Знаете ли вы, что парафин можно использовать в изобразительном искусстве? Нет? Значит, сейчас расскажем подробнее об этом необычном способе рисования, который доступен даже маленьким детям.

Более того, независимо от возраста юного художника картина получится очень эффектной за счёт контраста с чёрным цветом.

Называется этот способ рисования «воскография», поскольку вместо парафина можно применять воск, или граттаж, что в переводе с французского языка значит «скрести, царапать». В этом и заключается особенность техники – создавать изображение путём процарапывания.

В качестве «царапающего» инструмента подходит любой подручный инструмент с заострённым концом: гвоздь, зубочистка, циркуль, вязальная спица. Маленьким детям в целях безопасности лучше предложить обычную шариковую ручку со стержнем, в котором закончилась паста.

Чтобы «царапинки» получались без особого труда, поверхность картона надо тщательно натереть свечкой, стараясь покрыть парафином её всю до миллиметра. В противном случае там, где нет парафинового слоя, линия прервётся, и все старания закончатся дыркой в картоне.

Натирать свечой можно белый картон, а можно заранее раскрасить его акварельными красками в зависимости от темы рисунка. Допустим, вы хотите изобразить зимний пейзаж с ёлками, укрытыми снегом. В этом случае делать цветной фон не надо. А если осенние деревья на фоне закатного неба, нанесите на картон размытые горизонтальные полосы всех цветов радуги. Обязательно дайте краске высохнуть и только потом натирайте лист парафином. Кстати, кто-то вместо него использует белую глину, мыло или яичный желток.

Самая сложная часть работы – нанести поверх чёрную краску: из-за большой жирности парафина она плохо ложится и собирается в лужицы. Но если проявить терпение и накладывать слой за слоем, всё получится. Обычно берут чёрную тушь, которая в отличие от гуаши не так сильно пачкает руки и более долговечна.

Когда подготовительные работы закончены, начинается самое интересное – соскабливание чёрной краски, сквозь которую проступают дворцы и джунгли, космические дали и подводное царство, бабочки и невиданные птицы. Особенно увлекательно делать рисунок на красочном фоне, ведь никогда точно не знаешь, какой именно цвет проявится на месте «царапины».

Это, как вы понимаете, условное обозначение, потому что в граттаже, как в любом другом виде изобразительного искусства, есть свои приёмы, выполняемые «скребками» разной формы и толщины: прямые и волнистые линии, точки и пёрышки, тонирование и перекрёстное штрихование. Слитые воедино, они образуют удивительные картины, глядя на которые никто не скажет, что над ними работал начинающий художник-любитель, а не профессионал.

Свеча — неотъемлемый элемент Новогоднего праздника. Это специальное изделие из воска или парафина с протянутой посередине нитью. Нить зажигают на верхушке свечи. Воск или парафин постепенно плавятся, нить сгорает также постепенно. Таким образом горит свеча, отдавая нам красивый неяркий свет. Свечи делают атмосферу нашего праздника незабываемой и волнительной. Кто не любит Новый год с елкой, мандаринами, подарками, свечами и хлопушками! Сегодня мастера умельцы творят очень красивые свечи, которые поистине являются предметом роскоши и произведением искусства. Они придают им необычные формы, делают их в виде разных фигурок. Современные свечи окрашивают в разные цвета и ароматизируют их разными наполнителями. Итак, начинаем учиться рисовать свечу на елку, под елку или на праздничный стол.

Этап 1. Рисуем вспомогательные линии нашей свечи. Это две прямые, параллельные друг другу, проведенные на расстоянии примерно 5-7 см (от этого расстояния зависит ширина вашей свечи: поуже она будет или пошире). Затем внизу от этих прямых начинаем скруглять основание свечи кривыми линиями навстречу друг другу. Вверху плавной линией изобразим горячую верхушку нашей свечи. Это оплавленный овал неправильной формы, смещенный на один край.

Этап 2. Теперь будем показывать свечные потеки. Когда свеча горит, то воск или парафин плавятся и сплывают вниз красивыми плавными линиями, образуя причудливые наросты, потеки в виде застывших волн, капель или струй. Покажем эти свечные потеки красивыми нежными линиями, спадающими вниз.

Этап 3. Пришло время оформить подставочку для свечи — ее подсвечник. Внизу основания свечи рисуем округлый овал-тарелочку, под ним ножка подсвечника. Именно на подсвечник и стремятся потеки во время сгорания свечей.

Этап 4. Теперь дополнительными кривыми линиями обведем контуры подсвечника и линий самой свечи, придавая этому предмету объемность и фактуру.

