Главное в лечении не количество лекарств, а их правильный выбор, потому первоочередную роль играет правильно поставленный диагноз.

Лучшее лекарство в аптеке вам никто не продаст, поскольку это – правильный образ жизни.

Привычка к болезни тоже по сути своей есть болезнь, при том, одна из наиболее опасных.

Болезненное воображение рождает вымышленные болезни, лекарств от которых не существует.

Сифилис – исключительная болезнь, поскольку рождается в удовольствии. Остальные же недуги – от нервов.

Консервативный жизненный уклад, основанный на единстве с природой – вот что являются ключом к победе над большинством недугов.

Болезнь стала нормой даже для здорового человека.

Две вещи, которые следует беречь больному – это аппетит и хорошее настроение, иначе болезнь не победить.

Больная голова – не повод голодать.

Всех людей объединяет общая участь – болезнь и смерть.

Нет большей пустоты, чем бездонная пустота боли.

Сама по себе причина недуга не так важна, однако выяснение ее позволяет определиться со способом лечения.

Продолжение лучших афоризмов и цитат читайте на страницах:

Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.

Моя мать тридцать лет подавала на стол то, что осталось от обеда.

Плохо, если жена умеет готовить, но не хочет; еще хуже, если она не умеет, но хочет. Роберт Фрост

Люди, которые кормятся, а не едят, похожи на скот. - А. Брилья-Саварен

Когда человек мало ест, он беспокоится о фигуре. Ну или просто не может кушать много! – Франсуа Де Ларошфуко

Пиво – это еще одно доказательство того, что Господь любит нас и хочет, чтоб мы были счастливы.

В готовку необходимо вложить душу свою. Кушать с теми, кто дорог. Тогда сердце Ваше, в еду воплощенное, соединяется с парами любви и превращет ужин в настоящий праздник. - Карло Петрини

Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом. – Александр Сергеевич Пушкин

Желудок просвещённого человека обладает лучшими качествами доброго сердца - чувствительностью и благодарностью. – Александр Сергеевич Пушкин

После хорошего обеда всякому простишь, даже родному брату. – Оскар Уайльд

Хороша ложка к обеду, а рюмка до обеда. Константин Кушнер

Лучше вареное яйцо в мирную пору, чем жареный бык в войну. – Лион Фейхтвангер

Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты. Ансельм Брийя-Саварен

У итальянца в голове только две мысли; вторая – это спагетти. - Катрин Денев

Человек живет не тем, что он съедает, а тем, что переваривает. Положение это одинаково справедливо относится к уму, как и к телу.

Самого обеда никто никогда не видел. Калвин Триллин

Если гурман постоянно подсчитывает в блюдах калории, тогда он уподобляется Казанове, не отрывающему взгляд от часов. – Джеймс Бирд

Умеренность – союзник природы и страж здровья. Поэтому, когда вы пьете, когда вы едите, когда двигаетесь и даже когда вы любите – соблюдайте умеренность. – Абу-ль-Фарадж

Любовь и голод правят миром. – Фридрих Шиллер

Старики весьма легко переносят пост; во вторую очередь – люди взрослые, труднее – люди молодые, а всех труднее – дети, и из этих последних – те, которые отличаются слишком большой живостью. – Гиппократ

Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, что бы жить.

Изобретение нового блюда делает больше для человеческого счастья, чем открытие новой звезды. - А. Бриллат-Саварин

Одно и то же блюдо никогда не бывает одно и то же. Ален Лобро

Лучше горчица после обеда, чем вместо. Рышард Подлевский

Избыток пищи мешает тонкости ума. – Сенека

Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись. – Марк Тулий Цицерон

Чтобы по-настоящему похудеть, достаточно отказаться от трех вещей – завтрака, обеда и ужина. Франк Ллойд Райт

Между хорошим обедом и долгой жизнью только та разница, что за обедом сладкое подают в конце. – Роберт Льюис Стивенсон

Много есть вредно, а мало – скучно. А. Карабчиевский

На континенте вас угощают хорошими обедами, в Англии – хорошими обеденными манерами. Джордж Майкс

Мне кажется, что всякий муж предпочитает хорошее блюдо без музыки музыке без хорошего блюда. – Иммануил Кант

Лучшая приправа к пище – голод.

Никогда не спорь за обедом: тот, кто голоднее, всегда проигрывает.

Надо кушать только хорошую пищу и понемногу, так же с книгами и кино. - Кшиштоф Занусси

Всякий есть что он ест. – Людвиг Фейербах

Не откладывай до ужина того, что можешь съесть за обедом.

Хороший обед вызывает наружу все лучшие качества мужчины. - Джером К. Джером

Джентльмен никогда не ест. Он только завтракает, обедает и ужинает. Коул Портер

В заключенье был дан банкет. Лягушка съела мушку, уж съел лягушку, еж съел ужа, лиса съела ежа. Обед пошел в теплой дружеской обстановке. Феликс Кривин

Я ем, чтобы жить, а не живу, чтобы есть.

Пьянство – мать всех пороков.

