Музыкальность - одна из характерных черт украинского народа.

Музыка в Украине появилась во времена Киевской Руси и в своём развитии охватывает практически все типы музыкального искусства - народную и профессиональную, академическую и популярную музыку. Сегодня разнообразная украинская музыка звучит на Украине и далеко за её пределами, развивается в народной и профессиональной традициях, является предметом научных исследований.

Народная музыка

Начальный период развития

Музыкальные традиции на территории современной Украины существуют с доисторических времён. Найденные киевскими археологами возле Чернигова музыкальные инструменты - трещётки из бивней мамонта датируют 18 тысячелетием до нашей эры. К тому же времени относят флейты, найденные на стоянке Молодово в Черновицкой области.

На фресках Софии Киевской (XI век) изображены музыканты, играющие на разных духовых, ударных та струнных (похожих на арфы и лютни) инструментах, а также танцующие скоморохи. Эти фрески свидетельствуют о жанровом разнообразии музыкальной культуры Киевской Руси. К XII веку относятся летописные упоминания о певцах Бояне и Митусе.

В целом, первобытная музыка имела синкретический характер - песня, танец и поэзия были слиты и чаще всего сопровождали обряды, церемонии, трудовой процесс и т. д. В представлении людей музыка и музыкальные инструменты играли важную роль оберегов во время заклинаний и молитв. В музыке люди видели защиту от нечистой силы, от плохого сна, от сглаза. Также существовали специальные магические мелодии для обеспечения плодородности почвы и плодовитости скота.

В первобытной игре начинали выделяться солисты и другие певцы. Развитие первобытной музыки и стало тем источником, из которого возникла народная музыкальная культура. Эта музыка и дала начало национальным музыкальным системам и национальным особенностям музыкального языка.

О практике народной песни, существовавшей в древнейшие времена на территории Украины, можно судить по старинным обрядовым песням. Многие из них отображают цельное мировоззрение первобытного человека, и раскрывает его отношение к природе и к природным явлениям.

Самобытный национальный стиль полнее всего представлен песнями центрального Приднепровья. Им свойственны мелодичная орнаментика, вокализация гласных. Связи с белорусским и русским фольклором ярко прослеживаются в фольклоре Полесья.

В Прикарпатье и в Карпатах развились особенные песенные стили. Их определяют как гуцульский и лемковский диалекты.

Украинские народные песни подразделяются на многие разнообразные жанры, которым присущи определённые признаки. В этом понимании наиболее типичными жанрами украинской песни являются:

  • Календарно-обрядовые - веснянки, щедривки, гаивки, колядки, купальские, обжинковые и другие
  • Семейно-обрядовые и бытовые - свадебные, шуточные, танцевальные (в том числе коломийки), частушки, колыбельные, погребальные, причитания и др.
  • Крепостного быта - чумацкие, наймитские, бурлацкие и т. д.;
  • Исторические песни и думы
  • Солдатского быта - рекрутские, солдатские, стрелецкие;
  • Лирические песни и баллады .

Думы и исторические песни

В XV-XVI веках исторические думы и песни стали одним из самых ярких явлений украинской народной музыки, своеобразным символом национальной истории и культуры.

Создателей и исполнителей исторических песен и дум, псалмов, кантов называли кобзарями. Они играли на кобзах или бандурах, которые стали элементом национального героико-патриотического эпоса, свободолюбивого характера и чистоты моральных помыслов народа.

Огромное внимание в думах обращалось на борьбу с турками и поляками. К «татарскому» циклу относятся такие известные думы, как «Про Самойла Кошку», «Про трёх братьев Азовских», «Про бурю на Чёрном море», «Про Марусю Богуславку» и другие. В «польском» цикле центральное место занимают события Народно-освободительной войны 1648-1654 годов, особое место занимают народные герои - Нечай, Кривонос, Хмельницкий. Позже появились новые циклы дум - о шведчине, про Сечи и её разрушении, о работах на каналах, о гайдаматчине, о панщине и воле.

Уже в XIV-XVII и XVIII веках украинские музыканты прославились за пределами Украины. Их имена можно найти в хрониках тех времён среди придворных музыкантов, в том числе, при дворе польских королей и российских императоров. Наиболее известные кобзари - Тимофей Белоградский (известный лютнист, XVIII в.), Андрей Шут (XIX в.), Остап Вересай (XIX ст.) и др.

Народные музыканты объединялись в братства: песенные цехи, которые имели свой устав и защищали их интересы. Особенно эти братства развились в XVII-XVIII ст., а существовали до самого начала XX века, вплоть до уничтожения их советской властью.

Инструментальный фольклор и народные инструменты

Важное место в украинской музыкальной культуре занимает инструментальный фольклор. Музыкальный инструментарий Украины и очень богат и разнообразен. Он включает широкий ряд духовых, струнных и ударных инструментов. Значительная часть украинских народных музыкальных инструментов происходит от инструментов времён Руси, другие инструменты (например, скрипка) принялись на украинской почве, позднее, хотя затем стали основой новых традиций и особенностей исполнения.

Самые древние пласты украинского инструментального фольклора связаны с календарными праздниками и обрядами, которые сопровождались маршевой (марши для шествий, поздравительные марши) и танцевальной музыкой (гопачки, козачки, коломийки, полечки, вальсы, голубки, арканы и т. д.) и песенно-инструментальной музыкой для слушания. Традиционные ансамбли чаще всего состояли из троек инструментов, например, скрипки, сопели и бубна. Исполнение музыки также предусматривает определённую импровизацию.

Во время молитв в бытовых условиях (в доме, на улице, возле церкви) для аккомпанемента к кантам и псалмам часто использовали лиру, кобзу и бандуру.

Во времена Запорожской Сечи в оркестрах Войска Запорожского звучали литавры, барабаны, казацкие сурьмы и трубы, причём литавры были среди клейнодов Запорожской Сечи, то есть были в числе символов казацкой государственности.

Инструментальная музыка стала также неотъемлемой частью городской культуры. Кроме общенациональных инструментов, таких как скрипки и бандуры, городская культура представлена такими инструментами, как столоподобные гусли, цитру, торбан. Под их аккомпанемент пели величальные песни, городские песни и романсы, религиозные песнопения.

Украинский фольклор

В XX веке к теме украинского фольклора обращались многие профессиональные и любительские коллективы Украины, также создавались ансамбли в эмигрантских кругах зарубежных стран. Характерной стала особенность представления фольклорных традиций в формах академического музицирования.

Так, в начале XX века украинский ансамбль этнической музыки во главе с Павлом Гуменюком из Филадельфии получил популярность в США. Украинские традиции сохранились в творчестве таких украинско-американских музыкантов из Нью-Йорка, Кливленда, Детройта, як Зиновий Штокалко, Григорий Китастый, Юлиан Китастый, Виктор Мишалов и др.

В советской Украине также было создано много коллективов, которые специализировались на обработках украинских народных песен и танцев, а также на произведениях украинских композиторов в подобном стиле: оркестры народных инструментов Украины, ансамбли песни и танца, народные хоры и т. д.

Украинская народная песня легла в основу произведений многих украинских композиторов. Наиболее известные обработки украинских песен принадлежат Н. Лысенко и Н. Леонтовичу, значительный вклад в исследование и собирание народного творчества внесли отечественные фольклористы - Филарет Колеса, Климент Квитка.

С 1980-х гг. наблюдается повышение интереса к аутентичным формам народного музицирования. Первопроходцами этого направления считается основанная в 1979 год группа Древо, возглавляемая профессором Киевской консерватории Е. Ефремовым. В 2000-ных годах на Украине возникли такие фестивали этнической музыки, как „ Країна мрій ” и „ Шешоры ” , где народная музыка звучит как в аутентичном исполнении, так и в разнообразных обработках рок - или поп-направлений. Организаторы фестиваля "Шешоры" решили подарить своему детищу новое имя - "АртПоле". Дело в том, что с 2003 года фестиваль проводился в селе Шешоры Ивано-Франковской области, но с 2007 года обосновался в селе Воробиевка (Винницкая область). "В последние годы фестиваль начал отходить от того сугубо этнического стиля, в котором были рождены "Шешоры", поэтому мы решили, что пришло время подчеркнуть новое лицо нашего фестиваля, изменив вслед за форматом и его название. Кроме того, это более корректно по отношению к тем, настоящим, географическим Шешорам, которые остались в Ивано-Франковской области", - рассказала директор фестиваля "АртПоле-2009" Ольга Михайлык .

Среди современных групп аутентичного пения следует назвать группы «Божичі», «Володар», «Буття». Этнические мотивы используются группами Рушничок «Тартак», «Воплі Відоплясова», «Мандри», «Гайдамаки», «Очеретяний кіт», оригинальное наслоение элементов предлагает группа «ДахаБраха».

