Амиши — движение последователей Якоба Аммана. Оно возникло в 1693 году в Швейцарии, но в связи с гонениями, амишам пришлось покинуть Европу и переселиться в Америку. Большинство амишей сейчас проживает в США, но также есть они в Канаде.

(Всего 10 фото)

1. Бандлинг. Это традиция по которой молодая пара должна определенное время спать в одной кровати, но не прикасаться друг к другу. По виду - кровать для молодых - обычная двуспальная, но с доской разделяющей два спальных места. Сейчас это уже редкость, но всё таки можно встретить бандлинг в такой форме, когда молодая невеста в течении месяца спит в мешке, в которую помещает её мать. И с утра мать проверяет, чтобы мешок был на месте и муж не прикасался к молодой жене.

2. Орднунг (порядок). Это перечень правил, которые давным давно старейшины данной общины приняли за веру. Это перечень не только религиозных, но и гражданских правил. Все они основаны на Библии.

3. Технология. Для амишей характерны повозки и ручной труд. Всё делается руками или с помощью домашнего скота, в основном лошадей. При всей своей сложности и трудоёмкости вся выпечка амишей считаются самой вкусной в США.

4. Одежда и стиль. Ремни, перчатки, галстуки, кроссовки: запрещены! У амишей очень простой стиль одежды - в соответствии с их общей философии жизни. Женатые мужчины должны растить бороды в то же время усы полностью запрещены. Женщинам запрещено носить узорную одежду или украшения, а также они не имеют права стричь волосы. Длина одежды строго регулируются орднунгом общины.

5. Амиши разные. Все амиши разные. Если считать по основным ответвлениям то их восемь, но они дробятся ещё сильнее т.к. например в одной общине длина разрешенных полей на шляпе может быть меньше, чем у соседей и это, в принципе, большая проблема, которая может привести к спорам между общинами.

6. Наказания. Потеря бороды - это большая проблема, это потеря статуса и уважения. У амишей есть даже банды, которые промышляют такими деяниями. Недавно одну такую банду, которая резала бороды, за 15 фактов подобных преступлений приговорили к 15 годам тюрьмы для каждого.

7. Инбридинг. Да будет вам известно, что все американские амиши произошли всего лишь от 200 семей. Т.е. у амишей большая проблема с инбридингом т.е. близкородственными связями. Поэтому у них часто рождаются больные дети, которые часто погибают. Смертность среди новорожденных амишей очень велика. Сами же амиши говорят: "Такова воля бога..."

8. Здоровье. Показатели здоровья амишей примерно в 2 с лишним раза лучше, чем у любого американца. Всё это связано со здоровым образом жизни.

9. Rumspringa. Амиш подросток имеет право выбрать себе жизнь. Ему дается период, за который он должен принять решение: остаться в общине и стать амишем или навсегда покинуть общину и никогда не возвращаться и не встречаться с родственниками.

10. Мейдунг. Нарушение орднунга и изгнание из общины. Например, связь с девушкой вне общины, постоянные контакты с людьми не из общины. Мейдунг пожизненный. Вернуться обратно в общину нельзя.

Начались в субботу с поездки в «страну Амишей». Хотя, если честно, применить слово «страна» для этого не вполне корректно, потому что там живут не только амиши, но и американцы. Многие блоггеры так называют места проживания амишей, потому что слово country переводится как страна, но это только одно значения этого слова, но есть также понятие деревня, территория, местность, область. Поэтому я применил бы определение местность или территория проживания этих удивительных людей.

Дома их стоят вперемешку с другими жителями штата. Но верно и то, что графство или округ Ланкастер, действительно является местом компактного проживания большого количества амишей. Кроме Пенсильвании, большие общины их проживают в Огайо и в Индиане

Наш путь лежал в небольшой район Ланкастера под названием Bird in Hand (в переводе – птица в руке). О чем говорит это название, нам, людям, далеким от такого образа жизни? Да просто они предпочитают иметь синичку в руке, чем любоваться шикарным журавлем где-то высоко-высоко в небе.

Об амишах в интернете много материалов. Пишут о них даже те, кто никогда не видел этих таинственных и очень простых людей, кто не был в местах их проживания. А это породило много неточностей в вопросах их вероучения и ежедневных бытовых моментах. Этому еще способствует то, что разные общины амишей на самом деле имеют различия. То, что одни общины применяют в своей жизни, другим категорически запрещено. Но основные постулаты веры являются общими для всех.

В своей статье я опишу то, что видел и слышал от нашего гида, совмещая с информацией туристического бюро, организовавшего для нас эту удивительную по своей доброте экскурсию на ферму. Все фотографии сняты мною лично, за исключением миниатюры, которая взята с экскурсионного сайта.

Для того чтобы узнать немного больше о жизни амишей, мы воспользовались услугами экскурсионного бюро Aaron & Jessica’s Buuggy Rides . Если вы владеете английским языком, вы можете сами познакомиться с этим бюро по ссылке, которую видите.

