Оказавшись в усадьбе Анны Сергеевны Одинцовой, Базаров и Аркадий, герои романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», знакомятся и с ее сестрой Катей, молодой молчаливой девушкой. И Базаров, и Аркадий интересуются Анной Сергеевной, но сама хозяйка предпочла свой досуг проводить в долгих прогулках и беседах с Базаровым. Поэтому Аркадий вынужден общаться с Катей, преодолевая робость и замкнутость девушки. Базаров сразу обратил внимание Аркадия на незаурядность личности Кати, но потребовалось время, чтобы Аркадий сам в этом убедился.

Сцена объяснения Аркадия и Кати - кульминационная в их взаимоотношениях. Сидя в саду, в тени высокого ясеня, они молчат, но, как отмечает автор, в их молчании чувствовалось «доверчивое сближение: каждый из них как будто и не думал о своем соседе, а втайне радовался его близости». Катя соглашается со словами Аркадия, и это дает ему возможность про себя сравнить ее отношение к его мыслям и отношение к ним Базарова -нетерпимое, резкое безапелляционное. Катя любит лирику Гейне, но не сатиру и считает, что любовь к сатире Аркадия -это «старые следы» его направления.

Внутренне соглашаясь с ней, Аркадий поражается про себя: «Если б Базаров это слышал!» И действительно, Катя делает вывод, что он уже не находится под влиянием Базарова: он не ссорится со стариками, провождает тетушку в церковь: «Не мог же я отказать!» Привычки, воспитанные с детства, уважение к старшим преобладают над атеистическим мировоззрением. И Катя чувствует, что Базаров «чужой» и Аркадию, и ей самой: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя отмечает, что сестра ее также освободилась от влияния Базарова и стала лучше относиться к Аркадию, и Аркадий снова поражен: откуда в такой молодой девушке такая наблюдательность? Причина проста: Катя много жила одна и много размышляла о жизни. И больше всего радует Аркадия ее замечание о том, что она, Катя, не богата - ведь имение досталось сестре от покойного мужа. Аркадию нравится и то, как просто Катя об этом говорит, и отсутствие в ней тщеславия и сам этот факт: ему не хотелось бы чувствовать материальное неравенство свое и Кати. Он с восторгом открывает в девушке массу достоинств: она умна, горда, независима, хотя и чувствует себя несколько приниженно по сравнению с сестрой. «…Я вас не только на вашу сестру -ни на кого в свете не променяю», - говорит Аркадий девушке, быстро после этого удалившись, «как бы испугавшись слов, сорвавшихся у него с языка».

Как тонкий психолог и художник, Тургенев подводит героев к осознанию того, как они духовно близки друг другу, как готовы освободиться от того влияния, что сковывает их души, решая чувствовать себя самими собой. Поэтому естественно выглядит после этого и признание Аркадия в любви Кате, чего никак не ожидала Анна Сергеевна, и расставание его с Базаровым, и возврат в традиционный круг «отцов».

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
Слетами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.
А. С. Пушкин

Не секрет, что нравственные принципы человека вполне могут проявиться в любви. Раскрывая образ нигилиста Базарова — главного героя романа, Тургенев описывает трагическую историю его любви к губернской красавице Одинцовой, а рядом для контраста писатель развёртывает историю счастливой любви Аркадия Кирсанова (университетского друга Базарова) и Кати Локтевой (младшей сестры Одинцовой). Почему же первая история кончилась разрывом, а вторая — свадьбой? Из всевозможных причин-объяснений следует выделить три главные: материальное положение героев, их характеры и убеждения.

Аркадий Кирсанов — внук генерала, наследник своего отца и дяди, родственник (правда, дальний) важных петербургских чиновников Колязиных. Хотя Николай Петрович всё время жалуется на хозяйственные проблемы, Кирсановы владеют большим степным (чернозёмным) имением, которое при правильном управлении может приносить вполне приличный доход. Одним словом, Аркадий — жених хоть куда. Базаров — внук дьячка, сын полкового лекаря, получившего за добросовестную службу потомственное дворянство и не заведший никаких влиятельных друзей и покровителей. Следовательно, молодой нигилист может унаследовать от родителей только крошечное имение в двадцать две крестьянские души. Иными словами, Аркадий с рождения избавлен от суровой «борьбы за жизнь» и волен выбирать себе любое поприще: государственную службу, управление родовым имением, спокойные семейные радости или прожигание жизни, в то время как бедняк Базаров должен, если пожелает, сам добиваться всего в жизни.

Материальное положение Анны Сергеевны Одинцовой и Кати Локтевой тоже разное, хотя они родные сёстры. Их отец, блестящий аферист и картёжный игрок, промотал в Петербурге и Москве всё состояние семьи и умер, оставив дочерям маленькое имение в одну деревеньку. Однако Анна Сергеевна, двадцатилетняя красавица с блестящим столичным воспитанием, принадлежащая по материнской линии к княжескому роду, вышла замуж за богатого сорокашестилетнего

(XV) помещика Одинцова и после его смерти стала богатой вдовой, всё ещё молодой и красивой. Анна Сергеевна с самой смерти отца взяла на себя заботу о младшей сестре, и Катя ни в чём не нуждалась по милости Одинцовой (XXV), но при этом Катя по-прежнему владела только половиной отцовской деревни, то есть была бедная невеста, почти бесприданница.