Становление профессиональной музыки

О профессиональном музыкальном искусстве восточнославянских племён существуют известия со времён Руси. С принятием христианства в конце X века на территории современной Украины появилось церковное пение, которое формировалось под влиянием византийской и славянской народной музыки. В XII-XVII веках в православных церквях распространился одноголосый «знаменный распев», которое значительно повлияло также на творчество композиторов последующих эпох.

XVII - XVIII века

В эпоху барокко, на смену одноголосому знаменному пению пришло многоголосное партерное пение, которое поспособствовало развитию мажоро-минорной системы, и на основе которого развился стиль духовного концерта. Среди выдающихся музыкальных деятелей того времени - Николай Дилецкий, автор «Мусикийской грамматики» (1675).

Важным событием того времени стало открытие в 1632 году Киево-Могилянской академии, где, среди других, преподавались и музыкальные предметы. Воспитанники академии популяризовывали вертеп, а позже - канты. Среди выпускников Академии были многие деятели искусства, в том числе композиторы Григорий Сковорода, Артёмий Ведель.

Светская профессиональная вокальная и инструментальная музыка, которая существовала в помещичьих усадьбах и военных частях, с XVII века начала развиваться и в городах. Появились цехи музыкантов, а при магистратах создавались оркестры и капеллы. На основе народно-песенных и кантовых традиций в XVIII- начале XIX веков получила распространение песня-романс на стихи разных поэтов. Одним из первых в этом жанре начал творить Григорий Сковорода, который ввёл в песенный жанр гражданскую, философскую и лирическую тематику.

Особо важное значение в украинской музыкальной культуре XVIII века имела созданная по инициативе Даниила Апостола в 1730 году Глуховской песенной школы, воспитанником которой стали Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский и Артёмий Ведель. По окончании глуховской школы Бортнянский и Березовский продолжили своё обучение в итальянских музыкальных школах, которые были центрами европейской музыки того времени.

Объединение традиций партесного пения и современных техник европейского письма обусловили уникальность творчества этих композиторов. Став придворным капельмейстером в Петербурге, а с 1796 года - руководителем придворной капеллы, сформированной почти исключительно из воспитанников Глуховской школы, Бортнянский очень повлиял и на развитие российской музыкальной культуры. Он же стал первым композитором Российской империи, музыкальные произведения которого начали выходить в печать.

XIX - начало XX века

XIX век в истории музыки ознаменовался выходом на мировую арену многих национальных школ, что было связано с ростом национального самосознания европейских народов. Вслед за польской и русской появилась и украинская национальная композиторская школа.

Вслед за украинским писателями и поэтами, профессиональные музыканты ХІХ века начали обращаться к народной тематике, обрабатывать народные песни, которые исполнялись талантливыми аматорами в сопровождении народных инструментов - кобзы, бандуры, цимбал, скрипки, лиры и др. В начале XIX века в украинской музыке появились первые симфонические и камерно-инструментальные произведения, среди авторов которых - И. М. Витковский, А. И. Галенковский, Илья и Александр Лизогубы.

Основоположной для развития национальной профессиональной музыки стала деятельность Николая Лысенко, который создал классические образцы произведений в разных жанрах: 9 опер, фортепианные и инструментальные, хоровые и вокальные произведения, произведение на слова украинских поэтов, в том числе на слова Тараса Шевченко. Он же стал организатором музыкальной школы в Киеве (1904; с 1918 - Музыкально-драматический институт им. Лысенко).

В начале XX века всемирную известность обрела плеяда украинских исполнителей. Среди них певицы Соломия Крушельницкая, О. Петрусенко, З. Гайдай, М. Литвиненко-Вольгемут, певцы М. Э. Менцинский, А. Ф. Мишуга, И. Паторжинский, Б. Гмыря, пианист Владимир Горовиц, хоровой дирижёр А. А. Кошиц. За пределами Украины стали известны хоровые обработки Н. Д. Леонтовича.

На период Украинской революции(1917-1918гг.) приходится создание ряда художественных коллективов и появление нового поколения украинских культурных деятелей. Правительство Украинской Державы последовательно поддерживало культурную жизнь, в том числе музыкальное искусство, о чём свидетельствует Постановление Совета Министров о мобилизации литературных, научных, артистических и технических сил Украины. Также указом Павла Скоропадского в 1918 году был основан Государственный симфонический оркестр Украины, первым дирижёром которого стал Александр Горилый, Украинская государственная капелла, Первый и второй национальные хоры. Киевская опера была переименована в Украинский театр драмы и оперы. Значительное число всемирно известных опер была переведена на украинский язык. Также в 1918 году был основан кобзарский хор, позднее известный как Национальная заслуженная капелла бандуристов Украины им. Г. И. Майбороды.

Приход советской власти на земли Украины ознаменовался несколькими трагическими событиями. В 1921 году агентом ВЧК был убит Н.Леонтович, а в 1928 году была запрещена деятельность общества его имени. В 1930-е годы советская власть уничтожила несколько сот бандуристов, кобзарей и лирников, а в 1938 был расстрелян музыкант и этнограф Гнат Хоткевич. В целом двадцатые и тридцатые годы в украинской культуре называют «Расстрелянным Возрождением»

В то же время советская власть открыла ряд музыкальных учреждений в разных городах Украины. Среди них театры оперы и балета в Харькове (1925), Полтаве (1928), Виннице (1929), Днепропетровске (1931), Донецке (1941), хоровые и симфонические коллективы.

Начиная со второй половины 1930-х годов музыкальное искусство советской Украины развивалось в основном в русле соцреализма, который стал единственным официально разрешённым в СССР творческим методом литературы и искусства. Деятели культуры, которые отходили от этого метода подвергались жестокой критике и преследованиям.

В то же время на Украине возникла массовая советская песня, одним из первых творцов которой стал Константин Богуславский. В 1930-е годы появились первые оперы советской тематики, в том числе «Щорс» Б.Лятошинского (1930), «Перекоп» Ю.Мейтуса (1937). Песни, посвящённые коммунистической партии и её вождям, закрепились в репертуарах профессиональных и аматорских коллективов.

Весомый вклад в развитие украинского музыкального искусства внёс композитор и педагог Николай Вилинский (ученик Витольда Малышевского), который работал сначала в Одесской, а затем в Киевской консерватории.

В послевоенное время среди видных украинских композиторов - Григорий Верёвка, братья Георгий и Платон Майбороды, Константин Данькевич, А. Я. Штогаренко и др. Среди известных исполнителей - украинский тенор Иван Козловский. Широко известной благодаря исполнению фронтовых песен стала уроженка Харьковщины Клавдия Шульженко.

1960-е года стали временем прорыва украинской музыкальной школы на мировую арену, проникновения в украинскую музыку новейших направлений европейской музыки. В Киеве была создана группа «Киевский авангард», в которую вошли Валентин Сильвестров, Леонид Грабовский и Виталий Годзяцкий. Из-за расхождений с официальными музыкальными кругами СССР члены «Киевского авангарда» поддавались давлению разного рода, в связи с чем группа в конце концов распалась.Мировое признание получила национальная школа вокального искусства. Параллельно с формированием поп-музыки в Западных странах, в Украине, как и в других странах достигла расцвета совестская эстрада. Особенно выделяется творчество Владимира Ивасюка, автора более 100 песен, жизнь которого трагически оборвалась в 1979 году.

Среди композиторов-песенников тех лет также известны А. И. Білаш, В. Верменич, позднее - И. Карабиць. В те же годы популярность завоевали эстрадные исполнители - София Ротару, Назарий Яремчук, Василий Зинкевич, Игор Белозир, Тарас Петриненко, Алла Кудлай и другие.

Современная музыка

В наследство от СССР Украина получила разветвлённую систему образовательных и концертных музыкальных организаций, которые находятся в ведении Министерства культуры и туризма Украина. Среди них:

Театры

* оперные театры в Киеве, Харькове, Львове, Одессе, Днепропетровске, Донецке

* театры музыкальной комедии в Харькове и Одессе, а также театр оперетты в Киеве

* Детский музыкальный театр в Киеве

Концертные учреждения

* Национальная филармония и филармони во всех областных центрах Украины,

* Дома органной и камерной музыки в Киеве, Днепропетровске, Белой Церкви, Львове, и Харькове

* дворцы культуры и дома культуры во многих городах Украины.