Кто такие амиши

Те, кого сегодня называют амишами (по названию самой большой общины), на самом деле состоят из не сильно отличающихся друг от друга протестанских общин: из которых самые большие - это собственно амиши старого порядка (Old Order Amish, почти как «русские староверы»), меннониты (Mennonites) и бретрены (Brethren). Первыми из них появились Меннониты (от Menno Simons - основателя секты) в 40-х годах 16 века, как протестантское течение, характеризующееся анабаптизмом (перекрещенчеством). Меннониты, как и все анабаптисты, не признают крещения детей и считают что вера - дело сознательное, и решать вопрос выбора веры каждый должен сам. А потому крестились повторно, в возрасте 16-20 лет, не учитывая раннее крещение (что было для католиков однозначной ересью). Уже принимая во внимание данное положение вероучения, говорить об амишах как о секте не совсем верно. Кстати, этот факт дает повод некоторым блоггерам думать, что и сейчас амиши крестят младенцев, а потом перекрещиваются в зрелом возрасте. Напомню, этот факт исторический и сейчас крещение совершают только взрослым амишам.

Амиши всегда признавали веротерпимость и в теории, и на практике. Кроме того, амиши, в отличие от других протестантских течений и сект, никогда не проповедовали своё учение. Это отчасти связано и с другим важным пунктом учения меннонитов - ненасилием.

Амиши Старого Порядка (названы так в честь Якоба Аммана) отделились от меннонитов в 1600 году и пошли еще дальше: они уже были против любого вмешательства окружающего мира в их жизнь и считали, что ничего хорошего от него ждать не приходится.

После длительных и масштабных гонений, которым амиши подвергались на родине за обычай крещения во взрослом возрасте и противостояния союзу церкви и государства, они в начале 18 века, по приглашению видного квакера Уильяма Пенна, переселились на юг американского штата Пенсильвания. И сейчас именно Пенсильванию, а точнее графство Ланкастер - можно условно назвать «страной амишей». Их здесь проживает более 20 тысяч человек. Так же много амишей живет в штате Огайо. В общей сложности сейчас насчитывается около 225 тысяч амишей, которые проживают на территории США и Канады.

Но началось зарождения народа амишей с переселения в 1720-х годах в Пенсильванию около 300 человек. Приезжали эмигранты и в 19 веке, но в любом случае народ как таковой сложился уже в Америке. У амишей многодетные семьи (обычно по 7-8 детей). По оценкам демографов численность амишей удваивается каждые 16-20 лет. Этот рост особенно удивителен на фоне сегодняшнего общего демографического кризиса в развитых странах.

Вероучение и религиозная деятельность амишей

Вероучение амишей основывается на определённом, достаточно буквальном и строгом, толковании Библии. Основные положения вероучения амишей заключены в «Декларации главных положений нашей общей христианской веры». Членство в Церкви амишей начинается с крещения по вере, которое обычно совершается в возрасте от 16 до 25 лет. Осознанное крещение по вере - это также необходимое условие для вступления в брак. После приобщения к церкви, каждый член общины может вступать в брак только с единоверцами. У амишей нет церквей. Собрания и богослужения проводятся каждое второе воскресенье на дому у членов конгрегации (местной общины) по очереди.

Местная религиозная организация амишей обычно состоит из 20-40 семей, живущих неподалёку друг от друга, часто по соседству. Конгрегация возглавляется епископом, или «полным служителем» (нем. völliger Diener), вместе с несколькими священниками и диаконами.

По правилам, в каждой конгрегации должны быть, как минимум, один «полный служитель», который является также главой общины, 2 служителя и диакон. Они избираются пожизненно голосованием всех членов общины и не пользуются никакими привилегиями. Но лидеры разных общин иногда собираются для решения различных вопросов и заключения договоров между общинами.

Традиции

Образ жизни амишей установлен «Орднунгом» (англ. Ordnung- установленный порядок, устав), который незначительно различается в разных общинах. И в разных церковных округах одной общины правила тоже могут слегка отличаться. Порядки, приемлемые в одной общине, могут быть недопустимы в другой. Трудно что-то говорить об образе жизни и культуре амишей вообще, потому что всего несколько общих положений будут истинны для всех амишей.

«Орднунг» - это скорее практическое руководство к жизни в общине, нежели религиозная доктрина, определяющая понятие греха.

Избыток современных удобств и развлечений может подорвать основы обращенного к богу образа жизни", — считают амиши, и поэтому продолжают жить по законам предков.

Вот теперь познакомимся с законами их предков, и попробуем понять чем амиши отличаются от нас. Ответ очевиден — многим, если не всем. Ведь они живут примерно в 19 веке, и отвергают все достоинства цивилизации, хотя не во всем цивилизация имеет достоинства.

