Вершиной всего творчества Лермонтова, естественным завершением краткого творческого пути поэта является роман «Герой нашего времени». Реализму лермонтовского романа, развивавшему традиции пушкинского реализма, были присущи своеобразные черты. Однако реализм «Героя нашего времени» отличается от реализма Пушкина и является новым шагом в развитии художественного мастерства. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредоточивает внимание на их внутреннем мире. Он раскрывает побудительные мотивы поступков, столкновение мыслей, переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью, которой не знала литература его времени. Стремление раскрыть внутренний мир героя отражалось в своеобразной композиции романа. В построении романа Лермонтов исходил не из событийной стороны его, а из основной задачи - раскрытия образа Печорина.
Важным моментом для понимания образа Печорина является его отношение к любви. Вся его жизнь, рассказанная в романе, это главным образом цепь донжуанских подвигов, изобретательность, блеск и завлекательность которых не прикрывают их ничтожности. Женские образы романа, представляющие самостоятельный интерес, вместе с тем оттеняют натуру Печорина. Из них особенное сочувствие вызывает черкешенка Бэла, простоту, фацию и женственность которой отметил еще Белинский. Она трогает чистотой своей натуры, искренностью своих желаний, женской гордостью и силой чувств.
Печальную повесть о Бэле мы слышим из уст Максима Максимыча. Она была дочерью черкесского князя. Печорин впервые увидел ее на свадьбе старшей сестры, куда был приглашен вместе с Максимом Мак- симычем. Она поразила его красотой и грацией: «...высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу». Бэла тоже обратила внимание на молодого русского офицера: «Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала». Хорошо зная горские обычаи, сохраняющие честь и достоинство девушки, он решает похитить Бэлу, привлекая к этому ее младшего брата Азамата. Узнав случайно от Максима Максимыча о заветном желании Азамата иметь лошадь Казбича, Печорин подговаривает его украсть для него Бэлу и привезти в крепость - в обмен на любимого коня Казбича. Так Бэла оказалась в крепости. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина: «...она молча гордо отталкивала подарки». Но настойчивость Печорина сумела растопить лед в ее душе: «Мало-помалу она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса...» Печорин постоянно говорил ей о своей любви, и она стала понимать его. Но внутреннее сопротивление не позволяло ей склониться к его просьбам: «Я твоя пленница, - говорила она, - твоя раба: конечно, ты можешь меня принудить, - и опять слезы». Чтобы окончательно сломить сопротивление Бэлы, Печорин решается на последнее средство. Одевшись по-черкесски и вооружившись, он пришел попрощаться с ней: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя, - сказал он, -прощай, я еду - куда? почему я знаю! Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки: тогда вспомни обо мне и прости меня». Искренние глубокие чувства княжны к Печорину прорвались сквозь сдержанность и холодность. Она бросилась на шею Печорину и зарыдала.
Счастье Бэлы оказалось непродолжительным. Вначале Печорин наряжал ее как куколку, холил и лелеял. Максим Максимыч так описывает Бэлу в момент расцвета ее любви: «...она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках... Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала...» А как она пела и танцевала! Полюбив Печорина, Бэла увидела в этой любви смысл своей жизни, и охлаждение его к ней стало для нее настоящей трагедией. «Его обращение стало холодно, ласкал он ее редко, и она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели». Печорин стал много времени проводить на охоте, оставляя ее одну. Это заставляло Бэлу страдать, она часто плакала. Природная гордость заставляет ее сказать Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отправить меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его - я княжеская дочь!..» Трагическая развязка наступила быстро, Казбич не мог простить Печорину похищение Бэлы и ждал случая расквитаться с ним. Однажды теплым сентябрьским днем, когда Печорин и Максим Максимыч в очередной раз отправились на охоту, Бэла вышла прогуляться к реке. Тут и настиг ее Казбич, перекинул через седло и припустил к лесу. Когда же солдат ранил его лошадь, он вонзил кинжал в Бэлу. Умерла она через два дня. Ни слова упрека не проронила она, страшно страдая и чувствуя приближение смерти: «...она говорила о Печорине, давала ему разные нежные названия или упрекала его в том, что он разлюбил свою джанечку...» И хотя Бэлу огорчало то, что она не сможет встретиться с Печориным на том свете, она сохраняла верность своей вере: «наконец отвечала, что она умрет в той вере, в какой родилась». Прощаясь с Печориным, в последние минуты жизни, она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто хотела в этом поцелуе передать ему всю свою душу.
Любовь Бэлы - чувство подлинно человечное. Оно может исходить только от человека цельного, верного себе и голосу природы. Ему чужды всяческая фальшь, притворство, тонкие расчеты и замысловатые ухищрения. «Полудикая дочь вольных ущелий», как назвал ее Белинский, Бэла отличается цельностью, гармоничностью натуры. Глубокая, искренняя страстная любовь Бэлы оттеняет холодность, эгоизм Печорина. «Любовь» Печорина - это скорее каприз, увлечение, стремление к приключениям. Сам Печорин так объясняет свое отношение к Бэле: «Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбой... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Любовь Печорина никому не приносит счастья, и встреча с ним источник страдания для женщины. По собственному утверждению
Печорина, ему всегда приходилось играть «жалкую роль палача или предателя». Его любовь никому не принесла счастья, потому что он любил «для себя, для собственного удовольствия».

