Роль главы «Тамань» в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Деление на части, различающееся сюжетом и героями, отличительная особенность романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В романе используется «обратная» композиция, которая помогает постепенному раскрытию характера Печорина. Наличие разных рассказчиков даёт возможность постепенно приближать героя к читателю, постепенно раскрывать его загадку, пока он сам «не раскроется» в своём дневнике. I. Особенности сюжета и композиции Хронология сюжета 1.«Тамань» 2.«Княжна Мери» 3.«Бэла» 4. «Фаталист» 5. «Максим Максимыч» 6. Сообщение о смерти Печорина Композиция 1. «Бэла» 2. «Максим Максимыч» 3. Сообщение о смерти Печорина 4. «Тамань» 5. «Княжна Мери» 6. «Фаталист» «Внимательный читатель отметит, что весь фокус подобной композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока, наконец, он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых», - верно заметил В. Набоков. Хронология событий «Тамань»: около 1830 года – Печорин направляется из Санкт- Петербурга в действующий отряд и останавливается в Тамани. «Княжна Мери»: 10 мая – 17 июня 1832 – Печорин приезжает из Тамани на воды в Пятигорск, затем в Кисловодск; после дуэли с Грушницким переведен в крепость под начальство Максима Максимыча. «Фаталист»: декабрь 1832 года – Печорин приезжает на две недели из крепости в казачью станицу. «Бэла»: весна 1833 года – Печорин похищает дочь «мирнова князя»; через четыре месяца она погибает от рук Казбича. «Максим Максимыч»: осень 1837 года – Печорин отправляется в Персию, снова оказывается на Кавказе и встречается с Максимом Максимычем. (В. Набоков). Важной частью композиции романа является сообщение основного повествователя о смерти Печорина в предисловии к дневнику героя. Лермонтов, продуманно выстраивая свой роман из отдельных разрозненных фрагментов жизни героя, решительно разрывает эту хронологию. Отказ от хронологии обусловлен следующим: выбор наиболее значимых эпизодов, особое внимание психологическим размышлениям, нежели описанию событий; необходимость соотнесения героя с другими персонажами, появляющимися в определенной последовательности; выбор рассказчика не случаен - служит общему замыслу; композиция подчинена авторскому замыслу: всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени, проследить историю его жизни. Система рассказчиков неслучайна. Даются три точки зрения: Путешествующего офицера (это образованный офицер, он кое-что знает о Печорине, о его странном и противоречивом характере, даёт объективную оценку); Максима Максимыча (человек чести, воинского долга, дисциплины; он простодушен, добр, искренен); Печорина (человек, размышляющий о смысле жизни, о собственном назначении, сам себя судит). Система рассказчиков помогает ответить на вопрос: каким представлен герой? Печорин – таинственный и загадочный человек, его нельзя понять, а его действия нельзя сразу объяснить. Но подобная система - это попытка дать объяснение некоторым поступкам. Дневник Печорина трагическая исповедь героя, где он искренен перед читателем и самим собой. Этому замыслу подчинено жанровое разнообразие глав романа, которые можно определить так: романтическая новелла - путевой очерк, психологическая новелла, авантюрная новелла, остросюжетная повесть, дневник - «светская» повесть, записки - романтическая новелла. А в итоге «Герой нашего времени» - социально-психологический философский роман. Если первые две повести по жанру - путевые записки (повествователь замечал: «Я пишу не повесть, путевые записки), то следующие повести – дневник Печорина. Дневник – это записи личного характера, в которых человек, зная, что они не будут известны другим, может излагать не только внешние события, но и внутренние, сокрытые от всех движения собственной души. Печорин был уверен, что он пишет «этот журнал… для себя», поэтому так открыт в своих признаниях. Итак, «Тамань» - это первая повесть в дневнике Печорина, из неё мы узнаём о приключениях героя в «скверном городишке». Здесь ранний этап жизни героя, о котором рассказывает он сам; на все события читатель смотрит глазами героя. II. Роль главы «Тамань» в романе. 1. Сюжет главы, её построение. В дневнике Печорин повествует о самом начале своих странствий – о первом увлекательном и опасном приключении в приморском городишке. Глава «Тамань» выделяется не только романтической стилистикой, но и особой авантюрной сюжетной динамикой. «Нечистая» лачуга, бурное море, таинственная лодка отчаянно храброго контрабандиста, загадочная юная красавица – «ундина», слепой мальчик, ночное свидание с девушкой, чуть не стоившее офицеру жизни, - всё это, казалось бы, делает короткую историю пребывания Печорина в Тамани наиболее колоритным эпизодом в жизни героя, придаёт повести остросюжетный характер. Однако главный смысл повести не в авантюрности сюжета, а в заключительных словах героя: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!» Покинув наскучившее ему петербургское общество, Печорин жаждет новых впечатлений, и судьба предлагает ему некую тайну «нечистого места», обитатели которого вызывают естественные подозрения: «Я вышел, твёрдо решившись достать ключ к этой загадке». Старуха, слепой, девушка-ундина, Янко на деле оказываются не романтической шайкой разбойников, а вороватыми контрабандистами, сообщество которых разрушается по воле любопытного офицера. Вмешиваясь в жизнь незнакомых ему людей, Печорин разрушает естественные человеческие связи: брошены на произвол судьбы старуха и слепой: «… и вот мне послышалось что-то похожее на рыдание: слепой мальчик точно плакал, и долго, долго… Мне стало грустно». Для Печорина становится очевидным, что эти люди живут привычной жизнью, зарабатывают на жизнь опасным незаконным промыслом и вынуждены по-своему защищаться от назойливого проезжего офицера. Но промелькнувшее в душе Печорина сострадание к этим людям, чью жизнь он внезапно разрушил, сменяется холодным, горьким признанием: «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих». Так впервые читатель наблюдает героя изнутри, проникает в его сознание. 2. Характер Печорина, выступающий из описываемых событий; как способствует выявлению его характера центральная ситуация главы. 3. Лаконизм повести, точность и простота как отличительные особенности повествования. 4. Пейзаж, контрастность, романтические мотивы, точное воссоздание быта, изображение экзотического мира – способы выражения авторской позиции. 5. «Тамань» - первая часть дневниковых записей Печорина, с этой главы начинается «самораскрытие» героя. 6. Влияние главы на русскую литературу «Пластун», стихотворение Н. Огарёва «У моря»). (рассказ Толстого 111. Высокая оценка романа В.Г. Белинским, Л.Н. Толстым, А.П. Чеховым. Превращение цикла повестей в психологический роман – новаторское решение проблемы русского романа и начало дальнейшего его развития у Тургенева, Толстого, Достоевского. «Тамань» - одно из самых поэтичных творений русской классической прозы, высоко оцененное Л.Н. Толстым и А.П. Чеховым. Главе «Тамань» была дана высокая оценка и В.Г. Белинским: «Мы не решились делать выписок из этой повести, потому что она решительно не допускает их: это словно какое-то лирическое стихотворение, вся прелесть которого уничтожается одним выпущенным или изменённым не рукою самого поэта стихом…» Эта глава романа выделяется ярко выраженной романтической стилистикой и особой сюжетной динамикой.