Следует отметить, что молодые герои романа — люди широких взглядов, для них бедность друга или любимого человека не имеет первостепенного значения. Богатый наследник Аркадий Кирсанов подружился с бедным студентом Базаровым, женился на Кате, не думая о её приданом. Базаров влюбился в богачку Одинцову, покорённый её красотой и интеллектом, а она увлеклась им, и в её рассуждениях о «лекаре» мысли о его бедности вообще не возникало.

В обеих историях любви характеры героев сыграли более серьёзную роль, чем материальные соображения. Аркадий добродушен, покладист, чувствителен, в меру умён и наблюдателен — словом, молодой человек, «приятный во всех отношениях». Протанцевав на балу мазурку с Одинцовой, он влюбился в молодую вдову с «изящным смирением» (XIV), то есть томно вздыхал о ней и не смел надоедать своими ухаживаниями. Молодой Кирсанов наивно поддался на хитрость Базарова, который, чтобы удалить молодого соперника, по приезде в Никольское сразу обратил его внимание на Катю: «...эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и всё что хочешь» (XVI). Аркадий легко запутывается в своих сердечных делах: он, «который окончательно сам с собой решил, что влюблён в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей» (XVII). Может быть, благодаря своему мягкому, лёгкому характеру молодой Кирсанов понравился Кате, а уж она помогла ему понять, в чём его счастье.

Однажды Катя попросила Аркадия: «Не сравнивайте меня с сестрой... это для меня слишком невыгодно» (XXV). Однако она явно скромничает: она очень похожа на Анну Сергеевну рассудительностью, сдержанностью, решительностью. Она так умно ведёт себя с молодым Кирсановым, что он, вздыхая об Одинцовой, незаметно привязывается к младшей сестре: «Катя смутно понимала, что он искал какого-то утешения в её обществе, и не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивой дружбы» (XVII). Прощаясь с Аркадием навсегда, Базаров произносит: «...я на Катерину Сергеевну надеюсь. Посмотри, как живо она тебя утешит» (XXVII). И Базаров прав. «Ручному» Аркадию нужен верный друг и руководитель. Как только Базаров уходит из жизни молодого Кирсанова, его место занимает Катя: уже вечером после отъезда университетского друга Аркадий начал подчиняться невесте, «и Катя это чувствовала и не удивлялась» (XXVI).

Именно Катя выбирает Аркадия себе в спутники жизни, хотя он сам уверен в обратном. Именно она объясняет Аркадию разницу между ним и Базаровым: «...вы ему чужой. (...) Он хищный, а мы с вами ручные» (XXV), однако делает это очень тактично, потому что сама принимает сторону Аркадия («мы с вами»). При этом не кто иной, как Катя напоминает мужу о Базарове в конце романа во время торжественного обеда.

Базаров по характеру — полная противоположность Аркадия: суров, самоуверен, решителен, замечательно умён и целеустремлён, при этом честен и искренен. Он не стал, подобно своему другу, «придаваться тихому унынию» (XVII) любви, не стал обманываться насчёт своих чувств к Анне Сергеевне, о чём и заявляет молодому Кирсанову: «Э, да ты, я вижу, Аркадий Николаевич, понимаешь любовь, как все новейшие молодые люди: цып, цып, курочка, а как только курочка начинает приближаться, давай бог ноги! Я не таков» (XXI). Он, позлившись немного на себя за романтическую любовь, в которую раньше не верил, решительно признался Одинцовой в своих чувствах. Его страсть была так велика, что захватила и одновременно испугала Анну Сергеевну: «...страсть в нём билась, сильная и тяжёлая — страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей... Одинцовой стало страшно и жалко его» (XVIII). Молодого нигилиста отличает внешняя сдержанность и внутренняя гордость («сатанинская гордость», как выразился Павел Петрович — X): Базаров внешне спокойно воспринял отказ Анны Сергеевны (XIX), но гордо отказался от её жалости-милости (XXVI).

Гостя у родителей, он заявляет Аркадию: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передомной, (...) тогда я изменю своё мнение о самом себе» (XXI). Однако гордый нигилист лукавит — он уже встретил такого человека. Это Одинцова, и по силе характера («...характер у неё был свободный и довольно решительный» — XV) она не уступает Базарову. Анна Сергеевна, будучи ещё молодой женщиной, уже испытала и успешно преодолела множество трудностей: разорение семьи, шесть лет жизни с мужем, которого «она едва выносила» (XVI), злоязычие уездных сплетников, ответственность за судьбу младшей сестры, управление имением. Ум и интерес к жизни, мягкость и самостоятельность в мыслях (к Базарову она «благоволила, хотя редко с ним соглашалась» — XVII), отвращение к пошлости и терпимость к чужим недостаткам, красота и чувство собственного достоинства — такое сочетание качеств характера в Анне Сергеевне делает справедливой первоначальную оценку, данную ей на балу Базаровым: «Это что за фигура? (...) На остальных баб не похожа» (XIV). Не удивительно, что Базаров нашёл только в Одинцовой, а не в ком другом (включая родителей) единственного в романе человека, с которым мог серьёзно и откровенно говорить на любую тему, начиная с устройства российского государства, продолжая вопросами медицины, ботаники, кончая проблемами счастья, любви, собственного будущего.

