Введение

"Считаю несомненным тот факт, что истинные революционеры, инициаторы великих научных и политических переворотов, вносящие действительный прогресс в человечество, почти всегда бывают людьми гениальными или святыми и обладают удивительно гармоничной физиономией. Какие благородные лица у...Мадзини, Гарибальди... Перовской и Веры Засулич."

Ч. Ломброзо

Перовская Софья Львовна - российский деятель революционного движения, народница. Член кружка «чайковцев», участница «хождения в народ», член «Земли и воли», Исполкома «Народной воли», организатор и участница покушений на Александра II. Софья Перовская по своей революционной деятельности и судьбе, как первая русская женщина, казненная по политическому делу, представляет одно из немногих лиц, которые вошли в историю.

Цель реферата - изучение деятельности С.Л. Перовской.

Биография С.Л. Перовской

Перовская Софья Львовна , российская революционерка-народница, член Исполнительного комитета «Народной воли», непосредственный руководитель убийства Александра II.

Из дворянской семьи; ее отец был губернатором Петербурга. В 18-летнем возрасте ушла из дома. В 1869 поступила на Аларчинские женские курсы, где основала кружок самообразования. В 1871-72 была в числе организаторов кружка «чайковцев».

Незаурядные организаторские способности и волевые качества неизменно помогали ей занимать лидирующее положение в различных революционных сообществах. Для подготовки к «хождению в народ» сдала экзамен на диплом народной учительницы, окончила фельдшерские курсы. В январе 1874 была арестована, несколько месяцев провела в Петропавловской крепости. Судилась по «процессу 193-х» (1877-78), но была оправдана. Участвовала в вооруженной попытке освободить осужденного по этому процессу И.Н. Мышкина, которая окончилась неудачей. Летом 1878 была вновь арестована, отправлена в ссылку в Олонецкую губернию, но по дороге бежала и перешла на нелегальное положение.

В 1879 участвовала в Воронежском съезде «Земли и воли», вскоре после которого организация раскололась на «Народную волю» и «Черный передел». С осени 1879 - член Исполнительного комитета, а затем Распорядительной комиссии «Народной воли». В ноябре 1879 участвовала в подготовке взрыва царского поезда под Москвой. Играла роль жены путевого обходчика Сухорукова (народовольца Л. Н. Гартмана); из домика, в котором они поселились, был проведен подкоп под полотно железной дороги и заложена мина. Весной 1880 участвовала в подготовке покушения на царя в Одессе. При подготовке следующего покушения на императора, закончившегося цареубийством 1 марта 1881 года, руководила наблюдательным отрядом, а после ареста лидера партии А. И. Желябова (гражданского мужа Перовской) возглавила дело и довела его до конца, лично начертив план расстановки метальщиков и подав знак к действию на месте покушения. Надеясь освободить арестованных товарищей после цареубийства, не покинула Петербург и была арестована. По процессу «первомартовцев» Перовская была приговорена к смертной казни и повешена.

Перовская о себе:

От роду имею - 27, вероисповедания - православного.

Звание - дочь действительного статского советника, не замужем.

Место рождения и место постоянного жительства - родилась в Петербурге, где и проживала почти безвыездно с конца ноября 1879 г.

Семейное положение - имею двух братьев, живущих в Крыму, и сестру, находящуюся замужем за доктором Загорским, который, кажется, служит в Саратовской губ.

Экономич. полож. родителей - отец Лев Николаевич служит в совете при министерстве внутренних дел, мать моя Варвара Степановна живет в Крыму.

Были ли за границей, где и когда именно - за границей была только в детстве в 1865 г.

Привлекался ли ранее к дознаниям, каким и чем они окончены - привлекалась к процессу о 193 лицах, была оправдана, после суда высылалась административно в Олонецкую губ., но по пути скрылась со станции Волхов или Чудово Николаевской железной дороги.