Выдающийся писатель Михаил Юрьевич Лермонтов создал уникальное произведение – «Герой нашего времени», где непосредственное значение имеет третья повесть под названием «Тамань».

Повествование ведется от лица главного героя, имя которого Григорий Печорин. Из-за военной службы, персонажу выпала доля посетить захудалый город Тамань, где все для него оказалось скверным. Героя чуть не утопили, он едва не умер от голода. Место пребывания нагоняло в уныние.

Пытаясь уйти от невзгод, Печорин тщетно искал жилье в городишке, однако снял квартиру он у берега моря. Казалось, что хата – это свободна, но, постучав приличное количество раз, лишь через некоторое время на пороге появился слепой мальчик, который на вопрос, где хозяйка квартиры, ответил, что её нет дома, так как ушла она в слободку. Так или иначе, Печорин улегся спать, но забыться не получается.

Внезапно герой в окне из-за своей бессонницы замечает, как слепой четырнадцатилетний мальчик под мышкой несет некий узел. Григория пробирает любопытство, он, не желая упускать мальчика из виду, следует за ним. Дорога ведет к берегу моря, где персонаж замечает, как слепой оказывается на месте не один, а с женщиной, вместе с которой мальчик ведет беседу о Янко. Героиня утверждает, что тот не приедет из-за погодных условий, но мальчик высказывает возражения по этому поводу.