Транспорт

Такого количества гужевого транспорта как в Ланкастере вы не увидите больше нигде. Первое, что поражает посторонних при въезде в места проживания амишей — повозки, запряженные лошадьми.


Амиши принципиально не пользуются автомобилями, считая их слишком легким и соблазнительным способом перемещения в окружающий мир, добра от которого они не ждут. И хотя сегодня среди американцев иметь свою лошадь намного престижнее, чем какой-нибудь дорогой автомобиль, для амишей лошадь всегда была и по-прежнему остается не роскошью, а средством передвижения.

Самые распространенные экипажи - это характерные прямоугольные кабинки. Сами амиши называют эти кабинки «багги». Молодой амиш получает в подарок багги в день своего совершенолетия. Стоимость багги составляет 5000—8000 долларов. Каждая повозка оснащена светоотражающими треугольниками и поворотниками. Управлять ею может любой, даже ребенок, и никаких прав на это не требуется.

Еще одним средством преодоления расстояний являются индивидуальные самокаты. На таком самокате в основном ездят дети, проезжая большие расстояния между деревнями. А знаете почему нет педалей? Правильно, чтобы не слишком быстро ехать. Чтобы не спешить в след современным скоростям – этому все соответствует в жизни амишей.


Хотя большинство амишей не управляют автомобилями, они могут нанимать водителей и фургоны. Например, чтобы поехать в гости к другой семье амишей, раз в месяц съездить в бакалейный магазин или ездить на работу за пределы фермы. Все это регулируется местными решениями конгрегаций.

На практике, транспортная доступность амишей увеличивается, а их изоляция уменьшается. На лошади можно проехать за один раз максимум 40 км, после чего ей нужен продолжительный отдых. Это ограничивает радиус ежедневных поездок амишей 20-ю километрами от дома. Кроме того, на больших расстояниях конный экипаж может выдерживать среднюю скорость не более 16 км/ч, а это очень мало для экстренной транспортировки (в случаи аварии, болезни и так далее). В некоторых регионах между поселениями амишей установлено регулярное автобусное сообщение. Поездки по железной дороге тоже допускаются.

Одежда и внешний вид

Общее во всей одежде амишей - скромность и простота. Одежда не должна привлекать внимание разрезами, раскраской или любыми другими штучками. Застёжки, крючки или булавки используются чаще, чем пуговицы, молнии или липучки. Застёжки-кнопки используются на повседневной одежде, а плоские пуговицы - на рабочих рубашках и брюках. Ограничение на использование кнопок - это дань традиции, а также чтобы избежать хвастовства своей одеждой перед другими

Женщины всегда ходят с покрытой головой, волосы собраны в аккуратный пучок или заплетены, на голове чепчик, шляпа, платок. Длинные и пышные волосы считаются у амишей признаком женской красоты, но эту красоту лицезреть положено только мужу. Женщины носят длинные (ниже колен, часто до щиколотки) одноцветные платья простого покроя. Передники (у незамужних - обычно белые, у замужних - чёрные или пурпурные) часто носят дома, и всегда надевают на богослужение. Начиная с подросткового возраста, девочки обычно носят платок - большую косынку (треугольный кусок ткани), края которой прикалывают булавками к переднику. Либо чепчик, накидку или другой подобный головной убор. В холодные месяцы женщины могут надевать длинный шерстяной плащ. Украшения и макияж недопустимы.



Мужчины тоже одеты согласно правилам – в шляпах, рубашках, пиджаках и широких штанах темного цвета на подтяжках. Одежда шьется женщинами самостоятельно и поэтому платья у женщин и рубашки у мужчин часто бывают одного цвета. Дети носят рубашки и платья того же цвета, что и родители.

Рубашка у мальчика из того же материала, что и платье у мамы

Отличительная черта мужской половины амишей – это шляпы. Их носят и дети, и взрослые.

«Том Сойер»

Шляпы двух типов, соломенные желтые для работы и черные фетровые для торжеств. Еще одно отличие – бороды. Бороды разрешено и положено носить женатым мужчинам.

Обручальные кольца запрещаются и борода — это своего рода социальный признак мужчины. А вот усы нельзя носить, потому что они у амишей ассоциируются с европейскими армейскими офицерами и с милитаризмом вообще. По этой же причине запрещено носить ремни с пряжками, все брюки только на подтяжках.

Современные технологии

Амиши выступают против любой связи с внешним миром. Поэтому существует запрет на использование сетевых линий электропередач, проводных телефонов и газовых трубопроводов. Некоторые утверждают, что амиши вообще не используют электричество. На самом деле это не так. На фотографиях видно, что ни к одному дому, ни к одной ферме действительно не подходят провода электропередач.

Но в тоже время разрешено использовать генераторы на бензине. В домах используются холодильники, работающие на балонном газу, на фермах используются электрические доильные аппараты, да и поворотники на конных телегах работают на батареях. Даже некоторые швейные машины имеют эдектропривод, работающий на автомобильном аккумуляторе. Но нужно отметить, что каждая община имеет свои правила, и многие послабления принимаются советом после обращения члена общины.

