Г. Свиридов «Метель»

Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.

Историю «Метели» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

Известнейший артист и режиссер В. Басов предложил композитору Свиридову сотрудничество, когда приступил к работе над кинолентой «Метель», в основу которой легла повесть гениального Пушкина.

Стоит отдельно заметить, что это произведение было написано поэтом в особый период его творчества – «Болдинскую осень». По сути, это небольшая ироничная история про молодую девушку, решившую сбежать из дома. Цель побега была очень веской – она хотела обвенчаться со своим возлюбленным, который был беден и из-за этого родители девушки его не принимали. Вот только в судьбы главных героев вмешивается сама природа и из-за сильной метели все меняется коренным образом. Еще бы, ведь девушка случайно выходит замуж совсем за другого и в итоге оказывается еще более счастливой!


Композитору очень понравилось предложение режиссера, тем более он впечатлился образом пушкинской провинциальной России и с удовольствием приступил к работе. Вот только в своей музыке Свиридов постарался уйти немного от пушкинского сюжета, убрав ту ироничность, которая так заметна в повести. Да и вообще, старался не следовать строго литературному источнику, его музыка – это отдельный, важный герой фильма. Примечательно, что примерно с 1950-х годов Свиридов старается уделять внимание лишь тем произведениям, которые носят исключительно русский характер, так как его очень привлекала именно эта тематика. Плюс, многие исследователи его творчества отмечают, что из всех времен года он отдавал предпочтение зиме, так как считал, что только она более всего выражает естество России.

Неудивительно, что он с воодушевлением приступил к работе над музыкой к кинофильму «Метель». Написана она была в 1964 году и очень полюбилась публике. Эту музыку очень часто можно было услышать на радио и телевидении.

Именно поэтому спустя девять лет Свиридов решил сделать редакцию партитуры. Так в 1974 году появилось самостоятельное произведение на музыку к кинофильму, которое уже получило название «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».



Интересные факты

  • Идею переработать партитуру музыки для фильма в отдельное самостоятельное произведение подсказала композитору его супруга.
  • Свою повесть гениальный поэт А.С. Пушкин сочинил всего за один день.
  • Несмотря на то, что название произведению композитор дал несколько иное, оно более известно слушателям, как сюита «Метель». В этом нет ошибки, ведь именно к этому жанру принадлежит сочинение, с характерными контрастами между соседними частями.
  • Существует мнение, что крайние части сюиты не случайно построены на одинаковом материале и напоминают обложку книги.
  • На эту музыку в свое время был поставлен балет.
  • По поводу разделения на части в сюите и, собственно, их содержания ведутся споры среди музыковедов. Некоторые утверждают, что их всего семь, другие же насчитывают девять разделов. Определяют их они тоже по-разному.
  • После того, как эту сюиту исполнил симфонический оркестр под управлением Федосеева, к Свиридову пришла мировая популярность и признание публики.


  • Принято считать, что последовательность номеров не следует точно за сюжетом повести, а подчиняется скорее музыкальной логики.
  • Еще в годы студенчества Свиридова дразнили прозвищем «гениальный композитор», потому что в комнате, где проживало 20 человек, лишь он занимался композицией.
  • Он был популярнейшим композитором не только у себя в стране, но и за рубежом, однако все это время у Свиридова не было своего инструмента. Рояль, на котором он сочинял свои шедевры, был арендован у Союза композиторов.
  • Свои первые произведения Свиридов написал также на стихи Пушкина в 1935 году.
  • Композитор написал музыку к 13 кинофильмам.

Содержание


В сюиту входит девять номеров, которые по сути являются яркими иллюстрациями к повести Пушкина. Открывается цикл пьесой под названием «Тройка» . Начинается она весьма активно, мощными, тяжелыми аккордами группы медных духовых инструментов. Звукоизобразительность в этой пьесе просто потрясающая. Можно не только услышать, но и «увидеть» как мимо проносится тройка запряженных лошадей, у которых звенят маленькие колокольчики на дугах, а их копыта вспахивают снежные сугробы. Ритмичные удары бубна , тремоло литавр , мелкая барабанная дробь, а также широкая песня гобоя, все это создает непередаваемую атмосферу.