Пока герои вели разговор, к берегу причаливает лодка, из которой появляется человек среднего роста, на голове его татарская шляпа. По тем обрывкам разговора, что успел уловить Печорин, становится понятно: приплывший странник является контрабандистом. В результате герои, что стояли у берега, начали забирать из лодки некие узлы, перетаскивая их в какое-то место. Затем главный персонаж теряет трех людей из виду, не расстроившись, уходит смыкать очи.

На следующий день вернулась хозяйка квартиры, которой Печорин пожелал рассказать о похождениях слепого мальчика, но та лишь прикидывалась глухой, не обращая внимания на тот якобы вздор, что нес съемщик хаты. В раздраженном состоянии он кинулся за мальчиком, чтобы добиться истины, но ничего не удалось выяснить у него, ибо слепой только и делал, что плакал.

Чтобы отдохнуть, Печорин вышел из дому, дабы посидеть на скамейке. На крыше дома он замечает девушку, которая, как посчитал герой, является дочкой хозяйки квартиры. Раскинувшись на крыше, длинные волосы были распущены, платье на героини было полосатое, она сидела, словно русалка на дереве, и пела какую-то песню о лодке, попавшую в бурю. Голосок прекрасный выдал девушку, Печорин сразу осознал, что именно она была той ночью на берегу моря вместе со слепым мальчиком и контрабандистом. Не выжидая время, героиня стала играть с молодым человеком, глядя ему пристально в глаза. Так Печорин ощущал игривость девушки целый день.

Когда настал вечер, персонаж остановил героиню в дверях, утверждая ей, что он знает, с кем и где провела ту ночь девушка. Поначалу Печорин грозит ей доложить всю информацию коменданту, но та лишь приходит в безудержный смех. Такого поведения Григорий Печорин весьма не ожидал.

Когда стемнело, пришла пора устроить чаепитие. Не успел Печорин поднести кружку к губам, как девушка вбежала в комнату, обняла его крепко и поцеловала. Герой хотел поступить взаимно, однако та прошептала, что ждет его, когда все будут блуждать во снах, у берега моря.

Полный неизвестности и интриги, персонаж решил прийти в назначенное место. Подойдя к берегу, девушка сидела в лодке, ожидая героя. Печорин, присаживаясь рядом с ней, начинает обнимать её, целовать, а героиня в это время откатывает лодку все дальше и дальше от суши. Внезапно девушка сталкивает Григория Печорина, тот от неожиданности не может собраться, плавать он не умеет. Поэтому борется за жизнь до последнего.

В результате Печорин сам скидывает девушку, которая так боялась, что если он не умрет, то правда о той ночи с контрабандистом выйдет наружу, что жаждала утопить молодого человека. Но, герой не прост, как кажется. Всеми силами он одержал победу, считая, что утопил девушку. Однако, доплыв до берега, обнаруживает ее силуэт, она выжимает собственные волосы. Через некоторое время подплывает Янко, которому героиня доносит, что «все пропало», появляется слепой мальчик. Контрабандист заявляет слепому, что забирает с собой девушку и уплывает в свои места, тот просится разделить участь с ними, но Янко прогоняет героя, давая ему какую-то монету.

Печорин, глядя на разворот событий, остается в недоумении, почему он оказался именно здесь, почему он помешал жизни некоторым жителям. «Я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну», - молвил персонаж.

Так, когда светлело, герой покидает пределы Тамани. Ему так и не открылась информация по поводу судеб старухи и слепого мальчика. И в конце понимает, да и какое ему до этого дело!

Пересказ №2

Уже поздно ночью Печорин прибыл в маленький захолустный приморский городишко Тамань. Объяснив часовым, что он офицер, который направляется в свой действующий полк, потребовал казенную квартиру. Однако объехав весь город Печорину нигде не могут найти пристанище. Наконец десятник привел его к небольшой бедной хате, которая стояла на самом берегу моря, предупредив, однако, что "там нечистое место".

На зов хозяина выполз слепой мальчик-подросток и сообщил что хозяйки нет дома. Сирота провел офицера и его слугу-казака в дом. Из Хаты повеяло сыростью и убогостью. Печорин разложил чемодан и зажег огарок свечи. Все легли спать.

