Казалось бы, «Драгоценная пыль» - рассказ о простом счастье человеческом. Но у этого рассказа есть еще одна трактовка. В своем рассказе Паустовский ассоциирует золотую розу с видом искусства – литературой.

Итак, в новелле «Драгоценная пыль» автор описывает нам историю парижского мусорщика Жана Шамета. Мы встречаемся с ним во время его службы в армии. Не участвовав ни в одном бою, Жана Шамета, по состоянию здоровья, отправляют на родину. Его полковой командир, воспользовавшись случаем, поручает ему отвезти свою маленькую дочь Сюзанну во Францию. Желая развлечь девочку, главный герой рассказывает о себе, и мы узнаем о нем, о его жизни в мельчайших подробностях. С той же целью он сочиняет истории, и одна из них связана с золотой розой, приносившей счастье своему обладателю. Девочка оставила в душе Шамета глубокий след на всю его жизнь, и позже, после их случайной встречи, Шамет решил подарить Сюзанне на счастье золотую розу, о которой рассказывал в одной из своих историй.

Именно золотая роза является главным элементом рассказа, его идеей и основой сюжета.

Именно золотая роза является той драгоценностью, которой является литература для любого человека. Она возвышает нас над обыденностью и суетой, открывает нам мир красоты и душу человека, устремляет нас к высоким идеалам.

Казалось бы, «Драгоценная пыль» - рассказ о простом счастье человеческом. Но у этого рассказа есть еще одна трактовка. В своем рассказе Паустовский ассоциирует золотую розу с видом искусства – литературой.

Итак, в новелле «Драгоценная пыль» автор описывает нам историю парижского мусорщика Жана Шамета. Мы встречаемся с ним во время его службы в армии. Не участвовав ни в одном бою, Жана Шамета, по состоянию здоровья, отправляют на родину. Его полковой командир, воспользовавшись случаем, поручает ему отвезти свою маленькую дочь Сюзанну во Францию. Желая развлечь девочку, главный герой рассказывает о себе, и мы узнаем о нем, о его жизни в мельчайших подробностях. С той же целью он сочиняет истории, и одна из них связана с золотой розой, приносившей счастье своему обладателю. Девочка оставила в душе Шамета глубокий след на всю его жизнь, и позже, после их случайной встречи, Шамет решил подарить Сюзанне на счастье золотую розу, о которой рассказывал в одной из своих историй.

Именно золотая роза является главным элементом рассказа, его идеей и основой сюжета.

Именно золотая роза является той драгоценностью, которой является литература для любого человека. Она возвышает нас над обыденностью и суетой, открывает нам мир красоты и душу человека, устремляет нас к высоким идеалам.

Корсунь Н.Сущность писательского труда (по «Золотой розе» К. Г. Паустовского)

НИНА КОРСУНЬ,
художник, писатель, руководитель детской студии изобразительного искусства «Жемчужина»
(город Смела Черкасской области)
СУЩНОСТЬ ПИСАТЕЛЬСКОГО ТРУДА
(по «Золотой розе» К.Г.Паустовского)