«Тройка» (слушать)

Второй номер сюиты – это «Вальс» . Он начинается призывными аккордами, которые открывают праздничный вечер. Красивая мелодия кружит гостей бала в этом великолепном танце. Причем он не пышный, дворцовым его тоже нельзя назвать. Именно такой вальс мог звучать во время праздничного вечера в провинциальном городке или небольшой усадьбе.

«Вальс» (слушать)

Третий номер – это «Весна и осень» . Это небольшие миниатюры, которые передают красоту природы. В первой из них звучит нежнейшая мелодия флейты , которую сопровождают струнные. Вторая миниатюра рисует осень и звучит тот же мотив, но он уже заметно приглушен, а аккомпанирует ему духовая группа. Завершается пьеса на еле слышном пианиссимо. Возможно, также сменяются чувства главный героев, не спеша, со временем. Так, весеннее яркое чувство к Владимиру постепенно сменилось, оставив лишь печальные воспоминания.


Четвертый номер – «Романс» . В роли солиста выступает скрипка , исполняющая главную партию, – нежнейшую мелодию, от которой возникают мурашки у слушателей и замирает сердце, нет сомнений о чем она поет, конечно же о любви. Затем к ней присоединяется альт и они продолжают исполнять романс уже дуэтом. Все это звучит под традиционный для романсовой музыки середины XIX века аккомпанемент рояля. Бесспорно – это сцена объяснения главных героев, Марьи Гавриловны и Бурмина. «Я вас люблю...я вас люблю страстно...» слышатся слова в прекрасной мелодии. Именно в этой пьесе происходит самый важный и главный разговор героев и настоящий накал эмоций.

Пятый номер – это «Пастораль» . Здесь нет громкой звучности, лишь наивная мелодия в исполнении гобоя и покачивающееся шестидольное движение. Это словно небольшая передышка, чтобы усилить контраст следующего номера.

«Военный марш» . Начитается он с мощного звучания духового оркестра. Что можно услышать в этой торжественной музыке? Это юмор, жизнерадостность и бесшабашность молодости. Именно так принято было приветствовать победителей, не секрет, что появление в небольших городках офицера, всегда было настоящим торжеством и его встречали всегда соответственно.

«Военный марш» (слушать)

С наступлением седьмой пьесы «Венчание» снова возникает контраст. Это медленное, трепетное, умиротворенное звучание струнных. Создается атмосфера таинственности и нежности, лишь иногда сменяемая страстными восклицаниями. Мысленно слушатели переносятся в небольшую церковь, где становятся свидетелями обряда венчания двух молодых людей. Завершается пьеса мощными аккордами в исполнении оркестра – это словно удары судьбы, когда невеста Марья Гавриловна восклицает: «Ай, не он! Не он!» и падает без создания.

Восьмой номер – «Отзвуки вальса» , уже знакомая мелодия, звучащая приглушенно и лишь напоминает о том, что было когда-то. Это словно воспоминание о первой любви, которое все еще живет в сердце.


Завершает сюиту пьеса «Зимняя дорога» . Она снова передает тот образ стремительно мчащейся тройки. Только звучит она уже немного спокойнее. История главных героев закончена, причем очень удачно для них.

«Зимнюю дорогу» (слушать)

Роль метели в повести А.С. Пушкина «Метель»

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Роль метели в повести А.С. Пушкина «Метель»

Н.МЕЛЬНИКОВА,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут

В повести А.С. Пушкина «Метель» главную роль играет природная стихия. Не случайно повесть названа «Метель». Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим чисто идиллическую книжную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюблённые решают бежать. Такие ситуации часто служили началом любовных романов. Но автор показывает, что жизнь сложнее и интересней книжных ситуаций. Поэтому, когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь - плохая погода, метель.

Очень интересно, что Пушкин выбирает не ливень, не грозу, а именно метель. Она, как мне кажется, больше всего подходит в данном сюжете. Метель - сильный вихрь со снегом. Поэтому все события как вихрем закружило. Автор использует такие глаголы, как “метёт”, “завывает”, “слепит”. Метель в истории Марьи Гавриловны как бы не пускает её, ветер дует ей в лицо, силясь остановить молодую преступницу.

В описании поездки Владимира говорится: “сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле тучной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снега; небо слилось с землёю”. Метель пытается запутать Владимира, увести его подальше от Жадрино.