На предложенные мне вопросы отвечаю:

В 1869 году осенью я вместе с родителями приехала в Петербург, где поступила на женские курсы при 5-й мужской гимназии. В 1870 г. осенью, по семейным обстоятельствам, я оставила родительский дом и начала жить самостоятельно, готовилась в народные учительницы, желая способствовать развитию народа. В 1872 г. я держала в Петербурге экзамен на народную учительницу; несмотря на то что экзамен я выдержала, мне все же, не объяснив причин, не выдали диплома. Тогда на зиму я отправилась в Тверскую губ., в Корчевской уезд, село Едимоново, прожила там всю зиму с 72 на 73 г. в качестве помощницы учительницы при народной школе. В 73 г. весною выдержала экзамен в Твери и тут получила диплом. На лето вернулась в Петербург и с осени начала тут занятия с рабочими. 5 же января 1874 г. меня арестовали; летом я была выпущена на поруки и уехала к матери, в Крым. Потеряв возможность быть дальше народной учительницей, я начала изучать фельдшерство. В 1874 г. поступила в симферопольскую земскую больницу, где я служила вплоть до вызова на суд в 1877 году в августе месяце. Судом я была оправдана, и в мае 1878 г. уехала опять к матери, где была арестована в августе для административной высылки в Олонецкую губ. С дороги я скрылась и с тех пор жила нелегальной. К революционному движению я примкнула с 1872 года.

Относительно мотивов, под влиянием которых партия и я, как член партии, начали террористическую деятельность, пояснить могу следующее. Стремясь к поднятию экономического благосостояния народа и уровня его нравственного и умственного развития, мы видели первый шаг к этому в пробуждении в среде народа общественной жизни и сознания своих гражданских прав. Ради этого мы стали селиться в народе для пропаганды, для побуждения его умственного сознания. На это правительство ответило страшными репрессиями и рядом мер, делавшими почти невозможной деятельность в народе. Таким образом, правительство само заставило партию обратить преимущественное внимание на наши политические формы как на главное препятствие народного развития. Партия, придерживаясь социалистического учения, долго колебалась перейти к политической борьбе, и первые шаги по этому пути встречали сильное порицание со стороны большинства партии, как отступление от социализма. Но ряд виселиц и других мер, показывавший необходимость сильного отпора правительству, заставил партию перейти решительно на путь борьбы с правительством, при которой террористические факты являлись одним из важных средств. Упорство же в посягательствах на жизнь покойного Государя вызывалось и поддерживалось убеждением, что он коренным образом никогда не изменит своей политики, а будут только колебания: одной ли виселицей больше или меньше, народ же и общество будут оставаться в прежнем вполне бесправном положении. Точно определить время зарождения мысли о цареубийстве нет возможности, во время соловьевского покушения единой всероссийской организации, строго говоря, не существовало, и мысль о покушении самостоятельно существовала в нескольких отдельных группах, но не у всех революционных деятелей.

Софья Львовна Перовская – русская революционерка, одна из руководителей «Народной воли», непосредственно руководившая убийством Александра II и первая женщина в России, казненная по политическому делу.

Родилась Софья Перовская в Санкт-Петербурге, в знатной семье потомка графа Разумовского - Льва Николаевича Перовского, чиновника Таможенного ведомства. С 26 июля 1857 по 2 августа 1859 года он состоял в должности Псковского вице-губернатора. Поэтому семья переезжает в Псков и селиться в одном из лучших по тому времени деревянных домов. Два года своего детства Софья Перовская провела в доме купца Курбатова. Комнату в мезонине, большую, с окнами на улицу она делила с сестрой.

И. К.Макаров. Портрет Марии и Софьи Перовских. 1859 год.


Около дома был сад, огороженный невысоким деревянным забором. В саду была деревянная баня и пруд, где разводили карасей. Там сестры гуляли и играли с другими детьми, среди которых был и будущий обвинитель Софьи Перовской Николай Валерианович Муравьев, сын тогдашнего Псковского губернатора .

В 1859 году ее отец становится Таврическим вице-губернатором и семья перебирается в Симферополь. Несмотря на то, что девочка воспитывалась в родовитой дворянской семье, ее взгляды на жизнь и социальное устройство общества рано и очень сильно вступили в противоречие с мировоззрением и предрассудками ее круга. В 1869 году Перовская поступает на Аларчинские женские курсы, дававшие образование в объеме мужской гимназии, где впервые знакомится с революционными идеями. В конце 1870 года, достигнув возраста 17 лет и порвав с отцом, уходит из дома. С матерью и сестрой Софья сохраняет доверительные и нежные отношения до конца своих дней.

Софья Перовская полностью посвящает себя революционной деятельности. Последовательно становится членом нескольких народнических кружков, в том числе организатором, «ходила в народ», стремясь к просвещению народа.

Начала деятельность помощницей народной учительницы, затем народной учительницей в Тверской губернии, затем окончила фельдшерские курсы и работала в Симферопольской больнице, затем в Самарской и Симбирской губерниях. Содержала конспиративные квартиры, вела пропаганду среди рабочих.

