ВЕНЕЦ (греч. stepha пое, лат. corona) - кольцеобразный венок из листьев и цветов, родственный короне, однако более изменчивый и указывающий не столько на властительство, сколько на временное отличие. Не всегда венцы носятся как головное украшение, они могут также служить дарами, имеющими значение круга (долговечности) при чествованиях и торжественных похоронах. В связи с этим в античности символ кольца был связан с символом растительной жизненной силы. Увенчивались победители состязаний, триумфаторы, а также, например, жертвенные животные.

В христианской символике венец часто является символом победы над тьмой и грехом, примером может служить венец девы или венчик, носимый девочками при первом католическом причащении; подобное значение имеет венец невесты, которому часто придавали вид маленькой короны. В Библии (Ис 28:5) вновь собранные остатки заблудшего народа примиряются «великолепным венцом». Венки из цветов часто рассматриваются как символы посюсторонних радостей и сибаритского образа жизни, например венок из плюща, который, согласно античным народным верованиям, должен был предохранять от опьянения.

Венец: «Он венчает победу миром». Й. Босхиус, 1702 г.

Сегодня во время церковных праздников храмы часто украшаются оформленными в виде венков пучками из веток и цветов, символами вечной жизни, воскресения и радости. Терновый венец Иисуса можно рассматривать как пародию на корону из роз римских цезарей, и вследствие этого он расценивается как атрибут таких святых, как Мария Магдалина, Вероника и Екатерина Сиенская, в то время как корона из роз украшает св. Цецилию и Флавию.

Настоящим коронам нередко придавался такой же вид, как металлическим венцам; в своем символическом значении они переходят друг в друга (лат. «corona» и англ. «crown» означают одновременно корону и венец), хотя у венца знак величия не выступает на первый план. Лавровые венки были символами Аполлона; венки из петрушки применялись в Немейских играх Зевса (наряду с венками из веток оливы); венки из хлебных колосьев посвящались Деметре (лат. Церера), пиниевые венки - Посейдону, фенхелевые - фригийскому богу земледелия Сабазию. Венки из дубовых листьев украшали спасителей от смертельной опасности.

Веночек и его символизм.

"Веночек вить - жизнь любить" - с самых древних лет доносятся к нам эти слова. В те времена венок из цветов, колосьев и ягод был не только женской прихотью; это был своеобразный символ Матери-Земли, ее вечной жизненной силы. Венок - плетение живых степных цветов материнской души - наши предки в торжественный час возлагали на голову девушке с верой в ее женскую душу, окутанную белыми крыльями лебединой верности: "Да будь, девонька, цветущей, и будь, девонька, плодородной и богатой, как святая Мать-Земля! "

Венок в древних верованиях предков - это наша святая душа Бессмертие, тайна продолжения рода, его процветание и богатство.
Венок - символ счастья, образ вечной девичьей красоты, когда коса до пояса, а в глазах звездное небо. Венок - это лучшее украшение для девушки, когда рядом - жених в венке из дубовых листьев. В день свадьбы молодую купали в ароматной, настоянной на степных цветах, воде. Нарядно одетой прекрасной чаруне осторожно одевали на лоб венчик с яркими и темными лентами: так должно быть всегда на длинной жизненной ниве - дни веселые и дни печальные.
Главный цветок для венков – барвинок (вьюнок). Недаром в народе говорят: "Стелись, барвинок, чтобы любовь с любовью встретилась". Испокон веков вьется барвинок, чтобы с ним всегда развивалась девичья краса. Зеленый барвинок, душистый базилик - это символ первой любви и девичьей красоты, приносимой из Ирия весной вместе с перелетными птицами. Он и крестообразный, потому что растет во все стороны света, он и душистый, из него плетут венки на свадьбу, потому очень любят то святое плетение души прародителей наших. Добрые духи семейного лада приносят тогда любовь и понимание для молодой и молодого. Венки из барвинка плетут еще на похоронах и на рождение. Посаженный на могилах барвинок - это вечная память по умершим, а цветущий барвинок - объяснение в любви. Это - тот вечный "Крест" или "перекресток" вечной жизни с безграничным звездным небом Предков.
В день свадьбы молодая, по древнему обычаю, приносила жертву прародителям - бросала в костер горсть жита(пшеницы). От того "жита" и было слово "жизнь" (життя): "жена" - женственность; муж - мужество, мощь. Это была большое уважение Берегине рода, Диване и Рожаницам, особенно Матери-Земле и великой богине Мокоши. Когда-то венчание проводилось поздно вечером. После этого обрядодействия волхв брал чашу с медовым напитком, отпивал ее за здоровье молодых, затем передавал молодым, чтобы они допили священный напиток. После этого с головы молодой снимали зеленый веночек и начинали его топтать, что означало прощание с невинностью. Далее священнослужитель брал молодых за руки и вел в танец, а все остальные, тоже взявшись за руки, присоединялись к ним, танцевали, пели и хлопали в ладоши.