Этап 5. На верхушке свечи рисуем фитиль — это толстая суровая нить. Она торчит из вещества свечи вверх, а на конце ее горит пламя. Пламя нарисуем каплевидной формы. Оно устремлено вверх.

Этап 6. Теперь обозначим на свечных потеках, на самой свече и подсвечнике линии так называемых световых бликов. Представьте себе, что на нашу свечу тоже направлен какой-то источник света и он отражается на ее частях.

Этап 7. Ну и в конце разукрасим нашу свечечку разными цветами. Как мы уже здесь говорили, сейчас цвета свечей могут быть самые разнообразные. И белые, и красные, и розовые, и оранжевые, и голубые, и синие, и зеленые... Ну, короче, всех цветов, какие только возможны. Подсвечник можно раскрасить в золотистый или серебристый цвета. Фитилек всегда темный, обычно черный. Ну а само пламя свечи, естественно, желто-оранжевое, яркое и горячее! Новогоднего вам настроения и веселых праздников!

В этом уроке я подробно расскажу вам о том, как рисовать горящую свечу . Пламя, как таковое, имеет очень сложную природу, поэтому существует немало методов его рисования. Я покажу вам один из них, которым пользуюсь сам.

Шаг 1. Никакие эффекты не скрасят ваш рисунок, если он не правильно сконструирован. Данному этапу лучше уделить максимум внимания, т.к. в последствии изменить какие-либо ошибки будет практически невозможно. Но первую очередь – создайте фон. Я выбрал темно-коричневый. Затем берем кисть (Brush Tool) и на новом слое чертим линии. Они помогут правильно построить свечу.

Шаг 2. Когда будет готов чертеж, начинаем работу над пламенем. Для этого мы создам группу, и называем ее Пламя (Fire), именно в этой группе мы будем создавать слой с огнем свечи. Меняем режим Смешивания (Blending Mode) (всей группы, а не отдельных слоев) на режим Цвета (Color Mode). Затем берем белый цвет и кистью рисуем пламя (Насыщенность: 10%).

Шаг 3. Возвращаем Насыщенность кисти до 100%. Прежде чем начать рисовать свечу, необходимо подобрать три цвета: базовый – темнее и ярче чем основная часть. Самая светлая часть – верхушка, затем права часть, и самая темная сторона – левая. На эскизе мы нарисовали свечу в форме прямоугольника.

Шаг 4. С помощью инструмента Размытие (Blur Tool) мы смягчаем края. Переход между цветами становится плавным, но линии должны оставаться четкими.

Шаг 5. Мы рисуем свечу, которую зажгли всего пару секунд назад. Поэтому здесь не должно быть никаких ямочек, трещин и восковых сосулек. Но т.к. свеча имеет свойство быстро таять, мы нарисуем капельку воска под огнем. Для этого мы используем кисть и инструмент Размытие (Blur Tool).

Шаг 6. Несмотря на то, что свеча была зажжена только пару секунд назад, воск уже стекает по стенке свечи. Рисуем каплю с помощью кисти (берем два оттенка – более светлый и более темный, чем основа, на которой будет капля) и слегка размываем ее с помощью Размытия (Blur Tool). Не забываем подрисовать тень (применив еще более темный тон).

Шаг 7. Создаем отражение пламени. Копируем слой с пламенем, подставляем его в ту же группу, и отражаем вертикально. Теперь у нас точная копия под пламенем свечи, и с помощью Ластика (Eraser Tool) стираем излишки.

Шаг 8. Сама свеча тоже должна отражаться от поверхности, на которой она стоит. Для этого мы выделяем нижнюю часть свечи, копируем ее и вставляем на новый слой. Заполните его (Fill) на 45%, это придаст эффект плавного исчезновения с одного конца. Затем с помощью инструмента Горение (Burn Tool) рисуем тень между свечой и поверхностью стола. Затем обычной кисть и черной краской соединяем их.

Шаг 9. Прорисовываем отражение (его кончик должен быть оранжевым, т.к. в этой области исходит свет).

Шаг 10. Пришло время добавить свечения от пламени. С помощью инструмента Уклонение (Dodge Tool), режим Highlights (, 100%, прорисовываем каплю воска.

Шаг 11. Затем, этим же методом, мы высветляем поверхность свечи - она должна быть самой светлой.

Шаг 12. Чтобы нарисовать дым, создаем новый слой (New Layer) в группе Пламя (Fire). Выбираем белый цвет, Насыщенность 30%, и кисть с настройками, как на картинке. Уменьшая размеры кисти, рисуем дым.