В январе 1874 года была первый раз арестована при разгроме народнического кружка «чайковцев», после недолгого содержания в Петропавловской крепости была отпущена к отцу на поруки. В 1877 году была вновь арестована и судима по «процессу 193-х» за революционную пропаганду, оправдана, но отправлена в административную ссылку в Олонецкую губернию. По дороге скрылась от полиции и перешла на нелегальное положение.

Являясь членом «Земли и воли» и уже как революционный организатор Перовская участвовала в съездах народовольцев, а осенью 1879 года вошла в Исполнительный комитет «Народной воли».

Эта революционная организация считала террор основным методом политической борьбы. Заставить правительство изменить социальное устройство общества на демократическое могло, по их мнению, только убийство императора.

Софья Перовская лично принимала участие в двух неудавшихся покушениях на императора Александра II под Москвой и в Одессе.

1 (13 н. ст.) марта 1881 года убийство Александра II удалось. Подготовкой руководил Андрей Желябов, но после его ареста накануне запланированного террористического акта, группу возглавила Софья Перовская. Она была ближайшим другом, а затем гражданской женой Желябова.

Первоначальный, тщательно подготовленный план народовольцев не удался, поскольку царь изменил свой маршрут. Перовская решительно меняет стратегию: четыре боевика занимают позиции на набережной Екатерининского канала. Первую бомбу бросает Николай Рысаков, а когда после первого взрыва Александр выбрался из повреждённой кареты, смертельный снаряд под ноги царю метнул Игнатий Гриневицкий.

Арест Софьи Перовской состоялся через десять дней. За это время она могла скрыться, но не оставляла надежды освободить соратников.

26-29 марта 1881 года, при стечении публики рассматривалось дело о цареубийстве. Обвинителем был детский знакомец Николай Валерианович Муравьев - прокурор при Особом присутствии Правительствующего Сената. После смертного приговора, вынесенного «первомартовцам» он становится министром юстициии.


Николай Валерианович Муравьев

В свих воспоминаниях российская революционерка, террористка, член Исполнительного комитета «Народной воли» писала: «По случайному стечению обстоятельств, ее обвинителем в Особом присутствии сената по делу первого марта являлся человек, бывший в прошлом ее товарищем детских игр.

В Пскове, где Перовская жила раньше, родители Софьи Львовны и ее будущего обвинителя были сослуживцами и жили рядом, так что дети постоянно встречались (сам Муравьев после моего ареста говорил мне это)».

В свое речи обвинитель подчеркнул: «Перовская, зачинщица и главная виновница... Но чтобы женщина становилась во главе заговора, чтобы она принимала на себя распоряжение всеми подробностями убийства, чтобы она с циническим хладнокровием расставляла метальщиков, чертила план и показывала, где им становиться, чтобы женщина, сделавшись душой заговора, бежала смотреть на его последствия, становилась в нескольких шагах от места злодеяния и любовалась делом рук своих, - такую роль женщины обыкновенное нравственное чувство отказывается понимать».

Только на этот пассаж Софья Перовская ответила в своем последнем слове, подчеркнув, что соглашается со всеми обвинениями, «но относительно обвинения …в безнравственности, жестокости и пренебрежении к общественному мнению, … я позволяю себе возражать и сошлюсь на то, что тот, кто знает нашу жизнь и условия, при которых нам приходится действовать, не бросит в нас ни обвинения в безнравственности, ни обвинения в жестокости».

В заметках из зала суда Государственный секретарь Егор Абрамович Перетц писал «Душа дела - Желябов и Перовская, а Кибальчич - очень умный и талантливый человек....Она (Перовская) должна владеть замечательной силой воли и влиянием на других».

Из восьми подсудимых – пятерым был вынесен смертный приговор, в том числе и 29-летней Софье Перовской.

Казнь через повешение состоялась 3 (15 н. ст.) апреля 1881 на Семеновском плацу в Петербурге. Тела казненных похоронены тайно на Преображенском кладбище.

Дом Софьи Перовской в Пскове. ул. Советская, 42

Александр Блок. Из поэмы «Возмездие»

Собранье не многоречиво,

И каждый гость, входящий в дверь,

Упорным взглядом молчаливо

Осматривается, как зверь.

Вот кто-то вспыхнул папироской:

Средь прочих - женщина сидит:

Большой ребячий лоб не скрыт

Простой и скромною прической,

Широкий белый воротник

И платье черное - всё просто,

Худая, маленького роста,

Голубоокий детский лик,

Но, как бы что найдя за далью,

Глядит внимательно, в упор,

И этот милый, нежный взор

Горит отвагой и печалью...