Именно в пору весеннего и летнего солнцестояния, во время пробуждения и оплодотворения земли, люди и сами испытывают тягу к любви, созданию семьи и продолжению рода, поэтому подавляющее большинство свадеб проходило в это время, меньше - осенней порой. Лучшим возрастом брака для юношей было 18-25 лет, замужества для девочек - 16-23 лет. Лучшим временем свадеб, кроме весны-лета, считалась пора с 15 августа до 14 ноября, а также от Нового года до Великого поста перед Великднем.

Барвинком украшают и обжиночный венок после завершения жатвы на веселом празднике бога урожая Спаса. Барвинок известен и как приворотное зелье. Стоит парню и девушке съесть листок барвинка, как между ними вспыхнет пылкая любовь. Веночек из барвинка вешают над дверью и окнами, чтобы злые духи не проникали в дом. Венки из барвинка надевали также на головы преступников, которых вели на казнь, чтобы таким образом отогнать нечистую силу.
Если веночек из барвинка - символ чистоты, невинности и честного девичества, то калина - это вся духовная жизнь женщины: ее девственность, красота и любовь, замужество, радость и горе, родственные чувства. Через калиновый мост, через эту заповедную границу должна пройти каждая девушка, потому что на той стороне живут три неразлучные сестры: Надежда, Вера и Любовь. С калиной связано рождение Вселенной богини Лады, ее огненной троицы: Луны, Солнца и Зари, отсюда и название калины происходит от древнего названия солнца - Коло. Цветение калины - пора любви для девочек. Цветом калины на свадьбе украшают каравай, наряд невесты, ибо в цвете - вечная красота, крепкая любовь, девственная чистота и невинность. Красные гроздья калины девушки вплетают в венки на веселом празднике жатвы. Когда калина отцветает - это знак печали, когда шатается без ветра - это девушка тоскует за милым, когда опускает ветви - грустит. Ходить по калину - искать милого, суженого. Созревшие ягоды калины - это зрелая женщина, а сломаная - покинутая. Калина обладает волшебным свойством слышать, видеть, думать и говорить. Из гроздьев калины любят вить себе венки нимфы.

На Купальские праздники, утром, как только рассветет и девушки умоются росой и тирлич-зельем, все вместе идут в лес и в поле собирать цветы для венков. Собрав двенадцать разных видов цветочков (обереги), садятся где-то у реки и плетут венки. Парни не должны этого видеть. Каждая девушка плетет по два венка. При этом поют:
"... Ой совью венки да на все святки, Ой на все святки, на все праздники, Но рано, рано - на все праздники..."
Когда веночки сплетены, остальные травы бросают в воду или рассыпают, напевая:
"... По саду хожу, виноград сажаю, Посадила, и поливаю. Ой поливаю, и нащипаю, нащипаб - веночек совью, Веночек совью - на воду пущу: Кто веночек поймает, тот меня примет."

Далее девушки водят хороводы с венками - каждая девушка держит два венка. Поднимая их вверх к солнцу, девушки медленно идут одна за другой и поют купальские песни. Под вечер эти венки пускают на воду и гадают - кто, когда и с кем женится. Любовными травами, из которых плетут венки, считаются васильки, ноготки, шафран, петрушка, пастернак... Венчики из мяты, любистка, душицы, васильки, топориков, полыни были оберегами от сглаза и ведьмовских посягательств, чтобы злые духи не смогли навредить здоровью и, особенно, святой заповеди Земли - быть матерью.

Мята считается оберегом ребенка и его здоровья.
Любисток - символ любви, согласия; привлекает любовь девушки или женщины. "Купать в любистке - будут девушки любить", - так гласит пословица.
Душица - символ материнской любви и здоровья детей.
Васильки - символ мальчишеской красоты и доброты, девичьей скромности и нежности.
Топорики - полевая трава - стали символом охраны полей и нив.
Полынь означает горечь жизни, будучи оберегом от ведьм и черт.

