Мане Эдуар (Manet Eduard), французский живописец. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т.Кутюра (1850-1856). Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Значительное влияние на становление Мане как художника оказало творчество Джорджоне, Тициана, Хальса, Веласкеса, Гойи, Делакруа. В работах конца 1850-х - начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (“Лола из Валенсии”, 1862, Музей дОрсэ, Париж).

Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически, иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (“Завтрак на траве”, “Олимпия” - оба 1863, Музей дОрсэ). В 1860-е годы Эдуар Мане обращался к темам современной истории (“Казнь императора Максимилиана”, 1867, Кунстхалле, Мангейм), но проникновенное внимание Мане к современности проявлялось прежде всего в сценах, словно бы выхваченных из будничного течения жизни, полных лирической одухотворенности и внутренней значимости (“Завтрак в мастерской”, Новая галерея, Мюнхен; “Балкон”, Музей дОрсэ, Париж - оба 1868), а также в близких к ним по художественной установке портретах (портрет Эмиля Золя, 1868, Музей дОрсэ, портрет Берты Моризо, 1872). Своим творчеством Эдуар Мане предвосхитил возникновение, а затем стал и одним из основоположников импрессионизма. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (“В лодке”, 1874, Метрополитен-музей; “В кабачке папаши Латюиль”, 1879).

Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (“Аржантёй”, Музей изящных искусств, Турне). В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире - в одной из последних картин Мане “Бар в Фоли-Бержер”, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С.Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (“Букет сирени”, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Творчество Мане обновило традиции французской живописи XIX века и во многом определило дальнейшее развитие мирового изобразительного искусства.

Мане Эдуар (1832-1883), французский живописец.

Родился 23 января 1832 г. в семье парижского чиновника, жил в основном в Париже, здесь и умер 30 апреля 1883 г.

В 1850- 1856 гг. учился в Школе изящных искусств у Т. Кутюра, где копировал произведения мастеров итальянского Возрождения и XVII в. (Тициан, Д. Веласкес, Ф. Хале и др.), а также Ф. Гойи и Э. Делакруа.

В ранних работах Мане (конец 50-х - начало 60-х гг. XIX в.), составляющих галерею человеческих типов и характеров, Мане старается сочетать правдоподобие с романтизацией внешнего облика модели («Любительница абсента», 1859 г.; «Лола из Валенсии», 1862 г.).

Используя традиционные мотивы, художник наполняет их новыми приёмами и техниками. Такова композиция «Завтрак на траве» (1863 г.) - тема, навеянная «Сельским концертом» Джорджоне. «Олимпия» (также 1863 г.) служит примером изображения под видом мифологической героини парижанки середины XIX в.

Живопись Мане на протяжении 60-х гг. постепенно становится более светлой, однако в ней сохраняются, и даже усиливаются контуром, контрасты между тёмными и светлыми зонами.

В эти годы Мане часто обращается к эпизодам современной истории. Таковы «Казнь императора Максимилиана» (1867 г.), «Расстрел коммунаров» (1871 г.). Но в первую очередь внимание Мане к современной жизни проявляется в сценах, словно выхваченных из её будничного течения («Завтрак в мастерской», «Балкон», обе 1868 г.), а также в портретах (например, Э. Золя, 1868 г.).

В заурядных жизненных ситуациях живописец ищет красоту и гармонию.

Предвосхитив своим искусством возникновение импрессионизма, Мане с конца 60-х гг. сближается с его мастерами (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар) и с начала 70-х гг. переходит к пленэрной живописи.

Ряд произведений, такие, как «Аржантей», «Моне и госпожа Моне в лодке» (оба 1874 г.), несут в себе черты этого метода. В суете городской жизни Мане выбирает наиболее характерные моменты («Бал-маскарад в Опере», 1873 г.; «Нана», 1877 г.). Но самым значительным произведением Мане по праву считается «Бар „Фоли-Бержер”» (1881-1882 гг.), где, подобно Веласкесу, Мане затевает в композиции игру с зеркалом. За спиной задумчивой барменши - призрачная кутерьма, отражённая в стекле.

В 70-х гг. Мане много работает над портретами, пишет натюрморты и пейзажи, выступает как рисовальщик, мастер литографии и офорта.

Мане резко выступал против академических форм творчества, но на протяжении почти всей своей жизни он испытывал глубокое уважение к традициям некоторых великих мастеров, непосредственное или опосредованное влияние которых проявляется во многих его произведениях ("Балкон", 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; "За кружкой пива", 1873, Собрание К.Тисен, Филадельфия).