Бэла – жертва Печорина

Герой любого литературного произведения обязательно вступает в контакт с другими персонажами. Проявляя себя в общении с ними, он даёт нам возможность увидеть его «во всей красе». Становится понятно, каков он на самом деле, какими чертами характера обладает, чем объясняются его поступки. Образ Бэлы в романе «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет лучше изучить главного героя – Печорина. Это человек, который постоянно ищет себе новую психологическую жертву, и однажды ею становится Бэла – дочь черкесского князя.

Это совсем юная привлекательная девушка, выросшая среди гор и получившая строгое национальное воспитание. Знакомство Печорина с Бэлой происходит на свадьбе её старшей сестры. Бэла пропела Печорину что-то вроде комплимента на своём языке, выразив сожаление, что «не расти, не цвести ему в нашем саду». А Печорин весь вечер «в задумчивости не сводил с неё глаз». Потом станет очевидно, что его, пресыщенного любовью светских красавиц, привлекла не только красота и молодость Бэлы, но и трудность задачи по овладению ею.

Подвернувшийся случай помог Печорину организовать похищение девушки из родительского дома. Но праздновать победу он не мог. Бэла оказалась для него неприступной крепостью.

Характер Бэлы

Гордость и независимость

Характеристика Бэлы в «Герое нашего времени» даёт представление о натуре гордой и независимой. Об этом говорили уже её глаза. Максим Максимыч, приятель Печорина и его невольный подельник, описывая горянку, не может обойти вниманием эту, самую важную в её внешности, деталь: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу»; «Что за глаза! Они так и сверкали, будто два угля». А глаза, как известно, могут многое сказать о человеке, если не всё.

Свободолюбие

Поэтому неудивительно, что то, что читалось в глазах, подтверждалось и поведением Бэлы. Печорин не сразу понял, почему она не хочет покориться, хотя испытывала явную симпатию к своему похитителю. Он опробовал все способы соблазнения, которые стопроцентно сработали бы в случае с любой другой женщиной. Но Бэла «молча гордо отталкивала подарки» и не хотела поцеловать Печорина, несмотря на его уверения в любви. «Я твоя пленница… твоя раба; конечно ты можешь меня принудить», – говорила она, и в этом была главная причина её холодности. Она, как птица, не могла петь в неволе. Свободолюбие – определяющая черта в образе Бэлы.

Печорину оставалось одно средство – отпустить её домой, сказав, что сам уезжает. «Я думаю, он в состоянии был исполнить в самом деле то, о чём говорил шутя», – отмечает Максим Максимыч. Лишь в этом случае была надежда, что гордая черкешенка ответит взаимностью. И она оправдалась – поверив в искренность Печорина и почувствовав себя свободной, Бэла не захотела уходить от любимого.