По этой же причине не используются телефоны в доме. Хотя можно использовать таксофон, то есть телефон с односторонней связью. Иногда таксофон имеется у кого-то на участке, но предназначен он для нескольких семей.

Язык

Внутри семей используется пенсильванский немецкий язык, но в школе изучается английский язык.

Образование

Амиши не стремятся дать своим детям большее образование, чем обязательные восемь классов средней школы, полагая, что и этих базовых знаний вполне достаточно, чтобы подготовиться к жизни амиша. Обычно школа у амишей представляет одну комнату, в которой сидят ученики всех возрастов. Учителями работаю молодые незамужние девушки, которые сами недавно закончили эту школу. Изучаются предметы, пригодные для дальнейшей работы в общине.

Семья

Иметь детей, растить их, и жить в ладу с соседями и родственниками - вот важнейшие функции амишской семьи. Амиши верят, что Бог благословляет большие семьи. Семья обеспечивает своему члену определенный статус как в семье, так и в общине. Прежде всего, человек позиционируется как член семьи, а не как индивидуальность. Каждый имеет работу, положение, ответственность соответственно своего статуса.


Повседневная работа по дому обычно традиционно разделена между мужчинами и женщинами. Традиционная семья амишей даёт своим детям большую часть образования и обучения. Хотя формальное образование заканчивается восьмым классом, мальчик или девочка далее учатся тому, что им предстоит делать, став взрослыми. Мальчики работают с отцом в поле, на конюшне или в мастерской.

Девочки — в доме или в саду, неподалёку от матери. Практическим навыкам работы обучают в семье, как это было многие века в традиционном обществе. В общем и целом, молодые амиши следуют примеру своих родителей, занятых, как правило, тяжёлым физическим трудом, и стремятся стать производительной частью семьи.

Глава мужу - Христос, а глава жене - муж. К сожалению, большой кризис нашего времени - это мужчины, которые берут на себя ту ответственность, которую Бог возложил на их плечи. Не принимать этой ответственности - значит работать спустя рукава и нарушить волю Бога.

Медицина

Амиши не имеют своих врачей. Обычно они используют народные средства — лечение травами. Но при острой необходимости все же обращаются в больницы. Роды обычно принимают повивальные бабки, у которых всегда есть работа, так как обычные семьи имеют 7-10 детей. Амиши не имеют медицинских страховок, поэтому в случае вынужденного обращения в больницу, или при операции, они самостоятельно оплачивают все услуги врачей. Если расходы большие, помогает вся община.

Образ жизни и культура амишей

Семьи и общины амишей, как правило, консервативны и стараются сохранить более традиционный образ жизни, более архаичные отношения в семье, чем окружающее их большое общество. Браки амиши допускают только с другими амишами, реже с меннонитами.

В трудных ситуациях, будь то трудности материальные или психологические, большинство из них полагается только на помощь своей семьи, близких родственников и других членов своей общины. Многие не приемлют пенсионного, медицинского, социального и иного страхования, как частного, так и публичного.

В США давно существующие общины-поселения амишей даже освобождаются от обязанности платить взносы на обязательное для других граждан социальное страхование, так как они фактически не пользуются его преимуществами и осознанно отказываются получать социальную поддержку от государства (но обеспечивают приемлемый уровень жизни зависимых людей своими силами).

Как и другие анабаптисты, амиши придерживаются пацифистских убеждений и отказываются от прохождения любого рода военной службы, а также от другого применения насилия для защиты. Даже обращения амишей в суд для защиты своих прав встречаются нечасто. В прошлом отказ от военной службы приводил к преследованиям амишей государственными властями, и послужил одной из причин их массовой эмиграции из Европы в Америку. В настоящее время и в США, и в Канаде, где проживает большинство амишей, обязательная военная служба по призыву отменена, армии стали полностью профессиональными.

В отношениях между амишами и окружающим миром есть еще одна отличительная черта, не свойственная другим протестанским общинам. Это - испытательный срок, окольничество (rumspringа) для подростка в возрасте от 16 лет до принятия осознанного решения о крещении по вере в Церкви амишей.

Покинув общину и привычный уклад жизни, подросток в это время может увидеть все стороны жизни в окружающей действительности — как позитивные, так и негативные. Самостоятельно сделать совершенно осознанный добровольный выбор между жизнью «в миру» и жизнью в религиозной общине – дело непростое. По сути, это первое в жизни серьезное испытание на прочность.

Через некоторое время подросток уже делает окончательный выбор – возвращается в общину, принимает крещение или уходит в «мир», и тогда теряется всякая связь с родными, всякая надежда на помощь. Здесь важно понимать: каким бы необычным или даже странным ни казался образ жизни и верования амишей, каждый из них сделал выбор сам, имея альтернативу. И уже одно это непростое решение делает человека взрослым и ставит его на одну чашу весов с остальными членами своего маленького общества. А вот насколько можно идти на компромиссы с окружающим миром - этот вопрос в разных группах амишей решён по-разному.

