Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) входит в тройку самых знаменитых и крупнейших музеев мира. Его история и коллекция достойны особого внимания. Почти каждый турист, приезжающий в Северную столицу России, стремится попасть в Эрмитаж. Расскажем о том, чем примечательно собрание произведений искусств этого музея. А также о самых интересных проектах и фактах из жизни Эрмитажа.

История создания

Начало будущей коллекции музея было положено императрицей Екатериной Второй. Она покупала для себя произведения искусства, самым значительным ее приобретением было собрание купца Гоцковского. Сначала коллекция размещалась во дворцах, но она быстро росла, и вскоре императрица поняла, что необходимо строить специальное здание.

Настоящая история Государственного Эрмитажа начинается в 1764 году, когда был заложен Малый Эрмитаж. Но очень быстро и это сооружение было заполнено произведениями искусств, и в 1775 году появляется здание Большого Эрмитажа. К концу 18 века в Эрмитаже хранилась одна из лучших и крупных коллекций произведений искусства в Европе. На музей работала целая команда закупщиков, которые по всей Европе искали выдающиеся экспонаты. В середине 19 века комплекс музея пополнился еще одним зданием и приобрел сегодняшний вид. До 1917 года музей не был широко доступным, билет можно было получить только в дворцовой кассе и всем их не раздавали. После революции музей стал народным достоянием, часть коллекции была распределена между разными музеями государства, но собрание также пополнялось за счет привоза ценностей из частных коллекций. Часть произведений советская власть продала за границу, стремясь пополнить золотовалютные резервы молодого государства. Во время Второй мировой войны ценности Эрмитажа были эвакуированы на Урал, но уже с 1945 года музей вновь открылся для посетителей.

Эрмитаж сегодня

Современный Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) - это крупнейший культурный, исследовательский и музейный комплекс страны. Эрмитаж сегодня активно растет, уже открыты представительства музея в 4 городах, готовится новое открытие в Екатеринбурге. Сотрудниками Эрмитажа ведется огромная просветительская и научная работа, осуществляется сотрудничество со всеми крупнейшими музеями мира, проходят выставки в разных странах. Продолжается большая деятельность по пополнению собрания, специалисты ищут достойные экспонаты, ведут переговоры с коллекционерами. Музей сегодня - это крупный комплекс, здесь ведутся реставрационные работы, проводятся экспертизы, осуществляется огромная программа по привлечению посетителей. Сюда ежегодно приходит не менее 5 млн человек.

Здания Эрмитажа

Огромный комплекс под названием Государственный Эрмитаж сегодня включает 5 основных сооружений, не считая отдельных помещений в других зданиях, например, в Главном штабе. Самое старое помещение музея - Малый Эрмитаж. Оно было построено в 1764-1766 году архитектором Ю. Фельтеном. В комплекс Малого Эрмитажа входят также знаменитые Висячие сады и Северный и Южный павильоны. Комплекс выполнен в строгом стиле классицизма. В 1777 году тот же Ю. Фельтен возводит Большой Эрмитаж, он гармонично сочетается с ранее построенными сооружениями комплекса. Позже Д. Кварнеги пристроил к этому дому корпус, в котором находятся лоджии Рафаэля.

В конце 19 века Лео фон Кленце проектирует специальное здание для публичного посещения музея, получившее название Новый Эрмитаж. Эффектное сооружение в стиле историзм гармонично вписалось в ранее созданный комплекс. Самым знаменитым элементом этого здания является входной портик с атлантами. Еще одно помещение, входящее в комплекс, - это Эрмитажный театр. Построен он был еще при Екатерине Второй. Сегодня здесь даются спектакли и концерты, демонстрируются выставки. Государственный Эрмитаж, залы которого поражают великолепием и размахом, является настоящим символом Петербурга. А комплекс зданий музея - одной из главных архитектурных доминант города.