Музыкальные учебные заведения

Подготовку профессиональных музикантов проводят:

* Консерватори (музыкальные академии) в Киеве, Одессе, Львове, Донецке, Днепропетровске

* Музыкальные факультеты в Харьковском университете искусств и Киевском университете культуры

* Музыкальные училища в разных городах Украины.

Концертные коллективы

По состоянию на 2008 год в Украине действуют 9 национальных и 2 государственных коллектива. Из них 10 находятся в Киеве и один - в Одессе:

* Национальный симфонический оркестр Украины

* Национальный одесский филармонческий оркестр

* Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка»

* Национальный заслуженный академический украинский народный хор им. Григория Верёвки

* Национальная заслуженная капелла бандуристов Украини им. Г. И. Майбороды

* Национальный ансамбль солистов «Київська камерата»

* Национальный заслуженный академический ансамбль танца Украины им. П.П. Вирского

* Национальный оркестр народных инструментов Украины

* Национальный академический духовой оркестр Украины

* Государственный эстрадно-симфонический оркестр Украины

* Государственная академическая мужская хоровая капелла Украины им. Л. Ревуцкого

Кроме этого, существует множество муниципальных коллективов, коллективов при областных филармониях, домах органной и камерной музыки и т. д.

Музыкальные объединения

Два творческих музыкальных союза имеют статус национальных:

* Национальный союз композиторов Украины и

* Национальный всеукраинский музыкальный союз

Популярная музыка

На современной украинской сцене представлены почти все музыкальные направления: от фолка до acid джаза. Активно развивается клубная культура. Многие украинские поп-исполнители - София Ротару, Ирина Билык, Александр Пономарёв, ВИА Гра, Руслана, Ани Лорак, Надежда Грановская-Мейхер, Алёна Винницкая, Анна Седокова, Светлана Лобода, Вера Брежнева-Галушка, Верка Сердючка - давно обрели популярность за пределами Украины, особенно в СНГ. Популярная музыка представлена на фестивалях «Червона рута», «Таврийские игри», «Чайка» и других.

Исполнители из Украины достойно представляли Украину на конкурсах Евровидения. Так Руслана, синтезировав в свей музыке фольклорные мотивы карпат, стала победительницей конкурса Евровидение-2004, и выиграла для Украины право на проведение следующего конкурса - Евровидение-2005. На Евровидении-2007 Верка Сердючка заняла второе место.

Также развивается украинская рок-музыка. Среди самых известных групп - «Океан Эльзы», «Воплі Відоплясова», «Танок на майдані Конго», «Крихітка Цахес», «Скрябін», «Тартак», «Плач Єремії», «Кому Вниз», БадлоВ, «Lama» (Лама). Регулярно проводятся украинские рок-фестивали «Рок-екзистенція», «Тарас Бульба» и другие.

Становятся популярными и чисто вокальные ансамбли, такие, как «Пиккардийская терция» и «Менсаунд». Представлено на Украине и искусство джаза - международные фестивали джазовой музыки проходят в разных городах страны, среди них наиболее известны - Jazz Bez та Jazz Koktebel. Значительный вклад в популяризацию джазового движения в Украине внесли Владимир Симоненко и Алексей Коган.

Тенденция использования фольклора современными украинскими исполнителями становится всё выразительнее. Одной из первых народные мотивы в рок-музыке начала использовать во второй половине 1980-х годов группа «Воплі Відоплясова». Опираясь на фольклорную основу, новую самобытную музыку создают группы «Скрябин», «Мандри», «Гайдамаки», исполнители Тарас Чубай, Мария Бурмака и многие другие. Свидетельством роста интереса к фольклору стало основание в Украине двух фестивалей этнической музыки - «Країна мрій» в Киеве и «Шешоры» на Ивано-Франковщине.

Лейблы

В конце 1990-х - начале 2000-х в Украине был создан ряд музыкальных лейблов, в том числе Gallicia Distribution (Львов), Lavina Music , Origen Music, Moon Records, Nexsound(Киев), Metal Scrap Production (Тернополь), OMS Records (Житомир), Wolf song production (Днепропетровск) и другие.

Конкуренцию украинским лейблам на отечественном рынке составляют основные игроки мирового аудиорынка - мейджори Universal, EMI, Sony/BMG, Warner. Украинский рынок музыкальных носителей в 2005 году составил около 10 млн. лицензионных дисков и кассет, борьба с пиратством привела к тому, что доля пиратской продукции на украинском рынке составляет до 40 % (в странах Западной Европы - 10-15 %).

ru.wikipedia.org

ОЙ ДIВЧИНО, ШУМИТЬ ГАЙ

"Ой дiвчино, шумить гай,
Кого любиш, - забувай, забувай!
Ой дiвчино, шумить гай,
Кого любиш, - забувай!"

"Нехай шумить ще й гуде,
Кого люблю, - мiй буде, мiй буде!
Нехай шумить ще й гуде,
Кого люблю, - мiй буде!"

"Ой дiвчино, серце моє,
Чи пiдеш ти за мене, за мене?
Ой дiвчино, серце моє,
Чи шдеш ти за мене?"

"Не пiду я за тебе, -
Нема хати у тебе, у тебе.
Не пiду я за тебе, -
Нема хати у тебе".

"Пiдем, серце, в чужую,
Поки свою збудую, збудую.
Пiдем, серце, в чужую,
Поки свою збудую".

"Постав хату з лободи,
А в чужую не веди, не веди.
Постав хату з лободи,
А в чужую не веди!"

"Чужа хата такая,
Як свекруха лихая, лихая.
Чужа хата такая,
Як свекруха лихая.

Хоч не лає, так бурчить,
А все ж вона не мовчить, не мовчить.
Хоч не лає, так бурчить,
А все ж вона не мовчить".

ЧОРНІЇ БРОВИ, КАРІЇ ОЧІ
Чорнії брови, карії очі, Темні,
як нічка, ясні, як день!
Ой очі, очі, очі дівочі, Де ж ви навчились зводить людей?

Останні 2 рядки
кожного куплета - двічі

Вас і немає, а ви мов тута,

Світите в душу, як дві зорі.
Чи в вас улита якась отрута,
Чи, може, справді ви знахарі? Чорнії брови - стрічки шовкові, Все б тільки вами я любувавсь- Карії очі, очі дівочі, "Будь здорова, сусідонько,

Люба, мила, дівчинонько,

Ой чка ж ти гарнесенька,

Як сніжочок, білесенька! «Годі, годі жартувати,

Ось іде і стара мати!»

«Ой здорова будь, матусю,

Я приїхав по Ганнусю! Ой здорова будь, матусю,

Я приїхав по Ганнусю.

Хочу буть тобі ріднею.

Ти будь ненькою моєю!»

Большинство из нас любят музыку, многие восхищаются и разбираются в ней, еще часть людей имеет музыкальное образование и овладела умением играть на музыкальных инструментах. Однако самый маленький процент талантливейших представителей человеческой расы умеют сочинять мелодии, которые подходят сквозь века. Некоторая часть этих людей родилась в Украине, в ее живописных уголках. В статье поговорим об украинских композиторах 20 века, и не только, которые прославили Украину на весь мир.

Валентин Сильвестров (1937)

Известный украинский композитор родился в 1937 году и поныне проживает в Киеве. Гений музыкального искусства знаменит на весь мир. Его музыку мы слышим в картинах:

  • «Два в одном»;
  • «Настройщик»;
  • «Чеховские мотивы»;
  • «Три истории».

Эстонский коллега Теодор Адорно считает его самым интересным из всех композиторов современного мира. В его творчестве есть реквиемы, поэмы для оркестра, симфонии, а его «Четыре песни на стихи Мандельштама» знают и ценят во всем мире. Эксперты считают музыкальное произведение уникальным по своей простоте.

Мирослав Скорик (1938)

77-летний современный украинский композитор прожил нелегкую жизнь, но сумел сохранить силу духа и чувство прекрасного, которым пропитаны его произведения.

Он написал мелодии к легендарному фильму «Тени забытых предков», создал музыкальный цикл под названием «В Карпатах». Его Карпатская рапсодия для скрипки и фортепьяно прославила его как одного из лучших украинских композиторов 20 века на весь мир.

Родители Мирослава были интеллигентами и получили образования в Вене. Скорик является внучатым племянником Соломии Крушельницкой, чем безмерно гордится.

Николай Колесса (1903-2006)

Украинский композитор, который родился в городе Самбор Львовской области, дожил до ста двух лет! Этот человек поражает своей многогранностью. В юности он окончил медицинский университет в Кракове. На этом его образование не закончилось, он поступает на факультет философии и славистики в высшее учебное заведение в Праге. Колесса также прошел обучение у легендарной итальянки Мариэтты де Джелли, которая является знаменитой на весь мир пианисткой.

