Самым известным произведением А.Т.Твардовского стала любимая русским народом еще со времен ВОВ поэма «Василий Теркин». Это доказывает уже тот факт, что в 1995 году на родине писателя, в центре Смоленска, был установлен памятник. Словно живые, ведут беседу отлитые из бронзы Александр Трифонович и его знаменитый герой с гармошкой в руках. Эти скульптуры - символ памяти сильному русскому характеру, способному все пережить ради спасения Родины.

Жанровые особенности произведения

В литературе принято относить «Василия Теркина» к поэмам. Однако сам писатель не был столь категоричен в этом вопросе.

Во-первых, нужно обратить внимание на подзаголовок «Книга про бойца», сделанный автором. Это уже наводит на мысль о некоторой нетрадиционности произведения. Действительно, в содержании отсутствует как таковая сюжетная связанность глав, нет кульминации, да и вопрос относительно завершенности является довольно спорным. Главная причина в том, что произведение «Василий Теркин» писалось по главам, становившихся мгновенным откликом на происходившие на фронте события.

Во-вторых, сохранились записи Твардовского, где он высказывается относительно жанра: "…летопись - не летопись, хроника - не хроника…". Это подтверждает тот факт, что основу произведения составляли реальные события, обыгранные автором.

Таким образом, это уникальная книга, представляющая собой энциклопедию жизни народа в страшные для него военные годы. И главное в ней то, что писателю удалось мастерски обрисовать героя, воплотившего в себе лучшие черты русского характера.

Композиция и сюжет

Поэма «Василий Теркин» имела особое назначение: она писалась в 1942-45 годы и была адресована, прежде всего, рядовому солдату, воевавшему в окопах. Это определило ее композицию: самостоятельные главы (в послевоенном издании автор оставил 29, в том числе 5 «авторских» глав) с отдельным сюжетом. «Без начала, без конца, без особого сюжета» - так определил особенности «Книги про бойца» Твардовский. Такой подход объяснялся довольно просто: в условиях военного времени не было возможности полностью читать поэму «Василий Теркин». Главы, которые объединял образ главного героя, всегда оказывавшегося в центре событий, рассказывали о каком-то важном моменте солдатских будней. Это сделало произведение ценным в плане его масштабности и народности.

Василий Теркин: анализ образа

Первые главы появляются в 1942 году. В них возникает образ обычного солдата, который предстает то балагуром и весельчаком, то мастером на все руки и умелым гармонистом, то мужественным и преданным родине бойцом. Твардовский не дает подробного героя: его черты максимально реалистичны и свойственны большинству людей. Нет четкого указания и на место его жительства, хотя по авторским отступлениям можно понять, что Твардовский и Теркин - земляки. Такой подход лишает героя индивидуальности и придает образу обобщенный характер. Именно поэтому каждый читатель находил в Теркине знакомые черты и принимал его за своего.

Герой, бывший труженик земли, воспринимает войну как важную работу. Он показан то на привале, то в крестьянской избе, то переплывающим реку, то рассуждающим о заслуженной награде, то играющим на гармошке… Неважно, в какой ситуации оказывался много испытавший (очевидна связь фамилии со словом «тертый») за свою жизнь Василий Теркин. Анализ его поступков и поведения показывает, что он даже в таких трудных условиях сохраняет жизнелюбие и лучшие свято верит в победу и в товарищей. Интересна и рифмовка «Василий-Россия», которая употребляется в тексте несколько раз и подчеркивает истинно народные черты созданного образа.

Изображение войны

Особый подход был у автора и к описанию места действия поэмы «Василий Теркин». Анализ текста показывает, чтов ней практически нет конкретных географических названий и точной хронологии событий. Хотя вполне определенно указывается род войск - пехота, так как именно ей довелось в большей мере испытать все тяготы фронтовой жизни.

Важную роль играет описание отдельных деталей и предметов солдатского быта, которые складываются в одну живую и масштабную картину войны с фашистами. При этом довольно часто образ Теркина ассоциируется с воином-героем всех «компаний и времен».

Образ автора

Важное лицо в поэме не только Василий Теркин. Анализ глав «От автора» позволяет представить повествователя и одновременно посредника между героем и читателями.

Это человек, сам испытавший в полной мере тяготы войны (А.Т. Твардовский с первых дней отправился на фронт в качестве корреспондента). В его размышлениях дается характеристика героя (на первом месте психологический аспект) и народная оценка страшных событий. Последнее особенно важно, тем более что адресатом поэмы стали и солдаты-фронтовики (Л. Озеров охарактеризовал ее как книгу-помощник на войне), и те, кто остался в тылу. Появления новых глав ждали с нетерпением, а отдельные их части заучивали наизусть.

Язык и стиль поэмы «Василий Теркин»

Тема войны обычно раскрывается за счет использования возвышенной лексики. Твардовский отходит от этой традиции и пишет поэму об обычном солдате, человеке из народа легким, простым языком. Это придает всему повествованию и образу героя естественность и теплоту. Автор умело сочетает разговорную, иногда даже просторечную, и литературную речь, прибегает к оборотам и устного творчества, перефразирует малые Это многочисленные поговорки и прибаутки («твоя нынче хата с краю»), слова с уменьшительным значением (сыночек, соколик), постоянные эпитеты («година горькая»), выражения типа «встрепенулся ясный сокол», «хвать-похвать».

