Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1622-1623 гг. Государственный Эрмитаж. Wikipedia.org

Фландрия. Антверпен. В зажиточной купеческой семье в 1599 году родился Антонис Ван Дейк. Он был седьмым по счёту ребёнком. Его мать родит ещё пятерых. И умрет вскоре после 12-ых родов. Антонису было всего 8 лет.

Его отец не видел ничего дурного в том, что сын хочет стать художником. Ведь его мать виртуозно вышивала. Сам он в молодости увлекался рисованием. Поэтому с лёгким сердцем в 10 лет отец отдал мальчика в обучение к художнику.

Имея талант и необыкновенную усидчивость, уже через 4 года обучения юный Ван Дейк начал работать самостоятельно.

Ван Дейк был вундеркиндом

Вот его автопортрет, написанный в 14 лет. Ван Дейк явно был вундеркиндом. Согласитесь, уже видно, что этот мальчик слеплен из особого теста. Во взгляде читается и честолюбие, и самоуверенность.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет. 1613 г. Музей истории искусств в Вене. Wikipedia.org

Его успехи замечены. В 18-летнем возрасте его принимают в гильдию св. Луки, которая объединяла художников. Только в рамках этой гильдии художник имел право принимать заказы и получать за них деньги.

А приняли его в гильдию благодаря серии потрясающих работ. Он создаёт “Головы апостолов”. Вот один из этюдов.


Антонис Ван Дейк. Головы старца. 1618 г. Музей “Дом Рококса” в Антверпене, Бельгия

По этой работе уже можно сказать, что быть Антонису Ван Дейку великим портретистом.

Но пока он этого ещё не осознал, он попадает в ученики к великому Рубенсу.

Кто лучше, Ван Дейк или Рубенс?

В 24 года Антонис пишет свой очередной шедевр. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо.


Антонис Ван Дейк. Портрет кардинала Гвидо Бентивольо. 1625 г. Палаццо Питти, Флоренция

Что же особенного в этом портрете? А то, что перед нами не просто облеченный властью церковный чиновник. Перед нами человек с определенным характером. Интеллигентный и начитанный. Честолюбивый дипломат. Гвидо был противоречивой личностью.

С одной стороны он сделал многое, чтобы предотвратить повторение Варфоломеевской ночи*. С другой стороны, он был одним из тех, кто подписал смертный приговор Галилео Галилею. Хотя когда-то был его учеником.

Заказов в Италии было достаточно. Но в 1627 году Ван Дейк возвращается в Антверпен.

Ван Дейк мог стать религиозным художником

Вернуться художника заставило несчастье в семье. Серьёзно заболела его сестра. Однако живой он не успел ее застать.

Несколько лет Ван Дейк сосредотачивается на религиозных сюжетах. Видимо под влиянием происшедшего. Так появилась его картина “Вознесение Марии”.


Антонис Ван Дейк. Вознесение Марии. 1628-1629 гг. Национальная галерея Вашингтона. Nga.gov

Почему-то Ван Дейк всех святых дев изображал с толстыми шеями. Да и некоторые ангелочки у него весьма странные. Вот зачем один из них обернул голову покрывалом? Да ещё так своенравно на нас смотрит.

Вот для сравнения картина Рубенса на ту же тему.


Питер Пауль Рубенс. Вознесение Марии. 1618 г. Музей Кунстпаласт, Дюссельдорф. Artchive.ru

У Рубенса больше возвышенности, религиозной торжественности. Его герои не подразумевают двусмысленности. Мария безукоризненна. Ангелы тоже.

Нет, все-таки не зря Ван Дейк отступил. Зачем бороться с гением? Когда можно уехать в другую страну и стать равным по величию, но в другом жанре. Так Ван Дейк и поступил.

Почему Ван Дейк переехал в Англию

В 1632 году Ван Дейк получил предложение от короля Англии Карла I стать придворным художником.

Он согласился. В Англии у него были все шансы стать художником номер один. Алтарные картины англичанам были не нужны. Этим они отличались от католиков. А вот портреты с удовольствием заказывали.

Вот какой портретная живопись в Англии была до приезда Ван Дейка.

Портреты Уильяма Ларкина. Слева: Леди Лове. 1610-1620 гг. Частная коллекция. Справа: Джордж Вилльерс, Букингемский герцог, 1616 г. Национальная портретная галерея, Лондон

Что вы видите? Абсолютно неподвижных кукол. С цветом кожи и худобой тяжело больных существ. И оживить этих людей не может ни яркий румянец, ни парадная одежда.

Ничего удивительного, что Ван Дейк пленил английскую аристократию. И в первую очередь короля Карла I.

Вот самый известный его портрет, созданный Ван Дейком. “Карл I на охоте”.

