Шесть точек зрения на дуэль Пьера с Долоховым.

Часто мы с большой похвалой отзываемся о тех людях, которые много читают. Наше поколение привыкло высоко ценить начитанность, наличие домашней библиотеки. Так уж абсолютно это достоинство по отношению к человеку зрелого возраста? Я убеждена, что читать много не нужно, гораздо важнее, мне кажется, читать глубоко, внимательно самые лучшие книги. Я не имею сейчас в виду ознакомительное чтение, необходимое в детском или подростковом возрасте, чтение, которое дает общее представление о мировой литературе. Я имею в виду взрослого человека, осознающего необходимость постоянного чтения художественной литературы и любящего читать. Список книг для чтения постоянного, повторного, возвратного, книг, которые есть дома, на расстоянии протянутой руки, в которых делаешь пометки и благодаря им возвращаешься не только к прошлому чтению этой книги, но и к себе прошлому, такой список короток. К таким книгам я смело отношу роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Я прочитала эту книгу десять раз. Это не выборочное чтение / для профессиональных целей/, не перечитывание отдельных глав для настроения или после просмотра фильма. Это отставляешь в сторону все дела, уединяешься от навязанного пустого времяпрепровождения за ненужными разговорами, на даче, без телефона – и погружаешься.
Эта книга напоминает мне здание, например, собор- здание сакральное, величественное, прекрасное по архитектуре, сложное и совершенно необходимое человеку. Каждый из нас в самые трудные минуты жизни забывал дискуссии о большой разнице между верой и церковью и проч., а просто шел в храм. Читая этот роман, надышишься таким воздухом, что обновляешься сам и мир вокруг видишь словно промытыми глазами.
Мне хотелось бы напомнить один из эпизодов романа- дуэль Пьера с Долоховым, и посмотреть через эти страницы, созданные Толстым, как через магический кристалл, на внутренний мир человека, ибо прославленный гуманизм русской литературы заключается, как известно, как раз в глубоком понимании человека.
Среди огромного числа действующих лиц романа Долохов не является главным, подобно Пьеру или князю Андрею, или воплощающему авторскую идею, подобно Платону Каратаеву. Мощный свет толстовского психологизма ярко освещает эту фигуру – героя со сложным, противоречивым характером. Брат и сестра Ростовы имеют о Долохове резко противоположные мнения, и это большая редкость в отношениях Наташи и Николая, который говорит матери о Долохове:” Какая душа, какое сердце!... “, а Наташа называет его”злым” и “без чувств”. Оба Ростовы говорят о том, что всего дороже им в людях: о доброте, о сердечности,- правда, видят они в Долохове совершенно различное. В доме Ростовых еще Соня связана с Долоховым, связана его любовью, она горда тем, что вызвала в зрелом мужчине такое чувство, она с удивлением видит, какой властью она обладает над этим прославленным бретером. Но для Сони совершенно неважно, дурной или прекрасный человек Долохов, его обожание- лишний предлог проявить неизменность чувств к Николаю Ростову, она отвергает любого, пусть даже это единственный в ее жизни шанс выйти замуж, стать женой и матерью, хозяйкой в своем доме, а не приживалкой в чужом, пусть и в доме родственников. Она вынесет все требования и даже резкость графини, упреки в неблагодарности/ смирение паче гордости!/, ведь все это для нее- повод доказать свою верность к Николаю. Это безразличие к чувствам впервые так страстно и преданно полюбившего Долохова будет дорого стоить семье Ростовых, воспитавших Соню, как родную.
Помимо дома Ростовых. где Долохова приняли с свойственной им радушностью, Долохов живет в доме у Пьера: Долохов прямо приехал к нему в дом, Пьер поместил его и дал взаймы, Долохов в ответ на это в разговорах с Пьером цинично хвалил красоту его жены, Элен. Подобно представителям “ростовской породы”, Пьер очень добр, но со свойственным ему аналитизмом он все же понимает, что для Долохова особенная прелесть в том, “чтобы осрамить мое имя, потому что я призрел его, помог ему”.