Девушка, потерявшая невинность, не может носить венка. Потерять венок - лишиться девственности. . Женщина и "покрытка" не смеют класть на голову венок. Девушка, которая потеряла свой венок, называлась "стригой", или "покрыткой", потому что ей запрещалось ходить с открытым волосами - она должна была покрывать голову платком. Такую девушку еще недавно люди присуждали обстригать, а ворота ее двора обмазывали дегтем или смолой.
Отдать венок милому - отдаться ему. Пустить венок по воде - гадать о будущем. Пуская венки на воду, пели магические песни, потому что это была их жертва прежде всего богине любви Ладе и ее очаровательной дочери Леле, чтобы они сплели те цветы в один венок и чтобы он достался тому юноше, что отвагой себя прославляет.

Донник- символ верности, имеет волшебную силу соединять разлученных супругов.
Хмель - символ плодородия, молодой силы и любви. Он является и символом храбрости и отваги, гибкости и ума. Когда молодая идет под венец, мать осыпает ее хмелем.
Петрушка, как полынь, на Русалий Великдень предохраняет от нимф и русалок.
Красные маки означают красоту и молодость и их быстротечность. Венок из красных цветов - символ девичьей чистоты и красоты. С цветущим маком сравнивают юношу-молодца. Незрелый мак дурманит голову, потому и стал намеком на глупость: "Ешь, дурак, потому что это с маком". Мак имеет волшебную силу, которая защищает от всякого зла.
Лилия - символ девичьих чар, чистоты и невинности. В ней заложен магический символ женственности, потому что она сама - суть водной стихии. Древнее название цветка - крин, что имеет общий корень со словом "колодец".(криниця)
Виноград - символ жизненной нивы, радости и красоты новосозданной семьи, в которой муж - сеятель, а жена растит и лелеет дерево рода.
Белая сирень - скромность, молодая семейная жизнь.
Фиалки - радость, однако лиловые фиалки передают неутешительную тоску по умершим.
Почитались нашими предками и другие цветы:
Ружа-роза - цветок, напоминающий собой солнце, цветок богини любви Лели. Она первая среди цветов и является символом доброжелательности, достатка. Красная роза - девичья краса и чистота. "Царь-цветок" ассоциируется с кровью и является символом Тельца-тура, а следовательно, и неба. Мальвой или ружей, называют розу, шиповник, мальву, иногда - руту. Ее зелень - это радость, колючки - печаль, цветы - слава. Мальвой, как васильками и ноготками, девушки украшают свои головы, вплетая ее в венок. Эти прекрасные цветы используют в свадебных обрядах. Венок из роз символизирует здоровье: как вянут цветы, так стареет человек.
Калина, малина, шиповник - три сестры, которые не умеют "ни мыть, ни прясть", но умеют "сечь-рубить, реки пропускать". Их используют в заговорах, поскольку их колкость отождествляется с уколом как формой магического контакта, когда появляется кровь. То есть дорога, испытания, преодоление препятствий, после чего происходят чудесное зачатие и магический сон, как подобие вечности.
Рута символизирует тоску и горькую жизнь. В заговорах от кровотечения занимает промежуточное место между мятой-рутой и ружей.
Котики, полевые цветы - символ плодородия, роста и плодоношения, а следовательно, и урожая.
Пионы - расцвет девичьей красоты и зрелости.
Бархатцы - красота молодости.
Ирисы - покой и живучесть.
Ромашки - пробуждают любовь
Нарцисс оберегает девушку от напастей и бед.
Папоротник, -привлекает и завораживает парня.
Братки полевые, или Иван да Марья, - брат и сестра, которые, не зная о своем родстве, поженились и за этот тяжкий грех к ним не приходит смерть, - являются символом предостережения любви по крови.
Лебеда - символ нужды и нищеты: "Сделай дом из лебеды, к чужой не веды", "вот лакомая еда - с чесноком лебеда".
Ландыш лечит болезни сердца.
Девясил - корень девяти сил, укрепляет и возвращает здоровье. От ведьмовских посягательств, против чар и сглаза в венок вплетают полынь, любисток и чеснок. Последний охраняет человека от бед и напастей, особенно от гадюк.

Плетеный венок с колосьями - символ благополучия и плодородия. Сноп ржи вносится в дом под Рождество на Святой вечер; сноп ржи или сплетенный из ржи венок ставится в головах постели молодых в первую брачную ночь. Пшеница в свадебных песнях - невеста, овес - жених. Лен виделся нашим далеким предкам символом девичьей красоты, конопля - изменой милого.
Злой силой обладает крапива, с ней сравнивают свекровь. Чтобы во сне узнать какую-то тайну или увидеть свою судьбу, кладут под подушку сон-траву.

