Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1) Кто главный герой былины? (Илья Муромец)

2) Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец - воплощение духа рус­ского народа, в частности - крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан святым, и мощи его до сих пор показываются в Киево- Печерском монастыре.)

3) Какими чертами русского национального характера наде­лён былинный герой Илья Муромец? (любовь к родной земле, общинность, милосердие, физическая сила и сила духа, бесстра­шие, мощь, смелость, безрассудство, лень)

4) Выразительно прочитайте эпизод былины, где описывает­ся встреча Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. (Засвистал- то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному, Так все травушки-муравы уплеталися, Да и лазоревы цветочки осыпалися, Тёмны лесушки к земле все приклонилися. Его добрый конь да богатырский, А он на корни да спотыкается - А и как старый-то казак да Илья Муромец Берёт плеточку шёлковую в белу руку, А он бил коня да по крутым рёбрам, Говорил-то он, Илья, таковы слова: Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок! Али ты идти не хошь, али нести не можь? Что ты на корни, собака, спотыкаешься? Не слыхал ли посвиста соловьего, Не слыхал ли покрика звериного, Не видал ли ты ударов богатырскиих? А и тут старыя казак да Илья Муромец Да берёт-то он свой тугой лук разрывчатый.

Во свои берёт во белы он во ручушки. Он тетивочку шёлковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал, Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повёз его по славну по чисту полю, Мимо гнёздышка повёз да соловьиного.)

Как проявил себя во время битвы с Соловьём-разбойником богатырь?

5) Перечислите художественные особенности, характерные для данной былины, (постоянные эпитеты - «травушки-муравы», «силушку великую»; гиперболы - Во том гнёздышке да соловьино- ем, / А случилось быть да и три дочери, / А и три дочери его лю- бимыих; повторы - Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу, / Сидит Соловей Разбойник...)

6) Какие ещё былины об Илье Муромце вы знаете? («Три по­ездки Ильи Муромца»)

7) Кто из русских художников иллюстрировал былины? (Бы­линные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстрировать героев, события былин, таким образом выразив своё отношение к бы­линному творчеству. Одним из самых известных художников- иллюстраторов был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Среди самых популярных живописных полотен Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распутье» (1878), «Три богатыря» (1881-1898). Остановимся на истории создания картины «Три богатыря». В 187б-м Васнецов поехал во Францию, где около года работал в колонии русских художни­ков. Именно здесь он задумал «начать новый жанр своей дея­тельности» и сделал первый этюд «Богатырей». В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьёй переезжает в Москву. Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу (былине), сказке, родной истории. В 1893-1894 годах Васнецов построил по собственному проекту сказочный дом-мастерскую в

Москве, где были закончены «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», выполнены сказочные полотна «Царевна-лягушка», «Спящая царевна» и др. Полностью картина «Богатыри» была го­това только в 1898 году, то есть создавалась художником более 20 лет. Решённая в монументально-декоративном плане картина воссоздаёт образы трёх любимейших народом героев былинно­го эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, чёткие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные крас­ки - зелёная, коричневая, красная, белая, синяя, придавая осо­бую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объеди­нён плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид, - в одной руке, напряжённо поднятой к глазам, у него палица, в другой копьё, - исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алёша Попович. Молодой красавец, пол­ный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикрепле­ны гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответст­вии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчёркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить са­мые сложные поручения, требующие изворотливости ума и ди­пломатического такта.

Герои, как это было принято в реалистической живописи и со­гласно творческому принципу Васнецова, конкретны, историче­ски точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами харак­тера. Только характеры эти не жанровые, а героические. Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, со­звучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Бо­гатыри» заняли почётное место в Третьяковской галерее. «Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецо­ва занимают одно из первейших мест», - выразил общее мнение В.В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там - угнетённая и ещё затоптанная... а здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

Ещё одним известным русским художником, обращавшимся в своём творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Репин (1844-1930). Он написал известную картину «Садко». Репин сам дал истолкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в не­весты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном отечестве.)

Былины составляют одно из самых замечательных явлений русской народной словесности; по эпическому спокойствию, богатству подробностей, живости колорита, отчетливости характеров изображаемых лиц, разнообразию мифических, исторических и бытовых элементов они не уступают античному эпосу. На уроке вы познакомитесь с содержанием и художественным своеобразием былин «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Главный герой - Илья Муромец , крестьянский сын, потому и одежда на нем самая обыкновенная: русская рубашка, штаны и сапоги. 33 года пролежал он на печи, ни о чем не думая. А сила богатырская пробудилась в нем вместе с желанием постоять за русскую землю-матушку.

