Островского по праву можно назвать великим русским драматургом. В своих произведениях он впервой показал жизнь и быт купеческого сословия. В пьесе "Гроза"писатель охарактеризовал состояние провинциального общества в России накануне реформ. Драматург рассматривает такие вопросы, как положение женщины в семье, современность "Домостроя", пробуждение в человеке чувства личности и собственного достоинства, отношения "старого", угнетающего, и "молодого", безгласного.

Главная мысль "Грозы"содержится в том, что сильный, одаренный и смелый человек с естественными стремлениями и желаниями не может счастливо существовать в обществе, где господствуют "жестокие нравы", где царит "Домострой", где все основано на страхе, обмане и подчинении.

Название "Гроза"можно рассматривать с нескольких позиций. Гроза - это природное явление, а природа в композиции пьесы играет немаловажную роль. Так, она дополняет действо, подчеркивает основную мысль, суть происходящего. Например, прекрасный ночной пейзаж соответствует свиданию Катерины и Бориса. Просторы Волги подчеркивают мечты Катерины о свободе, картина жестокой природы открывается при описании самоубийства главной героини. Затем природа способствует развитию действия, как бы подталкивает события, стимулирует развитие и разрешение конфликта. Так, в сцене грозы стихия побуждает Катерину к публичному раскаянию.

Итак, название "Гроза"подчеркивает основную мысль пьесы: просыпающееся в людях чувство собственного достоинства; стремление к свободе и независимости начинает угрожать существованию старых порядков.

Миру Кабанихи и Дикого приходит конец, потому что в "темном царстве"появился "луч света"- Катерина - леди, которая не может мириться с гнетущей атмосферой, царящей в семье, з городе. Ее протест выразился в любви к Борису, в самовольном уходе из жизни. Катерина предпочла смерть существованию в мире, где ей все "постыло". Она- первая молния той грозы, которая разразится скоро в обществе. Тучи над "старым"миром сгущались уже давнехонько. Домострой потерял свое изначальное важность. Кабаниха и Дикой используют его идеи лишь для оправдания своей тирании и самодурства. Они не смогли передать детям истинной веры в незыблемость своих правил жизни. Молодежь живет по законам отцов до тех пор, пока может достичь компромисса путем обмана. Когда же гнет становится невыносимым, когда обман спасает лишь частично, тогда в человеке начинает просыпаться протест, он развивается и способен выйти в любую минуту наружу.

Самоубийство Катерины разбудило в Тихоне человека. Он увидел, что выход из сложившегося положения постоянно есть, и он, самый безвольный из всех персонажей, описанных Островским, всю жизнь беспрекословно подчинявшийся маменьке, обвиняет ее в смерти жены на людях. Если уже Тихон способен высказать о своем протесте, то "темному царству"на самом деле осталось существовать недолго.

Гроза также является и символом обновления. В природе после грозы воздух свеж и чист. В обществе после грозы, начавшейся протестом Катерины, тоже наступит обновление: на смену угнетающим и подчиняющим порядкам придет, вероятно, общество свободы и независимости.

Но гроза происходит не только в природе, но и в душе Катерины. Она совершила грешок и раскаивается в нем. В ней борются два чувства: страх перед Кабанихой и страх, что "смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами:"В конце концов, религиозность, боязнь возмез - дня за грешок одерживают верх, и Катерина публично признается в содеянном грехе. Ни один из обитателей Калинова не может понять ее: у этих людей нет, как у Катерины, богатого духовного мира и высоких нравственных ценностей; они не испытывают угрызений совести, ведь их мораль - лишь бы все "шито д% крыто было". Однако признание не приносит Катерине облегчения. Пока она верит в любовь Бориса, она способна существовать. Но, поняв, что Борис не лучше Тихона, что она все же одна в этом мире, где ей все "постыло", она не находит другого выхода, как броситься в Волгу. Катерина преступила религиозный закон ради свободы. Гроза и в ее душе заканчивается обновлением. Молодая леди полностью освободилась от оков калиновского мира и религии.