Одна из десяти библейских заповедей гласит: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.20:4)

Амиши эту заповедь понимают дословно, и поэтому большинство отказывается фотографироваться. Поэтому прежде чем запечатлеть кого-то из амишей, желательно спросить у экскурсовода разрешение. Камеру у вас не отнимут, но неудовольствие в глазах вы прочтете. Власти даже пошли навстречу и разрешили иметь паспорт без фотографии, хотя по большому счету это всего лишь формальность, так как на самолетах они не летают, а в пределах Америки паспорт им не нужен.

Фермы амишей в Ланкастере

В графстве Ланкастер есть около 4800 мелких хозяйств. Это больше, чем в любом другом округе Соединенных Штатов. Примерно 2000 из этих хозяйств — молочные фермы, а остальные 2800 — производители мяса птицы и продуктов из свинины. Так вот фермы амишей в Ланкастере составляют примерно 1500 единиц от общего числа.



Знакомьтесь — ослик
А это родильное отделение фермы Перед входом в молочное отделение

Соответственно этому, округ Ланкастер производит молока, яиц и мяса птицы больше, чем любой другой округ в США. А по производству свиней он занимает почетное четвертое место. Это производство требует и много кормов. В среднем за год округ импортирует около 600 тысяч тонн зерна, большинство из которого выращивается в Огайо и в Индиане. Сено закупается даже в Канаде.

Молочные продукты амишей славятся по всей Америке, и, несмотря на более высокие цены на их продукцию, пользуются огромным спросом.

Кроме молочного производства, амиши славятся своими столярными изделиями. Мебель, сделанная из натурального дерева, хоть и простовата, но славится своим качеством.

Отношения амишей с окружающим обществом

Со времени возникновения, амиши испытывали на себе значительное давление со стороны окружающего их современного мира. Например, законы США о детском труде создают угрозу для освящённого временем образа жизни общины и вызывают много вопросов по поводу обращения с детьми в семьях, а также по поводу взглядов амишей на психологическую и медицинскую поддержку. Современное общество не придаёт большого значения тем крепким эмоциональным и духовным связям между людьми, беспрецедентной взаимной поддержке и взаимопомощи, которые существуют в семьях и общинах амишей.

Амиши вызывают споры и разногласия в современном обществе насчёт их методов воспитания малолетних детей, которые очень отличаются от обычных. Эти люди сознательно отдалились от современного общества и построили собственное, где у них свои правила и порядки. Ведь они же не просто так отказываются от многих благ цивилизации – они видят в этом смысл жизни и путём таких ограничений получают понятные им одним блага.

Мои впечатления о жизни амишей

За один день, конечно, трудно получить полное представление об этой общине. А еще труднее представить себя в их обществе. Вывод напрашивается сам собой – община амишей по всем понятиям не является сектой. Это стиль жизни, который основан на привычке, передающейся из поколения в поколение, записанной в сознании на уровне генома. В чем-то они безусловно привлекают – своей простотой быта, добротой, верностью дедовским традициям и убеждениям. Заслуживают уважения их внутрисемейные отношения: почтение к родителям, к старшим, и вообще их понимание важности семьи. Нам бы так!

К сожалению, нам, детям цивилизации, пожалуй, непросто согласиться с ними. Мы живем в век скоростей и технологий. Вроде бы все, что окружает нас, направлено на то, чтобы сделать жизнь легче и комфортней. И все же не хватает времени даже на простое общение. Телефоны, компьютеры, которые с одной стороны помогают услышать и увидеть своих родных и близких через огромные расстояния, в то же время безнадежно разъединяют нас, мешая общению с другом на соседней улице, братом или сестрой в комнате за стеной.

Отказываясь от средств коммуникации, амиши отдают предпочтение личному общению. Они никуда не торопятся. Как это важно! Все что нужно для жизни, они успевают сделать за световой день. Остается масса времени для жен, для мужей и для многочисленных, обласканных родительским вниманием детишек. Вот оно – счастье! Остается только завидовать этим детям природы тихой светлой завистью.

Амиши пользуются благами цивилизации, но по принципу: «не навреди» и «можно ли без этого обойтись?». То есть машинка есть электрическая и механическая. И та, и та — шьет. У них будет механическая. Каждое новшество очень тщательно взвешивается главой общины и решается, можно ли данный факт допустить в жизненные правила или нет. Как часто мы совершаем бездумные покупки, только потому, что такая вещь есть у соседа. Как часто покупаются здесь, в Америке, дома, машины только чтобы не выглядеть беднее, чем соседи, чем друзья. И «гонка вооружения» набирает новые обороты. А простота, даже одинаковость в одежде у амишей, исключает малейший намек на выпячивание своей гордыни.

