяч солдат и мирных граждан, эпидемии регулярно косят народ, не разбирая чинов и званий, голод уносит жизни сотен тысяч, если не миллионов. Защититься от этих напастей скорее под силу людям образованным и богатым, а значит, достойным. Вывод прост: пусть воюют все и со всеми, а о благотворительности, развитии общедоступной медицины и прочем гуманизме надо забыть.

Умозаключения Мальтуса не учитывали массу факторов, играющих серьезную роль в современной экономике и демографии, но оказались необычайно живучими. Даже Чарлз Дарвин увлекался его идеями, не говоря уже о Карле Хаусхофере, идеологе нацистской теории «жизненного пространства». Часто пользуются постулатами Мальтуса и его современные последователи. К примеру, в ходу такой тезис. Рождаемость в слаборазвитых странах высокая, как в аграрных, а смертность низкая, как в индустриальных, − из-за медицинской помощи более развитых стран. Отсюда следует вывод: лишить помощи слаборазвитые страны, чтобы на долю более развитых осталось больше ресурсов.

Современная практика

Страны по индексу развития человеческого потенциала тёмно-синий – более развитые, светло-синий – менее

В конце XX века так называемые развитые страны потребляли 85% ресурсов. В основном это касалось энергоносителей, металлов, прочего сырья. При этом их население составляло едва ли седьмую часть от мирового. И снова надо сделать пометку: здесь не учитывались СССР, страны Варшавского блока, Китай, Индия и некоторые другие.

После первого в истории человечества энергетического кризиса 1973 года неомальтузианцы, ориентируясь на доклад комиссии ООН, ввели в оборот термин «золотой миллиард». Согласно этому докладу ресурсов Земли должно было хватить для поддержания приемлемого по западным стандартам уровня жизни всего для миллиарда человек (уже тогда число жителей нашей планеты превосходило эту цифру в четыре раза).

Поначалу этот термин употреблялся в дискуссиях об экологии, макроэкономике, демографии и миграционной политике. Иной раз проскальзывали публикации, в которых освещались вопросы о размерах помощи слаборазвитым странам. Но прикладные рассуждения мало кого интересовали. Умами больших политиков безраздельно завладела стратегия сдерживания большинства населения Земли меньшинством.

Советские ученые, обосновывая преимущества коммунистического пути развития, как будто предвидели достижения человечества, которые легли в основу критики мальтузианства. Были доказаны возобновляемость сельхозресурсов, резкий рост выявления разведанных месторождений полезных ископаемых и повышение эффективности производства за счет применения энергоемких технологий. Все это с успехом используют теперь в странах того самого «золотого миллиарда».

Самое время рассказать, что это США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, государства Евросоюза, Израиль, Япония, Южная Корея и Аргентина. Даже благополучная Швейцария попадает в одну группу с Россией, большей частью Южной Америки и рядом наиболее развитых стран Азии и Африки – в категорию «второго сорта» с точки зрения целесообразности поддержания в них человеческого ресурса.

Есть еще и категория «двоечников», живущих, по мнению неомальтузианцев, за счет развитых стран: Китай, Индия, Индонезия, Боливия, Парагвай, часть Африки. К слову, три первые державы входят в четверку самых густонаселенных в мире. Большей части Африки и некоторых азиатских стран для этих теоретиков не существует – данные территории не годятся даже в качестве сырьевого придатка.

Удивительно, но есть на нашей планете места, где людям, с точки зрения «миллиардеров», жить вообще не полагается. Это Сомали, Уганда, Руанда, Бурунди, Чад, Гренландия и Фарерские острова. Две последние территории, кстати, принадлежат стране «первого сорта» − Дании.

В СССР такие учения получили название «неоколониализм». Россия за это получила в наследство статус сырьевого придатка. Нужно четко понимать, что понятие «золотой миллиард» вовсе не подразумевает единства белой расы, как казалось лет двадцать назад. Это категория экономическая и геополитическая.

Критика

Противники неомальтузианцев обвиняют оппонентов в лукавстве и манипулировании общественным мнением. Вся эта легенда о «золотом миллиарде» нужна им в качестве обоснования эгоистичного поведения наиболее развитых стран. Они ради сохранения высокого уровня потребления, темпов роста и качественного уровня жизни населения готовы любыми средствами удерживать в менее развитом состоянии остальные.