Характер его живописи во многом определяется опытом его предшественников: великих испанцев Веласкеса и Ф.Гойи, знаменитого голландского мастера Ф.Хальса, французских живописцев О.Домье и Г.Курбе, но также и стремлением перешагнуть за существующие традиции и создать новое, современное, отражающее окружающий мир искусство. Первым шагом на этом пути явились две картины, прозвучавшие как вызов официальному искусству: "Завтрак на траве" (1863, Музей Орсэ, Париж) и "Олимпия" (1863, Музей Орсэ, Париж). После их написания художник подвергся жестокой критике со стороны публики и прессы, на его защиту встала лишь небольшая группа художников, среди которых были К.Моне, Э.Дега, П.Сезанн и др., а нападки журналистов отражал один Э.Золя. В благодарность в 1868 г. Э.Мане пишет портрет писателя (Музей Орсэ, Париж), представляющий собой классический пример характеристики модели при помощи натюрмортных деталей.

Импрессионисты считали Э.Мане своим идейным вождем и предшественником. Но его искусство гораздо шире и не укладывается в рамки одного направления, хотя художник всегда поддерживал импрессионистов в основополагающих взглядах на искусство, касающихся работы на плэнере и отражения мимолетного впечатления от реально существующего мира. Так называемый импрессионизм Э.Мане более близок живописи японских мастеров. Он упрощает мотивы, уравновешивая в них декоративное и реальное, создает обобщенное представление о виденном: чистое впечатление, лишенное ненужных подробностей, выражение радости ощущения ("На берегу моря", 1873, Собрание Ж. Дусе, Париж). Э.Мане неоднократно участвовал в совместной работе с К.Моне и О.Ренуаром на берегах Сены, где основным мотивом его картин становится ярко-синяя вода ("В лодке", 1874, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Э.Мане любит рисовать человека на фоне пейзажа, передавая ощущение свежести природы его мимикой, жестом и выразительными позами ("Аржантёй", 1874, Музей искусств, Турне).

Наиболее близка к импрессионистическому восприятию мира картина "Лодка - мастерская К.Моне" (1874, Новая пинакотека, Мюнхен), в которой, используя дополнительные желтые и синие мазки, художник добивается полной иллюзии вибрирующего движения воды, затененной лодкой. Нельзя сказать, что эта работа на пленэре сильно изменила творческую манеру художника, но она значительно обогатила его живописную палитру. Так, он отказался от использования чистого черного цвета, особенно при написании пейзажей, и заменил его сочетанием отдельных мазков разного цвета.

В 1874 г. Э.Мане совершает путешествие в Венецию, впечатления от которого вылились в серию импрессионистических картин, написанных энергичными мазками ("Канале Гранде в Венеции", 1875, Компания Провидент Секъюрити, Сан-Франциско).

В поздний период своего творчества Э.Мане отходит от импрессионизма и возвращается к своему прежнему стилю. В середине 1870-х гг. увлеченно работает пастелью, которая помогала ему использовать достижения импрессионистов в области анализа цвета, сохранив при этом собственное представление о равновесии между силуэтом и объемом ("Женщина, подвязывающая чулок", 1880, Собрание Нансен, Копенгаген). Работа Э.Мане пастелью способствовала смягчению его живописной манеры даже в тех случаях, когда он описывал далеко не поэтичные образы, навеянные произведениями современных ему писателей ("Нана", 1877, Кунстхалле, Гамбург; "У папаши Латюиль", 1879, Музей, Турин). Вершиной творчества Э.Мане является его знаменитая картина "Бар в Фоли Бержер" (1882, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон), которая представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Четкий передний план картины противопоставлен заднему - неясному и почти фантастическому зеркальному отражению. Это произведение можно считать программным в творчестве Э.Мане, так как оно отражает его излюбленные темы: натюрморт, портрет, различные световые эффекты, движение толпы.

Официальное признание Э.Мане получил в 1882 г., когда ему был вручен орден Почетного Легиона - главная награда Франции.

Эдуард Мане (Edouard Manet) 1832-1883

Французский художник, один из основателей импрессионизма. Биография и картины.

Не думал и не гадал судья департамента Сены Огюст Мане, что его первенец, гордость отца, Эдуард вовсе не захочет быть продолжателем семейного дела, предпочтя уважаемой профессии сомнительное дело художника с неопределёнными перспективами. Но именно Эдуарду Мане будет суждено стать одним из родоначальников импрессионизма, создать совершенно новую эстетическую ценностную шкалу, изменив, таким образом, мировое изобразительное искусство.

