На протяжении многих столетий литература играла ведущую роль в формировании как общественного мнения в целом, так и личностей отдельных индивидуумов. Это влияние всегда учитывалось во внутренней политике тоталитарных и авторитарных государств. Да и при демократической форме правления данный сильнейший рычаг воздействия отнюдь не предан забвению.

Если то, что читает человек, может отражаться на мировоззрении и действиях уже взрослой сформировавшейся личности, то насколько же большим влиянием обладает детская литература на восприимчивую и пластичную психику ребенка?! Поэтому к выбору чтения для малыша следует подходить со всей ответственностью.

Первые шаги на пути в мир литературы

С незапамятных времен человек начинал со сказок свое знакомство с безбрежным миром литературы. Мамы и папы читали их своим малышам задолго до того, как те сами начинали говорить. Потом в дополнение к книгам появились грампластинки с замечательными аудиозаписями сказок и историй. Сегодня в мир чудес практически монополизировал телевизор.

Однако сложно переоценить роль, которую играет в жизни человека детская которую успел прочитать ребенок к подростковому возрасту, может многое рассказать о личности, ее стремлениях и жизненных приоритетах. Это так, потому что, с одной стороны, каждый выбирает для чтения то, что ему по душе, а с другой - прочитанное неизменно влияет на мировоззрение любого индивидуума.

Для самых маленьких читателей

В каждом народе из поколения в поколение передаются жемчужины устного народного творчества. Правда, для нашего удобства они уже давным-давно собраны в напечатанные сборники, что не лишает фольклор особого, присущего ему одному, очарования.

Детские сказки занимают в народных сказаниях почетное положение. Их герои учат малышей тому, что правильно, а что нет. Часто в сказках рассказывается о том, как важно помогать слабым, что нужно быть верным своему слову и преданным друзьям. Детская литература призвана привить ребенку понятие о чести, долге и ответственности.

От пассивного слушания к активному диалогу

Уже сам факт, что вы выделяете время на то, чтобы читать своему ребенку, значит очень много для его развития. Но можно значительно увеличить положительный эффект. Попробуйте обсуждать с малышом детские сказки. Возможно, с непривычки это покажется вам трудным. Однако через некоторое время вы обязательно освоитесь и сами начнете получать удовольствие от такой своеобразной игры.

Как и что обсуждать? Чтобы понять это, просто попробуйте подумать, что из прочитанного текста можно было бы применить в реальной жизни. Таким способом ребенок не только получит практические уроки, но и, что намного важнее, с самого нежного возраста будет учиться анализировать информацию и делать выводы. Он не только научится видеть очевидное, но будет способен заглянуть намного глубже - в саму суть вещей. Впоследствии это умение ему очень пригодится.

Первые шаги к знаменитой дедукции

Если говорить о развитии мыслительных способностей, то в роли прекрасных тренажеров отлично подойдут различные детские загадки. Дети с удовольствием отгадывают разные ребусы и пытаются решать головоломки. Не пренебрегайте этой их потребностью.

Неустаревающие загадки можно найти в литературном наследии Корнея Чуковского. Популярный автор Борис Заходер также составляет добрые детские стихи-загадки для ребят дошкольного возраста. Всегда будут оставаться актуальными и многие народные наработки.

Тренировка памяти

Разучивайте со своим ребенком короткие детские стихи. Это не только благотворно сказывается непосредственно на памяти, но и помогает малышу учиться сосредотачиваться. Вы можете выбрать как сами стихи, так и разные песенки. Лучше подбирать те, которые особенно понравились самому ребенку. Тогда процесс обучения будет приятен и вам, и ему.

Художественная литература в детском саду

Когда ребенок достигнет детсадовского возраста (независимо от того, будете ли вы его отправлять в какое-то дошкольное заведение или предпочтете оставить дома), стоит начать вводить в его "интеллектуальный рацион" небольшие рассказы и повести.

В этот период можно порекомендовать таких авторов, как Джанни Родари, Астрид Линдгрен, Алан Милн и Конечно, это далеко не полный список, но уже достаточно уверенный старт. Тем более что сегодня не составляет никакого труда найти произведения этих писателей.

Многогранность и разнообразие

Жанры детской литературы органически занимают практически все те же ниши, что и литература для взрослых читателей. Тут вы найдете фантастику, детектив, приключения, современный реализм и т. д. Причем нередки случаи, когда писатели работают над «серьезным» произведением, а в итоге его относят к произведениям для детей. Такое случилось, к примеру, с автором «Приключений Тома Сойера» Марком Твеном. Он даже обиделся, получив за свою повесть премию в номинации лучшего произведения детской литературы.

Та же участь постигла и Р. Л. Стивенсона с его «Островом сокровищ». А вот произведение Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», наоборот, было адаптировано для юношества, потому что изначально его язык был слишком тяжеловесным. То же относится и к «Путешествию Гулливера», созданному Джонатаном Свифтом.

