Двадцать третье сентября.

Сочинение по картине И. И. Левитана «Золотая осень».

Передо мной картина И. И. Левитана «Золотая осень». В ней художник изобразил пору ярких красок, ясный осенний день. Как прекрасна ранняя осень!

На переднем плане картины художник изобразил реку. Она очень тёмная, извилистая, с медленным течением. Берега реки сонные, по ним спускается поникшая, сухая трава. На берегу реки растут белоствольные красавицы – русские берёзки. Они украшены прекрасными золотыми нарядами. Небо яркое, синее, с лёгкими облаками. Такое небо бывает лишь в осенний солнечный день. В воздухе витает чистая прохлада. На другом берегу реки стоит одинокая берёзка. Она, как девочка, скромная и застенчивая. На заднем плане картины видны домики. Художник отодвинул деревню вдаль, чтобы показать всё великолепие увядающей осенней природы. Бескрайние поляочинение «Золотая, как пёстрый бархатный ковёр, а деревья как бы сливаются друг с другом. Пейзаж «Золотая осень» изображает самое лирическое из времён года.

Картина вызывает во мне чувство грусти, но и одновременно заряжает бодростью в этот погожий денёк. Это праздник золота и синевы!

Скачков Всеволод,

ученик 4 класса,

МБОУ СОШ «Загорские дали»,

Сергиево – Посадского района,

Московской области.

Средняя оценка: 4.3

Исаак Ильич Левитан создал много картин, посвященных русской осени. В творческом наследии художника около ста «осенних» картин. Осень на его картинах представлена во всем ее многообразии.

Одной из самых известных работ художника является картина «Золотая осень». Этот пейзаж посвящен яркому осеннему дню. Легкие белые облака плывут по нежно-голубому небу.
Слева, на высоком берегу реки, изображена небольшая березовая рощица, справа - отдельно стоящие березки, одетые золотом осенней листвы. На переднем плане картины мы видим реку. Вода в реке темно-синяя, а вдали – голубая. На заднем плане картины художник поместил деревушку. Возле нее зеленеют поля, на которых взошли озимые. Они похожи на изумрудный ковер. Вся картина Левитана пронизана солнечным светом. Здесь преобладают яркие, сочные краски: синяя, голубая, красная, золотистая. Смотришь на полотно и словно ощущаешь прохладный, бодрящий осенний воздух. Пейзаж не вызывает грусти. Глядя на картину, так и хочется воскликнуть: «Очей очарованье!»

Совсем другое настроение вызывает у зрителя картина Левитана «Осенний день. Сокольники». На этой картине художник изобразил осенний ненастный и задумчивый день. Высоко поднимаются в небо вершины темных сосен, рядом с ними по бокам аллеи стоят невысокие клены в осеннем уборе. Деревья не хотят отдавать свой сказочный наряд. Однако верный союзник осени, ветер, старается на славу. А помогает ему серое, мутное небо, которое навевает грусть. Далеко вглубь картины уходит песчаная аллея. По ней прямо на нас движется задумчивая женская фигура в темном платье. Художник избегает ярких красок на этой картине, кажется, что они потеряли свою жизненную силу. На этом пейзаже художник передает тоску поздней осени, осыпающихся листьев, предзимнего солнца, едва согревающего землю.
Обе картины Левитана не просто описывают время года, а передают настроение художника, его ощущение осени. Когда смотришь на эти пейзажи, невольно проникаешься настроением автора, его любвью к родной природе.


Сегодня «Золотая осень» считается вершиной мастерства Исаака Левитана, а во времена создания картины к живописцу относились довольно предвзято и упрекали в желании писать пейзажи. Мол, негоже еврейскому художнику браться за дело исконно русских мастеров. Тем не менее, пейзажи, написанные Левитаном, занимают первые места в «золотом фоне» русской живописи.