Коллекция

Описанию собрания Эрмитажа посвящено немало томов и каталогов. Сегодня коллекция музея насчитывает около 3 млн экспонатов. Публике показывается лишь малая часть собрания. Многие предметы и произведения искусства боятся света и воздуха, поэтому хранятся исключительно в специальных условиях. Доступ к ним имеют только узкие специалисты. Крупнейшее хранилище произведений искусств в стране сегодня - это Государственный Эрмитаж. Живопись, скульптура, графика, памятники истории - коллекция музея позволяет представить всю историю человеческой цивилизации. Собрание включает несколько разделов: культура и искусство первобытного мира, искусство античности, живопись Европы с 13 по 20 века, декоративно-прикладное искусство, монеты. Однако коллекция музея имеет явные пробелы, например, в Эрмитаже, как и в России вообще, нет ни одной картины Вермеера, отсутствуют произведения многих значительных итальянцев, слабо представлено искусство 20 века.

Главные шедевры

Государственный Эрмитаж, произведения и здания которого являются уникальными, - музей огромный. Чтобы осмотреть всю экспозицию, нужно потратить немало дней. Но, как и в любом музее мира, здесь есть шедевры, которые нельзя пропустить и которые составляют предмет особой гордости. К ним относятся:

- «Даная» и «Блудный сын» Рембрандта;

- «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи;

Уникальные часы «Павлин»;

- «Дама в голубом» Гейнсборо;

- «Танец» А. Матисса;

Фрески из буддийских храмов;

Предметы Пазырыкской культуры;

Скульптура «Вечная весна» Родена;

Парадная лестница Зимнего дворца;

Коллекция предметов русского интерьера 19 - начала 20 веков.

Это, конечно, только самое-самое, в музее так много ценных произведений на разный вкус, что выбрать главные шедевры очень непросто.

Руководство музея

Государственный Эрмитаж на стадии своего создания лично курировался императрицей Екатериной Второй. За свою долгую историю музей сменил 17 руководителей. Сегодня директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский. В 1992 году он пришел на место, которое когда-то занимал его отец - выдающийся археолог, востоковед. Он возглавлял главный музей страны почти 30 лет. Михаил Борисович сегодня стремится продолжать устоявшиеся традиции Эрмитажа, многое делает для его развития. Так как музей - это огромный, разноплановый комплекс, директору приходится больше заниматься административными вопросами, чем изучением произведений искусства. Однако директор музея является признанным ученым с мировым авторитетом.

Службы и специалисты

Государственный Эрмитаж - сложная многоступенчатая структура. Здесь есть отделы, связанные с работой по определенным периодам истории искусств, например, отдел Античного мира. Есть немало экспертных подразделений, например, отдел научно-технической экспертизы памятников. Сотрудники музея - это лучшие специалисты в своих областях, здесь работает немало докторов наук, несколько академиков. Функционирование такого комплекса, как Эрмитаж, невозможно без различных технических и сопровождающих служб. Всего в музее работает несколько сотен человек.

Проекты Эрмитажа

Государственный Эрмитаж, произведения которого ежедневно хотят увидеть около 300 тыс. человек, кроме выставочной и экспозиционной работы, ведет немало других проектов. Одним из масштабнейших проектов музея является работа по созданию реставрационно-хранительского центра «Старая деревня». Это комплекс из пяти зданий, в которые будет перемещено часть фондов музея для реставрации и качественного хранения. Еще одна интересная инициатива Эрмитажа - это создание музея геральдики в здании Биржи в Санкт-Петербурге. Также музей ведет работу по открытию своих представительств в других городах и странах. В ближайших планах открытие Эрмитажей в Екатеринбурге. Еще одна амбициозная задача музея - это формирование коллекционного фонда произведений искусства 20-21 веков, которое слабо представлено в Эрмитаже.