Как же определить, что именно относится к данному жанру? В первую очередь детская литература - это то, что нравится читать самим детям. Бывает, что в эту категорию могут попасть и какие-то истории, наполненные серьезным философским смыслом. Ребята этот смысл на данном этапе могут и не уловить, но сама фабула сюжета их вполне удовлетворяет.

Чем могут порадовать отечественные писатели

Русская детская литература отличается богатством и разнообразием. Как правило, она характеризуется четко выраженными моральными ценностями. Добро всегда побеждает зло, а порок либо исправляется, либо наказывается. Давайте подробнее рассмотрим некоторые произведения, которые стоит включить в библиотеку юного читателя.

Еще в дошкольный период стоит обратиться к рассказам и повестям замечательного писателя Николая Николаевича Носова. Его произведения написаны о детях и для детей. Что характерно, Николай Носов сделал все, чтобы оградить свои рассказы от политической идеологии. А это было совсем непросто в то время, когда жил и работал писатель. Детская литература 20 века (по меньшей мере его начала) должна была соответствовать четко прописанным критериям и стандартам.

Именно поэтому талантливый писатель был вынужден создать сказочный мир, в котором поселил своих самых узнаваемых героев - озорного Незнайку и его друзей. Но и его рассказы про обычных школьников не утратили своей актуальности и по сей день.

Также не стоит лишать подрастающее поколение захватывающего путешествия Элли и ее друзей в Изумрудный город. Позвольте своему ребенку сопровождать этих героев по дороге, выложенной желтым кирпичом, и пережить вмести с ними многочисленные приключения. А проводником им послужит Александр Волков, пересказавший на свой лад сказку Лаймена Фрэнка Баума и снабдивший ее целым циклом продолжений. Первая и самая известная книга Александра Волкова носит название «Волшебник Изумрудного города».

А если ваш ребенок предпочитает сказочным странам космические путешествия, порадуйте его повестями Кира Булычева. Особенно стоит обратить внимание на серию о приключениях Алисы Селезневой. и легкость, с которой описаны ее космические путешествия, не оставят никого равнодушными.

К тому же Алиса - старательная ученица и скромная девочка, которая ненавидит врать. Согласитесь, что это неплохой пример для подражания. По всем рассказам о ее приключениях красной нитью проходит идея о важности дружбы и взаимовыручки.

Неизменным успехом у читателей продолжает пользоваться серия произведений Эдуарда Успенского про мальчика по имени Дядя Федор, повесть Андрея Некрасова «Приключения капитана Врунгеля» и книга Евгения Велтистова «Электроник - мальчик из чемодана».

Иноязычные литературные мастеровые

Но не только в нашей стране создавалась детская литература. Зарубежная творческая мастерская также работала во всю мощь, благодаря чему появились всеми любимые герои, узнаваемые в разных уголках мира.

«Приключения Тома Сойера» уже давно вошли в классику мировой литературы. Эта повесть даже изучается в средней школе. То же можно сказать и о герое «Книги джунглей» Маугли, которого ввел в литературу английский писатель Редьярд Киплинг.

Шведская писательница Астрид Линдгрен подарила миру целое созвездие разнообразных оригинальных персонажей. Среди них Карлсон, Пеппи Длинныйчулок, Эмиль из Лённеберги и Калле Блумквист.

Отдельного упоминания заслуживают сказки Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». И не только потому, что эти произведения выполнены в довольно редком жанре абсурда и вообще сами по себе оказали огромное влияние на развитие стиля фэнтези. Дело в том, что данные сказки изобилуют юмором, построенном на лингвистическом обыгрывании слов. И если переводить их строго по тексту, русскоязычный читатель получит на выходе какой-то маловразумительный бред. Редким исключением и настоящим бриллиантом среди переводов на русский язык этих сказок является работа Бориса Заходера. Вместо того чтобы строго следовать тексту, превращая его в тяжеловесное философствование, он смог передать смысл и атмосферу повествования этих легких и веселых сказок.

Знаменитые литературные герои, переехавшие на большой экран

Множество захватывающих сюжетов дарит предприимчивым сценаристам детская литература. Зарубежная киноиндустрия с удовольствием экранизирует популярные среди детей сказки и повести. Ярким примером тому может послужить серия книг о Гарри Поттере, написанная Джоан Роулинг.

Но у этой медали две стороны. Как удачная книга побуждает режиссера создать кинокартину, так и интересный фильм вполне можно использовать для того, чтобы развить в ребенке интерес к книгам. Современная детская литература подходит для этого как нельзя лучше.

Далеко не секрет, что в наше время дети не особо жалуют книги. А уж в том, чтобы самостоятельно читать какое-либо произведение при наличии экранизации, и вовсе смысла не видят. Как же их заинтересовать?