Таким образом, гроза, происходящая в душе у главной героини, переходит в грозу в самом обществе, и все действо происходит на фоне стихии.

Используя образ грозы, Островский показал, что общество, изжившее себя, основанное на обмане, и старые порядки, лишающие человека в
озможности проявления са

Смысл названия драмы "Гроза"

После выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза" современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права.

В центре пьесы общественно-политический конфликт: хозяев жизни, представителей "темного царства" с их жертвами.

На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая жизнь простого люда. Но вот картина природы начинает постепенно меняться: небо заволакивают тучи, слышны удары грома. Приближается гроза, но только ли в природе происходит это явление? Нет. Так что же все-таки подразумевает автор под грозой? В этом названии скрыт глубокий смысл. Впервые это слово мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: "...Недели две никакой грозы надо мной не будет". Тихону хочется хотя бы ненадолго избавиться от чувства страха и зависимости. Под грозой в произведении подразумевается страх и освобождение от него. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. "Гроза-то нам в наказание посылается", поучает Дикой Кулигина. Власть этого страха распространяется на многих героев драмы и не проходит даже мимо Катерины. Катерина религиозна и считает грехом то, что полюбила Бориса. "Я и не знала, что ты так грозы боишься", говорит ей Варвара.

"Как, девушка, не бояться! отвечает Катерина. Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами..." Один лишь механиксамоучка Кулигин не боялся грозы, видел в ней зрелище величественное и красивое, но вовсе не опасное для человека, который легко может унять ее разрушительную силу с помощью простейшего шеста-громоотвода. Обращаясь к толпе, объятой суеверным ужасом, Кулигин говорит: "Ну чего вы боитесь, скажите на милость. Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали.

Эх, народ. Я вот не боюсь".

Если в природе гроза уже началась, то в жизни по дальнейшим событиям видно ее приближение. Подтачивает темное царство разум, здравый смысл Кулигина; высказывает свой протест Катерина хотя и бессознательны ее действия, но она не хочет примириться с мучительными условиями жизни и сама решает свою судьбу; бросается в Волгу. Во всем этом заключено главное значение реалистического символа, символа грозы. Однако он не однозначен. В любви Катерины к Борису есть что-то стихийное, природное, как и в грозе. Но, хотя в отличие от грозы любовь приносит радость, у Катерины это не так, хотя бы потому, что она замужняя женщина. Однако Катерина не боится этой любви, как не боится грозы Кулигин. Она говорит Борису: "...Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" Гроза скрыта в самом характере героини, она сама говорит, что еще в детстве, кем-то обиженная, убежала из дома и уплыла одна в лодке по Волге.

Пьеса была воспринята современниками как острое обличение существующих в стране порядков. Добролюбов так говорил о драме Островского: "..."Гроза" есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского... В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Это "что-то" и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства..." В это верил и сам драматург и его современники.

Пьеса «Гроза» появилась в печати в 1859 году, когда вся Россия ожидала отмены крепостного права. Современники произведения увидели в нем некий призыв к обновлению жизни. В своей пьесе А.Н. Островский выступил новатором в выборе сюжета и героев произведения. Он одним из первых обратился к проблемам патриархального «темного царства». Добролюбов так говорил о драме Островского: «…Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства…» Центральное место в произведении занимает конфликт представителей «темного царства» и их жертв.

Название пьесы - «Гроза» - безусловно, очень символично. Этому природному явлению посвящено практически все четвертое действие произведения. Впервые слово «гроза» мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: « …Недели две никакой грозы надо мной не будет». Тихон, уезжая на ярмарку, стремится избавиться от страха, бессилия и зависимости.