Исаак Левитан. Автопортрет (1880)
Исаак Ильич Левитан (1860 - 1900 г) родился в образованной обедневшей еврейской семье в 1860 году. В 1870-м отец Илья Левитан принял решение перебираться в Москву, чтобы хоть как-то спастись от нужды. Старший брат Исаака Авель поступил учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а через 2 года к нему присоединился младший 13-летний брат. Еще через пару лет умирает мать будущего художника, а больной отец вынужден покинуть работу и зарабатывать на жизнь репетиторством.

Постоянные финансовые трудности семьи побудили руководство училища несколько раз оказать братьям Левитанам материальную помощь «за отличные успехи». В конце концов, их и вовсе освободили от платы за обучение.


Серый день. И. Левинтан, 1890-е гг.
Успехи в живописи у Исаака Левитана действительно были. Как вспоминал его современник: «Левитану давалось всё легко, тем не менее, работал он упорно, с большой выдержкой». Особенно удавались пейзажи.

Весной 1888 года Левитан вместе с друзьями-художниками Алексеем Степановым и Софьей Кувшинниковой отправился на пароходе по Оке до Нижнего Новгорода и далее вверх по Волге. Во время путешествия они неожиданно для себя открыли красоты маленького, тихого городка Плёс. Они решили задержаться и пожить там некоторое время. В итоге Левитан провёл в Плёсе три чрезвычайно продуктивных летних сезона (1888-1890). В конце 1880-х - начале 1890-х годов Левитан возглавлял пейзажный класс в Училище изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста.

Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

В 1892 году Левитан как «лицо иудейского вероисповедания» был вынужден покинуть Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться.

Золотая осень. И. Левитан, 1895 год.
Одной из самых известных картин Исаака Левитана является «Золотая осень», написанная в 1895 года. Она принадлежит к так называемой «мажорной серии» художника. Советский искусствовед Алексей Федоров-Давыдов отзывался об этом полотне так: «Золотая осень» поражает и захватывает наполненностью и красотой своего эмоционального содержания, столь определённо выраженного в цветовом великолепии, в мажорном звучании золотистой красочной гаммы».

Сам же Левитан скептически отзывался о своем полотне, называя его грубым. В тот период он страдал от приступов меланхолии. В XIX веке под этим понятием подразумевалось психическое расстройство, депрессия. К тому же в Левитана было больное сердце.


Картины «Золотая осень» в 2010 году в Государственной Третьяковской галерее.
Когда же картину представили общественности, ее приобрел Павел Третьяков. Левитан был безмерно счастлив. Пока полотно не передали в Третьяковскую галерею, его позволили экспонировать на выставке передвижников в разных городах России. В Харькове с картиной случилось несчастье: с одного из калориферов упал медный козырек и прорвал холст. Сегодня рана заделана и невооруженным взглядом ее не обнаружить.


Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений " ":
Часть 1 -

Сюжет

Пожалуй, лучше всего сюжет картины описывают строки Александра Пушкина:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

Левитан написал десятки пейзажей, но самый известный — «Золотая осень»

Вдали видны деревенские домики, поля, а надо всем этим — голубое небо в белых облаках. Левитан очень любил писать осень, но обычно выбирал нежные мягкие тона. На этой же картине — яркие, мажорные цвета. Видимо, за это ее относят к так называемой оптимистической серии Левитана.

Портрет Левитана. Валентин Серов, 1893

Контекст

Левитан работал над картиной в Тверской области. Владельцем усадьбы был тайный советник Иван Николаевич Турчанинов, сенатор и помощник градоначальника Санкт-Петербурга. С его женой у Левитана, кстати, закрутилась интрижка, которая ничем хорошим ни для художника, ни для почтенной дамы не закончилась. Специально для живописца на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, который в шутку называли синагогой.

Впервые публика увидела картину в 1896 году на выставке передвижников в Санкт-Петербурге. Затем она поехала по стране: Москва (где ее купил Третьяков), Нижний Новгород, Харьков. В последнем картину чуть было не уничтожили: на полотно упал медный козырек настенного калорифера и прорвал холст насквозь. Сегодня, разглядывая «Золотую осень» в Третьяковской галерее, вы не найдете «рану» — ее искусно закрыл реставратор Дмитрий Арцыбашев.