Во-первых, стоит отметить, что далеко не все, что описано в книге, попадает на экран. И частенько за кадром остаются весьма занимательные эпизоды, а иногда и полноценные сюжетные линии.

Во-вторых, можно сыграть на желании узнать, чем же все кончится. С Гарри Поттером это, конечно, уже не пройдет. Но, к примеру, из семи частей серии «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса на данный момент экранизированы только три.

И в-третьих, помогите ребенку самостоятельно убедиться, что никакой многомиллионный бюджет не в состоянии создать спецэффекты, способные конкурировать с нашим собственным воображением.

Ненавязчивое обучение

Детская художественная литература может служить мощным средством обучения. Некоторые авторы сумели создать повести, из которых читатель выносит больше точных знаний по конкретным наукам, чем из всего школьного курса. Причем делается это незаметно и с удовольствием.

Подобные утверждения выглядят вполне естественными, если вспомнить рассказы Эрнеста Сетон-Томпсона, в которых описывается жизнь и повадки разных животных. Но, например, Владимир Корчагин написал книгу «Тайна реки злых духов». Несмотря на мистическое название, она рассказывает о весьма приземленных приключениях небольшой группы подростков и нескольких взрослых на просторах Сибири.

Автор этой книги явно беззаветно влюблен в геологию. Но факты о различных минералах и горных породах настолько органично вплетены в канву рассказа, что абсолютно не выглядят там чужеродными или пресно-поучительными. Так что не удивляйтесь, если после прочтения этой книги ваш ребенок возьмется за коллекционирование камней.

Привить любовь к математике, возможно, поможет роман Александра Казанцева «Острее шпаги». Действие происходит во времена мушкетеров и не лишено разных интриг и дуэлей, но вместе с тем из некоторых передряг главному герою удается остроумно выпутаться именно с помощью математических формул.

А вот цикл о приключениях польского паренька Томека, созданный Альфредом Шклярским, подарит юному читателю обширные знания по географии всех континентов. Возможно, в этом отношении первой вспомнится кандидатура Жюля Верна, однако его романы слишком уж пресыщены сухими фактами, которые, честно признаться, при чтении хочется просто пропустить. же удалось избежать этого неприятного привкуса.

Почему стоит прививать ребенку любовь к чтению

Может показаться, что намного легче включить малышу любимый мультфильм, чем выкраивать в плотном дневном расписании время на совместное чтение. И гораздо меньше нервов уйдет, если отпустить подростка играть в электронные игры, чем пытаться убедить его в увлекательности книги. Однако долгосрочная польза от чтения стократно превысит все временные неудобства.

Во-первых, даже детская литература значительно пополняет словарный запас читателя. Это, в свою очередь, помогает в общении с разными людьми и в результате прибавляет уверенности в себе и своих силах.

Во-вторых, общеизвестно, что чтение улучшает память и развивает мышление. К тому же те, кто много читает, грамотно пишут даже без заучивания многочисленных правил.

В-третьих, необходимость следить за сюжетом помогает в умении лучше концентрироваться на поставленных перед собой задачах.

А теперь задумайтесь на минутку, насколько этот букет положительных факторов поможет вашему ребенку в процессе обучения в школе. Практика показывает, что те, кто любят читать, во время обучения получают более высокие отметки. Им гораздо реже требуется помощь репетиторов. А процесс подготовки домашних заданий в большинстве случаев проходит без какого-либо вмешательства со стороны родителей.

Поэтому постарайтесь увидеть в своих занятиях чтением с ребенком не просто сиюминутный эффект, а весьма долгосрочные и многократно окупающиеся инвестиции в его будущее.

Миф в детском чтении Миф и мифология.
Особенности первобытного мышления
(анимизм, антропоморфизм, синкретизм,
тотемизм).
Шумерские сказания. Эпос о Гильгамеше.
(XVIII-XVII в. до н.э.)
Мифы Древнего Египта. (сер. IV тыс. до н.э.)
Особенности развития античной мифологии.
Скандинавская мифология («Старшая Эдда»,
«Младшая Эдда»).
Библейский миф в детской литературе.
Мотивы христианской нравственности в
детской зарубежной литературе (Г.К. Андерсен,
С. Лагерлеф, К.С. Льюис).

Сказки народов мира

Своеобразие народной сказки Австрии и
Германии.
Мифы и сказки Африки.
Народная сказка Бретани и Британских
островов.
Народная сказка Востока. Сборник «Тысяча и
одна ночь».
Особенности народной сказки Исландии, ее
связь с быличкой.
Шведская народная сказка.

Детская литература Австрии, Германии, Швейцарии

Древний немецкий эпос:
«Песнь о Хильдебранде». «Песнь о Нибелунгах».
Литературная сказка в немецкой литературе.
Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»:
проблема авторства, главный герой.
Творчество братьев Гримм.
Сказки В. Гауфа и Э. Гофмана в детском чтении:
проблематика и поэтика.
Анималистическая немецкая литературная сказка:
произведениями В. Бонзельса и Ф. Зальтена для детей.
Литературная сказка ХХ века (Э. Кестнер, О. Пройслер,
Д. Крюсс, К. Нёстлингер).