Антонис Ван Дейк. Портрет Карла 1 на охоте. 1635 г. . Renessans.ru

Перед нами живой человек. Джентельмен. Никаких тяжёлых платьев, а лишь охотничий костюм. Непринужденная, но аристократичная поза. Томный взгляд человека, наделённого властью.

Королю было, от чего прийти в восторг. И он заказывает свой портрет, а также портреты жены и детей 30 раз!


Антонис Ван Дейк. Королева Генриетта-Мария и сэр Джеффри Хадсон. 1633 г. Национальная галерея Вашингтона

Ван Дейк, конечно, приукрашивал своих заказчиков. Судить об этом мы можем по воспоминаниям их современников. Одна дама видела портреты Ван Дейка. По которым заключила, что все дамы в Англии красивы.

Но была сильно разочарована, когда вживую увидела Королеву Генриетту-Марию. Вместо миловидной женщины ей явилась немолодая особа с тощими руками, кривыми плечами и торчащими изо рта передними зубами.

Звёздный час Ван Дейка

Мастеру был присвоен титул дворянина. Он получил из рук короля звание рыцаря. Мечты сбылись.

Ему позируют самые знатные вельможи британского общества. У него нет отбоя от дорогостоящих заказов.

Ван Дейк виртуозно чувствует и передает на холсте атмосферу королевского окружения. Портретист придает осанке своих клиентов горделивость, а позам и жестам элегантное благородство.

Вот отпрыски семейства Стюарт. Один из самых известных портретов Ван Дейка.

Антонис Ван Дейк. Лорд Джон Стюарт и его брат Лорд Бернард Стюарт. 1638 г. Национальная лондонская галерея. Nationalgallery.org.uk

Этим кавалерам всего по 17 и 16 лет. Оба они погибнут в возрасте 23 лет на Гражданской войне. В результате которой погибнет и сам Карл I. Он будет единственным казнённым английским королём за всю историю Англии.


Антонис Ван Дейк. Леди д’Обиньи и графиня Портленд. 1638-1639 гг. , г. Москва

А эти дамы рассказывают свою семейную историю. Та, что слева, сестра мужа той, что справа. Портрет был написан в знак их примирения. Ведь граф Стюарт женился на девушке без согласия семьи. Через некоторое время его родственники признали этот брак. И сестра графа благосклонно это демонстрирует.

Еще Ван Дейк был непревзойдённым детским портретистом. Хоть и изображает он их во взрослых позах и взрослой одежде. А иначе не позволял этикет.

Но в их глазах мы можем уловить озорство. А ещё читается у каждого свой характер.


Антонис Ван Дейк. Старшие дети короля Карла 1. 1636 г. Королевское художественное собрание Виндзорского замка, Великобритания

Горшочек, не вари

Ван Дейк был по горло завален подобными заказами. Каждый аристократ жаждал быть запечатлённым Ван Дейком.

В результате получилось как в сказке, “Горшочек, не вари”.

Работа была поставлена на поток. Художник уделял заказчику в день менее часа. Своей рукой он изображал лишь главное, а все остальное писали его ученики с приглашенных натурщиков.

Либо он писал все сам, но торопился. Работая над двумя, а то и пятью портретами одновременно. В работах появилась некоторая небрежность.

Но заказчиков это не отпугивало. Наоборот, его тонкий слой краски и быстрые мазки делали изображение более живым, вибрирующим. Что на самом деле нравилось его моделям.


Антонис Ван Дейк. Портрет сэра Энтони-Джорджа Дигби. 1638 г. Далвичская картинная галерея, Великобритания. Commons.wikimedia.org

Личная жизнь Ван Дейка

В Англии у Ван Дейка была возлюбленная Маргарет Лемон. Она была его натурщицей. У них были отношения не один год.

Но жениться он решил на аристократке. Мисс Лемон была в полном шоке, когда узнала о помолвке возлюбленного. Устроила скандал, попытавшись откусить художнику палец. Чтобы он не смог больше писать. Но благо ей не удалось этого сделать.


Антонис Ван Дейк. Маргарет Лемон (портрет не окончен). 1639 г. Хэмптон-корт замок, Великобритания. Royalcollection.org.uk

Несчастной пришлось смириться. И в 40 лет художник женился на Мэри Ратвен, молоденькой фрейлине королевы. Так он сам стал английским аристократом.

Антонис Ван Дейк. Портрет Марии Русвен, жены художника. 1639 г. . Artchive.ru

Была ли это любовь? Или очередной тщеславный поступок? Неизвестно. В любом случае семейное счастье длилось очень недолго.

