Инферны. Иерархии и виды.

К инфернальным сущностям относят целую группу существ, имеющих частоту энергетики от ниже средней до полярно низкой. Их аура – это темный спектр энергетики, и холодной и теплой.
Не путать с негативной.
Традиционно инфернов делят на Высших (“Лельрам”) и Низших (“Дальрам”). Частично они селятся на других Древах, но на нашем образуют полноценный тип миров – Нижние.

К Высшим инфернам относят демонов, джиннов и некоторые божества (особенно, восточные).
Это полностью антропоморфные существа (на новоарамейском это слово звучит как “амадакх”, и означает тип строения тела, такое же как у человека), но с некоторыми особенностями физиологии.
Выглядят они как несколько идеализированные люди очень высокого роста – идеальная фигура, густые волосы, идеальные тонкие черты лица и тд. “Тюнинг” в виде всякого рода рогов\копыт\крыльев среди демонов практически не встречается (разве что от излишнего пафоса у подростков), однако часто бывают странные цвета глаз\волос или непривычные нам отметины вроде “сюжетных” или геометрических родимых пятен.
Родной язык их – арамейский, но очень далеко ушедший от мертвого физового собрата. В языке инфернов иногда попадаются ивритские корни в словах, но строй языка больше похож на индоевропейский. Хотя произношение на слух, очень похоже на современный иврит – гортанное и приглушенно-шипящее.

Существа это достаточно спокойные и сдержанные. Их общество изначально ориентировалось на феодальный тип устройства, поэтому и до сегодня сохраняется аристократическая и военная иерархия. Нижние Миры принято делить на 4 больших княжества по сторонам света. Каждое из них управляется князем или наместником Великого Князя. Каждое княжество, в свою очередь, может иметь много мелких графств и частных владений.
Иерархия Лельрам примерно совпадает с человеческой – от Императора (точнее – Императрицы) и лордов и до графов и баронетов.
Военная иерархия также примерно совпадает с нашей. Однако, бывали (и есть) случаи, когда княжеством правил военный чин, а не аристократ. Высшие инферны очень болезненно относятся к чистоте крови и титулам, поэтому отношения строят только с себе подобными или же с сущностями не меньшего аристократического ранга. У них нет запрета на браки с существами другого вида, но морганатические браки крайне не приветствуются.
По той же причине, Высших как таковых достаточно немного – они крайне медленно и трудно размножаются (пока то найдут нужную княжну, пока то выверят все гены…) Также Лельрам очень подвержены ликантропии, которая (за исключением балавров) считается позором и грязью в крови уважаемой семьи. От таких детей нередко избавляются или прячут их. Балавровая ликантропия традиционно считается признаком особо голубой крови, и если предок рода перекидывался в змея, то такой род может рассчитывать на более высокий титул.

Лельрам имеют древнейшую и одну из самых роскошных и богатых культур среди сущностей.
В силу особенностей мышления, их класс породил невероятное количество музыки, книг, научных открытий и прочего, что довольно успешно экспортировалось людям посредством “контрактно одержимых” людей искусства.
Хотя, в целом Высшие инферны мало пересекаются с человеком, и в физическом мире бывают крайне редко. Поэтому некорректно говорить, что человек “одержим демонами”. Поскольку к людям эти существа испытывают лютейшее брезгливое отвращение и лезть в “вонючее тельце” не станут. Экспорт интересных открытий проводится удаленно и только ради получения энергетической отдачи от публики (например, если такая песня играется на концерте, то вся отдача публики идет лельрамному композитору).

Низшие инферны обитают во всех мирах, но особо большое разнообразие имеют в Средних мирах, то есть, живя, по сути рядом с человеком. Сюда относятся все виды бесов, чертей , “перекрестной” нечисти, а также все разновидности бесов местности – домовые, лешие, хтоны, банные и овинные, болотные и водяные и прочие приятные личности.
В Нижних мирах к Дальрам принято относить суккубов и инкубов, а также так называемых “солдат”, то есть пехоту и пушечное мясо армии Высших. К этой категории у ВЫсших отношение обычно пренебрежительное, ибо тех же суккубов используют как бесплатных проституток.

Вид у Низших только частично антропоморфный, чаще всего они ниже и меньше, чем люди (от 10 см до полутора метров высотой), имеют темные тона кожи, яркие глаза и 4 пальца на руках. У них же как раз и принято “наводить красоту” в виде рогов, копыт, всяческих подкожных шипов. Считается, что это признак породы, причем чем ярче и показательнее “тюнинг”, тем круче.
Сами по себе они не настолько развиты, как Высшие, однако, умны и с Высшими сохраняют хорошие взаимовыгодные отношения и взаимное уважение.
Иерархия у таких существ проще, но частично наследует “большого брата”. Верховной сущностью у Дальрам является Князь, а не Император. А далее иерархия делится по местам обитания сабжа.
То есть, у леших будут свои короли, у перекресточных – свои.

Низшие ведают всеми видами грязи. Это и негатив, и физическая грязь и деньги (по стихиям – грязь та же самая). Именно поэтому, денежек лучше просить именно у Дальрамов. И поэтому они берут монеты на перекрестках.
Высшие к деньгам относятся с презрением, и пользуются ими только при контактах с существами, для которых металл и камни имеют ценность.

Люси смотрела в мерцающий монитор. Она свернула белое окно, резавшее ей глаза, и решила посмотреть что-нибудь из новых фильмов, но взгляд ее застыл на фоновой картинке. За несколькими обычными ярлычками, в черной воде реки отражался вечерний город. Солнце уже зашло, но его лучи окрасили небо над горизонтом в кроваво-розовый цвет. Фиолетовые тучи в вечернем небе чернели, покрываясь густой холодной трепетной рябью. Где-то вверху появились отблески редких звезд.
Постепенно фотография становилась все белее ясной, отчетливой, трехмерной и, в конце концов, ожила. Люси заметила, что по реке плывет лодка с фонарем «летучая мышь» на корме. Она услышала шелест волн, почувствовала кожей лица свежий речной воздух, ощутила запах тины, ила и рыбы.
Комната же вокруг, напротив, – вся потемнела, стала какой-то игрушечной и нереальной, словно во сне. Люси закрыла глаза и ощутила легкое покачивание. Ей послышался скрип уключин и тихий плеск воды под ударами весел. Протянув руку, она коснулась пальцами зеркальной холодной глади и только тогда решилась открыть глаза, повинуясь женскому любопытству.