Как-то Стивена Кинга спросили, как стать писателем? И он ответил, что для этого нужен стол, бумага и ручка. Садись и пиши. Всё.
Всё ли? Да. Если ты наделён писательским талантом. Но и всё же необходимо ещё знание некоторых моментов. Их мы понимаем, прочитав «Золотую розу» Константина Паустовского.
Константин Георгиевич достаточно рано осознал себя как писатель. В восемнадцать лет он решил: «Я буду писателем» У него уже было несколько тетрадок, исписанных стихами и рассказами. В этом возрасте он догадался, что только тот человек может стать писателем, кто проживёт наполненную важными событиями жизнь. «Задумавшись над тем, о чём же я буду писать, я вдруг с ужасом понял, как беден мой запас жизненных наблюдений. Сознание того, что я до обидного мало знаю жизнь, заставило меня бросить писать и уйти в люди, в «горьковские университеты» . В «людях» он ходил десять лет, накапливая жизненный опыт.
Повесть «Золотая роза» положила начало целой серии книг о писательском труде – «Ни дня без строчки Ю.Олеши, «Почтовая проза» А.Бека, «Мой Дагестан» Р.Гамзатова, «Заметки литератора» В.Пановой, «Я читаю рассказ» С.Антонова и др.
«Главный герой повести Константина Паустовского – творческое воображение художника, способное разбудить фантазию читателя». . «Книга эта не является ни теоретическим исследованием, ни тем более руководством. Это просто заметки о моём понимании писательства и моём опыте. В этой книге я рассказал пока лишь то немногое, что успел рассказать. Но если мне, хотя бы в малой доле, удалось передать читателю представление о прекрасной сущности писательского труда, то я буду считать, что выполнил свой долг перед литературой. .
По мнению Паустовского, среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно, потому как самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, жадно вбирает в себя все её краски, её надежды, страдания, борьбу и любовь. Наряду с грубой, неприкрашенной действительностью сверкает лёгкий романтический вымысел. Такова природа творчества.
«Писательство – это призвание. В призвании есть святое правило: пропускать всё через себя…
В море около посёлка лежит большой гранитный валун. На нём … надпись: «В память тех, кто погиб и погибнет в море». Когда я узнал об этой надписи, она мне показалась печальной, как все эпитафии. Но латышский писатель, рассказавший мне о ней, не согласился с этим:
– Наоборот. Это очень мужественная надпись. Она говорит, что люди никогда не сдадутся и, несмотря ни на что, будут делать своё дело. Я бы поставил эту надпись эпиграфом к любой книге о человеческом труде и упорстве. Для меня эта надпись звучит примерно так: «В память тех, кто одолевал и будет одолевать это море».
Я согласился с ним и подумал, что этот эпиграф подходил бы и для книги о писательском труде». .
Салтыков-Щедрин говорил, что если хоть на минуту замолкнет литература, то это будет равносильно смерти народа. «Писательство – не ремесло и не занятие. Писательство – призвание. Слово «призвание» родилось от слова «зов». Человека никогда не призывают к ремесленничеству. Призывают его только к выполнению долга и трудной задачи. Что ж принуждает писателя к его подчас мучительному, но прекрасному труду? Прежде всего – зов собственного сердца. Голос совести и вера в будущее…».
В «Первом рассказе» автор поведал, «как поразила его трагическая история любви Йоськи и красавицы Христи. Но первая попытка рассказа была «вялой и бледной». Догадался: «Во-первых, … рассказ был написан с чужих слов; и, во-вторых… я увлёкся любовью Христи и оставил в стороне изуверский быт местечка». . Рассказ был переписан снова, но редактор журнала, куда он был послан, опять не принял работы. И только через год писатель понял: «… в рассказе не чувствуется автора – ни его гнева, ни мыслей, ни преклонения перед любовью». . И приходит к выводу: «… во время работы надо забывать обо всём и писать как бы для себя или для самого дорогого человека на свете». .

Примечания
1. Паустовский К.Г. Призвание и труд. // Вопросы литературы. 1961 № 1, с.167-168
2. Цитируем по изданию
Паустовский К.Г. Золотая роза. М.,1991
3. Петровский А.В. Предисловие // Паустовский К.Г.Золотая роза. М., 1991, с. 5.

Писатели – создатели, хранители и любители книги

I. Организационный момент

(Поздравление с началом учебного года, знакомство, сообщение об объеме курса литературы в 6 классе: три урока в неделю.)

Мы начинаем новый учебный год, он разделяет вашу школьную жизнь пополам. Теперь с каждым днем учиться в школе вам останется все меньше, чем вы уже проучились. А сколько еще надо успеть прочитать, решить, обдумать! Вы взрослеете и все больше умеете делать. Пятиклассники вам уже кажутся маленькими, а ведь еще год назад вы были такими же. Вспомним, что мы читали на уроках литературы, какие книги обсуждали.

II. Актуализация знаний (слайд 1)

– Как называется традиционное начало сказки? (Зачин.)

– Какие виды сказок вы знаете? (Волшебные, бытовые, сказки о животных.)

– Какие сказки мы читали в 5 классе? (Народные сказки «Иван – крестьянский сын и чудо -юдо», «Царевна-лягушка», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»; литературные

сказки В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, А. Погорельского, К.Г. Паустовского, С.Я. Маршака, Х.К. Андерсена.)

– Чем отличаются литературные сказки от народных? (Примерный ответ. У литературных сказок есть автор, у народных сказок автор – народ; литературные сказки не имеют вариантов, в отличие от народных они написаны языком художественной литературы, сюжет их обычно более развернут, картины реальной жизни соседствуют с чудесами и т. д.)

– Героиней какой русской народной сказки является заколдованная красавица? («Царевна-лягушка».)

– В основу какой литературной сказки положена русская народная сказка, записанная А.С. Пушкиным со слов няни Арины Родионовны: «Царевна заблудилася в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. “Ах, – говорят, – тут был кто-то – али мужчина, али женщина: коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра…”»? («Сказка о мертвой царевне…».)

– Определите жанр произведения по следующим признакам: это короткий рассказ, часто стихотворный, обычно о животных, говорящих и действующих по-человечески; в этом

рассказе есть мораль – идея рассказа. (Это басня.)

– Назовите самого известного русского баснописца. (Иван Андреевич Крылов.)

