В прошлом интервью «ТН» вы рассказывали, что жена сделала вам сюрприз ко дню рождения: пригласила мастеров, и они за ночь отремонтировали вашу гримерную в Губернском театре. Та история произошла три года назад. Какие с тех пор еще были сюрпризы на 18 октября?

Большего сюрприза, чем тот, что я делаю себе и поклонникам сейчас, и представить не могу! Я со своей группой пою в КЗ «Крокус Сити Холл»! Скажи мне кто-нибудь год назад, не поверил бы.

- Правда, немного похоже на первоапрельский розыгрыш. Как вам пришло в голову заняться рок-музыкой?

Возможно, повлияли съемки фильма «Заповедник» по Сергею Дов­латову - он выйдет в этом году. Отдыхая во Франции, мы с Анечкой (жена Сергея - режиссер Анна Матисон. - Прим. «ТН») однажды вечером решили почитать вслух Довлатова. Обычно его читаешь про себя и для себя - ведешь собственный диалог с писателем. А мы попробовали посмотреть, насколько убедительным будет довлатовское слово, когда его произнесет артист. Останется ли это по-прежнему смешно и пронзительно, как у Довлатова. Аня послушала, ей понравилось. Тогда и возникла идея экранизации. Но мы решили, сохраняя довлатовский дух, перенести действие в наши дни, а героя сделать не писателем, а музыкантом. Тут лучше было бы у Ани спросить, но, думаю, так решили сделать, потому что показать в кино писательское вдохновение гораздо сложнее, чем вдохновение, допустим, музыканта. Ведь кино - это визуальное искусство. Мой герой стал рок-музыкантом, и мне кажется, это как раз добавило образу современного звучания. И назвали героя не Борисом, как в книге, а Костей: Аня считает, что имя Боря ему не очень подходит. Естественно, мы утвердили сценарий у наследников творчества Сергея Донатовича Довлатова - у нас все законно.

С женой Анной Матисон (2018). Фото: Тимур Артамонов

Снимаясь, вы много слушали рок, чтобы настроиться на нужную волну? Общались с музыкантами, чтобы, может быть, позаимствовать какие-то черты?

Я всегда слушаю рок, независимо от того, звучит ли он в фильме или спектакле, где я играю. Одна из моих любимых групп - Muse. По поводу музыкантов - я знаком и с Юрой Шевчуком, и со Славой Бутусовым, и с Володей Шахриным, и с Леней Агутиным, который, кстати, снялся у нас в «Заповеднике». Я многих знаю, но никого конкретного не играл, Костя - полностью выдуманный герой. Как и артист балета Алексей Темников, которого я сыграл в другой Аниной картине - «После тебя». Все думали, что я сыграл очередного исторического персонажа, а на самом деле Алексей Темников выдуман от и до. С Костей тоже все пытаются искать аналогии, сравнивать с кем-то из рокеров, а на самом деле это герой Дов­латова, только не писатель Борис, а музыкант Костя. А кроме имен и рода занятий у них все общее: творческая нереализованность уже десять лет, депрессия, проблемы в семье - жена уезжает в Канаду, и огромное желание начать все сначала…

С Леонидом Агутиным на съемках фильма «Заповедник» (2018). Фото: instagram.com

- Учились играть на электрогитаре?

Пришлось немножко переучиваться. У меня классическая постановка рук, я ведь закончил музыкальную школу по классу гитары, но у меня шестиструнная гитара, а электрогитара - это ведь другое. Я впервые играл с помощью медиатора. Конечно, поиграть на электрогитаре - это ни с чем не сравнимое удовольствие. Инструмент громкий, но его можно включать так, что будешь слышать только ты сам в наушниках. Я часто так играл дома, не причиняя беспокойства окружающим.

То есть вам понравилось играть на новом инструменте - и от этого оказался один шаг до создания собственной группы?

Не знаю, что спровоцировало на этот шаг. Может быть, действительно роль. Может, я просто пробовал петь одно, потом другое, так и до рока добрался. В основном это были, конечно, песни для фильмов и спектаклей. У меня есть спектакль «Хулиган. Исповедь» - в нем я пою свои песни на стихи Есенина. Есть спектакль «Высоцкий. Рождение легенды» - там в финале целый блок, где я пою песни Высоцкого в рок-аранжировке, и это довольно убедительно звучит. Так что я себя немного в этой области пробовал, искал свой тембр, проверял вокальные данные на способность к надрыву - и в итоге осмелел настолько, что решил записать песни не для спектаклей! Собрал группу, назвал ее «Крестный папа»…

Вспоминается одна героиня вашего и нашего любимого Довлатова, которая спросила, как называется река. Ей ответили, что Нева, а она удивилась: «Нева? Что вдруг?» Так вот, «Крестный папа»? Что вдруг?

Не скажу, это секретная информация! Зато могу сказать, что музыканты у меня правда прекрасные, в хороших группах играют и по всему миру гастролируют. У нас летом вышло три сингла, первый - «Не про нас» - вышел 1 июня, в тот же день попал в российский «Топ-5» музыкального чарта iTunes, а потом и в европейский «Топ-100» вошел! Дальше была песня «С какой мы планеты», а сейчас выпустили «Трудный день», который открывает мой первый сольный альбом. Они тоже популярны, на YouTube сотни тысяч просмотров!

Так здорово, наверное, радоваться первым достижениям в новом деле! Ведь как актер вы добились успеха очень рано - в 23 года стали лауреатом Государственной премии, в 35 лет - народным артистом. Какими наградами вас можно еще удивить в этой области? А с рок-музыкой другое: вы с азартом следите за количеством просмотров на YouTube, как 20-летний студент, хотя вам скоро 45 лет.

Да, 45 - ну и что? Я смотрю, например, на U2 - люди в почтенном возрасте, я, по сравнению с ними, мальчик, но они настолько мощно выступают. Робби Уильямс - мой ровесник, а от него такой драйвище идет со сцены! Никоим образом не сравниваю наши достижения. Я просто о том, что в роке возраст отсутствует как таковой. Если у тебя есть внутренний огонь, сколько бы тебе ни было лет, можно играть рок.

Анна не удивилась такому повороту? Все-таки выходила замуж за актера и художественного руководителя театра…

Как раз она первой и увидела во мне рок-музыканта! Она подарила мне роль в «Заповеднике» - верила, что я могу такое сыграть. Увидела, как я пою и существую в песне на сцене, и сказала: «В тебе есть задатки! Ты абсолютный рок-музыкант по поведению, по голосу - это просто надо развивать». И я постепенно, шаг за шагом стал двигаться в этом направлении. Кстати, она подарила мне электрогитару, когда мы снимали «Заповедник», - я с ней как раз и работал. Конечно, у меня был дублер: чтобы стать электрогитаристом, надо еще работать и работать. Но я учил все партитуры, чтобы и на среднем, и на крупном планах было похоже, что я играю сам.