Гроза, обычное природное явление, вызывает у жителей Калинова природный, дикий ужас. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. Калиновцы считают грозу нечто сверхъестественным, данное им как наказание. И лишь один механик-самоучка Кулигин не боится грозы. Он пытается вразумить толпу, говорит, что в этом явлении нет ничего сверхъестественного: «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!…У вас все гроза!…Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь». Во избежание несчастных случаев Кулигин предлагает горожанам сделать громоотвод. Но сам он прекрасно понимает, что жители Калинова просто не услышат его - они слишком привыкли бояться и во всем искать угрозу и опасность для себя. Дикой выражает мнение всех жителей города: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?»

У каждого в городе есть своя гроза. И Катерина панически боится грозы, ожидая ее как справедливого наказания от Бога. По ее мнению, гроза была предвестником высшего возмездия за ее грехи: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами…»

Полюбив Бориса и изменив мужу, Катерина, как человек глубоко религиозный, не может найти успокоения. Не выдержав давления собственной совести и гнета окружающих, она решается на самый тяжкий грех – самоубийство.

Борис, племянник Дикого, искренне полюбил Катерину. В нем, как и в его возлюбленной, есть душевная чистота. Но, как человек, смирившийся со своим духовным рабством, этот герой не способен на активные действия. А Катерина, как светлая, мечтательная душа, не может существовать в чуждом ей, удушливом, темном обществе. На мой взгляд, даже если бы Борис увез Катерину из Калинова, судьба ее сложилась бы трагично. Она не смогла бы жить под тяжестью груза своего греха.

Гроза присутствует и в жизни других жителей города. Для Кабановой и Дикого гроза появляется в лице Кулигина и Катерины. Эти герои свидетельствуют о том, что близятся перемены, которые косные люди Калинова отказываются принимать. Дикой и Кабаниха не знают, как укрыться от грозы, подсознательно боясь грядущих перемен. Кабаниха - это воплощение деспотизма и ханжества. Она поедом ест своих ближних, докучает им жалобами и подозрениями.
Кабаниха и не скрывает, что хочет иметь неограниченную и полную власть над ними. Все старое для нее хорошо, все молодое и новое для нее плохо. Марфе Кабановой кажется, что если рухнут старые устои, то наступит конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
Дикой в пьесе изображен ограниченным самодуром, который бросается на всех, как собака. Постоянная брань этого героя – форма его самоутверждения, а, кроме того, оборона от всего враждебного и непонятного.

Я думаю, что невозможно долго существовать на земле с такими представлениями о мире, какие были у калиновцев. Только в невежественном, темном, необразованном обществе могла пользоваться уважением и почетом странница Феклуша со своими байками про чудные страны на свете, «где все люди с песьими головами…за неверность…»
Эта героиня является заступницей «темного царства». Феклуша угадывает желание сильных и с лестью утверждает: «Нет, матушка, - говорит Феклуша Кабанихе, - оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хотя бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно».

В жизни Тихона Кабанова - своя гроза: сильное давление и страх перед матерью, измена и смерть жены. Любовь, сыновнее и материнское чувство не существуют в «темном царстве» Калинова, они вытравлены произволом и ханжеством, бездушием. И только у трупа Катерины Тихон осмеливается перечить матери и даже обвиняет ее в смерти жены.

Я считаю, что для понимания трагической природы «Грозы» многое дает название этой пьесы. Гроза символически выражает идею произведения и непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы. У каждого героя пьесы своя нравственная «гроза». Грядут перемены. Они неизбежны, потому что их требует время и новые люди, которым стало тесно в душном «темном царстве» самодуров.


Пьесу "Гроза" Островский написал в 1859 году в период, когда в России назрела смена общественных устоев, накануне крестьянской реформы. Поэтому, пьесу восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Островский не зря дал своей пьесе название "Гроза". Гроза происходит не только как природное явление, действие разворачивается под звуки грома, но и как внутреннее явление - герои характеризуются через отношение к грозе. Для каждого героя гроза является особым символом, для одних - это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих - это "голос свыше", который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.