Наконец, убеждения (принципы), касающиеся любви, сыграли важнейшую роль в судьбе героев романа. Аркадий и Катя ценят взаимную любовь и хотят иметь семью. Оба согласны ограничить свою жизнь «домашним кругом» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 4, XIII), согласны покоряться друг другу, чтобы избежать семейных ссор: «...уважать себя и покоряться, это я понимаю; это счастье...» (XXV), — говорит Катя. Они согласны пожертвовать своей независимостью («На что она?» — XXV), чтобы жить вместе. Совершенно искренне так думает Аркадий, человек добрый и уступчивый. Более сложные соображения у Кати.

Восемь лет Катя может наблюдать свою престарелую тётку — никому не нужную княжну Авдотью Степановну, приживалку в доме Одинцовой. Чтобы не повторить печальную судьбу этой старой девы. Катя должна выйти замуж за молодого Кирсанова, так же как восемь лет назад Анна Сергеевна должна была выйти замуж за богача Одинцова. Одинцов был старше Анны Сергеевны на двадцать пять лет, но был умён и одинок, так что молодая жена должна была приноравливаться только к его вкусам и желаниям. Катя выходит замуж за молодого и богатого человека, но зато должна ужиться с его разнохарактерными родственниками: недалёким Николаем Петровичем, простодушной Фенечкой, мрачным Павлом Петровичем, бойким Митей. И Катя, как следует из финала романа, умеет ладить со всеми. Благодаря ей, Аркадий получил от жизни всё, о чём мечтал: спокойную любовь, добрую жену, а через год и сына Колю — словом, он зажил полной жизнью, как оно и следует положительному человеку.

Если Аркадий и Катя видят в любви и семье достойную цель жизни, то Базаров и Одинцова думают иначе. Базаров, как оказалось, может страстно полюбить женщину, но при этом считает любовь в лучшем случае приятным дополнением к серьёзной деятельности, научной или общественной. Поэтому он так решительно отвергает жизненный опыт Павла Петровича: «...человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек— не мужчина, не самец» (VII). С точки зрения Базарова, настоящее дело требует полной самоотдачи, значит, надо быть готовым к «бобыльной жизни» (XXVI), то есть одинокой, бессемейной, но именно настоящее дело представляет интерес для настоящего человека. А любовь и семья — удел обыкновенных смертных, которые только и умеют следовать природным инстинктам. Недаром при прощании Базаров указал Аркадию «на пару галок, сидевших рядышком на крыше конюшни»: ведь «галка — самая почтенная семейная птица» (XXVI).

Анна Сергеевна, дожив до двадцати восьми лет без любви, одновременно хочет и боится полюбить. Выйдя восемь лет назад замуж за Одинцова по расчёту из-за крайней бедности, она в полной мере испытала, что это значит — житье мнительным, болезненным, «кислым», хотя и добрым человеком (XV). Теперь, будучи свободной и независимой, она может выбирать предмет для своих романтических чувств, то есть может спокойно обдумать ответ на признание Базарова. Нигилист, она сама себе признавалась, очень ей понравился, но она уже поняла, что для этого амбициозного человека любовь не станет главным в жизни. А ведь Анна Сергеевна имеет своё представление о настоящей любви: «Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо» (XVII). Роман с Базаровым мог подарить Одинцовой только любовь: ни богатства, ни веса в обществе, ни светского успеха нигилист не мог дать своей избраннице, да и любовь его была бы кратковременной. Как бы страстно он ни был влюблён, он быстро бы вспомнил о своём деле. Итак, Анна Сергеевна, трезво взвесив обстоятельства, отказала Базарову, предпочитая покой и комфорт ненадёжным чувствам: «Нет, (...) бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие всё-таки лучше всего на свете» (XVIII).

Подводя итог, отметим, что противопоставление — один из любимых художественных приёмов Тургенева. Характер главного героя лучше всего раскрывается через парное сравнение образов (Базаров — Павел Петрович, Базаров - Аркадий, Базаров - карикатурные нигилисты, Базаров — родители) или в сходных ситуациях (история любви Аркадия и Кати Локтевой — история любви Базарова и Одинцовой). Следует признать, что задуманный контраст с двумя историями любви получился очень убедительным.

