В основе ремесла хорошего рисовальщика 2 базовые вещи: умение контролировать свою руку и правильное видение. Если хотите создавать или дизайны сайтов, то без специальной подготовки тут не обойтись.

Следующие 6 разделов статьи, по сути, являются первым шагом в данном направлении — вы узнаете как научиться рисовать и с чего начать. Сразу после этого приступайте ко второй части темы и пройдите еще .

Это перевод заметки с Medium от Ralph Ammer (вся графика его же).

Совет. Для следующих 6 задач используйте один вид ручки и один тип бумаги (например, А5).

Ловкость рук – два тренинга

Первые два приема касаются контроля вашей руки. Следует набить руку, а также научиться координировать зоркость глаза и движение кисти. Механические практики отлично подходят новичкам. Позже вы сможете использовать их для пробы новых инструментов. Они также позволяют расслабиться и отдохнуть от умственной или физической работы. Итак, как правильно начать рисовать.

1. Много-много кругов

Заполните лист бумаги кругами разного размера. Старайтесь, чтобы круги не пересекались.

Научиться рисовать круги – это не так просто, как вы могли подумать. Заметьте, чем больше кругов на бумаге, тем сложнее добавить следующий. Нарисуйте их в двух направлениях и как можно больше.

Совет. Потрясите кистью руки, когда ее начнет сводить судорога, делайте так после каждого подхода.

2. Штриховка – создаем структуру

Заполните лист бумаги параллельными линиями.

Диагональные линии для нас самые простые, так как они соответствуют движению нашего запястья. Заметьте, что левша предпочитает противоположное направление штрихов, нежели правша. Взгляните на вашего любимого художника (в моем случае — это Леонардо да Винчи) и попробуйте угадать, какой рукой он писал?

Попробуйте другие направления штрихов. Получайте удовольствие от процесса штрихования. Объедините разные штрихи и наслаждайтесь тем, как бумага покрывается различными теневыми пятнами.

Совет. Не поворачивайте бумагу. Очень важно натренировать руку в разных направлениях.

Итак, после того как мы потренировали руку, нужно сделать упражнения на глаза!

Восприятие – научиться видеть

Рисование в первую очередь связано со зрением и с пониманием того, что ты видишь. Люди часто предполагают, что все видят одно и тоже, но на самом деле это не так. Вы всегда сможете улучшить и наработать качество зрения. Чем больше рисуете, тем больше видите. Следующие четыре приема заставят расширить ваш взгляд на привычные предметы. Это именно то, с чего начинают учиться рисовать на разных курсах.

3. Контур – покажи мне свои руки!

Вы видите эти разные увлекательные контуры вашей руки? Нарисуйте их на листе бумаги. Не пытайтесь воссоздать все, выберите лишь несколько самых интересных.

Неважно рисуете ли человека, растение или ваше любимое животное – вы создаете контур того, что видите. Контуры определяют тело или объект и дают возможность распознать рисунок. Задача состоит не в том, чтобы сразу отобразить все существующие отличительные черты, а чтобы научиться их видеть!

Даже если вы знаете форму объекта, все равно стоит присмотреться и изучить его заново.

4. Кьяроскуро — накладываем свет и тень

Нарисуйте кусочек ткани. Начните с контуров, а затем используйте навыки штрихования – найдите переходы светотени.

Это упражнение поможет вам научиться передавать свет и тень на бумаге. Я должен признать, что это не самый простой способ для начинающих. Имейте в виду, что необязательно делать идеальные переходы светотени. Ткань представляет собой игровое поле, чтобы попрактиковать навыки, полученные в предыдущих уроках. Плюс вы также поймете, как научиться рисовать светотень, используя только свою кисть руки.

Совет. Можете делать изогнутую штриховку для создания формы и перекрестную для достижения более глубоких теней, которые напоминают структуру ткани.

Совет. Прикройте глаза ненамного, когда смотрите на ткань. Вы увидите размытое изображение ткани и усиленный контраст между светотенью.

5. Перспектива — кубы в трехмерном пространстве

Давайте нарисуем кубики! Следуйте простым действиям.

Рисунок в перспективе – это проекция 3D объекта в 2D пространство (ваш лист бумаги).

Построение перспективы – это отдельная наука, которую нереально полностью рассмотреть в рамках одной статьи. Однако мы можем немного позабавиться в пределах простой техники, которая дает нам интуитивное чувство магии создания рисунка в перспективе.

Шаг 1. Нарисуйте горизонтальную линию. Это будет горизонт.

Шаг 2. Поставьте две точки по краям линии — две невидимые точки схода.

Шаг 3. Нарисуйте вертикальную линию в любом месте.

Шаг 4. Соедините концы вертикальной линии с точками схода.

Шаг 5. Добавьте еще две вертикальные линии, как указано ниже.

Шаг 6. Соедините их с точками схода.

Шаг 7. Теперь используйте черный карандаш или ручку, чтобы обвести кубик.

Повторите шаги с 3 по 7 столько, сколько пожелаете. Насладитесь построением! Получайте удовольствие от рисования, тогда у вас все получится. Можете заштриховать стороны куба.

Совет. Когда вы рисуете перекрестные линии, лучше слегка наложить одну линию на другую, так лучше видна форма.