Историю третьего героя в повести «Метель» Бурмина мы узнаём в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. “Метель не утихла”, “между тем метель не унималась” и тому подобное. Но теперь метель ведёт героя навстречу своей судьбе.

Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей - Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего - Владимира.

А.ГУДИМОВ,
7-й класс,
гимназия Салахова,
г. Сургут

П овесть «Метель» входит в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» великого русского писателя А.С. Пушкина. Одним из героев этой повести является метель. Метель оказывает немаловажное влияние на судьбу трёх главных героев: Маши, Владимира и Бурмина. Неслучайно повесть так и называется - «Метель».

Метель в этой повести является “вестником судьбы”. Она изменяет жизнь героев этого произведения. Кто знает, как бы сложилась жизнь героев, не повстречайся они с метелью. Пушкин вообще очень интересуется темой судьбы. Мы видим это во многих его произведениях, например, «Песнь о вещем Олеге», повесть «Выстрел» и, конечно же, в повести «Метель». А.С. Пушкин считал, что никто не в силах изменить судьбу, как ему ей предначертано, так и будет. Эту мысль выражает автор в своих произведениях.

Метель в этой повести является весьма разумным героем. Она знает, что лучше для героев повести, даже лучше их самих, так как в ту пору они были горячи и неразумны. Так им было предначертано, и метель помогла им, не дав совершить неразумный поступок. Маша не была бы счастлива с Владимиром, так как даже не была влюблена в него. Мы понимаем это, читая авторские: “следовательно”, “само по себе разумеется”, “то весьма естественно” и так далее. Кроме того, автор прямо говорит нам, что Владимир не был её возлюбленным. Он был всего лишь предмет, избранный ею. Он был первый, на кого она бросила взгляд. Понятно, что с Бурминым она стала по-настоящему счастливой. Да и сам Бурмин женится по любви, а не по случайности, как ему казалось ранее. Даже Владимиру, возможно, было лучше благородно умереть за правое дело в великой битве, чем жениться на той, которая его не любила и которую он сам, скорее всего, по-настоящему не любил. Как мы видим, метель здесь поступает благоразумно.

Кроме того, у метели в этом произведении есть ещё и другая роль, также немаловажная. Метель здесь нарушает книжную ситуацию, обращая её в жизнь. А книжная ситуация складывается здесь с самого начала. Ведь в то время все подобные произведения писались по особым литературным стандартам. И автор с самого начала убеждает нас в том, что это такое же обычное литературное произведение (кстати, это прослеживается во многих его произведениях). Мы видим это с помощью тех же “конечно”, “следовательно”, “само по себе разумеется” и других, хотя здесь и проскальзывает авторская ирония. Здесь также создаётся книжная обстановка: влюблённые встречаются в сосновой роще или у старой часовни, девушка богатая, а юноша бедный, их любовь запрещена волей жестоких родителей, им приходит в голову мысль венчаться тайно, причём эта мысль, конечно, сперва приходит молодому человеку, при этом план и развязка весьма традиционны. Хотя здесь и проскальзывают элементы быта, но всё пока идёт по-книжному. Даже то, что им не удаётся выполнить свой замысел, тоже книжное. Но проходит метель и словно заметает всё книжное. Мы видим быт людей, их реальную жизнь, неожиданные повороты которой весьма круче книжной. И к этому, конечно, относится неожиданная развязка тайного замысла Маши и Владимира.

Итак, метель в произведении А.С. Пушкина «Метель» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» - это разумный герой, вестник судьбы, разрушающий книжность ситуации.

Джангалиева Сара

Сочинение "Метель глазами героев" (по повести А.С. Пушкина "Метель")

А.С. Пушкин - гениальный поэто и великолепный писатель. У него много прозаических произведений, одной из интереснейших является повесть "Метель". Мне кажется, что Пушкин написал "Метель" на одном дыхании, не отрывая пера от буммаги..

Пушкин сумел показать метель глазами трех героев. У каждого героя - своя "собственная" метель...

Скачать:

Предварительный просмотр:

Джангалиева Сара,

ученица 7 класса КГУ «СОШ № 86»

Сочинение по теме:

«Метель глазами героев»

(по повести А.С. Пушкина «Метель»)

План.