Волосы - это оберег души человека, поэтому ленты предохраняют его от чужого глаза.
Ленту отрезают чуть ниже косы, чтобы скрыть ее. Когда девушка росла сиротой, то вплетала в косу голубые ленты; тем добрым бездетным людям, которые просили ее стать им за дочь, она дарила ленту из веночка или платочек, в котором носила семя любистка. Люди при встрече одаривали такую девушку хлебом, одеждой и желали ей стать счастливой и богатой.
С давних времен наши прабабушки знали много разных секретов, когда и как плести веночек, знали рецепты, как сохранить цветы в венках, чтобы они дольше выглядели свежими. В венчик вплетали ленты разного цвета, каждая из которых была символом: светло-коричневая - Матери-Земли-кормилицы; желтые - солнца; светло - красоты и молодости; голубые и синие - неба и воды; оранжевые - хлеба; фиолетовые - мудрости малиновые - душевности, искренности; розовые - достатка. На левом конце белой ленты золотыми нитями вышивали солнце, а на правом серебряными - месяц.

Красочный веночек на голове девушки - это тайна святого венчания Матери-Земли со святым духом звездного неба. В том божественном браке мощная вера в бессмертие - это путь в будущее, где царит Любовь, ибо нет веры, выше Любви.

Из книги Валерия Войтовича "Мифы и легенды древней Украины"


Все виды неприязни ко мне просьба выражать в суицидальной форме.
Когда в твоих руках глобус, все вокруг кажется совой...
Сказки нужно заканчивать правильно!

ВЕНОК - ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ

Венок является традиционным украшением у славян, однако мало кто знает, откуда пошла традиция плести венки и что символизирует собой такой необычный головной убор.
Само слово "Венок" произошло от старославянского вѣно «дар».
Веночница - женщина, плетущая и продающая венки. Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо, которое надевается на голову в виде украшения. Венок является традиционным украшением не только для славянских, но и для многих других народов, и имеет очень древнюю историю. Венки существовали в древней Греции, где ими награждали победителей различных соревнований, героев, воинов, правителей, в Риме, в Китае, в Индии.
Венки вешали над дверьми и у входа, чтобы отвратить нечистую силу или уничтожить недобрые помыслы злого человека или человека с "нехорошим глазом".
Венки клали под первый сноп нового урожая от грызунов. Подкладывали под подушку роженице для отвращения сглаза и помощи в будущих родах. Также окуривали подожженным венком, созданным из специальных трав, больных.
По тем травам, которые были вплетены в венок, судили о расположении, настроении, состоянии, положении девушки.

Например, венок из мяты в Польше означал девственность, а венок из гороховых побегов с полными стручками означал нежелание девушки выходить за нелюбимого замуж. Венок из лавровых листьев в Риме считался признаком воинской славы и императорской власти, а из дубовых листьев вручался воинам, которые проявили особую отвагу в бою или спасли своего товарища. Миртовые венки у римлян считались избавляющими от опьянения, поэтому в таких венках часто проводились застолья. А вот венок из колючего терна предназначался осуждённым на смертную казнь. Венок из цветов апельсина у арабов предназначался невесте, как символ плодородия. Оливковый венок у китайцев вручался литераторам, поэтам, писателям.

Изготовление венка

Изготовление венка - это целый ритуал. В различных племенах, а также на различные праздники плетение венков сопровождалось многочисленными традиционными элементами. Занимались этим обычно девушки. Ритуал подразумевал определённое время плетения, число венков, размеры, формы, различные виды плетения и состав.

Всё это являлось сакрально-символическим кодом, который соответствовал тому или иному событию. Особое внимание уделяли составу венков. Если сегодня венки заплетают ради забавы или в дань древней традиции из любых трав, которые попадутся под руку, то в древности каждый вид венка состоял из определённых растений, например, на русальной неделе и в праздник Купалу, в венок вплеталась полынь, как средство против нечистой силы. К тому же, венки, которые состоят из определённых трав и надетые на голову, являются настоящей ароматерапией, которая способна подарить благотворное состояние, настроить на нужный лад и даже помочь в излечении некоторых болезней.

Изначально венок был ритуальным предметом, который плёлся на праздники - сезонные, священные, свадьбы, похороны и другие. Венок - это настоящий оберег. Издавна предметы и вещи, которые имеют отверстие, считались заряженными особой силой, способными отпугнуть противные человеку сущности или негатив. Связано это с женским началом, символом женской природы и магии, символом рождения жизни. Подобными традиционными магическими предметами являлись кольца, обручи, калачи, камни с естественным отверстием (Куриный бог).