Еще одна особенность - обилие диалогов, в которых много коротких Они легко воссоздают картины повседневной солдатской жизни и делают героев простыми и близкими читателю.

Монументальное произведение о судьбе народа

Поэма стала решающим событием не только в творчестве А.Т.Твардовского, но и во всей литературе военного периода. Автор сумел показать в ней героический путь рядового бойца, каким был Василий Теркин. Анализ боевых событий их непосредственным участником делает повествование правдоподобным. Три части поэмы рассказывают о решающих этапах войны: отступление, перелом и победное шествие на Берлин.

Действие произведения заканчивается одновременно с победой, так как главную свою задачу - рассказать о невероятном мужестве советского народа в годы войны с фашизмом - А.Т. Твардовский полностью выполнил.

Цели и задачи :

  • для учеников: доказать или опровергнуть эпиграф к уроку.
  • для учителя: познакомить с жизнью и творчеством Твардовского; проанализировать главы « От автора» и «На привале»; выявить тематику произведения, историю и актуальность его создания, композицию, характер главного героя, стилевые особенности, идейное своеобразие.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Здравствуйте, садитесь. Люди встречаются по разным причинам. Сегодня мы встретились для узнавания друг друга, нового, своих возможностей и самих себя. Как это сделать? В процессе общения и выполнения совместных задач.

2. Тема урока (слайд 1).

Тема, как видите, формулируется в нескольких предложениях. Посмотрите на портрет. Что вы можете сказать о характере этого человека, суда по его внешности? (Простое, мужественное лицо, внимательный взгляд, серьезное выражение). Вслушайтесь в звучание фамилии. (Твардовский – твердость, мужественность).А теперь представьте, что Твардовский - это вы. Расскажите о себе. Отвечают 1-2 ученика. (Родился в крестьянской семье, много повидал, был фронтовым корреспондентом). О чем из скромности умолчал А.Т.? (Во время войны всегда находился в самых опасных местах, рисковал жизнью) Дополнения остальных?

3. Переход к анализу (слайд 2).

Спросить о Симонове, что написал? Чтение эпиграфа. Вы согласны с его мнением? (нужно сначала познакомиться с поэмой, чтобы подтвердить или опровергнуть высказывание – цель урока).

Чтобы лучше понять замысел поэмы, попробуем представить себя соавторами Твардовского. Вы похожи на ребят, изображенных на снимке. (Слайд 3). Представьте, что на урок вы подобно героям фильма «Мы из будущего» перенеслись в то время. (Слайд 4). О чем бы вы стали писать? О войне. Как, что и для чего?

Но какую выбрать форму? Предлагаю вам задачу. (Слайд 6). Сам Твардовский говорил «Это книга про бойца без начала и конца». Почему? (Проблемный вопрос). (Учащиеся должны прийти к выводу, что каждая глава должна представлять собой законченный по смыслу фрагмент, чтобы можно было читать ее в любой момент, т. к. поэма печаталась в отдельных номерах фронтовых газет. Главы должны быть объединены главным героем – Теркиным).

Знаем, о чем писать, знаем, в какой форме. На чем или на ком держится книга? На герое. Каким, по вашему, он должен быть? Заполним анкету. (Слайд 7). Обосновать ответы. Посмотрите на портрет. Какими чертами характера он должен обладать? (Слайд 8).

Спросим у Твардовского, когда впервые читатель встретился с Теркиным? Задуман во время советско-финской войны, чтобы поднять настроение бойцов. Сравните портреты героев. В чем изменения и чем их можно объяснить?

Внешность. (Вася Теркин – лубочный персонаж, созданный для смеха. Василий Теркин – один из бойцов, разделяющих все тяготы войны).

Развитие характера. Чтение главы «На привале». Верны ли наши предположения? Вспомним, без чего нельзя на войне?

Без шутки.

Что кроется за шуткой? (Стремление поддержать боевой дух, разрядить обстановку).

Обсудить отчество – Иваныч. (Василий Иваныч ассоциируется с Чапаевым – героем гражданской войны. Твардовский указывает и на крестьянское происхождение героя – распространенное имя «Василий», и на то, что он, как и Чапаев, должен быть мужественным, находчивым. Можно сказать, что им «Василий» происходит от «Базилевс» - царь, т.е. несет в себе внутреннее благородство и достоинство)

В чем глубинный смысл поэмы? – в правде. Не должно складываться впечатления увеселительной прогулки,. Это суровый труд (найдите подтверждения) (Слайд 9). Вставьте пропущенные слова, обоснуйте. Но бойцы знают, за что воюют, не впадают в панику, не раскисают. И большая заслуга в этом таких, как Теркин.

Вставьте союз на месте пропуска. Обоснуйте. Обратите внимание, как одно слово может изменить смысл высказывания или придать ему иной оттенок. (Союз «а» вносит значение противопоставления «заумных» стихов живой, разговорной, народной речи).

Итог урока.

Домашнее задание. Чтение главы «Переправа».

Возвращаемся в наше время. (Слайд 12, 13).

Тема : А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Цель учебная : н

Воспитательная цель :

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок в 8 классе .

Тема : А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Цель учебная : проанализировать главы, посвящённые картинам фронтовой жизни (быт н а войне, ратный труд бойцов, спасающих Родину от захватчиков, их честное служение Отчизне);

учить выразительному чтению, передавать разговорные интонации, инсценировать прочитанное.