Кем только ни был Николай Филаретович за свою долгую жизнь. Он дирижировал во Львовской филармонии и театре оперы. Под его авторством вышло множество методических пособий. Николай Колесса также написал мелодию к картине «Иван Франко».

Сергей Прокофьев (1891-1953)

Он был по-настоящему композитором. Классика, на которой воспитывала его мать, талантливейшая пианистка, повлияла на филигранность его произведений. Мама начала обучать Сергея игре на фортепиано еще в пять лет. Свои первые оперы — «Великан» и «На пустынных островах» - он напишет в девять лет.

Сергей Прокофьев знаменит на весь мир своими операми:

  • «Повесть о настоящем человеке»;
  • «Любовь к трем апельсинам»;
  • «Война и мир».

Он также написал музыку для балета «Сказ о каменном цветке», «Золушка» и «Ромео и Джульетта».

Николай Леонтович (1877-1921)

Мало инструментов, которыми не владел этот украинский композитор: фортепиано, скрипка, духовые инструменты… Его можно с уверенностью называть «человек-оркестр». В юности, в селе Чукови, где он проживал с семьей, он самостоятельно создал симфонический оркестр.

Украинская колядка благодаря этому человеку зазвучала во многих иностранных фильмах. Это знаменитый «Щедрик», который во всем мире знают как Carol The Bells. У мелодии множество аранжировок, и ее по праву считают гимном Рождества.

Рейнгольд Глиэр (1874-1956)

Он выходец из семьи саксонского подданного и киевлянин по паспорту. Глиэр рос в музыкальной среде. Мужчины в его роду занимались изготовлением музыкальных инструментов. Произведения Глиэра звучат по всему миру. Ему рукоплещут Австрия, Дания, Германия, Франция, Греция. Одно из музыкальных училищ в Киеве носит имя этого композитора.

Николай Лысенко (1842-1912)

Лысенко был не только композитором, он также внес большую лепту в музыкальную этнографию. В коллекции Николая масса народных песен, обрядов, колядок. Кроме занятий музыкой он увлекался педагогикой, считая, что нет никого важнее детей.

Был в его жизни период преподавания в Киевском институте благородных девиц. 1904 год стал для него знаковым — он открыл собственную Музыкально-драматическую школу.

Больше всего Лысенко прославил его «Детский гимн». Сейчас он известен во всем мире как «Молитва за Украину». Кроме того Николай занимал активную гражданскую позицию и принимал участие общественной деятельности.

Михаил Вербицкий (1815-1870)

Вербицкий был глубоко верующим человеком. Религия занимала ведущее место в его жизни. Он был руководителем хора в семинарии, сочинял музыкальные произведения для богослужений. В его творческом наследии также есть романсы. Вербицкий отлично играл на гитаре и обожал этот инструмент. Он создал множество произведений для струнных.

Известность пришла к Вербицкому после того, как он написал музыку к гимну Украины. Стихи для гимна сочинил Павел Чубинский. Точная дата написания песни «Ще не вмерла Украина» неизвестна. Есть информация, что это был период 1862—1864 года.

Впервые будущий гимн прозвучал 10 марта 1865 года в городе Перемышль. Это был первый на землях западных украинцев концерт, посвященный творчеству Тараса Григоровича Шевченко. Сам Вербицкий на концерте состоял в хоре, дирижером которого был Анатолий Вахнянин. Песня понравилась молодым людям, и продолжительное время многие считали ее народной.

Артемий Ведель (1767-1808)

Артемий кроме композиторского дара имел прекрасный высокий голос и пел в хоре. В столице Украины он в 1790 году стал главой хора из «солдатских детей и вольных людей».

Восемь лет он преподавал вокал в Харьковском коллегиуме, кроме того возглавлял хоры церковных певчих.

Он создал 29 хоровых концертов для церкви. На выступлениях он зачастую сам выводил теноровые соло. На произведения Веделя большое влияние оказала народная песня.

Дмитрий Бортнянский (1751-1825)

Ребенком он получил прекрасное образование. Маленькому Дмитрию повезло. Он закончил легендарную Глуховскую школу. Дмитрий имел поистине прекрасный голос. У него был прекрасный дискант. Голос его был удивительно чист и разливался как ручей. Учителя любили и ценили Бортянского.

В 1758 году был направлен с певчими в капеллу Санкт-Петербурга. Мать перекрестила сына, дала ему скромный узелок с провиантом и поцеловала. Больше семилетний Дима своих родителей не видел.

Его талант позволил ему учиться заграницей. Для постижения азов музыкального мастерства он отправился в Венецию, Неаполь, Рим.

Увы, но большинство светских произведений Бортнянского не дожили до наших дней. Они хранились в архиве Санкт-Петербургской певческой капеллы, которая отказалась выставлять их на обозрение народа. Архив был расформирован, и произведения легендарного автора просто исчезли в неизвестном направлении.

Президент международного фестиваля «За жизнь» рассказал «Колоколу России», почему сейчас как никогда важно защищать традиционные семейные ценности.

Проблема детоубийства, сокрытого за сухим медицинским термином латинского происхождения «аборт», не теряет своей актуальности для России. Последние годы мы неизменно входим в число стран-лидеров по абсолютному и относительному количеству детей, убитых в утробе матери. Коэффициент рождаемости в России за минувшую пятилетку немного подрос и составляет 1,7 ребенка на одну семью, но и этого недостаточно для обеспечения 25-летней выживаемости нации. «Колокол России» обсудил проблему абортов с православным активистом, одним из лидеров российского движения «За жизнь», а также президентом одноименного международного фестиваля Сергеем Чесноковым.

«Колокол России»: Сергей, вы согласны с тем, что мы живем в чудны́е времена? Вот казалось бы, такая незыблемая, общечеловеческая ценность - жизнь, а защищать ее приходится еще до рождения…

Сергей Чесноков : Мне думается, неспроста СМИ с таким названием - «Колокол России» - заинтересовалось данной темой. По поводу абортов в России давно пора бить в тревожный колокол, звонить в набат. Не только в нашей стране, но и во всем мире это явление уничтожило и продолжает уничтожать огромное количество людей. Но для России вопрос стоит особенно остро, потому что русский народ-победитель нацизма сейчас саморазрушается по заветам тех, кто разрабатывает самые что ни на есть нацистские, евгенические программы, работает над «гуманитарной зачисткой» нашего народа, многие представители которого не до конца осознали, что происходит.

Наше движение действительно также неслучайно называется «За жизнь». Будучи людьми верующими, православными, лидеры движения понимают, что жизнь человека не заканчивается после смерти и начинается не с появления на свет, а с момента зачатия, поэтому защищать ее необходимо у самого истока.

КР: У вашего движения множество ресурсов в интернете, прослеживаются перекрестные связи с дружественными организациями. Насколько мне удалось понять, вы появились и начали развиваться во многом благодаря поддержке московской патриархии.

С.Ч.: Наше общественное движение «За жизнь» формировалось в течение семи лет вокруг одноименного Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей "За жизнь". В 2011 году мы стали координироваться с Синодальным отделом РПЦ по церковной благотворительности, куда меня пригласили работать на полставки с целью открытия в епархиях Русской Православной Церкви центров защиты материнства в России, Беларуси и на Украине.

Далее в разных епархиях начали основываться центры защиты материнства, и мы поняли, что общественное ядро, актив нашего движения должен обращаться не только к воцерковленным людям, но ко всему светскому обществу. Ведь, как правило, люди церкви аборты не делают, понимают, что это грех. С другой стороны, как ни парадоксально, но тема законодательного запрета абортов является дискуссионной даже внутри церкви. Поэтому необходима повсеместная просветительская работа, которая для православных становится сродни миссионерству.

КР: Как вы думаете, почему именно православие остается флагманом в борьбе за запрет абортов? Ведь светская мораль и здравый смысл подсказывают, что светлого будущего для России хотят все ее жители - в том числе и атеисты. А без воспроизведения населения это просто невозможно.

С.Ч. : Кому-то покажется странным, но именно в православии можно найти наибольшее соответствие с современным научным взглядом на начало человеческой жизни. Если мы понимаем, что жизнь к нам приходит с момента зачатия, предохранение, как и аборт, также становится грехом, ведь оно является сопротивлением промыслу Божьему о человеке. Осознавшие это начинают по-другому смотреть и на иные вопросы, это становится определяющим моментом для формирования особого, христианского мировоззрения.

