Вставай же, Русь, на подвиг славы –

Борьба велика и свята!..

Возьми своё святое право

У подлых рыцарей кнута…


Молодой поэт предсказывал, что настанет иное время:

Тогда республикою стройной,

В величье благородных чувств,

Могучий, славный и спокойный,

В красе познаний и искусств,

Глазам Европы изумлённой

Предстанет русский исполин,

И на Руси освобождённой

Явится русский гражданин…


Добролюбов прекрасно понимал, на что он решился, посвящая свою жизнь «великому делу переворота». «Говорят, что мой путь смелой правды приведёт меня когда-нибудь к погибели, - это очень может быть; но я сумею погибнуть недаром. Следовательно, и в самой последней крайности будет со мной моё всегдашнее неотъемлемое утешение – что я трудился и жил не без пользы».


  • «Что такое обломовщина?»,
  • «Тёмное царство»,

«Когда же придёт настоящий день?»,

  • «Луч света в тёмном царстве» и другие.

Посылая Чернышевскому очередную статью, он сообщал: « Я кончил статью кое-как: у меня хлынула кровь горлом…» Но он продолжал работать. Он спешил, зная, что времени остаётся совсем мало.


Милый друг, я умираю

Оттого, что был я честен;

Но зато родному краю,

Верно, буду я известен.

Милый друг, я умираю,

Но спокоен я душою…

И тебя благословляю:

Шествуй тою же стезёю.


  • В этой пьесе Островский поставил один из актуальных вопросов своего времени – освобождение женщины от семейного рабства, её раскрепощение, но не все это видели.
  • Один московский критик заявил , что драма должна представлять нам героя, проникнутого высокими идеями. Героиня «Грозы», напротив, вся проникнута мистицизмом, то есть верой в сверхъестественные силы, не годится для драмы, значит, «Гроза» имеет значение сатиры, да и то неважной.
  • Другой критик замечает, что по его соображениям, Островский в «Грозе» вывел на смех Катерину, желая в её лице опозорить русский мистицизм.
  • Третьи критики считали, что «Гроза» - оскорбление искусства и ничего больше. Катерина, по выражению Павлова , «женщина безнравственная, бесстыжая, выбежавшая ночью к любовнику, как только муж уехал из дому. Язык, каким говорят действующие лица, превосходит всякое терпение благовоспитанного человека». Павлов считал «Грозу» не драмой, а «балаганным представлением».

1. Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского?

2. Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»?

3. Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины?

5. В чём значение образа Катерины?



Почему Добролюбов называет «Грозу» самым решительным произведением Островского?

  • А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий.. . В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы”. Кто же составляет этот фон? Второстепенные персонажи. Так, постоянной спутницей Катерины - главной героини пьесы - является Варвара, сестра мужа Катерины Тихона Кабанова. Она - оппонент Катерины. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме, хитрости и легкости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, так как она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Ложь для нее - норма жизни.

Как представлено «тёмное царство» в «Грозе»?

  • Весь тот мир, в котором живут обитатели вымышленного города Калинова, насквозь пропитан ложью и жульничеством. Власть над «тёмным царством» принадлежит самодурам и обманщикам. Жители настолько привыкли к бесстрастному раболепствовать перед более богатыми людьми, что такой образ жизни является для них нормой. К Дикому часто приходят просить денег, при этом зная, что он унизит их, но не даст нужной суммы. Больше всего негативных эмоций в купце вызывает родной племянник. Даже не из-за того, что Борис льстит Дикому, чтобы получить денег, а потому, что сам Дикой не желает расставаться с полученным наследством. Главные его черты – грубость и жадность. Дикой считает, что раз у него есть большое количество денег, значит, другие должны ему подчиняться, бояться его и при этом уважать.




  • ...Борис - не герой, он далеко, не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. Он хватил "образования" и никак не справится ни со старым бытом, ни с сердцем своим, ни со здравым смыслом, - ходит точно потерянный... Словом, это один из тех весьма нередких людей, которые не умеют делать того, что понимают, и не понимают того, что делают... О Борисе

Что говорит Добролюбов о формировании характера Катерины?

