Основное предназначение трансмиссии – передавать мощность от силового агрегата на ходовую часть автомобиля. поступает на колеса, благодаря работе коробки передач.Трансмиссия грузовых автомобилей состоит из:

  • механизма сцепления;
  • коробки перемены передач;
  • кардана;
  • главной передачи (конической пары);
  • дифференциального устройства;
  • полуосей.

Современные грузовые транспортные средства предназначены для преодоления больших расстояний. Машины оснащены сверхнадежными, долговечными коробками передач. Основное условие стабильности работы грузовика – своевременное техническое обслуживание.

Назначение элементов трансмиссии

Механизм сцепления предназначен для передачи момента кручения от выходного вала двигателя на входной вал transmission. В момент начала движения транспортного средства, а также при переходе на следующую скорость, производится кратковременное отсоединение трансмиссии от мотора (выключение сцепления). Это необходимо для плавного перехода на следующий режим.

Коробка передач грузового автомобиля обеспечивает подачу мощности на колеса в различных диапазонах. Величина крутящего момента, передаваемого на карданный вал, меняется, благодаря изменению передаточного числа. При переходе на режим заднего хода колеса изменяют направление вращения

Карданный вал обеспечивает передачу момента вращения от КПП на детали заднего моста.

Благодаря особенностям конструкции конической пары, крутящий момент изменяет направление и передается под 90° на полуоси. Здесь частота вращения уменьшается, при этом возрастает сила тяги колес.

При помощи дифференциала колеса авто могут вращаться с различными скоростями. Это значительно облегчает управление автомобилем. Особенно это актуально при движении транспортного средства по неровным дорогам, осуществлении поворотов и пр.

Виды трансмиссий грузовых автомобилей

В зависимости от характера передачи момента кручения, трансмиссии бывают:

  • Электрические.
  • Механические.
  • Гидравлические.
  • Электромеханические.

Грузовые авто производства России чаще всего оснащаются механическими трансмиссиями. Это обусловлено использованием механизмов, состоящих из металлических жестких шестерен и валов. Современные грузовики марки ГАЗ в скором будущем планируется оснащать коробками автомат. В частности, машины линейки «Газон Некст» будут оборудованы автоматическими коробками передач марки Punch Powertrain.

Трансмиссии грузовиков Вольво

Компания Volvo является наиболее популярным производителем грузовых автомобилей. Наиболее популярные фирменные модели большегрузных машин концерна Вольво: FL, FE, FM, FH, FH16 и FMX.

Для авто семейства FL характерны трансмиссии с 6-, 9-ступенчатыми механическими коробками передач , а также с шести-ступенчатыми АКПП. По специальным заказам здесь устанавливается интеллектуальная трансмиссия Volvo I-Sync с коробкой передач, оснащенной автоматизированным переключением скоростей.

Покупателям грузовиков семейства Volvo FE предоставляется возможность выбора транспортного средства, оборудованного одной из коробок передач:

  • шести-, девяти-ступенчатая МКПП;
  • 6-ступенчатая коробка автомат с тормозом-замедлителем (ретардером).

Для грузовиков Volvo FM предусмотрены коробки передач в одном из четырех вариантов исполнения:

  • 9-, 14-ступенчатые механические КПП;
  • АКПП I-Shift;
  • АКПП Powertronic.При использовании коробки автомат цена на грузовое авто Volvo FM существенно увеличивается, в сравнении с МКПП.

По аналогии с предыдущим семейством, новые грузовые модели Volvo FH комплектуются коробками передач четырех видов: двумя механическими и соответственно двумя автоматами.

  • 9-, 14- ступенчатые МКПП.
  • I-Shift.
  • Powertronic.

I-Shift имеет специально модернизированное программное обеспечение. Powertronic рассчитан на эксплуатацию транспортного средства, которое часто останавливается в пути.

Грузовики Вольво FH16 комплектуются КПП как механического, так и автоматического типов. Автопоезда повышенной тоннажности оборудуются инновационными автоматическими устройствами. Трансмиссия, оснащенная АКПП Shift, характеризуется высокой экономичностью. Экономия топлива особенно ощутима на длительных расстояниях при движении на высокой скорости.

На много-тонники Volvo FMX устанавливаются автоматические коробки передач I-Shift или Powertronic. Конструкцией трансмиссии грузовых автомобилей предусмотрена замена на некоторые модели механических коробок.

Коробки передач грузовых автомобилей

В. Мамедов

Способность двигателей внутреннего сгорания приспосабливаться к изменениям внешней нагрузки по сравнению с поршневой паровой машиной или сериесным электромотором невелика. Это обстоятельство обусловило установку на автомобиле коробки передач, обеспечивающей необходимые тяговые усилия на ведущих колесах в разных режимах движения.