За свою долгую историю Государственный Эрмитаж оброс большим количеством легенд и мифов. Общая площадь музея сегодня составляет 233 тыс. кв. м, в нем более 1000 комнат, 117 лестниц. В Эрмитаже, кроме сотен сотрудников, официально работают 50 котов, их задача - ловить мышей, которые могут повредить произведения искусств. Среди уникальных шедевров музея есть Колыванская ваза из яшмы, вес которой составляет 19 тонн. Для того чтобы внести ее в зал, пришлось разбирать стену музея. Если на осмотр каждого экспоната музея потратить всего 1 минут, то для охвата всех коллекций придется потратить около 11 лет. О музее ходит немало легенд, говорят, что периодически по ночам в окнах музея видны женские силуэты, а в недрах дворцов есть несколько кладов. Во время Второй мировой войны в подвалах Эрмитажа были открыты 12 бомбоубежищ, которые спасли немало жизней ленинградцев.

Практическая информация

Государственный Эрмитаж, адрес которого: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2, известен любому туристу и является самым посещаемым музеем России. Билет для взрослого россиянина стоит всего 400 рублей. Каждый первый четверг месяца можно посетить музей бесплатно, есть множество льгот для различных категорий граждан. Эрмитаж работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.30 до 18 часов, в среду и пятницу - до 21 часа.

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург) - это самый большой музейный комплекс России и один из крупнейших в мире. Коллекция Эрмитажа насчитывает около 3 000 000 экспонатов. Общая площадь музея 233 345 кв.м. Музей находится в историческом центре Санкт-Петербурга и занимает пять исторических зданий: Зимний Дворец (1), Малый Эрмитаж (2), Большой Эрмитаж (старый Эрмитаж, 3), Новый Эрмитаж (4), Эрмитажный Театр (5). Самое большое здание - Зимний дворец (зимняя резиденция царской династии России).

Схема Эрмитажа:

Происхождения названия Эрмитаж от французского ermitage - означающего место уединения (место затворничества). Чем и был первый Эрмитаж (сейчас это "Малый Эрмитаж", 2) - местом уединения императрицы Екатерины II. Это был специальный флигель Зимнего дворца, получивший такое французское название, при организации императрицей места первого музея для своей коллекции произведений искусства (купленной в 1764 году). От этой коллекции, размещённой в отдельном здании, и берёт начало современный Государственный Эрмитаж . Для посещений этот частный "уединённый" музей был открыт только в 1852 году.

Эрмитаж. Официальный сайт

В 1779 году приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола. приобретенная

В 1771-1787 годах архитектором Фельтеном строится здание Большого Эрмитажа (3). Коллекция быстро растёт и из-за недостатка первоначального помещения (2, Малый Эрмитаж) организуется строительство целого здания.

19 век - в периоды правления Александра I и Николая I ведётся планомерное и тщательное развитие коллекции Эрмитажа. Закупаются не только коллекции, но и отдельные редкие произведения. Николай I готовится к открытию Императорского Эрмитажа для публичного посещения.

В 1852 году построено новое большое здание "Новый Эрмитаж" (3) и Николай I открывает Императорского Эрмитаж для публичного просмотра.

К 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год. Музей содержит богатейшие коллекции памятников древней, античной и средневековой культур. Произведения искусства Западной и Восточной Европы, русской культуры VIII-XIX веков.

В 1895 году по особому указу Николая II большая часть произведений русских художников была передана Русскому музею.

К началу 20 века Императорский Эрмитаж становится центром русского искусствознания и образования.


Зимний Дворец в 1910 году (почтовая открытка). До революции дворец окрашен в красные цвета (ещё ранее в жёлтые), имел два металлических балкона для выступлений царя, вентиляционную башню (высокая). В 1909 году закончено строительство огораживающего высокого забора и ворот с охраной вокруг прогулочного парка с фонтаном (после событий 1905 года и покушений). На переднем плане открытки видна дворцовая набережная со львами, которые будут перенесены к зданию адмиралтейства, при строительстве постоянного Дворцового Моста (1911-1916 гг.).

В 1917 году, после свержения самодержавия и октябрьской революции в Эрмитаже происходят существенные изменения. В музей переправляются коллекции Императорской Академии художеств и начинают поступать национализированные частные коллекции. Эрмитаж становится неким центром сбора и учёта произведений искусств.