Когда оскорбленный “ весело, с улыбкой”, во время праздничного обеда, Долоховым Пьер вызывает его, герои романа проявляют разное отношение к этому событию и его участникам. Анна Михайловна Друбецкая, отражая точку зрения света, отдает должное объективным обстоятельствам: Пьер его пригласил в дом, вывел, он компрометирует жену Пьера, но слова ее притворны, в них сочувствие повесе и любимцу женщин. Элен в разговоре с мужем обвиняет его в том, что он сделал ее посмешищем в глазах света, беззастенчиво лжет, что его ревность без основания, оскорбляет мужа, говоря, что он вызвал на дуэль в пьяном виде, что он дурак, а Долохов лучше его во всех отношениях.
Долохов живет с матерью и горбатой сестрой, о чем знает только несколько человек, и он самый нежный сын и брат. Мать Долохова во всем винит Пьера. Потрясающе, какие аргументы находит Толстой для нее: Пьер знает, что идет на дуэль с ее единственным сыном! Необычайной глубиной и знанием человеческого характера отличаются и другие доводы матери: связь Долохова с Элен продолжалась уже год, это давно; Федя должен Пьеру денег, низость вызвать своего должника. Мать называет вызов нечестным поступком, о своем же сыне с гордостью говорит, что и сейчас он никогда о Пьере дурно не отзывается. Чувство матери мы можем понять, но ценно для читателя, мне кажется, вот это глубокое проникновение во внутреннюю правду, которую мы так хорошо знаем каждый о себе!
Автор романа дает и самому герою возможность изложить свое кредо:” передавлю всех, коли встанут на дороге “, “ никого знать не хочу, кроме тех, кого люблю“,” женщин, кроме продажных тварей, не встречал“.
Что же удивительного в том, что человек с такими жизненными установками, глядя в глаза и улыбаясь мужу, предлагает тост за любовников хорошеньких женщин. Потребность разрядить чувства жестоким поступком свойственна Долохову: он выигрывает у Николая Ростова сорок три тысячи / сумма лет его и Сони/, убивает из пистолета лошадь ямщика.
Подлинно нравственную оценку, прямую, честную, способную вывести из душевного кризиса, дает себе сам Пьер: у Долохова нет причины беречь честь чужого человека, я сделал бы то же / и делал не раз/. Страшным напряжением всех душевных сил Пьер выясняет что вызов произошел не тогда, когда он в гневе крикнул: “ Не дам!“-и вырвал у Долохова листок с напечатанной кантатой, а тогда, когда он сказал Элен по- английски “Люблю”.
Осознание всего этого, страшные муки совести/ я хотел убить человека/ приводят Пьера на грань распада личности. И только точка зрения на эти события мастера масонской ложи Баздеева выводит его из кризиса. Эта точка зрения мудра, проста, пряма, нравственна: женившись, вы взяли на себя ответственность за молодую женщину, но не помогли ей найти путь истины, а ввергли в ложь; человек оскорбил вас- вы его убиваете. Как шелуха, спадает все ложное с проблемы дуэли после таких слов. Теперь перед Пьером все представляется не только в истинном свете, но и открывается дорога для поступков, которые помогут ему “стать вполне хорошим”.Ни двойные стандарты высшего света, ни неразумно любящее сердце матери, ни жестокая, выработавшаяся в яркие афоризмы философия Долохова не могли вывести Пьера из тупика.
Небольшой этот эпизод-дуэль двух героев – в сюжетном богатстве романа “Война и мир” может легко отойти в читательской памяти в тень, затеряться. Мне же представляется капелькой, отражающей мир / и своему любимому герою Пьеру Толстой дарит сон о шаре из капель/. Мне видится в этом небольшом эпизоде романа основные достоинства для меня, читателя, прозы Толстого: глубочайшее понимание психологии человека, умение видеть и совмещать в нем / как легко мы совмещаем в своем внутреннем мире!/,казалось бы, совершенно невозможные вещи, разграничивать поступки и мотивы.
Возвращаясь к началу, хочу сказать о том, как важно для моего личного читательского опыта овладение искусством медленного чтения, насколько важнее полно и глубоко проследить мысль великого знатока человеческих душ, чем прочесть целые тома макулатуры.