Однажды Ван Дейк поехал в Париж, где занимался росписями галерей Лувра. Там он серьезно заболел. Вернувшись домой в декабре 1641 г., он скончался. Ему было всего 42 года.

Похоронен он был в день крестин своей новорожденной дочери. Которой на тот момент было всего восемь дней.

Почему Ван Дейк так известен

Ван Дейк стал величайшим портретистом. Что само по себе феноменально. Так как в этом жанре мало известных имён. По одной простой причине.

Портретист вынужден угождать заказчику. А в таких тисках мало кому удаётся привнести что-то своё. А уж тем более повлиять на развитие живописи.

Ван Дейку удавалось и то, и другое. И заказчики были довольны. И имя он своё прославил на много поколений вперёд. Потому что он поднял планку на следующий уровень.

Теперь уважающий себя художник не имел права изображать неподвижных кукол. Отныне в глазах каждой модели обязан читаться характер. Как это делал гениальный Ван Дейк.

О другом выдающемся художнике Эпохи Барокко читайте в статье Похожее

17 января 1863 года родился русский театральный режиссер, создатель знаменитой актерской системы, которая на протяжении уже более 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире, народный артист СССР Константин Станиславский . Ему принадлежит известная во всем мире фраза «Не верю!», которую он использовал в качестве режиссерского приема. В день рождения Константина Станиславского мы собрали двадцать его самых ярких цитат о театре, искусстве и жизни.

О театре

«Нет маленьких ролей, - есть небольшие актеры».

«Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным».

«Хорошие декорации для любителей – спасение. Сколько актёрских грехов прикрывается живописностью, которая легко придает всему спектаклю художественный оттенок! Недаром же так много актерских и режиссерских бездарностей усиленно прячутся на сцене за декорации, костюмы, красочные пятна, за стилизацию, кубизм, футуризм и другие «нэмы», с помощью которых стараются эпатировать неопытного и наивного зрителя».

«Когда ты будешь играть доброго, - ищи, где он злой, а в злом ищи, где он добрый».

«Он думал, что он законченный актер, а оказалось он конченый актеришко».

«Театр начинается с вешалки».

«Есть только одна причина неявки актера на спектакль – смерть».

«Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям».

«Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале - то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования».

«Это закон дешевого, провинциального театра - вскакивать с места на каждую выигрышную фразу. В старину актёры так и говорили: «Ох, и дам же свечу на этой фразе», то есть так подпрыгну, что весь зал ахнет! Ну вот и скакали на сцене какие-то кузнечики! Кто выше, кто резче вскочит!».


Об искусстве

«Искусство - отражение и познание жизни; не зная жизни, творить нельзя».

«Что такое талант? - Душа».

«Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».

«Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только еще лучше».

«Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и не существует окончательной меры для полноты этой виртуозности».

О жизни

«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».


«Сначала убедись, а потом уж убеждай».

«Пока мы молоды, мы должны вооружиться зубной щеткой и отправиться туда, куда глаза глядят. Смеяться, совершать безумные поступки, рыдать, идти против системы, читать столько, сколько, кажется, не вместится в голову, любить, что есть сил, чувствовать. Просто жить».

«Учитесь слушать, понимать и любить жестокую правду о себе».

«Для тех, кто не умеет одеваться, созданы моды».

Если страшно вам, боитесь, что невежественный зритель не оценит полновесно ваших тонких, острых мыслей, попечения оставьте! Не заботьтесь! Страх смешон. Здесь сидит народ бывалый, книгам каждый обучался, правду каждый разберет. Все - испытанные судьи, изощренные в ристаньях, так не бойтесь, спорьте смело, состязайтесь. По заслугам зрители отплатят вам. Аристофан

Актеры - зеркало и краткая летопись своего времени. В. Шекспир

Мимика и слова должны соответствовать друг другу; особенно обращай внимание на то, чтобы не переступать границу естественного. Все, что изысканно, противоречит намерению театра, цель которого была, есть и будет - отражать в себе природу: добро, зло, время, и люди должны видеть себя в нем, как в зеркале. Если представить их слишком сильно или слишком слабо, конечно, профана заставишь иногда смеяться, но знатоку будет досадно; а для вас суждение знатока должно перевешивать мнение всех остальных. В. Шекспир

Ум человеческий никогда и ничего благороднее и полезнее не изобретал театральных зрелищ как для усовершения, тан и для очищения нравов... Вольтер

Каждый народ должен разрушать предрассудки, преследовать пороки, описывать смешное и нуждаться в зрелищах, но в зрелищах, ему свойственных. Какое оружие для правительства, если оно умеет им пользоваться в тех случаях, когда нужно подготовить изменение закона или уничтожение обычая! Д. Дидро

Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр. Д. Дидро

Актеры производят впечатление на публику не тогда, когда неистовствуют, а когда хорошо играют неистовство. Д. Дидро.