Сон никак не приходил к Печорину. Он, наблюдая за месячными лучами, заметил тень, которая мелькнула неожиданно за окном. Выйдя из хаты, офицер заметил мальчишку, который нес, прижав к себе, узел и довольно уверенно, как для слепого, спустился по крутой тропинке к берегу.

Несмотря на сильный ветер и приближение бури Печорин смог расслышать отрывки разговора слепого и неизвестной женщины. Оба ждали возвращения некого Янко. К берегу медленно приближалась лодка. Причалив из нее вышел мужчина в бараньей шапке и помахав рукой, стоящим на берегу, начал разгружать лодку.

Утром Печорин отправился в Фанагорию, узнать о времени отъезда в Геленджик. Не получив вразумительного ответа от коменданта крепости, офицер вернулся домой, где ждал его казак.

Старуха-хозяйка не могла ответить ни на один вопрос гостей, поскольку была глухой. Слепой мальчишка тоже отрицал свой ночной поход. Печорина привлекла печальная песня, доносившаяся откуда-то сверху. На крыше хаты стояла девушка с распущенными косами, всматриваясь вдаль моря она пела о "буйной головушке", что "везет вещи драгоценные".

На протяжении всего дня длинноволосая "ундина" вертелась вокруг Печорина, пытаясь обворожить его. Ни на один его вопрос она не давала четкого ответа и вела себя довольно странно. Тогда он решил рассказать ей об увиденном и подслушанном разговоре на берегу моря, при этом откровенно спросив:" А если б я, например, вздумал донести коменданту?". Русалка, исчезнув, через некоторое время вернулась полна решимости и с предложением встретится ночью на берегу моря.

Через два часа, предупредив о своем уходе казака и взяв пистолет, Печорин спустился к морю. «Взойдем в лодку», - предложила смело девушка и офицер не успев даже опомнится уже плыл в лодке по ночному морю. "Русалка " прильнула всем телом к Печорину едва не сбросила в воду. Началась отчаянна борьба, в которой явно побеждала девушка. Но наконец силы "ундины " стали покидать ее и в какой-то момент офицеру удалось выбросить девицу из лодки.

Доплыв до берега и притаившись в траве, Печорин смог рассмотреть, как побежденная "русалка" все таки добравшись до берега: "... выжимала морскую пену из длинных волос своих". Вскоре появился Янко и слепой. Контрабандист и девушка, обговорив происшедшее, решили, что им пора ехать и искать работу в другом месте. Мальчишка тоже просился, но Янко ответил: "На что мне тебя? " и бросив ему мелкие монеты, поднял маленький парус - уплыл.

Вернувшись домой Печорин обнаружил пропажу личных вещей. Немного посердившись, он решает ничего дальше не выяснять и уезжает, оставив только неприятные воспоминания о Тамани.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Лермонтов. Все произведения

  • Ашик-Кериб
  • Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова
  • Тамань
  • Фаталист

Тамань. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Чехов Предложение

    Главный герой юмористической пьесы-шутки Антона Павловича Чехова - Ломов Иван Васильевич. Герой - здоровый и упитанный мужчина тридцати пяти лет. Он приезжает в имение к своему соседу - помещику Степану Степановичу Чубукову.

  • Краткое содержание Пришвин Синий лапоть

    Проводили как-то отдельные дороги для машин и пешеходов, для чего пришлось срубить часть деревьев. Крупные стволы сразу увезли, а оставшиеся ветки раскидали по кучам. Лето окончилось, и охотники заметили, что исчезли все зайцы

  • Леонов

    Творческий путь Леонида Максимовича начался довольно рано: уже в позднем отрочестве он получил возможность публиковать свои стихи в архангельской газете «Северное утро»

  • Краткое содержание Эдгар По Золотой жук

    Вильям Легран, претерпев череду неудач и потеряв свое наследство, переезжает жить на Сэлливанов остров, известный своей загадочностью и пустынностью. Там он обустраивает свое жилище, вдали от цивилизации, в самой глубине острова

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ
ПО РОМАНУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»
С ЭЛЕМЕНТАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ .

Учитель: Степура Л.А.