Теория «золотого миллиарда» − пропагандистское средство. Она призвана объяснять любые несчастья остального мира: от нехватки питьевой воды до эпидемии лихорадки Эбола. Есть средства и политические. К ним относятся разного рода региональные и трансконтинентальные объединения успешных и богатых стран, влияющих на остальных разного рода санкциями и «черными списками». Затем вступают в дело рычаги экономические. К примеру, как раз с такими приемами сейчас столкнулась Россия. А если не помогают вышеуказанные средства, то «миллиардеры» без долгих раздумий берутся за оружие.

Делать это приходится все чаще, так как благодаря развитию информационных технологий население слаборазвитых стран узнает о том, как живут в странах «золотого миллиарда», и имеет возможность сравнивать. Естественно, желание существовать в качестве сырьевого придатка, места хранения токсичных отходов и источника дешевой рабочей силы не возникает ни у кого. А разглагольствования о том, что всему остальному миру обеспечить схожие со странами «миллиарда» условия существования невозможно, вызывают обратную реакцию. Она проявляется в терактах 11 сентября, агрессивной политике КНДР, ядерной программе Ирана, действиях боевиков «Исламского государства». Население слаборазвитых стран не хочет оставаться «вторым сортом», располагая львиной долей природных ресурсов.

Между тем теория «золотого миллиарда» начинает трещать по швам и с научной точки зрения. Она, к примеру, не учитывает теорию демографического перехода. Согласно ей переход от традиционного общества к индустриальному (первое характерно для так называемых слаборазвитых стран, а второе как раз для «золотого миллиарда») сопровождается резким падением смертности и рождаемости, в результате чего воспроизводство человеческих ресурсов сводится к простому замещению поколений. Это приводит к стабилизации роста населения. Собственно, согласно теории Мальтуса и его последователей, именно эта часть землян и достойна лучшей участи. А остальных нужно законсервировать в слаборазвитом состоянии.

Однако неомальтузианцы закрывают глаза на то, что демографический переход завершили Китай, Россия, практически вся Латинская Америка, Иран, Турция и целый ряд арабских государств. Но население этих стран к «золотому миллиарду» причислять никто не собирается. Как и отказываться от основного постулата теории Мальтуса, согласно которой человечество растет в геометрической прогрессии.

Действительно, с 1900 по 2011 год население Земли выросло с 1,6 до 7 миллиардов. Но в настоящий момент рост замедлился: более 46% людей проживают в странах, завершивших демографический переход. Более того, в ряде стран (прежде всего в Западной Европе) начался этап, на котором стабилизация численности населения сменяется снижением.

Современные ученые, не озабоченные пропагандой теории «золотого миллиарда», полагают, что население Земли остановит рост на отметке 14 миллиардов, а к 2100 году и вовсе начнет сокращаться. При этом «несущая способность» нашей планеты − 16-18 миллиардов человек.

Есть на свете нечто такое, что необходимо каждому. Это нужно молодым и старикам, богатым и нищим, здоровым и больным. Получив это, человек уже не в силах остановиться, ему хочется еще и еще.

Что же это такое? Если вы решили, что деньги, то-скажу вам, что это не только деньги. Если решили, что власть, – то снова ошиблись – это не только власть. Существует в мире нечто такое, с помощью чего можно добиться богатства, уважения и здоровья, не растеряв при этом доброты и нежности. Таким универсальным средством является медитация.

Я обычно преподношу свои советы по исцелению или обретению богатства таким образом, чтобы человек испытал состояние медитации. Такое состояние запоминается лучше любого рецепта из трав или комплекса упражнений. В своей новой книге я рассказываю о медитации и о том, каким образом каждый из вас может овладеть этим методом, способным изменить жизнь к лучшему.

Прочитайте или пролистайте нашу книгу. Попробуйте открыть ее наугад – и перед вами окажется страница, на которой вы найдете все то, что так давно вам необходимо. Необходимо, потому что даже поверхностное соприкосновение с медитацией – это уже «момент истины».