Можно конечно порассуждать, а что было бы с амишами, если бы вокруг не было цивилизации? Можно поговорить о молодом поколении амишей, которое хоть и имеет право выбора, но это выбор птички из клетки. Им проще жить по привычке – дома, в семье, в общине, чем бороться за выживание в чуждом для них мире.

А как вам такая вековая мудрость амишей — женщина может быть счастлива только тогда, когда ей надо кормить как минимум 7 человек. Многие ли наши женщины согласятся с этим высказыванием?

Вот такие мысли посетили меня после поездки в «страну амишей». И наверное при возможности, такую поездку стоит повторить, что бы снова хоть ненадолго остановится и подумать, а все ли правильно в нашей цивилизации?

И еще немного фотографий

Столярное производство очень распространено у амишей

В современном мире складывается множество необычных общин и сообществ. Люди начинают уставать друг от друга и от окружающего их мира и пытаются сплотиться по интересам. – это одна из самых быстро разрастающихся религиозных общин на сегодняшний день. Сообщество Амишей относится к анабаптистам (проще говоря, это протестанты, которые принимают крещение осознанно).

В чем основная идея общин Амишей? С момента зарождения этого движения амиши избегали любых контактов с внешним миром и нарушителями морали в целом. Изначально движение зародилось благодаря меннонитам Германии и Голландии, однако сегодня самое большое сообщество наблюдается именно в . Самые многочисленные поселения амишей наблюдаются в Огайо и Пенсильвании. Вы не поверите, но их можно встретить даже в Украине! И знаете, увеличение численности не удивительно, ведь в каждой семье рождается 5, а то и больше детей.

Что же такого в жизненном укладе амишей, что все большее и большее число людей готовы к ним примкнуть? Главная их особенность – это отказ от современных технологий и благ современного общества . Они занимаются фермерством и земледелием, сами создают все, что требуется для жизни. Соответственно они не платят никакие налоги и не получают социальную поддержку. Ни один амиш не воспользуется пенсией или страховкой.

Жизнь амиша основана на «Орднунге » – своеобразная трактовка христианских заповедей и Библии. «Орднунг» определяет абсолютно все: фасон и цвет одежды и головных уборов, даже ширина шляпы у мужчины должна быть определенная! Как впрочем, и цвет платья женщины.

Амишу запрещено водить машину, он может только управлять повозкой. В домах амишей нет электричества, никакой бытовой техники и, конечно же, интернета. Представляете, как жили наши бабушки? Ну вот, примерно также живут и амиши.

Однако среди общин встречаются и не ортодоксальные амиши – они нарушают кое-какие каноны жизни. Могут, например, использовать более или менее современное оборудование в фермерстве, и даже дизельные двигатели. У них может даже быть телефон в специальной будке. Но остальные порядки соблюдаются неукоснительно!

Главный принцип амишей – равенство и отсутствие тщеславия. Именно поэтому, вся одежда у них приглушенных оттенков и очень простого фасона. Кстати, одежда – домотканая. Женщинам запрещено носить украшения, краситься и стричь волосы. Мужчинам после свадьбы перестает брить бороду. Интересен и тот факт, что за все время существования амишей их стиль одежды ни капли не поменялся.

Из поколения в поколение все идет по сложившимся канонам. Дети учатся в школе до 8 класса, где изучают только самое необходимое. Кстати, амиши изучают немецкий язык. По достижении 15 лет у подростков начинается период румспринг – время, когда подросткам дается попробовать другую жизнь на вкус.

Они могут пить, курить и примерить современную одежду вдали от общины. Если человек принял решение покинуть общину, ему запрещено возвращаться. Кстати, 90% ушедших в «отрыв», возвращаются и принимают крещение.

Еще один интересный факт, что первый месяц брака, кровать молодых разделена, и каждое утро мать невесты проверяет не покусился ли муж на свою новоиспеченную жену.

Эта община как будто застряла вне времени. Из года в год, из поколения в поколение ничего не меняется в их жизнях. Так почему же они становятся все популярнее и популярнее? В городах Америки появляются рынки и магазины, где продается исключительно продукция, созданная амишами. Кстати, их выпечка считается самой вкусной.

Получается, что люди настолько устали от ежедневной беготни и борьбы за свое место под солнцем, что они готовы от всего отказаться и вернуться обратно в прошлое!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Так как мои фотки не вызывают никакой реакции , что весьма удручает… учитывая ливень за окном… Короче, мной принято волевое решение — прекратить заниматься никому не нужной фигней, не буду больше их постить. Вместо этого придется развлекать вас местными байками.

Намедни, то бишь на прошлой неделе, довелось мне пообщаться с амишами.

Для тех, кто не в танке

Амиши — это одно из ответвлений в меннонизме. Название происходит от имени Якоба Аммана, меннонитского лидера в Эльзасе во второй половине XVII века. Главная черта их вероучения - более строгое следование Священному Писанию. Первостепенное значение амиши придают содержащемуся в Послании Павла к Римлянам положению об отделении церкви от государства.