Кадр из фильма «Заповедник» (2018). Фото: Пресс-служба «Кинокомпании Сергея Безрукова»

- А вы в юности не хотели стать рокером? Многие парни этим грезят, но вы-то с детства были увлечены театром.

Конечно, я пел песни групп «Наутилус Помпилиус» и «Кино»! А про рокера была одна фантазия, о которой сейчас забавно вспоминать. В школе на последнем звонке мы устроили в актовом зале то, что в театре называется капустником. В нем мы представили нашу встречу выпускников десять лет спустя. Тогда казалось, что за эти десять лет пройдет жизнь и мы уже будем стариками. Один решил, что он станет профессором, другой - физиком, третий - тренером, кто-то даже воображал себя художественным руководителем театра. Но, представляете, я тогда мечтал не о театре. Я вышел в образе рок-звезды, только что вернувшейся из гастрольного тура по Америке. Приехал на встречу, немного опоздав, такой усталый и немного зазнавшийся. Меня приветствовала вся школа, а я почти никого не узнавал. Спел песню и сказал: «Извините, не могу остаться, у меня дела». Спародировал артиста, зараженного звездной болезнью. Все хохотали от души, и кто бы мог представить, что я когда-то действительно прикоснусь и к этому направлению!

Правда, в 17 лет 27 кажутся уже глубокой зрелостью. Были у вас в том возрасте мысли: мне уже столько лет, а я еще ничего не добился! «Но грустно думать, что напрасно была нам молодость дана»?

Такого не было, но я всегда думал, что я слишком мало работаю. Мне казалось, что я многого не успеваю. Хотя объем был колоссальным всегда, мне казалось, что надо делать гораздо больше! Это нетерпение сердца - хотелось сразу всего, много, сейчас! Но это свойственно всем молодым азартным людям. А со временем я понял, что все происходит не случайно и сроки, когда что-то происходит именно с тобой, тоже не случайны - просто значит, что твой путь именно такой.

- А верится, что 45 уже? В душе сколько?

Так и есть - 45. Это уже зрелость, когда много пройдено, много уже пережито, но в то же время есть замечательный душевный драйв. Я теперь действительно абсолютно счастлив. У меня ощущение, что теперь все так, как я хотел. Есть работа, дом, семья и огромное желание творить. Я не останавливаюсь - это тоже один из очень важных моментов. Если в 45 у тебя еще впереди планов громадье и ты еще себя не реализовал до конца, это большой плюс. Мне жизнь по-прежнему интересна.

- Сейчас у вас будет огромный концерт в «Крокусе». А были дни рождения, когда вы сбегали от всех?

Пожалуй, не было, хотя каждый раз мои родные и близкие твердят, что я уже должен перестать работать в свой собственный день рождения! У меня же всегда складывалось, что либо съемки, либо сольный концерт, либо - последние пять лет - сольный моноспектакль «Жизнь. Театр. Кино». И в этот раз у меня опять сольный концерт! Но я дал слово, что на следующий год я 18 октября точно не буду работать, а буду отдыхать с семьей. А если и буду делать концерт, моноспектакль или что угодно еще, то вый­ду на сцену и зажгу не прямо в этот день. Но зажгу ярко и буду работать на износ, потому что я не умею иначе.

«Безумный день рождения» Сергей Безруков и группа «Крестный папа» 18 октября в 20:00 | КЗ «Крокус Сити Холл»

Сергей Безруков

Семья: жена - Анна Матисон, режиссер; дочь - Мария (2 года)

Образование: окончил Школу-студию МХАТ

Карьера: с 1994 года служил в театре О. Табакова «Табакерка», в 1995 году стал лауреатом театральной премии «Московские дебюты», в 1996-м - премии «Чайка» и Государственной премии, в 1997-м - премии мэрии Москвы и премии «Кумир». Снялся в фильмах и сериалах: «Бригада», «Азазель», «Участок», «Заповедник» и др. В 2014 году стал художественным руководителем Московского Губернского театра


Ирина Безрукова: "Я нашла в себе силы простить. И отпустить..."

Актриса Ирина Безрукова рассказала HELLO! о потере сына, расставании с Сергеем Безруковым и новом витке жизни - с чистого листа. О том, как этот разговор стал возможен, мы уже писали. Настал момент представить само интервью.

Ирина Безрукова в фотосессии для HELLO!

Этот год стал для нее годом потерь - жизнь предложила Ирине испытания, которые выдержит не каждый. Она выдержала. И вернулась к работе в театре, снимается в кино, выпустила авторскую телепрограмму. О переменах и событиях последнего времени, с надеждой на то, что ее слова могут помочь людям, которые сталкиваются с утратами, актриса впервые рассказывает в интервью HELLO!

Минувшим летом стартовала телепрограмма Ирины Безруковой "Разговор на сцене" на подмосковном канале 360. Новость стала неожиданной во всех смыслах: роль интервьюера, в которой решила выступить актриса, выбор для этого дебюта малоизвестного подмосковного телеканала, стремительность, с которой Ирина начала новую работу и сделала первые передачи. Но что очень важно, телепрограмма стала своего рода ее заявлением о возвращении на авансцену жизни после трагического события - потери сына.

Ответом на вопрос "А что теперь будет с Ириной?", который уже несколько месяцев не давал покоя желтой прессе и обсуждался там, как водится, вслепую. И еще один значимый нюанс - героем первой передачи Ирины стал Сергей Безруков. Их дружеский, профессиональный, партнерский разговор выглядел настоящим вызовом тому напряженному информационному контексту, в котором оба существуют последние месяцы и который касается кризиса в их личных отношениях.

Своим интервью HELLO! Ирина прерывает долгое молчание. Ее выход к публике - отнюдь не исповедь и не комментарии, Ирина говорит об этом сразу: "Я не из тех людей, кто комментирует слухи". Это продуманный и ответственный шаг человека, который в силу своей профессии и положения невольно находится в центре внимания. И еще это очень смелый поступок женщины, надеющейся, что "некоторые мои ответы, может быть, хоть чем-то помогут людям, которые сталкиваются с потерями". В разговоре она искренна, доброжелательна, сдержанна. Она по-прежнему очень красива какой-то особенной, теплой и светлой, красотой. В ее словах и интонациях нет и тени обиды или раздражения, и это умение владеть своими эмоциями исключительно - учитывая те исключительные по драматизму обстоятельства, которые предложила Ирине жизнь.

Ирина, как возникла ваша телепрограмма "Разговор на сцене"? Вы не журналист, и опыта интервьюера у вас нет.