Если актером овладевает жажда рукоплесканий, он пересаливает. Д. Дидро

Не следует нарочито делать умными героев пьесы, а нужно уметь поставить их в такие условия, при которых они должны проявлять ум. Д. Дидро

Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой. К. Гоцци

Самое действительное и самое целесообразное средство вооружить непреодолимой силой человеческий разум и бросить вдруг в народ массу просветительных идей заключается, несомненно, в театре... Там величавая мысль одного человека воспламенит, подобно электрическому току, все души. Там, наконец, законодательство встретит менее всего препятствий и достигнет величайших результатов, легко и без насилий. Л. Мерсье

Когда рассмотришь все качества, необходимые для образования истинного трагического актера, все дары, которыми природа должна его наделить, то уже не станешь удивляться, что они так редки. Ф. Тальма

Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон... Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами разнообразную панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта... Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас... Лишь в театре великие мира сего слышат нечто редкое или даже прямо для них невозможное - правду, и видят то, чего не видят кругом себя никогда или встречают очень редко - человека... Ф. Шиллер

А ведь приятен вид толпы необозримой, Когда она вокруг театра наводнит Всю площадь и бежит волной неудержимой, И в двери тесные и рвется, и спешит. Нет четырех часов, до вечера далеко, А уж толпа кишит, пустого места нет, Точь в точь голодные пред лавкой хлебопека, И шею все сломить готовы зa билет. Такие чудеса во власти лишь поэта! В. Гёте

Сцена и зрительный зал, актеры и зрители создают целое только в совокупности. В. Гёте

Я не гонялся за великолепными декорациями и блестящими костюмами, а за хорошими пьесами. Все роды от трагедии до фарса были годны для меня; но, чтоб быть поставленной, пьеса должна была заключать в себе известные достоинства. Она могла быть велика, сильна, весела, грациозна, но непременно должна была быть произведением здоровым и содержать в себе некоторое зерно. Все болезненное, хилое, слезливое и сентиментальное, а равно все страшное, ужасное и противное добрым нравам было исключено раз навсегда: я боялся испортить этим и актеров, и публику. Хорошими пьесами я поднял уровень актеров. В. Гёте

Театр - это особый мир, отдаленный от нас так же, как сцена - от партера. Между театром и действительностью находится оркестр, музыка и тянется огненная полоса рампы. Действительность, миновав область звуков и переступив через знаменательные огни рампы, является нам на сцене, преображенная поэзией. Г. Гейне

Актер, не только должен глубоко, проникнуть в дух поэта и роли и внутренне и внешне привести свою собственную индивидуальность в полное соответствие с этим духом, но он должен тaкже сам творчески добавить во многих пунктах, заполнить пробелы, найти переходы и вообще истолковать порта своей игрой, поскольку он в живой наличности, в наглядной форме извлекает и делает понятными тайные намерения и более глубоко лежащие черты его мастерства. Гегель

Всегда имей в виду натуру; влазь, так сказать, в кожу действующего лица, изучай хорошенько его особенные идеи, если они есть, и даже не упускай из виду общество его прошедшей жизни. Когда все это будет изучено, тогда, какие бы вложения ни были взяты из жизни,- ты непременно выразишь верно: ты можешь сыграть иногда слабо, иногда сколько-нибудь удовлетворительно (это очень часто зависит от душевного расположения), но сыграешь верно. М.С. Щепкин

Мне мало, чтобы ты был актером, мне нужно, чтобы ты был образованным человеком, ответственным за свои действия и поступки; не люблю я тьмы, не люблю, братец ты мой! М.С. Щепкин

Играй так, чтобы я не видел, что заучено. М.С. Щепкин

Часто случается слышать об aктepe, что в нем иного театрального ума. По моему мнению, это выражение не относится к артисту, хорошо, умно рассуждающему о своем искусстве, но к верной или умной его игре... Мне кажется, средства легко постигнуть характер представляемого лица - верность действия и умение скрыть продолжение оного, всю тягость моральной работы - называется театральным умом. П.С. Мочалов

Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу... мощными и разнообразными впечатлениями... и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни! В душе человеческой есть то особенное свойство, что она как будто падает под бременем сладостных ощущений изящного, если не разделяет их с другой душой. А где же этот раздел является так торжественным, так умилительным, как не в театре, где тысячи глаз устремлены на один предмет, тысячи сердец бьются одним чувством, тысячи грудей задыхаются от одного упоения, где тысячи я сливаются в одно общее целое я в гармоническом сознании беспредельного блаженства? В.Г. Белинский