Воспитательная цель : воспитывать чувство патриотизма, гордость за героические и трагические страницы истории своего народа.

Ход урока.

  1. Организационный момент.(Звучит музыка «Вставай страна огромная»)
  2. Сообщение темы и целей урока .
  3. Работа по теме.

Чтение эпиграфа к уроку:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

(А.Т.Твардовский).

Слово учителя : - Так определяет поэт А.Т.Твардовский суть Великой Отечественной войны, самой трагической и героической в истории нашей страны.

(Словарная работа : фронтовой быт, рефрен, трагизм, героизм.)

Как вы, ребята, понимаете слова А.Т.Твардовского, взятые эпиграфом к нашему уроку?

Писатель Фёдор Абрамов сказал о поэме «Василий Теркин» так: « Россия в живых народных лицах, интонациях, слове». « Книга про бойца», рожденная в атмосфере военных лет, неотрывная от реального дела защиты народом Родины, от его подвига на войне,- это глубокое исследование русского национального характера, взволнованное повествование о солдате и его солдатском окружении.

Сегодня мы с вами перенесёмся в годы Великой Отечественной войны, погрузимся в ту героическую и трагическую эпоху нашей страны. Глазами Теркина, «обыкновенного парня» , увидим сцены фронтового быта, прикоснемся к ратному подвигу нашего народа, который скромно называл его « честным служением Родине».Главы « Перед боем», «Переправа», «Теркин ранен», «Два солдата», «О герое», «Отдых Теркина», «Смерть и воин», «Теркин пишет», « Про солдата -сироту» выявляют солдатский уровень войны , самый трудный, самый тяжелый, выражающий народный взгляд на её ход. Книга рассказывает о том, чем жил народ на войне (в трудном быте боевом) и как воевал. Как жил человек на войне рассказывают главы «На привале», «Перед боем», «Два солдата », «Гармонь». О том как воевал « этот стриженный народ» идёт речь в главах « Переправа», « Поединок», «Теркин ранен», «О награде». Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне («без правды сущей, да была б она погуще »), воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, полевую кухню. Рисуя будни войны, поэт показывает солдат на привале, в момент краткого сна, горького отступления, в начале боевого дня и в момент боя, в радостный час освобождения родины и поход на Берлин.

Итак, все события в поэме имеют объективно-хронологические рамки: от отступления и обороны войск весной и летом 1942 г. до Победы в мае 1945 г.:

Эти строки и страницы-

Дней и вёрст особый счет,

Как от западной границы

До своей родной столицы

И от той родной столицы

Вспять до западной границы,

А от западной границы

Вплоть до вражеской столицы

Мы свой делали поход.

В поэме представлен весь народ, поднявшийся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Наряду с высокой речью звучит простая речь с шутками и прибаутками, с незамысловатыми разговорами бойцов о мирной жизни. В диалогах героев раскрываются их характеры. Поэтому читатели поэмы называют её « энциклопедией Великой Отечественной войны ».

Дальнейшая наша работа пройдёт в группах. Каждая группа получит задание по работе с поэмой: чтение по ролям или небольшая инсценировка эпизодов сцен поэмы о трагических и героических страницах первых месяцев войны, отступления нашей армии до переломного момента борьбы за освобождение родной земли.

Раздаю карточки с заданиями.

На выполнение заданий вам отводится 3 минуты.

Вам необходимо выбрать командира, который несет ответственность за ответы группы и выбор чтецов.

Группы получают задания (карточки с заданиями). Дается время на подготовку. В группах читаются выделенные эпизоды, выбираются чтецы или же готовится небольшая сценка для инсценировки. Дети отвечают на вопросы задания.

- У вас на партах лежат оценочные листы,по которым вы будете оценивать свою работу и работу своих товарищей по критериям, указанным в таблице. Готовы, ребята?

Итак, слушаем первую группу

1 группа инсценирует (чтение по ролям) « Перед боем». Слово учителя.

Учитель. Сюжет главы: горькая история о том, как в 1941 г выходящий из окружения отряд проходит через ту деревню, где живёт семья командира. Бойцы чувствуют унижение и острое ощущение горя: в тылу остаются родные люди, и неизвестно, что с ними станет, останутся они живы или нет. Командир, хозяин этого дома, отец семейства, не спит всю ночь. До рассвета рубит дрова, старается хоть чем-то помочь семье, остающейся на оккупированной территории.

Герои: Теркин, командир.

Следующий этап –ответы на вопросы из ваших карточек. Желательно, чтобы звучал связный текст.

После чтения по ролям ответы детей. Диалоговая форма обучения.

Задания в карточке №1.

Как изображены солдаты? К какому периоду Великой Отечественной войны относится эта глава? В чем трагизм ситуации? Какие картины военного быта возникли перед вашим взором? Каковы чувства командира, отца семейства, покидающего свой дом, семью на оккупированной территории? Каковы чувства Тёркина? Какую «политбеседу» повторял Теркин бойцам, отступающим перед натиском врага, покидающим родную сторону? («Не унывай!»)

2 группа . « Переправа». Звук мин, орудий.

Чтение по ролям со слов « Долги ночи, жестки зори

В ноябре – к зиме седой».