Видение не исчезло. Река и город стали реальными. За веслами сидел Пойсон и медленно греб, исподлобья посматривая на девушку.
- Ты так смотрела на эту картину, что я взял на себя смелость и решил тебя прокатить, – сказал он с улыбкой.
- Взял… просто так, безо всякого умысла?
- Я думал, – тебе интересно будет узнать, что происходит.
- Ты уже должен мне один ответ.
- Ты к нему еще не готова.
- Вот как. Ты, верно, и сам не знаешь.
- Я знаю, но ответ тебе не понравится.
- Ты обещал сказать мне, кто я, – настаивала Люси.
- Ты моя кукла. Я забавляюсь с тобой. Будешь послушной девочкой, – наделю силой, открою тебе тайны, научу интересным вещам. Станешь вредничать, – накажу.
- А как же договор, подписанный кровью. Ведьмина метка, все такое.
- Глупости. Ты уже начала видеть. Скоро поймешь, что все помечены от рождения, ну и в процессе. Бог шельму метит. Дьявол своих отмечает.
- А как он их отмечает? – не выдержала Люси.
- Спроси у того, кто зовется одним из моих имен.
- Ты хотел поведать мне о чем-то еще.
- Ты меня перебила.
- Извини, но все же. Что со мной происходит?
- Теперь это новый вопрос.
- Никогда бы не догадалась.
- Оставь свои сарказмы для юношей. Я воспользовался твоим телом, но и наделил тебя частью своих способностей. Это ничтожная капля, но ты уже чувствуешь себя, чуть ли не настоящей ведьмой. Тебе нравится?
- Да, нравится! Все вокруг такое живое, волшебное.
- Постарайся справиться с тем, что имеешь. Никому не рассказывай о нас и о том, что ты видишь. Это в твоих же интересах. Помнишь сказку про «черную курицу»?
- Да, помню, но Poison? Я пишу ему, уже написала.
- Он увяз еще глубже, чем ты. Нельзя безнаказанно говорить о таком. Я бы хотел взглянуть на вашу переписку.
- Я не хочу показывать ее тебе.
- Я бы мог и заставить.
- Ты этого не сделаешь.
- Почему? – рассмеялся демон.
- Я, хоть и игрушка, но нужна тебе невредимой. К тому же, – есть еще и другие фигуры на доске кроме тебя.
- Дерзко, но близко к истине. Но, вот что я тебе скажу: Захочешь сыграть нечисто или обмануть меня, – устрою тебе Ад на земле. Свяжешься с другими демонами, – буду расценивать это, как предательство. Ну а теперь, пора и перекусить.

Лодка причалила к пристани. Пойсон выпрыгнул и быстро накрутил веревку на кнехт. Подав руку Люси, он помог ей взобраться.

Вскоре они очутились на тихом ночном пляже. Редкие группки людей развлекались каждый по-своему. Кто-то пил спиртное и веселился. Кто-то, отойдя подальше, купался голышом. Несколько человек курили траву, а одна парочка неподалеку, обнявшись, провожала заходящее солнце.
- Скатерть самобранка, – пошутил демон. – Не желаешь поохотиться?
- Я чувствую жажду, – ответила Люси. – Это необходимо?
- Выбор пока за тобой. Можешь вернуться в свою маленькую комнату, где только тоска и уныние, или пойти и повеселиться, – заодно, понемногу начнешь обретать себя.
- Пошли, повеселимся, – сказала Люси. – А клыки у меня вырастут?

Демон театрально нахмурил брови и показал удлиняющиеся белые клыки. Минуту спустя Люси почувствовала странный дискомфорт во рту и поранила язык, о заострившийся молодой клычок. Десмонд рассмеялся и, взяв юную ведьму за руку, повел ее прогуляться по пляжу.

Со стороны казалось, что просто еще одна парочка вышла на пустынный ночной берег, с тем, чтобы найти компанию или местечко для уединения. Они сняли обувь и мягко ступали по не успевшему еще остыть речному песку. Это было немного опасно, – ведь в песке находились осколки бутылок, мог попасться под ногу и использованный шприц.

Одинокая парочка у кустов ивы курила марихуану. По запаху демон определил, что трава не слишком хорошая, и направился к ним.
- Привет ребята, что за петрушку курите? – спросил он, как ни в чем не бывало.
- Да вот, – подогнали какую-то дрянь… Почти не торкает, – обиженно произнесла девушка, косо поглядывая на Пойсона и Люси.
На полицию нравов, впрочем, как и на наркоманов, они явно похожи небыли.
- Давайте моей полыхнем, – продолжил Пойсон. – Идет мягко, но потом – словно в сказке, минут через пять.
- Хорошая шмаль сразу не цепляет, – подтвердила похожая на индианку девчонка-хиппушка и протянула демону трубку.

Люси открыла предложенную ей банку пива, чтобы не казаться белой вороной. Пойсон полыхнул зажигалкой, и трубочка мира пошла по кругу.
Стало здорово. Хотелось петь, танцевать, смеяться и радоваться каждой мелочи, – всему живому вокруг. Покуривших накрыла волна сладкого позитива.
Кто-то включил музыку, и девушки принялись танцевать, стараясь перещеголять, друг друга в гибкости и сексуальности. Пойсон и хипповатый парень по прозвищу Шрек наблюдали за танцующими девчонками, потягивая «Bitburger».

Ну и шмаль, – кашлянул Шрек. – Меня еще ни разу так не накрывало. Наверно такую в раю выращивают.
- Скажешь тоже, – с усмешкой ответил демон. – В раю – за яблочко, и то выпороть могут.
- И то верно. Так что это за ганджа такая?
- Скоро поймешь, – ответил Пойсон.
- Мы купаться! – крикнула Люси, на ходу стягивая с себя футболку.
- Я с вами! – ответил Шрек, снимая шорты.
- Придется и мне к вам присоединиться. Не сидеть же тут одному, – как бы нехотя сказал демон и тоже пошел к реке.

Вода казалась совершенно живой и очень приятной; она ласкала, лелеяла тело, наполняя его невесомостью и еще большим блаженством.
Когда Шрек с подружкой принялись целоваться, Пойсон подмигнул Люси и, приблизившись к ним, обнял хипушку.

Люси не отставала и подплыла к парню. Вместе они были похожи на развратников, собравшихся заняться легкой групповушкой, и охотно отвечали на ласки друг друга. Люси понравился длинноволосый парень с красивым накачанным торсом. Когда он начал к ней приставать не на шутку, она не нашла ни малейшего довода, чтобы ему отказать.

Только вот страсть в ней разыгралась немного иная, – не совсем сексуальная. Когда красавец пытался в нее войти, она хищно оскалилась и укусила его за шею. От укуса Шрек словно оцепенел, а мир вокруг начал стремительно изменятся, будто живые декорации в инфернальном театре. Теперь они стояли по грудь в воде совсем в другом месте. Вокруг никого не было, только тихим шепотом шумели, касаясь воды, плакучие гибкие ивы.
- Оставь
- и нам
- капельку.
- Мы
- заберем
- его, – услышала Люси чьи-то голоса, диким дуэтом твердящие по очереди одну фразу.
Рядом всплыли две симпатичные русалки.
- Забирайте, – ответила Люси, отрываясь от сонной артерии.

Едва русалки уволокли полуживого парня, – место постепенно сделалось прежним. Пойсон ждал на берегу, стоя у лодки.