Да, для меня это было достаточно смелое решение, но совсем не случайное. Вот уже два года я участвую в строительстве Губернского театра, который организовал Сергей Безруков, буквально живу там, как и другие наши актеры, все люди, причастные к этой работе. За это время удалось сделать почти немыслимые вещи - и по количеству спектаклей, и по их качеству, и по созданию труппы, всех служб театра. Это было непростое занятие, фактически круглосуточное. И очень приятно, что результаты так нравятся зрителям, что Губернский театр быстро и уверенно занял свое место на театральной карте Москвы. А поскольку учредителем нашего театра является Министерство культуры Московской области, ее губернатор, то о нашей деятельности чаще всего рассказывал подмосковный телеканал 360. Канал молодой, энергичный, азартный, очень профессиональный, там делают прекрасное документальное кино, там думают о новых программах и форматах - для старта он очень хорош. Я человек узнаваемый, а каналу нужны известные лица.

И вам предложили стать ведущей программы? Или это была ваша идея?

Это был обоюдный процесс. Сначала мне предложили делать в режиме записи десятиминутные интервью с артистами. Каналу хотелось видеть в программе людей уровня Константина Хабенского, Егора Кончаловского, Максима Дунаевского, Чулпан Хаматовой. Идея мне понравилась, но что такое десять минут эфира? Приглашать знаменитых и сверхзанятых людей, чтобы делать такие короткие блицы? Поэтому я в ответ предложила часовой эфир, и мое предложение было принято.

С каким чувством вы пустились в это плавание?

С позитивным! Ну, конечно, было страшновато: получится - не получится, как будет оценено. Интервью есть интервью, все уже придумано - сидят друг напротив друга два человека, как мы с вами сейчас. Но как сделать интересный разговор? Не бытовой, не пустой щебет о том о сем, без желтизны, которая, не секрет, и делает каналам рейтинги. Наиболее сложным для меня в подготовке первых передач было найти новый подход к тому или иному человеку, задать вопросы, которые еще не были ему заданы. Вот что можно спросить у Дениса Мацуева, который раздает интервью по всем странам мира?

Что-нибудь про его пристрастие к футболу, например.

Тоже спрашивали. (Улыбается.) Но лиха беда начало. Я отказалась от услуг редактора и сказала: "Если уж программа называется авторской - буду ее сама делать".

Неужели сами вопросы придумываете?

Да, именно так. Я активный пользователь Интернета, помимо общих источников у меня еще три ресурса: Instagram, Twitter и Facebook.

Роете новости и биографии героев?

Рою. Еще беру прямые интервью. Просто слушаю прямую речь, часами. Пришла на интервью с Димой Дюжевым и говорю ему: "Дима, я фактически двое суток провела с тобой. Готовлю себе салат, еще чем-то занимаюсь, а у меня рядом ноутбук и фоном идет: Дюжев, Дюжев..."

Мацуев вам прямо в эфире сказал, что у него давно не было такого интересного разговора. А это было уже после его юбилея, тогда он интервью раздавал в больших количествах.

Да, и меня очень развеселила его фраза в середине разговора: "Ну я же говорил, что в тебе есть что-то человеческое!" Невероятное чувство юмора. Мы оба просто зависли на этой фразе и хохотали... Хорошо, что у нас идет запись, а то бы попали в прямой эфир. А если серьезно, наверное, это и хорошо, что я не журналист, у меня нет клише, пристроек, повторов себя самой. Я пытаюсь сделать разговор как дружеское общение, но такое, которое не только нам двоим будет интересно.

Первые программы показали, что у вас это получается.

Очень надеюсь. Передача начинает жить своей жизнью, и мне это нравится. Уже подтвердила свое участие Чулпан Хаматова, для меня это большая честь. Я знаю, как она занята, как редко дает интервью. То же можно сказать и о других моих героях.

Героем вашей первой программы стал Сергей Безруков. В последнее время вокруг вашей семьи было очень много слухов, но вы оба ничего не комментировали, как и прежде, когда дело касалось вашей частной жизни. В финале интервью был такой момент: вы вручили Сергею конверт с чистым листом. Видно было, что он удивлен...

Это был символичный жест. Чистый лист возник оттого, что я знаю: в нынешний период жизни это именно то, в чем Сергей действительно нуждается. Я дала ему возможность начать жизнь с чистого листа. Да, как супруги мы расстались, но продолжаем работать вместе. За 15 лет совместной жизни мы стали по-настоящему близкими людьми и соратниками, и наше расставание этого отменить не может. Нас по-прежнему объединяет общее дело - Московский Губернский театр, Фонд поддержки и развития социокультурных проектов, который мы вместе создали. Я благодарна Сергею за поддержку моего телепроекта, за то, что он нашел время прийти на мою первую программу и озвучил проморолик к ней, - это было его предложением. Но на этом мне бы хотелось поставить точку и, пользуясь случаем, попросить средства массовой информации не беспокоить меня вопросами на эту тему, ничего не додумывать и не сочинять.

Ирина, так получилось, что этот год стал для вас очень тяжелым в личном плане. Весной вы потеряли сына, своего Андрея, - и одно то, что вы не отгородились от мира, не ушли в себя, вызывает и невероятное уважение, и восхищение. Если только вообще здесь уместны эти слова...

Мы можем поговорить об этом. Я, конечно, думала о нашем интервью, не могла же я о нем не думать. И мне кажется, что некоторые мои ответы хоть чем-то помогут людям, которые внезапно сталкиваются с потерями.

Вокруг гибели Андрея столько разных слухов...

Давайте проясним. Я не из тех людей, которые комментируют слухи, и делать этого не буду. Но что касается Андрюши, я могу сказать несколько вещей, и они не будут комментариями. С ним произошел несчастный случай. Это была трагедия абсолютно внезапная, и этого не должно было произойти. Он был один в квартире, ударился виском, и мгновенно наступила смерть. Я была на гастролях в Иркутске, Андрюша около суток не выходил на связь, и я попросила подругу приехать ко мне домой. Она врач. Было решено вскрыть квартиру, потому что ни у кого не было запасных ключей. С ней вошел участковый, два человека из МЧС, врачи скорой помощи и еще одна моя подруга - директор нашего театра. Выводы однозначные - это несчастный случай.

Не у всех найдутся силы пережить такую утрату.

Вы знаете, а я не уверена, что я это пережила и что еще это переживу. У меня были моменты - сейчас я уже могу говорить об этом, - когда я бы не возражала, чтобы моя жизнь кончилась сама собой. Но она не заканчивается.

Ирина Безрукова с сыном Андреем Ливановым, архив

В чем вы находите источники - я не могу сказать "утешения", потому что это неточное слово... Но силы выглядеть и разговаривать так, как вы выглядите и разговариваете, не чувствовать обиды на весь мир, не изводить себя вопросом "Почему это случилось со мной?"