Слово учителя. Эта глава так же, как и предыдущая,повествует о трагической ситуации 1942.г на конкретном участке фронта. Это горестный рассказ о том, как переправа сорвалась, «как люди тёплые, живые шли на дно, на дно. На дно…».

Ответы на вопросы из карточки№2 . - Ребята, желательно, чтобы звучал связный текст .

Задания в карточке № 2.

Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков? Какие картины фронтового быта рисует Твардовский? (война изображена в крови, труде и лишениях). Каким настроением пронизана эта глава(чувство горечи утраты «наших стриженных ребят»,неизбывная грусть). Какие слова идут рефреном в главе «Переправа»? Каким вы видите в этой главе Тёркина? Какие русские народные пословицы, поговорки созвучны этому эпизоду войны? (сам погибай, а товарища выручай, стреляный воробей, тёртый калач)

3 группа. «Гармонь». Герои: танкист, Тёркин, водитель, стрелок, автор. Слово учителя.

В центре главы один из бытовых военных эпизодов: случайная встреча Теркина, который возвращается из госпиталя, с танкистами на фронтовой дороге.

Чтение по ролям.

Перед чтением музыка «Три танкиста» или грустный мотив народной песни , а потом частушка.

Ответы на вопросы из карточки №3. - Ребята, желательно, чтобы прозвучал связный текст.

Задания в карточке №3.

Каким предстаёт перед вами Теркин в этой главе? Каким вы видите быт бойцов, случайно встретившихся на привале? Чему они радуются? Какую оценку игре Теркина на гармони дают танкисты? Как вы понимаете слово «мастак»? (Мастак- разговорное слово. Это искусный и опытный в каком-нибудь деле человек)

4 группа « Бой в болоте ». Звук мин, орудий. Герои: Теркин, боец, автор . Чтение по ролям. Затем музыка « У незнакомого посёлка, на безымянной высоте».

Слово учителя. «В книге про бойца» нет описаний великих сражений, зато подробно описывается « бой в болоте» за «забытый ныне населенный пункт Борки». Это трагическая картина первых годов войны, 1941-1942. Позже наши поэты будут воспевать бои « у незнакомого посёлка на безымянной высоте». В финале главы звучат высокие слова об исторической памяти. В главах «Переправа», «Бой на болоте» поэт ведет речь о том, какой ценой платил народ за победу. Беспощадная правда об изнурительных боях, о ратном труде нашего солдата.

Ответы на вопросы из карточки №4. – являлся связанным текстом.

Задания в карточке №4.

Каким чувством понизана глава «Бой в болоте»? У какого населённого пункта идёт бой? Каков быт бойцов на болоте? Как выглядят наши бойцы? О чем мечтают? Какие черты характера помогают Теркину и его товарищам, которые « третьи сутки» голодны, лежат промокшие в болотной жиже, не раскиснуть, не упасть духом? Какой этап войны вспоминает Тёркин, отвечая на вопрос товарищей:

Согласись, Василий Тёркин,

Хуже нет уже беды?

Группа № 5. Давайте обратимся к главе «Поединок».

Здесь Теркин один «держит фронт»: бьётся с фашистом, одерживает победу над сильным, здоровым потивником, ведёт его в плен. Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма по мотивам поэмы Твардовского. 09:43-11:33.

Ответы на вопросы из карточки №5 . – Ребята, желательно, чтобы ваш ответ являлся связанным текстом.

Вопросы:

  1. Какие ассоциации возникли у вас при просмотре этого отрывка?
  2. Каким героям фольклора или истории нашей Родины уподобляется Василий Тёркин?
  3. Как вы считаете, удалось ли авторам мультфильма воплотить идею Твардовского на экране?
  4. Можно ли назвать Тёркина – народным, фольклорным героем?

Слово учителя -В поэме Твардовского звучит героическая тема. Так, в главе «Поединок» противостояние главного героя поэмы и немца показывается таким образом, что в сознании читателя возникают ассоциации с древними поэмами, фольклорными и литературными, ассоциации, поддержанные самим автором, который вводит в текст произведения следующее сравнение:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, -

Вместо тысяч бьются двое,

Словно схватка всё решит.

- Спасибо, ребята, за вашу работу, а теперь подведем итог. Прошу командиров подойти с оценочными листами.

- Каждый участник группы получит оценку за урок, соответствующую набранным группой баллов.

Слово учителя. Благодаря воображению, мы с вами можем представить приблизительно ситуацию фронта, понять, как страшно, когда над головой разрываются мины, снаряды бью рядом в землю и от этого никуда не скрыться, не убежать нельзя, потому что Родину защищать надо. Это страшная явь войны не сломила наших бойцов, потому что они сильны духом, потому что в любой тяжелой ситуации они остаются людьми .

Подведение итогов .

« Книга про бойца без начала и конца» адресовалась солдату в такой же « просоленной гимнастёрке, что и у героя. Она писалась и доходила до читателя «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая её после Победы, поэт признавался (живой голос поэта из фонотеки 03:40-05:24)

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей…

И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Тёркина» читали на досуге» Её герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ.Многие главы поэмы написаны от лица героя, Тёркина.Этот доверительный тон дал почувствовать бойцам, что Тёркин - обыкновенный живой человек, который умеет смягчить драматизм фронтового быта « шуткой самой немудрой».