Благодаря коробке передач автомобиль может двигаться и с малой скоростью, и с максимальной. Она позволяет регулировать скорость в гораздо большем диапазоне, чем тот, который может обеспечить двигатель. Заметим также, что именно коробка передач дает возможность автомобилю двигаться задним ходом, и она же отсоединяет от ведущих колес двигатель при его пуске, на стоянке или при движении накатом.

Коробки передач грузовых автомобилей стараются разрабатывать так, чтобы они гарантировали машине необходимые динамические и экономические свойства, работали бесшумно, с высоким КПД, отличались надежностью, простотой обслуживания, имели по возможности малые габариты и массу, а также невысокую стоимость.

По способу изменения передаточных чисел коробки передач делятся на ступенчатые и бесступенчатые. Бесступенчатое изменение передаточного числа, как правило, достигается за счет гидротрансформатора, хотя на легких машинах могут использоваться и вариаторы, а на специальных шасси встречается объемный гидропривод. На концептуальных машинах можно найти и вовсе экзотические конструкции, но в эксплуатацию они, естественно, не попадают. Кроме того, коробки передач могут иметь неподвижные или вращающиеся (планетарные) оси валов, а также их комбинацию.

В последние годы изготовители грузовиков все больше внимания уделяют автоматизации процесса переключения передач. На грузовых автомобилях, работающих в городе, это кардинально улучшает условия труда водителя и, соответственно, положительно сказывается на безопасности движения. На магистральном транспорте автоматизация переключения передач еще и повышает эффективность перевозок, поскольку позволяет оптимизировать взаимодействие двигателя и трансмиссии.

Как компромиссный вариант, более дешевый, чем автоматические трансмиссии, все большее распространение получают полуавтоматические коробки, как правило, без гидротрансформатора. Они избавляют водителя от одной из наиболее энергоемких операций, связанных с переключением передач: или от выжима педали сцепления, или от собственно переключения, которое сводится к заданию передачи с помощью джойстика. Появились уже конструкции, например, Volvo I-Shift, работающие как полный автомат с гидротрансформатором. Заметим, что во всех трех случаях базовая коробка является механической.

Ступенчатые коробки передач, обладая большим КПД (при передаче полной мощности он составляет от 0,96 до 0,98), по конструкции проще бесступенчатых, дешевле в производстве и поддаются автоматизации процесса управления. Они-то и получили наибольшее распространение на грузовых автомобилях.

Необходимые динамические и экономические качества машины достигаются правильным выбором диапазона передаточных чисел в коробке передач, числом передач и тщательным подбором передаточного числа каждой из них. Диапазоном называют частное от деления передаточных чисел низшей и высшей передачи. Он должен быть тем больше, чем разнообразнее дорожные условия, в которых работает грузовой автомобиль, и меньше удельная мощность его двигателя.

Для коммерческих автомобилей, работающих преимущественно в городских условиях, диапазон передаточных чисел современных коробок передач составляет 5,0 – 8,0; для магистральных тягачей и грузовых автомобилей повышенной проходимости он уже равен 10 – 20. Число передач в механических коробках грузовых автомобилей варьируется от 5 до 16.

Увеличение числа ступеней в коробке позволяет лучше использовать мощность двигателя, и соответственно, меньше расходовать топлива, повышает среднюю скорость движения, и как результат, большая производительность автомобиля и снижение стоимости перевозок. Отметим, что увеличение числа ступеней в коробке усложняет и утяжеляет ее, возрастают размеры и стоимость агрегата, усложняется привод управления коробкой.

При механическом приводе быстрое и безошибочное переключение шести передач прямого хода осуществить уже довольно трудно. Именно такое их количество сегодня принято считать предельным при ручном переключении. Дальнейшее увеличение числа передач требует усложнения привода или установки дополнительной коробки со своим независимым приводом, который используется сравнительно редко – только на определенных режимах движения.

Одно время в коробках передач грузовиков широко применялась «ускоряющая» высшая передача, которая имела передаточное отношение 0,7 – 0,8. Считалось, что это позволяет полнее использовать мощность двигателя и снизить суммарное число оборотов коленвала на 1 км пути, и в конечном счете, экономить топливо. Однако эффект от их применения оказался сомнительным: по сравнению с прямой высшей передачей «ускоряющие» имели меньший КПД и вскоре от них отказались. Этому способствовал также рост удельных мощностей двигателей грузовых автомобилей.

К числу важнейших факторов, влияющих на КПД ступенчатых коробок передач, относятся правильный выбор кинематической схемы, от которой зависит число пар зубчатых колес, находящихся в зацеплении при передаче момента, а также частоты вращения, передаваемая мощность, эффективность системы смазки, точность изготовления зубчатых колес и деталей картера.