  1. Определение метели.
  2. Метель глазами героев:
  1. Пушкин – поэт и писатель.
  2. Сюжет повести «Метель».
  3. Причина перемен – метель:

А) метель Марьи Гавриловны;

Б) метель Владимира;

В) метель Бурмина.

4. Любовь и Природа в тесном переплетении.

  1. Мое мнение о повести.

«Метель – это снегопад с сильным ветром», - так объясняет это слово словарь синонимов русского языка. Но в литературе метель приобретает другое значение. Метель становится не только основной темой, но и является причиной перемен в жизни героев, как это произошло в одноименной повести «Метель» Пушкина.

А. С. Пушкин – гениальный поэт и великолепный писатель. У него много прозаических произведений, одной из интереснейших является эта повесть. Мне кажется, что Пушкин написал «Метель» на одном дыхании, не отрывая пера от бумаги.

Сюжет повести прост и занимателен: барышня, воспитанная на французских романах, пытается бежать с возлюбленным, чтобы тайно обручиться. Всё подготовлено, но непогода вносит свои коррективы. Маша, приехав в церковь, венчается, как оказалось, не с любимым, а с другим, неизвестным ей человеком. Владимир, проплутав в степи, опаздывает к собственному венчанию и, узнав всю правду, отправляется на войну, где вскоре был убит. Но судьба подарила Марье Гавриловне встречу с Бурминым, который оказывается тем самым «женихом», с которым она венчалась.

Виной всем переменам является метель. Пушкин сумел показать метель глазами трех героев. У каждого героя – своя «собственная» метель. Машу метель пытается остановить: «Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу».

Владимира встречает метель небывалой силы, которая отправляет его за несколько вёрст от Жадрино: «Метель не утихала, небо не прояснилось… Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, и полю не было конца. Всё сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло, Владимир начинал сильно беспокоиться…»

А Бурмину метель кажется перстом, который показывает ему дорогу в Жадрино, где он встречает свою судьбу: «Непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась… Буря не утихала; я увидел огонёк и велел ехать туда».

Пушкин описывает метель и чувства молодых людей в тесном переплетении. Мы ощущаем горячее дыхание Маши, нетерпеливое волнение Владимира и величавое спокойствие Бурмина. Три человека – три разных метели, но в одном произведении. Пушкин, как мастер пера, сумел показать Любовь и Природу в тесном взаимодействии. Язык Пушкина отличается богатством: синонимы, антонимы, историзмы, фразеологизмы…

А. С. Пушкин – гений русской литературы, потому что владеет русским языком в совершенстве. Я перечитала «Метель» несколько раз, совершив увлекательное путешествие вместе с героями во время метели. Хотя герои жили давно, их чувства близки и нам. Повесть учит нас быть терпеливыми, уважать чувства других людей, восхищаться Природой.

Одна из самых поэтичных повестей, вошедших в сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Метель» была написана Пушкиным в 1830 году. Она стала последней в цикле. Местом написания стало Болдинское имение поэта. Именно на этот период творчества, именуемый Болдинской осенью, приходится самая творчески активная пора в жизни Пушкина. В это время он находится вдали от дома, улаживая финансовые вопросы перед свадьбой с Натальей Гончаровой, но заставшая деревню эпидемия холеры продлила пребывания поэта в имении.

Издана повесть была в 1831 году. Цикл «Повести Белкина» был опубликован не под именем Пушкина. Скорее всего, причиной было предположение поэта о том, что написанное будет принято публикой холодно. Тогда так не писали – просто и ясно, без «романтического тумана». Однако в своем письме, адресованном Плетневу Александр Сергеевич просит «Смирдину шепнуть мое имя, чтобы он перешепнул покупателям». В тексте предисловия художник оставил опознавательные знаки, по которым можно было угадать истинного автора повестей.

Критика была разнообразная. Чернышевский высказывался о том, что цикл уступает другим его прозаическим произведениям, а Дружинин пишет: «Повестей Белкина», по нашему мнению, не должен проходить молчанием ни один человек, интересующийся русскою прозою... Влияние, ими произведенное, отчасти выразилось чуть ли не на всех наших романах и повестях». Толстой позже скажет о творении Пушкина: «Давно ли вы перечитывали Пушкина? Сделайте мне дружбу - прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю».

