Почему писатель называет главную героиню праведницей в произведении Матренин Двор?

Ответы:

Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество? Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание. Матрёна была старательным воцерковлённым усердным человеком: “святой угол в чистой избе”, “иконка Николая Угодника”. Она зажигает лампадку “во время всенощной (церковная ночная служба) и с утра по праздникам.) “Только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки, та - мышей душила”. Матрёна достаточно твёрдо соблюдает традиции и правила жизни воцерковлённого человека (домашние иконы, так как церковь за “5 вёрст”). Игнатьич говорит, что всякое дело она начинала “с Богом! ” и его провожала в школу, говоря всякий раз “С Богом! ”. “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь притеснить”. Причина скрытности Матрёны в том, что в годы советской власти приучали верующих таиться. Матрёна умеет радоваться жизни, душа её светла, не омрачена злом и завистью, у неё и лицо красивое. Она добра и приветлива: "И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки”. Матрёна трудолюбива, труд - лекарство от болезней, недугов. По первому приказу Матрёна идёт на колхозные работы, совестливая Матрёна стыдится плохой работы “ни к столбу, ни к перилам... ” Но не только колхоз, а любая.. . из тальновских баб могла прийти и пригласить Матрёну “убирать картовь”. “Ни труда, ни добра своего Матрёна не жалела никогда”. Искреннее, тёплое, идущее от сердца чувство христианской любви к людям движет поступками Матрёны. Сила её и слабость заключались в том, что она не может отказать в помощи нуждающимся. В работе, в “труде великом” раскрываются терпение, безотказность, бескорыстие, отсутствие зависти и радость за благополучие других. Труд оценивается традиционной христианской этикой как необходимое, возвеличивающее праведное дело. Матрёна наделена даром искренней радости за успехи других. “...Была больна, но не считалась инвалидом”. Матрёна - многострадальная крестьянка. Страдание - неизбежный спутник жизни человека. “Страдание очищает душу”. ” Матрёна умеет прощать, умеет примириться сердцем, не питая вражды за обиду. Длянеё нормальное состояние не злоба и воинственность, а доброта и смирение.) Матрёнин двор-символ особого устройства, “лада”, где есть труд и честность, доброта и терпение, согласие с самим собой и сопричастность всему сущему. Матрёна живёт по канонам, завещанным предками, по правилам, которые считает незыблемыми. Героиня несёт в себе спасительное начало. Пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, сохранить до старости “лучезарную улыбку” - какие же душевные силы нужны для этого! Матрёна обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым - тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.


Трагизм жизни и судьбы Матрёны проявляется в распорядке её повседневной жизни, отношении других людей к ней: Матрёна сначала хотела выйти замуж за Фаддея, но его забрала война. Она ждала его около трёх лет и, не дождавшись совсем немного, вышла замуж за Ефима - брата Фаддея (Ефим не любил Матрёну, в отличие от брата). У Матрёны с Ефимом было всего шестеро детей, но все они умерли в раннем возрасте (единственной отрадой была приёмная дочь Кира). Через некоторое время Ефима призвали на войну...И он не вернулся с неё к Матрёне.

Позже золовка рассказала, что Ефим в городе завёл сударку, был неверен жене. Что касается отношения других людей к Матрёне: она много работала, бескорыстно помогала соседям и другим людям в работе, не беря за свой труд денег. А после смерти Матрёны (да и при жизни, незадолго до смерти) люди, в том числе те, кому она помогала, проявили алчность, деля её имущество. Алчность хорошо проявляется, когда люди (соседи, родственники Матрёны) говорят прощальные слова над гробом покойницы, оплакивают её. Все их причитания неискренни (быть может, за исключением плача Киры), это, своего рода, обряд, а не проявление искреннего душевного горя. Все прощальные слова людей, пришедших попрощаться с Матрёной, имеют скрытый смысл, связанный всё с тем же дележом имущества.