Лидеры амишей не являются профессиональными служителями церкви. Они избираются по жребию и занимаются своей деятельностью безвозмездно.

Амиши не имеют молитвенных зданий. Богослужения проводятся по очереди в частных домах единоверцев. Службы проходят через воскресенье. В те воскресенья, когда служб нет (Воскресенья дружбы), амиши отдыхают и навещают друзей. Каждая амишская община имеет двух проповедников. Епископ и диакон служат в двух общинах, проводя в них богослужения поочередно в разные воскресенья. Разговаривают амиши между собой на диалекте немецкого, но вообще прекрасно говорят по-английски.

Женщины носят длинные однотонные платья, обычно черного, синего или зеленого цвета, но с обязательным передником: у замужней женщины он черный, у незамужней - белый. Платья не отличаются особым разнообразием цветов и покроев — их всего два: платье с вшитой юбкой и платье с фартуком, (похоже на российскую школьную униформу 70-х — 80-х годов). Все девочки и женщины носят чепчики — белые или чёрные, прикрывающие затылок и завязывающиеся тесёмочками под подбородком.

Мужчины ходят в черных и темно-синих костюмах. Одежда сшита так, что нет ни единой пуговицы. Все потому, что пуговицы считались предметом роскоши, и не использовались или использовались минимально, так, чтобы их не было видно на одежде. Если же имелось несколько открытых пуговиц на пальто или пиджаке, то эту oдежду необходимо было снять при входе в церковь, вернее, дом, где молились. Брюки поддерживают подтяжки; пуговиц на брюках нет, их заменяет система крючков и петель. Рубашки чистых цветов; белая - для церковной службы. Гардероб у мужчин дополняет черная войлочная шляпа или соломенная. Дети одеваются так же, как взрослые, мальчики обычно носят соломенные шляпы.

Во взаимоотношениях с мирским окружением ведут себя замкнуто.Они сохранили быт и облик почти в неизменном виде с XVII века. Живут амиши общиной, помогают друг другу, ведут натуральное хозяйство, рожают много детей, не пользуются продуктами цивилизации, как то: электричеством, автотранспортом (амишу разрешается ехать в машине пассажиром, но не водителем), одежду шьют себе сами, только материал покупают в магазине, не ходят в общественные школы: у них свои есть, где образование восьмилетнее. Налоги амиши платят, а вот в фонд национального страхования — нет, значит, и пенсию они не получают: заботятся о своих стариках сами. Лечат себя тоже сами, наверное, есть у них знахари свои, ведь за восемь классов вряд ли освоишь премудрости медицины. Но здоровье, надо полагать, у них неплохое: это и естественный отбор, и здоровый образ жизни. Запреты на использование электричества, автомобилей и прочих элементов цивилизации диктуются не религиозными, а нравственными убеждениями эмишей: осуждается не само использование технических благ, а их возможные нравственные последствия. Фотографироваться амиши не любят, так как верят, что их изображения могут быть использованы «во зло».

Амиши крайне редко связывают себя брачными узами с кем-то вне своей общины, и лишь для меннонитов делается исключение. В результате перекрестных браков внутри небольших общин амиши подвержены генетической деградации. Если детям не нравится быт родителей, они вполне могут выбрать другую жизнь. Основной закон амишей — «рай через тяжелый труд».

В начале XVIII века часть амишей переселилось в США (штаты Пенсильвания, Огайо, Индиана), где квакер Вильгельм Пенн, провозглашавший свободу вероисповедания, предоставил амишам и меннонитам убежище в юго-восточной части штата. Главный город округа и центр «страны эмишей» - Кросс-Кис (современное название — Интеркорс).

Строгое следование меннонитскому традиционализму привело к расколу амиши. В 1865 году от амиши отошли ультраконсервативные единоверцы. Наиболее либеральные группы слились в 10-20-е годы XX века с меннонитской церковью в США и вошли в Центральную конференцию меннонитов (основанную в 1899 году).

Амиши, не соединившиеся с меннонитской церковью, учредили в 1910 году консервативную амишскую меннонитскую конференцию, которая была переименована в 1954 году в Консервативную меннонитскую церковь.

Численность амишей в США на конец XX в. — 90-120 тысяч человек, проживающих преимущественно в штате Огайо. Амишей и меннонитов в США собирательно называют «pennsylvania dutch» («пенсильванские голландцы»). Амиши называют остальных жителей США «англичанами».

В 198 году на экраны вышел фильм под названием «Свидетель» с Гаррисоном Фордом в главной роли. Многие полагают, что лучшего фильма про амишей и найти сложно, ибо режисёр показал общину амишей с огромным уважением.