Освоение перспективных чертежей поможет вам создавать иллюзию глубины. А самое главное, вы научите свой мозг видеть и распознавать трехмерное пространство. Это отличная практика как начать рисовать с нуля без каких-либо навыков.

Даже если решите пренебречь правилами перспективы и сделать «плоские рисунки», эти знания никогда не будут лишним, а наоборот поспособствует расширению вашего кругозора и обострению зрительного рецептора.

6. Построение композиции — почему именно здесь?

Сделайте 5 разных рисунков одного объекта. Располагайте предмет по-разному каждый раз.

По мере того, как будете создавать различные варианты расположения своего предмета на бумаге, старайтесь проследить то, как это меняет его коннотацию – значение.

У автора Ralph Ammer имеется еще несколько интересных статей, но именно эту нужно смотреть первой дабы понять с чего начать рисовать карандашом и не только. В комментариях хочется увидеть ваше мнение по поводу плюсов и минусов представленной методики. Какие упражнения действительно доставили вам удовольствие, какие нет? Что еще хотите знать по теме или, возможно, у вас есть свои наработки как научиться рисовать с нуля — пишите все это ниже.

P.S. Бесплатный и полный SEO анализ страницы сайта — sitechecker.pro . В раскрутке важны не только внешние факторы, но и сам веб-проект должен быть хорош.

Наступает такой момент в жизни каждого, что ему хочется побольше узнать об искусстве, познакомиться с работами великих художников и мастеров кисти. Сделать это можно читая энциклопедии, но проще заняться этим в игре Art and Drawing. Ты увидишь самую знаменитую картину Мону Лизу и сможешь подправить ее изображение, если считаешь, что художник сделал неточности в образе. Для этого у тебя найдется палитра красок и кисти, а еще некоторые атрибуты, способные украсить любую картину. Справившись с этим заданием, представь себя великим художником на второй картинке игры Искусство рисовать. Там тебе необходимо заполнить пустой холст. Ведь эта картина висит на главной стене галереи, и чтобы она поразила всех, нужно постараться. Придумай рисунок, который ты считаешь достойным представлять тебя, как мастера пера. Играть в Искусство рисовать можно и не имея особых талантов, а просто желая повеселиться. С помощью знаменитой картины и пустого холста это удовольствие представлено вдвойне. Ты можешь даже повторить работу Да Винчи, перерисовав девушку на первой картине. Для этого в игре Искусство рисовать найдется и палитра, и кисти, и ластик. Твоя фантазия и чутье подскажут, какой выбрать цвет, толщину и тип мазков твоего инструмента.

Искусство Рисования и Живописи 1

Первый номер серии журналов по рисованию

Вложения номера: палитра, 4 краски, кисть, 3 листа бумаги.

В 2013 году вышла журнальная серия по рисованию от ДеАгостини - Искусство Рисования и Живописи. В данной статье - обзор первого номера, плюс все развороты первого номера журнала.

Искусство Рисования и Живописи №1 - акварельные краски (4 цвета, сбоку каждого кювета подписано название краски), палитра пластиковая белая в виде цветка, кисть для рисования, белая художественная бумага для рисования (3 листа, плотная, качественная)..

Официальная дата выхода первого номера серии - 15.01.2013. А всего обещают целых 100 номеров!

Журнал со скобками, так что папка, видимо, будет с кольцами. Папка выходит со вторым номером (плюс со вторым номером будет 5 цветных листов для рисования).

Мольберт (мини-вариант) и этюдник продаются отдельно - цена 299 и 699 рублей соответственно.

Тираж выпуска 350.000.

Краски в номере - так себе по качеству. Если правда собираетесь рисовать - покупайте нормальные. Но в общем-то - конечно, тут важнее вдохновение, которое журнал очень даже даёт.

Есть в продаже - вот 1 номер
А вот общий раздел серии.

Для сравнения смотрите также обзор 1-го номера старой серии Фаббри по рисованию - Весёлый художник.

Искусство Рисования и Живописи, выпуск 1

Искусство Рисования и Живописи 1 - демокартон (огромного формата).

Обратная сторона демокартона.

Обратная сторона упаковки с вложениями в номер.

Художественная бумага, палитра, краски, кисть.

Обложка 1-го номера журнала серии.

Рисовать легко. Первый урок - рисуем яблоко карандашом.

Первый урок рисования.

Заканчиваем рисовать яблоко.

Летний пейзаж - работа красками.

Урок по работе над пейзажем.

Окончание урока (пейзаж).

Живопись акварельными красками.

Натюрморт с фруктами.

Урок - рисуем натюрморт.

Последние штрихи (натюрморт).

Сила цвета.

Коллаж Ваза с цветами.

Коллаж, словарь.

Обратная сторона журнала - АНОНС 2-го номера.

Вкладыш с датами выхода номеров.

Палитра, 4 краски в кюветах, кисть.

Анонс 2-го номера - будет папка для журналов и 5 цветных листов для рисования.