При крупных неприятностях я отказываю себе во всём, кроме еды и питья. - Оскар Уайльд

Пища, которую организм не переваривает, съедает того, кто ее съел. Ешь поэтому в меру.

Хотя я вовсе не считаю, что мы должны есть говядину без горчицы, я совершенно убежден, что в наши дни существует куда более серьезная опасность: желание съесть горчицу без говядины. Гилберт Кит Честертон

Хороших желудков куда меньше, нежели хорошей пищи. – Люк де Клапье Вовенарг

После хорошего обеда можно простить кого угодно, даже своих родственников.

Мы живем не для того, чтобы есть, а для того, чтобы не знать, что нам есть.

Если у тебя есть деньги, то ешь плов, если у тебя нет денег, то ешь только плов. - Узбекская пословица

Лучше время от времени недоедать, чем постоянно переедать.

Пить вино так же вредно, как принимать яд.

) - русский писатель , государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик , мемуарист , автор книг о рыбалке и охоте , лепидоптеролог . Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов : Константина , Ивана и Веры Аксаковых . Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук .

Детство и юность

Сергей Тимофеевич Аксаков происходил из старинной, но небогатой дворянской семьи . Отец его Тимофей Степанович Аксаков был провинциальным чиновником. Мать - Мария Николаевна Аксакова, урождённая Зубова, очень образованная для своего времени и социального круга женщина, в юности состоявшая в переписке с известными просветителями Н. И. Новиковым и А. Ф. Аничковым .

Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново-Аксаково , среди, в то время ещё мало тронутой цивилизацией, степной природы. Значительное влияние на формирование личности Аксакова в раннем детстве оказал его дед Степан Михайлович.

Ново-Аксаково

В возрасте восьми лет, в 1799 году, Аксаков был определен в Казанскую гимназию . С 1804 года, когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-й курс новообразованного Казанского университета , Аксаков стал в нём студентом.

В годы своей учёбы в Казани (1804-1807) Аксаков участвовал в издании рукописных журналов: «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них появились его первые литературные опыты - стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле. Карамзинизм юного Аксакова длился недолго и сменился другой крайностью. В это время он прочитал «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» адмирала А. С. Шишкова и стал ревностным сторонником его литературно-лингвистической теории. Приверженность эта, однако, у него носила скорее характер идеологический и теоретический, чем практический, поскольку она слабо влияла на поэтику и стилистику его литературного творчества.

С 1806 года Аксаков принимал участие в деятельности «Общества любителей отечественной словесности» при Казанском Университете. В июне 1807 года он переехал в Санкт-Петербург .

Воспоминания детства и юности Аксакова впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).

Ранний период литературной деятельности

Литературным творчеством Аксаков в этот период занимается нерегулярно, в основном его привлекает переводческая деятельность. В г. он переводит «Школу мужей» Мольера , в для бенефиса Шушерина «Филоктета» Софокла (с французского языка), «8-ю сатиру (На человека)» Буало (). Несколько позже - комедию Мольера «Скупой » () и роман В. Скотта «Певериль» ().

Среди поэтических произведений того времени стоит отметить стихотворение «Уральский казак» (1821), хотя сам он впоследствии характеризовал его как: «слабое и бледное подражание „Чёрной шали“ Пушкина ». В том же году в «Вестнике Европы» им публикуются «Элегия в новом вкусе» пародия на романтическую школу В. А. Жуковского и остро полемическое «Послание кн. Вяземскому».

Несмотря на свое нерегулярное участие в литературной и театральной жизни Москвы , Аксаков все же является в ней довольно заметной фигурой, и 1821 году он избирается в Действительные члены «Общества любителей российской словесности » при Московском Университете .

Аксаков - цензор

Серьёзную проблему для Аксакова-цензора представляла необходимость курировать журнал «Московский телеграф». Как уже отмечалось, издатель его Н. А. Полевой во многом был идейным противником Аксакова и естественно подозревал его в предвзятости. В первый период его цензорской деятельности между ними регулярно возникали трения, и когда в 1830 году руководство вновь возложило на него чтение этого журнала, Аксаков отказался от этого, чтоб не подавать сомнения в своей объективности.

К своей деятельности цензора Аксаков подходил исключительно добросовестно, обращая внимание не только на содержание, но и на художественное качество текстов. Он не отличался особой суровостью, но и либералом тоже не был. Так он приостановил из-за неблагоприятной политической ситуации публикацию «Марфы посадницы» М. П. Погодина , которую сам же ранее разрешил, внес серьёзные купюры в «Стихотворения» А. И. Полежаева .

В 1831 г. вышел первый номер журнала «Телескоп», в котором была опубликована статья Н. И. Надеждина «Современное направление просвещения», вызвавшая неудовольствие властей. Аксаков как цензор получил выговор. В ответ он написал резкие по форме объяснительные письма начальнику жандармского управления в Москве и самому руководителю III Отделения А. Х. Бенкендорфу .

Новое строгое замечание Аксаков получил за разрешение на публикацию статьи «Девятнадцатый век» И. В. Киреевского в № 1 журнала «Европеец ». Журнал был закрыт.