Шаг 13. Начинаем работать со светом. Для лучей мы создадим новую группу (New Group), с теми же параметрами, что и в группе Пламя. Переместим эту группу в самый конец списка слоев (в самую нижнюю позицию, перед задним фоном (background)). Используя ту же кисть, с насыщенностью 50%, мы вырисовываем круг из густого дыма вокруг свечи (чем ближе к центру, тем ярче).

Шаг 14. Применим сюда фильтр Blur – Radial Blur (Размытие - Радиальное Размытие) с параметрами, показанными на картинке. Затем три раза нажмите сочетание клавиш Ctrl+F, чтобы трижды повторить этот эффект.

Шаг 15. Давайте немного затемним основу свечи. Для этого используем инструмент Горение (Burn Tool), насыщенность 50%.

Шаг 16. Этим же инструментом мы затемняем края нашего фона. Благодаря этому, свет свечи еще больше будет выделяться.

Шаг 17. Давайте сделаем цвет свечи более насыщенным. Для этого берем Аэрограф с плавными краями (Airbrush Soft Round), насыщенность 50%, и создаем овалы, как при рисовании дыма. Затем меняем режим слоя на Насыщение (Saturation).

Шаг 18. С помощью инструмента Размытие (Blur Tool) мы размываем основную часть пламени (включая слои с каплей воска). Теперь огонь выглядит более естественным.

Шаг 19. Меняем яркость и контраст (Image - Adjustments - Brightness/Contrast) (Изображение - Параметры - Яркость/Контраст) слоя с отражением свечи, чтобы добиться сочного фиолетового оттенка.

Шаг 20. Нажав сочетание клавиш Ctrl+U, появляется окошко Hue/Saturation (Оттенок/Насыщенность). Меняем параметры на те, что показаны на картинке.

Шаг 21. Дым получился слишком ярким. Мы откорректируем его с помощью Ластика (Eraser Tool), с насыщенностью 35%.

Шаг 22. С помощью обычных кистей, рядом со свечей рисуем спичку. Добавив немного дыма, исходящего от нее, мы покажем, что свеча была зажжена совсем недавно. Не забываем добавить свет и тень на спичку, чтобы правильно обыграть ее форму.

Шаг 23. С помощью Уклонения (Dodge Tool) мы высветлим поверхность картины. Я обрезал картинку по краям, чтобы свеча оказалась в самом центре кадра.

Шаг 24. С помощью Уклонения (Dodge Tool), насыщенность 65%, мы высветлим верхушку свечи, т.к. воск отражает свет.

Шаг 25. С помощью инструмента Палец (Smudge Tool) мы вытягиваем кончик пламени. И приподнимем дым немного выше.

Шаг 26. Прорабатываем каплю воска. Так как она не попадает под прямые лучи света, она не может быть такой яркой. Капля должна быть даже чуть темнее, чем поверхность, на которой она находится. Используем Ластик (Eraser Tool) и Горение (Burn Tool).

Шаг 27. Последние штрихи. С помощью Горения (Burn Tool), насыщенность 50%, добавляем тень от свечи.

Готово. Я очень надеюсь, что урок будет понятен всем и поможет в работе с Adobe Photoshop.

Урок 7. Цвет, свечи, таинственный вечер…

Хочу рассказать о том, как правильно рисовать такой красивый источник света как свеча. Такой старинный предмет быта может стать главным героем картин на тему мистики.

Я снова беру Derwent drawing pencils натуральной гаммы.

Очень удобно рисовать свечи пастелью – обычной или восковой. Хорошо, когда материал кроющий, то есть хорошо закрывает поверхность бумаги. Она будет цветной, это темнота, в которой будет гореть свеча. Я привожу таблицу используемых цветов, чтобы Вы могли ориентироваться и подобрать похожие.

Придумайте общую композицию: форму свечи, в каком подсвечнике она будет стоять, что будет лежать радом. Я придумала сюжет на тему гадания: свеча перед зеркалом и карты.

Свеча является цилиндром. Когда она горит долго, её верх часто бывает оплавленным, неровным. Наметьте бледный контур простым карандашом, затем фитиль, потом пламя. Зажгите свечу или найдите фото в сети: пламя может стоять ровно или колыхаться, быть тонким вытянутым или маленьким. Я выбрала некий средний вариант.

Рисуем цветом. У основания пламя более тёмное, алое, пурпурное или синее. К кончику оно светлеет – почти белое. Начинать лучше именно с белого карандаша, добавляя ближе к низу пламени бежевый (пшеничный, кремовый) желтый, розовый, затем красный и синий. Наборы карандашей, а главное – виденье, могут быть разными, поэтому нельзя сказать точно, что в каких пропорциях смешивать, руководствуйтесь ощущениями.