  • Веселый художник
  • Искусство рисования и живописи
  • Немецкие товары для рисования: краски и карандаши, фломастеры, мелки
  • Набор для рисования
  • Schipper
  • Искусство Каллиграфии
  • Роспись Смешарики
  • Цветной картон с узорами
  • Фигурные ножницы и наборы для творчества
  • Гель и клей для декорирования
  • Акриловые краски
  • Насекомые и их знакомые №10 обзор
  • Насекомые и их знакомые №9 обзор
  • Искусство рисования и живописи (тестовая серия)
  • Мольберт настольный деревянный
  • Рисование: МНОГО бумаги, краски и кисти

    Мы собирали серию Весёлый художник - там журнал был по детскому рисованию, проще, здесь - скорее для взрослых, или для подростков, непростой. И здесь нет разных "фишечек и приколов", которых было много в Весёлом художнике.
    В общем, мы пока в раздумьях... очень уж номеров много - целых 100! Целых 2 года рисовать придётся. :-))

    Нарисовал картины по этому журналу. Завтра сфоткаю и покажу.

    Ждём картинки!

    А это красками из журнала нарисовано, или другими?..
    Как бумага по качеству, если сравнивать с обычной акварельной или для черчения?..
    Вообще здорово - и правда, похоже, вполне можно научиться рисовать.

    Путешественник, хорошо получилось!!!

    Спасибо вам!
    Бумага по качеству ОЧЕНЬ ХОРОШАЯ, яблоко рисовал на обыкновенной. Рисовал красками из журнала.

    Простите, а где можно купить 1 выпуск я просто обоздала его купить

    пока ещё есть
    Но наверное скоро уже закончится, первые номера не очень долго есть в продаже.

    Очень интересно. Хотелось бы научиться хорошо рисовать, но где можно купить пропущенные номера?
    Марина Владимировна

    Вот тут есть

    Но затягивать с покупкой не стоит - старые номера из продажи исчезают, их потом найти очень трудно!

    Глянула на цену: в России стоит 139 руб а в Украине будет стоить 100 руб или 25 грн. Я думаю что серия выйдет в сентябре когда начинается школьный сезон хоть я так поняла что серия рассчитана больше на взрослых. Считаю что цена на первый номер стоит нормально. В Украине думаю первый номер будет стоять 10 гривен или 40 руб раз в России 59.
    Я видела 6 красок (там кстати немаленькие тюбики) акварели плюс похожая или такая же палитра плюс кисть цена 6 грн или 24 рубля. Но здесь цена идет еще и за журнал и 3 листа бумаги поэтому 40 или 59 за такое дешево.

    Эту серию точно считаю совершенно неадекватной.
    Материалы для рисования столько не стоят; доступны к покупке, любого качества - проблем сейчас с этим нет;
    Рисовать научиться по журналам нельзя - говорю как человек, закончивший художественную школу у талантливого преподавателя. Талант рисования дается при рождении также как музыкальный слух - у кого-то есть, у кого-то нет - в разной мере. Те у кого он есть - рисуют с рождения и не рисовать не могут - они думают картинками, представляют в голове и пытаются объяснить на бумаге - дочь в полтора года рисовала кита, не умея толком говорить. В художке видела тех, кто учится рядом - поверьте сразу понятно - кому дано, кому не дано (себя к особо одаренным не отношу, рисую - но я не художник, скорее оформитель)
    Те, кому таланта бог не дал, рисовать не смогут - никакой журнал не поможет. Все попытки повторить по прочитанному будут убогими.

    Да, рисовать по-настоящему по журналам не научишься, но просто научиться рисовать (особенно детям) - можно. Правда, этот журнал всё же не очень детям интересен, он больше для взрослых, а взрослому человеку можно учиться и по книгам хорошим, и на курсах.

    Я и пишу о взрослых, об аудитории, на которую рассчитан журнал.
    Из своих наблюдений - детей рисовать должен учить взрослый, любой - мама, папа, бабушка, преподаватель кружка. Те, у кого мама с карандашом в дружбе, к 5 годам хорошо рисуют. Кто не видит в жизни процесса воплощения картинки на чистом листе - у тех к 7 годам получается, как у трехлеток - сужу по своим детям и по своим детсадовцам.
    А за настоящей художественной техникой - к мастеру - в студию, или художественную школу. Я занятия в художке очень любила, 4 года, 3 раза в неделю, по 3 полных часа - и не надоедало - летела бегом.

    Я тоже закончила художку - правда, 6 лет училась, и к концу её терпеть не могла. Зрение у нас там посадили абсолютно все - каждый год народу в очках прибавлялось, к 6-му году в очках были все, причём в очках сильных. Вот и профессиональное обучение, называется. Плюс в этом, конечно, есть - детей научить рисовать могу легко.:-) И да, если детей учит кто-то из родных (каждый день) - даже не учит, а просто показывает, как и что - дети рисуют легко и замечательно. И очень любят рисовать.:-) Краски, карандаши, альбомы и фломастеры покупаю пачками.:-))

    Я тоже художку закончила, но не считаю журнал бесполезным. Талант после чтения журнала, конечно, не появится, но для общей эрудиции - почему нет? Если у человека есть потребность рисовать и он делает это для себя и получает удовольствие - кому какое дело, что это убого? У тех, кто увлекается караоке, тоже голос и слух не всегда есть (опять же - таланту караоке ни к чему). А кто-то, например, учится танцевать вальс (или танец живота) - для себя, а не чтобы стать профессиональным танцором и выступать на конкурсах.

    Да, на профессиональный уровень выходить мало кому надо, а для общего развития - можно и по книгам заниматься, и по журналам.
    В качестве детского варианта мне Весёлый художник больше нравился - там были более интересные для детей задания. Тут уже для ребят постарше, подростков и взрослых.