На грузовых автомобилях наибольшее распространение получили трехвальные коробки с прямой передачей, получающейся при соединении первичного и вторичного валов. По взаимному расположению ведущего и ведомого валов коробки передач разделяют на соосные и несоосные. Последние встречаются в основном на переднеприводных грузовых автомобилях.

Подавляющее большинство механических коробок передач выполняют с неразветвленным силовым потоком, так что через каждое включенное зубчатое зацепление проходит весь поток мощности. Встречаются, однако, коробки, в которых поток мощности делится на две или три ветви. В них больше зубчатых колес, которые имеют меньшие размеры, а следовательно, меньшие моменты инерции и окружные скорости. Применение таких схем объясняется желанием повысить срок службы трансмиссии при большой передаваемой мощности.

Многоступенчатые трансмиссии создают на базе основной четырех-, пяти- или шестиступенчатой базовой соосной трехвальной коробки, присоединяя к ней дополнительную коробку. Обычно она имеет две передачи (прямую и понижающую) и обеспечивает удвоение числа передач. Применение трехступенчатой дополнительной коробки позволяет утроить число передач базовой коробки. Водитель в обоих случаях использует два органа управления: один базовой, другой дополнительной коробкой.

Если передаточное число пониженной передачи в дополнительной коробке достаточно большое, чтобы увеличить общий диапазон, по крайней мере, вдвое, ее называют «демультипликатор». Если же она почти не увеличивает общий диапазон, а служит для получения «половинок» между передачами основной коробки, ее называют «делителем», имея в виду, что она делит имеющийся диапазон на большее число ступеней. Сегодня к базовой коробке часто пристыковываются две дополнительных – и спереди, и сзади. Естественно, одна из них является демультипликатором, другая – делителем.

Делитель имеет простую конструкцию и минимальное число зубчатых колес. КПД коробки с делителем практически не отличается от КПД базовой коробки, так как сохраняется число зубчатых зацеплений, передающих силовой поток. При передней установке недостатком делителя является увеличение крутящего момента на входе базовой коробки, что заставляет использовать в ее качестве более мощный, и соответственно, тяжелый агрегат. Эту проблему можно решить, установив делитель сзади, однако там обычно оставляют место для демультипликатора, установка которого спереди практически исключена из-за большого передаточного числа низшей передачи.

Задний демультипликатор конструктивно может повторять делитель или выполняться планетарным. При этом не происходит увеличения нагрузок в базовой коробке. Его диапазон ограничивают 4,0, поскольку при больших величинах усложняется переключение ступеней.

Большой диапазон демультипликатора используют как для расширения общего диапазона многоступенчатой трансмиссии, так и для одновременного сокращения диапазона базовой коробки. Правда, в таком случае уменьшается унификация базовой коробки и коробки с редуктором, так как сокращенный диапазон не позволяет использовать ее без демультипликатора. Зато уменьшается крутящий момент на вторичном валу базовой коробки, и она может быть выполнена более компактной и легкой. Кроме того, значительно уплотняется ряд ее передаточных чисел, что облегчает как работу синхронизаторов (можно поставить их на все передачи), так и собственно переключение передач. Вместе с тем, при работе на низшей передаче демультипликатора КПД трансмиссии снижается на 3 – 4%. Применение в демультипликаторах планетарных рядов сделает конструкцию легче и компактнее.

Интересные факты:


В жизни окружающего нас мира каждый день происходит много нового, интересного и необычного. Но знаем ли мы обо всем этом? Ведь будни современных людей протекают в потоке и круговороте срочных и неотложных дел. Порой совершенно некогда бывает узнать о чем-то интересном. Часто бывает так, что есть время только посмотреть сводку новостей, услышать краем уха что-то действительно интересное, но некогда узнать об этом подробнее. Если вам наскучило слышать об одних и тех же событиях по телевизору и радио, читать о них в программах и сайтах ежедневных новостей, если у вас нет времени на просмотр передач познавательных кабельных каналов, познакомьтесь с подборкой занимательных фактов у нас на сайте. Тут можно найти самые интересные факты о нашей планете, о людях, необычные данные о животном и растительном мире, интересные факты о развитии нанотехнологий, о новых космических разработках. На сайте публикуются и постоянно обновляются все новые данные и факты из самых разных областей человеческого знания – политики, образования, науки, истории, искусства, психологии человеческих взаимоотношений, домоводства. Тут можно познакомиться с достижениями в области науки и технологий, узнать что-то новое из мира туризма, почитать интересные факты из жизни как обычных людей, так и мировых знаменитостей. В любое удобное время, когда есть минутка дома или на работе и имеется подключение к интернету, сайт приглашает зарядиться позитивом, узнать много нового, полезного и интересного. Если вы любите природу, то интересные факты о животных наверняка не оставят вас равнодушными. С текстовыми новостями подается соответствующий фотоматериал, иллюстрирующий содержание. Знакомство с новыми интересными событиями и необычными данными поможет снять усталость в конце рабочего дня, дать разрядку при напряженной работе, улучшить настроение. Все люди обладают жаждой к познанию нового и неизведанного, любят путешествовать, но не все могут себе это позволить в достаточной мере. В результате много любопытного так и остается непознанным для каждого из нас. Но теперь самые интересные факты , публикуемые и постоянно обновляемые на сайте, дают возможность восполнить этот пробел. И пусть новые знания сделают жизнь хоть чуточку интереснее. Ведь всегда приятно поделиться необычными новостями с друзьями или рассказать о них своим домочадцам! © 2019 Все права защищены.При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. Все мы, выпускники советских и постсоветских общеобразовательных школ, хоть что-нибудь да можем припомнить об известных исторических личностях. Ну, например, что Гай Юлий Цезарь был убит в результате заговора с участием некоего Брута. Или что Альберт Эйнштейн – автор общей теории относительности. Однако существует ряд интересных фактов об известных людях, о которых вам вряд ли расскажут в школе.