По причине того, что венки были ещё и оберегами, ими украшали домашних животных и различные части своего дома как снаружи, так и изнутри. Венками украшали не только людей и домашнюю скотину, но также дома и постройки, колодцы, столбы, кладбища, забрасывали на плодовые деревья в огородах и крыши домов. В некоторых регионах плелись специальные венки для коров, коз, овец, а в сёлах Поморья даже сохранился обычай плести венки для гусей, индюков, кур и другой домашней птицы.

Что касается празднично-обрядового предназначения венка, то здесь существует масса различных традиций, связанных с использованием этого нехитрого предмета. Сквозь купальский венок доили домашнюю скотину или процеживали молоко. Через большой венок пролезали сами, как бы символизируя этим новое рождение, которое оставляло в прошлом болезни, негатив и неприятности. Также через венок протаскивали различные вещи, которым хотели подарить новую жизнь или новые силы. Через венок смотрели в ходе определённых ритуальных игрищ, сквозь него пили и умывались. Предназначений купальского венка более чем предостаточно и в каждом регионе древней Руси, племени или поселении существовали свои особенности и методы его использования.

По окончании праздника или события, венки использовали либо для дальнейших обережных действий, например, украшали дом, помещали в огородах от вредителей, червей и градобития, подкладывали под наседку, использовали для гадания, либо сжигали в костре. Гаданий при помощи венков существовало немало. Например, известно гадание на славянский праздник летнего солнцестояния Купалу, когда сплетенные венки бросаются в реку и по их поведению определяется дальнейшая судьба её владелицы. Толкований у этого гадания множество: тонущий венок - смерть, плывущий - долгая жизнь или тонущий - год без замужества, по плывущему или приставшему к берегу венку определяли в какой стороне дом суженого. Помимо гаданий при помощи венков, бросаемых в реку, венки забрасывали на дерево, чтобы узнать кому сулит скорое замужество (чей венок зацепиться за ветку), оставляли во дворе и следили чей венок быстрее завянет (грозит несчастье), подкладывали под подушку, чтобы увидеть вещие сны и так далее.

Свадебный венок

По причине того, что венок (круг с отверстием) считается символом рождения и новой жизни, он являлся непременным атрибутом свадеб. Наряду с венком, традиционными атрибутами свадеб также являлись кольца, калачи, караваи с отверстием посередине. Всё это символы новой жизни, любви, счастья. В обычай славян также вошла традиция дарить венок девушке в знак предложения сватовства. Венок невесты символизирует новое рождение в качестве жены. Обновление человека, сбрасывание старой жизни и вход в новую жизнь. Это, своего рода, символ умирания старой, девичьей жизни, обновление души и тела и рождения новой жизни в качестве замужней женщины. Брачные венки, в отличие от праздничных, обычно сохранялись на долгое время или даже на всю жизнь. Брачные венки сохраняли в сундуках, их ставили в красный кут, где они, благополучно высыхая, стояли долгие годы, зашивали в подушку молодожёнам, клали под колыбель новорождённого. Возможно, что именно древнейшая традиция украшения венками на свадьбах, обмен венками между невестой и женихом, послужила тем самым прообразом колец, которые затем стали изготавливать в кузницах специально для свадеб, а сегодня в ювелирных мастерских.

Существовал обычай плести венок при последней жатве. По окончании жатвы оставляли последний сноп, который также известен как "Велесу на бородку". Это сноп оставляли на поле или приносили в дом, где хранили его до следующего года, как оберег, который привлечёт хороший урожай и в следующем году. Кроме последнего снопа, плёлся и венок из последних скошенных колосьев. Такой венок надевали на голову самой красивой девушке, которая была символом удачи, хорошего плодородия, символом богини плодородия, которая подарила людям хороший урожай.
В этом венке девушка приходила в поселение, где устраивался праздник и где она, конечно же, была главным персонажем торжества, которого восхваляли и благодарили за обильный урожай.

Венки издавна являются непременным атрибутом погребальных церемоний. Венки возлагаются на могилы или оставляются в месте гибели, пускаются по воде в случае кораблекрушения. В современных погребальных церемониях, венки - это дань памяти усопшему. Венок в качестве ритуального предмета на похоронах символизирует всё то же рождение и вечную жизнь. Круг с отверстием посередине символизирует переход душ умершего в иной мир и его рождение в новом теле, в новом качестве, обновление души, очищение, которое принесла душе смерть физического тела.