Заурядному (иначе говоря, обыкновенному) Аркадию легко найти своё место в мире — делай свою жизнь по примеру «отцов» и будешь счастлив, как они. А если человек «странный» (иначе говоря, необыкновенный), если Базарову мало «спать, кушать пряники и хлопотать о непрекращении всемирной истории» (Достоевский), что тогда? «Ломать» его и насильно подравнивать под обычных людей? Тургенев вполне ясно выражает в романе свою идею: пусть каждый получит своё (Suum cuique — XX).

Аркадий и Катя стремились к семейному счастью и добились его. Аркадий из горячей любви готов покоряться жене, и такая покорность для него не обидна. Катя находит достойное применение своему сильному характеру, во всём помогая мужу, воспитывая сына. Анна Сергеевна, выйдя второй раз замуж уже не по расчёту, а «по убеждению» за будущего выдающегося деятеля (XXVIII), тоже исполнила свою мечту о покое и достоинстве. Странно только, что Базаров, как утверждают некоторые литературоведы, умирает от любви (!): ведь он мечтал о высоком поприще на благо России, а любовь (даже после истории с Одинцовой) считал дополнением к главному делу. Доказательством может служить его последний разговор с Аркадием (XXVI).

Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
Слетами вытерпеть умел;
Кто странным снам не предавался,
Кто черни светской не чуждался,
Кто в двадцать лет был франт иль хват,
А в тридцать выгодно женат;
Кто в пятьдесят освободился
От частных и других долгов,
Кто славы, денег и чинов
Спокойно в очередь добился,
О ком твердили целый век:
N.N. прекрасный человек.
А. С. Пушкин

Не секрет, что нравственные принципы человека вполне могут проявиться в любви. Раскрывая образ нигилиста Базарова - главного героя романа, Тургенев описывает трагическую историю его любви к губернской красавице Одинцовой, а рядом для контраста писатель развёртывает историю счастливой любви Аркадия Кирсанова (университетского друга Базарова) и Кати Локтевой (младшей сестры Одинцовой). Почему же первая история кончилась разрывом, а вторая - свадьбой? Из всевозможных причин-объяснений следует выделить три главные: материальное положение героев, их характеры и убеждения.

Аркадий Кирсанов - внук генерала, наследник своего отца и дяди, родственник (правда, дальний) важных петербургских чиновников Колязиных. Хотя Николай Петрович всё время жалуется на хозяйственные проблемы, Кирсановы владеют большим степным (чернозёмным) имением, которое при правильном управлении может приносить вполне приличный доход. Одним словом, Аркадий - жених хоть куда. Базаров - внук дьячка, сын полкового лекаря, получившего за добросовестную службу потомственное дворянство и не заведший никаких влиятельных друзей и покровителей. Следовательно, молодой нигилист может унаследовать от родителей только крошечное имение в двадцать две крестьянские души. Иными словами, Аркадий с рождения избавлен от суровой «борьбы за жизнь» и волен выбирать себе любое поприще: государственную службу, управление родовым имением, спокойные семейные радости или прожигание жизни, в то время как бедняк Базаров должен, если пожелает, сам добиваться всего в жизни.

Материальное положение Анны Сергеевны Одинцовой и Кати Локтевой тоже разное, хотя они родные сёстры. Их отец, блестящий аферист и картёжный игрок, промотал в Петербурге и Москве всё состояние семьи и умер, оставив дочерям маленькое имение в одну деревеньку. Однако Анна Сергеевна, двадцатилетняя красавица с блестящим столичным воспитанием, принадлежащая по материнской линии к княжескому роду, вышла замуж за богатого сорокашестилетнего

(XV) помещика Одинцова и после его смерти стала богатой вдовой, всё ещё молодой и красивой. Анна Сергеевна с самой смерти отца взяла на себя заботу о младшей сестре, и Катя ни в чём не нуждалась по милости Одинцовой (XXV), но при этом Катя по-прежнему владела только половиной отцовской деревни, то есть была бедная невеста, почти бесприданница.

Следует отметить, что молодые герои романа - люди широких взглядов, для них бедность друга или любимого человека не имеет первостепенного значения. Богатый наследник Аркадий Кирсанов подружился с бедным студентом Базаровым, женился на Кате, не думая о её приданом. Базаров влюбился в богачку Одинцову, покорённый её красотой и интеллектом, а она увлеклась им, и в её рассуждениях о «лекаре» мысли о его бедности вообще не возникало.

В обеих историях любви характеры героев сыграли более серьёзную роль, чем материальные соображения. Аркадий добродушен, покладист, чувствителен, в меру умён и наблюдателен - словом, молодой человек, «приятный во всех отношениях». Протанцевав на балу мазурку с Одинцовой, он влюбился в молодую вдову с «изящным смирением» (XIV), то есть томно вздыхал о ней и не смел надоедать своими ухаживаниями. Молодой Кирсанов наивно поддался на хитрость Базарова, который, чтобы удалить молодого соперника, по приезде в Никольское сразу обратил его внимание на Катю: «...эта смугленькая. Это вот свежо, и нетронуто, и пугливо, и молчаливо, и всё что хочешь» (XVI). Аркадий легко запутывается в своих сердечных делах: он, «который окончательно сам с собой решил, что влюблён в Одинцову, начал предаваться тихому унынию. Впрочем, это уныние не мешало ему сблизиться с Катей» (XVII). Может быть, благодаря своему мягкому, лёгкому характеру молодой Кирсанов понравился Кате, а уж она помогла ему понять, в чём его счастье.