В 20-х годах Императорская рентерия (или Бриллиантовая комната) Зимнего Дворца была окончательно переведена в московский Кремль (где она хранилась со времён Первой Мировой Войны), послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В 1929-34 годах собранию Эрмитажа нанесён непоправимый урон. В Советской России экономические трудности. Проходят распродажи части коллекции и самых дорогих картин. 48 уникальных шедевров навсегда покинули Россию.

С наступлением Великой Отечественной войны началась эвакуация коллекции Эрмитажа. Более двух миллионов единиц коллекции были эвакуированы на Урал. В период блокады Ленинграда и всей войны здания Эрмитажа не работали как музей, подвалы зданий превратились в бомбоубежища.

После 1945 года и окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина.

В 1948 году происходит реорганизация советских музеев и перераспределения части коллекций между различными музеями Ленинграда и Москвы.

В 1957 году открылся для посещений зрителями третий этаж Зимнего дворца. Там были выставлены произведения нового западного искусства.

В 1958 году советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть в Берлин трофейные произведения искусства, вывезенные из Берлина в 1945 году. Но, по некоторым данным, часть произведений (считавшихся утерянными в ходе войны) оставались в СССР.

В начале 1990-х годов, после падения «железного занавеса» Эрмитаж официально объявил о том, что в его запасниках хранятся считающиеся утраченными «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов. Позже, эти картины были выставлены из запасников и вошли в экспозицию музея.

В июле 2006 года в Эрмитаже случился скандал, получивший известность. В музее обнаружена пропажа 221 экспоната (православные иконы, ювелирные изделия, столовое серебро посуда и др.). Под подозрение в хищении попала одна из работников Эрмитажа. Но следствие было затруднено тем, что она скончалась от сердечного приступа, незадолго до обнаружения пропажи. Расследование установило причастность к хищению родственников бывшей сотрудницы музея.

В 2006-2007 годах удалось вернуть часть похищенных экспонатов музея.

Какие места наиболее часто посещают туристы, приехав в Петербург? Эрмитаж, Кунсткамеру и крейсер "Аврора".

Чем уникален Эрмитаж?

Это крупнейший в мире художественный и культурно-исторический музей. Он так же известен и популярен, как Лувр, Британский музей и Метрополитен-музей. Государственный Эрмитаж хранит 3 миллиона экспонатов, из которых одних лишь картин насчитывается 15 тысяч. Подсчитано, что если уделить каждому экспонату музея всего 1 минуту, то для просмотра всех коллекций Эрмитажа потребуется... 8 лет! И это учитывая только постоянные экспозиции, но не временные выставки. Эрмитаж же каждый месяц организовывает десяток таких. А длина всех коридоров составляет 20 км. Но главная изюминка этого музея не в масштабах и не в количестве хранимых исторических предметов, а в том, что там находятся оригиналы многих шедевров мировой живописи и других видов искусства.

Где находится?

Месторасположение музея — на Дворцовой набережной. Государственный Эрмитаж — это комплекс из пяти зданий (Зимний дворец, Новый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Малый Эрмитаж и Эрмитажный театр). Главный вход находится по адресу: 2.

График работы

Государственный Эрмитаж готов принимать посетителей со вторника по воскресенье, начиная с 10.30. Конец работы — 18.00, но в среду — 21.00. Выходной — понедельник. Но внимание: кассы перестают продавать билеты за час до закрытия. Лучше планировать поход по Эрмитажу на часы до обеда и в - людей меньше. А вот в выходные иногда нужно простоять в очереди около часа.

Стоимость билетов

Билеты в Эрмитаж относительно недорогие. Для граждан России цена составит 100 р., пенсионерам, студентам и детям — бесплатно. Иностранцам придется заплатить 350 р. Но каждый первый четверг месяца — бесплатный день для всех.