Также венок можно понимать и как конец жизненного пути, начало нового пути, в физическом ли мире или в мире Нави. В связи с тем, что венки были непременным атрибутом свадеб, существует предположение, что в древности венки в погребальных обрядах участвовали только при похоронах детей, подростков или молодых людей, которые не успели выйти замуж или жениться. Таким образом, устраивалась символическая свадьба. Вместе с погребально-свадебным венком также существовал обычай хоронить незамужних девушек в традиционном свадебном платье (наряде), который известен и в наши дни. Есть также предположение, что венки - это древнейшие понятия о душах-птичках, которые вьют гнёзда (венки) возле своих могил и ждут своего нового воплощения, но это лишь теория.

Впоследствии венки из листьев, веток и цветов стали заменять на искусственные материалы, которые могли сохраняться дольше. Считается, что после того, как венки стали делать из металла, появились царские короны, которые стали отличительным элементом одежды правителя...

Венок является традиционным украшением у славян, однако мало кто знает, откуда пошла традиция плести венки и что символизирует собой такой необычный головной убор.

Само слово «Венок » произошло от старославянского вѣно «дар». Веночница — женщина, плетущая и продающая венки. Венок представляет собой плетёное из трав, веток, цветов, кольцо, которое надевается на голову в виде украшения. Венок является традиционным украшением не только для славянских, но и для многих других народов, и имеет очень древнюю историю. Венки существовали в , где ими награждали победителей различных соревнований, героев, воинов, правителей, в Риме, в Китае, в Индии.

Венки вешали над дверьми и у входа, чтобы отвратить нечистую силу или уничтожить недобрые помыслы злого человека или человека с «нехорошим глазом». Венки клали под первый сноп нового урожая от грызунов. Подкладывали под подушку роженице для отвращения сглаза и помощи в будущих родах. Также окуривали подожженным венком, созданным из специальных трав, больных. По тем травам, которые были вплетены в венок, судили о расположении, настроении, состоянии, положении девушки. Например, венок из мяты в Польше означал девственность, а венок из гороховых побегов с полными стручками означал нежелание девушки выходить за нелюбимого замуж. Венок из лавровых листьев в Риме считался признаком воинской славы и императорской власти, а из дубовых листьев вручался воинам, которые проявили особую отвагу в бою или спасли своего товарища. Миртовые венки у римлян считались избавляющими от опьянения, поэтому в таких венках часто проводились застолья. А вот венок из колючего терна предназначался осуждённым на смертную казнь. Венок из цветов апельсина у арабов предназначался невесте, как символ плодородия. Оливковый венок у китайцев вручался литераторам, поэтам, писателям.

Изготовление венка — это целый ритуал. В различных племенах, а также на различные праздники плетение венков сопровождалось многочисленными традиционными элементами. Занимались этим обычно девушки. Ритуал подразумевал определённое время плетения, число венков, размеры, формы, различные виды плетения и состав. Всё это являлось сакрально-символическим кодом, который соответствовал тому или иному событию. Особое внимание уделяли составу венков. Если сегодня венки заплетают ради забавы или в дань древней традиции из любых трав, которые попадутся под руку, то в древности каждый вид венка состоял из определённых растений, например, на русальной неделе и в , в венок вплеталась полынь, как средство против нечистой силы. К тому же, венки, которые состоят из определённых трав и надетые на голову, являются настоящей ароматерапией, которая способна подарить благотворное состояние, настроить на нужный лад и даже помочь в излечении некоторых болезней.

Изначально венок был ритуальным предметом, который плёлся на праздники — сезонные, священные, свадьбы, похороны и другие. Венок — это настоящий оберег. Издавна предметы и вещи, которые имеют отверстие, считались заряженными особой силой, способными отпугнуть противные человеку сущности или негатив. Связано это с женским началом, символом женской природы и магии, символом рождения жизни. Подобными традиционными магическими предметами являлись кольца, обручи, калачи, камни с естественным отверстием (Куриный бог). По причине того, что венки были ещё и оберегами, ими украшали домашних животных и различные части своего дома как снаружи, так и изнутри. Венками украшали не только людей и домашнюю скотину, но также дома и постройки, колодцы, столбы, кладбища, забрасывали на плодовые деревья в огородах и крыши домов. В некоторых регионах плелись специальные венки для коров, коз, овец, а в сёлах Поморья даже сохранился обычай плести венки для гусей, индюков, кур и другой домашней птицы.

Что касается празднично-обрядового предназначения венка, то здесь существует масса различных традиций, связанных с использованием этого нехитрого предмета. Сквозь купальский венок доили домашнюю скотину или процеживали молоко. Через большой венок пролезали сами, как бы символизируя этим новое рождение, которое оставляло в прошлом болезни, негатив и неприятности. Также через венок протаскивали различные вещи, которым хотели подарить новую жизнь или новые силы. Через венок смотрели в ходе определённых ритуальных игрищ, сквозь него пили и умывались. Предназначений купальского венка более чем предостаточно и в каждом регионе древней Руси, племени или поселении существовали свои особенности и методы его использования.