  • Во-первых, Катя отличается от жителей города. Она, хоть и воспитывалась по старым законам, о сохранении которых часто говорит Кабаниха, имеет другое представление о жизни. Катя добра и чиста. Она хочет помогать бедным, хочет ходить в церковь, заниматься домашними делами, растить детей. Но в такой обстановке всё это кажется невозможным из-за одного простого факта: в «тёмном царстве» в «Грозе» невозможно обрести внутреннее спокойствие. Люди постоянно ходят в страхе, пьют, лгут, изменяют друг другу, пытаясь скрыть неприглядные стороны жизни. В такой атмосфере невозможно быть честным с другими, честным перед самим собой. Во-вторых, одного луча недостаточно, чтобы осветить «царство». Свет, согласно законам физики, должен отражаться от какой-либо поверхности. Также известно, что чёрный цвет имеет способность поглощать остальные цвета. Подобные законы применимы и к ситуации с главной героиней пьесы. Катерина не видит в других того, что есть в ней. Ни жители города, ни Борис, «порядочно образованный человек», не смогли бы понять причину внутреннего конфликта Кати.

  • ... Русский сильный характер в "Грозе"... Он, прежде всего, поражает нас своею противоположностью всяким самодурным началам. Он сосредоточенно-решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен, в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны.








Почему критик называет Катерину «лучом света в тёмном царстве»?

ОБРАЗ КАТЕРИНЫ

(ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского…» – писал Н.А.Добролюбов в своей статье «Луч света в темном царстве», и он бы прав. А.Н.Островский, как очень чуткий драматург, сумел с необыкновенной четкостью раскрыть конфликт самодурства с безгласностью и показать, насколько близок конец торжества ложных положений. Катерина, главная героиня пьесы «Гроза», сильно отличается от остальных действующих лиц драмы. По мнению Н.А.Добролюбова, «…характер Катерины соответствует новой фазе нашей народной жизни, он давно требовал своего осуществления в литературе…», в ней «…сознание правды и права, здравый смысл…». В ее образе «решительный цельный русский характер». Катерина – это воплощение всей живой русской натуры, в ее протесте – «…самый сильный протест, который поднимается их груди самых слабых и терпеливых». На ее примере А.Н.Островский показывает тяжелое положение женщины в обществе девятнадцатого века. В то время представительницы слабого пола не имели никакого права высказывать свои мысли свободно, открыто выражать протест против такого к себе отношения. Все, что есть на душе, нужно было держать при себе или заслужить всеобщее неодобрение и постоянные, пусть даже и немые, упреки.

В такие условия попала и Катерина, выйдя замуж за Тихона Кабанова. Но она не отступила, не сдалась. Почему? Потому что не таков был ее характер, сформировавшийся задолго до замужества. Катерина-девушка и Катерина-замужняя женщина отличаются, хотя это все одна и та же свободолюбивая, открытая, независимая натура.

До замужества жизнь Катерины была похожа на жизнь вольной птички: «Я жила, ни об чем не тужила…» – говорит она. Условия, в которых воспитывалась Катерина, и сделали ее характер таким своеобразным, полным жизненной силы, а ее натуру – удивительно целостной и многосторонней.

Юность Катерины – это утро природы, торжественная красота солнечного восхода, светлые надежды и радостные молитвы. Она поэтична, постоянно сравнивает себя то с птицей, то с бабочкой, мечтает улететь от земных забот вместе с ангелами, ей постоянно снятся чудесные сны. Религиозность Катерины вбирает в себя всю красоту природы: и ширь волги, и росистые травы на цветущих заволжских лугах, и порхание бабочек с цветка на цветок. Радость жизни переживает Катерина в храме. «Точно, бывало, в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», - вспоминает она. А как она молится! «Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится».

Вольнолюбивость Катерины, ее независимость и решительность начали проявляться рано. Доказательством этому – рассказ Варваре о случае детства: «Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли верст за десять!» Но этот поступок Катерины вполне соответствует ее душе, душе русского человека. В этом вольнолюбивом порыве – уход от неправды и зла в страну света и добра, попытка найти защиту у великой Волги-матушки.

