Тургеневская девушка-литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей. Это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье, чистая, скромная и образованная. Она плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью. Яркой красотой тургеневская девушка не отличается. Её черты - огромная нравственная сила, «взрывная экспрессивность, решительность „идти до конца“, жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью». Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно. К примеру можно привести Асю из одноименной повести Тургенева, Лизу Калитину из романа «Дворянское гнездо», Наталью Ласунскую из романа «Рудин».

В романе “Отцы и дети” представлена целая галерея женских образов - от простой крестьянки Фенечки до великосветской дамы Анны Сергеевны Одинцовой. Женские образы в романе играют важную роль в деле раскрытия идейного содержания романа. Каждый женский образ вводится автором в повествование в качестве олицетворения определенных качеств характера: так, например, Фенечка олицетворяет женственность, мягкость, умение преданно и искреннее любить; Катя - практичность, уравновешенность, деловитость; Кукшина пародирует мировоззрение Базарова; мать Базарова становится символом материнской любви и преданности; образ Анны Сергеевны Одинцовой - богатой, самостоятельной и умной женщины.

Нелегкий жизненный путь, который пришлось пройти Анне Сергеевне Одинцовой, сформировал и закалил ее сильный характер, благодаря чему она и стала самодостаточным человеком - рассудительным, уравновешенным, свободным от предрассудков. Дочь игрока, кутилы, неудачника, она смогла не опустить руки, даже оставшись в раннем возрасте без родителей и с маленькой сестрой на попечении. Анна Сергеевна получила хорошее образование, к тому же, обладая от природы острым умом, умением хорошо разбираться в людях, она, несмотря на свой молодой возраст, является весьма гармонично развитой личностью. Ее сложно обмануть - она смотрит на все объективно, и в этом ей помогают присущие ей трезвость ума и ярко выраженная практичность. Анна Сергеевна - это не тот человек, который дает свободу чувствам, более того - она даже не способна на проявление сильных эмоций. Душевное спокойствие и равновесие - вот вещи, которые имеют для нее настоящую ценность, и, вспоминая сложный жизненный путь Анны Сергеевны, мы понимаем, почему.

Первое появление Фенечки оставляет в душе ощущение чего-то мягкого, теплого и очень естественного: “Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками”. Надо отметить, что Фенечка появилась перед Аркадием и Базаровым не в первый день их приезда. В тот день она сказалась больной, хотя, конечно, была здорова. Причина же очень проста - она страшно стеснялась. Двойственность ее положения очевидна: крестьянка, которой барин разрешил жить в доме, и сам же этого стеснялся. Николай Петрович совершил поступок, казалось бы, благородный. Он поселил у себя женщину, родившую от него ребенка, то есть как бы признал определенные ее права. Мне кажется, что Тургенев сочувствует Фенечке и любуется ею. Он как будто хочет защитить ее и показать, что она в своем материнстве не только прекрасна, но еще и выше всяких толков и предрассудков: “И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери со здоровым ребенком на руках?” Базаров, живя у Кирсановых, с удовольствием общался только с Фенечкой: “Даже лицо его изменялось, когда он с ней разговаривал: оно принимало выражение ясное, почти доброе, и к обычной его небрежности примешивалась какая-то шутливая внимательность”. Я думаю, дело тут не только в красоте Фенечки, а именно в ее естественности, отсутствии какого бы то ни было жеманства и попыток строить из себя барыню. Образ Фенечки подобен нежному цветку, имеющему, однако, необычайно крепкие корни. Мне кажется, что из всех героинь романа она наиболее близка к “тургеневским женщинам”.

Катя Одинцова первоначально кажется всего лишь милой, застенчивой барышней. Но постепенно в ней обнаруживаются самостоятельность и душевная сила. Катя внутренне освобождается от деспотической власти старшей сестры и помогает Аркадию Кирсанову свергнуть деспотическую власть над ним его «учителя» Базарова. Именно благодаря ей оба они становятся самими собою и переживают чувства, способные сделать их счастливыми. Катя Одинцова наглядно воплощает в романе Тургенева правду и красоту обыкновенности.