1. Однажды у известного физика был шанс стать президентом Израиля. Однако он отказался от этой должности с оговоркой, что не сможет решать государственные дела в виду их значительности и масштабности.

2. Возможно, умирая Альберт Эйнштейн выдвинул напоследок еще одну гениальную теорию или сказал что-нибудь такое же значительное. Увы, мы никогда не узнаем об этом, поскольку он умер в присутствии медсестры, не понимающей ни слова по-немецки.


3. Последней волей основоположника нобелевской премии была просьба не считать его пропагандистом насилия из-за того факта, что он изобрел динамит.


4. Английская королева Анна была матерью 17 детей и пережила их всех.


5. Елизавета Первая ввела налог для тех мужчин, которые носили бороду.

6. Она же приняла закон, обязывавший всех, кроме очень богатых людей, носить специальные головные уборы в воскресенье.


7. Остается только догадываться, что творилось во время пиров до того, как Екатерина Первая издала закон, гласивший, что ни один мужчина не имеет права напиваться во время пира ранее 21.00.


8. На свою свадьбу, в числе прочего, королева Виктория получила «кусочек» сыра, весом в полтонны и диаметром в три метра.


9. Леди Астор приписывают следующую фразу, сказанную премьер-министру Уинстону Черчиллю: «Если бы Вы были моим мужем, я бы подсыпала Вам в кофе яд». Говорят, что на это был получен достойный ответ: «Если бы Вы были моей женой, я бы его выпил».


10. А сам премьер-министр Великобритании выкуривал в день порядка 15 сигар.


11. Автограф известного римского императора оценивается в 2 миллиона долларов. Проблема в том, что пока никто не смог его найти.

12. Появление лаврового венка на голове Юлия Цезаря связано с его попыткой скрыть начинающееся выпадение волос.


13. Любвеобильный израильский царь Соломон имел порядка 700 жен и не менее сотни любовниц.


14. Бюстгальтер этой секс-иконы, в котором Мэрилин снималась в фильме «В джазе только девушки», ушел с аукциона за 14000 долларов.


15. Знаменитый писатель Чарльз Диккенс спал исключительно лицом на север. Он свято верил в то, что это способствует совершенствованию его писательского таланта.


16. Что бы подумал президент США Томас Джефферсон о своих потомках, если бы узнал, что дом, в котором он писал Декларацию Независимости, сейчас является … закусочной?


17. Джордж Вашингтон может гордиться тем, что его день рожденья – единственный день рожденья, являющийся официальным выходным днем во всех штатах Америки.


18. Во времена Первой мировой войны будущий Папа Иоанн XXIII служил сержантом в итальянской армии.


19. Исаак Ньютон увлекался оккультными и сверхъестественными идеями.


20. Джон Рокфеллер при жизни раздал на благотворительные цели более 500 миллионов долларов.


21. Лично меня переполняет недоумение от факта, что двукратная обладательница Нобелевской премии не смогла стать членом престижной Французской академии исключительно из-за того, что была женщиной.


22. Моцарт никогда не посещал в школу.


23. В особняке одного из самых богатых людей в мире стоял таксофон.



24. Первый председатель коммунистической партии Китая работал помощником библиотекаря при университете Пекина перед тем, как прийти к власти.

25. Три самых известных имени в Китае поражают своей скромностью и оригинальностью: Иисус Христос, Ричард Никсон и Элвис Пресли.


26. Джон Гленн стал первым американским астронавтом, который достиг земной орбиты.


27. Этот профессиональный иллюзионист утверждал, что его выдающиеся способности пришли к нему с далекой планеты Хува.

И напоследок



28. Итальянцы обязаны своим государственным флагом Наполеону Бонапарту.