– Какие басни И.А. Крылова вы помните? (Аукцион басен: кто назовет басню последним, тот и выиграл.)

– Из какой поэмы эти строки: «Любезный сын, / Уж я забыл отчизны дальной / Угрюмый край…»? (Из поэмы «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина.)

– В тексте поэмы «Руслан и Людмила» есть строки: «Лампада гаснет, дым бежит…», «Надежда гибнет, гаснет вера…» Какие слова употреблены в переносном значении? (Бежит,

гибнет, гаснет.)

– Как называются такие средства художественной выразительности? (Олицетворение, метафора.)

– В каком произведении Н.В. Гоголя герой ради любимой совершает необыкновенное путешествие верхом на черте? (В сказочной повести «Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».)

– Какие еще произведения Н.В. Гоголя вы читали? («Заколдованное место».)

– Какое произведение М. Ю. Лермонтова рассказывает о событиях Отечественной войны? («Бородино».)

– Восстановите лермонтовские строки. (слайд 2)

Ну ж был денек!

Сквозь дым… (летучий)

Французы двинулись, … (как тучи),

И все на наш редут.

– Что за слова вы вставили (с точки зрения художественной выразительности)? (Эпитет, сравнение.)

– В каких литературных сказках природа помогает девочкам-героиням? («Снежная королева» Х.К. Андерсена, «Двенадцать месяцев» С.Я. Маршака.)

– Назовите жанр этих произведений. (Сказ.)

– Что вы читали летом? (слайд 3)

– Какие книги вам запомнились?

– Чем вам понравились прочитанные книги?

III. Работа по теме урока

1 Знакомство с учебником (слайд 4)

– Учебник-хрестоматия состоит из двух частей. Кто авторы-составители учебника? (В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин.)

– Рассмотрите репродукции картин на обложке и форзацах, прочитайте стихотворения.

– Загляните в оглавление, определите путь на целый год.

Мы будем идти от фольклора к древнерусской литературе, от нее – к русской литературе XVIII, ХIХ и ХХ веков, затем познакомимся с некоторыми поэтическими произведениями народов России и частично – с зарубежной литературой – от древности до ХХ века.

– Как соотносятся разделы литературы, которые предстоит изучать, с иллюстрациями на обложке и форзацах?

Обратите внимание на краткий словарь литературоведческих терминов в конце ч. 2 учебника, который поможет самостоятельно разобраться в некоторых сложных вопросах.

2 Чтение статьи «В дорогу зовущие» (с. 3, 4) (слайд 5)

IV. Закрепление изученного материала

(Работа по вопросам и заданиям 1, 2, 5 рубрики «Проверьте себя» (с. 4, 5).)

V. Подведение итогов урока

Учебниками мы пользуемся на всех уроках, но учебник литературы особенный. С его помощью мы можем не просто прочитать произведения, но и попытаться понять, как они рождаются, окунуться в их глубину, проникнуть в тайны писательского мастерства, научиться читать по-настоящему, т. е. вдумчиво и с радостью.

(слайд 6) У К.Г. Паустовского есть книга о тайнах писательского мастерства – «Золотая роза». Она открывается историей, герой которой, бывший солдат французской армии Жан Шамет, мечтает подарить маленькой девочке Сюзанне необыкновенную золотую розу, приносящую счастье. Но где взять золото мусорщику Шамету?

«Обыкновенно он выбрасывал весь мусор, выметенный за день из ремесленных заведений. Но после этого… он перестал выбрасывать пыль из ювелирных мастерских. Он начал собирать ее тайком в мешок и уносил к себе в лачугу. Соседи решили, что мусорщик тронулся. Мало кому было известно, что в этой пыли есть некоторое количество золотого порошка, так как ювелиры, работая, всегда стачивают немного золота.

Шамет решил отсеять из ювелирной пыли золото, сделать из него небольшой слиток и выковать из этого слитка маленькую розу для счастья Сюзанны».

Сюзанна выросла, жизнь не баловала ее, а она все верила в цветок счастья, о котором ей рассказал Шамет. Но бедный мусорщик умер, так и не встретившись больше с Сюзанной.

А золотая роза попала к писателю, который написал в своих записках: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, – все это крупинки золотой пыли.

Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою “золотую розу” – повесть, роман или поэму».

Почему золотая роза стала символом писательского труда?

Писатель не просто пишет «по вдохновению», он долгое время по крупицам собирает жизненный материал, преобразует его силой своего воображения, «выковывает» произведение, которое может принести читателю счастье.

Домашнее задание (слайд 7)

1 Ответить на вопросы и выполнить задания 3, 4 рубрики «Проверьте себя» (с. 5).

2 Выполнить творческое задание (с. 5).