Сюжетная линия, образы

Название повести сразу настраивает читателя на атмосферу произведения. В названии читатель может увидеть предвкушение острого, динамичного, тревожного действа, драматического развития, непредсказуемости сюжетной линии. Подтверждает драматические упования читателя эпиграф, представляющий собой фрагмент из поэмы Жуковского «Светлана». Он продолжает развивать заявленную в названии тревожную, динамичную тему, настраивает на романтический лад. Интенсивное движение, пульс поэтических строк носит смятенный, вихревой характер.

С эпиграфом резко контрастирует начало повести, где царит эпическое спокойствие и подчеркнутая обыденность. Читателя сразу знакомят с главным персонажем. В описании Марьи Гавриловны прослеживается легкая ирония от лица повествующего, заключенная в союзе «и»: «стройной, бледной и семнадцатилетней девицы». Молодая девушка, живущая в уездном повести, воспитана на французских романах. Она нежная, любящая, романтическая натура, влюбленная в бедного прапорщика Владимира Николаевича, который гостил у них в деревне по соседству. Тот искренне и пылко влюблен в Марью. Девушка понимает, что родители не позволят ей выйти замуж за несостоятельного человека, потому решается на рискованный шаг – тайное венчание.

Внезапная метель, занесшая деревенские дороги, сыграла в повести одну из главных ролей. Именно разбушевавшаяся стихия стала причиной того, что Марья была обвенчана с другим мужчиной, а ее возлюбленный заблудился по дороге и отыскал церковь только на утро. Им овладевает отчаяние, когда он понимает, что не может найти дорогу до церкви. Это стечение обстоятельств ничто иное, как неизбежный рок, что понимает читатель в конце произведения. Узнав о том, что избранница обвенчана с другим, Владимир возвращается в полк. Вскоре поступает известие о том, что прапорщик погиб в Бородинском сражении.

Тем временем Марья остается с богатым наследством от умершего отца. Она отказывает всем женихам, которые частенько сватаются к ней, храня, казалось бы, верность бывшему возлюбленному. Никто не знает, что она была по ошибке обвенчана с неизвестным ей человеком.

Когда война заканчивается, в деревню приезжает полковник по фамилии Бурмин, чтобы погостить. Они с Марьей нравятся друг другу, но между героями есть какая-то неловкость. Полковник рассказывает девушке о той ситуации, в которой во время сильного ненастья он был обвенчан с неизвестной девушкой. Он не знает ничего о своей «случайной» жене. Оказывается, что обвенчаны были Марья и Бурмин. Героев ожидает счастливый финал.

Проблематика, литературное направление

Литературное направление повести – сентиментализм. Центральной темой являются взаимоотношения человеческой личности и Судьбы, ее каприза, значения в жизни каждого, ее непредсказуемой воли. Необдуманное согласие на женитьбу одного, опоздание на венчание другого решило судьбу Марьи Гавриловны. Тема судьбы, рока всецело раскрыта в самом конце повести, ведь сама судьба свела двух случайно обвенчанных молодых людей.

  • «Метель», краткое содержание повести Пушкина
  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

В 1830 году закончил написание цикла рассказов «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкин. «Метель» - это одно из пяти произведений из этого популярного сборника великого мастера. В центре повествования - судьба девушки, дочери помещиков, пытающейся преодолеть все превратности судьбы во имя своей любви. Краткое содержание рассказа можно прочитать ниже.

А. С. Пушкин «Метель». Вступление

Произошло это в 1811 году. В селе Ненарадово жил некий помещик Гаврила Гаврилович со своей супругой и дочерью. Их семья была образцовой, соседи любили бывать у них в гостях. Возле красавицы Марьи Гавриловны, которой шел восемнадцатый год от роду, вились завидные женихи. Но девушка, обожавшая французские романы о любви, всем отказывала. На это была веская причина. Дело в том, что Маша была тайно влюблена в бедного прапорщика Владимира Николаевича. Для последнего это не было загадкой, симпатия ее была взаимной. Молодые влюбленные тайно встречались то в роще, то возле старой часовни. Скрываться им приходилось по причине недовольства родителей девушки выбором дочери. Приветливые и гостеприимные помещики отказывали Владимиру Николаевичу в радушном приеме в своем доме. Тайные свидания продолжаться долго не могли, и парочка приняла решение венчаться без их благословения. Потом, через какое-то время после свадьбы, молодые предполагали броситься к ним в ноги и молить о прощении. А пока было условлено, что Марья Гавриловна скажется вечером больной и удалится в свои покои. После того, как в доме погасят свет, ее будет ждать тройка лошадей с возницей. На ней она должна была отправиться в село Жадрино, находящееся неподалеку. Там, в старой церкви, молодых обвенчают при трех свидетелях. Так начинается повесть Пушкина «Метель». Далее будут происходить совершенно неожиданные события. На всем протяжении своего повествования автор держит читателя в напряжении.