Чудо этой книги ещё и в том, что в непритязательной вроде бы форме солдатских «баек» («без начала, без конца, без особого сюжета») воплотились самые высокие человеческие чувства: непоказной патриотизм, способность к подвигу, сострадание чужому горю. Словом, всё лучшее, что есть в народном характере. В тяжелые годы войны солдаты, воины, бойцы ощутили себя народом. И это главное.

От Ивана до Фомы,

Мёртвые ль, живые,

Все мы вместе- это мы,

Тот народ, Россия.

Мужество, героизм, самопожертвование ради высокой Победы, могучий, несокрушимый дух народа, его нравственное превосходство над врагом – это и есть та внутренняя сила, которая помогла выстоять и победить. Такова художественная логика всей поэмы в целом.

Рефлексия по произведению.

Твардовский напишет :

И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли .

Давайте посмотрим, какие уроки вынесли вы из поэмы.

Ответы детей. 1. Какие картины фронтового быта произвели на вас большое впечатление?

  • Какие эпизоды нашли отклик в вашей душе?
  • В чём поэт видит ратный подвиг народа?
  • Почему называет бойцов «русский труженик-солдат», « русский чудо-человек»? Кто из полководцев в истории России называл своих солдат «чудо-богатырями»?
  • Домашнее задание.

Дать развёрнутый ответ на вопросы:

1. Как Твардовский, рисуя будни бойцов на фронте, показывает тяготы войны?

2. Что помогло нашим бойцам выстоять в самый трудный период Великой Отечественной войны, 1941-1942гг?

Рефлексия по моему уроку.

Мне было интересно с вами познакомиться в процессе урока, узнать ваше мнение о поэме «Василий Теркин», почувствовать ваш отклик на произведение.

Вся наша жизнь – палитра красок. Даже на фронте, где гибли наши соотечественники, были свои минуты радости, потому что нельзя находиться постоянно в угнетённом состоянии, надо верить, надо в обыденном видеть прекрасное. . Давайте и мы сегодня создадим палитру красок нашего урока. Перед вами звёздочки красного, зелёного, синего цветов. Вам нужно выбрать одну звёздочку, соответствующую вашим чувствам.

Красная звёздочка – я понял смысл тяжести военного времени, выпавшей на плечи наших солдат, и прочувствовал боль утрат моего народа, святость Победы, доставшейся такой страшной ценой.

Зелёная звёздочка - я понял смысл тяжести военного времени, но не прочувствовал боль утрат моего народа.

Синяя звёздочка – смысл поэмы мною понят, но оставил меня равнодушным.


Открытый урок в 8 классе.

Тема : А.Т.Твардовский «Василий Тёркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине.

Цель учебная : проанализировать главы, посвящённые картинам фронтовой жизни (быт на войне, ратный труд бойцов, спасающих Родину от захватчиков, их честное служение Отчизне);

учить выразительному чтению, передавать разговорные интонации, инсценировать прочитанное.

Воспитательная цель : воспитывать чувство патриотизма, гордость за героические и трагические страницы истории своего народа.

Ход урока.


  1. Организационный момент.(Звучит музыка «Вставай страна огромная»)

  2. Сообщение темы и целей урока .

  3. Работа по теме.
Чтение эпиграфа к уроку:

Бой идет святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

(А.Т.Твардовский).

Слово учителя : - Так определяет поэт А.Т.Твардовский суть Великой Отечественной войны, самой трагической и героической в истории нашей страны.

(Словарная работа : фронтовой быт, рефрен, трагизм, героизм.)

Как вы, ребята, понимаете слова А.Т.Твардовского, взятые эпиграфом к нашему уроку?

Писатель Фёдор Абрамов сказал о поэме «Василий Теркин» так: «Россия в живых народных лицах, интонациях, слове». « Книга про бойца», рожденная в атмосфере военных лет, неотрывная от реального дела защиты народом Родины, от его подвига на войне,- это глубокое исследование русского национального характера, взволнованное повествование о солдате и его солдатском окружении.

Сегодня мы с вами перенесёмся в годы Великой Отечественной войны, погрузимся в ту героическую и трагическую эпоху нашей страны. Глазами Теркина, «обыкновенного парня» , увидим сцены фронтового быта, прикоснемся к ратному подвигу нашего народа, который скромно называл его « честным служением Родине».Главы « Перед боем», «Переправа», «Теркин ранен», «Два солдата», «О герое», «Отдых Теркина», «Смерть и воин», «Теркин пишет», « Про солдата -сироту» выявляют солдатский уровень войны, самый трудный, самый тяжелый, выражающий народный взгляд на её ход. Книга рассказывает о том, чем жил народ на войне (в трудном быте боевом) и как воевал. Как жил человек на войне рассказывают главы «На привале», «Перед боем», «Два солдата», «Гармонь». О том как воевал « этот стриженный народ» идёт речь в главах «Переправа», «Поединок», «Теркин ранен», «О награде». Поэт сосредоточен на фронтовой повседневности. Автор размышляет о том, без чего нельзя прожить на войне («без правды сущей, да была б она погуще»), воспевает землянку, солдатскую шинель, гармонь, полевую кухню. Рисуя будни войны, поэт показывает солдат на привале, в момент краткого сна, горького отступления, в начале боевого дня и в момент боя, в радостный час освобождения родины и поход на Берлин.