Мнение руководства о деятельности Аксакова становилось все менее благоприятным. Последней каплей стала публикация допущенной им сатирической баллады «Двенадцать спящих будочников» Е. Фитюлькина, вызвавшей вновь гнев императора. В феврале г. Аксаков был уволен из Цензурного комитета .

Театральная критика

До середины 1820-х годов театральная критика в периодической печати в Российской империи была под запретом. Но к концу десятилетия цензурные ограничения стали ослабевать, и конечно, страстный любитель театра Аксаков немедленно включился в эту деятельность, став одним из первых русских театральных критиков. В 1825 году в «Вестнике Европы » публикуются его «Мысли и замечания о театре и театральном искусстве», а с 1828 по 1830 он становится постоянным театральным обозревателем «Московского вестника ». С середины г. по его инициативе при этом журнале выходит специальное «Драматическое добавление», в котором он совмещает деятельность автора и редактора. Кроме того, целый ряд статей был им опубликован в г. в «Галатее» и в в «Молве».

Большинство этих публикаций были опубликованы анонимно или под псевдонимами, так как Аксаков не мог по этическим причинам открыто совмещать работу цензора и литератора. К настоящему времени выявлены, вероятно, ещё далеко не все его театрально-критические работы. Некоторые историки литературы, например, предполагают, что нашумевший цикл театрально-критических статей публиковавшихся в «Молве» в 1833-1835 гг. подписанных инициалами П. Щ. также принадлежит его перу.

Заметки Аксакова довольно просты по форме и посвящены главным образом разбору игры актёров, их взаимодействию и соответствию сценических приемов содержанию роли. Много внимания он уделяет борьбе со штампами и устаревшей сценической манерой, декламацией нараспев. Аксаков редко теоретизирует, но, несмотря на это, его эстетическая позиция очень определенна и последовательна. В основе её лежат требования «изящной простоты» и «натуральности».

Аксаков одним из первых оценил талант и значение для русского театра М. С. Щепкина и П. С. Мочалова . В г. после поездки в С.-Петербург он опубликовал два «Письма из Петербурга к издателю „Московского вестника“», в которых дал замечательную сравнительную характеристику манер игры П. С. Мочалова и В. А. Каратыгина . Идеи, высказанные тогда Аксаковым, позднее были углублены и развиты В. Г. Белинским .

Литературная критика

В литературной биографии Аксакова заслуживает особого упоминания сложная история его взаимоотношений с журналом «Московский телеграф ». Издатель его Н. Полевой представлял либеральное направление в русской журналистике и был во многом идейным противником писательского круга, к которому Аксаков принадлежал. Сам Аксаков занимал позицию, скорее, сочувствующего наблюдателя, чем участника полемики: известно всего несколько статей на эту тему, среди которых: «Ответ на антикритику г-на В. У.» (1829), «Ответ г-ну Н. Полевому» (1829) «Разговор о скором выходе II тома „Истории русского народа“» (1830). Фактом этой полемики стал и демонстративный выход Аксакова 1829 году из членства в «Обществе любителей российской словесности» в знак протеста против избрания членом этого общества Н. Полевого . В ходе полемики с «Московским телеграфом» Аксаковым было опубликовано и «Письмо к издателю „Московского вестника“ <О значении поэзии Пушкина>» (1830 год). Заметка эта примечательна тем, что в ней Аксаков не только дал высокую оценку творчеству Пушкина ещё при жизни поэта, но и защитил его от несправедливых нападок критики.

Последней его литературно-критической работой стала небольшая заметка «О романе Ю. Жадовской „В стороне от большого света“» опубликованная в «Молве» в 1857 году .

Аксаков - директор межевого института

В 40-х годах претерпевает коренные изменения тематика творчества Аксакова. Он приступает к написанию «Семейной хроники», а в г. его захватывает новый замысел: написать книгу о рыбалке . В -м он заканчивает над ней работу и в -м публикует под названием «Записки о рыбалке». Книга стала событием литературной жизни и заслужила единодушной одобрение литературной критики. В г. выходит её 2-е издание, переработанное и существенно дополненное, а в г. - 3-е прижизненное.

Воодушевленный успехом Аксаков в г. принимается за написание книги об охоте . После трех лет напряженной работы в г. книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» выходит из печати.

Книга также приобрела большую популярность, весь тираж был распродан необыкновенно быстро. Отзывы критики были ещё более одобрительные, чем на книгу о рыбалке. Среди прочих, замечательную хвалебную рецензию написал И. С. Тургенев . Однако, при подготовке ко 2-му изданию () Аксаков неожиданно столкнулся с серьёзным противодействием цензуры. Лишь после напряженной и длительной борьбы ему удалось отстоять книгу.