Автор подчёркивает силу, мощь и отвагу святорусского богатыря Ильи Муромца. В сцене победы Ильи Муромца над Соловьем-разбойником, безусловно, есть и сказочные черты. Во-первых, это разговор Ильи Муромца с конем. Конечно, сказочными элементами можно назвать и троекратные повторения, сказочные обращения и сказочные эпитеты.

А вот истинно по-былинному звучат следующие слова: «с горы на гору стал перескакивать», «травы-муравы все уплетались, лазаревы цветочки осыпались». Перед нами не что иное, как средство художественной выразительности гипербола.

Широко используются как в былинах, так и в сказках слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: травушка, дороженька, стремечко.

Вспомните последние строчки поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой.

Действительно, реальные события, которые происходили давным-давно, во времена Киевской Руси, и именно тогда из песен и легенд создатели былин сложили свои песни.

Написаны былины особенным торжественным стихом. К ним имелось музыкальное сопровождение. Особенный художественный прием, который использовался в былинах, это, безусловно, гипербола.

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Все о русских былинах ().
  5. Русь былинная. Сборник мультфильмов ().
  1. Прочитайте былину «Вольга и Микула Селянинович». Найдите в ней примеры гиперболы, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.
  2. Прочитайте былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Найдите в ней примеры гиперболы, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты.

Илья Муромец – главный герой киевского цикла былин. Важнейшие из них: "Исцеление Ильи Муромца", "Илья и Соловей-разбойник", "Илья и Сокольник", "Илья в ссоре с князем Владимиром", "Илья и Калин-царь", "Илья и Идолище поганое". Наиболее древними считаются былины о бое Ильи Муромца с Соловьем-разбойником и о бое с Сокольником (его сыном).

Еще в XIX веке ученые задумывались над тем, кто стоит за былинным образом противника русского богатыря – Соловья-разбойника. Одни в нем видели мифическое существо – олицетворение сил природы, бортника-древолаза, другие высказывали мнение о заимствовании этого образа из фольклора других народов. Третьи придерживались взгляда, согласно которому Соловей – обычный человек, занимающийся разбоем. За свое умение громко свистеть он был прозван Соловьем. В былинном повествовании Соловей-разбойник изображен как существо, живущее в лесах со всем своим выводком.

В былине рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарово, что под Муромом, в стольный град Киев на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город.

У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А ий черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.

А Илья, "дородный добрый молодец", стал эту силу великую конем топтать и копьем колоть. И побил он эту силу великую. За это черниговские мужики приглашали его в Чернигов воеводою, но богатырь не согласился, поскольку ехал он служить всей Русской земле.

Его предупреждают, что дорога в Киев неспокойна и опасна:

Заколодила дорожка, замуравела,
Как у той ли-то у Грязи-то у Черноей,
Да у той ли у березы у покляпыя…
Сидит Соловей-разбойник со сыром дубу,
Сидит Соловей-разбойник Одихмантьев1 сын.2

Противник Ильи изображен в былине гиперболизированно, его грозная сила преувеличена. Это злодей-разбойник. Он "свищет по-соловьему", "кричит позвериному". От этого "травушки-муравы уплетаются, все лазоревы цветочки осыпаются, темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей – то все мертвы лежат".

Однако Илью не испугало предупреждение мужиков черниговских. Он выбирает "дорогу прямоезжую". Добрый богатырский конь Ильи, услышав посвист Соловья, "упирается, на корзни спотыкается". Но богатырь бесстрашен. Он готов совершить свой второй подвиг. Поединок описан лаконично, в былинной традиции. Илья берет тугой лук "разрывчатый", натягивает "тетивочку шелковую", накладывает "стрелочку каленую" и стреляет. Поверженного Соловья он пристегивает к "стремечку булатному" и везет в Киев. Это первый приезд богатыря в Киев, его никто здесь еще не знает. К Илье с вопросами обращается сам князь:

"Ты скажи-ко, ты откулешний,
Дородный добрый молодец,
Тебя как-то, молодца, да именем зовут,
Величают, удалого, по отечеству?"