Верность любимому человеку

До последней минуты своей недолгой жизни она оставалась верной ему, даже когда почувствовала, что он начал охладевать. Бэла могла бы уйти, но не хотела этого делать, не убедившись, что действительно больше не нужна Печорину. В своих чувствах она не сомневалась. «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его – я княжеская дочь!..»

Бэла тяжело переживала, предчувствуя скорый разрыв: «она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели».

Искренность

В романе «Герой нашего времени» Бэла предстаёт перед нами как цельная личность, которая не умеет притворяться, кривить душой, кокетничать. Она искренна в каждом своём проявлении. Для неё отношения с Печориным – не игра. Она полюбила его всем сердцем, и хочет, чтобы ему с ней было хорошо. Поэтому «ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие…»

Преданность вере

В предсмертном бреду она лишь немного вспоминает о родном доме, отце и брате, а в остальное время говорит о Печорине. Придя в себя, она жалеет, что не христианка, и душа её в раю никогда не встретится с душой любимого. Но в ответ на предложение окрестить её говорит, что умрёт в той вере, в какой родилась. Преданность вере лишний раз подтверждает, что она никогда не изменяет себе, всё делает только по глубокому внутреннему убеждению, и если любит – то любит по-настоящему.

Бэла – укор Печорину

Обычно говорят – «живой упрёк». А вот Бэла из романа «Герой нашего времени» – это «мёртвый упрёк». Это укор Печорину, по чьей вине она, по сути, погибла. Ведь если бы не его прихоть, её судьба могла сложиться иначе. Печорину же упрекнуть Бэлу было не в чем. Впервые в жизни он встретил такую женщину – без единого морального изъяна, без тени лукавства и стремления к выгоде, абсолютно чистую душевно. Было бы по-другому – он мог бы найти оправдание своему поступку низостью человеческой. Но оправданий нет – и ему остаётся признать всю глубину своего собственного нравственного падения. Максим Максимыч был неприятно удивлён, когда в ответ на соболезнования Печорин рассмеялся. А он этим как раз и говорил: «Да, вот такой я негодяй». На самом деле он глубоко переживал смерть Бэлы, «был долго нездоров, исхудал», ему было неприятно вспоминать этот случай. Хотя он и разлюбил её, но, безусловно, уважал. Она недостойна была такого конца.

Тест по произведению

Бэла

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Роман (1839—1840)

Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Максимыч.

Б. — горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь, и, как цельная натура, Б. отдается ей со всей силой страсти. Когда же Б. наскучила Печорину и он насытился любовью «дикарки», она смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду: я не раба его, — я княжна, княжеская дочь!»

Традиционную ситуацию романтической поэмы — «бегство» интеллектуального героя в чуждое ему «простое» общество— Лермонтов переворачивает: нецивилизованная героиня насильно помещается в чуждую ей среду и испытывает на себе воздействие интеллектуального героя. Любовь на короткое время приносит им счастье, но в конце концов завершается гибелью героини. Любовная история построена на противочувствиях: пылкий Печорин — равнодушная Б., скучающий и охладевший Печорин — горячо любящая Б. Столкновение двух несходных миров кончается трагически. Человек, наделенный более развитым сознанием, навязывает свою волю, но его победа оборачивается нравственным поражением. В конце концов он пасует перед цельностью «простой» натуры и вынужден признать свою моральную вину. Исцеление его больной души оказывается мнимым.

Ситуация осложняется появлением третьего лица — горца Казбича, — также испытывающего влечение к героине. Но сила обычая превышает силу любви, и Казбич жестоко мстит за нанесенную ему обиду. Возвращенная на родную почву, Б. приносится в жертву кровавому закону горцев и оскорбленному чувству чести

Казбича. Следовательно, и возвращение «домой», в привычный уклад для Б. столь же трагично, как и жизнь вне его. Б. предстает заложницей несовместимых культурно-исторических общностей и гибнет под напором разных, но более могущественных, чем сами люди, сил, которые играют ею, воплощаясь в Казбиче и Печорине.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - -

Загадочные горные вершины Кавказа, природа и быт народов, населяющих его, всегда живо интересовали поэтов и писателей России прошлых веков. Кавказская тема была активно затронута во многих произведениях. Немаловажное место тема кавказских горцев занимает и в творчестве М. Ю. Лермонтова . «Герой нашего времени» - золотое звено кавказского цикла поэта.