Я их ниоткуда не беру. Я уже сказала, что у меня были минуты такого отчаяния - и я думаю, что они знакомы всем людям, у которых умирали детки, - что в какой-то момент не хочется жить. Это не значит, что ты думаешь шагнуть с балкона, но, в принципе, если бы я просто заснула и не проснулась - меня бы это устроило. Отчаяние и душевная боль. Если физическую боль, даже невыносимую, можно гасить - есть препараты, то душевная боль просто не отпускает. Она болит ровно столько, сколько она болит.

Но, мне кажется, есть что-то, что вы уже можете определить и дать этому название, что позволяет вам просто жить, вставать по утрам, делать свое дело...

Есть. То, что раньше я видела в фантастических фильмах или читала в каких-то удивительных книгах и романах, после ухода Андрюши стало со мной происходить на самом деле. Или, может, я просто так хотела в это верить, что оно происходило?.. Но я получала информацию. Друзья рассказывали сны, которые до последнего слова совпадали со словами, которые говорил мне Андрей. Как-то он сказал: "Я бы хотел, чтобы радости и любви стало на Земле больше". Вот с этими словами ко мне пришли друзья и еще с другими - тоже про радость... Однажды подруга повела меня в кафе - на людях мне становилось немного легче. Мы сидим с ней за столиком, а я все спрашиваю Андрюшу: "Как же мне дальше без тебя? Что мне делать?" - поднимаю глаза и вижу перед собой черную грифельную доску - знаете такие, на которых в кафешках мелом меню пишут? А там по-английски: "Наслаждайся каждой минутой своей жизни!" Один раз я случайно нажала на клавишу своего ноутбука, у меня там сотни разных музыкальных записей, и вдруг зазвучала песня Woman Don"t Cry. В другой раз включила наугад - песня "Мама". Я ощущала присутствие сына...

Вы верующий человек?

Да, верующий, хотя не религиозный. И, знаете, сейчас я думаю, что если они нас оттуда, сверху, видят, им, наверное, невыносимо больно смотреть, как мы мучаемся. И они пытаются нас утешать, а мы не справляемся. Потому что слезы никак не заканчиваются.

Так бывает, только когда люди действительно были очень близки.

Мы с Андрюшей незадолго до того, что случилось, уехали на десять дней во Вьетнам, он всегда туда хотел. У меня были другие планы - приглашали на фестиваль в Белград, но Андрей сам предложил: "Мам, у меня есть несколько дней для отпуска, ты бы хотела со мной поехать?" И я так счастлива, что поехала! Наверное, это было самое близкое общение в моей жизни, по-человечески самое близкое... Андрей был для меня не просто сын, а духовно и душевно очень родной мне человек. Самая безусловная любовь в моей жизни. Любовь к мужчине может быть огромной, всепоглощающей, но она никогда не носит безусловного характера.

Андрей собирался стать актером, как вы и его отец, но не стал им.

Он был непохож на актерских детей. Он был философ, мудрый мальчик, одаренный в разных планах, но он никогда не хотел концентрировать на себе внимание. Поэтому и не выбрал эту профессию, хотя у него все хорошо складывалось: его уже приглашали играть Ромео в профессиональном театре. Он ушел со второго курса театрального, увлекся японистикой, у него были мечты работать в ЮНИСЕФ, его мотивацией с детства было всем помогать - народам, странам, отдельным людям. Из своей небольшой зарплаты он всегда десять процентов отдавал на благотворительность либо мне со словами: "Мам, ты кому-нибудь перечисли". Он работал вместе с нами в Губернском театре, администратором, помогал всем, не делил работу на свою и чужую, буквально жил в театре. Когда Андрюши не стало, когда зашкаливало отчаяние, страх, чувство вины - а что было бы, если бы я не уехала на гастроли? может, не случилось бы беды? - театр сделал мне невероятный подарок. Передали флешку, на которую наши актеры записали свои истории про Андрея. Они меня просто выкупали в любви. Я столько нового о сыне узнала! Как для каждого он находил особое доброе слово. Как поддерживал в тяжелый момент. Один актер рассказал, что, когда приехала его мама из провинции, Андрюша подошел к ней и сказал: "В вашей семье все такие же красивые и талантливые, как ваш сын?" И мама плакала от счастья. Когда я это слушала, я тоже плакала - это согревало мне душу.

Друзья поддержали вас в это тяжелое время?

Да, они просто передавали меня из рук в руки. В какой-то момент я перестала есть. Просто забывала, на день или два. Но когда кто-то со мной был рядом, разговаривал, я садилась и ела. Моя сестра была со мной на даче неотлучно. Моя подруга стучала в ванную, если я долго не выходила. Мой близкий приятель и его семья, которые находились во Франции, буквально вытащили к себе, и так бережно, осторожно, как бы невзначай возвращали к жизни. Друзья. Которые терпеливы, которые с тобой, и не в моменты твоей силы и успеха, а в моменты отчаяния - рядом и слушают. Молчат. Просто тебя обнимают. Отвлекают, выводят на прогулку.

Ирина, насколько прошлое имеет над вами власть? Или оно однажды уходит в почву, из которой потом вырастает будущее - каким бы оно ни было?

Об этом можно говорить только с точки зрения сегодняшнего момента. Поскольку так случилось, что именно эта весна принесла невероятные события и изменения в моей жизни, я попробую сейчас как-то образно это выразить, потому что слова иногда бывают очень бедны. Возникло ощущение, что у меня не то что почвы под ногами нет, вокруг вообще ничего нет. Так бывает с людьми, которые в первый раз погружаются с
аквалангом. Ты уходишь на глубину и перестаешь понимать, где верх, низ, право, лево, и наступает паника. Вокруг тебя, во все стороны - одна глубокая бездна, и нет опоры. Наверное, люди такое переживали в революции, войны, землетрясения, когда вот только что была жизнь, и в одну минуту она закончилась. И уже непонятно, где прошлое, настоящее и будущее.

Где же снова взять ориентиры?

Они есть, нужно только увидеть. Однажды я села за компьютер Андрюши, спросила у него разрешения, сказала ему: "Извини, но мне сейчас так хочется поговорить с тобой, как если бы ты был жив, узнать, о чем ты думал, что тебя интересовало". И вот я стала читать. Его переписку с другом, который влюбился, а Андрей подсказывал ему, как сводить девушку в театр, какой купить букет, как за ней ухаживать. Он просто помогал парню, который не знал, как себя вести, к тому же был беден. И Андрей ему пишет, что он договорится, чтобы в нашем театральном буфете сделали пирожные по внутренним ценам, накрыли стол на балконе, и друг может пригласить свою девушку на романтический вечер. Я читала и слышала Андрюшу, его интонации в каждом слове... Чувствовала его доброту. И поняла, что все это просто не может раствориться, исчезнуть, что это-то и остается навсегда. Письма меня ободрили, даже открыли нового Андрюшу - я не предполагала, что у сына есть литературный талант, а он у него был.