По окончании праздника или события, венки использовали либо для дальнейших обережных действий, например, украшали дом, помещали в огородах от вредителей, червей и градобития, подкладывали под наседку, использовали для , либо сжигали в костре. Гаданий при помощи венков существовало немало. Например, известно гадание на славянский праздник летнего солнцестояния Купалу, когда сплетенные венки бросаются в реку и по их поведению определяется дальнейшая судьба её владелицы. Толкований у этого гадания множество: тонущий венок — смерть, плывущий — долгая жизнь или тонущий — год без замужества, по плывущему или приставшему к берегу венку определяли в какой стороне дом суженого. Помимо гаданий при помощи венков, бросаемых в реку, венки забрасывали на дерево, чтобы узнать кому сулит скорое замужество (чей венок зацепиться за ветку), оставляли во дворе и следили чей венок быстрее завянет (грозит несчастье), подкладывали под подушку, чтобы увидеть вещие сны и так далее.

По причине того, что венок (круг с отверстием) считается символом рождения и новой жизни , он являлся непременным атрибутом свадеб. Наряду с венком, традиционными атрибутами свадеб также являлись кольца, калачи, караваи с отверстием посередине. Всё это символы новой жизни, любви, счастья. В обычай славян также вошла традиция дарить венок девушке в знак предложения сватовства. Венок невесты символизирует новое рождение в качестве жены. Обновление человека, сбрасывание старой жизни и вход в новую жизнь. Это, своего рода, символ умирания старой, девичьей жизни, обновление души и тела и рождения новой жизни в качестве замужней женщины. Брачные венки, в отличие от праздничных, обычно сохранялись на долгое время или даже на всю жизнь. Брачные венки сохраняли в сундуках, их ставили в красный кут, где они, благополучно высыхая, стояли долгие годы, зашивали в подушку молодожёнам, клали под колыбель новорождённого. Возможно, что именно древнейшая традиция украшения венками на свадьбах, обмен венками между невестой и женихом, послужила тем самым прообразом колец, которые затем стали изготавливать в кузницах специально для свадеб, а сегодня в ювелирных мастерских.

Существовал обычай плести венок при последней жатве. По окончании жатвы оставляли последний сноп, который также известен как «Велесу на бородку». Это сноп оставляли на поле или приносили в дом, где хранили его до следующего года, как оберег, который привлечёт хороший урожай и в следующем году. Кроме последнего снопа, плёлся и венок из последних скошенных колосьев. Такой венок надевали на голову самой красивой девушке, которая была символом удачи, хорошего плодородия, символом богини плодородия, которая подарила людям хороший урожай. В этом венке девушка приходила в поселение, где устраивался праздник и где она, конечно же, была главным персонажем торжества, которого восхваляли и благодарили за обильный урожай.

Венки издавна являются непременным атрибутом погребальных церемоний. Венки возлагаются на могилы или оставляются в месте гибели, пускаются по воде в случае кораблекрушения. В современных погребальных церемониях, венки — это дань памяти усопшему. Венок в качестве ритуального предмета на похоронах символизирует всё то же рождение и вечную жизнь. Круг с отверстием посередине символизирует переход душ умершего в иной мир и его рождение в новом теле, в новом качестве, обновление души, очищение, которое принесла душе смерть физического тела. Также венок можно понимать и как конец жизненного пути, начало нового пути, в физическом ли мире или в мире Нави. В связи с тем, что венки были непременным атрибутом свадеб, существует предположение, что в древности венки в погребальных обрядах участвовали только при похоронах детей, подростков или молодых людей, которые не успели выйти замуж или жениться. Таким образом, устраивалась символическая свадьба. Вместе с погребально-свадебным венком также существовал обычай хоронить незамужних девушек в традиционном свадебном платье (наряде), который известен и в наши дни. Есть также предположение, что венки — это древнейшие понятия о душах-птичках, которые вьют гнёзда (венки) возле своих могил и ждут своего нового воплощения, но это лишь теория.

Впоследствии венки из листьев, веток и цветов стали заменять на искусственные материалы, которые могли сохраняться дольше. Считается, что после того, как венки стали делать из металла, появились царские короны, которые стали отличительным элементом одежды правителя.

Как плести венок

«Белье из Италии» — интернет-магазин качественного белья. Здесь можно приобрести женское нижнее белье , купальники, халаты, хлопковое бельё и многое другое. Заходите на сайт, чтобы ознакомиться с полным ассортиментом продукции.