История создания

В 1764 году Екатерина Вторая приобрела 225 картин из коллекции немецкого купца Йоханна Гоцковского. Эта подборка предназначалась для короля Пруссии Фридриха Второго, но из-за финансовых проблем он не смог ее выкупить. Предприимчивый купец предложил это сделать русской императрице, и она без колебаний согласилась, дабы щегольнуть перед немецким монархом. Так как Гоцковский не обладал глубокими познаниями в области искусства, то в коллекцию вошли картины довольно посредственные (по сравнению с теми, что поступили позже). В основном это были произведения рук голландских и фламандских мастеров, а также некоторые работы итальянских художников XVII в. Но среди них следует отметить произведения Хальса и Стена.

Этот год (1764-й) и считается годом основания Эрмитажа, хотя музея в современном понятии этого слова еще не было. Через пять лет произошло следующее приобретение: 600 полотен из частной коллекции графа фон Брюля. Тут были ценнейшие экспонаты: "Портрет старика в красном" Рембрандта, "Персей и Андромеда" Рубенса и другие.

Еще 400 картин куплено у французского коллекционера Пьера Кроза. Таким образом в Петербурге оказались "Юдифь" Джорджоне, "Даная" Тициана, "Портрет камеристки инфанты Изабеллы" Рубенса, "Автопортрет" Ван Дейка.

Для Екатерины приобретение шедевров мировой живописи в первую очередь было политическим жестом, чтобы показать, что Российская империя — развитая и небедная страна, которая может позволить себе такую роскошь. В 1774 году во владении императрицы находилось 2080 картин, но общего доступа к ним не было. К этому периоду относится знаменитая фраза Екатерины о том, что этим любуется только она и мыши. Хотя позднее доступ в галереи был открыт, но по особым разрешениям.

Позднее в Эрмитаж поступили ценности, вывезенные из особняков знати и других царских дворцов. Музей пополнился частными коллекциями Юсуповых, Строгановых, Шереметьевых. Также другие учреждения передавали свои экспонаты в дар Эрмитажу.

Коллекция живописи

Благодаря экспонатам Эрмитажа, можно проследить историю мировой живописи и понаблюдать, как развивалось искусство Англии, Бельгии, Голландии, Испании, Италии, Франции и других стран. Например, в собрании представлены 7 тысяч картин только европейских художников, начиная со Средневековья и заканчивая прошлым веком. Кроме постоянных экспозиций, действуют еще и временные выставки. Эрмитаж тщательно следит за сохранностью ценного культурного наследия прошлого, поэтому некоторые образцы открыты для широкого доступа лишь несколько недель в году с целью их сбережения.

Залы западноевропейского искусства оформлены по хронологическому и географическому принципу, то есть в одном собраны работы живописцев конкретной страны на протяжении конкретного периода времени. Например, галерея итальянской живописи XIII-XVIII веков может похвастаться такими шедеврами, как "Благовещение" "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи, "Святое семейство" Рафаэля.

Очень богата экспозиция фламандского изобразительного искусства XVII-XVIII веков. Гордость коллекции — 32 картины Рубенса ("Союз Земли и Воды", "Вакх" и крупные монументально-декоративные циклы), 24 произведения его ученика Ван-Дейка ("Автопортрет").

В галерее испанской живописи XV — начала XVIII века хранятся полотна Эль-Греко и Павел"), Веласкеса ("Завтрак"), де Гойи ("Портрет актрисы Антонии Сарате"). Можно наблюдать за развитием готических и реалистических тенденций, а также караваджизма.

Исключительно богато собрание картин (около 1000) голландских художников, включая раннего и позднего Рембрандта.

Так широко, как в Эрмитаже, английская живопись представлена разве что в самой Великобритании. Большой интерес вызывают работы придворных портретистов. Одним из всемирно известных полотен является "Портрет дамы в голубом" Томаса Гейнсборо.