Личностью и судьбой Софьи Львовны Перовской я заинтересовалась давно, ещё в детстве, после просмотра фильма "Софья Перовская". Жизнь её удивительна! Поступки ещё более. Но как можно было так необычно и безжалостно распорядиться своей единственной жизнью и не только своей!

Заинтересовала меня Софья скорее не фактами своей биографии в основном всем известными, а более с психологической точки зрения. Что заставило совсем молодую женщину приносить такую жертву? И кому эта жертва принесла пользу, кого осчастливила? Я думаю: это была абсолютно бессмысленная жертва. И даже вредная для России.

Есть версия, что страстное, маниакальное желание убить императора Александра 2-го имеет глубокие корни в её ненависти к отцу, а в Александре Романове она видела мужское всевластие, воплощенный деспотизм своего отца. Это вроде как нездоровая ассоциация. Софья Перовская может быть убила бы и отца, если бы не пожалела мать.

Определенную роль сыграла в жизни Софьи и любовь. Как кто-то сказал: любовь построенная на крови. АНДРЕЙ ЖЕЛЯБОВ был красивым и видным мужчиной с качествами лидера. Единомышленник. И Соня всем сердцем полюбила его. Кстати, когда Желябов сошелся с Перовской, он был уже женат. Но эмансипированная Софья брак не признавала, считала его буржуазным предрассудком.

Можно сказать Желябов привел на плаху любимую женщину, но и сам по своей воле взошел на неё, желая умереть вместе с Софьей.

Всё это было бы не так удивительно и странно, если не учесть в какой семье родилась Софья Перовская. А была она дочерью губернатора Санкт-Петербурга. Можно сказать кто-то вроде современной Ксении Собчак по происхождению. Но в то время сделать карьеру телеведущей, или эпатажной журналистки было невозможно. И Софья задумалась, как ей изменить мир в лучшую сторону. Амбиции её все же были велики. К тому же в Россию к тому времени просочилось это французское слово "эмансипация". И стали проникать новые марксистские идеи. А эмансипированная Софья Перовская легко впитывала в себя новые идеи. И просто не могла не познакомиться с марксизмом.

Современники вспоминали, что Соня имела философский склад ума, была независима в суждениях, привыкла добиваться всех своих желаний.

Софья Перовская , получив прекрасное домашнее образование, поступила на курсы, которые давали знания в объеме мужской гимназии. Вот здесь и начался её путь в революцию, я бы сказала - В НИКУДА, В ТУПИК. Она встретила таких же подруг эмансипированных и думающих, как бы изменить мир. Познакомилась с другими людьми и, конечно, идеями. Посещала кружки. В частности кружок "Чайковского".

Отец её, Лев Николаевич, пытался оградить дочь от "дурных влияний". В результате Софья в 17 лет уходит из дома и живет у своих друзей. А жить ей оставалось ещё только 10 лет.

Правда, имеется и другая информация о причинах Сониного бегства из дома. Якобы она очень набивалась в любовницы к работавшему у них дома студенту, взятому в качестве учителя к младшему брату Софьи. Студент отбивался, боясь потерять место. Но Соня была упорна и половая близость все же состоялась. Узнав об этом, Лев Николаевич высек и студента и свою дочь. С этой поры и началась ненависть Софьи Перовской к отцу.

Но, как бы там не было, она сбежала. Отец пытался найти её. Но Софья уезжает в Киев. Возвращается только тогда, когда Лев Николаевич выполнил некоторые требования Сони.

С этого момента начинается её политическая деятельность. Софья становится НАРОДНИЦЕЙ. Народники занимались тем, что уходили в деревни под видом учителей, или врачей и там занимались революционной пропагандой. Это называлось "хождение в народ". Но народу были не понятны речи Софьи, да и не нужны. Вскоре народники разочаровались в крестьянстве и вернулись в город. Здесь они уже агитируют рабочих.

После раскола "Земли и воли", Софья Перовская предпочла оказаться именно в той её части, которая рассматривала терроризм, как наиболее эффективный способ борьбы. Это уже была организация "Народ и воля".

Перовскую арестовывали, отпускали, снова арестовывали, один раз сослали в ссылку. Но она по дороге сбежала. Перешла на нелегальное положение. Снимали с Желябовым конспиративную квартиру.