Книги Аксакова о рыбалке и охоте были очень необычны для своего времени. От многочисленных руководств на эту тематику их отличал, прежде всего, высокий художественный уровень текста. Каждая главка книги представляла собой законченное литературное произведение - очерк, посвященный какому-либо элементу рыболовного и охотничьего снаряжения, тому или иному виду рыбы или птицы. Обращали на себя внимание поэтичные пейзажные зарисовки, меткие, остроумные описания рыбьих и птичьих повадок. Однако, в первую очередь, успеху книг у читателя способствовала особая авторская манера повествования, доверительная, основанная на богатом жизненном опыте, и личных воспоминаниях.

В процессе работы над «Записками ружейного охотника» Аксаков задумал издание ежегодного альманаха: «Охотничьего сборника», и в 1853 году подал об этом ходатайство в Московский цензурный комитет . Проект издания был отклонен. Причиной запрета послужила общая репутация семьи Аксаковых как нелояльной к действующей власти. К тому же и на самого С. Т. Аксакова, как на налицо «неблагонамеренное», ещё с начала 30-х годов было заведено и регулярно пополнялось личное дело в III Отделении .

Пока продолжалась бюрократическая процедура в Цензурном комитете , Аксаков написал более полутора десятка очерков и мелких рассказов о разных видах охоты. В итоге, после окончательного запрета на издание альманаха, из готовых материалов им был составлен и в г. опубликован сборник: «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах».

Аксаков и позже, почти до самой кончины, не оставлял этой своей излюбленной темы, изредка публикуя небольшие очерки в периодической печати: «Пояснительная заметка к „Уряднику сокольничья пути“» (), «Замечания и наблюдения охотника брать грибы» (), «Несколько слов о раннем весеннем и позднем осеннем уженье» () и д. р.

Мемуарно-автобиографическая трилогия

Рисунок из альбома Аксаковых

История написания «Семейной хроники» растянулась почти на полтора десятилетия. Начало работы над ней относится к -му году. Но вскоре Аксакова отвлекло от неё написание записок о рыбалке и охоте . Хотя он и не переставал размышлять о большом мемуарном произведении, но работа над ним возобновилась лишь в г.

По мере написания, книга публиковалась по частям в периодике: небольшой эпизод из неё появился ещё в г. в «Московском литературном и ученом сборнике». Спустя 8 лет, первый «отрывок» - в «Москвитянине » (), четвёртый - в «Русской беседе » () и пятый - в «Русском вестнике » (). Параллельно Аксаков работал над «Воспоминаниями», которые в г. под одной обложкой вместе с первыми тремя отрывками «Семейной хроники» вышли отдельной книгой. В том же году Аксаков во 2-е издание добавляет оставшиеся два отрывка, и «Семейная хроника», наконец, принимает свою законченную форму.

При подготовке книги к публикации Аксаков вновь столкнулся с цензурными трудностями, особенно в отношении отрывков «Степан Михайлович Багров» и «Михайла Максимович Куролесов». Но гораздо тягостнее цензурного давления для Аксакова была необходимость сопротивление многих родственников, опасавшихся публичной огласки теневых сторон семейной жизни, каких-либо тайн и неурядиц. Многие из упомянутых лиц были ещё живы, многие внутренние конфликты сохраняли ещё остроту. В итоге Аксаков был вынужден о многих событиях либо умолчать, либо упомянуть вскользь, намеком. Во многом из-за этих же причин Аксаковым не была закончена тематически примыкающая к «Семейной хронике» повесть «Наташа» (). В итоге было найдено компромиссное решение: отказаться от подробного рассказа о некоторых событиях и заменить реальные имена персонажей вымышленными.

«Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество . Во втором рассказывается драматичная история замужества Прасковьи Ивановны Багровой. История женитьбы и первых лет семейной жизни родителей автора. В итоге из разнородных и по теме и по стилю повествований складывается удивительно целостная картина провинциальной дворянской жизни конца XVIII века .

События, описанные в «Воспоминаниях» Аксакова происходили в период с 1801 по 1807 гг., в период его обучения в Казанской гимназии и Университете . В отличие от «Семейной хроники», материалом для которой служили преимущественно устные рассказы родных и близких, это произведение построено почти полностью на основе личных воспоминаний Аксакова. Тематически она также отличается от неё. Семейная тема отходит на задний план, и сюжетное развитие строится вокруг проблем, неизбежно возникающих в период взросления героя-подростка.

С 1854 по 1856 гг. Аксаков сосредоточено работает над написанием «Детских лет Багрова-внука». Опубликована книга была сразу целиком в -м, лишь небольшой отрывок был напечатан годом раньше в периодике. Хронология её сюжета восполняет «пробел» между окончанием «Семейной хроники» и началом «Воспоминаний», и охватывает период биографии Аксакова с 1794 по 1801 годы «Детские годы Багрова-внука» заслуженно считается одним из лучших произведений, художественно описывающих душевную жизнь ребёнка, постепенное, по мере взросления, изменение его мировосприятия.

В качестве приложения к «Детским годам Багрова-внука» Аксаковым была опубликована сказка «Аленький цветочек . (Сказка ключницы Пелагеи)». Эта литературная обработка известного сюжета о красавице и чудовище, впоследствии, публикуясь отдельно, стала, наверно, самым популярным и часто издаваемым произведением Аксакова.