Пусть сначала штрихи будут лёгкими, затем усиливайте цвета, вбивайте карандаш в бумагу. Небольшой секрет: при нанесении светлых тонов поверх тёмных поверхность сглаживается, становится пастозной, цвета плавно перетекают друг в друга. Особенно это заметно при рисовании восковыми мелками или карандашами.

Свет расходится во все стороны и образует нимб. Старайтесь, чтобы штрихи к дальнему от свечи краю были как можно легче, растворялись в темноте. Начните с бежевых и/или розовых тонов, затем усильте эффект белый ближе к пламени.

Рисуем фитиль чёрным и серым и продолжаем от тёмного к светлому рисовать восковую свечу. Несмотря на цилиндрическую форму, она не имеет теней, типичных для, скажем, стакана. Свет падает сверху, там-то и будет находиться самый светлый участок, книзу же свеча темнее, тёплых оттенков. В данной картине использованы желтая и коричневая охра, светлая сиена, белый, пшеничный, оранжевый.

На подсвечник падает тень от самой свечи, поэтому блики света едва заметны, нанесите их, чтобы обозначить объем.

Подсвечник темный. Начните с шоколадного, коричневой охры, добавляйте сверху оранжевый, серый, охру. Для плотной поверхности понадобиться немалое количество слоев.

В свою очередь тень от подсвечника падает на стол. На столе лежат карты, и лучше вначале нарисовать сначала их, а затем – расплывчатую от колебаний пламени тень простым карандашом с растушевкой.

Интересный эффект дает свет свечи на зеркале: оно будто покрывается золотистой пылью. Изобразим это при помощи легких штрихов бежевого и охры. Свет встречается с темнотой: графитным карандашом создаём пространство в зеркале. Помните, что свеча освещает снизу те предметы, которые находятся выше её, именно такое освещение придает картине загадочность и мистический оттенок.

Я комбинирую графитный карандаш со цветными, он растушевывается и им легче создать зыбкие очертания теней. Вообще смешивать можно любые техники, главное – чтобы результат это оправдывал.

Для рамы использован чёрный, шоколадный, серый и жёлтая охра. Охра дала золотистый оттенок, передающий тёплый свет свечи. Заметьте, что рама под «нимбом» почти не видна.

Скатерть создаю при помощи лёгких штрихов пшеничного и белого.

Итак, сценка со свечой готова. Неплохой сюжет для святочной открытки.

Рано или поздно каждого пробивает на романтику, некоторых так сильно, что внезапно оказываются на романтическом свидании в дорогом ресторане, куда при здравом смысле даже бы не посмотрели. Для мужчин романтика, как оказывается, дорогое удовольствие, и превращать его в хобби никто и не пытается. Женщины же возрадуются любому такому выпаду, пусть даже самому мелкому. И хотя представление о романтике со временем разбежалось во все возможные стороны, некоторые элементы все же остаются классикой жанра, как, например, свечи. Именно о них речь пойдет, мы узнаем как рисовать свечи поэтапно. Свечи — фигурные изделия из воска, жира свиней или химических отходов, предназначенные для поддержания огня и экономии электроэнергии. Поднимают уровень мистичности и пафоса в доме на несколько уровней, а при хорошем подсвечнике создают иллюзию средневековья. Другие свечи используются в более деликатных вопросах, близко с которыми знакома разве что клизма. Как и вышеупомянутой клизмой, такой свечой можно лечить большинство хронических, статических и динамических болезней, кроме как врожденной криворукости.

Очевидцы утверждают:

  • Свеча – не просто продукт производства, особенно об этом знают индейцы Северной Америки, в океане около которых плавает специфическая рыба-свеча, которую просто можно высушить, засунуть фитиль – и вуа-ля, горит как настоящая;
  • Фраза Игра не стоит свеч появилась в сфере картёжников, так как раньше подпольные игры проводились в секретах и при одних только свечах, и если выигрыш был очень маленьким, его приравнивали к цене средств освещения;
  • В первое время сабж делался исключительно из жира, который весьма неприятно вонял и давал слишком тусклый свет;
  • выглядит приятнее и веселее;
  • Весьма тесно сабж повязан с церковью, где он активно используется во всевозможных ритуалах.

А теперь будем учиться рисовать.

Как нарисовать свечи карандашом поэтапно

Шаг первый. Вам понадобиться несколько квадратных и прямоугольных форм.
Шаг второй. Нарисуйте один большой подсвечник и два одиночных.
Шаг третий. Аккуратно обведите линии рисунка и добавьте фитили с огнем.
Шаг четвертый. Легкой вертикальной штриховкой прорисуйте тени, под подсвечниками нарисуйте поверхность стола.
Попробуйте также срисовать другие предметы.