Псевдонигилистка Кукшина Авдотья Никитишна очень резка в своих оценках и непримирима во взглядах. Она интересуется положением женщин во всем мире, увлекается естественными науками. Эта героиня развязна, вульгарна, глупа. Кроме того, неряшлива и неопрятна. У Кукшиной несчастная женская судьба: она некрасива, не пользуется успехом у мужчин, брошена мужем. В «нигилизме» она находит отдохновение, ощущение занятости «важным делом». В романе этот образ дан в сатирических тонах.

мать Базарова, Арина Власьевна – женщина очень чувствительная и набожная; ей бы «следовало жить лет за двести в старо-московские времена». Она «очень добра, и по – своему, вовсе не глупа», но все ее образование исчерпывалось одним, в молодости прочитанным романом, клавикордами и поверхностно усвоенным французским языком. «Сына она любила и боялась несказанно…»

Хотелось бы в этом сочинении немного уделить внимания княгине Р. Княгиня слыла за легкомысленную кокетку, она любила много танцевать, смеяться, шутить с молодыми людьми, а по ночам долго в слезах металась по комнате. Она была очень хорошо сложена, ее золотая тяжелая коса падала ниже колен, но красавицей ее нельзя было назвать, только глаза, серые и глубокие, в которых таился ее внутренний мир, выделялись на ее лице. История любви Павла Петровича и княгини Р. перекликается с историей трагической любви Тургенева к Полине Виардо. Портреты этих женщин очень схожи. Полина Виардо, как и княгиня Р., постоянно разъезжала по заграницам, вела веселую, странную жизнь. Полина Виардо то отдаляла, то приближала к себе Тургенева. После долгих разлук их любовь вновь разгоралась, чтобы впоследствии потухнуть.

Произведения И. С. Тургенева - одни из самых лиричных и поэтичных

произведений в русской литературе. Особенное очарование им придают женские образы. Все женские образы в «Отцах и детях» выписаны мастерски и с любовью. Каждый из них по- своему неповторим, жизненно верен и притягателен.

/ / / Объяснение Аркадия и Кати (анализ эпизода из 25-й главы романа Тургенева «Отцы и дети»)

Роман «Отцы и дети» наполнен не только конфликтной линией, которая постоянно разгоралась между главным героем – Евгением Базаровым, а также Павлом Петровичем и Николаем Петровичем. Конечно, эта тематика занимает основное место в романе, Тургенев уделяет наибольшее внимание описанию именно конфликта нового и старого поколения, столкновения их интересов.

Однако читатель имеет возможность наблюдать и за любовными сценами, за вспыхиванием чувств, за женитьбой и семейным счастьем. Наибольшим тому подтверждением являются отношения Аркадия и Катерины.

Аркадий был сыном Николая Петровича. Он, наконец-то, освободился из-под дурного влияния Базарова и принялся строить личную жизнь. Катерина, точно так же, как и ее возлюбленный, освободилась от контроля своей сестры Анны. И теперь, встретившись, между ними происходит сцена объяснения, с которой мы знакомимся во второй части романа.

Разговор Катерины и Аркадия сопровождается пением птиц. Их встреча назначена в прекрасном саду. Поначалу герои беседовали на общие темы, им обоим была приятна компания друг друга. Далее, Аркадий заводит речь о Базарове, однако, Катерина тонко подмечает, то мужчины не похожи, что они совершенно разные. В один момент Аркадий обижается на такие слова Кати, однако, понимает, что и сам не хочет больше походить на своего друга.

Параллельно этим отношениям раскрывается и связь между Евгением и Анной. Базаров признается Одинцовой в страстной, безумной любви, однако, хладнокровная женщина отвергает его. Такое стечение обстоятельств Базаров достаточно трудно переносит. А вот любовь Катерины и Аркадия была искренней и чистой, взаимной и настоящей. Именно поэтому, они находят счастье друг с другом.