Довольная, сытая, похорошевшая Люси вышла на берег и обняла его. Тело ее дрожало, то ли от холода, то ли от неожиданного возбуждения. Демон взял девушку за руку, подвел к шлюпке, сорвал трусики, повернул и грубо взял сзади, даже не поцеловав и не убедившись, что она готова к этому.
Пока девушка смывала с себя сперму и слезы, Пойсон столкнул лодку в реку и сел за весла.
- Закрой глаза, – сказал он.
- Зачем?
- Можно и по-другому, но тебе не понравится, – ответил демон, покосившись на одно из весел.

Люси нехотя повиновалась. Постепенно покачивание лодки и шум воды убаюкали ее и она снова уснула.
Уже в полудреме, перед ее взором промелькнуло не слишком приятное лицо с полными безумия глазами, что возбужденно таращились на нее. Длинные жирные прямые волосы редкими слипшимися прядями свисали с бледного черепа. Жиденькие усики и редкая козлиная бородка делали его похожим на киношного дьяка. Вокруг чернел унылый осенний северный лес. «Наверное, отшельник или монах», – подумала Люси и полностью отдалась власти тревожного странного сна.

August 5th, 2012

В Государственном Центральном Музее Современной Истории России когда-то находился Английский клуб. Пройдёмся же по нему.

"Старейший в Москве Английский клуб помнил еще времена, когда "шумел, гудел пожар московский", когда на пылавшей Тверской, сквозь которую пробивались к заставе остатки наполеоновской армии, уцелел один великолепный дворец.

Дворец стоял в вековом парке в несколько десятин, между Тверской и Козьим болотом. Парк заканчивался тремя глубокими прудами, память о которых уцелела только в названии "Трехпрудный переулок".

Дворец этот был выстроен в половине восемнадцатого века поэтом М. М. Херасковым, и в екатерининские времена здесь происходили тайные заседания первого московского кружка масонов: Херасков, Черкасский, Тургенев, Н. В. Карамзин, Енгалычев, Кутузов и "брат Киновион" - розенкрейцеровское имя Н. И. Новикова.

02. Лестница в клуб

В 1792 году арестовали Н. И. Новикова, его кружок, многих масонов. После 1812 года дворец Хераскова перешел во владение графа Разумовского, который и пристроил два боковых крыла, сделавших еще более грандиозным это красивое здание на Тверской. Самый же дворец с его роскошными залами, где среди мраморных колонн собирался цвет просвещеннейших людей тогдашней России, остался в полной неприкосновенности, и в 1831 году в нем поселился Английский клуб.

Лев Толстой в "Войне и мире" так описывает обед, которым в 1806 году Английский клуб чествовал прибывшего в Москву князя Багратиона: "...Большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими, самоуверенными лицами, толстыми пальцами, твердыми движениями и голосами".

Вот они - то и переехали на Тверскую, где на воротах до сего времени дремлют их современники - каменные львы с огромными, отвисшими челюстями, будто окаменевшие вельможи, переваривающие лукулловский обед. Они смотрят безучастно на шумные, веселые толпы экскурсантов, стремящиеся в Музей Революции, и на пролетающие по Тверской автомобили... Так же безучастно смотрят, как сто лет назад смотрели на золотой герб Разумовских, на раззолоченные мундиры членов клуба в парадные дни, на мчавшиеся по ночам к цыганам пьяные тройки гуляк... Так же безучастно смотрели они в зимние ночи на кучеров на широком клубном дворе, гревшихся вокруг костров.

03. Вид из окна

Это был клуб Фамусовых, Скалозубов, Загорецких, Репетиловых, Тугоуховских и Чацких. Конечно, ни Пушкин, ни Грибоедов не писали точных портретов; создавая бытовой художественный об - раз, они брали их как сырой материал из повседневной жизни.

Грибоедов в "Горе от ума" в нескольких типах отразил тогдашнюю Москву, в том числе и быт Английского клуба.

Герцен в "Былом и думах" писал, что Английский клуб менее всего английский. В нем собакевичи кричат против освобождения и ноздревы шумят за естественные и неотъемлемые права дворян...

04.

05.

В приемной Английского клуба теперь стоит узкая железная клетка (клетки сейчас нет). В ней везли Емельяна с Урала до Москвы и выставляли на площадях и базарах попутных городов "на позорище и устрашение" перед толпами народа, еще так недавно шедшего за ним. В этой клетке привезли его и на Болотную площадь и 16 января 1775 года казнили.

На том самом месте, где стоит теперь клетка, сто лет тому назад стоял сконфуженный автор "Истории Пугачевского бунта" - великий Пушкин. А на том месте, где сейчас висят цепи Пугачева, которыми он был прикован к стене тюрьмы, тогда висела "черная доска", на которую записывали исключенных за неуплаченные долги членов клуба, которым вход воспрещался впредь до уплаты долгов. Комната эта звалась "лифостротон"1.

И рисует воображение дальнейшую картину: вышел печальный и мрачный поэт из клуба, пошел домой, к Никитским воротам, в дом Гончаровых, пошел по Тверской, к Страстной площади. Остановился на Тверском бульваре, на том месте, где стоит ему памятник, остановился в той же самой позе, снял шляпу с разгоряченной головы... Лето... Пусто в Москве... Все разъехались по усадьбам... Пусто в квартире... Некуда идти... И видит он клуб, "львов на воротах", а за ними ярко освещенные залы, мягкие ковры, вино, карты... и его любимая "говорильня". Там его друзья - Чаадаев, Нащокин, Раевский...

06. Список членов клуба

И пошел одиноко поэт по бульвару... А вернувшись в свою пустую комнату, пишет 27 августа 1833 года жене: "Скажи Вяземскому, что умер тезка его, князь Петр Долгоруков, получив какое - то наследство и не успев промотать его в Английском клубе, о чем здешнее общество весьма жалеет. В клубе не был, чуть ли я не исключен, ибо позабыл возобновить свой билет, надобно будет заплатить штраф триста рублей, а я бы весь Английский клуб готов продать за двести рублей".

Уже впоследствии Пугачев помог ему расплатиться с клубом, и он снова стал посещать его.

В письме к П. В. Нащокину А. С. Пушкин 20 января 1835 года пишет: "Пугачев сделался добрым, исправным плательщиком оброка... Емелька Пугачев оброчный мой мужик... Денег он мне принес довольно, но как около двух лет жил я в долг, то ничего и не остается у меня за пазухой и все идет на расплату".

07.

И Пушкин и Грибоедов хорошо знали клуб. "Горе от ума" - грибоедовская Москва, и многие типы его - члены Английского клуба. Как - то я нашел в извлечениях из "Журнала старшин" клуба, где записывались только обстоятельства почему - либо "достопамятные", следующее: "1815 г. Предложенный от члена Сибилева из кандидатов в члены г - н Чатский по баллотированию не избран, вновь перебаллотирован и тоже не избран". Забаллотировали в Английский клуб - это событие! О нем говорила вся барская Москва. Кто такой Чатский и почему он не избран? Но хочется предположить, что есть что - то общее с "Горе от ума". По крайней мере, фамилия Чатский - это Чацкий.