Ирина, очевидно, что вы обладаете эмпатией, умением не просто понимать другого человека, но чувствовать его, как саму себя. Для актрисы это прекрасное качество, и для матери, а вот для женщины - это хорошо?

Иногда это является проблемой - то, что ты чересчур хорошо всех понимаешь. "Ну ты же меня поймешь? Ты же знаешь, почему я так поступаю?" Я действительно понимаю, почему совершаются не самые лучшие, не самые благородные и не самые красивые поступки. Но в отношениях с близким окружением это приносит иногда невероятную боль. Поэтому, может, проще не понимать и швырять предметами об пол?

Но вы этого не делаете?

Ни разу в жизни не разбила ни одной тарелки.

Сегодня, когда у вас своя программа и роли в театре, вам не кажется, что в браке с Сергеем Безруковым вы всегда отходили чуть-чуть на второй план?

Мое мнение сегодня - быть может, через полгода я буду думать иначе, - что в браке женщина всегда на полшага позади мужчины, у него за плечом. Если женщина вырывается вперед, у мужчины появляется внутренняя агрессия, и она постепенно возрастает. Наверное, это справедливо. В общем-то, это мужское дело: завоевывать мир, идти на войну, защищать, совершать открытия и поступки. А женщина - просто пространство, в котором мужчина живет. Это любовь, которая его питает, движет, поддерживает. У меня был период, когда я сетовала, что могла бы быть уже в другой актерской обойме, что свою карьеру я запустила. Но на тот момент я считала, что работаю на хорошее дело, на очень талантливого человека, который несет людям радость. И я помогаю ему в этом.

Вы когда-нибудь думали о том, что совершили в прошлом какую-то ошибку и хотели бы ее исправить? Или вы из тех людей, которые считают, что в истории не бывает сослагательного наклонения, ничего переписать не только невозможно, но и не нужно?

С уходом сына я переоценила очень-очень многие вещи. Я нашла в себе силы через 15 лет попросить прощения у отца Андрюши, Игоря Ливанова. Я плакала, мы обнялись. Я нашла в себе силы на прощании с Андрюшей держаться и утешать тех, кто рыдал. Супруга Игоря, такого невысокого роста, - маленький воробушек, полный горя и слез, - я ее увидела впервые в жизни. Она прижалась ко мне и плакала у меня на груди. Я нашла в себе силы простить многие вещи... И отпустить.

Ирина Безрукова в спектакле "Бесконечный апрель" на сцене Губернского театра

С Андреем Ильиным в "Бесконечном апреле", постановка Анны Горушкиной по пьесе Ярославы Пулинович. Главный герой вспоминает свою жизнь - длиною в целый ХХ век. В воспоминаниях к нему приходит мать, и в этой призме прошлого она присутствует как свет, абсолютное счастье и единственная правда в его жизни

В Губернском театре вы вместе с Андреем Ильиным замечательно играете в спектакле "Бесконечный апрель". Он - старик, вспоминающий свою жизнь, и в этих воспоминаниях буквально за секунды превращается на сцене в ребенка, в юношу, во взрослого мужчину.

Андрей - уникальный артист.

Без сомнения. Вы - мама героя, которая приходит к нему в воспоминаниях. Но роль матери очень пронзительная, почти исповедальная. Вы будете продолжать ее играть? Я подумала, что, вполне возможно, откажетесь.

Нет, не откажусь. Я только один раз попросила, чтобы за меня сыграла другая актриса, которая работает во втором составе, Лена Киркова - одна из лучших в нашем театре. И не потому, что я не могла сыграть, но это было вскоре после случившегося с Андрюшей, и я понимала, что в зале могут оказаться журналисты таблоидов. Они будут снимать, как я выйду в роли матери: играю - не играю, плачу - не плачу. Я не хотела, не могла допустить, чтобы фокус со спектакля сместился на то, как актриса Ирина Безрукова после смерти сына играет маму. Но один раз я сыграла. В свой день рождения я приняла решение выйти в этом спектакле. На него все-таки попали журналисты желтого издания. Они просто купили билеты. И сняли скрытой камерой несколько сцен. А потом они гнались за мной на машине, чтобы сфотографировать. Была погоня, самая настоящая: подрезали, проезжали на красный свет, выбегали с фотоаппаратом прямо перед моим автомобилем. Они меня сфотографировали, удалось. Я остановилась - не выдержали нервы, тряслись руки, я просто боялась, что разобьюсь.

Чудовищная история. Стыдно за коллег, хотя вряд ли их можно назвать журналистами.

Этим вопросом уже занимаются мои юристы, но разве это только юридическое дело?.. Я человек, который еле-еле себя собрал, посадил в машину и поехал играть такой важный для себя спектакль... У меня есть право на личную неприкосновенность. Да, будет судебный процесс. Может, и не один, потому что я совсем не уверена, что они остановятся.

Вы будете продолжать играть в Губернском театре? Вы ведь и не думали оттуда уходить?

Не думала. Очень надеюсь, что и не придется. У нас прекрасный театр, замечательные люди, и я люблю их, а они любят меня. Это моя семья уже.

И публика в новом сезоне снова увидит вас с удивительным Андреем Ильиным в "Бесконечном апреле". Знаете, что мне напоминает этот спектакль? Когда подходишь к морю, слышишь плеск волн и думаешь о чем-то своем, но потом остаются только волны и море - ты просто входишь и плывешь, не оглядываясь.

Вот видите... Я 15 лет не играла в театре, пришла в этот маленький спектакль, и вы такие вещи говорите. Разве я не счастливый человек?..

Напишите так: просто я нашел своего режиссера — вот и все. Бывает, всю жизнь актер живет и, к сожалению, так его и не находит. У меня вот сложилось в мои 42 года... Причем Аня же не просто режиссер, она и сценарист — в ней сочетается все! Потрясающее чувство меры, вкус и абсолютное чувство правды.

Новая совместная картина стала не просто волшебством, соединившим творческий и личный путь Анны и Сергея, она также раскрыла их отношение к разводу и к любви в целом. Как призналась Матисон, иногда развод — то, что нужно, чтобы спасти отношения и не травмировать детей, если они есть. Но Безруков, выразил немного иную точку зрения, особенно .

Я тут просто промолчу. Потому что у каждого свой опыт. У всех по-разному. Наша картина — про обретение счастья. Получится оно или нет. Каждому хочется любви. У кого-то, оказывается, она есть. А у кого-то, бывает, что уже и нет. И тогда надо ее искать. Фильм на самом деле о том, что надо найти свою любовь. И для каждого, думаю, будет свой ответ в этой картине.

И если , не пряча себя за семью замками, то Анна Матисон призналась, что для нее отношения — сугубо личное, что ни в коем случае не выносится в публичную плоскость. Режиссер надеется, что поклонников будут интересовать ее работа в первую очередь, а не личная жизнь.