В романе «Отцы и дети», образы Аркадия и Евгения совершенно разные. Несмотря на то, что они были друзьями, после приезда в имения Одинцовой, Кирсанов понимает и видит свое отличие от друга. Он соглашается с утверждением Кати, о том, что Базаров был «хищным» одиноким и отстраненным, а вот сам Аркадий и его Катерина совершенно «ручные», обычные, простые люди.

Именно после сцены разговора с Катериной, Аркадий все больше не понимает своего друга, он отдаляется от него, не разделяет его мнения. Кирсанов понимает, что совершенно бессмысленным является противопоставление себя обществу. Намного комфортнее и уютнее дружить с людьми и плыть по общему течению. Аркадий выбирает свой путь, герой идет по следам отца, на встречу счастливой и размеренной семейной жизни.

Катя Локтева - молоденькая младшая сестра Анны. Девушка романтичная и спокойная. Тихая скромница восемнадцати лет, любящая природу, Гейне и задушевные беседы.

Катерина описана, как девушка, обладающая не наигранным умом и прямолинейностью. Не красавица, но безумно обаятельная особа, Особое внимание уделено её милому образу: серьёзный взгляд, задумчивость, большие и красивые руки розового цвета с белоснежными ладошками.

Изначально Катерина предстаёт перед читателем беззащитным ребёнком - девушкой, склоняющейся перед деспотичностью своей старшей сестры, Анны Одинцовой

Характеристика героини

При прочтении романа, в самом начале знакомства с Катюшей, создаётся впечатление, что Катенька практически не имеет своей воли и права голоса. Но уже к середине произведения становится понятно, что от своей сестры отличается она, разве что сдержанностью, возможно - женственным благоразумием. Катя (со слов Аркадия) слишком устойчива к любым стрессовым ситуациям, а точнее - сдержана в своих эмоциях на людях. Она ни за что не признается во вспыхнувших в ней чувствах первая. А, если проявляется ситуация, способная вывести Катерину из равновесия, она прячется, уходит в себя и долго «отходит», «переваривает» произошедшее.

Анной Катенька была скорее запугана, чем покорённая и это выразилось в итоговом противостоянии Кати. Не смотря на родственную связь, фамилию наша юная барышня носила матушкину, мысли свои не выдавала с горяча и не доверяла никому из людей.

Даже признание в любви её к Аркадию звучало так, что сам влюблённый молодой мужчина не сразу понял её искренности. Перед ответом Катя настойчиво взвешивала своё решение, молчала и, как всегда, смотрела снизу-вверх тёмными серьёзными глазами. Словно насупившийся ребёнок, незрелый разум которого переполнен серьёзными для него мыслями. Это всегда выглядело и мило и непонятно, и больше загадочно для окружающих. Однако Аркадий, заметил в ней тот самый волевой стержень, желание независимости от сестры и от мнения посторонних людей и несломленный характер, личность.

Образ в произведении

Екатерина Локтева смогла преодолеть свой внутренний барьер, освободиться от жёсткого наблюдения и диктаторства своей сестры и помогла Аркадию, своему возлюбленному, проявить себя как личность, не побояться проявить стойкость характера и не оказаться «под каблуком», при этом, как полагают многие, сам он, уйдя от влияния Анны, попадает в крепкие руки Кати «прибрала к рукам» тихим поведением, милой улыбкой и искренними чувствами юного бесхитростного сердца, жаждущего свободы.

Если человек чего-то хочет по -настоящему, ни один другой человек не сможет его остановить в действиях и мыслях. Если человек только говорит о своих бедах, но бездействует - он слишком слаб перед любыми трудностями и не готов менять свою жизнь на самом деле. Катерина своим примером показала настоящую волю к жизни и победе над подавлением собсвенной воли.

Роман "Отцы и дети" всегда рассматривают как антинигилистический или роман о споре поколений. При этом к анализу привлекают образы Аркадия Кирсанова, Павла Петровича и Базарова. Мало кто рассматривает женские образы. В романе Тургенева "Отцы и дети" их роль достаточно значима. Всего в романе мы видим пять основных образов: Фенечка, Одинцова, ее сестра, мать Базарова Арина Власьевна и Кукшина.