Мечтательность, религиозность, доброта и свободолюбие – вот особенности характера незамужней Катерины. Но вот она вышла замуж. Как же она изменилась?

Попав в семью Кабановых, настоящее «темное царство», Катерина «завяла совсем», но осталась прежней ее непокорная душа. Все, вроде бы, осталось то же, но «…как будто из-под неволи…» Не снятся больше Катерине прекрасные сны, какие снились в девичестве, не испытывает она такого безграничного счастья, входя в храм. Куда бы она ни пошла, что бы ни сделала, всегда она чувствует над собой неусыпно следящий за ней, ничего не упускающий взгляд Кабанихи. «Такая ли я была!» – вздыхает Катерина, с грустью вспоминая беспечные дни своего девичества. Но она не сдается, не соглашается подавить в себе неугодные Кабанихе мысли. Сначала протест ее звучит лишь в разговорах, в ее ответах свекрови: «За что же ты меня обижаешь?», «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Но уже теперь ясно, что долго так продолжаться не может. И, действительно, вскоре протест Катерины перерастает в открытое столкновение с представителями «темного царства» и их «домостроем». В этом царстве, где вянет и иссыхает все живое, героиню одолевает тоска по утраченной гармонии. Полюбив Бориса, она, пусть даже и неосознанно, доказало, что ее нельзя запереть, нельзя запретить что-либо сделать. Ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. Она пыталась обратить это чувство на своего муха Тихона, но он оттолкнул ее, не понимая испытываемых ею страданий. Особенно ясно это видно в сцене их прощания. «Ну, бери меня с собой, бери!» – просит Катерина. «Куда как весело с тобой ехать! Вы меня уж заездили здесь совсем. Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», отвечает Тихон. К Борису влечет Катерину потребность любви, оскорбленное чувство жены и женщины, смертельная тоска ее однообразной жизни, наконец. Но Борис не пара Катерине – судьба свела друг с другом людей, несоизмеримых по глубине нравственной чуткости. Борис живет лишь нынешним днем и не задумывается о последствиях своих поступков. Уже после того, как их с Катериной любовь перестала быть тайной, ему и в голову не приходит как-то помочь Катерине, хотя бы увезти ее с собой. «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой!» – говорит он, забывая о том, что о расплате за эту любовь говорил ему и Кудряш, и сама Катерина, которая даже при прощании с Борисом не думает о себе, а только просит у него прощения за причиненные ему тревоги. Поразителен контраст полноты свободной любви Катерины и душевной дряблости Бориса.

Но какова же причина, побудившая Катерину прилюдно признаться мужу в совершенном грехе? Боялась ли она грозы также, как и другие жители Калинова, вследствие суеверия? Нет, подлинный источник ее покаяния в ее чуткой совестливости. Она боится не самой грозы. Умереть неприкаянной, предстать перед Богом со всеми своими грехами – вот что пугает ее. Страх Катерины – это внутренний голос ее совести. Она не смогла бы жить с таким грехом, притворяясь добропорядочной и верной женой.

Но и после покаяния Катерина не успокаивается. Она знает, что жизнь ее станет теперь ужасней прежней: «Опять жить? Нет, нет, не надо… нехорошо! И люди мне противны, и дом противен, и стены противны!» Она не может покориться бездушной Кабанихе и другим жителям «темного царства» – не таков ее характер. Единственным выходом для нее остается смерть. Но Катерина умирает нравственно очищенной, пройдя через грозовые испытания, она покидает этот мир спокойной. Ее смерть – это последняя вспышка одухотворенной любви к Божьему миру.

Так была ли Катерина «лучом света в темном царстве», как назвал ее Н.А.Добролюбов? Нет, она была свечой, согревающей окружающих ее людей ровным живым светом. Это не свет луча, холодный, беспощадный, никогда не гаснущий – это именно свеча, которую затушили своим дыханием потянувшиеся к ней со всех сторон жители «темного царства».

Так зачем же А.Н.Островский ввел в пьесу образ Катерины? Я думаю, на примере этой героини он хотел показать, что решительный протест народа, воплощением которого стала Катерина, неизбежен. Пока еще мало таких, как она, у них нет поддержки, их не понимают. Но со временем этих людей будет больше, их будет большинство, и они победят «темное царства». Продолжив дело Катерины, они доведут его до конца. И вместо «темного царства» будет «светлое царство», где все люди будут добрыми, чистосердечными и отзывчивыми – словом, такими, какой была Катерина.