Сергей Безруков в настоящее время является культовым актером Российского кино, интерес к которому не уменьшается с годами, а только растет, поэтому интервью с ним о его секретах создания прочной семьи будет полезным многим телезрителям, и поможет несколько по-другому посмотреть на семейные отношения.

Как отмечает актер, он старается по-возможности не целовать женщин в присутствии своей жены. Кроме того, прожитые годы в гражданском браке с Ириной позволили проверить чувства, насколько они сильные, и только после этого уже соединиться в законном браке. В своем интервью Безруков отметил, что самой Ирине постоянно нашептывали разные небылицы, пытаясь ее отговорить от общения с ним, отмечая, что этот «звездный мальчик» не собирается жениться, у него и так успех.

Однако, когда Сергей Безруков интервью давал, то постоянно улыбался, с теплотой подчеркивая удивительную мудрость своей жены. Во время беседы он неоднократно подчеркивал, что семья-однодневка его не интересовала, и чтобы там не говорили, хотел создать прочный и долгий союз.

Но вопросы о секретах его стабильного брака ответил, что семья – это тяжелая работа, основанная на постоянных уступках, причем, взаимных. Сергей Безруков подчеркнул, что его жена Ирина очень мудра, не устраивает скандалов, доверяет ему, и в своих отношениях стремится к совершенству.

Интересным был вопрос о том, как относится актер к длительным разлукам. На что Безруков ответил, что не старается испытывать судьбу, и часто при длительном отъезде берет ее с собой, отмечая, что во время интимных съемок испытывает неловкость, что жена все это видит. Актер отмечает, что в таких ситуациях Ирина очень деликатна, и относится ко всему с пониманием, что не свойственно многим актерским семейным парам.

Интервью с Безруковым позволило совершенно иначе посмотреть на его семейную жизнь. Сергей отмечает, что хотел бы вместе воспитывать совместного ребенка, но пока приходится довольствоваться общением с Ирининым сыном, которого воспринимаешь как своего, и поэтому отношения, по словам актера, удивительно доверительные, и каждый об этом знает.

По поводу помощи в карьере Ирины Безруковой Сергей сказал следующее: «Если роль подходит, то обеспечу для этого все условия, но уж коль не вписываешься, то такая помощь сравнима с «медвежьей» услугой, в результате чего страдает не только дело, но и репутация актера». Сергей Безруков отметил, что с женой совместно снимался только там, где она хорошо вписывалась, и семейственность ему не по душе. Вот такой человек – Сергей Безруков.

"Хозяин в театре один. Это я"

Три года назад Сергей Безруков взял театр в Кузьминках под гиблым названием «Областной дом искусств», куда прежде не вступала нога театрала. Многие тогда жалели популярного актера, будучи уверенными, что он и себя погубит, и гиблому делу не поможет. Но вот минуло три сезона, и Губернский театр активно и жестко начал отвоевывать свое место на театральной карте Москвы: девять премьер за сезон, гастроли и даже научные конференции. О Владимире Высоцком, собственных открытиях, страхе чиновников и бессонных ночах молодого отца мы поговорили с Сергеем Безруковым сразу после премьеры спектакля «Высоцкий. Рождение легенды».

Спектакль «Высоцкий. Рождение легенды». Фото: Анна Коонен

«В Бухаре Высоцкий реально умер - была клиническая смерть»

Сергей, почему ты решил в своем Губернском поставить спектакль о Владимире Высоцком? Премьера только что с успехом прошла. Так был недоволен фильмом «Спасибо, что живой»?

Ни в коем случае. Я находился под обаянием фильма, где была тайна, и был уверен, что тайну до конца не откроют - образ артиста не должен был отвлекать от экранного образа Владимира Семеновича. При всех «за» и «против», к моему великому сожалению, многие за основной темой болезни не увидели в фильме самого главного - той самой «Молитвы», которую я теперь читаю в спектакле. Монолог написал Никита Высоцкий: «Пусть им всем будет хорошо, кто жив и кого нет… Может, я не умер сегодня, чтобы успеть сказать: «Как я вас всех люблю». Может, для того чтобы родился этот спектакль, и состоялся фильм.

Мысль в спектакле настолько очевидна и понятна - воскрешение поэта Высоцкого. Ведь он полгода ничего не пишет, до поездки в Узбекистан, в Бухару, пожираемый болезнью, находится в такой человеческой ловушке. Хочет вырваться, но не может и загоняет сам себя: «Ну хорошо - пять концертов в Узбекистане». То есть докрутить себя и уйти в пике. В Бухаре он реально умер - была клиническая смерть. Но чудо - его сердце запустили.


В спектакле «Высоцкий» затронуты две важные темы, напрямую связанные с образом поэта, - свобода и цензура. Цензура вспыхнула среди деятелей театра как лихорадка: «Караул, цензура!» Так она есть или нет?

Меня она не касалась и не дай бог, чтобы коснулась. Никаких притеснений не испытываю, хотя прекрасно понимаю, что цензуры как таковой не существует, но существует мнение. Причем мнение, порой высказанное чиновниками низшего ранга. На местах люди дуют на воду по принципу «как бы чего не вышло». Это то самое, чеховское, из рассказа «Человек в футляре» - «как бы чего не вышло», - и срабатывает... Вот врожденный страх с советских времен заставляет чиновников на местах совершать неадекватные поступки.

А той цензуры, советской, о которой мы говорим в нашем спектакле, ее, конечно, нет. Сейчас времена свободные - и театры, которые позиционируют себя как театры свободы, чувствуют себя превосходно, самореализуются в творчестве как хотят и никого с работы не выгоняют.

А может быть, все дело в природе нашей психологии - быть всегда недовольным властью: душит она, не душит - все одно.

Тема такая сложная, не берусь судить. Каждого художника надо рассматривать в отдельности, а разбирать характер художника тем более не нужно, потому что люди искусства слишком эмоциональные и порой очень даже обидчивые. Поэтому с нами надо аккуратно. Кстати, вспомнил, в моей жизни был случай: на одном мероприятии - не буду говорить, где оно происходило, - ко мне подошли люди и попросили не читать стихотворение Высоцкого «Мой черный человек в костюме сером».

- И что ты им ответил?

Я сказал: «Нет, я буду делать то, что я хочу». - «Может, не надо?» - неуверенно говорили они. «Да нет, надо». И никаких санкций не было, ничего страшного не произошло, но было смешно и странно. В первую очередь есть совесть художника, позволяющая или не позволяющая что-то делать, собственный нравственный барьер, за который я не перешагну никогда. Говорят: «Старик, ты на этом заработаешь». - «Я не буду этого делать никогда». - «Это принесет тебе успех, скандальную славу». - «Я не буду этого делать никогда».

- Можно уточнить, что именно Сергей Безруков не будет делать ни-ког-да?