Однажды Катя попросила Аркадия: «Не сравнивайте меня с сестрой... это для меня слишком невыгодно» (XXV). Однако она явно скромничает: она очень похожа на Анну Сергеевну рассудительностью, сдержанностью, решительностью. Она так умно ведёт себя с молодым Кирсановым, что он, вздыхая об Одинцовой, незаметно привязывается к младшей сестре: «Катя смутно понимала, что он искал какого-то утешения в её обществе, и не отказывала ни ему, ни себе в невинном удовольствии полустыдливой, полудоверчивой дружбы» (XVII). Прощаясь с Аркадием навсегда, Базаров произносит: «...я на Катерину Сергеевну надеюсь. Посмотри, как живо она тебя утешит» (XXVII). И Базаров прав. «Ручному» Аркадию нужен верный друг и руководитель. Как только Базаров уходит из жизни молодого Кирсанова, его место занимает Катя: уже вечером после отъезда университетского друга Аркадий начал подчиняться невесте, «и Катя это чувствовала и не удивлялась» (XXVI).

Именно Катя выбирает Аркадия себе в спутники жизни, хотя он сам уверен в обратном. Именно она объясняет Аркадию разницу между ним и Базаровым: «...вы ему чужой. (...) Он хищный, а мы с вами ручные» (XXV), однако делает это очень тактично, потому что сама принимает сторону Аркадия («мы с вами»). При этом не кто иной, как Катя напоминает мужу о Базарове в конце романа во время торжественного обеда.

Базаров по характеру - полная противоположность Аркадия: суров, самоуверен, решителен, замечательно умён и целеустремлён, при этом честен и искренен. Он не стал, подобно своему другу, «придаваться тихому унынию» (XVII) любви, не стал обманываться насчёт своих чувств к Анне Сергеевне, о чём и заявляет молодому Кирсанову: «Э, да ты, я вижу, Аркадий Николаевич, понимаешь любовь, как все новейшие молодые люди: цып, цып, курочка, а как только курочка начинает приближаться, давай бог ноги! Я не таков» (XXI). Он, позлившись немного на себя за романтическую любовь, в которую раньше не верил, решительно признался Одинцовой в своих чувствах. Его страсть была так велика, что захватила и одновременно испугала Анну Сергеевну: «...страсть в нём билась, сильная и тяжёлая - страсть, похожая на злобу и, может быть, сродни ей... Одинцовой стало страшно и жалко его» (XVIII). Молодого нигилиста отличает внешняя сдержанность и внутренняя гордость («сатанинская гордость», как выразился Павел Петрович - X): Базаров внешне спокойно воспринял отказ Анны Сергеевны (XIX), но гордо отказался от её жалости-милости (XXVI).

Гостя у родителей, он заявляет Аркадию: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передомной, (...) тогда я изменю своё мнение о самом себе» (XXI). Однако гордый нигилист лукавит - он уже встретил такого человека. Это Одинцова, и по силе характера («...характер у неё был свободный и довольно решительный» - XV) она не уступает Базарову. Анна Сергеевна, будучи ещё молодой женщиной, уже испытала и успешно преодолела множество трудностей: разорение семьи, шесть лет жизни с мужем, которого «она едва выносила» (XVI), злоязычие уездных сплетников, ответственность за судьбу младшей сестры, управление имением. Ум и интерес к жизни, мягкость и самостоятельность в мыслях (к Базарову она «благоволила, хотя редко с ним соглашалась» - XVII), отвращение к пошлости и терпимость к чужим недостаткам, красота и чувство собственного достоинства - такое сочетание качеств характера в Анне Сергеевне делает справедливой первоначальную оценку, данную ей на балу Базаровым: «Это что за фигура? (...) На остальных баб не похожа» (XIV). Не удивительно, что Базаров нашёл только в Одинцовой, а не в ком другом (включая родителей) единственного в романе человека, с которым мог серьёзно и откровенно говорить на любую тему, начиная с устройства российского государства, продолжая вопросами медицины, ботаники, кончая проблемами счастья, любви, собственного будущего.


Страница: [ 1 ]

Драма «Бесприданница» (1879) стала одной из вершин в дра­матургии Островского. Здесь каждый персонаж раскрыт с предельной достоверностью и убедительностью. Пьеса состоит из ряда крупных и значительных сцен, которые выстраиваются в соответствии с логикой положений и ситуаций.

Островский в центр произведения ставит судьбу женщины, показывая жизнь с наиболее эмоциональной и эк­спрессивной стороны, противопоставляя холодному и бездушному расчету и эгоизму искренность, доверчивость и нерасчетливость «го­рячих сердец».