Я сценическое искусство почитаю творчеством, а актера самобытным творцом, а не рабом автора... актер... дополняет своею игрою идею автора, и в этом-то дополнении состоит его творчество. В.Г. Белинский

Щепкин - художник, и потому для него изучить роль не значит один раз приготовиться для нее, а потом повторять себя в ней: для него каждое новое представление есть новое изучение... Он не помощник автора, но соперник его в создании роли. В.Г. Белинский

Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов. Кто-то сказал, что сцена - представительная камера поэзии. Все тяготеющее, занимающее известную эпоху, само собой вносится на сцену и обслуживается страшной логикой событий и действий, развертывающихся и свертывающихся перед глазами зрителей. Это обслуживание приводит е заключениям не отвлеченным, но трепещущим жизнию, неотразимым, многосторонним. Тут не лекция, не поучение, поднимающее слушателей в сферу отвлеченных всеобщностей, в бесстрастную алгебру, мало относящуюся к каждому потому именно, что она относится ко всем. На сцене жизнь охвачена во всей ее полноте, схвачена в действительном осуществлении лицами, на самом деле... с ее общечеловеческими началами и частно личными случайностями, с ее ежедневною пошлостью и с ее грозной, всепожирающей страстью, скрытой под пыльной плевою мелочей, как огонь под золой Везувия. Жизнь схвачена и между тем не остановлена; напротив, стремительное движение продолжается, увлекает зрителя с собой, и он с прерывающимся дыханием, боясь и надеясь, несется вместе с развертывающимся событием до крайних следствий его - и вдруг остается один. Лица исчезли, погибли; он, переживая их жизнь, успел полюбить их, войти в их интересы. Удар, разразившийся над ними, рикошетом был удар в него. Такая страстная близость зрителя и сцены делает сильную, органическую связь между ними... А.И. Гepцен

Театральная сцена не ниже научной кафедры. Театральная сцена - тот стул, на который садится философия и, воплощая слово в живых, действительных идеях и примерах, избавляет общество от труда воспринимать их только воображением. Театральная сцена - тот грозный моральный суд, где добродетель и преступление получают беспристрастное и заслуженное воздаяние. Человеческий разум предоставил только театральной сцене ту великую волшебную силу, которая в одно мгновение вызывает в сердцах всех зрителей радость, печаль, удивление, восхищение, боль и сострадание. Словом, сцена властвует над всеми душевными способностями человека. Театр - новая своеобразная школа, в которой обучаются люди всех возрастов... Театр не только облагораживает идеи общества, но и показывает величие добродетели, низость порока, поощряя первую и предостерегая от второго. Он рассматривает тончайшие стороны семейной жизни и обнажает фальшь, ставит ее перед су дом общества. М. Л. Налбандян

Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком. А. Додэ

Существует как бы целая династия могучих и своеобразных умов, сменяющих друг друга и обладающих особым дapом - средствами театра оживлять, приводить в движение и доносить до народа великие творения поэтов. В. Гюго

Только артисты-художники развивают в зрителях истинное понимание достоинств художественного исполнения... при отсутствии хороших актеров вкус в публике постепенно понижается... А.Н. Островский

Школы только подготавливают артистов для сцены, а актером делают артиста: талант, изящный вкус, энергия, практика и хорошие сценические предания. А.Н. Островский

Красивые женщины не умеют стариться, артисты не умеют во время удалиться со сцены: и те и другие не правы. А.Г. Рубинштейн

Страдания выражать надо так, как они выражаются в жизни, т.е. не ногами и не руками, а тоном, взглядом, не жестикуляцией, а грацией. Тонкие душевные движения, присущие интеллигентным людям, и внешним образом нужно выражать тонко. Вы скажете: условия сцены: никакие условия не допускают лжи. А.П. Чехов

Я живу своей артистической жизнью лишь при свете рампы; симпатия и волнение зрителей действуют на меня и дают мне в свою очередь возможность заставить публику симпатизировать мне и чувствовать вместе со мною... Я живу двойной жизнью, смеюсь и плачу, и вместе с тем так анализирую свои слезы и свой смех, чтобы они всего сильнее могли влиять на сердца тех, кого я желаю тронуть. И то, что я испытываю, испытывается всеми величайшими из известных мне актеров. Т. Сальвинии

В искусстве нет лучшего правила, как не увлекаться первым порывом. Если дашь себе время подумать, воплощение всегда выходит более верно. Т. Сальвинии

Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека. М.Н. Ермолова

За духовной помощью никогда не должно быть стыдно протянуть руку... артист беря - в ту же минуту с лихвой возвращает. В.Ф. Комиссаржевская

Научите вашу душу не только воспринимать, но впитывать в себя прекрасное... Тогда вы будете настоящим артистом-художником и ничто злое и грязное не посмеет туда войти. В.Ф. Комиссаржевская