Князь не верит рассказу Ильи, сомневается, что можно проехать по той дороге, где нагнано силы множество и владычествует Соловей-разбойник. Тогда Илья ведет князя к Соловью. Но разбойник признает над собой только власть Ильи, видя в нем достойного противника и победителя, почитает его выше князя. На приказ Влади- мира продемонстрировать свое искусство, Соловей отвечает:

"Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,
А не вас-то я хочу да и послушати.
Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,
Да его хочу-то я послушати".3

Тогда Илья Муромец приказывает ему засвистеть "в полсвиста соловьиного" и "в полкрика звериного". Но Соловей ослушался и засвистел во всю силу. "Маковки на теремах покривились, а околенки во теремах рассыпались от него, посвиста Соловьиного, что есть людишек, то все мертвы лежат". А Владимир-князь "куньей шубонькой укрывается". Только Илья устоял на ногах. Со словами: "тебе полно-тко свистать да по-соловьему, тебе полно-тко слезить да отцов-матерей, тебе полно-тко вдовить да жен молодых, тебе полно-тко спущать сиротать малых детушек!" он рубит Соловью голову.

Подвиг Ильи был наполнен особым смыслом для современников, выступавших за объединение русских земель, за целостность древнерусского государства. В былине утверждается мысль о служении Руси, о совершении народного подвига во имя ее.

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник" обладает признаками, характерными для художественного своеобразия былин. Это сюжетный жанр. События изображаются в развитии, персонажи – в действии. Былине присущи своеобразные выразительно-изобразительные средства: троекратные повторы (в описании силушки под Черниговым, посвиста богатырского), гиперболы (изображение Соловья-разбойника, богатырского коня Ильи), сравнения, метафоры, эпитеты (темный лес, травушки-муравы, лазоревы цветочки), уменьшительно-ласкательные суффиксы и т. п. В былине переплетаются фантастические и реальные образы (Соловей – Илья).

Былина Илья Муромец и Соловей разбойник переносит нас в далекое прошлое и рассказывает нам о давних временах, знакомя нас с богатырем Ильей и его подвигами. Приключения Ильи Муромца начались, когда он отправился из села в Киев, чтобы устроиться на службу к князю. Это герой целого цикла былин, среди которых есть и сказка Илья Муромец и Соловей разбойник.

Илья Муромец и Соловей разбойник

Для аннотаций об Илье Муромце и Соловье разбойнике в читательский дневник, предлагаем краткое описание и характеристику Ильи Муромца, а также характеристику Соловья разбойника. Итак, встретился Илья Муромец с разбойником, по пути на Киев, когда пошел прямой дорогой, хотя его и предупреждали о злодее-разбойнике, который своим свистом всех повергает в ужас. Не испугался Илья и сразился с Соловьем разбойником, поверг его и поехал вместе с ним к Владимиру, которому и показал Соловья-разбойника. В конце былины Илья отрубает голову разбойнику, так как тот ослушался Илью и засвистел не на пол-силы, а во всю силу.

Илья Муромец и Соловей разбойник главные герои

Знакомясь с героями былины Илья Муромец и Соловей-разбойник мы видим представителей добра и зла. Илья представлен богатырем. Одно только слово богатырь рисует перед нами не просто человека, а человека с большой силой, который может повергнуть целое вражеское войско. Повествователь говорит нам, что богатыри всегда носили с собой сорокапудовую палицу, была такая палица и у Ильи. А ведь сорок пудов это более шестисот килограмм. Вот и представьте, какой силой огромной обладали богатыри. Илья — это храбрый, сильный, благородный молодец, который противостоит злу, сражаясь с чудовищами и змеями, и в нашем случае с Соловьем разбойником.

Сам же соловей разбойник представляется нам чудовищем, в человеческом обличье. Это человек, который живет в лесу, обитает на дереве в своем гнезде и может свистеть настолько громко по-соловьиному, что трава гнется к земли, цветы осыпаются, люди умирают. Соловей-разбойник — это отрицательный герой, которого побеждает Илья и так должно было быть, ведь добро всегда побеждает зло, а это и является в Илье Муромце и Соловье-разбойнике главной мыслью.