ТЕМА УРОКА: глава «Тамань», ее роль в романе «Герой нашего времени».

ЦЕЛЬ УРОКА: раскрыть роль главы «Тамань» в «самораскрытии» главного героя, дать сведения о пребывании М.Ю.Лермонтова в городе Тамани, прививать любовь к истории своего края.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: «самораскрытие героя», психологизм романа,

Тьмутаракань.

ОБОРУДОВАНИЕ: фотографии и иллюстрации, вырезки из газет.

ЭПИГРАФ К УРОКУ: «Тамань» - это жемчужина русской прозы. (В.Г.Белинский).

«Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России». (М.Ю.Лермонтов).

ХОД УРОКА:

1. Слово учителя:

Сегодня мы будем анализировать одну из самых поэтичных и красивых глав, входящих в роман «Герой нашего времени» - «Тамань». Вам, наверное, знакомо это название потому, что город Тамань находится в Краснодарском крае.

М.Ю.Лермонтов в основу этой повести положил события, случившиеся с автором в этом городке. М.Ю.Лермонтов писал: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть - чуть не умер с голоду, да еще в добавок меня хотели утопить».

Вы помните, ребята, как герой повести становится свидетелем жизни контрабандистов. «Тамань» справедливо можно назвать первым русским детективом.

Дома ребята подготовили выступления об истории Тамани и пребывании М.Ю.Лермонтова в этом городе.

2. Выступление ученика:

Тамань! Что-то загадочное есть в этом слове. (А может быть, Лермонтов придал ему такое значение.) Но мало, наверное, кто знает, что Тамань и далекая сказочная Тмутаракань - одно и то же место.

Археологические раскопки, которые ведутся здесь уже несколько десятилетий, позволили восстановить историю этих мест.

В VI веке до н.э. на берегу Таманского залива обосновались древние греки из Митилены, построили город. Глава переселенцев - Симандр - вскоре умер, и городом стала править его жена - Гермоносса. Ее именем и называли город в течение последующих десяти веков.

Тысячу лет назад, в 988 году, сын киевского князя Владимира Мстислав получил в удел далекое Тмутараканское княжество, ставшее вскоре форпостом, защищавшим на дальних подступах земли Киевской Руси от нападений кочевников. Центр княжества - город Тмутаракань – был крупным портом и торговым центром, через который осуществлялись политические и экономические связи с народами Северного Кавказа, Закавказья и Средней Азии. Около двух веков жили здесь славяне, на смену им пришли венецианцы и генуэзцы, а в конце XV века все Северное Причерноморье было захвачено турками.

XVII век ознаменовался борьбой России за выход к Черному и Азовскому морям. По Кючук - Кайнаджирскому договору все степное Прикубанье вошло в состав России. В 1783 году земли эти были пожалованы «за верную службу» войску Черноморскому. Прибывшие в Тамань в 1972 году запорожские казаки стали охранять южные рубежи государства Российского. В память о них кубанцы воздвигли в 1911 году величественный памятник. На высоком гранитном постаменте стоит запорожец, держа в правой руке знамя.

В 1794 году по приказу А.В.Суворова рядом с Таманью была заложена
крепость Фанагория.

Древняя таманская земля... Даже простой перечень имен тех, кто побывал здесь, составит славу любому городу: средневековый географ ал - Идриси и летописец Никон, миссионер Юлиан, монах и путешественник Рубрук, ученый Карл Пейсонель, академик П.Паллас, путешественник Дюбуа де Монпере, поэт и дипломат А.С.Грибоедов. 14 августа 1820 года к крепости Фанагория подъехала коляска, в которой сидели генерал Н.Н.Раевский, прославленный герой войны 1812 года, и А.С.Пушкин. Пробыли они здесь недолго, но в письме к брату А.С.Пушкин писал: «С полуострова Таманя, древнего Тмутараканского княжества, открылись мне берега Крыма».
3. Выступление ученика:

Во времена Лермонтова Тамань была небольшим невзрачным городком, в котором не насчитывалось и шестидесяти дворов. Несколько маленьких кривых улочек обнесены были плетневыми заборами и невысокими каменными оградами, за которыми стояли хатки - мазанки, крытые камышом.

Почему же Лермонтов оказался в таком «скверном городишке» в сентябрьские дни 1837 года?