«Золотую осень» чуть не уничтожили в Харькове

Левитан считал полотно, которое изначально называлось «Осень», грубым. Вскоре художник написал другую картину, которую назвал уже «Золотой осенью». По иронии судьбы, история запомнила первый вариант полотна и вторую версию названия.


«Золотая осень», 1896

Судьба художника

Из-за еврейского происхождения и страшной бедности, в которой жила семья, Левитану приходилось нелегко. Московское училище живописи, ваяния и зодчества время от времени оказывало Исааку и его брату, который учился там же, материальную помощь, а затем и вовсе освободило их от оплаты. При этом звание художника по окончании заведения они не получили — только дипломы учителей рисования.


«Над вечным покоем» (1894)

Преподаватели по-снобски смотрели на виды Останкина и Саввинской слободы, исполненные Левитаном. По их мнению, еврейский мальчик не должен был покушаться на темы коренных русских художников. Между тем, именно Левитан ввел моду на Плес, на волжские просторы, леса и поля.

Из-за меланхолии Левитан сымитировал попытку самоубийства

Из поездки во Францию и Италию Левитан вернулся воодушевленный тем, как работали импрессионисты. Он мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты. И все же время от времени его мучила сильнейшая меланхолия. Раз он даже сымитировал попытку самоубийства — стрелялся. Но получилось так неловко, что даже сомнений не возникло — все это был фарс.


«Владимирка», 1892

Исаак Левитан умер совсем молодым, месяца не дожив до 40-летия. В его мастерской остались десятки неоконченных картин и сотни этюдов.

Сегодня мы будем писать сочинение по картине Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Золотая осень». Осень была самым любимым временем года для Левитана, и он посвятил ей больше сотни картин. Одной из самых любимых публикой картин является эта Золотая осень, хотя она и не столь характерна для творчества художника - она нарисована слишком ярко, смело, мажорно, в то время как в других картинах преобладало грустное настроение. Левитан создал эту картину в 1895-м году. На полотне художник изобразил природу в окрестностях реки Съежа, протекающей вблизи деревни Островно. Возможно, что и сам Левитан был не вполне удовлетворен картиной, и через год написал еще одну картину с тем же названием, но уже в более нежных красках.

Чтобы написать самое лучшее сочинение, нужно сначала хорошо обдумать тему и ответить для себя на некоторые вопросы.