Сложившийся описательно-мемуарный стиль отразился даже на переписке Аксакова. Напр. его письмо к В. И. Безобразову по сути является воспоминаниями о другом известном мемуаристе Д. Б. Мертваго .

Аксаков и Гоголь

Аксаков познакомился с Гоголем в 1832 году . Это знакомство можно без преувеличения назвать судьбоносным, поскольку именно влияние Гоголя как писателя было одним из важнейших факторов предопределивших все направление зрелого творчества Аксакова. В истории их взаимоотношений чередовались длительные периоды тесного общения и наоборот взаимного непонимания. При этом Аксаков был одним из первых, кто не просто ценил талант Гоголя , но увидел в нём великого писателя.

Смерть Гоголя стала большим потрясением для Аксакова. Почти сразу им было опубликовано в «Московских ведомостях » «Письмо к друзьям Гоголя» (

Сергей Тимофеевич родился 20 сентября (1 октября н. с.) 1791 года в Уфе. Детство Аксакова прошло в Уфе и в имении Ново- Аксаково, среди, в то время ещё мало тронутой цивилизацией, степной природы, в широком раздолье степных просторов Заволжья.

В возрасте 8-и лет, в 1801 г. Аксаков Сергей Тимофеевич был определен в Казанскую гимназию. С 1804 г. , когда старшие классы гимназии были преобразованы в 1-курс новообразованного Казанского Университета, Аксаков становится в нём студентом.

Воспоминания детства и юности впоследствии легли в основу его мемуарно-автобиографической трилогии: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука » (1858), «Воспоминания» (1856).

Упоминание о селе Зубово:

Событиям детства Сережи "Багрова" - Аксакова, чудесному времени, проведенному в Уфе, посвящены три главы книги "Детские годы Багрова- внука". На всю жизнь самыми яркими впечатлениями детства Сергея Тимофеевича Аксакова остались речка Дема, бескрайние башкирские просторы. И он отдал сердце и любовь здешним небу и земле, ее хлебу, цветам, деревьям и птицам. Башкирия была для Аксакова домом, через окна которого он увидел Отчизну. Она была его судьбой и счастьем.

«Семейная хроника» состоит из пяти отрывков. Первый отрывок посвящен описанию жизни семьи после переезда на новые земли в Уфимское наместничество. Здесь впервые и упоминается село Зубово: "Меня накануне перевезли в подгородную деревню Зубовку, верстах в десяти от Уфы. Видно, дорога и произведенный движением спокойный сон подкрепили меня; мне стало хорошо и весело. "

Основные периоды жизни:

По переезде в С. -Петербург в 1808 году Аксаков поступает на службу переводчиком в «Комиссию по составлению законов ». В то же время как молодой литератор и талантливый чтец-декламатор он быстро становится участником литературно-общественной и театральной жизни столицы.

С 1812 по осень 1826 гг. Аксаков преимущественно проживает в поместье Надеждино, в Оренбургской губернии, лишь периодически приезжая в Москву и Петербург.

В 1816 году он женится на Ольге Семеновне Заплатиной, которая станет не только хозяйкой дома и матерью многочисленного семейства, но и верной помощницей, доверенным лицом в литературных и служебных делах своего мужа.

В своих произведениях Сергей Тимофеевич дал яркое и эмоциональное описание Башкирии:

«Светлы и прозрачны, как глубокие, огромные чаши, стоят озера - Кандры и Каратабынь (Аслыкуль). Многоводны и многообильны разнообразными породами рыб твои реки, то быстротекущие по долинам и ущельям между отрогами Уральских гор, то светло и тихо, незаметно катящиеся по ковылистым степям твоим. Чудесной растительностью блистают твои тучные, черноземные, роскошные луга и поля. Свежи, зелены и могучи стоят твои разнородные черные леса. И уфимская куница, более всех уважаемая, не перевелась еще в лесистых верховьях рек Уфы и Белой! Мирны и тихи патриархальные первобытные обитатели и хозяева твои, кочевые башкирские племена!»

Произведения С. Т. Аксакова: o Записки об уженье рыбы o Записки ружейного охотника Оренбургской губернии o Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах o Семейная хроника o Детские годы Багрова- внука o Аленький цветочек. Сказка ключницы Пелагеи.

o Буран. Очерк o Избранные стихотворения. Сборник из 28 стихотворений o Уральский казак o Воспоминания.

o История знакомства с Гоголем со включением всей переписки o Литературные и театральные воспоминания o Статьи и заметки o Статьи об охоте

Незабываемая поездка по Аксаковским местам:

Ежегодно праздник начинается со звона колоколов в память об авторе книг "Семейная хроника" и "Детские годы Багрова- внука" в родовой церкви семьи Аксаковых в историко - культурном центре с символическим названием Надеждино", где по соседству находится дом- музей Аксаковых.

Именно это село в предверье 19 Международных Аксаковских дней посетили мы с экскурсией. У ворот в храм нас встретила экскурсовод Мария Александровна.