В выставочном зале живописи Франции XV-XVIII веков важнейшее место занимают работы кисти классициста Никола Пуссена. А собрание произведений второй половины XIX — ХХ века по праву считается одним из лучших в мире. Тут есть и знаменитый импрессионист Моне ("Дама в саду", и Ренуар ("Девушка с веером"), и Дега ("Площадь Согласия"). Гордость этой коллекции — 38 оригиналов Матисса и 31 — Пикассо.

В зале немецкого искусства особо выделяются мастера берлинской и мюнхенской школ. Также привлекают внимание батальные полотна, посвященные Отечественной войне 1812 года и работы Фридриха в стиле романтизма.

Недавно Государственный Эрмитаж приобрел Это одно из самых знаменитых произведений русского искусства прошлого века.

Каков же вывод? Можно еще долго рассказывать и про архитектурные памятники, и про скульптуры Эрмитажа. Но читать про намного менее увлекательно, чем наслаждаться прекрасным воочию. Поэтому надо без раздумий пойти и купить билеты в Эрмитаж для всей семьи. Будет познавательно.

В 1865 году для Эрмитажа были приобретены 4 картины из фамильной галереи герцога Литта в Милане, среди них особую ценность представляет-"Мадонна с Младенцем" Леонардо да Винчи, называющаяся с тех пор "Мадонна Литта". Еще одна работа Леонардо да Винчи «Мадонна с младенцем», которую называют «Мадонна Бенуа» была куплена у семейства Бенуа в 1914 году. В 1869 году собрание Эрмитажа пополнилось картиной Рафаэля "Мадонна с Младенцем", купленная во Флоренции из галереи графа Конестабиле. Шедевр стал собственностью императрицы Марии Александровны, выставлялся в Эрмитаже, по завещанию перешел в музей. Такова история лишь небольшой части богатейшего собрания Эрмитажа.
В 1852 году по указу Николая I было построено первое здание в России, предназначенное специально для размещения художественных коллекций музея. Новый Эрмитаж , построенный по проекту Лео фон Кленце, примыкает к Малому Эрмитажу со стороны Миллионной улицы.

Новый Эрмитаж был задуман как универсальный музей. Николай I заботился о приобретении не только античной и современной скульптуры, но так же и других произведений искусства. В Помпеях в его присутствии были произведены раскопки. Все найденные предметы неаполитанский король подарил императору, и они поступили в Эрмитаж. Археологические раскопки проводились и на юге России. Так, в 1830 г. в окрестностях Керчи был раскопан курган Куль-Оба, где в склепе были обнаружены шедевры древнего искусства. Благодаря этому событию древности Северного Причерноморья привлекли внимание императора, увидевшего в раскопках источник поступления в Эрмитаж античных раритетов.

Основу коллекции античных памятников составили скульптуры из Таврического дворца и Царского Села. В 1849 г. Николай I приобрел у римского антиквара Пиццати около 1500 античных ваз, множество бронз и терракот. Спустя два года император купил у Демидовых собрание античной и новейшей пластики. В 1852 году античная коллекция пополнилась приобретенными у семьи Лаваль 54 скульптур и 330 ваз.

Новым разделом эрмитажных собраний стала коллекция египетских древностей. В середине XIX в. в Эрмитаж поступили скульптуры, мозаики и картины по завещанию дипломата Д.П. Татищева. Именно Николаем I сделал последние крупные приобретения живописи за рубежом. В 1830-х гг. были совершены значительные покупки картин испанских художников, а в 1850 г. в Венеции была куплена коллекция галереи Барбариго, включающая полотна Тициана. Тогда же приобрели картины из собрания нидерландского короля Вильгельма, а в 1852 г. в Париже были приобретены полотна итальянской и испанской школ из коллекции Сульта.
В 1851-1858 гг. коллекция Эрмитажа пополнилась собранием монет и медалей крупнейшего петербургского собирателя Я.Я.Рейхеля. В результате собирательской деятельности Николая I в России был создан музей, по качеству и объему коллекций не уступавший известнейшим музеям мира.