Никакая работа не может быть плодотворной, если в ее основе не лежит кaкой-нибудь идеальный принцип. В основу моей работы над собою я положил борьбу... с пустым блеском, заменяющим внутреннюю яркость, с надуманной сложностью, убивающей прекрасную простоту, с ходульной эффективностью, уродующей величие... Ф.И. Шаляпин

Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта, без упорной работы. Выдохнется без нее самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески... Следуя хорошим образцам, я и после успехов, достаточных для того, чтобы вскружить голову самому устойчивому молодому человеку, продолжал учиться у кого только мог, и работал. Ф.И. Шаляпин

Самое понятие о пределе в искусстве мне кажется абсурдным. В минуты величайшего торжества в такой даже роли, как «Борис Годунов», я чувствую себя только на пороге каких-то таинственных и недостижимых покоев. Какой длинный, какой долгий путь! Ф.И. Шаляпин

Я никогда не бываю на сцене один. На сцене два Шаляпина. Один играет, другой контролирует. Ф.И. Шаляпин

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффективными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет. К.С. Станиславский

Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, т.е. чувства и мысли артистов и зрителей. К.С. Станиславский

Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Зритель создает, так сказать, душевную акустику. Он воспринимает от нас и, точно резонатор, возвращает нам свои живые человеческие чувствования. К.С. Станиславский

[артист] обязан и в жизни быть носителем и проводником прекрасного. В противном случае он одном рукой будет творить, а другой разрушать создаваемое. Поймите это с первых же лет вашего служения искусству и готовьтесь к этой миссии. Вырабатывайте в себе необходимую выдержку, этику и дисциплину общественного деятеля, несущего в мир прекрасное, возвышенное и благородное... Актер по самой природе того искусства, которому он служит, является членом большой и сложной корпорации - группы театра... это обязывает артиста с достоинством вести себя вне театра и оберегать его имя не только на подмостках, но и в своей частной жизни. К.С. Станиславский

Он думает, что он законченным актер, а он конченный актер. К.С. Станиславский

Искусство состоит в том, что актер чужое, данное ему автором пьесы, делает своим собственным. Е.В. Вахтангов

Как прекрасные и возвышенные мысли, сказанные бездарно, утрачивают привлекательность и силу, так пустяки во веки веков останутся пустяками. В.И. Немирович-Данченко

Театр - это актер, хотя бы ведущая роль принадлежала драматургу, и театральное искусство есть прежде всего актерское искусство. В.И. Немирович-Данченко

Театр, как и всякий большой художник, должен отзываться на благороднейшие течения современной жизни. Иначе он станет мертвым учреждением. В.И. Немирович-Данченко

Если двое разговаривают, а третий слушает их разговор, – это уже театр.
Густав Холоубек (р. 1923), польский актер

Театр все равно что музей: мы туда не ходим, но приятно знать, что он есть.
Гленда Джексон (р. 1936), английская актриса

Грубые заурядные умы выносят из чтения лишь бледное, незначительное удовольствие. Театр, напротив, изображает все, ничего не оставляя воображению: вот почему он вполне удовлетворяет большинство.
Анатоль Франс (1844 – 1924), французский писатель

Что же такое театр? О, это истинный храм искусства!
Виссарион Белинский (1811 – 1848), критик

Не будем смешивать театр с церковию, ибо труднее балаган сделать церковию, чем церковь превратить в балаган.
Василий Ключевский (1841 – 1911), историк

Я иду в театр, чтобы развлечься. На сцене мне не нужны изнасилования, содомия, кровосмешение и наркотики. Все это я могу получить у себя дома.
Питер Кук (1937 – 1995), английский писатель

Театр. – Подумать только, что Бог, который видит все, обязан смотреть и это!
Жюль Ренар (1864 – 1910), французский писатель

Поклоны - составная часть спектакля. От кометы в руках зрителя должен остаться хвост.
Майя Плисецкая

Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только еще лучше.
Константин Станиславский

Режиссерская работа несовместима с актерской: актер провалится, если будет критически смотреть на своих партнеров.
Джордж Бернард Шоу

Как срежиссировать полное отсутствие режиссуры?
Станислав Лем

Жизнь в театре - всего лишь один сезон, а сезон -это целая жизнь.
Джозеф Манкевич

Театр есть искусство отражать.
Константин Станиславский

Театр не отображающее зеркало, а - увеличивающее стекло.
Владимир Маяковский

У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое.
Карел Чапек

По театральным понятиям, если пьеса быстро сошла со сцены, то это потому, что она провалилась и никуда не годится; если же выдержала много спектаклей, то потому, что это халтура, угождающая низменным вкусам.
Карел Чапек

Часто Чехова ставят, будто он помер и можно делать с его пьесой все, что захочешь.
Андрей Михалков-Кончаловский

В первые минуты бываешь ошеломлен бездарностью и фальшью всего - и актеров и текста. И так на самом лучшем спектакле.
Илья Ильф

Лучший момент любого спектакля - сразу после поднятия занавеса и прежде чем в зале успели кашлянуть.