    Если рассматривать только как журнал для чтения - 13 000 - 14 000 за полный комплект - не много? Сколько книг для общего развития, в том числе и по рисованию!
    В этом издании нет адекватного сочетания цена - польза - на мой взгляд. Для меня это спекуляция на ложных надеждах. Прибыль издателю отстегнул, а рисовать как не умел, так и не научился, только почитал о рисовании (но за большие деньги).

    Вот - вот, совершенно согласна - за эти деньги можно целую книжную полку отличных книг по рисованию собрать, плюс купить материалы, которые нужны (а не собирать по 2 - 3 тюбика целый год - бред какой-то)... Уж что касается рисования - ВСЁ есть в продаже, бери да учись. Журнал - для тех, кто надеется, что его научат... Это не так, чудес не бывает, учиться-то придётся самому. И проще - по книгам, а не по журналу. По журналу - как развлечение какое-то получается.

    Чем весь комплект собирать - конечно, лучше одну хорошую книгу по рисованию. Но этот разговор мне напомнил рассуждения о том, что лучше купить одну фарфоровую коллекционную куклу, чем 80 дам эпохи. А покупаем ведь:)

    :-)) Согласна. То же с детскими журналами - книг великолепных сотни, а дети всё равно очень любят дурацкие детские журналы, и ждут новых номеров.
    Хорошие вещи - одно, а массовые и регулярные - другое.:-)) Хорошие и коллекционные - это на всю жизнь; всякую периодическую ерунду, может быть, лет через сколько-то и выбросить захочется, но... Может и не захочется.:-)

    А мне журнал понравился

    И еще, те художественные принадлежности которые входят в журнал, они совсем не помешают и ничего плохого в этом журнале я не вижу. Конечно более серьезно научиться рисовать надо у специалиста, например в художественной школе - можно и закончить Академию Художеств, а рисовать так и не научиться.

    У меня 43 выпуск но я закончил соберать

    Нет, мы особо не стали собирать, книг по рисованию полно. Всего несколько номеров купили только.

Великому флорентийцу Данте от великого флорентийца Боттичелли по заказу богатого флорентийца Лоренцо Медичи. «Божественная комедия» первого вдохновила второго на деньги третьего создать десятки манускриптов, подробнейшим образом иллюстрирующих литературный шедевр XIV века. Наибольший интерес вызывает своего рода инфографика Ада - карта, следуя по которой за героями «Божественной комедии» можно в деталях рассмотреть мучения, которым подвергаются грешники. Зрелище не для слабонервных.


Сюжет

Боттичелли изобразил Ад в виде воронки. Некрещеные младенцы и добродетельные нехристиане в лимбе преданы безболезненной скорби; сладострастники, попавшие во второй круг за похоть, терпят кручение и истязание ураганом; чревоугодники в третьем круге гниют под дождём и градом; скупцы и расточители перетаскивают тяжести с места на место в четвертом круге; гневливые и ленивые вечно дерутся в болотах пятого круга; еретики и лжепророки лежат в раскалённых могилах шестого; всевозможные насильники, в зависимости от предмета надругательства, мучаются в разных поясах седьмого круга — кипят во рву из раскаленной крови, терзаемы гарпиями или изнывают в пустыне под огненным дождем; обманщики не доверившихся томятся в щелях восьмого круга: кто влип в кал зловонный, кто кипит в смоле, кто в цепи закован, кто мучим гадами, кто выпотрошен; и девятый круг уготовлен тем, кто обманул. В числе последних и вмёрзший в лед Люцифер, который терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Марка Юния Брута и Кассия — предателей Иисуса и Цезаря соответственно).


Увеличив карту, можно в подробностях разглядеть мучения грешников. Эмоции и чувства каждого из персонажей подробно выписаны

Карта Ада была частью большого заказа — иллюстрирования «Божественной комедии» Данте. Неизвестны точные даты создания манускриптов. Исследователи сходятся, что Боттичелли начал работу над ними в середине 1480-х и с некоторыми перерывами был занят ими до смерти заказчика — Лоренцо Великолепного Медичи.

Сохранились не все страницы. Предположительно, их должно быть около 100, до нас дошло 92 манускрипта, из них полностью раскрашено четыре. Несколько страниц с текстом или цифрами пусты, что говорит о том, что Боттичелли не завершил работу. Большинство же — это эскизы. В то время бумага была дорогой, и художник не мог просто взять и выбросить лист с неудавшимся наброском. Поэтому Боттичелли сначала работал серебряной иглой, выдавливая рисунок. На некоторых манускриптах видно, как менялся замысел: от композиции в целом до положения отдельных фигур. Только когда художник был удовлетворен эскизом, он обводил контуры чернилами.

На оборотной стороне каждой иллюстрации Боттичелли указал текст Данте, который пояснял рисунок.

Контекст

«Божественная комедия» — это своего рода ответ Данте на события его собственной жизни. Потерпев фиаско в политической борьбе во Флоренции и будучи изгнанным из родного города, он посвятил себя просвещению и самообразованию, в том числе изучению античных авторов. Неслучайно в «Божественной комедии» проводником является Вергилий, древнеримский поэт.

Темный лес, в котором герой заблудился, — это метафора грехов и исканий поэта. Вергилий (разум) спасает героя (Данте) от страшных зверей (смертные грехи) и проводит через Ад в Чистилище, после которого на пороге рая уступает место Беатриче (божественная благодать).