С этого места началось наше путешествие в историю села Надеждино, которая неразрывно связана с именем замечательного русского писателя 19 века Сергея Тимофеевича Аксакова.

Мы зашли в церковь и Мария Александровна начала свой рассказ: "Эта церковь была построена еще в 1799 году во имя святого Великомученика Дмитрия Солунского, и с тех пор в народе зовется Дмитриевской. Построили ее на деньги помещика Куроедова. В 30- х годах 20 века ее закрыли и отдали под зернохранилище. Затем в 70- х годах оказавшись бесхозной ее просто разрушили. Но через долгие годы она была воссоздана. Ну, а теперь пройдем в Дом- музей".

Мы подходим к дому. Какая красота вокруг! Неподалеку от дома расположились две небольшие постройки, открывшиеся недавно, которые мы тоже посетили. Это медовый домик и Дом ремесел имени Аксакова. Над входом в медовый домик мы увидели надпись «Медовый дом- гостям земной поклон!» Из рассказа нашего экскурсовода мы узнали, что его построили всего год назад, но он уже пользуется популярностью.

Внутри домика все вещи были так гармонично подобраны, что создавалось впечатление, что в этом доме живет небольшая крестьянская семья, которая вскоре вернется в свое скромное жилище.

Но вот наконец мы и дошли до Дома- музея Сергея Тимофеевича Аксакова. Пройдя в первый зал, все умолкли. Воцарилась тишина. Мы продолжали слушать рассказ Марии Александровны.

" Село и имение, в то время называвшееся еще Кураедовкой, досталось в наследство отцу писателя Тимофею Степановичу Аксакову. С селом будущий писатель Сергей Тимофеевич познакомился в раннем детстве. Он не раз останавливался здесь с родителями, будучи проездом из Уфы в Ново- Аксаково.

И тут впервые маленький Сережа увидел полевые работы крестьян, погрузился в мир сельской природы любовался многочисленными надеждинскими родниками. Потом Сергей Тимофеевич со всей страстностью, присущей его натуре, взялся исполнять обязанности помещика, Однажды он написал об этом такие строки:" Благодаря живости моего воображения мечтательному легкомыслию, я раскрашивал радушными цветами будущую мою сельскую деятельность".

В этом зале документы, детали интерьера, стиль оформления помещения говорили об образе жизни писателя и его семьи. Следующий зал воссоздавал атмосферу семейного уюта и спокойствия, Это было место, где семья собиралась в полном составе, потом читал, кто-то занимался рукоделием. Большое количество семейных фотографий разных покаяний, всевозможные рамочки под фото, мелкие детали комнаты: живые цветы, легкая ширма, настольная лампа, шкатулки, книги, альбомы создают образ таинственности.

Третий зал музея занимает особое положение. Он находится как бы в центре всего хода экскурсии, в него выходят двери трех других залов. В этом зале нет укромных уголков, все располагается в витринах и на стенах. Это книги Сергея Тимофеевича, его сыновей, их портреты, портреты членов семьи и друзей. Надеждино действительно для всей семьи Аксаковых было родовым гнездом, где дети Аксакова получили свои первые жизненные впечатления и вышли в жизнь.

Много нового узнали мы о Сергее Тимофеевиче, его семье и о земле, которая вплелась в судьбу рода Аксаковых прочной нитью!

География Аксаковских праздников:

Аксаковские праздники традиционно проводятся в Республике Башкортостан на самом высоком уровне. Ежегодно праздник отмечают с 24 по 27 сентября.

Программа Аксаковского праздника, который проходит в течение трех дней, настолько разнообразна и обширна, что в ней трудно выделить что-то самое интересное.

Начавшись в г. Уфе, праздник продолжает свое шествие по Башкортостану, побывав в г. Белебее, в Аксаковском историко-культурном центре «Надеждино» Белебеевского района и заканчивается в селе Зубово Уфимского района.

Аксаковский фонд:

Аксаковский фонд, работающий под началом Международного фонда славянской письменности и культуры, возглавляет писатель и подвижник славянского просвещения. секретарь Союза писателей России Михаил Чванов. Его усилиями было организовано восстановление родовой усадьбы Аксаковых в Уфе, Храма Дмитрия Солунского и Дома-музея Аксаковых в селе Надеждино, проведение праздников в г. Белебее и селе Зубово, торжественные вечера и концерты, создана Уфимская Аксаковская гимназия.

Встречи на Белебеевской земле: «В Аксаково звонят колокола!»

"Приветствую тебя, страна благословенна,

Страна обилия и всех земных богатств!. "

Так Сергей Тимофеевич Аксаков писал о Башкирии в стихотворении "Вот родина моя!" Поэтому можно понять чувства участников международного Аксаковского праздника, которые приехали издалека, чтобы соприкоснуться с малой родиной великого писателя, ощутить тот трепет, с которым он ступал на Белебеевскую землю, где столько мест, связанных с его жизнью и творчеством.