Лев Николаевич Толстой всегда говорил о художественном произведении как о собрании мыслей, «сцепленных между собой» и только в таком сцеплении существующих. А всё произведение – «лабиринт сцеплений». Смысл его рождается из «сцепления» образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей. Толстой всегда иронически отзывался о тех читателях, которые пытаются найти отдельные мысли в отдельных сценах. Каждая малая сцена уже несёт «большую» мысль всего романа. Она как грань, как один из поворотов в «лабиринте».

Дуэль Пьера с Долоховым является одним из важнейших рубежных событий на жизненном пути Пьера, окончанием одного этапа и началом другого.

Уже во время обеда, предшествующего дуэли, Пьер сидел, «остановив глаза, с видом совершенной рассеянности… Лицо его было уныло и мрачно». Он полностью погружен в себя. Создается ощущение, что его мучит проблема, которую он не может для себя разрешить. В нем как будто сталкиваются два начала: свойственное ему благодушие и начало, чуждое ему: агрессивность, эгоизм, присущее таким героям, как Долохов, Анатоль Курагин, Наполеон. Оба эти начала продолжают бороться в Пьере на протяжении всего эпизода.

И постепенно то состояние, которое Лев Николаевич называл словом «война», начинает овладевать героем:

Пьер взглянул на Долохова, зрачки его опустились, что-то страшное и безобразное, мутившее его во все время обеда, поднялось и овладело им.

Далее, казалось бы, победа этого начала не была столь безоговорочной, так как Пьер не был уверен в вине Долохова и в своем праве судить его. Но надежда оказалась иллюзорной, потому что тут же отрезвляюще зазвучало, что «именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли, он с особенно спокойным и рассеянным видом…спрашивал: «Скоро ли и готово ли?». А дальше, в ответ на робкую мысль, что то, что они с Долоховым затеяли, «ужасно глупо», звучит резкое:

Нет, об чем же говорить!.. Все равно…

Разум Пьера уже не подчиняется ему, герой не управляет собой. И это происходит не только с Пьером, но и с другими героями. Добрейший и честнейший Николай Ростов «недоброжелательно смотрел на Пьера» за обедом. Создается впечатление, что взоры героев подернуты пеленой. Ведь не зря, наверное, на поляне, где происходит дуэль, стоит такой туман, что герои плохо видят друг друга уже за сорок шагов. Они из-за тумана «неясно» различают, что в противоположные стороны разошлись люди, а не абстрактные фигуры. Для Долохова все, что происходит на поляне, - не дуэль, а охота: ему убить человека значит то же самое, что охотнику не упустить медведя. Но все-таки что-то героев смущает, что-то они различают в тумане, что-то их останавливает. Они медлят начинать. Все молчат.

Но для автора очевидно, что дело должно совершиться независимо от воли людей. И оно совершилось, несмотря на то что в Пьере всё же продолжается борьба. Автор говорит, что «Пьер быстрыми шагами пошел вперед, сбиваясь с протоптанной дорожки…», но подчиняясь окрику Долохова, стал целиться. На его лице улыбка «сожаления и раскаяния», но он беспомощен перед той силой, которая овладела им во время обеда.

После этого эпизода своей жизни Пьер на некоторое время погрузится в странное состояние. Он не сможет связать воедино исторические и жизненные факты, у него появится ощущение, что его разум работает вхолостую, он потеряет чувство целостности мира, который для него распадется на отдельные мелкие части, будучи ввергнутым в состояние «войны».

Так маленький эпизод становится лабиринтным поворотом большого романа, а заключённая в нём мысль – гранью той главной, которая на языке Толстого звучит как «война и мир».

Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела.
А. С. Пушкин
Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир» последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером.
Сугубо штатский человек - Пьер ранил на дуэли Долохова - бретера, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, «куда следует нажимать». «При слове три Пьер быстрым шагом пошел вперед... держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад... Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил...» Ответного выстрела не последовало. «...Слышны были торопливые шаги Долохова... Одною рукой он держался за левый бок...» Выстрелив, Долохов промахнулся.
Здесь, по мысли Толстого, совершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски, помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену. Но Пьер совершенно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова. Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова: «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте,- думал Пьер.- Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?»
Ничтожество и низость Элен так очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок, не стоит эта женщина того, чтобы брать грех на душу - убивать за нее человека. Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже - свою жизнь, связав ее с Элен.
После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что «До-лохов, этот буян, бретер,- Долохов, жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат...».
Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем.
Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха».
Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначно и легко решаемым.