В «Б» представлен кусок русской жизни конца XIX столетия. Обедневшие дворяне Огудаловы, живущие в провинциаль­ном волжском городе Бряхимове, с трудом поддерживающие види­мость благополучия и светскости, богатые дельцы Кнуров и Вожева­тов, «блестящий барин из судохозяев» Сергей Сергеич Паратов, небо­гатый чиновник, «маленький человек» Карандышев, бродячий актер Робинзон, буфетчик, слуги, цыгане - таков состав действующих лиц драмы. Состав довольно пестрый, но точно отражающий приметы российской жизни того времени.

Пьеса необычна по композиции . В целом - это драма-кульмина­ция, ибо в ней запечатлен момент наивысшего напряжения в жизни главной героини Ларисы Огудаловой. Мучительные переживания «бесприданницы», душевный кризис вследствие длительной и непо­нятной для нее разлуки с Паратовым заставили девушку принять тя­желое для себя решение - стать женой неинтересного для нее и непривлекательного Карандышева.

Лариса, явно идеализирующая Парато­ва, не видит его эгоизма и черствости и безоглядно идет за ним, нимало не сомневаясь в его благородстве. Потрясение от обмана ока­зывается таким тяжелым, а ситуация такой непоправимой - потеря­на честь, утрачена вера в любимого человека и в саму любовь, - что жизнь теряет для Ларисы всякий смысл. Но, чтобы уйти из нее, она не находит в себе сил и вынуждена принять закон буржуазного общест­ва, где красота, являясь товаром, покупается и продается. Лариса готова стать содержанкой Кнурова, и только выстрел Карандышева положил конец сомнениям, мукам, нравственным колебаниям, обор­вав жизнь Ларисы Огудаловой.

Пьеса построена таким образом, что основное действие развивает­ся двумя потоками - на сцене и за сценой. На сцене происходят только самые острые события, показаны ситуации, раскрывающие психологическую сложность взаимоотношений и крутые повороты в развитии сюжета. Все обычное, будничное или житейски известное остается за пределами сценического пространства. Так, драматург опускает сцену первой встречи Ларисы с Паратовым, не показывает ее переживаний после его отъезда (об этом зритель узнает из реплик персонажей), нет сцены поездки Ларисы за Волгу с цыганами. Основу драмы составляет не только действие, но и психологический процесс.

«Б» - это пьеса о красивой, незаурядной девушке, оказавшейся в заурядном буржуазном окружении, которое смотрит на нее как на яркую, привлекательную вещь. Тема купли-продажи про­низывает все произведение, является основной и заявлена уже в са­мом начале драмы, когда идет разговор о «Ласточке», выгодно куп­ленной Вожеватовым у Паратова, об удовольствиях, за которые «пла­тить надо» (имеется в виду удовольствие бывать в доме Огудаловых), о том, что хорошо бы с Ларисой Дмитриевной прокатиться в Париж на выставку, и о том, что эта женщина создана для роскоши и ей, как дорогому бриллианту, требуется дорогая оправа. Все реплики относи­тельно Ларисы брошены не случайно, они получают развитие, и в финале раскрывается их подлинно драматический смысл: в самый тяжелый для Ларисы момент, когда она понимает, что Паратов жесто­ко обманул ее, Кнуров делает ей предложение поехать с ним в Париж на выставку.

В Ларисе нет той цельности и внутр-й силы, какая чувствова­лась в Катерине. Душа ее мечется м\у меч-той о чистой любви, о благородном женихе, между стремлением любить людей, жить по законам чести, по нормам морали, принятой в дворянской среде, и - способностью к нравственному компромиссу.

Одиночество Ларисы драматург подчеркивает неожиданным при­емом: героиня умирает под «громкий хор цыган». Перед смертью она воспринимает выстрел Карандышева как благо, как избавление от страданий. Под звуки цыганской песни Лариса говорит о любви к людям и посылает прощальный поцелуй. В начале пьесы дом Огуда­ловых сравнивался с табором, завершается пьеса таборной песней. Соединились начала и концы, причины и следствия, временное и вечное. Умирая, Лариса понимает, что она чужая для всех, но при этом никого не обвиняет: «Пусть веселятся, кому весело... Я не хочу мешать никому! Живите, живите все!». ее смерть не случайность, а неизбежная гибель из-за несоот­ветствия этой женщины практичному и жестокому миру.

«Б» - это драма, но в ней видят трагедийные эл-ты. Ряд лейтмотивов:

  • Простота, которая оттеняется мотивом богатства

    В начале пьесы возникает мотив трагедии: Лариса все вр ощущает себя над краем пропасти

Как и Катерина она все время безоглядно проявляет свои чувства. Простота и глуповатость свидетельствуют об этом.

    Мотив «человека вещи» ни только у Ларисы, но и Паратова.

    мотив игры – актерство свойственно всем, кроме Ларисы.

Драматический конфликт: «если быть вещью, то дорого» => утратив любовь она принимает то, что ей предлагают.

Смерть – проявление слабости, а не силы, как это было у Катерины.