В душе Катерины происходит, никому, невидимая гроза, гроза для нее - это кара небесная, "рука Господня", которая должна покарать ее за измену мужу: "Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застигнет Его всеми помыслами лукавыми". Катерина боится и ждет грозы. Она любит Бориса, но это угнетает ее. Она считает, что будет гореть в "геенне огненной" за свое греховное чувство.

Для механика Кулигина гроза - грубое проявление природных сил, созвучна с людским невежеством, с которым надо бороться. Кулигин полагает, что внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над "громом", который несет в себе смысл грубости, жестокости и безнравственности: "Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю". Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой.

Для Тихона гроза - это злоба, угнетение со стороны матери. Он боится ее, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: "Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалом этих на ногах нет".

Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза - это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе.

Борис людской грозы страшится больше, чем природной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один ни один с людской молвой. "Здесь страшнее!" - говорит Борис, убегая с места моления всего города.

Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова, в мировоззрении жителей начали происходить изменения, стала меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед грозой, избавиться от гнета злобы и невежества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии, над головами вновь засияет солнце.

Н.А.Добролюбов в статье "Луч света в темном царстве" образ Катерины трактовал как "стихийный протест, доведенный до конца", а самоубийство - как силу вольнолюбивого характера: "горько такое освобождение; но что же делать, когда другого нет".

Я считаю, что пьеса Островского "Гроза" была своевременна и способствовала борьбе с угнетателями.

«Гроза» — величайшее произведение А.Н. Островского. Оно создано в 1859 году – в период кардинальных перемен в российском обществе. Поэтому, не удивительно, что именно такое название дал своему произведению автор. Слово «гроза» имеет несколько значений в пьесе. Во-первых, это явление природы, во-вторых, символ надвигающихся перемен в «темном царстве» — многовековом общественном укладе в России.

Конфликт в произведении

В основе произведения конфликт консерваторов и новаторов. На лоне прекрасной природы Островский прорисовывает невыносимую жизнь горожан Калинова. Катерина – главная героиня, не выдерживает гнета, что выражается в изменениях природы – сгущаются тучи, слышны раскаты грома. Грядут какие-то страшные перемены.

Первым произносит слово «гроза» Тихон, называя так атмосферу страха и деспотизма в собственном доме. Дикой, говоря о грозе, вспоминает о таком понятии как наказание. Боязнь божественного возмездия устрашает всех героев, в том числе и религиозную Катерину, которая осознает греховность своей связи с Борисом.

Не боится грозы только механик Кулигин, воспринимая ее как некое величавое зрелище, проявление силы стихии, а не опасности для людей.

Гроза в обществе

Итак, гроза в обществе уже началась. Катерина больше не способна жить по старым домостроевским принципам, она жаждет свободы, но сил бороться с системой у нее больше нет. Раскаты грома предсказывают героине скорую смерть. Предсказание сумасшедшей барыни явилось толчком к развязке событий.

Катерина напугана, так как она глубоковерующий человек. Она не смогла нести тяжесть греха в своем сердце, не смогла смириться с устройством общества, его правилами, поэтому бросилась в объятья Волги.

Гроза как знак любви

Гроза – еще и знак любви Катерины и Бориса. Их отношения – это настоящая стихия, не приносящая радости ни ему, ни ей. Борис был единственным, кто понимал трагедию Катерины, но ничем не мог ей помочь, потому что ему не доставало решительности. Любил ли он девушку на самом деле? Мне кажется, нет. Иначе он с легкостью пожертвовал бы всем ради ее благополучия. Свои чувства об обменял на наследство, которого все равно не получит.

Эпилог

Название пьесы говорит о стихийности происходящих в обществе середины 19 века перемен. Но, если в природе после грозы наступают обновления, то в жизни на них остается только надеяться. Но, скорее всего, все останется на своих местах.