После революции октябрьской революции 1917 г. Зимний дворец, являвшийся ранее императорской резиденцией, а так же Эрмитаж были объявлены государственными музеями. В парадных залах проводились кинематографические сеансы, концерты и лекции. В 1919 г. открылись первые выставки произведений искусства, остававшихся к тому времени в Петрограде.

В ноябре 1920 г. завершился процесс возвращения эвакуированных в Москву художественных ценностей. В 1921 г. для посетителей открылись залы Картинной галереи, а через год и другие экспозиций. Посетители входили в музей со стороны Нового Эрмитажа, через портик с атлантами. Первые пять лет после революции вход в музей был бесплатным.
В 1920 г. в Зимнем дворце был открыт так же Музей Октябрьской революции, созданный по решению Петроградского совета. До начала Великой Отечественной войны Зимний дворец совмещал функции музея Октябрьской революции и музея художественно-исторического.
В 20-е и 30-е годы XX века собрании Эрмитажа утратило многие ценные экспонаты. Так в 1920-е годы в Москву в центральный Музей старой западной живописи были переданы около 500 картин, среди которых "Турок" и "Портрет старушки" Рембрандта; "Тайная вечеря", "Мадонна", "Святой Франциск", "Портрет инфанта Фердинанда" Рубенса; "Портрет Воувера" и "Портрет Антония Триста" Ван Дейка; "Голова мальчика" Халса; "Похищение Европы" Лоррена; "Великодушие Сципиона" Пуссена.
В 1932-1934 годы произведения искусства из собрания Государственного Эрмитажа продавались, некоторые передавались в музеи союзных республик.

Эрмитаж - музей в Санкт-Петербурге, побывать в котором стоит каждому хотя бы раз в жизни. Слава о нем идет по всему миру. В любое время года в залах Эрмитажа полным-полно гостей, приехавших в Северную Пальмиру из разных уголков земного шара. Коллекции музея содержат почти 3 миллиона интереснейших экспонатов, и для того, чтобы увидеть их все, экскурсанту придется пройти по многочисленным залам, коридорам и лестницам музейного комплекса долгие 20 километров.

Какие здания входят в музейный комплекс "Эрмитаж"

Когда туристы прибывают в город на Неве, они мечтают посетить многие музеи Санкт-Петербурга. Эрмитаж находится в этом списке, как правило, на первом месте. Но у многих он ассоциируется только лишь с А на самом деле в большой музейный комплекс Эрмитажа, кроме легендарного творения Растрелли, входят еще 5 прекрасных и величественных зданий, выстроенных в ряд вдоль Невской набережной в центре Санкт-Петербурга.

Это Малый Эрмитаж, возведенный под руководством талантливого архитектора Валлен-Деламота; Большой Эрмитаж - творение архитектора Фельтена; Эрмитажный театр (архитектор Кваренги) и Новый Эрмитаж архитектора фон Кленце. Все эти прекрасные архитектурные сооружения были созданы разными мастерами и в разное время, но теперь все они являют собой одно целое - Эрмитаж, музей и культурно-исторический центр.

Из истории создания

О музее Эрмитаж искусствоведы говорят вот что: для того чтобы осмотреть внимательно все его экспонаты, нужно не менее 9 лет, а кто-то считает, что даже этого срока будет недостаточно, настолько обширна коллекция культурных сокровищ, хранящихся в Зимнем и других дворцах комплекса. А начиналось все в 1764 году. Именно тогда Екатерина II отдала приказ о покупке на заграничных аукционах всех самых ценных произведений искусства для того, чтобы выставлять их в помещении Малого Эрмитажа.

Впоследствии, когда коллекция сильно разрослась, и места в Малом Дворце стало не хватать, драгоценные предметы искусства стали размещаться и в других зданиях. Так постепенно создавался Эрмитаж - музей, который мы все знаем. Везде, по всему миру покупались бесценные картины, скульптуры, гравюры, рисунки, коллекции старинных монет, медалей, книг, античные ценности и произведения декоративно-прикладного искусства. После смерти Екатерины II Александр I продолжил собирать интереснейшие артефакты.