Вместе с товарищами по "Народной воле" Перовская приговорила царя Александра 2-го к смерти.

Сначала они решили подложить мину под железнодорожными путями, чтобы взорвать поезд, на котором будет ехать император с семьей. Тот факт, что погибнут и другие люди их не волновал. Для осуществления задуманного, Софья Перовская сняла дом недалеко от путей и с одним из членов их организации они разыграли спектакль, притворившись супружеской парой, где "муж работает" обходчиком путей. Просто поражает, когда читаешь о том, как они делали подкоп под железнодорожное полотно. И думаешь: Ну хотелось же людям! Прорыли тоннель, где дышать было не возможно, видеть ничего нельзя, а надо было копать дальше. Мужчины не выдерживали под землей больше пяти минут, а Перовская работала по три часа. Их бы энергию в мирное русло!

Но поезд взорвали не тот. Так получилось, что состав, в котором ехал царь, прошел первым. А второй, где ехала прислуга и свита, они взорвали - 4-й вагон. Планировалось сначала, что вторым пойдет царский поезд. Пострадали другие люди, как это всегда бывает при террористических актах. Но террористов всех времен это не беспокоит. Главное цель, а средства не важны.

Затем была попытка взрыва прямо в Зимнем дворце. И снова пострадали ни в чем неповинные люди. 10 человек убиты, 80 ранены из охраны и прислуги.

Эти фанатики задумывают новый план. Зная, где проезжает император в Петербурге, они решают подложить мину на пути следования экипажа. Создается впечатление, что народовольцам неудачи придавали азарт. На случай, если мина не взорвется, решили подготовить метальщиков с бомбами. Если и это не пройдет, то Желябов должен вскочить в карету и заколоть царя кинжалом.

Но тут внезапно Желябова арестовывают. Современники рассказывали, что Перовская, узнав об аресте любовника даже плакать не могла, она вся дрожала.

После ареста Желябова всё руководство убийством Александра 2-го взяла на себя Софья Перовская. И ей это удалось. Правда произошли непредвиденные обстоятельства: царь поехал немного другим путем. Софья быстро переставила метальщиков с бомбами на другое место. Она должна была дать сигнал, когда взрывать: махнуть платком.

Первая бомба повредила карету, но император остался невредим и вышел из кареты. Тут Была взорвана другая бомба народовольцем Гриневицким. Причем сам Гриневицкий погиб от взрыва. Как это всё похоже на современных террористов-смертников.

Царь попросил отвезти его в Зимний, чтобы там умереть. Там он и умер. Это случилось 1-го марта 1881 года.

Убийство царя в это время, когда он последовательно проводил реформы в России, было крайне вредно для страны. А Александр ехал как раз, чтобы подписать ещё некоторые нужные реформаторские указы. Напомню, что Александр 2-й отменил в 1861 году крепостное право.

Перовскую вскоре арестовали и судом приговорили к смертной казни через повешение. Ей было 27 лет.

Народ воспринял убийство императора, как зло. Он считал, что это дворяне расправились с царем-освободителем, чтобы ему отомстить за отмену крепостного права.

И ещё. Остались протоколы допроса Софьи Перовской. Один из заданных вопросов был: на какие средства живете? Ответ: на средства партии. Спрашивается откуда эти средства партии.

Я считаю, что народовольцы и были первой настоящей оппозицией к власти.

Наум Коржавин

ПАМЯТИ ГЕРЦЕНА

Баллада об историческом недосыпе

(Жестокий романс по одноимённому произведению В. И. Ленина)

Любовь к Добру разбередила сердце им.
А Герцен спал, не ведая про зло...
Но декабристы разбудили Герцена.
Он недоспал. Отсюда всё пошло.

И, ошалев от их поступка дерзкого,
Он поднял страшный на весь мир трезвон.
Чем разбудил случайно Чернышевского,
Не зная сам, что этим сделал он.

А тот со сна, имея нервы слабые,
Стал к топору Россию призывать,-
Чем потревожил крепкий сон Желябова,
А тот Перовской не дал всласть поспать.

И захотелось тут же с кем-то драться им,
Идти в народ и не страшиться дыб.
Так началась в России конспирация:
Большое дело - долгий недосып.

Был царь убит, но мир не зажил заново.
Желябов пал, уснул несладким сном.
Но перед этим побудил Плеханова,
Чтоб тот пошел совсем другим путем.