Мы начинаем спрашивать: как подготовиться к зачатию ребенка, ко вступлению в брак, как мужчине и женщине сохранять целомудрие. И если все планируемые и «внеплановые» дети будут появляться на свет, соответственно, необходимо будет строить больше школ, оказывать более серьезную поддержку семьям на государственном уровне. То есть для каждого приходящего в этот мир надо подготовить место, и прежде всего должно быть подготовлено правильное отношение общества к многодетным. Если все спасенные, избежавшие гибели не получат соответствующее воспитание, образование, спрашивается - а для чего тогда мы их спасали? Вот так из этого горчичного зернышка вырастает огромное дерево мировоззренческих вопросов.

КР: Но наши реалии таковы, что антипатриотические силы, пользующиеся любой возможностью побольнее уколоть Россию и ее народ, постоянно приводят печальную статистику по абортам.

С.Ч. : Это действительно так, но не стоит заниматься самоуничижением. На самом деле, ситуация во всем мире не намного лучше. И то, что в России абортов больше, говорит о том, что в нас по-прежнему довлеет советский менталитет, согласно которому рождаемость в государстве надо контролировать абортами. Следующий этап в этой цепочке, к которому уже перешел Запад - рождаемость полностью контролируется противозачаточными средствами, контрацепцией, в том числе и абортивной контрацепцией, а также всякого рода сексуальными извращениями.

На просвещенном Западе многие не имеют детей просто потому, что они живут сообществами извращенцев, которые уже легализуются как официальные гражданские отношения. Мы видим, что даже православная Греция прогнулась под это лобби и признала однополые союзы. Сейчас та же тема активно продавливается в, казалось бы, квазикатолической Италии. И Ватикан не имеет никакого влияния для остановки этих процессов.

Но большое число абортов - это еще не самое страшное. Действительно страшно, что на этом фоне происходит тотальная дегуманизация общества. К сожалению, и Россия двигается в этом направлении, тут и нам впору ужаснуться. Ведь в иных религиозных традициях - буддизме, конфуцианстве, даже исламе - аборт не является тяжелейшим, абсолютным грехом. Исповедующие их народы не обязаны так трепетно относиться к этому вопросу, но по факту для них ценность человеческой жизни порой играет большую роль, чем для православного человека, хотя для нас тут все должно быть однозначно. С кого же в итоге больше спросится? С мусульман, которые рожают много детей, не отдают их в детдома, имеют большие дружные семьи? Или с православных, которым дано истинное учение, которым сказано свыше «плодитесь и размножайтесь», но при этом мы настолько погрязли в гордыни и иллюзиях собственного всемогущества, что начали думать о запрете абортов как о чем-то необязательном и даже негативном?

КР: Не может не радовать, что между материалистами и идеалистами, а также в научных кругах намечается консенсус по факту зарождения человеческой жизни.

С.Ч. : Знаете, я изучал в университете философию и могу сказать, что сейчас на самом деле уже не поймешь, кто материалист, а кто идеалист. Многие мнящие себя материалистами ныне ведут подвижнический образ жизни, питаются как придется. И наоборот, частенько можно встретить идеалиста на иномарке последней модели, со швейцарскими золотыми часами и т.д.

Но что касается науки, если говорить о естественных дисциплинах, они утверждают ясно: жизнь человека начинается с момента зачатия, с появления первой новой клеточки, то есть непосредственно с образования зиготы. В прошлом году мы проводили научный симпозиум на эту тему и выяснили, что у российских и американских ученых есть некоторые расхождения в отношении вопроса, когда все-таки происходит сам момент зачатия. Но в целом, то, что жизнь начинается с первой новой клетки - зиготы - с этим давно никто не спорит.

Другое дело, что в наших школьных учебниках до сих пор приводятся данные конца XIX века о том, что ребенок в материнской утробе проходит эволюцию от простейшего к сложному. Эта теория была давно опровергнута, но в то же время она оказалась очень выгодной для всяких модернистов-прогрессистов. Если все развивается от простого к сложному, значит, и человек не венец творенья, а всего лишь некое развитое животное, которое рано или поздно нужно преодолеть. Отсюда берет начало трансгуманизм, грезящий о создании некой высшей цивилизации, переносе сознания на искусственные носители, открытии у людей сверхспособностей.

Но на мой взгляд, это путь в тупик, приближение к точке невозврата, за которой человек просто прекратит свое существование. А настоящих сверхлюдей - православных праведников, старцев можно увидеть в фильме, который мы недавно сняли - «Афон за жизнь! Завет преподобного Паисия Святогорца». Именно старцы являют собой пример истинных подвижников. Несмотря на все человеческие, возрастные немощи, они смогли аккумулировать в себе ту истинную любовь, ту полноту восприятия мира, которая недоступна обычным людям.

КР: Насколько мне известно, этот фильм собрал множество восторженных отзывов в Белоруссии, России и Сербии, где вы презентовали его совсем недавно.

С.Ч. : Действительно, мы видим, что «соленое» слово старцев находит отклик у многих людей, прорастает в них подобно зерну. Оно наполнено глубоким смыслом внутреннего делания, сопереживания. Наш соратник из Сербии, выступивший за проведение крестного хода против абортов, благословленного патриархом сербским Иринеем , наглядно продемонстрировал мне, почему эта проблема никак не решается. Он показал на большой камень и сказал, что такими сейчас стали и наши сердца. Ситуация в самом деле парадоксальна, потому что сейчас, во время нашего разговора, где-то в соседнем доме убивают детей, а мы с вами просто сидим и обсуждаем эту тему. Ну разве что можно оправдаться, что в начале любого дела «было слово»…

КР: Сейчас немало людей, которые не просто оправдывают аборт, но и называют его неотъемлемым правом каждого человека. Ныне очень модно именоваться «чайлдфри» и вообще полностью ограждать себя от заботы о новой жизни ради личной свободы. Так считают Ваши оппоненты.

С.Ч. : Честно говоря, нам нечасто приходится сталкиваться с оппонентами, потому что настоящих защитников такого действа, как аборт, не так много. Если исходить из высказанного выше научного мнения, что аборт на любом сроке беременности есть убийство, то его сторонниками могут быть, думается, разве что какие-то радикальные сатанисты или оккультисты. А основные наши противники - это движения типа «pro choice», которые выступают за свободу выбора для каждого человека. Они не говорят прямо, что поддерживают за аборты, используя такую риторику: да, мы понимаем, что аборты - это вредно, нехорошо, но мы - за свободу выбора. То есть они как бы пытаются встать посередине, якобы найти какую-то взвешенную позицию.

Но это лукавая позиция, потому что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Свобода выбора женщины также заканчивается там, где появляется новая жизнь. Можно было бы сказать «право на жизнь», но это довольно спорное понятие. У нас сейчас много говорят о правах и забывают об обязанностях. В исторической России, например, на первом месте все-таки были обязанности каждого гражданина, подданного перед обществом и государством. Не только служба в армии и плата налогов, податей, а рождение новых людей, продолжение рода - такова была обязанность каждого.

От нее освобождались только по очень уважительным причинам - монашествующие, иногда военные, годами не бывающие в родном доме. Можно сказать, что Российскую империю построили, в том числе, и беременные русские женщины, которые на своих плечах выносили подданных этой империи. А сейчас мне наиболее часто как раз приходится сталкиваться с такой позицией - с какой стати я должен рожать для государства? Нынешнее атомарное сознание подразумевает, что никто никому ничего не должен.

КР: И что бы вы сказали молодым парням и девушкам, стремящимся делать карьеру, выступающим за свободные отношения с минимумом обязательств, для которых дети лет до 35, а то и поболее, наверняка являются помехой?

С.Ч. : У нас как-то потеряно представление о том, что можно делать карьеру и внутри собственной семьи, что мать, воспитавшая троих сыновей или дочерей, уже заслуживает звание героини. Есть замечательное научное исследование - «Роль женщины в русской политической истории XVII века». Оно подтверждает, что царицы, княжны, боярыни играли в России важнейшую роль. Ответственность за детей, за семью - это и есть место приложения женской силы. А когда женщина начинает становиться на место мужчины, выполняет чужие функции, она теряет свою женственность. Есть половые роли в хорошем смысле этого слова, физиологические и психологические различия.

Между прочим, в сильных женщинах недостатка в России не было никогда. На протяжении истории наше общество постоянно воевало, отражая атаки захватчиков, и если мужчина оказывался на фронте, женщина полностью заменяла его в доме, в быту. Поэтому нам скорее надо говорить о недостатке мужского, патриотического воспитания. У нас получается, что русские мужчины как бы живы, но духовно их всех поубивали. Они ездят на работу, развлекаются, отдыхают с друзьями, но при этом ходят "убитыми", у них торчит топор в спине, как говорится в одном известном анекдоте .