08.

И является вопрос: за что могли не избрать в члены клуба кандидата, то есть лицо, уже бывавшее в клубе около года до баллотировки? Вернее всего, что за неподходящие к тому времени взгляды, которые высказывались Чатским в "говорильне".

Те речи и монологи, которые мы читаем в "Горе от ума", конечно, при свободе слова в "говорильне" могли им произноситься как кандидатом в члены, но при баллотировке в члены его выбрать уже никак не могли и, вероятно, рады были избавиться от такого "якобинца". Фамусовы, конечно, Чацкого не выберут. Это, конечно, мои предположения, но я уверен, что Чатский, забаллотированный в 1815 году, и Чацкий Грибоедова, окончившего пьесу в 1822 году, несомненно, имеют общее. Во всяком случае, писатель помнил почему - то такую редкую фамилию.

09.

"Народных заседаний проба в палатах Аглицкого клоба". Может быть, Пушкин намекает здесь на политические прения в Английском клубе. Слишком близок ему был П. Я. Чаадаев, проводивший ежедневно вечера в Английском клубе, холостяк, не игравший в карты, а собиравший около себя в "говорильне" кружок людей, смело обсуждавших тогда политику и внутренние дела. Некоторые черты Чаадаева Пушкин придал своему Онегину в описании его холостой жизни и обстановки...

Сейчас, перечитывая бессмертную комедию, я еще раз утверждаюсь, что забаллотированный Чатский и есть Чацкий. Разве Фамусов, "Аглицкого клоба верный сын до гроба", - а там почти все были Фамусовы, - потерпел бы Чацкого в своей среде? А как забаллотировать? Да пустить слух, что он... сумасшедший!..

А весь монолог Репетилова - разве это не портреты членов Английского клуба?

Чацкий. Чай в клубе?
Репетилов. ...В Английском!..
У нас есть общество, и тайные собранья
По четвергам. Секретнейший Союз.
Чацкий. ...В клубе?
Репетилов. Именно... Шумим, братец, шумим!

10. Члены Английского клуба Николай Борисович Юсупов и Илья Андреевич Толстой

Конечно, и Чаадаев, о котором в связи с Английским клубом вспоминает Герцен в "Былом и думах", был бельмом на глазу, но исключить его было не за что, хотя он тоже за свои сочинения был объявлен сумасшедшим, - но это окончилось благополучно, и Чаадаев неизменно, от юности до своей смерти 14 апреля 1856 года, был членом клуба, и, по преданиям, читал в "говорильне" лермонтовское стихотворение на смерть Пушкина. Читал - а его слушали "ничтожные потомки известной подлостью прославленных отцов..."

11. Знак камергера двора императора Николая II

В своих письмах Чаадаев два раза упоминает Английский клуб.

В письме к А. С. Пушкину в 1831 году: "...я бываю иногда - угадайте где? В Английском клубе! Вы мне говорили, что Вам пришлось бывать там; а я бы Вас встречал там, в этом прекрасном помещении, среди этих греческих колонн, в тени прекрасных деревьев..."

Потом, уже перед концом своей жизни, Чаадаев, видимо нуждаясь в деньгах, пишет своей кузине Щербатовой:

"...К довершению всего теперь кредит в клубе ограничен пятьюдесятью рублями, каковая сумма Вашим кузеном уже давно исчерпана..."

За два дня до своей смерти Чаадаев был еще в Английском клубе и радовался окончанию войны. В это время в "говорильне" смело обсуждались политические вопросы, говорили о войне и о крепостничестве.

12.. Генерал Михаил Дмитриевич Скобелев

И даже сам Николай I чутко прислушивался к этим митингам в "говорильне" и не без тревоги спрашивал приближенных: - А что об этом говорят в Москве в Английском клубе?

Здесь в самые страшные николаевские времена говорили беспрепятственно даже о декабристах. В том же "Журнале старшин" 24 сентября записано: "Офисиянт клуба Алексей Герасимов Соколов пришел поутру убирать комнату, нашел на столе запечатанное письмо с надписью: "Ивану Петровичу Бибикову, полковнику жандармов, прошу старшин вручить ему". Старшины по представлению им письма положили, пригласив г - на Бибикова, в присутствии его то письмо сжечь, а буде Бибиков изъявит желание получить его, как по подписи ему принадлежащее, в таковом случае предоставить ему оное взять, которое однакож Бибиков не принял, а письмо в общем присутствии старшин было сожжено..."

13.

Дом был выстроен во второй половине XVIII века поэтом совместно с братом генерал - поручиком А. М. Херасковым. Поэт Херасков жил здесь с семьей до самой своей смерти.

При М. М. Хераскове была только одна часть, средняя, дворца, где колонны и боковые крылья, а может быть, фронтон с колоннами и ворота со львами были сооружены после 1812 года Разумовским, которому Херасковы продали имение после смерти поэта в 1807 году. Во время пожара 1812 года он уцелел, вероятно, только благодаря густому парку. Если сейчас войти на чердак пристроек, то на стенах главного корпуса видны уцелевшие лепные украшения бывших наружных боковых стен.

В первой половине прошлого столетия в палатах дворца Разумовского существовала протестующая "говорильня", к которой прислушивался царь.

За сто лет в этом доме поэта Хераскова звучали речи масонов, закончившиеся их арестом.

Со смертью Чаадаева в 1856 году "говорильня" стала "кофейной комнатой", где смелые речи сменились пересказом статей из "Московских ведомостей" и возлежанием в креслах пресытившихся гурманов и проигравшихся картежников.

14.

Л. Н. Толстой, посещавший клуб в период шестидесятых годов, назвал его в "Анне Карениной" - "храм праздности". Он тоже вспоминает "говорильню", но уже не ту, что была в пушкинские времена.

Князь Гагин, введя в эту комнату Левина, назвал ее "умною". В этой комнате трое господ говорили о последней новости в политике.

Он описывает в другом месте клубные впечатления декабриста Волконского, в шестидесятых годах вернувшегося из сибирской каторги:

"Пройдясь по залам, уставленным столами со старичками, играющими в ералаш, повернувшись в инфернальной, где уж знаменитый "Пучин" начал свою партию против "компании", постояв несколько времени у одного из бильярдов, около которого, хватаясь за борт, семенил важный старичок и еле - еле попадал в своего шара, и, заглянув в библиотеку, где какой - то генерал степенно читал через очки, далеко держа от себя газету, и записанный юноша, стараясь не шуметь, пересматривал подряд все журналы, он направился в комнату, где собирались умные люди разговаривать".

15.

Одна из особенностей "умной комнаты" состояла в том, что посетители ее знали, когда хотели знать, все, что делалось на свете, как бы тайно оно ни происходило.

В "Войне и мире" описывается роскошный бал, данный Москвой Багратиону в Английском клубе. Вот и все, что есть в литературе об этом столетнем московском дворянском гнезде. Ничего нет удивительного. Разве обыкновенного смертного, простого журналиста, пустили бы сюда?