Всё обойтись могло с теченьем времени.
В порядок мог втянуться русский быт...
Какая сука разбудила Ленина?
Кому мешало, что ребёнок спит?

На тот вопрос ответа нету точного.
Который год мы ищем зря его...
Три составные части - три источника
Не проясняют здесь нам ничего.

Да он и сам не знал, пожалуй, этого,
Хоть мести в нем запас не иссякал.
Хоть тот вопрос научно он исследовал,-
Лет пятьдесят виновного искал.

То в «Бунде», то в кадетах... Не найдутся ли
Хоть там следы. И в неудаче зол,
Он сразу всем устроил революцию,
Чтоб ни один от кары не ушел.

И с песней шли к Голгофам под знамёнами
Отцы за ним, - как в сладкое житьё...
Пусть нам простятся морды полусонные,
Мы дети тех, кто недоспал свое.

Мы спать хотим... И никуда не деться нам
От жажды сна и жажды всех судить...
Ах, декабристы!.. Не будите Герцена!..
Нельзя в России никого будить.


Софья Перовская - борцуха за щастье нагодное

Софья Львовна Перовская (1853-1881) родилась в Петербурге, в богатой аристократической семье. Перовские - младшая ветвь фамилии графа Разумовского, морганатического мужа императрицы Елизаветы Петровны. Дед Софьи, Лев Алексеевич Перовский, был министром просвещения; отец долго занимал пост петербургского генерал-губернатора.

В шестнадцать лет Софья поступила на Аларчинские женские курсы, где впервые познакомилась с революционными идеями. Сблизилась с радикально настроенной молодежью, а когда отец потребовал прекратить сомнительные знакомства, ушла из дома. В 1870 г. Перовская начала самостоятельную жизнь. Она стала одним из организаторов революционного кружка «чайковцев». Готовясь к «хождению в народ», получила диплом народной учительницы, окончила фельдшерские курсы. Вместе с друзьями «ходила в народ» в Самарской и Тверской губерниях, стараясь просвещать крестьян. В Петербурге (1873) содержала конспиративные квартиры, вела пропаганду среди рабочих. Однако вскоре правительство стало пресекать деятельность революционных кружков. В 1874 г. в сети полиции попала и Софья вместе с друзьями. После недолгого пребывания в Петропавловской крепости ее отдали на поруки отцу. Четыре года шло следствие по знаменитому «делу 193-х». Перовскую в конце концов оправдали, но именно во время процесса революционные идеи окончательно захватили девушку. Она со слезами на глазах слушала речи Петра Алексеева и бегала вместе с подружками в дом предварительного заключения, выражая солидарность с теми, кто там находился.

Летом 1878 г. она вступила в партию «Земля и воля», вскоре была вновь арестована и в административном порядке выслана в Олонецкую губернию, по дороге бежала и перешла на нелегальное положение. Как член «Земли и воли» Перовская ездила в Харьков для подготовки побега политических заключённых из местного централа. В 1879 г., после раскола партии, вошла в Исполнительный комитет, а затем Распорядительную комиссию «Народной воли». Занималась организационными делами партии, вела пропаганду среди студентов, военных, рабочих, участвовала в создании «Рабочей газеты», поддерживала связи с политзаключёнными. Но ее главным делом стала подготовка покушений на Александра II: под Москвой (ноябрь 1879), в Одессе (весна 1880) и в Петербурге (1 марта 1881).

Во время первого из этих покушений Желябов (ближайший друг, а потом гражданский муж Перовской) готовился взорвать идущий с юга царский поезд в Александрове. На случай неудачи товарищи подстраховали его в нескольких верстах от Москвы: они вели подкоп под железнодорожное полотно, чтобы вложить туда мину. Хозяйкой квартиры, где начинался этот смертоносный тоннель, стала Перовская. Яму затапливало водой; однажды в соседнем сарае произошел обвал, и заговорщики были близки к разоблачению. Только изворотливость Перовской, которая вышла с иконами к толпе, пытавшейся проникнуть в дом, спасла положение.

В 1881 г., после неожиданного ареста Желябова, Перовская возглавила группу, совершившую 1 марта убийство Императора. «Народовольцы» знали, что Александр II готовится подписать важный проект реформы, после которой революция потеряет привлекательность; им было важно убить царя как можно быстрее. Перовская много дней лично изучала его маршруты и тщательно готовила покушение. На случай первой осечки были заготовлены еще три бомбы. Во время покушения Перовская подала товарищам сигнал к атаке. Через несколько дней она была поймана и опознана; ее выдал подельник - Рысаков. Приговор по делу первомартовцев выносил прокурор Николай Муравьев - товарищ детских игр Софьи (в Пскове они жили в соседних домах и дружили семьями). Перовская стала первой женщиной в России, казненной по политическому обвинению.