КР: Этому способствует и современный взгляд на отношения молодых людей и девушек. Типичен случай, когда парень сам уговаривает свою избранницу сделать аборт, дабы избежать «лишних проблем», а затем начинает встречаться с другой, и история повторяется… Как с этим бороться? Вновь переходить на православное, в чем-то аскетическое воспитание детей?

С.Ч. : Я бы не говорил тут именно о православном воспитании, скорее, о мужском. Православие, как известно, мужская религия сама по себе. Она не оставляет никакого зазора для расслабленности, для самоуспокоенности. Но мужское воспитание необходимо, потому что я знаю много современных примеров, когда православный молодой человек встречается с девушкой, причем это продолжается не год, не два, а несколько лет. При этом они не женятся, может, даже не имеют интимных отношений, что становится совсем уж странно. Но таким образом парень откровенно использует эту девушку, которая за ним ухаживает, создает ему определенную атмосферу. Он может приходить к ней в гости, общаться с ее родителями, а потом как ни в чем не бывало надолго уезжать по своим делам.

Я видел такую ситуацию не раз и не два, так что можно говорить о новой проблеме в православной среде. Мужчине торопиться особо некуда, он и в сорок и в пятьдесят лет может жениться. А для женщины, как известно, время течет по-другому в этом вопросе, поэтому мужчина просто не имеет права так поступать. Но и девушка должна понимать, что залог серьезных отношений - это создание семьи.

КР: Сторонники абортов любят приводить универсальный, как им кажется, аргумент: «хватит плодить нищету». Особенно люди, которые не являются воцерковленными, могут смотреть на вещи следующим образом: если государство не дает нам необходимых соцгарантий, а мы не потянем многодетную семью, может, временно перестраховаться или вообще жить без детей… Что бы вы могли им ответить?

С.Ч. : Ну, тут я вообще не вижу никакого аргумента, это скорее некий мем, безапелляционное утверждение, программирующее на определенные действия. Всем известно, что общая материальная составляющая никак не связана с деторождением. Взять ту же Индию, где в нищете как раз детей и плодят. А большой достаток как раз и приводит к малодетности, что видно на примере Западной Европы. Это как раз и свидетельствует об атомарности общества, о том, что там каждый решает за своих детей - появляться им на свет или нет.

Понятно, что сегодня никто не будет рожать детей, исходя из одного только общегосударственного интереса, но надо понимать логику происходящего и знать, что определенным силам крайне необходимо программировать семьи на малодетность.

КР: Вот тут хорошо бы нашему государству заявить свою четкую позицию. Ведь речь у нас идет о вымирании российской нации, и, будем говорить прямо, русского народа.

С.Ч. : Можно много говорить о том, что государство что-то кому-то должно, но главное сейчас - воспитывать этот долг в каждом. Надо понимать, что в обществе, где на протяжении почти века аборты были нормой, сложно сразу вносить такие изменения. Но нужно постоянно бить в набат, потому что страна, которая занимает 1/6 часть суши, не может иметь всего 1/47 населения земного шара. Этого недостаточно для благополучия страны, для выживания народа. Мы просто рискуем потерять обширные территории в недалеком будущем.

А сейчас к тенденции на аборты, которая пошла с советских времен, еще добавился разврат на телевидении и в интернете, так что нам нужна именно мобилизация, разработка и следование подробной демографической стратегии развития. А у нас ее в принципе не существует. Те стратегии, которые разрабатываются российскими властями, предполагают спокойный, расслабленный подход - как будто мы никому не нужны, живем на необитаемой острове. Но к сожалению, реалии таковы, что нас окружают не партнеры, а конкуренты, которых крайне интересуют наши полезные ископаемые и наши земли.

КР: Кстати, порой от представителей власти можно услышать очень странные вещи. Так, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко недавно назвала экстремистским законопроект, предполагавший вывод абортов из системы ОМС. А ведь речь не шла об их полном запрете или о введения какого-то наказания за это действо.

С.Ч. : Я думаю, что нашим политикам важно проговорить вслух какую-то вещь, дабы потом взвесить ее, понять, как это звучит. На самом деле важнее, что они делают, а не что говорят. Что касается данной ситуации, нам очень отрадно, что Валентина Ивановна в конечном счете признала: аборт - это убийство. И не она одна сделала подобное заявление. Аналогичное высказывание прозвучало от детского омбудсмена Павла Астахова , который заявил, что наше общество пока не готово к запрету абортов, но нам надо двигаться именно в этом направлении. Министр здравоохранения Вероника Скворцова также приравняла аборт к убийству.

Тут настораживает следующий момент: Матвиенко, Астахов и Скворцова высказались однозначно, а после этого повисла пауза и аборты остаются легальными. Вот это на самом деле страшно - ведь по закону убийство никак не может оставаться в рамках правового поля. И если эта пауза затянется, если за словами не последуют дела, тогда в стране могут расценить, что убийство - это в принципе норма. Так можно спровоцировать братоубийственную войну, запустить самоуничтожение общества .

Кандидаты в депутаты боятся поднимать тему абортов даже перед выборами в Госдуму, так как считают ее непопулярной, провокационной и потенциально способной расколоть общество. Но ведь оно уже расколото из-за того, что родители имеют право законно убивать своих детей. Понятно, что в таких семьях муж и жена просто не могут находиться в мире, и более половины браков у нас кончаются разводами. Идеальной миротворческой инициативой и стал бы запрет абортов или, иными словами, законодательная защита жизни.

КР: Вы ведете работу с населением, с молодежью, чтобы противостоять «прогрессивному» секспросвету и приближению осознания всеми, что аборт - абсолютное зло?

С.Ч. : Да, мы активно занимаемся просветительством. Сейчас, слава Богу, все эти секспросветные силы признаны иностранными агентами. Их деятельность заблокирована либо поставлена под контроль. Но этого недостаточно, пока место этих организаций пустует, его должны занять противоположные, просемейные силы, которые пропагандировали бы рождаемость, многодетную семью. Вот тут от каждого из нас и требуется активность.

Летом этого года в Москве уже в седьмой раз пройдет международный фестиваль социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь!». Он создавался по принципу «пусть цветет сто цветов», чтобы каждый личный проект, защищающий жизнь, активно развивался. В рамках фестиваля мы работаем по нескольким ключевым направлениям: просветительскому, благотворительному и правозащитному. Поверьте, каждому читателю интервью есть место на этом широком фронте. Ведь проблему можно решить только совместными усилиями, если каждый человек мысленно отдаст себе приказ на небольшой подвиг.

У нас в государстве сейчас засилье бюрократии, и если мы будем сидеть и ждать у моря погоды, ничего не изменится. Напротив, нам надо менять мышление и проявлять инициативу, организовывать родительские комитеты, движения в защиту жизни и семьи в регионах, самим поднимать эти темы в федеральных и частных СМИ. Словом, пора становиться живым, а не мертвым народом.

Беседу вел Иван Ваганов

Сергей Валерианович Чесноков (р. 29.06.1943) - российский ученый, математик, социолог, культуролог, музыкант, специалист по методам анализа данных и применению математических методов в гуманитарных исследованиях и проектах. Известен как создатель детерминационного анализа и детерминационной логики, исследователь гуманитарных оснований точных наук, активный участник песенного движения и артистического андерграунда в СССР и современной России. Живет в Израиле…

Концерт С. Чеснокова в ЦАПе 6 декабря 2000 г.
«Следует отметить, что в прошлый раз Сергей выступал на КСПшной сцене аж в 1968 году. (Да, в «Перекрестке», под лозунгом «Смерть КСП!», выступления бывали. Появился он в ЦАПе на сцене впервые после длительного перерыва год назад по случаю презентации книжки Галича, певал и у Мирзаяна в «Меридиане», но так, чтобы целый концерт — и не упомню…)
Следует отметить также, что Чесноков — один из организаторов первого в Москве студенческого КСП («Клуба Студенческой Песни») в МИФИ.
Следует отметить, что ставшую традиционной и переросшей в нынешние «Школы гитары» форму коллективного разучивания песен выдумал, видимо, он же - Сергей Чесноков. Hу, не выдумал, положим — применил.
Следует отметить, что первая и до сей поры единственная научно-практическая конференция по АП, легендарные Петушки 1967 года - на его, Чеснокова, совести.
Hе менее легендарный фестиваль в Hовосибирске в марте 1968 года, логическое продолжение «Петушков», прошел не без его личного вклада.