Итак, все события в поэме имеют объективно-хронологические рамки: от отступления и обороны войск весной и летом 1942 г. до Победы в мае 1945 г.:

Эти строки и страницы-

Дней и вёрст особый счет,

Как от западной границы

До своей родной столицы

И от той родной столицы

Вспять до западной границы,

А от западной границы

Вплоть до вражеской столицы

Мы свой делали поход.

В поэме представлен весь народ, поднявшийся на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Наряду с высокой речью звучит простая речь с шутками и прибаутками, с незамысловатыми разговорами бойцов о мирной жизни. В диалогах героев раскрываются их характеры. Поэтому читатели поэмы называют её « энциклопедией Великой Отечественной войны».

Дальнейшая наша работа пройдёт в группах. Каждая группа получит задание по работе с поэмой: чтение по ролям или небольшая инсценировка эпизодов сцен поэмы о трагических и героических страницах первых месяцев войны, отступления нашей армии до переломного момента борьбы за освобождение родной земли.

Раздаю карточки с заданиями.

На выполнение заданий вам отводится 3 минуты.

Вам необходимо выбрать командира, который несет ответственность за ответы группы и выбор чтецов.

Группы получают задания (карточки с заданиями). Дается время на подготовку. В группах читаются выделенные эпизоды, выбираются чтецы или же готовится небольшая сценка для инсценировки. Дети отвечают на вопросы задания.

У вас на партах лежат оценочные листы,по которым вы будете оценивать свою работу и работу своих товарищей по критериям, указанным в таблице. Готовы, ребята?

Итак, слушаем первую группу

1 группа инсценирует (чтение по ролям) «Перед боем». Слово учителя.

Учитель. Сюжет главы: горькая история о том, как в 1941 г выходящий из окружения отряд проходит через ту деревню, где живёт семья командира. Бойцы чувствуют унижение и острое ощущение горя: в тылу остаются родные люди, и неизвестно, что с ними станет, останутся они живы или нет. Командир, хозяин этого дома, отец семейства, не спит всю ночь. До рассвета рубит дрова, старается хоть чем-то помочь семье, остающейся на оккупированной территории.

Герои: Теркин, командир.

Следующий этап –ответы на вопросы из ваших карточек. Желательно, чтобы звучал связный текст.

После чтения по ролям ответы детей. Диалоговая форма обучения.

Задания в карточке №1.

Как изображены солдаты? К какому периоду Великой Отечественной войны относится эта глава? В чем трагизм ситуации? Какие картины военного быта возникли перед вашим взором? Каковы чувства командира, отца семейства, покидающего свой дом, семью на оккупированной территории? Каковы чувства Тёркина? Какую «политбеседу» повторял Теркин бойцам, отступающим перед натиском врага, покидающим родную сторону? («Не унывай!»)

2 группа . « Переправа». Звук мин, орудий.

Чтение по ролям со слов « Долги ночи, жестки зори

В ноябре – к зиме седой».

Слово учителя. Эта глава так же, как и предыдущая,повествует о трагической ситуации 1942.г на конкретном участке фронта. Это горестный рассказ о том, как переправа сорвалась, «как люди тёплые, живые шли на дно, на дно. На дно…».

Ответы на вопросы из карточки№2 . - Ребята, желательно, чтобы звучал связный текст .

Задания в карточке № 2.

Как изображены молодые солдаты? Почему поэт сравнивает их с отцами и воинами прошлых веков? Какие картины фронтового быта рисует Твардовский? (война изображена в крови, труде и лишениях). Каким настроением пронизана эта глава(чувство горечи утраты «наших стриженных ребят»,неизбывная грусть). Какие слова идут рефреном в главе «Переправа»? Каким вы видите в этой главе Тёркина? Какие русские народные пословицы, поговорки созвучны этому эпизоду войны? (сам погибай, а товарища выручай, стреляный воробей, тёртый калач)

3 группа. «Гармонь». Герои: танкист, Тёркин, водитель, стрелок, автор. Слово учителя.

В центре главы один из бытовых военных эпизодов: случайная встреча Теркина, который возвращается из госпиталя, с танкистами на фронтовой дороге.

Чтение по ролям.

Перед чтением музыка «Три танкиста» или грустный мотив народной песни , а потом частушка.

Ответы на вопросы из карточки №3. - Ребята, желательно, чтобы прозвучал связный текст.

Задания в карточке №3.

Каким предстаёт перед вами Теркин в этой главе? Каким вы видите быт бойцов, случайно встретившихся на привале? Чему они радуются? Какую оценку игре Теркина на гармони дают танкисты? Как вы понимаете слово «мастак»? (Мастак- разговорное слово. Это искусный и опытный в каком-нибудь деле человек)

4 группа « Бой в болоте ». Звук мин, орудий. Герои: Теркин, боец, автор . Чтение по ролям. Затем музыка «У незнакомого посёлка, на безымянной высоте».

Слово учителя. «В книге про бойца» нет описаний великих сражений, зато подробно описывается « бой в болоте» за «забытый ныне населенный пункт Борки». Это трагическая картина первых годов войны, 1941-1942. Позже наши поэты будут воспевать бои « у незнакомого посёлка на безымянной высоте». В финале главы звучат высокие слова об исторической памяти. В главах «Переправа», «Бой на болоте» поэт ведет речь о том, какой ценой платил народ за победу. Беспощадная правда об изнурительных боях, о ратном труде нашего солдата.

Ответы на вопросы из карточки №4. являлся связанным текстом.