Отфрид Пройслер
(1923- 2013)

Отфрид Пройслер

- Немецкий детский писатель (лужский
серб)
- 1950-60гг. «Маленький водяной»,
«Маленькая Баба-Яга», «Маленькое
привидение» (http://www.fairytales.su/avtorskie/projsler-otfrid)
- «Крабат, или Легенды старой
мельницы» (1971)
(http://lib.ru/TALES/PROJSLER/krabat.txt)

Ротраут Сюзанне Бернер (р.1948)

На русский язык
переведены:
Серия о Городке
Серия историй о
Карлхене

Мира Лобе (1913-1995)

Бабушка на яблоне.
Как было дело с
Мохнаткой.
"Веред!" - сказала кошка.

Английская детская литература

Сказка как жанр. Народная и литературная сказка. Сказка и
фэнтэзи. Сказка и фантастика.
Английская литературная детская сказка:
Творчество Б.Поттер,
Д.Р. Киплинг «Просто сказки», «Книга Джунглей»;
сказка об игрушечных зверях А.А. Милна «Винни-Пух и все-всевсе»,
творчество Д.Биссета.
Интеллектуальная сказка Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье»,
«Алиса в Стране Чудес».
Волшебная сказка в английской литературе: творчество
О.Уайльда, Д.М. Барри, П. Трэверс для детей.
Х. Лофтинг и его цикл сказок о докторе Дулитле;
Жанр фэнтези в детском и юношеском чтении (К.С. Льюис, Д.Р.
Толкин). Творчество Ч.Диккенса.
Романы Д. Дефо «Робинзон Крузо» и Р. Стивенсона «Остров
сокровищ» в детском чтении.
Творчество Ф.Бернетт («Маленький лорд Фаунтлерой»,
«Таинственный сад» и др.)

Беатрис Поттер (1866-1943)

Повесть о Кролике Питере - The Tale of Peter Rabbit
(1902)
Повесть о Бельчонке Тресси The Tale of Squirrel Nutkin (1903)
Портной из Глостера - The Tailor of Gloucester (1903)
Повесть о Бенджамине Банни The Tale of Benjamin Bunny (1904)
Повесть о двух вредных мышках The Tale of Two Bad Mice (1904)
Повесть о миссис Тигги-Мигги The Tale of Mrs. Tiggy-Winkle (1905)
Повесть о пироге и форме для выпечки The Tale of the Pie and the Patty-Pan(1905)
Повесть про мистера Джереми Фишера The Tale of Mr. Jeremy Fisher (1906)
История о жестоком плохом кролике The Story of A Fierce Bad Rabbit (1906)
История о мисс Моппет - The Story of Miss Moppet
(1906)
Повесть про котёнка Тома - The Tale of Tom Kitten
(1907)
Повесть про утку Джемайму Кряк The Tale of Jemima Puddle-Duck (1908)
Повесть про Сэмюэля Вискерса или рулет The Tale of Samuel Whiskers or, The Roly-Poly Pud
ding
(1908)
Повесть про Рыжика и Перчика The Tale of Ginger and Pickles (1909)
Пампушата - The Tale of the Flopsy Bunnies
(1909)
Повесть о миссис Мыштон The Tale of Mrs. Tittlemouse (1910)
Повесть о Тимми Типтоус The Tale of Timmy Tiptoes (1911)
Повесть о Мистере Тоде The Tale of Mr. Tod (1912)
Повесть о поросёнке Блэнде The Tale of Pigling Bland (1913
Потешки Аппли Даппли Appley Dapply"s Nursery Rhymes (1917)
Повесть про Джонни-городского мышонка The Tale of Johnny Town-Mouse (1918)
Потешки Сесили Парслей Cecily Parsley"s Nursery Rhymes (1922)
Повесть о поросёнке Робинсоне - The Tale of
Little Pig Robinson (1930)

Кеннет Грэм (1859-1932)

шотландский писатель
«Ветер в ивах» (сказочная повесть)
1908
первое русское издание - 1988, перевод
И.Токмаковой

Кеннет Грэм
«Ветер в Ивах» (перев.
Виктора Лунина.
Иллюстр.Роберта Ингпена).
М.: Махаон, 2012
Для среднего и старшего
школьного возраста

Джулия Дональдсон (р.1948)

Верхом на помеле (2005) / Room on the Broom
(2001)
Груффало (2005) / The Gruffalo (1999)
Дочурка Груффало (2006) / The Gruffalo"s Child
(2004)
Улитка и кит (2006) / The Snail and the Whale
(2003)
Хочу к маме!
Зог
Тюлька. Маленькая рыбка и большая
выдумщица
Тимоти Скотт
Новый наряд великана
Человеткин
Зайчик Сочиняйчик
Что услышала божья коровка