Семья амишей с которой я общался, производит впечатление. Статные, худые, в старинной немного мешковатой одежке. Амиши очень высокие: мужчины под два метра, женщины под метр 1.80. Мужчины бород не бреют и ходят в соломенных шляпах. Такие хорошие, крепкие, открытые люди, настоящие крестьяне. Большие, крепкие, натруженные руки. Мне сразу почему-то подумалось, что именно благодаря таким был завоеван Запад. Говорят по-английски очень чисто без акцента. Неукоснительно соблюдается уважение к старшим, если говорит глава семьи, то все остальные хранят молчание.

Эта семье приехала в Канаду из Штатов навестить знакомых. Однако, американцы на них за что-то взъелись и дали им в дополнение к имеющимся у них американским паспортам бумагу, свидетельствующую о том, что у них нет гражданства. Вот и получается, что в Штатах их не очень долюбливают, а по их словам с приходом Буша к власти все только ухудшилось и их стали постепенно выживать. В Канаде они тоже нежелательные гости, учитывая канадско-американские добрососедские отношения. Короче говоря амиши решили рвать когти…. правильно, в Россию Они говорят, нам столько твердили, что русские — это зло, что они плохие, а мы убеждаемся что это все не так. Мы бывали в вашей стране и нам там очень понравилось. Так что, говорят хотим получить вид на жительство, переехать в Россию (подумывают о Калининградской области), активно учат русский язык (дочки уже сносно пишут и болтают, взрослые читают печатный текст и продолжают активно карпеть). Написали письмо министру сельского хозяйства Гордееву и губернатору Калининградской области с просьбой оказать содействие.. Вообщем, дело движется…

Согласно Википедии амиши отличаются простотой жизни и одежды, нежеланием принимать некоторые современные технологии и удобства. Движение последователей Якоба Аммана возникло в 1693 году в Европе, но потом большинство амишей были вынуждены, спасаясь от преследований, эмигрировать в Америку. В настоящее время большинство амишей проживает в США и Канаде.

Наверно, амиши – это все же больше религиозное движение. Главная черта их вероучения - следование Священному Писанию. Первостепенное значение амиши придают содержащемуся в Послании Павла к римлянам положению об отделении церкви от государства. Основная часть странных людей по возможности и с учетом силы воли отказывается от любых технических средств, связывающих их с внешним миром: электричества, водопровода, центрального отопления, телефона. Наверно, в туалет они тоже бегают в сарай за домом.


Амиши - приверженцы старого традиционного образа жизни. Большинство из них носит одежду и головные уборы определённых цветов (зеленый, синий) и фасонов (у мужчин пуговицы имеются только на рубашках и брюках, на костюмах, жилетах и пальто они запрещены), ездит в старинных повозках, запряжённых лошадьми, использует только стальные колёса, пашет землю конным плугом.

Им запрещается служить в армии, фотографироваться, водить автомобили и летать на самолётах, иметь компьютеры, телевизоры, радиоприёмники, носить наручные часы и обручальные кольца.

Браки амиши заключают только со своими единоверцами.

Здесь, в Америке существуют отдельные поселения амишей. Причем, в отличие, например, от голландских поселений, которые больше напоминают декорации к фильмам, для амишей это нормальная жизнь. Амишей много в Иллинойсе, Индиане и Мичигане. То есть у них в запасе довольно большая территория. Много амишей живет также в Канаде. Амиши ценят ручной труд, простой сельский быт, практически не используют современную технику. И автомобилями не пользуются.

Интересно, что у амишей в семье, как правило, 7 детей. Отсюда ясно, что популяция амишей одна из самых быстрорастущих в мире. Если в 1920 году амишей было всего 5 000, то в прошлом 2011 уже 26 1150.


К амишам в США довольно пренебрежительно относятся, несмотря на видимую толерантность. Наверно, если бы амиши были инвалидностью или какой-то рабской расой, то теперь бы снискали больше уважения. Поэтому в разговоре американцев амиш - синоним неандертальца, человека, добровольно отстающего в развитии.


Мне вот амиши искренне нравятся. Несмотря на обособленность, они вступают в торговые отношения с обычными людьми. Амиши занимаются сельским хозяйством по старинке. А это значит, что коровы у них пасутся на лугах, и курам они в корм антибиотиков не добавляют. Еда у них полностью натуральная. Правда, дико звучит для всех нас – людей, выросших на свежем деревенском воздухе, с бабушками и Тузиками в будке?

А теперь вот я ищу-свищу по прилавкам фермерские или амишевы продукты, чтобы хотя бы отдаленно напоминали ТЕ самые, из детства. Разумеется, это все прекрасные продукты. Они подороже, но яйца у амишей, например, с желтым желтком и вкусные. Мебель они тоже сбывают: прочная, солидная, крепкая и, как водится, дорогая.

Я вот все думаю: может, скоро и наши бабульки словят фишку и начнут торговать свежими огурцами у обочины не за 20 рублей за ведро, а, скажем, за 200 за полкило.