Я восхищаюсь чистотой Катерины, незаурядностью ее характера, свободолюбием, добротой, мечтательностью – всеми присущими ей качествами. Остается только пожалеть о том, что даже в нашем современном обществе редко встречаются такие целостные натуры, такие «свечи», как Катерина. Удивительно, но пьеса А.Н.Островского «Гроза» и сегодня, спустя почти полтора века, все также актуальна, как и в момент ее написания.

«Самое решительное произведение Островского»

«Гроза» показана борьба между отжившими нормами жизни и новыми веяниями на рубеже 50-60 годов XIX века. Это был период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере России действительно собиралась «гроза». Гроза «темному царству», гроза силам лжи и человеконенавистничества.

«Грозы» делятся на две основные группы: угнетатели и угнетенные. Смысл жизни первых заключался в том, чтобы приобретать, увеличивать свое богатство да повелевать покорными. Дикой для наживы не брезгует никакими средствами, не боясь даже говорить об этом вслух. Имея «тысячи», представители «темного царства» чувствуют свою силу и нагло требуют всеобщего уважения и покорности. Дикой, например, считает себя вправе ругать всех людей подряд безо всякого на то основания. Но боится тех, кто может дать ему решительный отпор. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» - Кабаниха. Она знает, что одни деньги власти еще не дают. Другим непременным условием является послушание тех, кто денег не имеет. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу «темного царства». Свою главную задачу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность свободомыслия, запугать человека, держать его в вечном страхе.

«темное царство» рушится, изживает себя. В обществе самодуров растет другая жизнь, с другими началами, посылающая, по" словам Добролюбова, «нехорошие видения темному царству». Эта новая сила воплощена в образе Катерины.

«Грозы». Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. Она отличается открытым характером, искренностью, моральной чистотой. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», - говорит она. Тонко чувствующая жизнь, Катерина, словно птица в клетке, тоскует в неволе. В основе протеста Катерины лежит стремление отстоять свободу своей личности; жить в неволе «темного царства» для нее хуже смерти. И Катерина предпочла смерть, Гибель девушки поколебала царство мертвящего холода, лжи и человеконенавистничества. Под влиянием смерти Катерины Кулигин, Тихон, Варвара, Борис открыто выступают против «самодурной силы». Почему же Островский показал протест слабой Катерины, пусть даже неосознанный?

«самый сильный протест, - по словам Добролюбова, - бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». А если слабые люди бросают вызов «самодурной силе», значит, в России просыпается страшный гнев народных масс, и общественный строй, существовавший в дореформенной России, должен быть разгромлен и исчезнуть навсегда. Пьеса «Гроза» звучит как приговор «темному царству». Недаром русский критик Добролюбов назвал «Грозу» А. Островского самым решительным произведением Островского».

…Взаимные отношения самодурства и безгласности
доведены в ней до самых трагических последствий… Н.А. Добролюбов

В «Грозе» изображена типичная история, которая могла произойти в любом городе, в любой семье. Наверное, именно этот факт дает многим критикам основания называть А.Н. Островского «философом русской души».

Драма начинается с описания прекрасного пейзажа реки Волга и города Калинов, но это и помогает нам лучше узнать, какие нравы у жителей тех мест. Островский дает понять то, как жутко выглядит такой жестокий мир рядом с красивой природой.

Можно предположить, что такой вступительной частью Александр Николаевич хотел показать, насколько отличаются друг от друга на первый взгляд два совершенно одинаковых мира: мира растений, животных и мира человека разумного. Один мир нам нужен как воздух, он дарит нам душевные силы, а другой мир может как подарить свет, так и запросто его отнять.

К сожалению, недолго длится в «Грозе» эта гармония красоты и силы…

Через некоторое время над городом Калиновым сгущаются грозовые тучи, как в прямом смысле, так и переносном.