Насыщенная программа этого дня начинается с посещения санатория имени Сергея Аксакова и возложения цветов к памятнику писателю. Здесь же гости участвуют в фольклорном празднике "Земля благословенная". Они вдруг оказываются в селении, где каждый дом и двор представляет в лице своего хозяина разные национальности: русских, башкир, татар, чувашей, мордву, украинцев - и оформлен с соответствующим этой национальности колоритом. В каждом доме гостей угощают блюдами национальной кухни под звуки народных песен. А далее историко-культурный центр "Село Надеждино" с его усадьбой семьи Аксаковых, с храмом, где крестились новорожденные младенцы этой семьи, где потом они и венчались. Радушно встречают делегацию жители города Белебея. На площади перед Дворцом культуры разворачивается ярмарка торговых предприятий, у каждого из ее павильонов гостей ждет горячий прием. Здесь же, на площади, проходит концерт

В тот же день группа участников Аксаковского праздника посещает деревню Старые Киешки Кармаскалинского района. Ведь эта деревня благодаря Сергею Тимофеевичу тоже вошла в русскую литературу.

Именно здесь, в ее живописных окрестностях, у озера, что близ деревни, протекали детские годы "Багрова-внука". И заканчивается праздник народными гуляниями в селе Зубово Уфимского района.

По традиции в нашем селе Зубово завершаются Аксаковские дни. Готовимся к ним тщательно и долго. И не зря! В этот день Зубово принимает гостей со всей России!

Особенно приятно отметить, что в разное время на Аксаковских днях у нас побывали Василий Белов, Михаил Алексеев, Валентин Распутин, Вячеслав Клыков, Валерий Ганичев и другие известные деятели культуры.

В Аксаковских днях принимали участие почти все известные сегодня родственники Сергея Тимофеевича Аксакова, живущие во многих странах мира и городах России.

Гостей встречают с большим почетом и уважением. Гости не только оценивают всевозможные угощения, но и ловят рыбу! «Ловись рыбка - большая и маленькая!»

В конце праздника гости по традиции возлагают цветы к стеле писателя.

Вот так на одном дыхании проходит этот светлый праздник, посвященный памяти Сергея Тимофеевича Аксакова!!!

Русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик. Отец славянофилов И.С. Аксакова и К.С. Аксакова, мемуаристки В.С. Аксаковой.

Родился в небогатой, но старинной дворянской семье. Его отец Тимофей Степанович Аксаков служил прокурором Уфимского земского суда. Мать, Мария Николаевна Зубова, была дочерью помощника оренбургского наместника. Мария Николаевна с детства приохотила сына к чтению книг, привила ему любовь к литературе, театру, искусству. От отца юный Аксаков унаследовал любовь к природе, страсть к охоте и рыбалке, редкую наблюдательность. Детство будущий писатель провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково.

Дальнейшее воспитание и образование С. Т. Аксаков получил в Казанской гимназии (с 1799 года), преобразованной вскоре в Казанский университет (1804) , где он также продолжил учиться. В студенческие годы С. Т. Аксаков увлекся театром, принимал участие в деятельности «Общества любителей русской словесности». В университете Сергей Тимофеевич познакомился с преподавателем математики Г.И. Карташевским, оказавшим на него большое влияние. Впоследствии Карташевский женился на родной сестре Аксакова Наталье Тимофеевне.

Не окончив Казанский университет, будущий писатель переехал в Петербург (1807), где поступил на службу в Комиссию по составлению законов и Экспедицию о государственных доходах до 1819 года.

В 1816 году Аксаков женился по большой любви на О. С. Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турецкой княжны Игель-Сюм. Умная и образованная женщина, Ольга Семеновна всю жизнь была главным советчиком, первым читателем и литературным критиком Аксакова. У Аксаковых была большая дружная семья: четверо сыновей и шесть дочерей.

В 1827-1832 годах Аксаков служил в Московском цензурном комитете. В 1833-1838 годах стал инспектором, а затем и директором Константиновского межевого института. За время директорства Аксакова институт стал одним из образцовых учебных заведений. Московский период жизни С. Т. Аксакова ознаменовался новой деятельностью и новыми знакомыми. Среди них были писатель М. Н. Загоскин, поэт и критик С. П. Шевырев, журналист Н. И. Надеждин, драматург А. А. Шаховской, историк М. П. Погодин. Сам Аксаков в этот период плодотворно занимался переводами, литературной и театральной критикой, сотрудничал с журналами «Атеней», «Галатея», «Московский вестник». Крепкая дружба связала в эти годы С.Т. Аксакова и талантливого русского актера М. С. Щепкина.

В 1837 году Аксаков стал наследником большого имения (850 душ крепостных и несколько тысяч десятин земли) в Оренбургской губернии, где бывал лишь наездами. В 1839 году Сергей Тимофеевич по причине расстроенного здоровья вышел в отставку.