Цареубийц везут к месту казни. Рисунок с натуры

На словах Софья Перовская и ее однопартийцы могли оправдывать свои дела служением народу, но на деле они вошли в историю России как террористы-цареубийцы, отголоски деяний которых мы ощущаем по сей день.

Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004.

В советское время, когда деятельность цареубийц официально героизировалась, именем Софьи Перовской были названы многие объекты.

Улица Софьи Перовской - названия многих улиц в населённых пунктах бывшего СССР (в том числе с 1918 по 1991 год так называлась Малая Конюшенная улица в Санкт-Петербурге).
Совхоз имени Софьи Перовской под Севастополем.
Пароход «Софья Перовская» - грузовой пароход дедвейтом 900 т, ex Оркан. Построен в Англии в 1900, с 1928 в составе СГК, с 1934 в составе СГМП, с 1945 - МГМП. Разделан в 1960 году.
Теплоход «Софья Перовская» - лесовоз типа Мирный. Построен в Финляндии для ММП, с 1975 года передан БМП.

“Надо быть современником и писать то, что видишь”, - сказал Эдуард Мане в юности и никогда не отступал от этого. Создавая свои образы, пользовался мотивами, почерпнутыми у старых мастеров: таков был свойственный художнику метод утверждения современного человека в искусстве. Творческая биография и интересные факты об Эдуарде Мане.

на фото: фрагмент портрета Эдуарда Мане, художник Анри Фантен-Латур

Эдуард Мане: ранние годы и занятия живописью

Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже, в семье Огюста Мане, чиновника Министерства юстиции, и Эжени-Дезире Фурнье, дочери дипломата. Его родители надеялись, что сын получит престижное юридическое образование и сделает блестящую карьеру государственного чиновника. В 1839 году Эдуард Мане был отдан в пансион аббата Пуалу, а в 1844-1848 годах учился в коллеже Роллен. С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. И, несмотря на то, что дважды проваливается на конкурсе в Борда, ему, всё же, удалось в качестве юнги совершить круиз в Рио-де-Жанейро. Но, в конце концов, тяга к творчеству победила.

В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане занимался живописью в мастерской известного на то время исторического художника Тома Кутюра. Однако, в занятиях этих сразу проявился сильный антагонизм: трудно было найти что-то более несочитаемое, чем стремление Мане к живому искусству и академический “историзм” Кутюра. Но, как говорится, нет худа без добра. Именно в мастерской Кутюра, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, Мане открыл для себя классическое наследие.

Оставив рутину школы Кутюра, 24-летний Мане активно занялся самообразованием, регулярно посещал Лувр. Позже совершил путешествие по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, где, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров - Тициана, Веласкеса и Рембрандта.

Эдуард Мане , “Натюрморт”

"Любитель абсента"

В 1859 году Эдуард Мане вместе с друзьями попытался выставить свои работы в Салоне, который проходил тогда раз в два года. Но его картина “Любитель абсента” (1859) была отвергнута. Кстати, работа эта создавалась не без влияния дружбы с поэтом Шарлем Бодлером и, вероятно, была иллюстрацией к его сборнику “Цветы зла”.

"Завтрак на траве"

Первой успешной картиной Эдуарда Мане стал “Завтрак на траве” (1862). Вот что рассказывал о ней Мане своему другу, журналисту А. Прусту:

“Когда я был в ателье, я копировал Джорджоне, нагую женщину с музыкантами. Но у меня все будет по-другому − я перенесу сцену на воздух, окружу ее прозрачной атмосферой, а люди будут такими, какими мы их видим сегодня”.

Это очень важно, ведь именно открытое обращение художника к старой живописи подчёркивало новизну его стиля.


Эдуард Мане , “Завтрак на траве”, 1862

На картине "Завтрак на траве" изображены парижане 60-х годов XIX века, непринуждённо расположившиеся на месте классических героев. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя. В работе видны характерные для Мане тенденции: стремление к мгновенной фиксации увиденного и, в то же время, к статичной манере письма. Если пейзаж написан легкими, стремительными мазками, то фигуры и натюрморт представлены в более сгущенных и контрастных тонах. Но эта работа Мане была отвергнута Салоном и экспонировалась в так называемом “Салоне отвергнутых”. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством.