Природа, словно обижается на людей за то, что они не уделяют ей должного внимания. Что все свои силы, время тратят на ссоры, ругань, сплетни. Природа впитывает в свои тучи негативный опал, исходящий от Дикого, Кабановой и других героев. В результате все проливается на них дождем, который воспринимается, как кара Божья за все содеянное, за все их грехи. Они боятся грозы, так как боятся наказания, исходящего от него.

«Гроза то нам и наказание посылает», - поучает Дикой Кулигина.

Люди «Грозы» живут в особом мире, в мире близком к катастрофическому перевороту, кризисному состоянию. Пошатнулись опоры, сдерживающие старый порядок, и взбудораженный быт заходил ходуном.

Может быть, из-за того, что «домостроевский» режим приходит в упадок, Кабанова так ополчается на Катерину , на этот «луч света в темном царстве».

В образе угнетенной нравами «домостроя» женщины драматург показал весь «ужас подневольного существования людей в условиях социального гнета. И судьбой героини вызвал к жизни практическую мысль о том, что дальше так существовать невозможно».

Катерина в доме своих родителей жила свободно, как птица. Она не привыкла к унижениям, которым подвергалась в доме мужа, и так же, как птица, рвется из этой «тесной клетки». Она рвется, хочется улететь, но у нее ничего не получается. Из сложившейся ситуации она видит только один выход – смерть.

Смерть она видит меньшим злом. Это была ее первая и последняя минута слабости, так как во всем остальном можно увидеть ту силу характера, которая проявляется во всем, что было сделано ей. Эта сила проявляется даже в отношениях к Кабанихе, которая «нищих оделяет, а домашних заела совсем», ведь не каждый смог бы вынести нрав Марфы Игнатьевны, но не Катерина… Она способна на многое. В отличие от других жителей города Калинова она не позволяет, чтобы власть свекрови-тирана искалечила ей жизнь.

Катерина хоть немного, но сопротивляется, и ее смерть кажется протестом, избавлением от рабства души и тела. Она свободна и может «лететь» куда угодно. Теперь она не во власти недоброжелателей. Она единственная (кроме Кудряша) проявила в открытую свои чувства, свое отношение к нравам, царившим в Калинове. Никто: ни Тихон, ни Варя – не посмели этого сделать. Только после смерти Катерины мы видим слабую искорку протеста в словах убитого горем Тихона.

Деспоты, окружающие Катерину, хоть и придерживаются одних правил «домостроя», но совершенно разные люди. К примеру, возьмем образ Марфы Игнатьевны Кабановой и Савела Прокофьевича Дикого. Дикой, хоть и был скупым, но не скрывал этого. Вот, что он говорит городничему:

«… Не доплачу я им по копейке какой-нибудь на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно и мне хорошо!»

Савел Прокофьевич говорит, не стесняясь в выражениях. Он кружит людьми, законом как ему угодно, для него бедные и зависимые от него люди – черви.

«Что ж ты судиться, что ли, со мною будешь? – заявляет он Кулигину . – Так ты знай: ты – червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

Но Дикой силен только материально, да на ругань, зато слаб духовно. В его душе иногда мерцает огонек нравственной истины, и именно поэтому Савел Прокофьевич может струсить перед людьми выше его стоящими, перед теми, кто в законе сильнее его, перед законом здравого смысла.

Добролюбов:

«Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого… Он осознает, что он нелеп… Привычка дурить в нем так сильна, что он подчиняется ей даже вопреки голосу собственного здравого смысла.»

Но нельзя сказать, что он «прозрел», нет «его нельзя «просветить», но можно «прекратить».

Чем, кстати, и занимается Марфа Игнатьевна. Она добивается этого приостановления, а все, потому что знает: корень внутренней слабости в самодурстве Дикого:

«А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами. Вот что».

Кабанова ханжа, деспот, свою тиранию прикрывает приверженностью старым порядкам. Ее женское самодурство мельче и несноснее мужского. Она делает все как бы исподтишка. Да, она нищему подает на пропитание, но домашних «заела совсем».

Но почему она так относится к родственникам? Потому что «домострой» предписывает подавать нуждающимся, а домашних держать «в кулаке». Катерину она ненавидит просто неосознанно: не любить ее не за что. Кабанихе нельзя угодить, ее мелочные требования и бесконечные претензии отравляют атмосферу в доме.