А. С. Пушкин « Метель». Развитие событий

События начинали разворачиваться так, как было задумано. Как только подали ужин, Маша сказалась больной и ушла в свою комнату. Родители не заметили ничего необычного в поведении дочери. Время шло, за окном стемнело. На улице разыгралась настоящая метель. Ветер замел дорогу, и уже нельзя было разглядеть, что находится впереди, дальше чем на метр. Именно в это время Мария в сопровождении своей крепостной девушки вышла из отчего дома, села в тройку и отправилась в Жадрино. А Владимир Николаевич тем временем также собирался в дорогу. Он решил ехать один на повозке в одну лошадь, не взяв с собой провожатых. Как только герой оказался на заметенной снегом дороге, он понял, какую глупость совершил, ведь впереди не было видно ничего. Понадеявшись на божью милость, прапорщик решил ехать дальше. Вскоре он заблудился. Дорога была окончательно потеряна, лошадь тонула в снегу. Неожиданно он увидел огонек и поехал на его свет. Оказалось, что выехал Владимир к незнакомой деревне, а село Жадрино, где должна была ждать его невеста, находится в стороне. Добраться туда в назначенный час было уже невозможно. Когда прапорщик приехал в это село, церковь была уже закрыта, людей нигде не было. Развернувшись, он поехал домой.

А. С. Пушкин «Метель». Развязка

На следующий день после этого события родители нашли Машу утром в постели больной. У девушки началась горячка. В бреду она звала Владимира Николаевича и пыталась поведать о подробностях этой ужасной ночи. Вызванный заботливыми родителями врач сказал, что причина болезни - психологическая, вероятно, Тогда мать девушки смягчилась, решив, что, видимо, судьбе ее дочери - бедный армейский прапорщик. Она отправила Владимиру Николаевичу приглашение побывать у них дома. Но, неожиданно он ответил отказом, попросив более его не беспокоить. Спустя две недели после этих событий Маша поправилась и, казалось, не вспоминала о своем несостоявшемся женихе. Вскоре Владимир Николаевич был отправлен в армию. Его фамилию Маша нашла в списке раненых под Бородином. Он скончался в московском госпитале. Это была не единственная потеря в жизни бедной девушки. Ее отец, Гаврила Гаврилович, умер некоторое время спустя, оставив дочери хорошее состояние. Женихи кружились вокруг Маши, но всем она отвечала отказом. Лишь к одному из молодых людей девушка относилась особенно - к гусарскому полковнику Бурмину. Казалось бы, что ничто не могло помешать счастью этих двух человек. Однако между ними была стена, некая недоговоренность, которая мешала их сближению. Все разрешилось после откровенного разговора Маши и Бурмина.

Полковник поведал девушке о том, что он не может на ней жениться, так как обвенчан с другой. Несколько лет назад в метель его занесло в некое село, где он решил укрыться в церкви. Там горел свет, мелькали люди. Как только молодой человек вошел, они бросились к нему со словами: «Наконец-то вы пришли!». В углу сидела бледная барышня. Ее поставили вместе с ним перед алтарем, священник совершил Когда невеста повернулась к нему, чтобы поцеловать, то вскрикнула и упала в обморок. Полковник поспешно вышел из церкви. Прошло несколько лет, а он до сих пор не знает, кто его венчанная жена, и где она. Услышав эту историю, Мария Гавриловна вскрикнула: «И вы не узнали меня?». Бурмин упал к ее ногам. Этим эпизодом закончил свой рассказ «Метель» Пушкин.

Отрывок из баллады Жуковского «Светлана» в эпиграфе произведения говорит о том, что эти два творения великих авторов очень схожи. В них прослеживается некий общий мистический настрой. Все события в них не случайны, а предопределены судьбой.