Нет и нет!

16.

Членами клуба были известный винодел Лев Голицын, сын Пушкина - А.А.Пушкин, коннозаводчик А.А.Стахович, чиновник В.И.Мартынов - сын убийцы М.Ю.Лермонтова, губернатор В.С.Перфильев, вице-губернатор И.И.Красовский. Бывал и обер - полицмейстер А. А. Козлов, не пропускавший ни одного значительного пожара. По установленному издавна порядку о каждом пожаре посетители Английского клуба извещались: входил специальный слуга в залы, звонил звонком и тихим, бархатным голосом извещал:

В Городской части пожар номер пять, на Ильинке.

В Рогожской, в Дурном переулке пожар номер три. И с первым появлением этого вестника выскакивал А. А. Козлов, будь в это время обед или ужин, и мчался на своей лихой паре, переодеваясь на ходу в непромокаемый плащ и надевая каску, которая всегда была в экипаже. С пожара он возвращался в клуб доедать свой обед или ужин.

Собирались иногда в "кофейной" П. И. Бартенев - издатель "Русского архива" и К. К. Тарновский - драматург.

17.

а "говорильней" следовала большая гостиная; в ней, как и в "портретной", ломберные столы были заняты крупными игроками в коммерческие игры. Десятками тысяч рублей здесь кончались пульки и роббера.

За большой гостиной следовала "галерея" - длинная комната, проходная в бильярдную и в читальню, имевшая также выход в сад.

18.

Бильярдная хранила старый характер, описанный Л. Н. Толстым. Даже при моем последнем посещении клуба в 1912 году я видел там китайский бильярд, памятный Л. Н. Толстому.

На этом бильярде Лев Николаевич в 1862 году проиграл проезжему офицеру тысячу рублей и пережил неприятную минуту: денег на расплату нет, а клубные правила строги - можно и на "черную доску" попасть.

Чем бы это окончилось - неизвестно, но тут же в клубе находился М. Н. Катков, редактор "Русского вестника" и "Московских ведомостей", который, узнав, о чем дело, выручил Л. Н. Толстого, дав ему взаймы тысячу рублей для расплаты. А в следующей книге "Русского вестника" появилась повесть Толстого "Казаки".

19.

В левом углу проходной "галереи" была дверка в "инфернальную" и в "старшинскую" комнату, где происходили экстренные заседания старшин в случае каких - нибудь споров и недоразумений с гостями и членами клуба. Здесь творили суд и расправу над виновными, имена которых вывешивались на "черную доску".

Рядом со "старшинской" был внутренний коридор и комната, которая у прислуги называлась "ажидация", а у членов - "лакейская". Тут ливрейные лакеи азартных игроков, засиживавшихся в "инфернальной" до утра, ожидали своих господ и дремали на барских шубах, расположившись на деревянных диванах.

Эта "ажидация" для выездных лакеев, которые приезжали сюда в старые времена на запятках карет и саней, была для них клубом. Лакеи здесь судачили, сплетничали и всю подноготную про своих господ разносили повсюду.

За "галереей" и бильярдной была читальня в пристройке, уже произведенной Разумовским после 1812 года. Этот зал строил Жилярди.

Входишь - обычно публики никакой. Сядешь в мягкое кресло. Ни звука. Только тикают старинные часы. Зеленые абажуры над красным столом с уложенными в удивительном порядке журналами и газетами, к которым редко прикасаются.

20.

Безмолвно и важно стоят мраморные колонны, поддерживающие расписные своды - творчество художников времен Хераскова.

Поблескивают золотыми надписями кожаные переплеты сквозь зеркальные стекла шкафов. Окна занавешены. Только в верхнюю, полукруглую часть окна, незашторенную, глядит темное небо.

Великолепные колонны с лепными карнизами переходят в покойные своды, помнящие тайные сборища масонов, - по преданиям, здесь был кабинет Хераскова. Сквозь полумрак рельефно выступает орнамент - головы каких - то рыцарей.

Верхний полукруг окна осветился выглянувшей из - за облака луной, снова померк... Часы бьют полночь. С двенадцатым ударом этих часов в ближайшей зале забили другие - и с новым двенадцатым ударом в более отдаленной зале густым, бархатным басом бьют старинные английские часы, помнящие севастопольские разговоры и, может быть, эпиграммы на царей Пушкина и страстные строфы Лермонтова на смерть поэта...

21.

В ярком блеске "храм праздности" представлялся в дни торжественных обедов.

К шести часам в такие праздники обжорства Английский клуб был полон. Старики, молодежь, мундиры, фраки... Стоят кучками, ходят, разговаривают, битком набита ближайшая к большой гостиной "говорильня". А двери в большую гостиную затворены: там готовится огромный стол с выпивкой и закуской...

Сезон блюсти надо, - говаривал старшина по хозяйственной части П. И. Шаблыкин, великий гурман, проевший все свои дома. - Сезон блюсти надо, чтобы все было в свое время. Когда устрицы флексбургские, когда остендские, а когда крымские. Когда лососина, когда семга... Мартовский белорыбий балычок со свежими огурчиками в августе не подашь!

Все это у П. И. Шаблыкина было к сезону - ничего не пропустит. А когда, бывало, к новому году с Урала везут багряную икру зернистую и рыбу - первым делом ее пробуют в Английском клубе.

22.

После революции 1905 года, когда во всех клубах стали свободно играть во все азартные игры, опять дела клуба ослабли; пришлось изобретать способы добычи средств. Избрали для этой цели особую комиссию. Избранники додумались использовать пустой двор возведением на нем по линии Тверской, вместо стильной решетки и ворот с историческими львами, ряда торговых помещений.

Несколько членов этой комиссии возмутились нарушением красоты дворца и падением традиций. Подали особое мнение, в котором, между прочим, было сказано, что "клубу не подобает пускаться в рискованные предприятия, совсем не подходящие к его традициям", и закончили предложением "не застраивать фасада дома, дабы не очутиться на задворках торговых помещений".

Пересилило большинство новых членов, и прекрасный фасад Английского клуба, исторический дом поэта Хераскова, дворец Разумовских, очутился на задворках торговых помещений, а львы были брошены в подвал.

Дела клуба становились все хуже и хуже... и публика другая, и субботние обеды - парадных уже не стало - скучнее и малолюднее... Обеды накрывались на десять - пятнадцать человек. Последний парадный обед, которым блеснул клуб, был в 1913 году в 300 - летие дома Романовых.

23.

А там грянула империалистическая война. Половина клуба была отдана под госпиталь. Собственно говоря, для клуба остались прихожая, аванзал, "портретная", "кофейная", большая гостиная, читальня и столовая. А все комнаты, выходящие на Тверскую, пошли под госпиталь. Были произведены перестройки. Для игры "инфернальная" была заменена большой гостиной, где метали баккара, на поставленных посредине столах играли в "железку", а в "детской", по - старому, шли игры по маленькой.

В таком виде клуб влачил свое существование до начала 1918 года, когда самый клуб захватило и использовало для своих нужд какое - то учреждение.