До середины XVIII в. привилегия посмотреть экспозицию Эрмитажа была доступна лишь избранным дворянам. Да и в последующие годы вход в залы музея был ограничен для некоторых сословий. После революции 1917 года Эрмитаж и его богатые коллекции художественных и исторических ценностей стали доступны для простого народа.

Залы музея и коллекции

Сегодня Эрмитаж - музей, в котором множество залов, отведенных под определенные тематические коллекции. Здесь имеется Западноевропейский отдел, Отделы античного мира и Востока, первобытной культуры и нумизматики, большая коллекция из древнего Египта, "Золотая кладовая", а также обширный Отдел истории русской культуры.

Каждый входящий в музей попадает сначала в вестибюль, из которого можно пройти на второй этаж, поднявшись по великолепной Иорданской лестнице. Затем посетитель входит в самый большой зал Эрмитажа (1103 кв. м.). Он тянется вдоль Невской набережной и состоит из трех комнат. Далее следуют Концертный, Фельдмаршальский, Петровский залы. Большой тронный, или Георгиевский зал, украшают царский трон, 28 хрустальных люстр и 48 колонн из мрамора. Есть еще Александровский, Малахитовый и Белый залы, Золотая гостиная и т. д.

Художественная коллекция Эрмитажа

Отдельного внимания заслуживает художественная коллекция культурного-исторического центра Северной столицы. Сегодня бывшая резиденция русских императоров известна всему миру как крупнейший в Европе художественный музей. Эрмитаж располагает обширной коллекцией картин самых известных художников. Здесь можно увидеть полотна таких мастеров живописи, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк, Пуссен, Ватто, Тьеполо, Роден, Ренуар, Моне, Сезанн, Ван Гог, Пикассо, Матисс и др. гениальных творцов.

В зале западноевропейской живописи находятся такие бесценные шедевры, как Литта") и "Мадонна Бенуа" кисти да Винчи, прелестная небольшая овальная картина Рафаэля "Мадонна Коннестабеле". Под живописные полотна Рубенса отведен целый зал, в котором можно посмотреть на картины "Венера и Адонис", "Портрет камеристки инфанты", "Союз земли и воды", Пастушья сцена", "Вакх", "Снятие с Креста", а также на другие работы гениального фламандца.

Есть в Эрмитаже и зал Рембрандта. Тут, вместе с другими его полотнами, находится знаменитая "Даная", которая защищена для предотвращения повторного акта вандализма. Эта картина была повреждена в 1985 году одним из посетителей, и над ее реставрацией и восстановлением пришлось работать много лет. Посетителям также доступно посещение залов Микеланджело, майолики и многих других.

Информация для туристов

Краткая информация, изложенная в данной статье, конечно, не может рассказать обо всех экспонатах. Нужно самому посетить Эрмитаж. Музей открыт для всех желающих в любой день недели, кроме понедельника. Главный музейный комплекс находится по адресу: 2. Летом, а также в выходные дни, чтобы не стоять в многочасовых очередях, лучше всего приходить за полчаса до открытия, которое происходит в 10.30.

Добраться до Эрмитажа не составляет никакого труда, ведь этот музейный комплекс расположен в центре города. Самая ближайшая станция метро - "Адмиралтейская". Стоит выйти оттуда, как нужно тут же повернуть налево и пройти буквально несколько метров до ул. Малая Морская. Затем свернуть направо и дойти до Невского проспекта. Теперь прямо по Невскому остается дойти до Дворцовой площади - вход в Эрмитаж находится именно там.

Кроме этого, мы бы порекомендовали обязательно посетить Государственный Русский музей, Кунсткамеру, многочисленные пригородные дворцы города (Павловск, Петергоф и т. д.) - все это известные музеи России. Эрмитаж среди них, конечно, остается самым главным и любимым, и не только для россиян, но и для иностранных гостей.