Одна из главных проблем романа-эпопеи - проблема войны и мира, но не только как противопоставление мирного времени и сражений, но и как исследование гармоничных, дружеских отношений между людьми и отношений, следствием которых становятся ссоры, раздоры, вражда.

Причинам, развитию и исходу ненормальных, враждебных отношений между людьми посвящён эпизод дуэли П. Безухова и Ф. Долохова.

Как же произошло, что эти два человека, ещё до недавнего времени бывшие приятелями, участвующими вместе в кутежах, стали непримиримыми врагами? Причиной их раздора стала женщина, существо глубоко безнравственное - Элен Курагина.

Пьер Безухов и Фёдор Долохов находятся на обеде в Английском клубе в честь князя Багратиона - героя австрийского похода. Но ещё во время подготовки обеда Анна Михайловна Друбецкая рассказывает Илье Андреевичу Ростову о несчастье Пьера: «Она (Элен) сюда приехала, и этот сорвиголова (Долохов) за ней… Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем». Да, Пьер сильно переживает, но не потому, что любит Элен, а оттого, что не может поверить в человеческую подлость.

На обеде, как назло, Пьер оказался за столом напротив Долохова. Ещё утром граф Безухов получил анонимное письмо, «в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна для одного его». Пьер не поверил письму, «но ему страшно было теперь смотреть на Долохова, сидевшего перед ним». Пьер - человек совестливый, и ему стыдно подозревать других, стыдно за то, что эти подозрения могут оказаться правдой. Пьер мучительно переживает это состояние, но он ещё не взбешён, он ещё не дошёл до критической точки эмоционально-психологического взрыва. Он ещё боится Долохова, потому что у того репутация человека, которому «ничего не значит убить». Пьер не обращает внимания на намёки, когда Долохов произносит тост, обращаясь к нему: «За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников». Но атмосфера постепенно накаляется.

Лакей, раздающий кантату Кутузова, кладёт листок Пьеру, как более почётному гостю, и Долохов выхватывает этот листок из рук Безухова. Тогда «что-то страшное и безобразное, мутившее его во всё время обеда, поднялось и овладело» Пьером. «Не смейте брать!» - крикнул он. Этот человек, всегда мягкий и добродушный, не смог сдержаться, так долго копившееся напряжение получило эмоциональный выход. Пьер вызывает Долохова на дуэль. «В ту самую секунду, как Пьер сделал это… он почувствовал, что вопрос о виновности его жены, мучивший его эти последние сутки, был окончательно и несомненно решён утвердительно. Он ненавидел её и навсегда был разорван с нею». Таким образом, дуэль для Пьера была не столько заступничеством за честь жены и возвращением своей чести, сколько событием, позволившим прекратить гнусные и тягостные отношения в браке.

Дуэль состоялась на следующий день, в восемь утра, в Сокольницком лесу. Секундантом Долохова согласился быть Николай Ростов, а секундантом Безухова стал князь Несвицкий.

Пьер понимал, что дуэль - событие глупое, и думал, что Долохова невиновен, потому что жена стала для Безухова чужим человеком. Но от дуэли он не отказывается, лишь просит Несвицкого: «Вы мне скажите только, как куда ходить и стрелять куда?» Долохов ещё более категоричен: «Никаких извинений, ничего решительно».

Погода мешает дуэли: оттепель и туман, за сорок шагов неясно было видно друг друга. Природа словно противится этому событию, ненужному и бессмысленному.

Противники начали сходиться. Пьер выстрелил первым и, совершенно неожиданно и почти не целясь, ранил соперника. «Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову, который остановил его, крикнув: «К барьеру!» Долохов, собрав последние силы, уже лёжа на снегу, стал целиться. «Губы его дрожали, но всё улыбались; глаза блестели усилием и злобой». Пьер же «с кроткой улыбкой сожаленья и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки», стоял прямо перед Долоховым. Ему кричали: «Закройтесь пистолетом, станьте боком!» Кричал даже Денисов - его противник. Но, к счастью, выстрел Долохова не попал в цель.