Одним из первых распоряжений организованной при Наркомпросе Комиссии по охране памятников искусства и старины было уничтожение торговых помещений перед фасадом дворца.

Революция открыла великолепный фасад за железной решеткой со львами, которых снова посадили на воротах, а в залах бывшего Английского клуба был организован Музей старой Москвы.

Наконец, 12 ноября 1922 года в обновленных залах бывшего Английского клуба открывается торжественно выставка "Красная Москва", начало Музея Революции. Это - первая выставка, начало революционного Музея в бывшем "храме праздности".

24.

Однажды ночью, когда я сиделся за компьютером (иногда, я беру работу на дом) и уже собирался ложиться спать, в квартире раздалась тревожная трель дверного звонка.
«Кто посмел нарушить мой покой в такой час? Надеюсь у этого кого-то есть на то веская причина, иначе ему не сдобровать»- мысленно сказал я, и подошел к входной двери. Заглянув в глазок я был сильно удивлён. На пороге стоял мой друг Евгений, и вид у него был такой, как будто за ним черти гонятся!
Я поспешно зазвенел ключами и открыл дверь. Женька буквально ввалился в коридор, чуть не сбив меня с ног, и начал кричать, чтобы я срочно закрыл дверь. Сначала я подумал, что он был пьян, но это было не так. Через несколько мгновений я понял, что мой друг досмерти испуган. Я пытался выспросить у него, что случилось, но в ответ получал лишь бессвязный набор слов. В общем, поняв, что так дело не пойдёт, я проводил Женю на кухню, накапал ему успокоительного и отвёл спать. Всю ночь он ворочался и несколько раз просыпался истошно крича. Утром мы пошли пить кофе. Я сел за стол напротив него и серьёзно так, с суровым видом сказал: Женя, я требую, чтобы ты мне рассказал. что случилось!
Он жалобно посмотрел на меня и промямлил: Я боюсь, что ты мне не поверишь, и подумаешь, что я спятил.
— Рассказывай!- выпалил я приказным тоном. Поддавшись моему напору, Женька начал свой рассказ.
Надо сказать. что мой друг, хоть и не имеет постоянного места работы, деньги у него всегда водились, он, так сказать, вольный художник. Вращается в богемных кругах, промышляет скупкой, продажей и оценкой произведений искусства. Недавно он вернулся из очередной заграничной поездки. В этих своих путешествиях, он совмещает приятное с полезным, и на Мир смотрит, и скупает за копейки творения местных мастеров и художников, чтобы потом продать местной нашей восхищённой публике за большие бабки. Ну так вот, в этот раз он побывал сразу в нескольких странах, конечно в Брозилии, Аргентине, и ещё в каких-то трёх, помельче.
В поездке вышел с ним такой случай, на одном из рынков, где торговали интересующим его товаром(всякими местными поделками, сувенирами и т.д.) прицепился к нему мальчишка один, и начал достовать: Сеньёр, сеньёр, купите у меня картину! Шёл за ним наверное целый километр, и всё упрашивал, и рассказывал, про свою несчастную жизнь и про то, как им с родителями есть нечего. Короче говоря, Женя, чтобы тот только от него отвязаться, купил у этого мальца картину, даже не глядя, что на ней изображено. Вернувшись в гостиницу, он разложил куплённое добро на столе и как следует рассмотрел картину. Картина была неплохо написана, но вот сюжет был весьма странный. Эту картину я сам в последствии видел. и по этому опишу её подробнее: В середине компазиции высилась женская фигура в языках пламени, этакая дьяволица. Жгучая брюнетка, волосы заплетены в высокую косу, груди затянуты в чёрный корсет с вырезом на животе, перетянутом чёрными же лентами, ноги в чёрных по виду коженых высоченных сапогах(встретил бы в живую, точно подумал бы, что ярая бдсм-поклонница). Девица-дьяволица нагло улыбалась и истезала хлыстом людей, лежавших у её ног, они были в одних набедренных повязках и с ранами на спине, на её фоне они выглядели невероятно жалко. На обратной стороне была надпись, Женька не очень-то понимал в испанском, и взяв картину спустился в холл. Дежурный портье, увидав картину был явно не в восторге, и нехотя перевёл надпись, она гласила: » Я приду по вашу душу!» И подпись » Хулиана, королева демонов». По словам портье эта картина иллюстрирует местный фольклорный образ демонессы по имени Хулиана. Она, эта тётка была местной знаменитостью несколько сотен лет назад. Своим хлыстом она забила досмерти множество рабов, славилась чрезвычайной изощрённой жестокостью и извращениями, за что в последствии в народе ей присвоили такое прозвище.(Скажем так, она для местных жителей была как Эрижбета Батори для румын). Женька тогда очень обрадовался, ведь картино с историей можно продать гораздо дороже, чем просто работу неизвестного автора. Вскоре он вернулся домой, в Москву.
Всё бы хорошо, но на картину никак не находился покупатель. Женя перенёс её домой и решил пока оставить у себя. С этого всё и началось. В первую ночь после того, как картина переехала в его квартиру, Женьке всю ночь казалось, что кто-то ходит по его новенькому паркету, цокая каблуками и легонько постёгивая хлыстом по мебели. Потом, на следующую ночь, к этим звукам прибавился ещё и голос, говорящий мерзким шёпотом что-то непонятное. А на третью ночь он увидел в дверном проёме силуэт, похожий на тот, что был на картине, он стоял на месте и совершал похотливые движения всеми частями тела, будто призывая Женьку заняться с ним любовью и при этом похлёстывал кнутом по дверному косяку. Женбка на утро пытался прогнать от себя жуткие мысли, и провёл ночь у одной подруги. Вернувшись домой. он обнаружил, что вся его квортира перевёрнута вверхдном. Он решил что это воры, но заявление писать не стал, ведь вроде как ничего не пропало. В этот раз он ночевал дома. Только он погасил свет и лёг в постель, как раздались уже знакомые шаги и над его ухом прозвучал знакомый шёпот. Женя было шарахнулся в сторону, но что-то как будто держало его, сковывая все конечности. Проклятая баба стояла рядом с кроватью, она залезла на него верхом, стала скакать на нём как в седле и нещадно бить кнутом. Мой друг не мог в это поверить, но эта ужасная бабища была совершенно матерьяльна. Собрав все силы в кулак, Женя сдавленно выкрикнул: Ху-у-у-ли-и-и-а-а-ана-а! сгинь проклятая! Тут же ужасное видение пропало, освободив его руки и ноги. Женька как мог оделся и выбежал из квартиры. На улице, по дороге ко мне, он немного расслабился, но вдруг услышал за спиной шаги, обернувшись он с ужасом увидел, что это была она, в свете фонарей стояла Хулиана. Но что с ней случилось, её кожа была сморщеная, отвратительного серо-зелёного трупного оттенка, груди старчески обвисли, разложившаяся плоть свисала рваными лохмотьями с оголённых участков тела. Хулиана стояла и мерзко что-то гнусавила, показывая на Женьку Пальцем. И тут вокруг неё появилась целая стая ужасного вида существ, навид будто заживо зажаренных, и имевших тела смутно напоминавшие человеческие. Тут уж у Женьки душа ушла в пятки, и он опрометью бросился бежать. Дорога до моего дома лежала через старый мост, перекинутый через реку, мой друг точно не помнит, куда-уж тут, но вроде как эти твари его перестали преследовать именно тогда, когда он пробежал по мосту. Примчался он ко мне в таком состоянии именно в этот вечер.
Днём мы с Женей пошли к нему домой, там был жуткий беспорядок, посреди квартиры на куче из вещей, подушек и постельного белья, как на монаршем троне, была водружена картина с Хулианой. Я предложил её сжечь, но Женька почему-то был против, тогда мы сложили проклятую картину в кейс и отнесли в один магазин-салон, где тут же сделали оценку шедевра и заплатили за него деньги. Мы покинули магазин в полном молчании. Сейчас нам остаётся только догадываться о доальнейшей судьбе «Хулианы-королевы демонов», но боюсь. что новым владельцам эта гадина так же не принесла ничего хорошего.