Глава 11

СЫТЫЙ ГОЛОДНОГО НЕ РАЗУМЕЕТ

Голод – как боль

Голод действует на человека примерно так же, как и боль. Особенно если вы голодаете не по собственному желанию. Все рекомендации, которые я давал по поводу боли, применимы и в этом случае. Вы даже можете еще раз перечитать главу 6 и везде, где в тексте встречается слово «боль», заменить его на слово «голод».

Но, разумеется, есть и некоторые отличия. Я уже много написал о питании и подробно осветил эту проблему в книгах «Живот – это жизнь» (части 1 и 2). Первая часть знакомит читателя с медитативным аспектом процесса употребления пищи достаточно подробно.

Если обратиться к каноническим книгам, то, помимо конкретных списков продуктов (зачастую экзотических и нам недоступных), там можно обнаружить и некоторые закономерности. Вот на них-то мы сейчас и остановимся.

Правило 1. Человек, практикующий медитацию, должен избегать алкоголя.

По данным академика Углова, алкоголь с момента его употребления держится в клетках мозга в течение 21 дня. Представляете? Двадцать один день человек… находится «под шофе». То есть относительно такого человека ни о каком расширении сознания речи быть не может.

А вот вам еще несколько ценных советов, правда, на этот раз не моих.

Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино. Горесть для души вино, когда пьют его много.

Сир., 31: 34:


Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют.

1 Кор., 6: 10


Правило 2. Пейте больше воды. Пейте меньше воды.

То есть получается, что этих правил два. Йога, например советует обильное питье, а христианство имеет тенденцию сухоядению. Вы должны выбрать свой вариант.

Но сразу успокою вас: выбирать между йогой и христианством не придется. Ответ может показаться вам просто, но… Все зависит от климата. И чтобы доказать это, приведу пример.

Был я как-то в экспедиции в Средней Азии, летом, когда в тени там – плюс сорок градусов. Человеку, впервые попавшему в такой климат, особенно с севера, кажется, что он попал в сауну. С той только разницей, что из сауны можно выйти, а там деться некуда. И разумеется, хочется пить. Все члены экспедиции пили очень много воды, а я старался брать пример с местных жителей и пил как можно меньше. В результате один я сохранил высокую работоспособность до конца дня и четкое сознание.

Это вам пример из жизни, а теперь давайте обратимся классике. Святой Антоний, например, советовал воздержаться от излишества в питье воды, потому что оно, по его слова) возбуждает воображение (то есть замутняет истинное сознние), подобно тому как плоть разгорячается от вина. А я от себя, для справки, замечу, что святой Антоний жил в Египеской пустыне.

Поэтому можно сделать вывод, что количество жидкости в котором нуждается организм, меняется в зависимости (климата, времени года и даже времени суток. Ориентируйте на свои естественные потребности. То есть пейте – сколи душе угодно. Пейте воду тогда, когда испытываете в ней потребность. Ваш организм вернее, чем любая доктрина, подскажет вам, сколько жидкости вам требуется и в какое время. Поэтому еще раз повторяю; учитесь понимать свое тело, и тогда именно оно станет вашим лучшим гидом на пути к здоровью.

Правило 3. Нет никакого прока в вегетарианстве, если вы ведете нормальный образ жизни.

Христианские взгляды на питание оставляют вегетарианство только внутри монастырских стен, а за их пределами – полная свобода. Специальное питание должно соответствовать особенному образу жизни, такому, какой ведут, например, монахи. Разумеется, существуют посты, которых всем полезно придерживаться, но до и после них – никто вашу свободу не ограничивает.

Питание вообще очень тесно связано с образом жизни. Вот, например, девушка, работающая топ-моделью, сыта уже от того, что обмахивается салатным листиком. Но когда она оставит карьеру и соберется обзавестись ребенком, ей, пожалуй, потребуется полтора бифштекса вместо одного. Если работа модели – это много сна и немного гимнастики, то можно какое-то время прожить, питаясь капустными листиками, запивая их морковным соком. А вот материнство – это тяжелая работа по вынашиванию и вскармливанию ребенка; сил тратится много, нужен полноценный белок, много кальция и т. д.

Ешьте столько, сколько вам нужно, чтобы чувствовать себя сытыми – больше энергии пойдет на освоение медитации, успокоение сознания, улучшение здоровья.

Худо человеку, который ест на соблазн.


Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся.