Два претендента на сердце Лариса - Паратов и Карандышев . И Кнуров, и Вожеватов имеют отноше­ние к гибели Ларисы. Однако Паратов и Карандышев в системе образов занимают центральное место. Именно эти герои подтолкнули Ларису к нравственной пропас­ти. Паратов жестоко обманывает девушку, использует ее доверчивость и самозабвенную любовь, а Каранды­шев, не имея никакой власти над сердцем Ларисы, уби­вает ее.

На первый взгляд, эти герои - антиподы. Паратов - красив, богат, «блестящий барин из судохозяев», а Ка­рандышев - мелкий небогатый чиновник с неинтерес­ной внешностью. Паратов всюду появляется с шиком, каждым жестом, каждым шагом обращает на себя вни­мание. Па­ратов легко находит общий язык с людьми, вызывает у них восхищение. Харита Игнатьевна, например, так отзывается о Паратове: «Молодец мужчина... Экой со­кол! Глядеть на тебя да радоваться». Лариса глубоко и сильно полюбит Паратова, смелого и страстного по­клонника. Карандышева, наоборот, девушка, даже согла­сившись стать его женой, почти презирает. Он для нее соломинка, «за кот. хватается утопающий». Никто из персонажей не отзывается о нем уважительно. «Ч-к самолюбивый, завистливый», - замечает Вожева­тов. «Ну что такое Карандышев!» - с презрением и не­доумением гов. Кнуров, узнав о решении Ларисы выйти замуж за этого человека. Окружающим неприят­ны завистливость Карандышева, его озлобленность, стремление во что бы то пи стало оказаться в избран­ном обществе. Карандышев и Паратов - соперники. М\у героя-ми существу­ет соц. пропасть. Карандышев - «маленький ч-к», а Паратов - «хозяин жизни». У него есть прави­ло - «никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут». И это не пустой звук, а одно из глав.качеств Паратова, кот. можно определить, как барство. Однако при глубоком анализе характеров и поступ­ков Паратова и Карандышева можно сделать вывод, что у героев есть много общего. И тот, и др. крайне са­молюбивы и тщеславны, любят произвести впечатле­ние, добиваются постав-ленной цели любыми средства­ми. Обоим Лариса нужна для самоутверждения. Она для них - игрушка, ВЕЩЬ. Пара-тов добился того, что Лариса его страстно полюбила, а сам он «женихов всех отбил, да и след простыл...»

Вернувшись в Бряхимов и приглашая девушку на прогулку на «Ласточке», Паратов хладнок­ровно приносит в жертву своему капризу ее репутацию. Для него поездка - веселое прощание с холостяцкой жизнью, а для Ларисы - надежда на счастливый брак с любимым человеком.

Карандышев упорно ждал, когда Лариса останется без претендентов на ее руку, и тоже добился своего: стал женихом девушки. Ему не тер­пится испытать торжество победителя, и на Ларису после ее согласия выйти за него замуж он уже смотрит как на свою собственность.

И Карандышеву, и Паратову Лариса небезразлична, но при этом они не дорожат девушкой, не прислушива­ются к ее словам, не хотят понять, что с ней происхо­дит. Герои упиваются своей властью над Ларисой. На званом обеде Карандышев ликует, он уже наслаждается своим положением будущего мужа, полного властелина Ларисы. За нее он решает, станет она петь для гостей или нет: «Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю...». Оба героя виноваты в гибели Ларисы. И «маленький человек», и блестящий барин не имеют в душе истин­ной чуткости и способности бескорыстно любить. Они считают, что в мире, где все строится на расчете, мож­но купить и честь, и любовь, и красоту. Лариса идеали­зировала и Паратова, и Карандышева. Карандышева воспринимала как человека с доброй душой, бедного и непонятого окружающими, она искренне хотела его полюбить. Паратов был для Ларисы идеалом мужчины. Она считала сто благородным и надежным, мечтала со­единить свою судьбу с ним. Слишком поздно девушка по­няла, что в мире наживы и корысти нет места для любви.

«Бесприданница»

Предлагаем ознакомиться с литературоведческим анализом пьесы Островского.

Краткий анализ

Год написания — 1874-1878 г.

История создания — Имеется предположение, что сюжетная линия пьесы взята автором из реальной истории, произошедшей во времена его деятельности мировым судьей.

Тема Главной темой являются взаимоотношения представителей разных классов общества, преобладание денег над настоящими чувствами.

Композиция — Пьеса состоит из 4-х действий. Первое действие — экспозиция, завязка действия — приезд Сергея Сергеевича Паратова. Второе действие — развитие сюжета, жертвенная любовь Ларисы. Третье — кульминация действия, Карандышев дает званый обед, Лариса сбегает на пароход. В четвертом действии происходит развязка — молодая девушка погибает от руки несостоявшегося мужа.