Майкл Бонд (р.1926-2012)

Книги, переведенные на русский язык:
Медвежонок по имени Паддингтон
Приключения медвежонка Паддингтона
Паддингтон путешествует
Медвежонок Паддингтон
Медвежонок Паддингтон в цирке
Медвежонок Паддингтон один дома
Медвежонок Паддингтон и Рождество
Медвежонок Паддингтон во дворце
Медвежонок Паддингтон в зоопарке
Медвежонок Паддингтон. Фокус-покус
Все о медвежонке Паддингтоне
Все о медвежонке Паддингтоне. Новые
истории

Стивен Уильям Хокинг (р. 1942), Люси Хокинг

Французская детская литература
Песнь о Роланде.
Французская литературная сказка:
восточная сказка (Антуан Галлан),
сатирическая сказка (Антуан Гамильтон),
философская сказка (Вольтер).
Проблематика и поэтика сказок Шарля
Перро.
Сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький
принц» в детском чтении.
Творчество Ж. Верна для детей.
М.Метерлинк «Синяя птица».

Китти Кроутер (р.1970)

Детские писатели США

Фольклор коренного населения Америки в
произведениях Дж. Ч.Харриса.
Произведения Элинор Портер, Френсис
Бернет.
Творчество Пола Гэллико.
Приключенческие произведения для детей:
творчество Э.Сетон-Томпсона, Д.Ф. Купера,
Д. Лондона.
Творчество М. Твена. «Приключения Тома
Сойера».
Ф. Баум и его цикл сказок о стране Оз.

Арнольд Лобел
(1933-1987)
«Воздушный змей»
«Пуговица»
«Квак и Жаб круглый
год»
«Квак и Жаб снова
вместе»
(Иллюстрации автора)
М.: Розовый жираф, 2010

Кейт ДиКамилло (р.1964)

На русском языке (переводы Ольги Варшавер)
Удивительное путешествие кролика Эдварда.
М.: Махаон, 2008.
Спасибо Уинн-Дикси. М.: Махаон, 2008
Приключения мышонка Десперо. М.: Махаон,
2008
Как слониха упала с неба (Слониха фокусника).
М.: Махаон, 2009
Парящий тигр. М.: Махаон, 2011
Флора и Одиссей: блистательные приключения.
М.: Махаон 2014
Свинка Мила. Весёлые приключения. М.: Махаон
2011
Свинка Мила -- настоящая принцесса.М.:
Махаон 2011
Свинка Мила. Новые приключения. М.: Махаон
2011

Шел Сильверстайн
«Лафкадио, или лев,
который
отстреливался»
(рус.изд.2006)

Скандинавская детская литература

Древний скандинавский эпос.
Проблематика и поэтика сказок Г.Х.
Андерсена.
Жанр психологической повести для детей в
творчестве А.-К. Вестли.
Сказки З.Топелиуса для детей.
Особенности творчества С.Лагерлеф.
Проблематика и поэтика произведений
А.Линдгрен.
Произведения Т. Янссон в детском чтении.

Ленарт Хельсинг (р.1919)

«Кракель
Спектакель: все
кувырком!» (2001)

Свен Нурдквист (р.1946)

шведский детский писатель и
иллюстратор
серия книги о Петсоне и Финдусе
(1980-е гг. перевод на русский язык 20022007)
«Где моя сестра?»
«Дальний путь»

Детская литература Италии и Испании
К.Коллоди «Приключения Пиноккио, или
История одной марионетки»:
проблематика и поэтика.
Произведения Д. Родари для детей:
стихотворения и сказки («Чипполино»,
«Джельсомино в стране Лгунов»,
«Приключения Голубой стрелы» и др.).

Библиография

Основная
1. Будур Н.В. Зарубежная детская литература: Учебное
пособие для студентов средних и высших учебных заведений.2-е изд.М., 2004.
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература:
Учебник для студентов высших и средних педагогических
учебных заведений. М.: Академия, 2005 и др..
Дополнительная
1. Зарубежная детская литература: Учебник для студентов
библ. фак. ин-тов культуры/ Сост. И.С.Чернявская.- 2-е изд.
перераб. и доб.М., 1982.
2. Зарубежная литература для детей и юношества. В двух
частях/ Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С.Чернявской.- М.,1989.
3. Брандис Е.От Эзопа до Джанни Родари: Зарубежная
литература в детском и юношеском чтении.- М., 1965.
4. Иванова Э.А., Николаева С.А. Изучение зарубежной
литературы в школе. М., 2001.
5. Зарубежные детские писатели в России: Библиографический
словарь / Под общ. Ред. И.Г. Минераловой. М., 2005.
6.Минералова И.Г. Детская литература. М., 2002.

bibliogid.ru «Библиогид»
papmambook.ru
knigoboz.ru газета «Книжное обозрение»

Все мы в детстве читали в основном детские книги отечественных писателей. Однако есть огромное количество известной литературы для детей от зарубежных авторов. При этом такие книги отличаются тем, что в разных странах свои традиции и свои любимые главные персонажи, которые непривычны и любопытны для детей нашей страны.