Английский клуб на Тверской улице Москвы располагается в здании причудливой судьбы – сначала старинная усадьба, потом долгое время элитный Английский клуб, недолго – госпиталь, затем Музей революции, а ныне – Музей современной истории России. В своем обзоре я хочу показать, что осталось в этом здании именно от времен Английского клуба. Сначала отмечу, что это единственный на всей Тверской улице классический фасад, не искаженный поздними перестройками

Здание бывшего Английского клуба. Вид на центральную часть и правое крыло

Эта часть города застраивалась издавна, но первый каменный дом здесь возвёл в 1780 году генерал-поручик А.М.Херасков – ныне эта постройка составляет центральную часть здания Английского клуба на Тверской улице

Сам Херасков был масоном и в его доме проходили тайные собрания первого в Москве масонского кружка. До сих пор во внешнем и внутреннем декоре дома сохранились символы масонской традиции, поэтому здание Английского клуба является непременным объектом экскурсий, посвященных следам масонов в Москве. В начале ХIХ века усадьбу на Тверской покупает граф Лев Кириллович Разумовский и перестраивает главное здание: в 1811 году появляется левое крыло, а в 1817 году – правое.

Левое крыло бывшего Английского клуба (усадьбы Разумовского)

При наполеоновском нашествии дом уцелел от пожара, но интерьеры были безнадежно испорчены: французские солдаты устроили в доме скотобойню.

Уличный фасад левого крыла бывшего Английского клуба (усадьбы Разумовского)

Именно при Разумовском усадьба обзавелась каменной оградой по линии улицы с двумя симметричными воротами и двумя калитками. Пилоны всех ворот увенчаны фигурами львов, которые обессмертил Пушкин в «Евгении Онегине», описывая въезд Татьяны в Москву:

«…Балконы, львы на ворота́х,

И стаи галок на крестах.»

После смерти Разумовского дом перешёл к князю Н.Вяземскому, который и продал его Английскому клубу в 1831 году. Вообще же история Английских клубов в России началась с последней трети ХVIII века, когда сначала в Санкт-Петербурге, а потом в Москве появились джентльменские клубы. Они становились центрами общественной и политической жизни, во многом определявшими общественное мнение. Особенное значение Английский клуб имел в Москве. Это было элитное аристократическое собрание, членство в котором означало высокий статус и положение в свете. Приём новых членов был ограничен и осуществлялся только по рекомендациям, причем даже титулованные дворяне могли годами стоять в очереди и не успеть до конца жизни попасть в члены клуба.

Роль Английского клуба в общественной жизни столицы ярче всего, на мой взгляд, характеризует частое упоминание клуба в литературе того времени. Мы встретим это название в художественных произведениях, в дневниках и письмах А.С.Пушкина, А.С.Грибоедова, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя, В.А.Гиляровского, В.А.Жуковского, Аксаковых, М.Н.Загоскина и многих, многих других. Классические фразы из «Горе от ума» «…Сок умной молодежи» и «Шумим, братец, шумим!» — это всё об Английском клубе. В первом томе «Войны и мира» описывается торжественный обед в Аглицком клубе в честь князя Багратиона, только происходил он не на Тверской, а по одному из прежних адресов клуба. Ведь прежде чем Английский клуб расположился в бывшей усадьбе графа Разумовского, он неоднократно менял своё местоположение.

Сейчас вход в здание бывшего Английского клуба на Тверской осуществляется через главное крыльцо центральной части строения. Мы попадаем вот в такое фойе

Этот вестибюль сохранил колоннаду, декор потолка и лестницу на второй этаж. Все балки потолка украшены одинаковыми изображениями жезлов, обвитых плющом, и трёх медальонов. На центральном медальоне изображена голова горгоны Медузы

Этот же мотив повторяется на решетке лестницы

Сейчас при подъеме по парадной лестнице нас встречает мозаичное панно на революционную тему, а во времена Английского клуба здесь висел портрет действующего государя-императора. Но мы смотрим на лепнину потолка, которая соответствует интересующему нас периоду

На период Английского клуба восстановлен и вход на второй этаж (рольставни в расчет не берем)

Посмотрите на кариатид с лицами идеальных пропорций

За этим входом начинаются залы музея, где располагается постоянная экспозиция. В самых первых залах ничего не напоминает об Английском клубе. А вот во втором или третьем зале можно увидеть колонны и пилястры из искусственного мрамора классического коринфского ордера

На потолке соответствующая стилистике лепнина

Стены зала в нижней своей части почти полностью закрыты экспозицией и, похоже, здесь ничего не осталось от прежних интерьеров

Единственный зал, интерьер которого сохранился со времен Английского клуба, – это Газетная комната

Дело в том, что кроме политических дискуссий, Английский клуб славился своей кухней, карточными играми и библиотекой. Так вот, библиотека клуба считалась лучшей в России и располагала богатейшим собранием русских периодических изданий начиная с 1813 года. Во времена отсутствия телевидения и интернета сюда приходили, чтоб узнать новости, – клуб выписывал множество российских и зарубежных газет и журналов. А читать их можно было как раз в комнате, называемой газетной

В газетной и библиотеке нельзя было громко разговаривать, уносить издания без соответствующего оформления и даже переносить их в другие залы – за это полагались штрафы. Такие правила устанавливал устав клуба. Ведь Английский клуб был одной из первых российских общественных организаций: все должности в клубе были выборные, а деятельность осуществлялась согласно уставу.