Против семьи навстречу прекрасному

Определяющую роль в судьбе Эдуарда Мане сыграл его дядя Фурнье – именно он поддержал юношу, который бестолково учился в лучших заведениях Парижа, но оживал и расцветал, когда речь заходила об искусстве. Дядя и племянник провели много времени в залах Лувра, знакомясь с творчеством выдающихся предшественников. Именно Фурнье, закрыв глаза на протесты родного отца, стал оплачивать уроки живописи Эдуарда.

Ссоры с отцом закончились достижением компромисса — Мане было предложено выбрать любую профессию, кроме художественного поприща. Юноша выбрал морское дело. Вряд ли догадывался суровый Огюст, что этот выбор ещё больше толкнёт его сына в объятия искусства – первый и единственный круиз привёл его только к одной мысли: я буду художником и точка.

Обучаться живописи Мане стал в 1850 году. Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. Уроки у известного живописца-академиста Тома Кутюра не приносили творческого удовлетворения, и Мане многое постигал сам, путешествуя по Европе и копируя работы видных мастеров. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром. В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном.

Первые успехи Мане были связаны с картинами «Портрет родителей», где автор показал филигранную игру света и оттенков, и «Гитарреро», живой энергичной картиной, написанной под воздействием концерта гитариста Уэрта. Обе работы были приняты в Салон.

В 1862 году Мане под влиянием философии Бодлера создаёт своё первое крупное произведение – «Музыка в Тюильри», целью которой стала попытка с помощью средств выразительности изобразительного искусства претворить в жизнь искусство музыкальное – этакие звучащие краски.

В том же году автор увлекается написанием портретов, заведя новое правило – написать натурщицу всего за один сеанс. Мане полагал, что только такая быстрая работа позволит ухватить мгновение, отобразив самое главное. Портреты Мане были приняты публикой с большим воодушевлением.

Скандальный автор с великим наследием

Во всём творчестве Мане особняком стоят картины, которые были в своё время жёстко раскритикованы – столько откровенен был их сюжет и воплощение, однако, именно этим работы, непонятные современниками, сегодня считаются истинными шедеврами, внёсшими новое слово в мировое искусство. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист».

Но времена менялись и вокруг смелого художника с необычной манерой письма стали собираться творческая интеллигенция, стремящаяся низвергнуть старые принципы, расширив тем самым рамки художественного искусства. Моризо, Дега, Моне, Ренуар, Дега, Базиль, Сезанн, Писсаро, Золя и ряд других писателей образуют вокруг Мане «Батиньольскую школу», выбрав местом встреч и дискуссий кафе «Гербуа», где эту необычную компанию именовали просто – «бандой Мане».

После того, как Салон всё чаще отказывается принимать полотна Мане и его единомышленников даже к рассмотрению, художник решается выстроить свой собственный павильон. Персональная выставка не принесла автору ожидаемого успеха, но ничуть не сломила — после провала он создаёт ярчайшие картины «Балкон», «Расстрел императора Максимилиана», «Завтрак в мастерской».

Вдохновитель импрессионизма и импрессионистов.

На протяжении 10 лет, с 1870 по 1880 гг. Мане считался вдохновителем импрессионистов, хотя творчество самого Мане было значительно шире и многограннее. В 1872 году художника, наконец, настиг успех – его картина «Кружка пива» не только была принята восхищённо зрителями и воспета критиками, но и размножена на репродукции, которые стремительно раскупались.

1874 год был ознаменован любопытнейшим союзом – Моне и Мане отправляются летом в «Аржантёй», чтобы искать новые сюжеты и экспериментировать с техникой. Здесь были созданы «Клод Моне в лодке», «Аржантёй», «Берег Сены близ Аржантёя», «В лодке». Когда красочные картины были приняты Салоном, Мане снова ощутил всю остроту насмешек – работы ругали за яркость и неопределённость сюжета. И снова Мане убегает от злых языков и насмешек, на этот раз в Венецию, которая также вдохновила художника на ряд замечательных поэтичных работ.

В последние годы жизни Мане много работал, превозмогая недомогание – атаксия разрушала его изнутри, приводя к разкоординации движения и отмиранию мозга. Но и даже в этот период Мане не впал в уныние, его спасало ремесло. Самое значительное полотно этого периода «Бар в Фоли-Бержар».

Оптимизм никогда не покидал Мане: он не смог больше ходить к друзьям — зато принимал их у себя в мастерской, тяжело давались большие полотна – принялся за миниатюры, постоянно убеждая себя, что самочувствие его в норме.

В 1883 году Мане не стало, но остались его чудесные работы, как отражение глубокого и яркого внутреннего мира, а биография его по праву может считаться примером беззаветного служения искусству, веры в собственные силы, и громадного мужества, с которым автор встречал и все критические нападки, и смертельную болезнь.