Судьба художника

Боттичелли был из семьи ювелиров и должен был заниматься золотом и другими драгоценными металлами. Однако выполнять эскизы, рисовать мальчику нравилось гораздо больше. Погружаясь в мир фантазий, Сандро забывал об окружающем. Он превращал жизнь в искусство, и искусство становилось для него жизнью.

«Весна» Боттичелли, 1482
Темпера, доска. 203 × 314 см. 1482 г.
Галерея Уффици, Флоренция. -

Среди своих современников Боттичелли не воспринимался как гениальный мастер. Да, хороший художник. Но то был период, когда творили многие, ставшие впоследствии известными мастера. Для XV века Сандро Боттичелли был надежным мастером, которому можно было доверить роспись фресок или иллюстрацию книг, но никак не гений.


«Рождение Венеры» Боттичелли, 1484−1486
Холст, темпера. 172,5 × 278,5 см
Уффици, Флоренция. Викисклад

Боттичелли покровительствовали Медичи, известные ценители искусства. Считается, что пока живописец последние годы жизни провел чуть ли не в нищете. однако есть сведения, что Боттичелли был не таким бедным, каким хотел казаться. Тем не менее ни своего дома, ни семьи у него не было. Сама идея брака его пугала.

В после знакомства с монахом Джироламо Савонаролой, который в своих проповедях убедительно призывал покаяться и отказаться от прелестей земной жизни, Боттичелли и вовсе впал в аскезу. Скончался художник на 66-м году жизни во Флоренции, где и сегодня покоится его прах на кладбище церкви Всех Святых.

В «Божественной комедии» Ад помещен Данте в недрах земли и образует что-то вроде воронки или опрокинутого конуса, конечная точка которого составляет вместе с тем центр земли и вселенной. Воронка Ада распадается на девять концентрических, горизонтально лежащих кругов, вмещающих в себе различные виды осужденных.

Каждый из кругов Ада, считая сверху вниз, у Данте меньше предшествующего ему и отделяется от последующего скалистым склоном. Более извинительные грехи, проистекающие скорее из слабости человеческой природы, караются в высших кругах, а грехи, наиболее противоречащие человеческой природе – в низших.

Но так как круги все более суживаются книзу, то это доказывает, что самые бесчеловечные, отталкивающие грехи совершаются реже всего.

Строение Ада в описании Данте

Категории грешников

Вникнем теперь в принцип, которого держался Данте в своих категориях грешников. Обыкновенные описания ада почти сплошь опираются на церковную теорию семи главных грехов и их равномерную наказуемость, не вдаваясь много во внутренние различия. Схоластики, напротив, не ограничивались этим и устанавливали более глубокое отличие.

Так например, Фома Аквинский различает грехи, проистекающие из страсти или из злобы, и объявляет последние достойными более тяжелого наказания, чем первые. Принцип Данте не исключает этого схоластического принципа, а напротив обнимает и его, но он шире и имеет не христианский источник, – Аристотеля. Его этика усваивалась во многих частностях схоластиками, и Данте прямо называет её своей собственной.

Следуя теории своего учителя нравственности, он устанавливает три категории основных грехов: грехи вследствие невоздержности, чувственной страсти, которые обособляет и Фома Аквинский; грехи из злобы, которые и у него, как и у Аристотеля, двоякие: грехи открытого насилия и обмана. Цель каждого злого действия, говорит Данте, – несправедливость, и эта цель достигается двояким образом, и через насилие, и через обман.

Обман же всего более неприятен Богу и всего строже карается в Аду, так как он является злом, наиболее свойственным человеку, и злоупотреблением дарований, составляющих исключительную принадлежность его, отличающих его от животного, – в то время, как грехи насилия, и все что уподобляет человека животным, прямо отвлекают его от всякого пользования этими дарованиями.

Грехи невоздержности, коренящиеся в слабости человеческой природы, троякие: преступления плотские, кутежи, скудость и расточительность, гнев и недовольство. Между неумеренными и насильниками помещаются еретики всех родов, эпикурейцы и т. д., так как в них есть частица и тех и других. Живущие насилием делятся на три подразделения: те, что грешат против Бога и природы, богохульники, содомиты и ростовщики. Обман бывает двоякий: он совершается либо против тех, кто не питает доверия к лицу обманывающему, либо против тех, что доверились ему.

В первом случае нарушается только общее человеколюбие, во втором человеколюбие личное; в первом случае это простой обман, во втором грех этот становится изменою, самым отвратительным, бесчеловечным видом греха. К простым обманщикам Данте причисляет десять видов преступников: сводников и соблазнителей, льстецов и блудниц, симонистов (лиц, торговавших церковными должностями), прорицателей, людей, живущих подкупом, лицемеров, воров, дурных советчиков, нарушителей мира, обманщиков.


Сандро Боттичелли. Карта Ада (Круги Ада - La mappa dell inferno)

Измена бывает четырех родов: против кровных родных, отечества, гостей, против вечного мирового строя Божьего, т. е. против Бога и империи.

Круги Ада

Все эти грешники распределены в описании Данте по восьми кругам Ада; девятый круг, или, вернее, первый, считая сверху вниз, составляет Лимб, нечто вроде преддверия ада, где приютились все некрещеные набожные люди, единственное преступление которых заключается в их неведении христианства.