В газетной комнате нет музейных витрин с экспонатами, но в разных частях комнаты воссозданы фрагменты интерьеров клубных залов. Вот, например, фрагмент библиотеки

В нём мне больше всего понравилась лампа зелёного абажура, бронзовая, с патиной. Хотя и кожаные переплеты с золотыми надписями за стеклами шкафа тоже внушают уважение

Вот фрагмент фруктовой комнаты, т.е. помещения, где подавали легкие закуски, салаты, фрукты – по нынешним понятиям это было бы кафе или бар

Здесь заслуживает внимания тончайшей работы экран. Выполнен он из дерева, применена резьба и роспись

Такой же раритет – вот этот сервант для чайной посуды

Посмотрите, какими изящными бронзовыми накладками и эмалевыми медальонами он украшен

Кстати, о еде. В Английском клубе вообще много времени и внимания уделяли поварскому искусству. Не случайно А.С.Пушкин, описывая визит Онегина в Английский клуб, иронично замечает «…О кашах пренья слышит он». Кухня и повара клуба считались лучшими в России, а члены клуба отправляли на обучение в Английский клуб своих поваров. Роскошные обеды клуба славились по всей Москве

В газетной комнате сохранилось зеркало, вроде бы подлинно венецианское

Кстати, женщины в Английский клуб не допускались, даже в качестве прислуги, не говоря уже о гостях. За всю историю существования Английского клуба дамы могли посетить его лишь трижды, во время коронационных торжеств российских монархов. Но и тогда дамы удостаивались только завтрака и осмотра некоторых залов. Ныне все посетители могут любоваться роскошными интерьерами

Колонны и пилястры по моде тех лет выполнены из искусственного мрамора. Потолок и стены расписаны в технике гризайль – то есть рисунок, за счёт тоновых вариаций одного цвета имитирующий объём

А вот точь-в-точь такой же декор стены, но уже частично выполненный в объеме

В некоторых арках расположены объёмные барельефы, изображающие сцены из греческой мифологии

На потолке в трех круглых плафонах росписи

Изображены в плафонах музы – покровительницы искусств и наук, ведь назначение комнаты — просвещение

Кстати, слово «музей» произошло от греческого названия храма муз

На стенах светильники с зеркальной подложкой, чтобы за счет отражения получалось больше света

В газетной комнате великолепная люстра. Со слов экскурсовода, она подлинная, только переоборудована под электричество

После газетной экскурсантов обычно ведут в следующую комнату. Будучи в Английском клубе дважды и с разными экскурсоводами, я слышала два её названия: говорильня и инфернальная. Говорильня – потому что в ней могли без помех беседовать на разные темы, а инфернальная, то есть адская, — потому что в ней играли в карты и проигрывались по-крупному. Как бы то ни было, сейчас в этой комнате от интерьеров практически ничего не осталось. Здесь интересны колонны, украшенные резьбой …

…и подлинные светильники. Большая люстра, помимо тончайше выполненного замысловатого узора, интересна фигурой крылатого ангела в центре и многочисленными фигурками не то воинов, не то охотников, расположенных по окружности. Меня больше всего поразило, что тщательно выполнены не только луки в руках воинов, но и тетива на них (!)

В инфернальной есть ещё светильник поменьше

В этом зале в витринах и без выставлены различные экспонаты музея. Например, каминные часы, Париж, XIX век

Ещё здесь воссоздан интерьер кабинета старейшины Английского клуба (конец XIX – начало XX века)

Следующий зал, в котором воссозданы элементы декора XIX века, — это зал с камином. Вот общий вид потолка

На потолке росписи в стиле гризайль обрамляют центральный плафон. Эти росписи содержат изображения как чисто декоративных элементов – венков, щитов, рога изобилия и т.п. – так и мифологических сцен

Но основное внимание приковывает к себе, конечно, живописный плафон в центре потолка

Зал имеет не строго прямоугольную форму, с одного конца он завершается полуротондой. Свод этого алькова расписан изображениями гирлянд, листьев аканта, рогов изобилия, а полукруглая форма подчеркнута сильно выступающим карнизом с богатым лепным декором

Именно здесь, между колоннами, находится камин, по которому этот зал называют иногда каминным

Мраморный камин по торцу каминной полки украшен медальонами с римскими профилями

Вертикальные стенки камина также украшены резными мраморными барельефами

При моем первом посещении музея насколько лет назад этот камин мне совсем не запомнился: либо он был так «вписан» в музейную экспозицию, что растворялся в ней, либо вообще был закрыт. При моём последнем посещении в каминном зале была только экспозиция живописи, никаких витрин или отдельно стоящих экспонатов не было, только полотна на стенах – соответственно, и зал смотрелся более цельно и значимо, как самостоятельная экспозиционная единица. Также в этом зале обязательно надо обратить внимание на люстры

Они опять-таки подлинные, переоборудованные под электричество. Насколько позволяет камера, пытаюсь показать эту тонкую работу. Здесь самые разнообразные фигуры и образы: девы, ангелы с крыльями, факелы с венками

После каминного зала следует целый ряд комнат, в которых сохранились лишь отдельные элементы декора, относящегося к интересующему нас периоду. Вот, например, зал с очень интересным потолком: в прямоугольник потолка вписан шестиугольник, а в него – круг, являющийся основанием купола

Углы и не занятая куполом часть потолка украшены лепниной с изображениями грифонов, крылатых дев, венков и масок

В другом зале по периметру потолка идет очень своеобразная лепнина, даже с неким подобием кронштейнов, украшенных изображениями фигур, — не припомню, чтобы где-то довелось ещё такую видеть

В следующем зале, кроме лепнины по периметру потолка, над дверями восстановлены барельефы на исторические или мифологические темы

Есть ещё один крупный зал с восстановленными потолочными росписями на бочкообразном своде

Экскурсоводы про него ничего не рассказывают. На мой вопрос, всегда ли здесь были росписи гризайль или это упрощенное восстановление, мне ничего внятного не ответили

В завершение напомню, что сейчас в этом здании располагается Музей современной истории России. Хотя темой моего рассказа был только Английский клуб, экспозиция музея тоже заслуживает внимания. Она охватывает период примерно с начала ХХ века и до наших дней, здесь уже представлены нулевые годы нынешнего века. Памятные вам предметы, лица, события вы увидите в новом свете, совсем с иного ракурса. Так что каков бы не был ваш возраст, вы сможете ощутить себя частицей истории и современником исторических событий.

Потолок в переходах Английского клуба

Как попасть в Английский клуб

Бывший Английский клуб, ныне Музей современной истории России, расположен по адресу ул.Тверская дом 21. Ближе всего добираться от станций метро Тверская и Пушкинская. На этих станциях выходить при движении из центра в начало состава, далее идти на ту сторону Тверской, где Макдональдс

Музей работает с 11ч до 19ч, понедельник выходной. Билет стоит 250 рублей, есть льготы для пенсионеров, студентов вузов и других категорий посетителей. Музей не относится к Департаменту культуры Москвы, поэтому здесь нет бесплатного посещения в третье воскресенье каждого месяца.

В музее можно заказать экскурсии как обзорные, так и тематические. Хочу обратить ваше внимание на то, что музей исторический и если вас интересует история дома и архитектурно-искусствоведческая тематика, то надо уточнить, будет ли освещаться на экскурсии эти вопросы и насколько глубоко.