27 января 1837 года на дуэли был смертельно ранен А.С.Пушкин. Через
несколько дней его не стало...
Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!...

Гневное, страстное стихотворение «На смерть поэта» мало кому известного поручика Лермонтова за два дня сделало его знаменитым. Узнали о нем и во дворце. Разгневанный Николай I приказал арестовать сочинителя стихов. Началось следствие. Лермонтова ссылают в Нижегородский драгунский полк на Кавказ.

Трудным в то время был путь на Кавказ. Заболев по дороге, поэт из Ставрополя попадает на лечение в Пятигорск. Там у Лермонтова меняется маршрут дальнейшего следования, он получает назначение в экспедиционный отряд генерала А.А. Вельяминова, который находился в Геленджике.

В середине сентября с Кавказских Минеральных вод Лермонтов выезжает к месту назначения. Единственно безопасный путь пролегал по Кубанской кордонной линии, где в крепостях, станицах и небольших казачьих пикетах размещались войска. На этой линии находилась и Тамань, дальше можно было добраться по берегу или морем.

Лермонтов, как и герой его повести, подъехал к Тамани ночью. Все избы были заняты. За крепостным валом, версты за две от Фанагорийской крепости и за версту от города, стояла небольшая хатка. Это было подворье Федора Мысника, где и остановился Лермонтов.

Проведя первую ночь с приключениями, которые впоследствии описал в повести, поэт утром собрался к коменданту крепости, чтобы тот как можно скорее отправил его в Геленджик, в отряд. Приезжая сегодня в Тамань, на ее окраине вы видите высокие земляные валы и остатки рва, окружавшие когда - то крепость Фанагорию. Лермонтов побывал в крепости, когда она уже утратила военное значение; здесь проживал комендант, размещался госпиталь да несколько зданий были заняты под склад. Поэт провел а Тамани 2 дня и 2 ночи.

В 1840 году читатели познакомились с повестью «Тамань». «Повесть эта, - писал в рецензии В.Г.Белинский, - отличается каким - то особенным колоритом: несмотря на прозаическую действительность ее содержания, все в ней таинственно, лица - какие - то фантастические тени, мелькающие в вечернем сумраке, при свете зари или месяца. Особенно очаровательна девушка: это какая - то дикая, сверкающая красота...».

В Тамань Лермонтов попал вновь на обратном пути из Петербурга, затем он уехал в Анапу, где пробыл чуть больше недели, а затем в январе 1841 года Лермонтов вновь проезжал через Тамань в столицу, Тамань видела Лермонтова в третий и в последний раз.

В повести «Тамань» Лермонтов изобразил реальных лиц, подлинные события.

В 1976 году в Тамани гостеприимно распахнул свои двери Дом – музей М.Ю.Лермонтова. Его экспозиция охватывает все 3 посещения поэтом приморского городка Тамань. (Ребята рассматривают фотографии, иллюстрации, открытки, вырезки из газеты «Литературная Кубань», можно провести заочную экскурсию в виде презентации).
4. Беседа с классом по повести «Тамань»:

  1. Чем вас увлекла эта повесть?
  2. Как она построена?
  3. Какие страницы вам показались самыми загадочными и
    пленительными?
  4. При помощи каких художественных приемов и изобразительных
    средств Лермонтов воссоздает поэтический мир повести?
  5. Прочитайте и выявите лирический подтекст в описании природы
  6. Каким языком написана повесть?
  7. Какова роль главы «Тамань» в романе?
  8. Как на характер Печорина влияет центральная ситуация главы?
  9. Что нового в этой главе раскрылось в характере героя?
  10. Почему этот роман можно назвать психологическим?
  11. Почему именно с этой главы начинается «самораскрытие» героев?

5. Учитель предлагает план работы с эпизодом:

а) микросюжет;

б) композиция;

в) детали и литературные тропы;

6. Домашнее задание:

Проанализировать по данному плану главу «Тамань».

Литература:

  1. Соловьев, В. Лермонтов на Кубани / В. Соловьев // Вольная Кубань. – 2002.
  2. Рязанцева, Л. М. «Он был источник дерзновенный…»: Сценарий литературного салона / Л. М. Рязанцева // Читаем, учимся, играем. – 2004
  3. Маркин, Э. «Он один свет очей моих» / Э. Маркин // Крестьянка. – 1989

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» состоит из нескольких частей. Каждая часть показывает нам главного героя глазами окружающих его людей.