Жанр — Социально-психологическая драма

Направление — Реализм

История создания

А. Н. Островский занимался не только литературной деятельностью. В 70-е годы 19 века ему пришлось исполнять обязанности мирового судьи в Кинешемском уезде. Непременное участие в судебных процессах давало ему возможность быть в курсе криминального положения уезда того периода. Обширный литературный материал, накопленный за время судейской деятельности, Островский использовал для своих произведений. Есть предположение, что сюжетом для «Бесприданницы» послужило одно из таких дел, случившихся в уезде. Суд рассматривал дело по обвинению одного из жителей об убийстве собственной молодой жены. Процесс получил широкую огласку, и писатель взял его за основу своей новой пьесы.

Писать «Бесприданницу» автор начал в преддверие зимы 1874 года и закончил ее только осенью 1878, так как наряду с этой пьесой, он работал и над другими произведениями. Цензура одобрила новое сочинение автора, и пьеса была опубликована. Премьеры пьесы, состоявшиеся на разных сценах театров, потерпели крах, и были резко разгромлены критиками.

После смерти писателя прошло долгих десять лет, прежде чем «Бесприданница» приобрела заслуженный успех и снискала широкую популярность у почитателей таланта Островского.

Тема

В пьесе широко раскрывается истинная сущность представителей разных сословий общества. Главным моментом является уничижение настоящих нравственных ценностей. Власть имущие, состоятельные купцы и дворяне, увлеченные жаждой наживы, идут по душам мелких людей, не имеющих богатства, с чувством великого превосходства. Стремление к еще большему обогащению застилает им глаза. Им глубоко плевать, что чувствуют люди, стоящие ниже их на социальной лестнице.

Здесь разыгрывается драма молодой девушки, вина которой в том, что она — бесприданница. Лариса Огудалова — молодая, красивая, одаренная девушка. Она способна на настоящие чувства, готова пожертвовать собой во имя любви. Но она бедна, и люди, окружающие ее, не воспринимают девушку всерьез. Все эти Паратовы, Кнуровы, Вожеватовы, и даже полное ничтожество Карандышев, видят в Ларисе лишь игрушку, красивую вещь, которой можно пользоваться и хвастаться ей перед друзьями.

Лариса любит Сергея Сергеевича искренне, по-настоящему. Ради него она готова на все. По первому его слову Лариса сбегает с ним на пароход, оставив незадачливого жениха с его званым ужином. И лишь после вероломства всех этих людей так называемого высшего общества, у нее с глаз спадает пелена. Только теперь она осознает всю низость их поступков. Лариса поняла, что она — никто, и никогда ей не быть другой. Карандышев, убивший свою невесту, стал для нее спасением, избавив Ларису от дальнейших разочарований и бесчестья.

Произведение Островского глубоко затрагивает социальную тему. Писатель показывает действительную сущность показного благополучия насквозь прогнившего высшего общества. Это общество живет в мире, где все подчинено власти денег. Этот мир, бездушный и безнравственный, настолько низок, что в нем покупается все, даже любовь и человеческие жизни. Романтические мечтания главной героини разбиваются об ужасающую пошлую реальность.

Композиция

Композиционное построение пьесы выдержано в рамках строгого классического стиля. В первом действии показана экспозиция и происходит завязка сюжета. В кофейне встречаются Кнуров и Вожеватов, они обмениваются городскими новостями. Между делом заходит речь о предстоящей свадьбе Ларисы Огудаловой. Далее в городок приезжает Сергей Сергеевич Паратов.

Во втором действии продолжается развитие сюжета. Происходит разговор Ларисы с Паратовым, где она признается, что до сих пор любит его. Паратов приглашен на ужин к Карандышеву.

В третьем действии наступает кульминационный момент. У Карандышева собираются все приглашенные гости. Лариса исполняет романс, открыто признаваясь в любви к Сергею Сергеевичу. Паратов провоцирует Юлия Капитоновича и тот выпивает много лишнего. Паратов с друзьями увозят с собой Ларису.

Четвертое действие — развязка. Лариса узнает о вероломстве и подлости своего возлюбленного, о низости Кнурова и Вожеватова. Девушка в отчаянии, лучшим выходом для нее становится смерть. В это время появляется несостоявшийся муж Ларисы Карандышев. Невеста отказывается от него. и Юлий Капитонович стреляет в девушку из пистолета.

Композиционное построение пьесы в полной мере раскрывает характеры и поступки героев и дает понять, какое огромное влияние на действия людей оказывает социальная среда.

Жанр

В пьесе А. Н. Островского описана трагическая судьба главной героини, молодой бедной девушки. Положение ее драматично, она живет во враждебном мире, не находя понимания со стороны окружающих. Лариса Огудалова проживает тяжелую жизнь. Ее возвышенная и романтическая натура пытается бороться с несправедливостью и жестокостью мира. К сожалению, она слишком слаба для такой борьбы и жизнь Ларисы трагически обрывается.

Все это относит пьесу к жанру психологической драмы, отражающей страшную реальность окружающей жизни.

Пьеса великого драматурга злободневна и масштабна. Затронутые в ней глобальные проблемы общества по сей день не утратили своей актуальности, и «Бесприданница» по праву находится на почетном месте мировой классической драматургии.