Ну пока что те темы, которые мы затрагиваем в наших спектаклях, я себе позволяю. Скажем, «окопная правда» в спектакле «Веселый солдат» по Астафьеву, а он там весьма нелестно отзывается о Жукове и других военачальниках, но, как ни странно, пацифистский получился спектакль.

Наверное, не скатился бы до тотальной чернухи. Я считаю, что в наше время нужно показать и белое. Говорят: «Перестаньте, у нас одно сплошное черное». - «Но все-таки, если приглядеться, нельзя не увидеть белое…» Это просто разные подходы к тому самому воспитанию… Послушай, театр для того и создан, чтобы говорить о жизни человеческого духа, о тех самых прописных истинах, о которых говорили великие мастера, и на них мы, молодежь, даже в мои 43, смотрим. Для чего я хожу на сцену? Для чего? Можно работать и на отрицании, но сегодня слишком много отрицания, негатива и в Интернете, и в отношениях между людьми. Наоборот, приподнимать, а не отталкивать надо. Можно, конечно, спровоцировать ползала на уход, на выкрики «позор» - и получить скандал. Но это не для меня.


Спектакль «Сон разума». Фото: Светлана Селезнева

«Могу быть деспотом, но не тираном»

- Вот уже три года ты начальник театра, то есть худрук. Три главных открытия, которые ты для себя сделал?

Первое - тяжело работать в большом коллективе. Второе - быть демократом и диктатором одновременно, потому как что-то одно невозможно. Толерантность тоже не подходит. Третье - переживать как за самого себя за людей, которых до этого не знал. А они - артисты, им нужны роли. Я же в «Табакерке» точно так же смотрел на Олега Павловича Табакова: «Когда же вы дадите мне сыграть Хлестакова?» А Олег Павлович: «Щас, щас, Серега, погоди, ищем режиссера». Вот я ждал-ждал и в результате сыграл Чичикова в «Мертвых душах». Я всю свою пластику там использовал, но это не Хлестаков.

Я понимаю, что Карина Андоленко замечательно сыграла Чебоксарову в спектакле «Нашла коса на камень» или Роксану в «Сирано», но ей надо что-то новое, что ей самой должно быть интересно и чтобы спектакль собирал полный зал. У меня артисты замечательные - та же Карина, Антон Хабаров, Галина Бокашевская, они снимаются много, их любят. Они, может быть, и не считаются звездами первой величины, но мне бы хотелось сделать так, чтобы они ими стали, чтобы зрители шли на них.

- Как на Безрукова, да?

Спасибо за доверие. Как и раньше, а сейчас особенно, зритель идет на имена или на бренд, какие есть у театров Фоменко или Женовача. А Губернскому - три года, но у нас уже много поклонников. И знаешь почему? Они видят, что их здесь не обманывают: то, что написано на афише, так оно и будет. Если написано «детский блокбастер» «Остров сокровищ», то они будут смотреть блокбастер, зная цену этому определению. Для того чтобы привлечь зрителя в театр, нужно постараться, зная, что искусство - это большой обман. Но фокусами опасно заниматься, нужно по правде.

- В твой кабинет может прийти артист? Поговорить, пожаловаться на жизнь?

Может. Но тут есть момент субординации - хотя не люблю это военное слово, - чтобы не превращать наши отношения в панибратство. Потому как режиссер все-таки главнокомандующий. И когда ты идешь в бой, в атаку, тебя все должны слушаться. А если ты настолько демократичный, запанибрата, то найдется половина тех, кто сядет курить: «Давай-давай. Дойдешь, тогда и мы подтянемся». Иногда надо рявкнуть так, чтобы все встали смирно и пошли.

- Научился рявкать?

Я это и умел. Рявкнуть могу, могу быть деспотом, но не тираном. И в то же время быть абсолютно мягким и добрым, искренне относиться к каждому из артистов и входить в их положение.

Порой я ставлю их в невозможные условия: они выпускают три спектакля одновременно - и я говорю: «Вы же все плакались, что нет работы? Теперь у вас ее будет через край. Но только потом не плачьте». Они воют, но работают очень много.

- Не разочаровался в актерах, не произошла переоценка?

Нет, поскольку знаю природу профессии - сам артист. Так что посмотри на артиста со стороны, как в зеркало: чтобы ты убрал прежде всего в самом себе? Некий каприз, недовольство, самокопание, а это режиссеру мешает в артисте: самокопание не позволит сыграть, давай уже делом заниматься. Я этому научился еще у отца, который работал со мной как педагог. Потом у Табакова.

- Поступок, которого ты сам от себя не ожидал?

Я не ожидал, что смогу объединить два театра. То, что я пережил при реорганизации, врагу не пожелаю. А это был Московский областной дом искусств (МОДИ), а в нем Камерный театр и областная драма Островского. Спрашиваю: «А где театр-то? Чем руководить?» И я объединяю театры, придумываю название - Губернский. Но объединять надо в творчестве, как это сделал в свое время Римас Туминас в Вахтанговском. Тогда я выбрал Островского, поставил спектакль «Нашла коса на камень», и в нем играли артисты разных театров. Придумал еще и эпизодические роли, которых нет у драматурга, чтобы занять побольше артистов. И я никогда не забуду сдачу спектакля «папам/мамам», когда пришли артисты. Я видел в зале «добрые-добрые взгляды», и в них читалось: ну давай, делай. А потом увидел их лица после прогона - заглядывали в глаза: «А можно мне немножко выйти? В маленькой роли?». Надо было победить. Я доказал делом.

- Артисты, недовольные тобой или которых ты уволил, писали на тебя телеги?

Тут есть камень преткновения - бессрочные контракты, и все - уволить человека ты не можешь, даже если он профнепригоден. Но с некоторых пор мы заключаем эффективные контракты, по которым мы имеем право артисту, который не занят или мало занят в спектаклях, платить столько, сколько он заработал. По крайней мере это честно. Это не касается востребованных артистов, ими я дорожу.

- Послушай, у тебя такая здоровая психика?

Я мобилизуюсь. Ты же меня знаешь: я человек, любящий театр бесконечно, фанат. Если понадобится, я как педагог расскажу, покажу, сыграю.

- У тебя какие отношения с губернатором Воробьевым?

Замечательные. Я рад, что есть и всегда была поддержка от Андрея Юрьевича. Сейчас мы приобрели статус центра развития театрального искусства.

Почему тебя не было на историческом мероприятии - открытии нового здания «Табакерки» на Сухаревской площади? Это очень многих удивило.

Я предупредил за месяц, что не смогу быть - съемки. Но придумал видеопоздравление: называется «Самуил Яковлевич почти Маршак. Новоселье». Для меня это было не просто поздравление-отписка. Аня (Анна Матисон - жена, сценарист, режиссер. - М.Р. ) снимала его прямо здесь, в репзале, монтировала, работала с компьютерной графикой. Оно есть в YouTube. Договорились с «Табакеркой», что поздравление пойдет на экране, переслал, и мне подтвердили, что оно получено, но почему-то его не показали. Потом Марина Зудина показала Олегу Павловичу, и он сказал: «Спасибо, от души».