В традициях многих европейских народов символом триумфа, победы является лавровая ветвь. Чтобы разобраться, почему так произошло, нужно обратиться к истории Древнего мира и проследить путь, который сделало обыкновенное дерево - от простого растения до символа победы.

Греческие легенды

Мифы Древней Греции связывают этот триумфальный символ с Аполлоном - богом, покровителем искусств и состязаний. По преданию, однажды Аполлон влюбился в нимфу Дафну и стал ее настойчиво преследовать. Красавица пыталась спастись бегством. Когда Аполлон уже почти поймал ее, Дафна, воздев руки, обратилась к своему отцу - богу рек Пенею. Тот обратил ее в стройное дерево. Опечаленный Аполлон сплел для себя венок из листьев этого дерева, в память о А дерево назвали именем несчастной нимфы. В переводе Дафна и означает лавр. До сих пор на острове Делос, где по преданию и родился бог красоты, произрастают лавровые сады и рощи. Ну, а украшение из стало непременным атрибутом образа Аполлона.

Символ победителей

С тех пор лавровое дерево было неразрывно связано с именем Аполлона. Поскольку, кроме искусств, Аполлон покровительствовал спортивным состязаниям, лавровый венок стали вручать не только искусным композиторам, певцам и художникам, но и победителям пифийских игр, местом проведения которых служила Криссейская равнина. Из Греции перешел по наследству римлянам. Триумфальный символ лавра стал предназначаться не только для победителей в спортивных состязаниях, но и для героев, отличившихся в военных кампаниях. Лавр у римлян стал который следует за военной победой. Такая награда вручалась воину за особые заслуги - например, за спасение товарища в бою, вхождение первым в неприятельскую крепость, за успешный штурм вражеского города. Богиня победы Ника всегда держала в руках триумфальный символ - лавровый венок, который возлагался на голову победителя.

Легенда гласила, что лавр - любимое дерево Юпитера, и оно никогда не поражалось молнией. В мирное время служил непременным атрибутом праздников и жертвоприношений, славящих верховного бога римлян. Символ триумфа чеканился на монетах, изображавших Аполлона и Юпитера. Юрий Цезарь надевал венок на все торжественные мероприятия. Правда, злые языки утверждали, что венок из лавра помогал скрывать лысеющую макушку императора.

Лавр у ранних христиан

Ранние христиане заимствовали множество символов у Символ триумфа - лавровая ветвь, также был не забыт. В эстетике раннего христианства лавр символизирует целомудренность, чистоту, здоровье и долголетие. Вечнозеленые листья как нельзя лучше символизировали вечную жизнь, которая наступит после искупительной жертвы Сына Божьего. Христа также часто изображали с лавровым венком, как Того, кто победил смерть. Некоторые раннехристианские мученики изображались с лавровыми венками. Лавр почитался и как растение, повсеместно применяемое в медицине и в кулинарии. В эпоху, когда пряности ценились на вес золота, лавровые листья действительно были драгоценным даром, который можно было бы преподнести даже королю.

Лавр в геральдике и фалеристике

Символ бессмертия из теософии перекочевал на гербы и знаки отличия родовитых аристократов. В геральдике лавр, как и дуб, является символом бесстрашия и доблести. Золотые листья на красном фоне символизировали бесстрашное сердце храброго воина. Триумфальный символ стал особенно популярным во Франции, украсили герб Французской республики. После этого лавр занял почетное место на гербах многих государств. В конце 19 и начале 20 века лавровые венки украшали государственные знаки таких государств, как Бразилия, Гватемала, Алжир, Греция, Израиль, Куба, Мексика.

И знаки отличия многих государств мира украшают листья вечнозеленого лавра. Ведь во всем мире это растение является символом славы, победы и воинской доблести, значит, и награды должны содержать в своем изображении этот триумфальный символ. Самые почетные наградные знаки европейских государств содержат изображения лавровых листьев.

Значение лаврового венка сегодня

До сих пор лавровый венок украшает победителей различных художественных и музыкальных конкурсов. Звание «лауреат» дословно обозначает, «украшенный лавром», а значит - победитель, достойный носить этот символ триумфа. Фото современных лауреатов показывают, что сегодня их не украшают венками, как древних победителей. Просто знаки отличия ученых и музыкантов непременно содержат изображения лавровых листьев. По некоторым источникам, научное звание «бакалавр» также произошло от названия лавровой ветви.

Таким образом, из древнего прошлого лавр благополучно пришел в наше время, почти не утратив своего символического значения.