  1. Представьте себе, что мы пошли на прогулку в эту картину. Куда мы пришли? (на опушку леса) Что обозначает слово «опушка»? (край леса)
  2. Докажите, что на картине изображена осень. (листва пожелтела, но еще не опала, пожухла трава)
  3. Какое настроение было у художника, когда он писал свою картину? (бодрое, жизнерадостное, жизнеутверждающее)
  4. Какие краски преобладают в описании осеннего пейзажа? (желтые, золотистые, теплые краски леса и холодные - воды)
  5. Что изображено на переднем плане? (Вдоль всей картины протянулась небольшая речка. Она немного изгибается и удаляется в глубину луга. У одиноко стоящей берёзы река резко поворачивает влево).
  6. Сравните цвет воды в речке у левого берега с цветом на дальнем плане. (У левого берега вода темная, а дальше становится светло-голубая). Почему? Как вы думаете? (Лучи солнца освещают задний план картины, в воде отражается небо, а на переднем плане мы видим всю глубину реки.)
  7. Что растет по берегам речки? (По краям речки растёт побуревшая трава. Слева растут молодые берёзки с тонкими стройными стволами. Берёзки сплошь покрыты золотой листвой. На тёмном фоне видим растущий красновато-розовый куст).
  8. Какие деревья изобразил художник с левой стороны от реки? (Золотые березки и 2 осинки)
  9. Почему осинки можно назвать трепетными? Как разукрасила их осень? Что еще можно сказать про осинки? (Они собрались на пригорке, греются на солнышке в последних лучах солнца, любуются окрестностями)
  10. Какие деревья изображены вдали? (березки, они водят хоровод, радуются осени)
  11. Почему осень на картине названа золотой? Объясните выражение: «В багрец и золото одетые леса». Что это значит?
  12. Когда лес бывает золотым, таким, как он изображён на картине Левитана, в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
  13. Какой наряд подарила березкам осень? (Осень накинула на них легкие сарафаны)
  14. Все ли деревья одеваются в золотой наряд? Какие деревья остаются зелёными? Какие становятся красными?
  15. Какое одинокое дерево растет на правой стороне реки? (это тоже береза)
  16. Какого цвета наряд у этой березки? (она вся золотая)
  17. Чем отличается ее окраска от окраски других деревьев? (одинокая береза стоит вся золотая, а на других березках и осинках еще мелькает зеленый лист)
  18. Какие деревья остаются зелеными, не хотят одевать золотой наряд? (деревья на правом берегу реки)
  19. Что мы видим на высоком берегу вдали картины? Почему крестьянские дома такие маленькие? (На заднем плане мы видим поля, засеянные озимыми, и крестьянские постройки. А за ними тянутся леса, сливающиеся на горизонте с небом. Удаленная деревня подчеркивает, усиливает тишину, спокойствие, воцарившееся в природе.)
  20. Какие чувства, желания испытываете вы, когда смотрите на эту картину? (Обычно осень – время увядания природы – вызывает чувство печали и тоски. Но если установится сухая, теплая погода, и лес оденется в свой золотой наряд, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.)
  21. Докажите, что день, изображенный на картине, солнечный и теплый. (небо ясное, ветра нет, в лесу тихо, деревья освещены солнцем, солнечные зайчики на траве, на реке)
  22. С помощью чего художник добивается появления у нас чувства радости, покоя? (показывая чистые, яркие краски – голубые, желтые, художник создает у нас праздничное настроение. Солнышко желтого цвета, нам от солнышка тепло, на картине много желтого цвета, листья желтые, от них тоже как будто идет тепло)
  23. День теплый солнечный, но посмотрите на реку. Что можно сказать о ней? (вода у берега темная, в ней отражается трава, вода темная, как в омуте, очень холодная) Хотя день и солнечный, но вода уже не манит своей прохладой. Пришла осень.
  24. А что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле? О чем говорят эти озимые всходы? (Чтобы мы не грустили. Пройдет зима, придет весна, и опять все кругом зазеленеет)
  25. Какое чувство, присущее всем нам, вызывает эта картина? (чувство гордости за нашу Родину. Это наша родная природа, наша река, наш лес)
  26. Какое впечатление на вас производит картина? Что в ней особенно красиво?

План сочинения по картине Левитана Золотая осень

В любом сочинении у нас должно выделяться 3 части: вступление, основная часть и заключение. Будем придерживаться этого принципа и в сочинении по картине Золотая осень Левитана.

  1. В первой части напишем о том, как называется картина, кто её автор, к примеру: «Передо мной картина известного художника…»
  2. Во второй части начнем описывать картину - реку, берёзки, небо, поле, дома, например начнем так: «На картине изображена ранняя осень…»
  3. В заключении выразим свое отношение к картине. Можно начать третью часть сочинения следующим образом: «Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…» или «Мне эта картина нравится тем …»

Красочные определения к словам

Эти слова очень украсят ваше сочинение по картине:

Пора (осень) дивная, восхитительная, чудесная, прекрасная, золотая.

День – солнечный, замечательный, чудный.

Воздух – свежий, чистый, прозрачный, как стекло.

Синонимы к словам:

Картина - полотно, репродукция, произведение.

Художник – пейзажист, живописец, мастер.

Создает – пишет.

Сияет – сверкает, блестит, играет.