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Жанр: былина

Главные герои былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" и их характеристика

  1. Илья Муромец. Русский богатырь. Могучий, смелый, решительный. Заступник земли русской, защитник вдов и сирот, честный и бесстрашный.
  2. Соловей-разбойник. Убийца и душегуб, бесчестный, злой, коварный, хитрый.
  3. Князь Владимир. Важный, чванливый, глупый.
План пересказа былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
  1. Илья едет из Карачарово
  2. Битва под Черниговым
  3. Илью в воеводы
  4. Рассказ про Соловья-разбойника
  5. Решение Ильи
  6. Битва с Соловьем-разбойником
  7. Дочери Соловья
  8. Зятья Соловья
  9. Илья Муромец в Киеве
  10. Недоверие князя
  11. Соловей свистит
  12. Смерть Соловья-разбойника
Кратчайшее содержание былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Отправился Илья Муромец в Киев и побил врагов под Черниговым
  2. Звали его в воеводы черниговцы, но отказался Илья, и прямой дорогой в Киев поехал
  3. Встретил Илья Соловья-разбойника и сбил его с дуба стрелой
  4. Хотели дочери Соловья отбить разбойника, но Соловей приказал им отступить
  5. Привез Илья Соловья в Киев, а князь Владимир ему не верит
  6. Соловей свистит в Киеве, все пугаются, А Илья сносит саблей Соловью голову.
Главная мысль былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Не ради славы совершают богатыри подвиги, а ради простых людей, ради своей Родины.

Чему учит былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Эта былина учит любить Родину, учит защищать ее от врагов, учит заступаться за слабых и обиженных. Учит быть справедливым, смелым, честным.

Отзыв на былину "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Это очень интересная былина, в которой мы знакомимся с Ильей Муромцем, самым великим русским богатырем. Это настоящий защитник земли русской. Мне очень нравится Илья Муромец, потому что он надежный, он спокойный, он уверенный и непобедимый.

Пословицы к былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет.
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Береги землю родимую, как мать любимую.

Краткое содержание, краткий пересказ былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
Из села Карачарова отправляется в путь добрый молодец Илья Муромец. Заутреню он встречает уже в Муроме, и собирается к обеду быть в Киеве.
Но подъехал Илья Муромец к Чернигову и увидел силу черную. Побил Илья Муромец всю силу черную и в Чернигов въехал.
Радостно встретили Илью в Чернигове, звали воеводой стать. Да только отказался Илья, просит показать дорогу прямую на Киев.
Отвечают ему черниговцы, что прямая дорога заросла давно, никто по ней не ездит, потому что у реки Смородины сидит на дубу Соловей-разбойник и свищет так, что деревья к земле пригибаются, а люди мертвые лежат.
Не испугался Илья, поехал прямой дорогую. Подъезжает к реке Смородины, увидел его Соловей, да как засвищет. Конь богатырский спотыкается.
Отхлестал Илья коня, да лук достал. Пустил стрелу каленую, да выбил Соловью правый глаз. Пристегнул Соловья к стремени и повез в Киев.
Ехал Илья мимо гнезда Соловья-разбойника, а там три его дочери сидят, на дорогу смотрят. Старшие говорят, что едет Соловей, везет мужика-деревенщину. А младшая говорит, что наоборот, едет мужик-деревенщина, везет Соловья у стремечка.
Позвали тут дочери Соловья своих мужей, сказали им рогатины брать, да убить мужика-деревенщину. Похватали мужья рогатины, побежали к Илье Муромцу. Да Соловей им кричит от стремечка, чтобы бросили они рогатины, да звали мужика в гости, обедать. Но не слушает Илья посулов, дальше едет.
Приехал Илья Муромец в Киев, заходит в палаты белокаменные, поклоны на все стороны кладет, князю Владимиру особенно.
Спрашивает Владимир, кто он и откуда. Отвечает Илья, что из села он Карачарова, что под Муромом, что ехал он через Чернигов по прямой дороге.
Не верит ему князь Владимир, говорит, что под Черниговом силы черной немерено, а у реки Смородины Соловей-разбойник сидит.
Отвечает Илья, что Соловей у него к стремени пристегнут, да глаз у него выбит. Выбегает Владимир во двор на Соловья посмотреть, требует, чтобы засвистел тот по-соловьиному.
Не хочет Соловей свистеть, отвечает, что Илья его сбил, ему и приказывать.
Приказал Илья Соловью засвистеть. Просит Соловей вина выпить. Выпил чашу в полведра и как засвистит. Маковки наклоняются, окна разлетаются, князь Владимир в шубу кутается.
Быстро отвез Илья Соловья в поле, да срубил ему голову. Не будет больше Соловей свистать, да людей русских губить.

Рисунки и иллюстрации к былине "Илья Муромец и Соловей-разбойник"