Это о нем говорил на том Фестивале Галич :
<…> Всегда в этом жанpе существовали люди, котоpые своим исполнительством пpиобpетали пpава автоpства. Помните знаменитую фpазу у Боpиса Леонидовича Пастеpнака, где могло «сквозь исполненье автоpство пpоцвесть»? Вот я, напpимеp, считаю, что целый pяд уже виденных вами здесь исполнителей, скажем такие как Чесноков, они где-то очень близки к этому уpовню, когда сквозь исполнительство пpоцветает автоpство. Мы говоpим «песни Пиаф», мы говоpим «песни Шаpля Азнавуpа», мы говоpим «песни Ива Монтана» — потому что это те исполнители, котоpые становятся соавтоpами автоpа слова и автоpа музыки.

А вот иллюстрация еще одной грани Чеснокова в изложении Виктора Славкина, всё о том же далеком Фестивале-68 :
«Hа закрытии фестиваля «наш советский Пит Сигер» Сережа Чесноков, худощавый вежливый физик, зловеще поблескивая очками, пел с залом пиратскую песню Юлия Кима:

По бушующим волнам
Мы гуляем тут и там,
И никто нас не зовет
в гости.
А на мачте черный флаг,
А на флаге белый знак,
Человеческий костяк -
кости!
А-ха-ха-ха!

В этом месте надо свистеть! - кричит Сережа в зал. - Мы же все пираты!
И зал свистит, ухает, ахает, топает ногами и делает всё, что повелевает ему востренький Сережа Чесноков, заставляя в свою очередь его петь песню за
песней…»

А это уже из докладной в ЦК КПСС :
ЦЕHТРАЛЬHЫЙ КОМИТЕТ, #01/185с 29 марта 1968 г.
Секретно
ЦК КПСС
Информируем ЦК КПСС о состоявшемся в Hовосибирске так называемом «всесоюзном фестивале-празднике самодеятельной песни».
«Фестиваль» проходил с 7 по 12 марта и был организован без ведома партийных, советских и комсомольских органов советом самодеятельного кафе-клуба «Под интегралом» в Академгородке. Программа «фестиваля» предусматривала массовые концерты, дискуссии «о новом жанре искусства - поэтической песне».
Организаторы и участники «фестиваля» стремились придать ему характер «всесоюзного учредительного съезда бардов», выработать положение или устав.
«Фестиваль» в Hовосибирске тщательно готовился его организаторами, причем его ярко выраженный политический характер сохранялся в тайне до самого открытия.
<…>
По мнению устроителей и многих участников, собрание их в Hовосибирске должно было определить место «бардов» в творчестве народа. Они заявляли, что собраться было необходимо, так как «в нашем движении много трудностей, зигзагов, царит застой и уныние. Творчество бардов — народное искусство, народное не только по форме, но и по существу. Песни бардов — новая форма бытия поэзии. Время требует новой формы борьбы с недостатками, консерватизмом и забвением уроков прошлого».
Выступая перед аудиторией более чем в тысячу человек, С.Чесноков, преподаватель Московского инженерно-физического института, предпослал следующее вступление: «Песня посвящается американской певице, которая, когда ее спросили, почему песни бардов, исполняемые плохо поставленными голосами, с плохим музыкальным сопровождением, пользуются такой популярностью, ответила: «Hам слишком долго врали хорошо поставленными голосами…» И я (т.е. Чесноков) полностью присоединяюсь к ее словам».
<…>
Информируя ЦК КПСС о сборище в Академгородке Hовосибирска, ЦК ВЛКСМ считает, что тенденции в развитии так называемого «движения бардов» заслуживает внимания соответствующих государственных и общественных органов.
Секретарь ЦК ВЛКСМ /С.Павлов/ (подпись)

В ЦК КПСС секретно! / Материал к печати подготовила Е.Кузнецова. // Вагант. —
1996. — #5 — 6 (78 — 79) — С.30 — 31.

Позже, уже в восьмидесятых, Чесноков выступает в качестве аккомпаниатора старейшей русской певицы Татьяны Ивановны Лещенко-Сухомлиной, отзывавшейся о его действительно блестящей игре на гитаре более чем лестно.

В издаваемом Музеем Высоцкого в Москве альманахе «Мир Высоцкого» (вып.2, 1998, с. 652) с интересом читаем :

«ЧЕСHОКОВ Сергей Валерианович (1943) - москвич, в 1965 году окончил МИФИ по кафедре теоретической физики, кандидат химических наук (1969). В 70-х годах работал в Отделе акад. С.С.Шаталина, в 1981-1985 - осветителем и пожарным в Театре на Таганке. Автор математической теории правил (детерминационного анализа). В 1966-1968 президент Федерации клубов песни Москвы, Ленинграда и Hовосибирска, один из организаторов и участников Hовосибирского фестиваля (1968), исполнитель песен. Hыне директор Института физики Логоса фирмы «Контекст».»

То, что нас ожидает 6 декабря, Сергей называет термином «моноспектакль» со странноватым названием «Скоро нам ехать домой».

Вот несколько строк из письма Чеснокова :
Саша, несколько слов о серии «Из эмоциональной истории 60-70-х».
В текстах социологов, политологов, культурологов время 60-70-х и начала 80-х окрашивается глобальными понятиями «время застоя», «тоталитаризм»,
«репрессии» и т. п. Они правильны, но за ними не видно жизни. Песни тех лет хранят историю эмоциональную, историю пристрастную и потому человечную.
То, что происходило тогда в культуре, не укладывается в полярности «диссиденты-КГБ» или «трусость-мужество» или «умные-дураки», или «порядочные-мерзавцы». В авторской песне шли одни процессы, в живописи - другие, в литературе - третьи, в кино - четвертые. Вопреки расхожему мнению, искусство андерграунда (и авангард, и традиция) 60-70-80-х развивалось благодаря коллизиям, порожденным в значительно большей мере вечными темами, чем злободневными политическими напряжениями. Я убежден, что собирание разных начал в искусстве тех лет в единую картину без прикрас и фальши — дело будущего. Своей программой «Скоро нам ехать домой» я пытаюсь сделать посильный вклад в этот процесс.

В этом полуконцерте-полуспектакле на одном сценическом пространстве соединены песни абсолютно разных планов, которые в те времена вместе звучали редко. Песни следуют одна за другой в своеобразном диалоге, для которого пока нет других слов, кроме самих песен. Сегодня они соседствуют, они рядом. Hо персонажи и лирические герои этих песен, тогда, в те годы, жили в разных мирах, а те, кто остался жив, разъединены и сейчас.

Мне кажется, что путь к дому — это путь от разрозненного мира к целому, путь к соединению начал, которые кажутся несоединимыми. Соединение не за счет победы одного над другим (в конечном счете все победы такого рода больше похожи на поражения — всегда, во все времена), не за счет «правильно организованных мыслей», не за счет объятий и взаимных комплиментов, а за счет понимания нашей равноположенности как смертных существ, у которых в жизни есть минимум две главных задачи — не потерять себя и не навредить другим. Потому что мы все очень разные, и самая сложная проблема для нас - проблема оркестровки наших жизней. Я не верю в сладкозвучность, как основу оркестра. Она оборачивается фальшью и в конечном счете — жертвами. Мне больше нравятся поиски гармонии в диссонансах, построенных на искренности и пристрастности.
Сергей Чесноков»

Российский ученый, математик, социолог, культуролог, музыкант, специалист по методам анализа данных и применению математических методов в гуманитарных исследованиях и проектах. Известен как создатель детерминационного анализа и детерминационной логики, исследователь гуманитарных оснований точных наук, активный участник песенного движения и артистического андерграунда в СССР и современной России.


Сергей Чесноков родился 29.06.1943 в Кулеви (Грузия). Отец военно-морской инженер-строитель. Семья часто переезжала из города в город. В детстве и юности (до 1960 года) увидел реальную жизнь и быт тогдашнего СССР от Новороссийска, Симферополя, Севастополя до Владивостока, Корсакова, Советской Гавани, от Москвы до Петропавловска-Камчатского и Измаила на Дунае. Это сформировало спектр и особенности профессиональных интересов Чеснокова в гуманитарной и научной областях.

В 1960 Чесноков, стремясь получить хорошее физико-математическое образование, поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ) и закончил его в 1965 по специальности теоретическая ядерная физика. В 1966 он продолжил образование в аспирантуре Института электрохимии АН СССР, в теоротделе, которым руководил физик-теоретик В. Г. Левич (ученик Ландау). Непосредственными научными руководителями и учителями были физики-теоретики Ю. А. Чизмаджев и В. С. Маркин. Диссертацию по физико-химической гидродинамике Чесноков защитил в 1969 году.