С женой Анной Матисон. Фото: bogomaz.ru

«Хозяин в театре один. Это я»

В связи с тем, что у тебя теперь собственная производящая кинокомпания, а ты заинтересован в ее продвижении, будешь отказываться сниматься на других студиях?

Нет, я соглашаюсь. Вот я снялся у молодого режиссера Александра Молочникова - «Мифы о Москве» - и там сыграл роль любопытную и смешную. Самое лучшее продвижение компании - производить хороший продукт, чтобы о тебе начали говорить. Я уже посмотрел материал нашей третьей картины - «Нищеброды», получается замечательное и качественное кино, Аня как режиссер закончила его уже в ноябре. Там я играю отца главного героя и его же дядю родного, таких двух антиподов. А в эпизодах - артисты Губернского театра.

- Пристраиваешь своих артистов в кино?

Пристраиваю. Первым таким сериалом стал «Временно недоступен» - там 23 моих артиста. Потом была картина «После тебя» - там тоже все наши.

- Крутой семейный бизнес: собственная компания, жена - сценарист, режиссер. Ты - продюсер.

Про крутой бизнес говорить не буду - пока идут только вложения.

- Свои вкладываешь?

Порой и свои. Идут заявки по сценариям и сериалам, важно, что и без моего участия. Но на меня написано несколько интересных сценариев, и могу сказать, что если бы не было Ани, не было бы никакого «Млечного Пути» или «После тебя». Люди ожидали «Елок», а там все очень тонко, тепло, искренне и по правде. Японцы сейчас берут картину «После тебя» в прокат, и она единственная, которую они взяли в прокат с Токийского фестиваля (в середине марта выходит в прокат и в России).

- Твоя жена Аня Матисон - сценарист, драматург, режиссер. Есть опасения, что может стать хозяйкой театра?

Хозяин в этом театре один, это я. Думаю, что так и должно быть. Есть помощники хозяина - директор, юристы, зав. труппой, в том числе и сама труппа. Я никогда не развивал семейственность в театре… Злословия и так хватает. Все должно быть согласно таланту: если талантливая пьеса - сто процентов возьму и не буду смотреть, родственник это или неизвестный автор.

Ты худрук, у тебя есть фонд, теперь собственная кинокомпания, спектакли и творческие вечера. Я не спрашиваю, насколько ты богат…

У меня нет никакого бизнеса, нефтяных скважин. Есть либо спонсоры, которые меня любят и уважают, и есть моя востребованность, ее я подогреваю своей опять же работой. Очень хочется порой получать деньги как в бизнесе, но я в нем мало чего понимаю.

- Но насколько тебя хватает - вот вопрос?

Я пытаюсь как-то совмещать. У меня получается. Жизнь и искусство не должны вытеснять друг друга, все должно быть в гармонии. А поскольку мы с Аней творческие люди, то я думаю, здесь все сложилось.


С дочерью.

Я своих детей никогда не оставлю - они все мои

Ты, закрытый для публичности артист, вдруг неожиданно появился в Instagram, и вся страна наблюдала Сергея Безрукова с новорожденной дочкой на руках. Что случилось, что ты вышел в Интернет?

- Ты сам ведешь?

Но Интернет сегодня - это такая поляна для взаимных обид и агрессии. Люди привыкли к некой безнаказанности, которая рождает желание обидеть: я выливаю, а мне ничего не будет. Пишут слова, а слова ничего не стоят. Негатива много, но много и доброго - это чем жить: хочешь в негативе, живи там, но он разрушительный.

Ну да, я в Instagram аккуратно выкладывал фотографии… Просто поделился радостью, что я такой же папа, как все. И тоже с бессонными ночами, укачивающий, невыспавшийся.

- У тебя есть няня?

Нет, мы решили, что сами. Правда, есть бабушка с дедушкой - они помогают. Усиленное внимание к детям, тем более публичных людей, портит их характеры. Как правило, люди известные стараются прятать детей, отправлять куда-то учиться, чтобы не привлекать к ним излишнего внимания. Вот мы сейчас были в Германии на гастролях, зашли в ресторан: официанты, посетители не знали, кто я, но сколько искреннего участия я видел, как они любовались Машей, спрашивали, что принести. У нас так ведут себя только с ребенком известного человека, а другого ребенка, рядом, сразу пропустят мимо. Вот этого мы с Аней и опасаемся.

Поэтому меньше внимания к моим детям, потому что будут сравнивать, сюсюкать, а мир не так прост - очень много лицемерия. Когда ребенок воспитывается в обожании - смотрите, я только вхожу, а меня все уже любят, мне все можно, - это рождает испорченность характера. Нет, ты добейся в жизни всего сам, родители помогут, но добейся всего сам. Отец мне помогал, когда разглядел во мне актерский талант, но отец был не того уровня известности, чтобы меня пристроить в Школу-студию МХАТ.

- Но другие твои дети… Ты с ними общаешься?

Да, есть у меня дети. Общаюсь, помогаю и буду им помогать.

Ты не отрекаешься от других детей. И эти слова вызывают уважение. Вот Гарри Каспаров публично отрекся от дочери - никогда не забуду его интервью - и потерял огромный электорат поклонников.

Воздержусь от комментариев. Я своих детей никогда не оставлю - они все мои. Но рассказывать, распространяться о личном - значит, вредить детям. Не мне - им. Надо оберегать, поэтому я стараюсь быть закрытым в личном плане для прессы: кто-то на этом зарабатывает деньги. Про меня говорят: вот он со всеми ссорится. Неправда, я просто отстаиваю право на свою личную жизнь.

Когда Маша родилась, я взял декретный отпуск, специально ушел со съемок и полтора месяца был рядом с Аней. Были бессонные ночи: потом я cказал, что выхожу из декрета, и тут же написали: «Безруков бросил жену и маленького ребенка». Ну как? Судиться за заголовок невозможно, но суды - отдельная тема у нас.

Бывают счастливые семьи, где дружат с третьими женами, с пятыми мужьями, вместе воспитывают детей… Идеальная гармония мира.

Я тоже стремлюсь к гармонии, и у меня в принципе все замечательно складывается.

Театром, равно как и другим искусством, нужно заниматься с хорошим настроением. «Театр - это веселенькое дело», - говорил Олег Павлович. И я думаю, что он за свою жизнь многого про себя начитался, но настолько силен, что многое пропускал мимо ушей, и все. Я думаю, что надо просто уметь пропускать мимо ушей. А дельная критика - другое дело. Ведь люди, занимающиеся театром, в большинстве своем искренние, так помоги им, не унижай.