Наряду со всеми этими грешниками или людьми, лишенными надежды на спасение Данте учредил еще одну категорию осужденных из тех, которые не были на земле ни пылкими, ни равнодушными, «из людей средних, местопребывание которых находится по ту сторону пограничной линии ада, между входною дверью и Ахероном; они для неба слишком дурны, для ада слишком хороши и поэтому отвергаются и тут, и там. В числе их находятся те нейтральные ангелы, которые во время восстания Люцифера не приняли сторону ни Бога, ни бунтовщика.

Эта группировка грешников вызывает нас на еще более основательное её рассмотрение. На первый взгляд она согласуется, правда, с этикою Аристотеля и Фомы Аквинского, и сам Данте ссылается на них, как на авторитеты. Но все остальное подразделение и в особенности установление характерных отличий аристотелевых категорий имеет в себе столько своеобразного, что не бесполезно будет анализировать его. Для выделения людей среднего темперамента Данте нашел указание в Апокалипсисе.

Отличие, выпадающее набожным язычникам в первом кругу ада, не имеет само по себе ничего такого, что уклонялось бы от общего верования, совершенно то же можно сказать и о четырех кругах людей невоздержных. В описании всех этих адских кругов можно распознать пять смертных грехов: чувственность, обжорство, скупость, гнев и леность, совсем так, как их понимала церковь и христианская мораль.

Оригинальная и самостоятельная сторона уголовных теорий, господствующих в аду, начинается с шестого круга. Этот круг заключает в себе еретиков, седьмой круг насильников, восьмой и девятый два вида обманщиков. Здесь у Данте, действительно, замечаются еще следы воззрений канонического и римского права, но они сведены до минимума, благодаря третьему принципу – принципу германского уголовного права. Каноническое право и христианская этика, несомненно, признали бы еретичество более тяжким грехом, чем убийство, лицемерие и измену против родных или императора.

Точно так же и римское право не знает проступка тяжелее того, который совершается относительно общего блага и государства, и почти сплошь не имеет другого мерила для преступления, кроме интереса государственного. Преступление против отдельного лица имеет для него второстепенное значение; измены оно не признает; насилие карается им лишь тогда, когда оно нарушило общественное спокойствие и безопасность. Словом, римское уголовное право не опирается на основу этического правового воззрения; германское же, напротив, всецело находит в нем опору.

Последнее почти не заботится о государстве и карает лишь преступления отдельных лиц, большею частью на основании нравственного мерила их наказуемости. Мотив преступления, способ его выполнения, стоят для него на первом плане, и чем возмутительнее они кажутся по национальным понятиям, тем строже наказываются.

Поэтому здесь самым тяжким, преступлением считается измена, так как ею нарушаются священнейшие узы, узы верности. Таким образом, коварнейшие и наиболее скрытые преступления карались немцами тяжелее всего. Менее тяжко каралось всякое явное насилие, которое не всегда даже казалось стоящим наказания.

С этим германским воззрением мы встречаемся в описании ада Данте. Насилие наказывается менее жестоко, чем обман, а из числа преступлений, основанных на лжи, всего тяжелее карается измена. Поэтому в ряду насильников мы находим всевозможных воров и обманщиков, если только их преступление сопровождалось открытым насилием: напротив, убийцы, бывшие вместе с тем и ворами, находятся не среди первых, а среди последних.


Данте «Ад»
Иллюстрация Гюстава Доре

Этих кратких разъяснений будет достаточно для того, чтобы доказать тождественность воззрений германцев и Данте. Быть может, представится вопрос, была ли эта тождественность случайною или в основе её коренится более глубокая связь? Как известно, благодаря лангобардам, германские правовые воззрения господствовали в свое время в значительной части Италии и далеко еще не всюду исчезли даже в тринадцатом столетии.

Поэтому Данте легко мог познакомиться с ними. Но подобному объяснению мы не придаем большого значения; здесь идет речь о внутреннем чувстве справедливости, которое не познается, не изучается внешним образом и может быть только, результатом общей организации, духовной сущности самого человека.

Необходимо поэтому указать на сродство природы Данте с германским характером, как он обнаруживается в самом правовом сознании этого народа и припомнить вместе с тем, насколько эти юридические воззрения поэта расходились с теми, который господствовали в современной ему Италии, в особенности в окружавшей поэта среде.

Неизвестно, было ли господствующее воззрение продуктом борьбы партий, но вполне достоверно, что именно измена была одною из наиболее отвратительных и распространенных язв итальянской жизни того времени и что она встречается во всех формах и при всех обстоятельствах, не сопровождаемая нигде нравственным сознанием права. Опираясь на этот факт, так и хочется назвать Данте скорее германской, чем романской натурой.

Специализирование грехов

При специализировании грехов второй и третьей категории Данте в своём описании снова приближается к римским и каноническим воззрениям, как например, при разборе обманщиков и ростовщиков, хотя и относительно последних определение сущности греха всецело опирается на самостоятельную этическую основу.


Данте «Ад»
Иллюстрация Гюстава Доре

Различные виды адских кар

Интересно рассмотреть различные виды адских кар. Они являются продолжением внутреннего состояния грешников на земле и исходят из положения: «Чем ты согрешил, тем должен быть и наказан». Это положение принималось почти всеми за руководящую норму. Немецкие «бичующиеся» (флагелланты), появившиеся немного позднее Данте, и желавшие пострадать за свои грехи еще на земле, сделали из этого положения принцип своего самобичевания.