Один из главных персонажей этого произведения - юная черкешенка по имени Бэла , воплотившая в себе доселе незнакомый русскому читателю и неизведанный образ горянки. Загадкой является происхождение имени Бэла, предположительно оно придумано самим Лермонтовым и впоследствии прочно вошло в обиход кавказских имён.

Через всё произведение лейтмотивом проходит противопоставление образов петербургской аристократки княжны Мэри, светской дамы Веры и молодой дикарки, дочери черкесского князя Бэлы. Всех роднило только одно: любовь к главному герою повести, скучающему от жизни молодому прапорщику Григорию Печорину .

Образ Бэлы в романе воспел чистоту, невинность и прелесть юной восточной красавицы, воплотившей традиции и характер своего народа. Автор описывает девушку как высокую, тоненькую, темноокую, с глазами как у горной серны, заглядывающими прямо в душу. В этих глазах отражались все перемены настроения её души: очи то сверкали, как два чёрных угля, от радости, то тускнели от грусти. Бэла вышивала золотом, замечательно пела и плясала. Она была легка и грациозна, а уж двигалась в танце гораздо лучше первых красавиц московских балов.

Юная горянка выросла в естественных условиях нетронутой природы. Она - нимфа гор, дочь гордого, горячего, самобытного народа, немаловажной чертой которого являлось чувство собственного достоинства. Как и положено, она необразованна, пуглива и дичится чуждых её обществу людей, разговаривающих на плохо понятном языке.

Печорин впервые видит Бэлу на свадьбе её старшей сестры, будучи приглашённым туда в качестве гостя. Черкешенка поражает его своей красотой, скромностью и кротостью. У скучающего молодого человека при виде горной нимфы появляется новая цель в его обыденной военной жизни, он непременно решает завладеть Бэлой любыми способами, и юная горянка становится практически разменной монетой в споре двух русских офицеров.

Нельзя сказать однозначно, любил ли Печорин Бэлу хоть немного на самом деле, или, устав от образованности светских барышень и заскучав от кокетства столичных аристократок, просто поставил цель добиться любви этой девушки в поиске чего - то нового, необычного, экзотического и неизведанного. Вполне возможно, что это была попытка прикоснуться к миру естества, чистоты и искренности чувств, всего того, что ему недоставало в собственной натуре.

История судьбы этой девушки полна трагизма. Собственный брат относится к ней, как к вещи, обменивая на возможность завладеть предметом своего вожделения - чистокровным скакуном, поплатившись за это жизнью их отца. Печорин, всячески добиваясь любви Бэлы, и получив желаемое, через время снова впадает в скуку и охладевает к ней, признаваясь самому себе, что любовь дикарки в итоге ненамного интереснее чувств знатной особы, и что простодушие и невежество одной так же быстро надоедают, как кокетство и образованность другой.

Вся трагедия в том, что выросшая в патриархальной кавказской семье и воспитанная в мусульманской вере, Бэла с малолетства впитала в себя не только безграничную преданность любимому человеку, но и верность своим традициям. Она так беззаветно и страстно смогла полюбить Печорина, что его ответные чувства к ней меркнут, кажутся пустыми и никчемными. Поэтому когда удар кинжалом отводит ей всего пару дней жизни, на предложение принять христианство перед смертью, дабы в будущем воссоединиться с Печориным в раю, девушка отвечает отказом, не желая изменить той вере, в которой воспитывалась, хотя продолжает горячо любить молодого человека.

Подытоживая свою повесть о юной черкешенке, рассказчик считает смерть Бэлы лучшим выходом для неё, ибо сознаёт, что рано или поздно Печорин оставил бы эту невинную душу, разбив сердце и полностью разочаровав мужчинах и жизненных ценностях.