Приходят посмотреть, приходят, чтобы и на них посмотрели.
Овидий

Весь мир - театр, мы все - актеры поневоле,
Всесильная Судьба распределяет роли,
И небеса следят за нашею игрой!
Пьер де Ронсар

Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.
Дени Дидро

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер

Разумный актер никогда не выдвинет свою роль, где это не является необходимым, в ущерб другим ролям.
Готхольд Эфраим Лессинг

Искреннее переживание - самое спорное в таланте актера. Оно может быть там, где его не замечают; и, наоборот, можно предполагать его там, где его совсем нет.
Готхольд Эфраим Лессинг

Как далеко актеру, который только понимает какое-нибудь место, до актера, который в то же время переживает его!
Готхольд Эфраим Лессинг

Для хороших актеров нет дурных ролей.
Иоганн Фридрих Шиллер

Пороки, злоупотребления, - они не меняются, но перевоплощаются в тысячи форм, надевая маску господствующих нравов; сорвать с них эту маску и показать их в неприкрытом виде - вот благородная задача человека, посвятившего себя театру.
Пьер Огюстен Бомарше

На сцене человек должен быть на ступеньку выше, чем в жизни.
Карл Людвиг Берне

Актер в обыденной жизни должен помнить, что он будет публично выступать в художественном зрелище.
Иоганн Вольфганг Гёте

Все то, что чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, театр преподносит нам в громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас.
Иоганн Фридрих Шиллер

Насколько живое воспроизведение действует сильнее, чем мертвая буква и холодный пересказ, настолько сцена производит более глубокое и длительное впечатление, чем мораль и законы.
Иоганн Фридрих Шиллер

Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта.
Иоганн Фридрих Шиллер

Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой.
Карло Гоцци

Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов.
Александр Иванович Герцен

Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
Николай Васильевич Гоголь


Александр Николаевич Островский

Сценичность я понимаю совсем не в нагромождении эффектов, а в том, чтобы происходящее на сцене трогало и вызывало сердечное участие зрителей.
Петр Ильич Чайковский

Играй так, чтобы я не видел, что заучено.
Михаил Семенович Щепкин

Театр для актера - храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь - все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон.
Михаил Семенович Щепкин

Сценическое искусство подобно искусству портретиста: оно должно обрисовывать характеры.
Шарль Гуно

Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актера, с виду столь доступном и легком.
Альфонс Доде

Истинный артист создает, даже копируя.
Джон Леббок

Качество пьесы - это качество ее идей.
Джордж Бернард Шоу

Нет конфликта, нет и драмы. Противник может быть на сцене и вне ее, за кулисами, но он непременно присутствует в драме.
Джордж Бернард Шоу

У актера есть дух, но мало совести духа. Он всегда верит в то, посредством чего заставляет уверовать и других, - он верит в себя самого!
По-новому верит он завтра, а послезавтра - вновь по-другому. Стремительны чувства его, как у толпы, и так же переменчивы настроения.
Фридрих Ницше

Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека.
Мария Николаевна Ермолова

Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров.
Василий Осипович Ключевский

Тот режиссер, который не видит всего лица спектакля, не имеет права прийти к актерам.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Если театр посвящает себя исключительно классическому репертуару и совсем не отражает в себе современной жизни, то он рискует скоро стать академически-мертвым.
Владимир Иванович Немирович-Данченко

Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и прочесть.
Николай Александрович Островский

Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным. Константин Сергеевич Станиславский

Актер прежде всего должен быть культурным и понимать, уметь дотягиваться до гениев литературы.

Героическая эпоха нашей жизни требует и актера другого. В каждом артисте, слуге своего государства, любящем сыне своей Родины, должна быть та сила отрешения от личного, которая учит подниматься к героическому напряжению духа.
Константин Сергеевич Станиславский

Единственный царь и владыка сцены - талантливый артист.
Константин Сергеевич Станиславский

Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь.
Константин Сергеевич Станиславский

Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет.
Константин Сергеевич Станиславский

Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит зрителя. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей.
Константин Сергеевич Станиславский

Хороший актер может, как мне представляется, прекрасно сыграть самые глупые вещи и тем усилить их вредное влияние.
Аев Николаевич Толстой