Естественное питание

Питание не должно превращаться в противоестественный процесс. Вот, например, медики считают, что для нормального питания человеку необходимо потреблять в день определенное количество белков, углеводов, жиров, витаминов и минеральных веществ. И находятся люди, которые готовы буквально каждый проглоченный кусочек анатомировать на предмет содержания этих питательных веществ. Они не едят, нет, они потребляют калории и питательные вещества, строго соблюдая указанные медиками пропорции. Однако это приносит им мало пользы. Здоровье все равно дает сбои, желудок шалит, хотя питаются они «по науке».

А вот христианские подвижники в древности не знали подобных премудростей и питались только хлебом и водой, фруктами и овощами. Об этом свидетельствуют многочисленные документальные источники и их жизнеописания. Однако болезни им были неведомы, жили они до глубокой старости, сохраняя подвижность тела и ума.

Так, Павел Фивейский, например, питаясь лишь хлебом и финиками, которые запивал ключевой водой, дожил до 113 лет, а святой Антоний, евший только хлеб с солью, и то не всегда, прожил 105 лет. Современники свидетельствуют, что был он при этом совершенно здоров, зрение его не притупилось, зубы не разрушились. Несмотря на то что спал он прямо на земле, выглядел он гораздо крепче тех, кто сладко ест и мягко спит. Вот как выглядел святой Антоний, когда после многих лет отшельничества и полного молчания он явил себя народу Александрии для обличения ересей: «Тело его сохранило прежний вид, не утучнело от недостатка движения, не иссохло от постов и борьбы с демонами. Антоний был таков же, каким знали его до отшельничества. В душе его та же была опять чистота нрава, ни скорбью не был подавлен, не пришел в восхищение от удовольствия, не предался ни смеху, ни грусти, не смутился, увидев толпу людей, не обрадовался, когда все стали его приветствовать. Он был равнодушным, потому что управлял им разум, и ничего не могло вывести его».

Святой Антоний – яркий пример торжества духа человеческого над плотью. Воистину – не хлебом единым жив человек. Я привел этот пример в доказательство того, что существуют иные энергетические источники, питающие организм, не связанные с количеством белков и углеводов. Они выходят на первый план там, где присутствует духовная жизнь, к которой, кстати, относится и практика медитации.

Пополняйте запасы энергии

Вы, наверно, в недоумении. Как же так? Никаких ограничений, запрещений, наставлений? Да – никаких. Кроме одного – постарайтесь отказаться от алкоголя.

Пища призвана пополнять запасы вашей энергии. Вот и ориентируйтесь на это. Голодны – поешьте, не мучайте себя. Голод – это знак, что энергия нуждается в подпитке. Кроме того, от голода может разболеться голова, и в таком состоянии вы вряд ли сможете заниматься работой.

Кстати, если вы работаете, особенно занимаетесь физическим трудом, не стоит стремиться повторять подвиг отшельников – питаться только хлебом и водой. У них был один путь, у вас – совсем другой. Каждому свое.

Возможно, занятия медитацией помогут вам нормализовать вес. Медитация пополняет ваше тело энергией, и, возможно, аппетиты ваши по отношению к обычным яствам поубавятся. Человека вялого, у которого никогда нет аппетита, медитация «пробудит» к жизни, и аппетит появится. Некоторые люди, находясь в нервном напряжении, все время хотят есть, а другим «кусок в горло не лезет». От этого у одних – Двойной подбородок, а у других – чуть ли не дистрофия. Медиация поможет и тем и другим, поскольку она успокаивает, снимет напряжение и тем самым нормализует аппетит.

Ешьте так, чтобы чувствовать себя сытыми!

Читайте еще:

В рассказе есть агрессивная тематика, но в довольно умеренном выражении: «Мое животное живет в глубинах океана. Оно питается акулами и прочими крупными рыбами. В длину достигает 20 метров. Иногда нападает на корабли. Его друзья - такие же, как и он, а врагов у него нет (еще не нашлось такое...

Для начала стоит понять, что различия между выигрышем и проигрышем не так уж и очевидны. Очень часто это просто ваша реакция. По ней люди и судят. Если я после первого срока депутатства принял решение больше в Думу не идти и сообщаю об этом своим знакомым, они смотрят на меня и не знают, хорошо...