С 1961 года Чесноков параллельно учебе в МИФИ и аспирантуре участвовал в песенном движении тогдашнего СССР как организатор, теоретик, музыкант и исполнитель. В мае 1967 года в Петушках (Московская область) при поддержке московского клуба песни он организовал конференцию по проблемам бардовского движения в СССР, куда пригласил А. Галича, Ю. Кима, других авторов и исполнителей Москвы, Ленинграда, Новосибирска, а также музыковедов (В. Фрумкин), литературоведов и социологов.

На конференции Чесноков предложил создать федерацию клубов песни Москвы, Ленинграда и Новосибирска. Федерация была создана, а Чесноков был избран ее президентом. На той же конференции он предложил идею проведести всесоюзный фестиваль бардов. Идея была поддержана, и по предложению Валерия Меньшикова местом проведения был избран Новосибирский Академгородок. Чесноков активно участвовал совместно с коллегами в организации этого фестиваля. Фестиваль состоялся в марте 1968 года и вошел в историю андерграундной культуры СССР как единственный случай, когда Александр Галич получил у себя на родине возможность открыто исполнять свои песни и баллады в переполненных залах.

В 1969 году, суммируя личный жизненный опыт, Чесноков пришел к выводу, что настолько же, насколько ему близки точные науки (физика, математика), настолько же для него неприемлема и чужда культура, которая в условиях дефицита гуманитарности формировалась под влиянием естественных наук в молодежной среде тех лет. Осознав переживаемый им личный конфликт как конфликт естественнонаучной и гуманитарной культур, описанный Чарльзом Перси Сноу в статье «Две культуры и научная революция» (1957 г.), Чесноков решил разобраться в гуманитарных основах точных наук, считая, что это в любом случае важно для людей его склада, совмещающих амплуа ученого и артиста.

С этой целью он в 1969 году поступает на работу в Институт конкретных социальных исследований АН СССР (сейчас Институт социологии РАН) в отдел профессора Б. А. Грушина, чтобы изучить, как соотносятся с гуманитарной культурой и нормами естественного языка методы математической статистики, когда они используются в социологии. Это был первый шаг в намеченной им программе исследования гуманитарных оснований математики. С 1969 по 1972 он тщательно изучает технику социологических опросов, задачи анализа данных, мировой опыт применения математических методов в социологии и психологии, участвует в работе ведущих научных семинаров по математическим методам анализа гуманитарных данных. В частности, на него оказало большое влияние участие в домашнем семинаре психолингвиста Р. М. Фрумкиной.

С самого начала Чесноков обратил внимание на тот факт, что все знания о сознании людей в социологии формируются через обмены репликами в диалогах, образующих серии специального вида. Эти серии имеют вид матриц данных (в международной практике - data matrix), хорошо известных специалистам по анализу результатов опыта в любых науках, в том числе в естественных. Все математические методы анализа данных есть методы преобразования матриц данных. С другой стороны матрицы данных в социологии суть гуманитарные объекты, результат диалогов на естественном языке. Осознав, что универсальность матриц данных символизируют фундаментальную роль гуманитарных диалогов в построении всех вообще человеческих знаний о мире, Чесноков стал изучать, как математические методы анализа, оперируя репликами диалогов, соотносятся с нормами естественного языка.

В 1972 году, продвигаясь по намеченному пути, Чесноков пришел к выводу, что в математике отсутствует важный для гуманитарных исследований и проектов класс методов анализа статистических связей, играющих ключевую роль при построении прогнозов и объяснительных процедур. Эти связи суть правила специального вида, связывающие классы реплик. Такие правила получили название детерминаций. Детерминации скрыто присутствуют в матрицах данных. Надо было понять, как их обнаруживать, делать явными. Чесноков приступил к созданию математической теории детерминаций, которая получила название «детерминационный анализ» (теория правил). Разработка математических основ детерминационного анализа велась 8 лет.

К тому времени Чесноков оказался в эстетической оппозиции культуре «бардов». Он перестал заниматься организационной деятельностью, связанной с песнями, дистанцировался от массового песенного движения. Его реальной жизненной средой стала среда андерграундных художников, поэтов, литераторов. Но он продолжает выступать с домашними концертами, сохраняя неизменный интерес лишь к немногим авторам, среди которых Александр Галич, Окуджава, Новелла Матвеева, Ким и несколько других имен.

В 1980 году Чесноков завершил первый этап теории детерминаций, работая в Институте системного анализа (тогда ВНИИСИ ГКНТ и АН СССР) в научном коллективе С. С. Шаталина, ученика Л. В. Канторовича. Теория была изложена в монографии «Детерминационный анализ социально-экономических данных». При поддержке С. С. Шаталина, Л. В. Канторовича и Д. А. Поспелова монография Чеснокова была в 1980 принята к печати Главной редакцией физико-математической литературы издательства «Наука» и вышла в свет в 1982 году. В 2009 она переиздана издательством URSS.

После сдачи монографии Чесноков осенью 1980 уехал в Тбилиси с целью, как он говорит, «пройти гуманитарную часть пути» (в частности, продолжить писать песни) и понять, что делать дальше. Он намеревался попасть на работу к кинорежиссеру О. Иоселиани в любой роли, вплоть до подсобного рабочего. Не застав Иоселиани (той осенью он уехал жить и работать во Францию), Чесноков пробыл в Грузии до осени 1981, написал ряд песен и вернулся в Москву, где устроился в Театр на Таганке. Работал осветителем, затем пожарником до весны 1985 года. В спектакле Юрия Погребничко по пьесе Вампилова «Старший сын» играл самого себя (в программке спектакля в разделе «Роли и исполнители» было сказано «Сергей Чесноков, играет Сергей Чесноков»). Стал профессионально заниматься гитарой, начал изучать фламенко.

Работая в театре, он продолжал размышлять над развитием детерминационного анализа. В 1983 Чесноков поставил и решил задачу, которая привела его к открытию неизвестного ранее мощного обобщения силлогистики Аристотеля. Математический аппарат, использованный им, был основан на идеях Л. В. Канторовича. Осенью 1983 это открытие с подачи Д. А. Поспелова было доложено в Институте проблем управления АН СССР на Московском семинаре логиков под руководством Г. С. Поспелова, а затем опубликовано в форме детальной статьи в Известиях АН СССР за 1984 год. Эта работа положила начало новому направлению в логике, известному как «детерминационная логика».

В 1984 году Чесноков по предложению Д. А. Поспелова написал статью об эффекте семантической свободы в естественном языке для специального выпуска американского журнала Fuzzy Sets and Systems, представляющего научные достижения СССР в области кибернетики и искусственного интеллекта. Выпуск журнала с этой статьей появился в 1987. На английский язык текст статьи переводили Д. А. Пригов и Н. Г. Бурова (жена Д. А. Пригова). В тот период Чесноков активно интересовался московским концептуализмом, прежде всего работами Д. А. Пригова, Л. С. Рубинштейна и И. И. Кабакова. Участвовал в организации первой бесцензурной выставки «Художник и современность» на «Каширке» в 1987, читал лекцию о московском концептуализме в рамках программы, сопровождавшей ту выставку.

После театра Чесноков вернулся на некоторое время в коллектив С. С. Шаталина, когда тот был советником Горбачева по экономике. В 1989 году он создал частную компанию «Контекст Медиа» и занял позицию абсолютно частного исследователя вне каких бы то ни было государственных институтов.

За период 1984-1991 Чесноков развил основания детерминационной логики и опубликовал полученные результаты в виде серии работ в Известиях АН СССР. Среди них была и работа 1986 года в соавторстве с В. С. Ротенбергом, где впервые высказана гипотеза, что мозг человека оперирует большим количеством небольших по размерам матриц данных, представляющих серии проводимых человеком диалогов.

Сотрудничество с В. С. Ротенбергом привело Чеснокова к предположению, что связанные детерминациями классы тождественно неразличимых реплик в сериях диалогов представляют собой эйдосы, о которых в свое время Платон говорил как о фундаментальных объектах, конституирующих мироздание.

Первый набросок теории мира как Логоса, представляющего совокупность эйдосов, был дан в небольшой монографии «Физика Логоса», опубликованной на русском языке в Нью-Йорке издательством «Телекс» в 1991 году.

С конца 80-х Чесноков, развивая приложения детерминационного анализа в разных областях науки и практики, предпринял значительные усилия, чтобы построить теорию, объясняющую, как эйдосы связаны с физической реальностью. В течение 17 лет Чесноков построил такую теорию. Она конструктивно выводит представления о сознании, математике, логике из факта существования диалогов, объединяя в единую картину все полученные им ранее результаты с идеями и результатами Эдмунда Гуссерля, Макса Вертгеймера, В. И. Вернадского, М. М. Бахтина. Эта теория детально изложена в монографии Чеснокова «Феноменология диалогов в гештальт-теории, математике, логике».