Евдоксия Кукшина

Женские образы в романе "Отцы и дети" выполняют разные функции. Евдоксия Кукшина с первого взгляда не может вызвать ничего, кроме антипатии. Во-первых, она небрежно одета, неопрятна, с растрепанными волосами. Во-вторых, она ведет себя вызывающе. Кажется, что она ничего не знает о приличиях. Но больше всего возмущает ее желание казаться продвинутой и передовой. Она делает вид, что сведуща во всех областях современной науки и философии. На самом же деле ее знания поверхностны. Базаров видит это сразу. Ее друг Ситников также жалок, как и она. Эти два героя - псевдонигилисты. Тургенев привлекает образ Кукшиной, чтобы снизить уровень восприятия нигилизма как направления. Если таковы его представители, то далеко ли они пойдут? Даже сам Базаров начинает сомневаться в правильности своих убеждений. Люди, подобные Кукшиной и Ситникову, могут подорвать авторитет любого учения. Как же мощно контрастирует образ вездесущей, лепечущей чепуху Кукшиной с благородной фигурой Одинцовой.

Анна Одинцова

С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе "Отцы и дети" по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными.

Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети" интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: "Бог знает, к чему это могло привести". Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.

Арина Власьевна

Идиллия родителей Базарова также наглядно показывает несостоятельность его идеи. Мать чрезмерно любит своего "Енюшу", всячески пытается окружить его любовью. Очень трогательным кажется образ этой пожилой женщины. Она боится, что сын обидится на ее теплоту, она не знает, как вести себя с ним, она аккуратничает с каждым словом, но порой материнское сердце не унять и Арина Власьевна начинает причитать возле своего умного и талантливого сына, которым она искренне гордится. Возможно, Евгений не может долго находиться дома именно из-за любви Арины Власьевны. Всегда бескомпромиссный и жесткий, он боится, что растает от материнских ласк, пустится в никому не нужный романтизм.

Фенечка

Женские образы в романе "Отцы и дети" противоположны друг другу. Не верится, что Фенечка может находиться в одном пространстве с Кукшиной и Одинцовой. Она скромная, тихая и боязливая. Она заботливая мать. Сама того не желая, Фенечка становится зерном раздора между Павлом Петровичем и Базаровым, последней каплей терпения. Сцена в беседке становится причиной того, что Павел Петрович вызывает Евгения на дуэль. А дуэль демонстрирует авторскую оценку: герои похожи, из-за сходства они друг друга и ненавидят. Поэтому их поединок комичен и похож на фарс.

Катя Одинцова

Это младшая сестра Одинцовой. На фоне Анны она кажется менее интересной, чрезмерно скромной и неприметной. Однако со временем в этой милой девушке обнаруживаются душевные силы. Она дает жизненную энергию Аркадию, он наконец может выразить свое мнение и поступить так, как велит ему сердце. Вдвоем Аркадий и Катя создают семью, такие отношения, о которых оба мечтали. Ведь Аркадий изначально слишком отличался от Евгения, он просто был обольщен его умом, знаниями, силой характера. Катя - это женский образ, который подтверждает изначальную мысль автора.

Женские образы в романе "Отцы и дети" (выводы)

Автор привлекает несколько героинь, для того чтобы выразить свою оценку. Например, Кукшина показывает, как Тургенев относился к нигилизму. По его мнению, этим направлением увлечены были, по большему счету, бесполезные и пустые люди. Женские образы в "Отцы и дети" Тургенева также усложняют конфликт, добавляя в него действия. Здесь в первую очередь следует назвать Фенечку. Что касается Ирины Власьевны и Анны Одинцовой - они призваны для того, чтобы отразить внутренний конфликт в душе Базарова. Катя же в ряду других тургеневских героинь является воплощением красоты и простоты. В целом все женские образы в романе придают ему художественную завершенность и целостность.