Вот уже по этому плану любой ученик 3-4 и особенно 5 класса может написать отличное сочинение, стоит лишь немного пофантазировать. От класса к классу сочинение будет отличаться объемом. Для 3 класса это 9 – 10 предложений (50 – 60 слов), 4 класс 11 – 12 предложений (70 – 80 слов), 5 класс - не менее 100 слов.

Примеры сочинений Золотая осень. Левитан.

3 класс

Передо мной картина знаменитого художника Левитана. На ней мастер изобразил свое любимое время года - осень.

В пейзаже преобладают теплые, золотистые краски. На картине изображена опушка леса. Одетые в желтую листву березки выделяются на фоне голубого неба. Две трепетные осинки, как подружки, притаились на краю рощи. Они уже сбросили свою листву. Через рощу бежит речка. Вода в ней темная, потому что холодная. Вдалеке вода светлее, в ней отражается синева неба. Река течет к деревеньке, которая видна на холме.

Когда я смотрю на эту картину, у меня возникает чувство гордости за нашу Родину. Наша природа очень красива!

4 класс

"Золотая осень" - одна из самых известных картин Левитана. На ней художник изобразил яркий осенний пейзаж.

Теплые, золотистые краски леса на картине перекликаются с холодной синевой воды. Слегка пожухлая трава и деревья, одетые в яркие сарафаны, говорят о том, что осень наступила совсем недавно. Березки, как подружки, собрались в хоровод на опушке леса. Они рады осеннему солнышку. Еще немного, и последние золотые листочки с них опадут на побуревшую траву. Греются на солнце две стройные осинки у реки. Они как-будто шепчутся друг с другом. Река несет свои свинцовые воды вдаль и резко поворачивает за лесом. На правом берегу реки березки еще не надели осенние наряды. На холме, за полями, виднеется деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту.

На картине березовая роща изображена как в жизни, такой, какой она бывает теплой ранней осенью. Мне очень нравится эта картина, потому что она создает радостное настроение.

5 класс

Река Съежа близ деревни Островно покорила не только сердце Левитана. Благодаря картине "Золотая осень" ее осенний пейзаж полюбил весь мир.

Березы оделись в золотистые сарафаны из осенних листьев. При малейшем дуновении ветерка листочки падают, кружатся в воздухе и медленно опускаются на пожелтевшую траву. Две осинки-подружки уже совсем растеряли свои украшения и скромно притулились у берега реки. Склон, на котором они стоят, ведет к воде. Вода темна, спокойна и холодна, она уже не манит к себе своей прохладой. Лишь вдали в ней отражается лазурное небо. Вдоль русла реки художник уводит взгляд зрителя далеко в глубину картины. Стоит на берегу одинокая береза, нарядная, золотая. Плывут по воде ее точеные листья. Роща на правом берегу еще не успела одеться осенним убранством. За лесом видны изумрудные поля озимых. За полями виднеется крестьянская деревня. Но она не нарушает всю эту осеннюю красоту и тишину, воцарившуюся в природе. Воздух чист и прозрачен.

Картина рождает в нас прилив бодрости. Мы словно сами прошли по берегу реки, тронули плечом березку, и она осыпала нас легкими листьями. И мы понимаем, что природа вечно жива и вечно прекрасна.

Когда сочинение готово, нужно проверить:

  • есть ли в предложении подлежащее и сказуемое (главные члены предложения);
  • правилен ли порядок слов;
  • правильно ли связаны слова по смыслу;
  • не повторяются ли одинаковые слова и выражения;
  • правильно ли написаны слова и поставлены знаки препинания.

Красота – вокруг нас, в привычном течении повседневной жизни, в окружающей нас природе. Нужно только уметь видеть и радоваться сияющему великолепию красок. Левитан писал: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как вода рассказывает. Какое это великое счастье!” И как прекрасно, что мы имеем возможность соприкоснуться с этим великим счастьем, через творения такого мастера, как Исаак Левитан.