Скачать бесплатно и без регистрации зарубежные детские книги вы можете на нашем литературном сайте в форматах, подходящих для любых электронных приспособлений для чтения литературы: pdf, rtf, epub, fb2, txt. У нас огромная коллекция книг от современных писателей и авторов прошлых лет. У нас вы также можете читать онлайн любое произведение.

Сказки были в жизни каждого из нас. После увлекательной истории про приключения разных животных, детей и взрослых, про их путешествия в далекие страны спится намного более сладко и крепко. Именно с этого момента мы начинаем любить книги, изучать картинки, учиться читать.

Зарубежная детская литература предназначена для разного возраста. Книги для самых маленьких содержат яркие и большие иллюстрации. Литература для детей постарше содержит более научную информацию, познавательную и поучительную.

Любая книга для детей имеет очень глубокий смысл, который закладывает в подсознании ребенка взгляды о том, что такое добро и зло, как выбирать друзей, как правильно познавать мир и что такое жизнь в целом. Ребенок, приходя в этот мир, начинает учиться здесь жить, и книги являются отличными учителями в этом нелегком деле.

Многие писатели из других стран создают творения, которые очень нравятся детям нашей страны. Зарубежная детская литература известна такими авторами, как братья Гримм, Ганс Христиан Андерсен, Астрид Линдгрен, Шарль Перро. Это вечные истории про Пеппи Длинный Чулок, Бременских музыкантов, Принцессу на горошине. Все мы любим эти сказки и читаем своим детям. При этом в каждой истории главные герои попадают в удивительные ситуации, находят новых друзей, встречают врагов. Мораль же всегда одна – добро побеждает зло. При этом негативным персонажам дается шанс на исправление. Это наилучший способ показать детям то, что мир устроен сложно, но при этом нужно быть хорошим человеком.

На нашем сайте вы найдете и сможете скачать бесплатно известные зарубежные детские книги в разных форматах для чтения на любом электронном приборе. Также вы можете читать онлайн. Мы подобрали рейтинги лучших книг, которые наиболее полюбились читателям со всего мира.

Французский поэт и критик Шарль Перро (1628-1703) снискал себе мировую славу сборником "Сказки моей матушки Гусыни или Истории и сказки былых времен с поучениями" (1697). В книгу были включены сказки, ныне известные детям всего мира: "Красная Шапочка", "Золушка" и "Кот в сапогах". Сборник вышел одновременно двумя изданиями - в Париже и Гааге (Голландия).

В противовес сторонникам классицизма Шарль Перро решительно выступил за обогащение литературы сюжетами мотивами национального фольклора.

Каждая сказка Шарля Перро блещет выдумкой, и реальный мир отражается в сказочном то одной, то другой своей стороной. В "Красной Шапочке" воссоздана идиллия сельской жизни. Героиня сказки пребывает в наивной вере, что все в мире создано для безмятежного существования. Девочка ниоткуда не ждет беды - играет, собирает орехи, ловит бабочек, рвет цветы, доверчиво объясняет волку, куда и зачем идет, где живет ее бабушка - "вот в той деревне за мельницей, в первом домике с краю". Конечно, всякое серьезное толкование этой сказки было бы крайним огрублением ее тонкого смысла, однако под шутливым повествованием угадывается правда о хищнических посягательствах злых существ на жизнь и благополучие наивных людей. Вопреки обыкновению завершать сказку благополучным концом Шарль Перро закончил историю сурово: "…злой волк бросился на Красную Шапочку и съел ее". Исправление при переводе этого окончания на благополучное: дровосеки убили волка, разрубили ему живот, и оттуда вышли Красная Шапочка и ее бабушка, живые и невредимые, - надо считать необоснованным нарушением авторского замысла.

"Сказка "Кот в сапогах" - о чудесном и скором обогащении младшего сына мельника - привлекает затейливостью, с которой говорится о том, как ум и находчивость взяли верх над печальными жизненными обстоятельствами.

Со сказками Шарля Перро о Спящей красавице, о Синей бороде, о Мальчике с пальчик и другими, более сложными по образной системе, дети обычно встречаются в первые школьные годы.

Первый том сказок братьев Гримм, Якоба (1785-1863) и Вильгельма (1786-1859) появился в 1812 году, второй - в 1815 - м и третий - в 1822 году. Во всем мире это собрание признано замечательным художественным творением, в равной степени обязанным гению немецкого народа и гению двух пламенных деятелей эпохи европейского романтизма. Изучение немецкого средневековья: истории, культуры, мифологии, права, языка, литературы и фольклора - навело братьев Гримм на мысль собрать и издать сказки своего народа. Готовя издание сказок, братья Гримм осознали, что имеют дело не только с превосходным материалом, знание которого обязательно для людей науки, но с бесценным художественным наследством народа.