Велик тот артист, который зрителей заставляет забыть о деталях.
Сара Бернар

Театр должен просвещать ум. Он должен наполнять светом наш мозг… Пусть же учат народ видеть вещи, людей, самого себя и ясно судить обо всем этом. Радость, сила и просвещение - вот три условия народного театра.
Ромен Роллан

Актер, который играет хромого, не должен хромать на каждом шагу. Достаточно хромать в надлежащий момент. Чем скупее, тем достовернее. Но все дело в надлежащем моменте. Если он хромает только тогда, когда знает, что за ним наблюдают, он производит впечатление симулянта. Если он хромает все время, мы забываем, что он хромает. Если же он иногда делает вид, будто совсем не хромает, и хромает, когда он один, мы верим этому.
Макс Фриш

Пьеса и «роль» для актера - только «текст». От «текста» же до «игры» - расстояние громадное.
Густав Густавович Шпет

Актер стилизует все чувственные впечатления в единстве.
Георг Зиммелъ

Сценарии театральных спектаклей неосознанно основываются на жизненных сценариях.
Эрик Берн

Спектакль возникает только тогда, когда его играют.
Ханс Георг Гадамер

Сцена - это примечательного характера политическое учреждение.
Ханс Георг Гадамер

Будь у каждой пьесы в самом деле счастливая развязка, эти сочинения вызвали бы у меня недоверие.
Габриэль Оноре Марсель

Театр - ткань более живая, способная к внутреннему восстановлению, чем собственно философская мысль.
Габриэль Оноре Марсель

Актер не равен Богу, скорее он «анти-Бог».
Жиль Делез

Играемая актером роль - это не роль персонажа. Это - тема.
Жиль Делез

Цитаты о театре

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге. Вольтер

Театр — не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло. Владимир Владимирович Маяковский

Театр — единственное место, где бедные могут смотреть на богатых свысока. Уилл Роджерс

Театр — это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра. Николай Васильевич Гоголь

Порой наименьшее удовольствие в театре получаешь от пьесы. Я не раз видел публику, которая была интереснее актеров, и слышал в фойе диалог, превосходивший то, что я слышал со сцены. Оскар Уайльд

Театр наказует тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развертывает перед нами панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта. Иоганн Фридрих Шиллер

У театра великая будущность, как у всего, что имело великое прошлое. Карел Чапек

Театральные слезы отучают от житейских. Василий Осипович Ключевский

Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу, пьесу можно и прочесть. Александр Николаевич Островский

Весь мир — театр, но труппа никуда не годится. Оскар Уайльд

Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр. Дени Дидро

Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна. Луций Анней Сенека (младший)

Мы никогда не должны забывать, что театральные подмостки служат всенародной школой. Карло Гоцци

Люди должны знать: в театре жизни только Богу и ангелам позволено быть зрителями. Фрэнсис Бэкон

Бессмертно вещество, одни лишь формы тленны. Господний мир — театр. В него бесплатный вход, и купола навис вверху небесный свод. Пьер де Ронсар

Жизнь — самый лучший театр, да жаль, репертуар из рук вон плох. Оскар Уайльд

Длительная связь с женщиной возможна, только если с ней вместе можно смеяться в театре. Если можно вместе молчать. Если можно вместе грустить. Иначе все идет к черту. Курт Тухольский

Если называть вещи своими именами, то наиболее цельные, значительные и благородные роли в Театре Жизни исполняются актерами-любителями и вызывают у зрителя лишь ленивую зевоту. Роберт Луис Стивенсон

Спеши развить и украсить собственный характер, затем что тебе предстоит жить, словно в театре, на глазах у зрителей. Плутарх

Есть люди, которые до сих пор не поняли одну из основных тайн театра: там нельзя произносить слово «который». Слова «который», «между тем как» и тому подобные можно без затруднения произнести, но их нельзя сыграть. Карел Чапек

Один молодой хвастун говорил в театре, что он умен, потому что беседовал со многими философами. Эпиктет заметил ему: «Вот и у меня много знакомых богачей, а все же я не богач». Эпиктет

Земля — это огромный театр, в котором одна и та же трагедия играется под различными названиями. Вольтер

Если бы в наши дни воскрес древний грек, то его чаще можно было бы встретить в цирке, чем в театре. Оскар Уайльд

Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов. Александр Иванович Герцен

Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. Франц Кафка

Единственное искусство, о котором может судить публика, это искусство театра. Отдельный зритель, а уж особенно критик, несет чепуху, но все вместе правы. В литературе — наоборот. Карл Краус

По театральным понятиям, если пьеса быстро сошла со сцены, то это потому, что она провалилась и никуда не годится; если же выдержала много спектаклей, то потому, что это халтура, угождающая низменным вкусам. Карел Чапек