  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • Образ Печорина в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Бэла – героиня одноименной новеллы романа «Герой нашего времени» Михаила Лермонтова. Она – возлюбленная главного героя, бравого офицера Григория Печорина. Бэла – черкешенка, дочь горного князя, тоненькая девушка лет шестнадцати. Григорий, не спросив у девушки ее мнения, крадет Бэлу у отца и запирает в своей крепости, воспользовавшись алчностью младшего брата девушки. В крепость ее привозят со связанными руками и ногами. Печорин искренне уверен, что «дикая» черкешенка должна быть рада, получив такого милого мужа, как он. Но не тут-то было:

«Она за этой дверью; только я сам нынче напрасно хотел ее видеть; сидит в углу, закутавшись в покрывало, не говорит и не смотрит: пуглива, как дикая серна…» - говорит Печорин в первые дни пребывания Бэлы в крепости.

«Первые дни она молча гордо отталкивала подарки…»

За тем, как Печорин пытается добиться любви Бэлы, наблюдает штабс-капитан Максим Максимыч:

«Мало-помалу она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса, так что, бывало, и мне становилось грустно, когда слушал ее из соседней комнаты»

Бэла красива и горда:

«Что за глаза! они так и сверкали, будто два угля»

- Дьявол, а не женщина! - говорит о ней сам Григорий Печорин.

Во взаимной любви с Печориным девушка расцветает, проявляются лучшие стороны ее характера:

» Славная была девочка, эта Бэла! Я к ней наконец так привык, как к дочери, и она меня любила. .. А уж как плясала! видал я наших губернских барышень, я раз был-с и в Москве в благородном собрании, лет двадцать тому назад, - только куда им! совсем не то!.. Григорий Александрович наряжал ее, как куколку, холил и лелеял; и она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках... Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала… - вспоминает Максим Максимыч.

Жизнь Бэлы сосредоточилась только на Печорине и жизни в крепости. Отец ее погиб от рук бандита Казбича, Бэла косвенно стало причиной его гибели. Брат-похититель удрал вместе с конем, за которого выменял сестру. Оказавшись с офицером, Бэла потеряла связь со своей семьей, народом строгих правил. Да и семейная трагедия окончательно прервала ее связь с родными.

«Это лошадь отца моего, - сказала Бэла, схватив меня за руку; она дрожала, как лист, и глаза ее сверкали. «Ага! - подумал я, - и в тебе, душенька, не молчит разбойничья кровь!»

Бэла понимает, что она не жена Печорину, и в чужом для нее обществе ее дальнейшая судьба неизвестна. Она страдает от его отлучек, от своего зависимого положения, но продолжает любить и беспокоиться за жизнь любимого.

«Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрека за долгое отсутствие...»

А Печорин начинает разочаровываться в своей любви, молча причиняет девушке боль. Это замечает и Максим Максимыч, который старается ее защитить.

«Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он ее редко, и она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь:

«О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» - «Нет!» - «Тебе чего-нибудь хочется?» - «Нет!» - «Ты тоскуешь по родным?» - «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от нее ничего больше не добьешься».

Печорин не ценит любовь и жертвенность Бэлы. Он ищет острых ощущений:

«Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно...»

Бэла пала жертвой убийцы Казбича. Даже умирая, она остается верна своей любви и думает только о Печорине

«Около десяти часов вечера она пришла в себя; мы сидели у постели; только что она открыла глаза, начала звать Печорина».

«К утру бред прошел; с час она лежала неподвижная, бледная, и в такой слабости, что едва можно было заметить, что она дышит; потом ей стало лучше, и она начала говорить, только как вы думаете о чем?.. Этакая мысль придет ведь только умирающему!.. Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича, и что иная женщина будет в раю его подругой. Мне пришло на мысль окрестить ее перед смертию; я ей это предложил; она посмотрела на меня в нерешимости и долго не могла слова вымолвить; наконец отвечала, что она умрет в той вере, в какой родилась.»

«Когда перевязали рану, она на минуту успокоилась и начала просить Печорина, чтоб он ее поцеловал. Он стал на колени возле кровати, приподнял ее голову с подушки и прижал свои губы к ее холодеющим губам; она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто в этом поцелуе хотела передать ему свою душу... Нет, она хорошо сделала, что умерла: ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось, рано или поздно...»