Задания в карточке №4.

Каким чувством понизана глава «Бой в болоте»? У какого населённого пункта идёт бой? Каков быт бойцов на болоте? Как выглядят наши бойцы? О чем мечтают? Какие черты характера помогают Теркину и его товарищам, которые « третьи сутки» голодны, лежат промокшие в болотной жиже, не раскиснуть, не упасть духом? Какой этап войны вспоминает Тёркин, отвечая на вопрос товарищей:

- Согласись, Василий Тёркин,

Хуже нет уже беды?

Группа № 5. Давайте обратимся к главе «Поединок».

Здесь Теркин один «держит фронт»: бьётся с фашистом, одерживает победу над сильным, здоровым потивником, ведёт его в плен. Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма по мотивам поэмы Твардовского. 09:43-11:33.

Ответы на вопросы из карточки №5 . Ребята, желательно, чтобы ваш ответ являлся связанным текстом.

Вопросы:


  1. Какие ассоциации возникли у вас при просмотре этого отрывка?

  2. Каким героям фольклора или истории нашей Родины уподобляется Василий Тёркин?

  3. Как вы считаете, удалось ли авторам мультфильма воплотить идею Твардовского на экране?

  4. Можно ли назвать Тёркина – народным, фольклорным героем?
Ребята 4 группы, оцените работу 5 группы

Слово учителя -В поэме Твардовского звучит героическая тема. Так, в главе «Поединок» противостояние главного героя поэмы и немца показывается таким образом, что в сознании читателя возникают ассоциации с древними поэмами, фольклорными и литературными, ассоциации, поддержанные самим автором, который вводит в текст произведения следующее сравнение:

Как на древнем поле боя,

Грудь на грудь, что щит на щит, -

Вместо тысяч бьются двое,

Словно схватка всё решит.

- Спасибо, ребята, за вашу работу, а теперь подведем итог. Прошу командиров подойти с оценочными листами.

Каждый участник группы получит оценку за урок, соответствующую набранным группой баллов.

Слово учителя. Благодаря воображению, мы с вами можем представить приблизительно ситуацию фронта, понять, как страшно, когда над головой разрываются мины, снаряды бью рядом в землю и от этого никуда не скрыться, не убежать нельзя, потому что Родину защищать надо. Это страшная явь войны не сломила наших бойцов, потому что они сильны духом, потому что в любой тяжелой ситуации они остаются людьми .

Подведение итогов .

« Книга про бойца без начала и конца» адресовалась солдату в такой же « просоленной гимнастёрке, что и у героя. Она писалась и доходила до читателя «с листка армейской маленькой газетки». Заканчивая её после Победы, поэт признавался (живой голос поэта из фонотеки 03:40-05:24)

Я мечтал о сущем чуде:

Чтоб от выдумки моей

На войне живущим людям

Было, может быть, теплей…

И чудо свершилось: книга Твардовского вошла в быт войны, и вовсе не похвальбой были сказанные в ней слова, что «Тёркина» читали на досуге» Её герой пришелся по нраву миллионам. Он жил той же жизнью, теми же заботами, что и весь окопный народ.Многие главы поэмы написаны от лица героя, Тёркина.Этот доверительный тон дал почувствовать бойцам, что Тёркин - обыкновенный живой человек, который умеет смягчить драматизм фронтового быта « шуткой самой немудрой».

Чудо этой книги ещё и в том, что в непритязательной вроде бы форме солдатских «баек» («без начала, без конца, без особого сюжета») воплотились самые высокие человеческие чувства: непоказной патриотизм, способность к подвигу, сострадание чужому горю. Словом, всё лучшее, что есть в народном характере. В тяжелые годы войны солдаты, воины, бойцы ощутили себя народом. И это главное.

От Ивана до Фомы,

Мёртвые ль, живые,

Все мы вместе- это мы,

Тот народ, Россия.

Мужество, героизм, самопожертвование ради высокой Победы, могучий, несокрушимый дух народа, его нравственное превосходство над врагом – это и есть та внутренняя сила, которая помогла выстоять и победить. Такова художественная логика всей поэмы в целом.

Рефлексия по произведению.

Твардовский напишет :

И нам уроки мужества даны

В бессмертье тех, что стали горсткой пыли .

Давайте посмотрим, какие уроки вынесли вы из поэмы.

Ответы детей. 1. Какие картины фронтового быта произвели на вас большое впечатление?


  • Какие эпизоды нашли отклик в вашей душе?

  • В чём поэт видит ратный подвиг народа?

  • Почему называет бойцов «русский труженик-солдат», « русский чудо-человек»? Кто из полководцев в истории России называл своих солдат «чудо-богатырями»?

  • Домашнее задание.
Дать развёрнутый ответ на вопросы:

1. Как Твардовский, рисуя будни бойцов на фронте, показывает тяготы войны?

2. Что помогло нашим бойцам выстоять в самый трудный период Великой Отечественной войны, 1941-1942гг?

Рефлексия по моему уроку.

Мне было интересно с вами познакомиться в процессе урока, узнать ваше мнение о поэме «Василий Теркин», почувствовать ваш отклик на произведение.

Вся наша жизнь – палитра красок. Даже на фронте, где гибли наши соотечественники, были свои минуты радости, потому что нельзя находиться постоянно в угнетённом состоянии, надо верить, надо в обыденном видеть прекрасное. . Давайте и мы сегодня создадим палитру красок нашего урока. Перед вами звёздочки красного, зелёного, синего цветов. Вам нужно выбрать одну звёздочку, соответствующую вашим чувствам.