Все кто начинают знакомиться с миром искусства, рано или поздно испытывают когнитивный диссонанс по поводу фонетического происшествия у двух французских художников. Сказать что этих мастеров часто путают — ничего не сказать, их просто не различают, а многие думают что это вообще один человек. Этих людей можно понять, ведь Моне и Мане жили в одно время, родились в одном городе и даже дружили.

О ком рассказать в первую очередь? История известности их настолько пропитана фонетикой, так что придется идти по алфавиту. Различие в их фамилиях всего лишь в одной букве, второй по счету, буква «А» первая, поэтому справедливо начать с Мане. По мере знакомства с этими художниками, вы поймете, что они очень разные и абсолютно индивидуальные личности. Сложно сказать чей вклад в живопись был весомее, но сейчас Клод Моне является более популярным и узнаваемым художником, чем его друг. Стоит заметить, что как только Моне приехал в Париж из Гавра, он искал встречи и знакомства с Мане, Ренуаром, Базилем и другими уже именитыми импрессионистами на то время.

Эдуард Мане (Édouard Manet)

1832 - 1883 (51 год)

Эдуард Мане, автопортрет.

Родился в приличной семье, его отец занимал крупный чин в министерстве юстиций, а мать была дочкой французского дипломата и консула. После школы он хотел стать мореходцем, но экзамены оказались для него слишком сложными. Провалив тесты, он не отчаивался, и отправился в учебные плаванья при морской школе. Но уже тогда он сильно сомневался в том, что ему нужно море, его все сильнее тянуло к краскам и холсту. Естественно его родители были против, но отец дал ему шанс, чтобы Мане за время учебного путешествия практиковался с рисовании. По прибытию в Париж, Эдуард показал отцу свои работы и на удивление, родня их приняла очень тепло. Таким образом, он поступил в школу изящных искусств, потом были мастерские различных художников, одним словом закончил своё обучение ровно через декаду, в возрасте двадцати семи лет.

Эдуард Мане, «В лодке»

В силу того, что этот материал не биографический, нужно перейти к его стилю рисования. Эдуард отличается тем, что он рисовал более реалистичные картины, с правильными контурами и цветами. Он любил изображать людей, и у него это хорошо получалось, в отличии от своего визави. Мане входил в Батиньольскую группа, в ней было множество деятелей искусств того времени, в основном художники-импрессионисты. Дега, Ренуар, Моне, Писсарро - все они состояли в этой группе, уважали и считались с мнением Эдуарда. Но настоящее признание пришло спустя многие годы, когда художник уже был неизлечимо болен. Будучи практически прикованным к креслу, он нарисовал картину «Бар в „Фоли-Бержер“» , после которой его мастерство было признано официально в Салоне 1882 года. Спустя год ему ампутировали ногу, и через несколько дней он умер в агонии от боли.

«Бар в „Фоли-Бержер“»

Клод Моне (Oscar-Claude Monet)

1840 - 1926 (86 лет)

Клод Моне, автопортрет.

Родился в семье бакалейщика, его отец мечтал о том, чтобы Клод продолжил его дело и хотел передать ему свою бакалейную лавку. Копеечка на жизнь его семье давалась непросто, а свою юность Моне отмечает практически бродяжной и очень непростой. Он был очень свободолюбивым мальчиком, любил природу и часто убегал к морю. Если он и появлялся в школе на уроках, то он больше разрисовывал тетрадки, вместо того, чтобы вести конспект. К 15-ти годам он уже был известен на всю округу, все знали его как молодого карикатуриста и остроумного парня. Ему поступало много заказов, ему пришлось сделать волевое решение, он выставил очень внушительный ценник на свои работы, это придало ему некой скандальности. Но ожидаемо, что карикатуры быстро ему надоели, и он начал рисовать то что он действительно любит - природу во всей её красе. Вскоре его работы признала вся Франция, он отличался от художников тем, что его плохое зрение позволило рисовать картины совершенно невообразимыми цветами красок. Прошло совсем мало времени, как им заинтересовалась вся культурная Европа. Моне состоялся как художник в полной мере именно как пейзажист, который благодаря своему дефекту и болезни (катаракта) открыл новый жанр живописи. Если бы у него было стопроцентное зрение, то он никогда бы не создал свои шедевры, жанр которых журналисты назвали как «импрессионизм».

Клод Моне, «Антиб, послеполуденный эффект»

Слава и признание позволило ему переехать в городок Живерни, где он создал свои легендарные сады, которые цвели круглый год. Он сделал это специально, причина понятна сразу - чтобы было что рисовать, и на что посмотреть независимо от поры года. Сейчас это место является музеем под открытым небом и культовым культурным местом Франции. Дополнительно вы можете прочитать про сады Живерни в материале