Наряду с оригинальными, неповторимыми сказками сборник братьев Гримм включил в себя сказочные сюжеты, известные международному фольклору. Не "Красная Шапочка" почта во всем повторила французскую, только конец у сказки иной: застав спящего волка, охотник хотел было застрелить его, но подумал, что лучше взять ножницы и разрезать ему брюхо.

В сказке "Чудо-птица" легко заметить сходство со сказкой Шарля Перро о Синей бороде, а в сказке "Шиповничек" - сходство со сказкой о Спящей красавице. Русский читатель без труда усмотрит близость сказки о Белоснежке к сюжету, получившему широкую известность в обработке А.С. Пушкина, - "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях", а в сказке "Птица-найденыш" встретит знакомые сюжетные мотивы русской сказки о Василисе Премудрой и Морском царе.

К сказкам, доступным для дошкольников, относятся: "Соломинка, уголек и боб", "Сладкая каша", "Заяц и еж", "Бременские уличные музыканты".

В 1835-1837 годах Ганс-Христиан Андерсен издал три сборника сказок. В них вошли: знаменитое "Огниво", "Принцесса па горошине", "Новое платье короля", "Дюймовочка" и другие теперь известные всему миру произведения.

После выпущенных трех сборников Андерсен написал множество других сказок. Постепенно сказка стала главным жанром в творчестве писателя, и он сам осознал свое настоящее призвание - стал почти исключительно творцом сказок. Свои сборники, выходившие начиная с 1843 года, писатель называл "Новыми сказками" - отныне они прямо адресовались взрослым людям. Однако и после этого он не упускал из виду детей. Действительно, и "Стойкий оловянный солдатик" (1838), и "Гадкий утенок (1843), и "Соловей" (1843), и "Штопальная игла" (1845-1846), и "Снежная королева" (1843-1846) и все другие сказки полны той занимательности, которая так привлекает ребенка, но в них немало и общего, до времени ускользающего от детей смысла, который дорог Андерсену как писателю, творившему и для взрослых.

Из многочисленных сказок писателя педагоги отобрали те, которые в наибольшей степени доступны детям дошкольного возраста. Это сказки: "Пятеро из одного стручка", "Принцесса на горошине", "Гадкий утенок", "Дюймовочка".

Сказка "Гадкий утенок" заключает в себе историю, которая всякий раз приходит на память, когда необходим пример ложной оценки человека по его внешности. Непризнаваемый, преследуемый и всеми гонимый да птичьем дворе некрасивый птенец со временем превратился в лебедя - прекраснейшее между прекрасными созданиями природы. История гадкого утенка вошла в поговорку. В этой сказке много личного, андерсеновского - ведь и в жизни самого писателя была длительная полоса общего непризнания. Только спустя годы мир склонился перед его художественным гением.

Английский писатель А. Милн (1882 - 1956) вошел в историю дошкольной детской литературы как автор сказки о плюшевом медведе Винни Пухе и ряда стихотворений. Милном были написаны и другие произведения для детей, но наибольший успех выпал на названную сказку и стихи.

Сказка о Винни Пухе была опубликована в 1926 году. У нас она стала известна в 1960 году в пересказе Б. Заходера. Герои сказки Милна так же любимы детьми, как любимы ими Буратино, Чебурашка, крокодил Гена, заяц из мультфильмов "Ну, погоди!". "Винни Пух" потому и пришелся по вкусу детям, что писатель не сходит с почвы тех творческих начал, которые были постигнуты им через наблюдения за духовным ростом собственного сына. Герой сказки Кристофер Робин живет в воображаемом мире своих игрушек - их приключения составили основу сюжета: Винни Пух лезет на дерево за медом диких пчел, Винни Пух навещает Кролика и так наедается, что не может вылезти из норы; Винни Пух вместе с поросенком Пятачком идет на охоту и собственные следы принимает за следы Буки; серый ослик Иа-Иа теряет хвост - Винни Пух находит его у Совы и возвращает Иа-Иа; Винни Пух попадается в западню, которую устроил для поимки Слонопотама, Пятачок принимает его за того, для которого они с Пухом вырыли яму, и пр.

Еще далеко не все стихотворения Милна, написанные для детей, переведены на русский язык. Из переведенных получили широкую известность стихи о шустром Робине:

Мой Робин не ходит,

Как люди,

А мчится вприпрыжку,

Галопом -

Тонким лиризмом отмечено стихотворение "У окна - о движении дождевых капель по стеклу:

Каждый капле дал я имя:

Это - Джонни, это - Джимми.