В драме «Гроза» мы видим: насколько ничтожен, мелочен был мир купцов.Все можно было купить за деньги, они решали все, даже закон был подвластен им, ведь не зря народная поговорка гласит: «Закон, что дышло: куда повернешь, туда и вышло». В образе Катерины мы видим новый зарождающийся мир. Ведь именно она, эта хрупкая девушка, нашла в себе силы сопротивляться, хотя в городе Калинове это могли бы многие. Кудряш тоже подавал надежду на протест, но он сжился с калиновскими нравами.

Варвара: она, как «дитя Диких и Кабаних» , не свободна от бездуховности отцов.

А Тихон: молчащий и смирившийся бунтарь, который не разделял деспотических взглядов маменьки, но молчал, пряча глубоко в душе свои добрые и великодушные чувства.

«Гроза» датируется 1859 годом, получается, что драма была написана накануне революции и впитала в себя всю «предгрозовые» настроения, царившие в стране.

Историзм «Грозы» заключен в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. В драме нет идеализации купечества, есть лишь острая сатира, что свидетельствует о том, что Островский во многом преодолел свои воззрения.

В драме Островского «Гроза» показана борьба между отжившими нормами жизни и новыми веяниями на рубеже 50-60 годов XIX века. Это был период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества и в душной тревожной атмосфере России действительно собиралась «гроза». Гроза «темному царству», гроза силам лжи и человеконенавистничества.

Главные действующие лица «Грозы» делятся на две основные группы: угнетатели и угнетенные. Смысл жизни первых заключался в том, чтобы приобретать, увеличивать свое богатство да повелевать

Покорными. Дикой для наживы не брезгует никакими средствами, не боясь даже говорить об этом вслух. Имея «тысячи», представители «темного царства» чувствуют свою силу и нагло требуют всеобщего уважения и покорности. Дикой, например, считает себя вправе ругать всех людей подряд безо всякого на то основания. Но боится тех, кто может дать ему решительный отпор. Оказывается, предел власти самодура зависит от степени покорности окружающих. Это хорошо поняла другая владычица «темного царства» - Кабаниха. Она знает, что одни деньги власти еще не дают. Другим непременным условием является послушание тех, кто денег не имеет. Островский рисует Кабаниху как убежденную защитницу «темного царства». Свою главную задачу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность свободомыслия, запугать человека, держать его в вечном страхе.

В образах Дикого и Кабанихи Островский раскрывает темную гнетущую силу, которая держит в страхе и повиновении многих людей. Многих, но не всех. Мы чувствует, что «темное царство» рушится, изживает себя. В обществе самодуров растет другая жизнь, с другими началами, посылающая, по”‘ словам Добролюбова, «нехорошие видения темному царству». Эта новая сила воплощена в образе Катерины.

Катерина по складу характера отличается от всех действующих лиц «Грозы». Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. Она отличается открытым характером, искренностью, моральной чистотой. «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу», - говорит она. Тонко чувствующая жизнь, Катерина, словно птица в клетке, тоскует в неволе. В основе протеста Катерины лежит стремление отстоять свободу своей личности; жить в неволе «темного царства» для нее хуже смерти. И Катерина предпочла смерть, Гибель девушки поколебала царство мертвящего холода, лжи и человеконенавистничества. Под влиянием смерти Катерины Кулигин, Тихон, Варвара, Борис открыто выступают против «самодурной силы». Почему же Островский показал протест слабой Катерины, пусть даже неосознанный?

Почему так знаменательно возмущение, хотя робкое и бессильное, Тихона и Бориса? Потому, что «самый сильный протест, - по словам Добролюбова, - бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых». А если слабые люди бросают вызов «самодурной силе», значит, в России просыпается страшный гнев народных масс, и общественный строй, существовавший в дореформенной России, должен быть разгромлен и исчезнуть навсегда. Пьеса «Гроза» звучит как приговор «темному царству». Недаром русский критик Добролюбов назвал «Грозу» А. Островского самым решительным произведением Островского».