3 Индивидуально: подготовить сообщение о рождественских и новогодних календарно-обрядовых песнях; подобрать колядки и подготовиться классом.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Писатели – создатели, хранители и любители книг…

Ну ж был денек Сквозь дым … Французы двинулись, …, И все на наш редут.

Какие книги вы читали летом? Что запомнилось? Что хочется перечитать вновь? Познакомимся с учебником

Как следует читать книгу? Почему книга сравнивается с дорогой? Почему так важно знать большое количество книг? Чем была книга для А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого? Какую книгу Л.Н. Толстой считал самой важной? Что из размышлений В. Шкловского вам показалось особенно важным? Работа с учебником. Страница 3-4.

Домашнее задание (по выбору): 1. Ответить на вопросы и выполнить задания 3, 4 рубрики «Проверьте себя» (с. 5) (письменно) 2. Выполнить творческое задание (с. 5) (письменно) 3. Индивидуально: подготовить сообщение о рождественских и новогодних календарно-обрядовых песнях; подобрать к олядки.


Константин Георгиевич Паустовский уже в юности понял, что настоящим писателем может стать человек, который хорошо знает окружающую жизнь. Он решил отправиться «в люди», год за годом пополнял запас своих жизненных наблюдений.

Представление о сути К.Г.Паустовский изложил в одном из своих поздних произведений, удивительно глубокой по содержанию повести «Золотая роза». Книга состоит из нескольких глав-рассказов, не связанных между собой сюжетом, но направленных для достижения одной цели.

Очень важным для осмысления идеи всей книги является рассказ «Драгоценная пыль» , начинающий произведение. Именно в этой главе писатель открывает тайну золотой розы, появление которой так напоминает рождение истинного произведения художественной литературы.

Главный герой рассказа – Жан Шамет, бывший солдат, принимавший участие в колониальных войнах, впервые увидел дочь своего полкового командира Сюзанну, когда она была еще восьмилетним ребенком. Возвращающуюся на родину девочку впереди ждала неизвестность, поэтому она чувствовала себя одинокой и «все время молчала».

Добрый, чуткий к чужим страданиям солдат с воодушевлением рассказывал Сюзи истории из своей жизни, многие из которых превращались в выдумку. От него девочка узнала о золотой розе, которая, по легенде, приносит счастье всем, кто до нее дотронется. «Найдется и для тебя какой-нибудь чудак», — ответил Шамет, когда маленькая спутница поинтересовалась, подарит ли ей кто-нибудь такую розу.

Голодной и однообразной была жизнь ставшего парижским мусорщиком Шамета, запах «пыли и помоек» он ощущал везде, даже «в охапках мокрых цветов», продаваемых «чистенькими старушками на бульварах». Но и в «желтой мути» дней он умел замечать прекрасное. По-прежнему пахла фиалками синяя лента, оставшаяся у Жана Шамета на память о Сюзи, в воспоминаниях «легким розовым облачком» появлялось старенькое платьице девочки.

«Пять дней над Парижем поднималось необыкновенное солнце», когда рядом с бывшим солдатом снова оказалась Сюзанна, теперь уже молодая женщина. И опять великодушный Шамет проявляет участие в ее судьбе. Прощаясь с девушкой, он напоминает ей о золотой розе.

Золотая роза в рассказе К.Паустовского символизирует мечту о счастье. Выковать для Сюзанны эту волшебную розу – такую цель поставил перед собой Жан Шамет, превратившийся из бедного парижского мусорщика в творца человеческого счастья. Чтобы подарить девушке счастье, «всю нежность, давно уже загнанную в глубину сердца», он готов прослыть чудаком, прятаться, добывая из ювелирной пыли золото.

И когда, наконец, драгоценная пыль превратилась в слиток золота, Шамет осознает, каким непривлекательным он стал: «неуклюжей образиной, ковыляющей на ревматических ногах». Достигнув цели, путь к которой был долгим, Жан узнает, что той, для кого золотая роза была предназначена, уже нет в Париже.

Ожидание встречи превратилось в боль и безысходность, в «колючий осколок», застрявший около сердца. Но созданная для счастья и благодаря вере в это счастье тончайшая золотая роза преобразила жизнь Шамета, изменила ее к лучшему.

История жизни Жана Эрнеста Шамета помогла задуматься купившему розу литератору о сущности труда писателя. Умение выбрать из всего многообразия мира только по-настоящему прекрасное и доброе, из того, что окружает человека в повседневной жизни, из «драгоценной пыли», создать поэму, повесть, роман – значит создать свою золотую розу. И, безусловно, каждое произведение К.Г.Паустовского – это лепестки розы, рожденной творчеством талантливого русского писателя.