Люди среднего темперамента в аду всего более страдают от сознания своего собственного ничтожества и своего удаления от людей добрых и злых; наказание некрещеных заключается лишь в безнадежных порывах, без всяких других мук. С людей же нецеломудренных, напротив, начинается тот вид истязаний, отличительную черту которого составляет его вечность. Они терзаются, обуреваемые чувственными вожделениями, и никогда не достигают покоя. Чревоугодники в Аду Данте погрязли в болоте, которое вследствие дождя, снега и града постоянно остается холодным и липким.

Скупцы и расточители, образуя два хора, в постоянном своем движении наталкиваются друг на друга, укоряют одни других в скупости и расточительности, и затем расстаются, чтобы снова сойтись. Гневные и недовольные находятся у Данте в горячем болоте Стикса, бьются всеми своими членами и рвут друг друга на части. Еретики лежат в аду в открытых пылающих гробах, которые после Страшного суда закроются на веки. Грешившие насилием относительно ближних погружены в горячий поток крови и варятся в нем; соответственно тягости их преступления, они помещены на большей или меньшей глубине.

Самоубийцы и игроки в описании Данте навеки лишены своей телесной оболочки и населяют в аду своими душами лес, полный колючих растений; после воскресения мертвых они принесут свои тела и повесят их на ветвях. Насильники, согрешившие против Бога, поражаются вечным огненным дождем; богохульники продолжают и тут хулить Бога и противиться ему. Содомиты у Данте постоянно спасаются бегством от низвергающегося на них пламени; ростовщики с трудом держат в руках свои мешки, отклоняя от себя огонь.

Обманщики, сводники и соблазнители идут в противоположном направлении, с безостановочной быстротой подгоняемые ударами бича, которыми наделяют их рогатые демоны. Льстецы и куртизанки сидят у Данте в яме, наполненной всякою нечистотой. Симонисты вонзились, головами вниз, в скалы, тогда как их ноги горят на огне, пылающем извне. Предсказатели шествуют в аду Данте, с лицами, повернутыми обратно; люди, доступные подкупу, и те, кто их подкупал, погрязают в озере черной смолы.

Притворщики едва влачат свои ноги, – они облечены в тяжелые монашеские рясы, которые снаружи кажутся золотыми, внутри же – свинцовые. Воры крадут друг у друга свое единственное достояние – свой человеческий облик. Злые, тайные советчики невидимы и скрыты пожирающим пламенем. Виновники раздоров, сект, и т. д. ходят с раздвоенными туловищами и разрозненными членами.

Фальшивые монетчики, извратители слов и т. д., клеветники и лжецы совершенно произвольно терзаются в аду дьяволами, так как и сами они не уважали закона при жизни. Изменники, люди, грешившие против правил общей и личной любви, находятся в ледяном озере, и те, что всего более ненавидели друг друга при жизни, всего теснее прижаты один к другому. Ниже всех находится в описании Данте воплощенный принцип зла, Люцифер, с тремя лицами.

В одном из этих образов он сокрушает Иуду, предавшего Христа, в двух же остальных – изменника делу империи. Люцифер – повелитель ада; все зло произошло от него и возвращается к нему. Поэтому-то у него три лица: одно темное, другое красное, третье наполовину желтое, наполовину белое.

В этом обстоятельстве по справедливости видели контраст с Троицей или даже связь с тремя главными видами караемых грехов.

Среди других частностей ада

Среди других частностей ада следует в особенности остановиться на употреблении мифологических представлений греков и римлян. Данте в своём описании ада почти всецело воспользовался ими и руководился в данном случае известным правилом средневекового христианства, которое видело в них не одно только создание фантазии, а лживое понимание реальных истин.

Поэтому-то в аду Данте языческие божества и герои снова восстают в образе демонов и имеют то же значение, как и превратившиеся в дьяволов, павшие ангелы. Поэт, не стесняясь, выводит Харона в качестве перевозчика, Миноса, как адского судью. Точно так же и всем остальным кругам Данте дает в представители мифологические образы, которые к тому уже имеют и соответствующий аллегорический смысл.

Пёс Цербер является в аду представителем круга чревоугодников; Плутон (в древности бывший богом не только подземного мира, но и богатства) – круга скупых и расточительных, Флегий – гневных. Три фурии являются, наряду с павшими ангелами, стражами настоящего адского города, где находятся люди, грешившие насилием и обманом. Минотавр предводительствует, в особенности, людьми грешившими насилием. Кентавры карают в аду тех, кто угнетал ближнего; гарпии, как символы укоров совести, терзают самоубийц.

Герион стал вождем круга обманщиков и остается скрытым, в то время, как остальные всегда видимы. Разница, замечаемая нами в употреблении, которое делает Данте из первоначально языческих и библейских демонов, заключается в том, что для наказания самых тяжких грешников, обманщиков, он пользуется только последними и выставляет их в гораздо худшем виде, чем первых.

Но даже помимо этого специального примера, Данте в своём описании ада всюду и всегда относится к мифологии, как к чему-то реальному, живому, и пользуется ею с той же свободою, с которою пользуется и другими историческими фактами и личностями.

Лучший и убедительнейший пример подобного отношения к делу представляет девятая песнь, где Данте влагает в уста ангела, спустившегося с неба для укрощения демонов: миф о нисхождении Геркулеса в подземный мир.