Таким образом, люди очень некрасиво и неблагодарно поступают с Матрёной, от чистого сердца предлагавшей им помощь при жизни. Также трагичны и обстоятельства гибели Матрёны, виною которым стала всё та же алчность: если бы трактор не вёз две телеги сразу, а съездил бы за ними в два захода, если бы не было такой сильной спешки в том, чтобы увезти горницу Матрёны (это можно было сделать и позже), Матрёна Васильевна могла бы остаться жива. Главную героиню, действительно, можно назвать праведницей: она была труженицей (работала на огороде, делала дела по дому, бескорыстно помогала другим), она не завидовала другим, рано просыпалась. Помимо всех своих дел и помощи другим, она ещё и успевала сходить в пенсионный фонд (с попыткой добиться пенсии). Всё это она делала несмотря на свой преклонный возраст (около 60 лет) и неважное здоровье (3 дня в месяц её охватывал недуг, она лежала, не вставая с кровати). Её праведность проявилась по отношению к гостю: когда она кормила его, отдавала ему лучший кусок. Ещё один признак праведной жизни Матрёны - она не гналась за богатством, не ставила роль вещей на первое место в своей жизни (пример: во время пожара, случившегося однажды, Матрёна, первым делом, кинулась спасать не дом, а фикусы). Меня заинтересовал этот рассказ трагичной судьбой и гибелью Матрёны, её человеческими качествами, которые присущи лишь немногим людям, которым стоит у неё поучиться.

Писателя Александра Солженицына с первого момента его появления в литературе провозглашали “новым Толстым” и по сей день приноравливают его к “новому Толстому” – или пеняют на “нового Толстого”, кем он будто бы так и не стал. Но те, что ждали этого второго пришествия, да так и не дождались, усматривая эгоизм самоназначенного мессии уже только в затворничестве Солженицына, и тогда видимое выдавали за невидимое. В основе своей Толстой и Солженицын как личности не имеют ничего общего, кроме заурядного совпадения человеческих черт. Будь то самоограничение или волевое осознание свои – целей, у Толстого и у Солженицына это не натруженные мессианским призванием мускулы, а черты характера, человеческие черты, врожденные или воспитанные, то есть явившиеся еще, быть может, и до того момента, как стали они собственно писателями.

Но соизмерять личности Толстого и Солженицына – это как землю мерить с воздухом или воду с огнем. Это не просто иные – это взаимоотталкивающиеся творческие стихии. Солженицын – борец. Толстой – созерцатель. Один взывал жить не по лжи, что подразумевало борьбу, возмущение. Другой исповедовал под конец жизни непротивление злу, смирение. Сердцевина личности Толстого – в мучительном отношении ко всем институтам современного ему русского общества, будь то собственность или брак, в котором он мечтал отыскать прежде всего нравственную гармонию, тогда как сердцевина личности Солженицына – изгойство. Толстой верил в мировую волю и воплотил эту веру в “Войну и мир”; Солженицын – волю мировую в “Красном колесе” разъял на осколки и судьбы, растворил в почти почасовой хронике исторических событий. Толстой полагал, что приносит своему народу какое-то страдание. Солженицын – что избавляет от страданий свой народ. Иначе сказать, один ощущал се§я чужим и одиноким в своих убеждениях, тогда как другой писал от имени миллионов.

В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики девятнадцатого века, трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала.

В феврале 1956 года Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа “Матренин двор”. С 1957-го Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская работа над романом “В круге первом”, созревает замысел “Архипелага ГУЛАГ’.

Произведение “Матренин двор” написано целиком о женщине. Несмотря на множество не связанных с ней событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа. И эта пожилая женщина имеет много общего с молодыми девушками из романа “В круге первом”. В ее внешности есть, да и было в молодости, что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она имела свой собственный мир. Осуждаемая, непонятная в том, что не такая, как все. “В самом деле! – ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. “

У Матрены непростая, трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше раскрываются тяготы ее жизни: несчастная молодость, беспокойная старость. И в то же время в ней нет сеерхвыраженной индивидуальности, да и тяги к философским рассуждениям, как у Клары и Агнии из “В круге первом”. Но зато сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Такого рода женские образы проскальзывают в произведениях, подчеркивая прелесть высокодуховных героинь или внутреннюю непривлекательность некоторых других. Их порой больше, как, например, соседок и родственниц Матрены, лицемерных и расчетливых. Но количеством не подчеркнута их правота, а скорее наоборот: все они незаметные тени или просто кричащая толпа, которая забывается за более нравственным и глубоким.

Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение автора, его личное отношение к каждому из героев. Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подногот-ный, ничем не прикрытый, истинный смысл “Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла

– не думала! И что же ты нас не слушалась? (И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти ее мы не виноваты, а насчет избы еще поговорим’)”. Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что и сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которых можно было ожидать.

Сам автор, пройдя сложный и разнообразный жизненный путь, повидав много разных людей, обосновал в своем сердце образ женщины – прежде всего человека: той, что поддержит и поймет; той, что, имея свою внутреннюю глубину, поймет и твой внутренний мир, воспримет тебя таким, каков ты есть. Солженицын упоминает “праведника” в рассказе “Матренин двор” не случайно. Это может с какой-то стороны относиться ко всем положительным героям. Ведь все они умели смириться с чем бы то ни было и в то же время оставаться борцами – борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.

В этом рассказе автор затрагивает такие темы, как нравственная и духовная жизнь народа, отношение власти и человека, борьба за выживание, противостояние личности обществу. В центре внимания писателя судьба простой деревенской женщины Матрены Васильевны, которая всю жизнь проработала в совхозе, но не за деньги, а за “палочки”. Замуж она вышла еще до революции и с первого же дня семейной жизни принялась за домашние хлопоты. Рассказ “Матренин двор” начинается с того, что повествователь, бывший советский заключенный Игнатьич, возвращается в Россию из степей Казахстана и поселяется в доме Матрены. Его рассказ – спокойный и насыщенный разного рода деталями и подробностями – придает всему описываемому особую жизненную глубину и достоверность: “Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию”.

Матрена Васильевна – одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. Жила она одна в большом старом доме. “Строено все было давно и добротно, на большую семью, а жила теперь одинокая женщина лет шестидесяти”. Тема родного дома, очага именно в этом произведении Солженицына заявлена очень остро и определенно.

Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила способности откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.

Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. “Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом – по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.


Праведник – это человек, который всегда и во всем придерживается определенного идеала. Чтобы точнее понять суть, нужно посмотреть на то, кто такой праведник по Библии. Итак, это человек, который любит Бога, любит своих ближних, не гордится, не злословит никого, не завидует, не мыслит зла, всегда готов помочь нуждающемуся. Так как Россия христианская страна, то именно эти идеалы мы и приписываем к некоторым людям.

Солженицын в своем рассказе назвал главную героиню Матрену праведницей.

Он видел в ней идеал человека и хотел показать, каким светлым может быть общество. Для писателя смысл жизни в том, чтобы развивать свою душу, а не просто наслаждаться жизнью. И все, что так старательно Солженицын хотел передать, он отобразил в Матрене.

Героиня многое перетерпела. Она активно работала не жалея себя. А в итоге осталась ни с чем. Ее воодушевлял труд. Она не стала даже в старости просиживаться. Каждый день она работала: копала картошку, собирала ягоды в лесу, ходила за торфом. И несмотря на сгорбленную спину, она улыбалась всему, что видела. Она радовалась каждому дню.

Матрена всегда была готова прийти на помощь.

Она чувствовала чужую беду и умела сострадать. Ее сострадание было не показным, а искренним. Родственники женщине не помогали, а она была готова бросить все свои дела, если им нужна помощь.

Матрена названа праведницей, так как она ставила всех выше себя. Она упорно трудилась, забывала о себе, готова была пожертвовать последним. Читателю может показаться, что это глупо, что она сама себя лишила многого. Но ведь она была счастлива. Я думаю, что нам нужно остановиться и подумать, а что действительно такое счастье.