Всё, казалось бы, расставлено по своим местам: глубоко нравственный Пьер, человек чистейшей и добрейшей души, наказал порочного и злобного Долохова. Но финал эпизода кажется неожиданным. Ростов с Денисовым повезли раненого Долохова, который очнулся при въезде в Москву. «Ростова поразило совершенно изменившееся и неожиданно восторженно-нежное выражение лица Долохова», который очень переживает, что его мать, если увидит его умирающим, не переживёт этого. Он умоляет Ростова ехать к ней и приготовить её. Оказывается, что Долохов, «этот буян, бретёр-Долохов, жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат».

Такое окончание эпизода кажется неожиданным только на первый взгляд. Но у Толстого нет абсолютно отрицательных или абсолютно положительных персонажей, потому что он писатель-реалист. Акцентируя внимание на злобе и непристойном поведении Долохова, автор всё-таки даёт ему право остаться человеком.

Л. Н. Толстой хорошо передаёт душевное состояние героев через детали портрета, через их позы, выражение лица и приводит внутренние монологи. Мы вместе с героями романа-эпопеи переживаем их падения и взлёты, томимся их чувствами, размышляем с ними над жизнью и её вопросами. Всё это, несомненно, свидетельствует о мастерстве Толстого-психолога.

Пьер Безухов и офицер Долохов (Л.Н.Толстой «Война и мир»)

Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с Пьером. Сугубо штатский человек -- Пьер ранил на дуэли Долохова -- бретеpa, повесу, бесстрашного вояку. А ведь Пьер совершенно не мог обращаться с оружием. Перед самой дуэлью секундант Несвицкий объяснил Безухову, "куда следует нажимать".

«При слове три Пьер быстрым шагом пошел вперед... держал пистолет, вытянув вперед правую руку, видимо, боясь, как бы из этого пистолета не убить самого себя. Левую руку он старательно отставлял назад... Пройдя шагов шесть и сбившись с дорожки в снег, Пьер оглянулся под ноги, опять быстро глянул на Долохова и, потянув пальцем, как его учили, выстрелил...» Ответного выстрела не последовало. «...Слышны были торопливые шаги Долохова... Одною рукой он держался за левый бок...» Выстрелив, Долохов промахнулся. Здесь, по мысли Толстого, совершилось высшее правосудие. Долохов, которого Пьер принял в своем доме по-приятельски, помог деньгами в память о старой дружбе, опозорил Безухова, соблазнив его жену.

Но Пьер совершенно не готов к роли «судьи» и «палача» одновременно, он раскаивается в происшедшем, благодарит Бога, что не убил Долохова. Гуманизм Пьера обезоруживает, уже перед дуэлью он готов был во всем раскаяться, но не из страха, а потому что уверен в виновности Элен. Он старается оправдать Долохова: «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте,-- думал Пьер.-- Даже, наверное, я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство?» Ничтожество и низость Элен очевидны, что Пьеру стыдно за свой поступок. Эта женщина не стоит того, чтобы брать грех на душу -- убивать за нее человека.

Пьеру страшно, что он чуть не загубил собственную душу, как ранее уже -- свою жизнь, связав ее с Элен. После дуэли, увозя раненого Долохова домой, Николай Ростов узнал, что «Долохов, этот буян, бретер,-- Долохов, жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат...». Здесь доказывается одно из утверждений автора, что не все так очевидно, понятно и однозначно, как кажется на первый взгляд. Жизнь намного сложнее и многообразнее, чем мы о ней думаем, знаем или предполагаем. Великий философ Лев Николаевич Толстой учит быть гуманными, справедливыми, терпимыми к недостаткам и порокам людей, ибо «кто без греха». Сценой дуэли Долохова с Пьером Безуховым Толстой дает Урок: не нам судить, что справедливо, а что несправедливо, не все очевидное бывает однозначно и легко решаемым.