Данте «Ад»
Иллюстрация Гюстава Доре

Языческие представления

Подобное же употребление делает Данте и из языческого представления о Хроносе и адских реках, рассмотрением которого может завершиться картина ада и его строения. И здесь мы встречаемся с полнейшим синкретизмом языческих и библейских элементов. На острове Крите, где некогда властвовал Сатурн, стоит фигура старца.

Голова у него золотая, грудь и руки серебряные, нижняя часть живота из меди, все остальное железное, кроме правой ноги, созданной из обожженной глины. Спину он обратил к Дамиетте в Египте, лицо – к Риму. Все названные части тела, кроме головы, имеют трещины, из которых струятся слезы и, соединившись, текут в адскую пропасть. Там они, по описанию Данте, образуют четыре адские реки, Ахерон, Стикс, Флегетон и Коцит.

Ахерон составляет верхнюю границу ада. Между ним и Стиксом находятся грешившие невоздержностью. Стикс отделяет их от настоящего адского города, где наказуются еретики, обманщики и те, что грешили насилием; последние особенно окружены Флегетоном. В самое низшее пространство изливается Коцит и, замерзая, образует ледяное озеро, местопребывание изменников. Этот образ старца, очевидно, скомпонован Данте из языческого мифа о Хроносе и из сказания о видении Навуходоносора.

Данте делает из всего этого поистине оригинальное применение, которое еще раз озаряет новым светом уже знакомую нам, его систему. Образ старца в его описании обозначает собою государство, золото, серебро, медь, железо соответствуют известным четырем векам, глиняная правая нога означает испорченность текущего столетия, трещины – возрастающую греховность современности, слезы – горе и греховность, накопленные человечеством.

Они превращаются весьма остроумным способом в адские реки, омывающие различные виды грешников или же служащие, подобно Стиксу и Коциту, собственно для наказания их. Остров Крит выбран потому, что он служит колыбелью Юпитеру, всегда бывшему в глазах Данте символом справедливости, т. е. империи.

Старец устремись взоры к Риму, вокруг которого должно бы сосредоточиться все развитие истории; это было для него как бы зеркалом, потому что в нем отражалось, даже слишком ясно, его собственное распадение.

Разнороднейшие элементы

Итак, мы видим, что описание ада со всем, что в нем содержалось, составлено у Данте из разнороднейших элементов. Мы встречаемся здесь с влиянием Аристотеля и Фомы Аквинского, с воззрениями немецкого, канонического и римского права; с языческими мифами и верованиями, перемешанными с христианскими; с языческим подземным миром, превращенным отчасти в христианский ад, – причем всюду индивидуальность поэта творит вполне свободно в пределах догмата.

Сандро Боттичелли «Карта ада» («Круги ада»)

Творчество Сандро Боттичелли отмечено не только жизнеутверждающими мотивами «Весны». «Венеры и Марса» и «Рождения Венеры», но и мрачными, трагическими настроениями. Их наглядным примером служит рисунок «Карта Ада» (La mappa dell inferno).

Есть несколько прославленных иллюстрированных рукописей «Божественной комедии» Данте. Наиболее замечателен в этом отношении роскошный манускрипт, составленный по заказу Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи с великолепными рисунками Сандро Боттичелли. Серия рисунков Боттичелли осталась незавершенной, но даже и в таком виде она может быть признана вершиной искусства книжной иллюстрации итальянского кватроченто (XV века).

Особенно потрясают иллюстрации Боттичелли на тему Ада. «Карта Ада» Сандро Боттичелли – цветной рисунок на пергаменте с изображением девяти кругов адской бездны.

Данте описывал Ад как пропасть с девятью кругами, которые, в свою очередь, делятся на различные кольца. Боттичелли на своей «Карте Ада» представил царство грешников с такой тонкостью и точностью, что можно проследить отдельные остановки, которые, по сюжету «Божественной комедии», делали Данте и Вергилий, спускаясь к центру земли.

Ниже приведена ещё одна иллюстрация Сандро Боттичелли к «Божественной комедии». Это рисунок к Песни 18 Ада. Главные персонажи, Данте и Вергилий, изображены здесь несколько раз, как бы путешествующими по краю адской пропасти. Они выделяются своими трепетно сияющими одеждами. Следуя по теснинам Ада, они вначале видят мучимые бесами души сутенеров и соблазнителей, а потом доносчиков и проституток, которые обречены страдать ввергнутыми в грязь.


Сандро Боттичелли
Ад
Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

Тут Боттичелли представляет Данте и его провожатого Вергилия в восьмом круге Ада, который состоит из десяти глубоких пропастей, где карают мошенников.


Сандро Боттичелли
Данте и Вергилий в восьмом круге Ада
Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

А здесь Боттичелли нарисовал древних гигантов, которые восстали против богов и были за это закованы в цепи. Они символизируют грубую силу природы, заключённую в адские бездны.


Сандро Боттичелли
Древние гиганты в Аду
Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е

А это – иллюстрация к 34-й и последней песни «Ада» Данте: изображение трехголового Люцифера, который терзает трех величайших грешников человечества: Брута и Кассия – убийц Юлия Цезаря, и Иуду – предателя Христа.


Сандро Боттичелли
Люцифер, терзающий в Аду трёх величайших грешников человечества