Красная звёздочка – я понял смысл тяжести военного времени, выпавшей на плечи наших солдат, и прочувствовал боль утрат моего народа, святость Победы, доставшейся такой страшной ценой.

Зелёная звёздочка - я понял смысл тяжести военного времени, но не прочувствовал боль утрат моего народа.

Синяя звёздочка – смысл поэмы мною понят, но оставил меня равнодушным.

Поэма А. Т. Твардовского «Василий Теркин». А. Т. Твар­довский был призван в армию в 1939 г. и снял военную фор­му только после окончания Великой Отечественной войны. Знание фронтовых будней (поэт был военным корреспон­дентом) вылилось в собирательный образ русского солда­та - Василия Теркина, веселого балагура, не унывающего ни при каких обстоятельствах. Автор писал о поэме: «Каково бы ни было ее собственно литературное значение, для меня она была истинным счастьем. Она мне дала ощущение за­конности места художника в великой борьбе народа, ощу­щение очевидной полезности моего труда… «Теркин» был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читате­лем моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучени­ем. Анекдотом и присказкой, разговором по душам и репли­кой к случаю». Жанровое своеобразие поэмы «Василий Теркин». Сам ав­тор обозначил жанровое своеобразие поэмы - «книга про бойца», подчеркивая достоверность изображаемого. Произ­ведение создавалось постепенно, на протяжении всей вой­ны, что придало поэме характер поэтической летописи со­бытий. Постоянные лирические отступления и обращения автора к читателю расширяют пространство «книги» и со­здают эффект причастности событиям. Представляя в «Ва­силии Теркине» судьбу простого русского солдата, поэт не мог не изобразить наравне с фронтовыми картинами жизнь тыла в эти страшные годы. Фронт в поэме. Фронт предстает в поэме без прикрас, со всеми тяготами и лишениями, которые выпадают солда­там. Здесь «На привале» особенно начинают цениться прос­тые человеческие радости: холодная вода, когда хочется пить, простая пища, когда охватывает голод, возможность поспать солдату: Спит - хоть голоден, хоть сыт, Хоть один, хоть в куче. Спать за прежний недосып, Спать в запас научен. Страшные картины войны, ужасающие масштабностью, предстают в главе «Переправа», где троекратно повторяю­щееся «на дно» усиливает трагичность звучания: И увиделось впервые, Не забудется оно: Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно… Но за этими тягостными картинами прорисовывается ве­ра в победу, т.к. не погиб Теркин, жив простой солдатик, и чувством глубокого патриотизма завершается глава «Пере­права»: Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. Свой страх и боль нужно забыть, потому что от каждо­го из тех, кто на фронте или в тылу, зависит будущее Ро­дины: На войне себя забудь, Помни честь, однако, Рвись до дела - грудь на грудь, Драка - значит, драка. И в этом чаду, в грязи и крови рождались то единение душ, та дружба, что спасала многим жизнь. Укрывали друг друга незнакомые солдаты, согревали дыханием, не надеясь увидеться когда-нибудь потом.Тыл в поэме. Описание тыла автор «Василия Теркина» включает в поэму, подтверждая мысль, что победа слагается из совместных усилий: те, кто спасал солдат от холода и го­лода, те, кто работал на заводах и выпускал оружие, «воевал» не меньше. А как нужна была воинам поддержка жен и лю­бимых, оставшихся дома, где проблем и бед было с избыт­ком: Вновь достань листок письма, Перечти сначала. Пусть в землянке полутьма. Ну-ка, где она сама То письмо писала? При каком на этот раз Примостилась свете? То ли спали в этот час, То ль мешали дети. То ль болела голова Тяжко, не впервые, Оттого, брат, что дрова Не горят сырые?.. Возвращающаяся на Родину женщина в главе «По дороге на Берлин» становится собирательным образом всех мате­рей, потому так тепло заботятся о ней солдаты: Мать святой извечной силы, Из безвестных матерей, Что в труде неизносимы И в любой беде своей; Что судьбою, повторенной На земле сто раз подряд, И растят в любви бессонной, И теряют нас, солдат; И живут, и рук не сложат, Не сомкнут своих очей. Коль нужны еще, быть может, Внукам вместо сыновей. Финальная глава «От автора» раскрывает основной замы­сел поэмы и ту цель, которую талантливый поэт сумел до­стичь: Я мечтал о сущем чуде: Чтоб от выдумки моей На войне живущим людям Было, может быть, теплей, Чтобы радостью нежданной У бойца согрелась грудь, Как от той гармошки драной, Что случится где-нибудь. «Василий Теркин» стал «книгой», в которой поэт сумел раскрыть все лучшие черты народа: патриотизм и самоот­верженность, щедрость души и доброту, смелость и смекал­ку. И. А. Бунин высоко оценил произведение А. Т. Твардов­ского: «…это поистине редкая книга: какая свобода, какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой необыкновенный народный, солдатский язык - ни сучка, ни задоринки, ни единого фальшивого, готового, то есть литературно-пошлого слова. Возможно, что он останется автором только одной такой книги, начнет повторяться, писать хуже. Но даже и это можно будет простить ему за «Теркина».