"Олимпия"

Конфликт усугубился с появлением следующего произведения Мане - знаменитой “Олимпии”, которая также стала своего рода пощёчиной общественному вкусу. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила “Венера Урбинская” Тициана). Вместо Венеры Мане изобразил “голую женщину на неприбранной постели и возле нее негритянку с букетом цветов и черную кошку с выгнутой спиной”. Между персонажами не видно явной связи, но от их сочетания рождаются неоднозначные ассоциации. Моделью для “Олимпии” также служила Викторина Меран.

Картина была принята в Салон и потрясла публику. Возле неё собирались толпы людей, некоторые норовили проткнуть её зонтиками, и охранники вынуждены были призывать всех к порядку. Новизна этих двух полотен вызывала критику со всех сторон. Но более проницательными оказались Эмиль Золя, Виктор Гюго и Шарль Бодлер - они приняли сторону Эдуарда Мане . Золя активно защищал Мане в прессе:

"Поскольку об этом никто не говорит, говорить буду я. И буду кричать об этом с крыш домов. Я настолько убежден, что господин Мане − художник завтрашнего дня, что, будь я богат, я бы скупил сегодня все его полотна, и это было бы выгоднейшим капиталовложением. Место господина Мане − в Лувре, как и Курбе, как любого художника, наделенного сильным, бескомпромиссным талантом".

Эдуард Мане , "Голова собаки"

Любопытно писал об Эдуарде Мане А. Пруст:

“Глаз Мане был наделен поразительной зоркостью, Париж не знал фланера, который бы извлекал столько наблюдений из своих прогулок по городу”.

Мане писал парижские улицы и кафе, скачки, морские сцены, обнажённых женщин за туалетом, портреты и натюрморты. Именно это стремление облагородить саму окружающую действительность привлекало к Мане молодых новаторов, за которыми вскоре утвердилось название "импрессионисты". Местом, где собирались художники нового направления, стало кафе “Гербуа” в квартале Батиньоль, откуда произошло первое название группы - “батиньольская”. Но, хотя Эдуард Мане во многом способствовал зарождению импрессионизма, сам он не слился с этим движением. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа “Бар в Фоли-Бержер” (1882).

Портреты, репортажи, батальные сцены

В 1860-х годах Мане создавал преимущественно портреты современников. Фигуры эти удивительны простотой движений и поз, запечатлённых быстрыми и решительными мазками. В них читается тончайший психологизм, проникновенность и наблюдательность художника, умение в нескольких штрихах передать характер героя.

Эдуард Мане , “Нана”, 1877

Если где-то происходило интересное событие, Мане отправлялся туда и фиксировал его, подобно фоторепортёру. Он был единственным импрессионистом, рисовавшим батальные сцены. Примером может служить написанная в открытом море работа “Битва “Кирсаджа” и “Алабамы” (1864), изображающая североамериканский корвет “Кирсадж” и помогающий южанам капер “Алабама”.

В 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отошёл от них, оставив место главы движения за Клодом Моне.

В поздний период своего творчества Эдуард Мане окончательно отдалился от импрессионизма и возвратился к своему прежнему стилю. В середине 1870-х годов увлеченно работал пастелью (“Женщина, подвязывающая чулок”, 1880).


Эдуард Мане, “Женщина, подвязывающая чулок”, 1880

Официальное признание Эдуард Мане получил в 1882 году, когда ему был вручен орден Почетного Легиона − главная награда Франции. Большая выставка его работ прошла в 1983 в Париже (Гран Пале) и Нью-Йорке (музей Метрополитен).

30 апреля 1883 года, после перенесенной операции Эдуард Мане умер в возрасте 52-х лет.

Несмотря на то, что Мане регулярно изменял своей жене, он был превосходным мужем для Сюзанны, своей первой возлюбленной, и питал к ней самые нежные чувства. Между супругами было заключено джентльменское соглашение: она не держала его в узде, а он каждый вечер добросовестно возвращался домой, к своей роли крупного буржуа, отца семейства, где он принимал друзей совсем иного рода, нежели в мастерской: респектабельных любителей музыки с безупречной репутацией.

“Надо быть современником и писать то, что видишь” , - сказал Эдуард Мане в юности и никогда не отступал от этого. Создавая свои образы, художник пользовался мотивами, почерпнутыми у старых мастеров: таков был свойственный художнику метод утверждения современного человека в искусстве.