В главе «Тамань» Лермонтов рассказывает о том, как Печорин попал в городок Тамань на берегу моря. Печорин стал жить в доме слепого мальчика. Слепец показался ему странным. Еще его внимание привлекла девушка. Вскоре Печорин узнал о том, что в городке есть банда контрабандистов. Именно с ними были связаны слепой мальчик и девушка. Печорин по своей натуре авантюрист, он жаждет приключений. Именно поэтому он тайно проследил за контрабандистами. Печорин решил их поймать. Девушка заманила его в ловушку, но Печорин смог спастись. Из этой главы мы можем понять еще лучше Печорина, его отношение к жизни, к опасности, к чувствам и судьбам других людей. Печорин смел до безрассудства. Он не умеет плавать, но поплыл на лодке в море с девушкой. Еще он решил сам проследить за бандой контрабандистов, хотя это было очень опасно. Печорин осознал всю опасность ситуации, в которой он оказался. Но близость смерти вызвала у него чувство досады. Печорин скучает. Он воспринял происшествие в Тамани, как небольшое приключение.

В этой главе мы видим события глазами самого Печорина. Глава показывает нам отношение к жизни главного героя романа. Это помогает лучше понять Печорина.

/ / / «Тамань» - анализ главы романа Лермонтова «Герой нашего времени»

«Тамань», по сути, является отправной точкой приключений Печорина на Кавказе. Она является отдельной повестью и составной частью романа Лермонтова « ». Эта глава открывает перед нами дневник главного героя, знакомит с внутренним миром Григория Печорина.

Главный герой описывает Тамань, как очень скверный приморский российский город, где царил голод, и где его чуть не утопили. Печорин приезжает в этот городок по служебным делам. Остановившись у странных людей, главный герой замечает, что с ним по соседству живет слепой мальчишка и странная девушка-ундина. Поведение этой пары настораживают Печорина и зарождают в нем подозрения. Он решет, во что бы то ни стало, разгадать их тайну, устроив за ними слежку. Оказывается ундина и слепой мальчик сотрудничали с контрабандистами. Раскрытие этой тайны чуть не лишило жизни главного героя, ведь девушка пыталась утопить Печорина.

Глава «Тамань» помогает нам приоткрыть и понять внутренний мир главного героя. Тут мы видим потребность Печорина в испытании новых эмоций, ведь его никто не заставлял следить за ундиной и мальчишкой, им руководствовало внутреннее желание раскрыть тайну этой парочки.

Уникальность «Тамани» заключается в том, что в этой главе Печорин самостоятельно дает оценку своим поступкам. Он считает, что все происходящее с ним не случайно. видит себя «орудием» судьбы: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!».

Печорин понимает, что своей любопытностью он вероломно вторгся в жизнь других людей, принеся им страдания. Эти мысли беспокоят и тревожат Печорина постоянно. Именно эти душевные переживания главного героя мы впервые встречаем в «Тамани».

Кроме того, заслуживают внимания выводы Печорина, сделанные в результате душевных переживаний. Отождествляя себя с «орудием» судьбы, главный герой не усматривает в случившемся своей вины, он остается безразличным к судьбе других людей, она его попросту не интересует. Печорин думает лишь о своих интересах и потребностях, реализация которых порой ломает человеческие жизни.

Глава «Тамань» построена на взаимном проникновении романтического и реалистического повествования. Так, романтическое описание природных пейзажей помогают раскрыть образ контрабандистов. Романтизм присутствует в описании вольного образа жизни, ловкости и смекалке контрабандистов. Но если внешний облик контрабандистов Лермонтов показывает нам с помощью приемов романтизма, то скудный внутренний мир показан, как он есть. Так, контрабандистами руководила их алчность, отношения между ними были построены на личной выгоде.

В заключении нужно сказать, что «Тамань» написана простым и доступным языком. Все душевные переживания, психологические моменты, поднимаемые в этой главе понятны читателю. В этой главе перед нами впервые открывается внутренний мир Печорина и дается оценка его поступков.