Капли неровным движением сбегают вниз - то задерживаются, то торопятся. Какая из них раньше докатится донизу? Поэт должен глядеть на мир глазами ребенка. Милн, поэт и прозаик, всюду остается верен этому творческому принципу.

Шведская писательница, лауреат многих международных премий за детские книги, Aстрид Анна Эмилия Линдгрен (родилась в 1907 году) снискала себе славу "Андерсена наших дней". Своим успехом писательница обязана проникновенному знанию детей, их стремлений, особенностей их духовного развития. Линдгрен поняла высокую целесообразность игры воображения в духовной жизни ребенка. Детское воображение питает не только традиционная народная сказка. Пищу вымыслу дает реальный мир, в котором живет современный ребенок. Так было в прошлом - традиционный сказочный вымысел тоже был порожден действительностью. Писатель-сказочник, соответственно, должен всегда исходить из реальности сегодняшнего мира. У Линдгрен это, в частности, выразилось в том, что ее произведения, как точно заметил один шведский критик, относятся к разряду "полусказок" (здесь и далее цитируется по книге Л.Ю. Брауде Сказочники Скандинавии - Л., 1974). Это живые реалистические рассказы о современном ребенке, соединенные с вымыслом.

Самая известная из книг писательницы - трилогия о Малыше Карлсоне. Сказочные повести о Малыше и Карлсоне составились из книг "Малыш и Карлсон, который живет на крыше (1955), "Карлсон снова прилетел" (1962) и "Карлсон тайком появляется снова" (1968).

Замысел сказок-повестей вышел из мысли, выраженной писательницей в таких словах: "Ничего великого и примечательного не совершилось бы в нашем мире, не свершись оно вначале в фантазии какого-нибудь человека". Фантазии героя своих повестей сказок - Малыша - Линдгрен окружила поэзией, увидя в игре воображения ценнейшее свойство, необходимее для становления полноценной личности.

Карлсон прилетел к Малышу в один из ясных весенних вечеров, когда впервые звезды засветились на небе. Он явился, чтобы разделить одиночество Малыша. Как сказочный персонаж, Карлсон осуществил мечту Малыша о товарище по затеям, шалостям, необычным приключениям. Отец, мать, сестра и брат не сразу поняли, что творилось в душе Малыша, а, поняв, решились хранить тайну - "пообещали друг другу, что не расскажут ни одной живой душе об удивительном товарище, которого нашел себе Малыш". Карлсон - живое воплощение того, чего недостает ребенку, обделенному вниманием взрослых, и того, что сопутствует игре его воображения, не подчиняющегося скуке обыденных каждодневных занятий. В Карлсоне персонифицируются детские мечты о возможности летать по воздуху над городом, ходить по крышам, играть без опасения сломать игрушку, прятаться всюду, - в кровати, в шкафу, превращаться в привидение, пугать жуликов, шутить без опасения быть неверно понятым и пр. В веселом спутнике затей Малыша живет постоянное стремление удивлять необычным поведением, но оно не бесцельно, так как противостоит скуке заурядных человеческих дел и поступков. "Лучший специалист по паровым машинам" вопреки запрету отец и старшего брата Maлыша запускает машину - и игра становится па-настоящему интересной. Даже поломка машины приводит Карлсона в восторг: "Какой грохот! Как здорово!" Заплакавшего от огорчения Малыша Карлсон успокаивает обычной для него репликой: "Это пустяки, дело житейское!".

Детское воображение Малыша наделяет Карлсона чудаковатыми чертами: он пьет воду из аквариума, строит башню из кубиков с мясной тефтелькой наверху вместо купола; он хвастается при любом случае - оказывается то "лучшим в мире рисовальщиком петухов", то "лучшим в мире фокусником", то "лучшей в мире нянькой" и пр.

Черты Карлсона, толстого человечка, сказавшего о себе, что он "мужчина в самом расцвете сил", который не прочь сплутовать, полакомиться, попроказить, воспользоваться простодушием товарища - это те человеческие недостатки, которые оттеняют главное достоинство Карлсона - он приходит на помощь Малышу, устраняет скуку из его жизни, делает его жизнь интересной, в результате чего мальчик становится веселым и деятельным. Вместе с Карлсоном Малыш пугает воришек Рулле и Филе, наказывает беспечных родителей, оставивших маленькую девочку Сусанну одну дома, смеется над Бетан, сестрой Малыша, и ее очередным увлечением.

Сказочные повести Линдгрен являются в основе своей глубоко педагогичными. Это свойство ее художественного мастерства не мешает писательнице оставаться веселой рассказчицей, порой лиричной, даже сентиментальной.

Кроме трилогии о Карлсоне и Малыше Линдгрен создано большое число других сказочных повестей. Среди них "Приключения Пеппи Длинныйчулок (1945 - 1948), "Мио, мой Мио!" (1954), но трилогия о Карлсоне и Малыше остается лучшей в творчестве шведской писательницы.