В 1843 году семья Аксаковых приобрела подмосковное имение Абрамцево. Там, на берегу живописной реки Вори, где часами просиживал с удочкой С. Т. Аксаков, в тихой уединенной усадьбе расцвел его талант натуралиста. Отойдя от служебных обязанностей, обосновавшись в милом его сердцу сельском уголке, Сергей Тимофеевич активно включился в литературную деятельность. Этому обстоятельству способствовало также тесное общение писателя с возвратившимся из-за границы Н.В. Гоголем, с которым семья Аксаковых была знакома с 1832 года.

Гоголь настаивал на том, чтобы Аксаков, обладавший замечательным даром рассказчика и декламатора, взялся за перо. Дебют писателя оказался весьма успешным и многообещающим. В первых своих книгах: «Записки об уженье» (1847), «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах» (1855) - С. Т. Аксаков проявил себя как тонкий наблюдатель, проникновенный поэт русской природы. Критика очень благосклонно приняла нового писателя. Очень высокого мнения об «охотничьей» трилогии С. Т. Аксакова был И. С. Тургенев, с которым у Аксакова завязалась переписка и личная дружба. Его труды также были по достоинству оценены многими русскими учеными-натуралистами, такими как К. Ф. Рулье, В. М. Черняев.

Однако наиболее полно талант Аксакова-литератора раскрылся в его автобиографических произведениях: «Семейная хроника» (1856) «Детские годы Багрова-внука» (1858) и «Воспоминания» (1856), написанных им на основе реальных жизненных событий и семейных преданий. Опираясь на историю трех поколений семьи Багровых, Аксаков воссоздал в них дух и быт провинциальной дворянской семьи конца XVIII века в его повседневности. В этих произведениях с особой силой проявилась самобытность таланта Аксакова, заключавшаяся в характере и стиле его литературного языка, впитавшего простоту, колоритность, выразительность живой разговорной речи. Широкую известность приобрела сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек», помещенная им в приложении к книге «Детские годы Багрова-внука». Сказку писатель посвятил своей маленькой внучке Ольге Григорьевне Аксаковой. Это небольшое, по сути, самостоятельное произведение писателя подкупало читателей своим волшебным красочным сюжетом, яркими непосредственными характерами главных героев, необыкновенно певучим и образным языком.

Успех автобиографической трилогии С. Т. Аксакова был необычаен. Читатели и критика восторженно приняли книги нового талантливого мемуариста. На склоне лет к С. Т. Аксакову пришла широкая известность и признание. Однако писательский труд давался литератору с большими усилиями. Он почти потерял зрение, и ему приходилось диктовать произведения своим близким, полагаясь на их усердие и редакторский талант.

Весной 1859 года давно и тяжело болевший Аксаков скончался в Москве. После себя он оставил талантливое потомство, добрую память и прекрасные, ставшие хрестоматийными произведения. Сергей Тимофеевич Аксаков был похоронен в Москве в Симоновом монастыре, в советское время перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Дети:

Константин (1817—1860) — литератор, историк и лингвист, идеолог славянофильства; холост.

Григорий (1820—1891) — уфимский и самарский губернатор, тайный советник; женат на Софье Александровне Шишковой.

Иван (1823—1886) — литератор, редактор и издатель, идеолог славянофильства; женат на фрейлине Анне Фёдоровне Тютчевой (дочери поэта).

Михаил (1824—1841) — воспитанник Пажеского корпуса.

Вера (1819—1864) — подвижница славянофильского движения, мемуаристка.

Ольга (1821—1861), из-за нервной болезни жила под наблюдением докторов в Башиловке на даче, соблюдала диету.

Надежда (1829—1869), известна была исполнением малороссийских песен и игрой на гитаре.

Любовь (1830—1867) - художница-любительница, похоронена рядом с родителями и братьями в Симоновом монастыре.

Мария (1831—1908) - жена коллежского асессора Егора Антоновича Томашевского.

Анна (1831—?), умерла в детстве.

Софья (1834—1885).

Память

В настоящее время в Уфе находится Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова.

В Государственном историко-художественном и литературном музее «Абрамцево» часть экспозиции Главного усадебного дома посвящена семье Аксаковых и гостям их дома.

В с. Аксаково Бугурусланского района Оренбургской области открыт памятник С. Т. Аксакову.

В с. Надеждино Белебеевского района Оренбургской области открыт памятник Аксакову.

В г. Уфа открыт памятник С. Т. Аксакову.

Ежегодно в Музее-заповеднике «Абрамцево» проводятся Аксаковские чтения.

Ежегодно там же проводится Всероссийский фестиваль «Аленький цветочек».

Ежегодно с 1992 года в Уфе проводится Международный Аксаковский праздник.

Сергей Тимофеевич Аксаков, русский писатель, литературный и театральный критик, автор книг "Записки об ужении рыбы” (1847), "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии” (1852), "рассказы и воспоминания охотника о разных охотах” (1855), "Семейная хроника” (1856); мемуаров "Литературные и театральные воспоминания” (1858), "История моего знакомства с Гоголем” (1880) и многих других, более всего известен широкому читателю как автор повести "детские годы Багрова-вкука” (1858) и сказки "Аленький цветочек”, бывшей первоначально приложением к повести. Книги А. занимают особое место в русской литературе ХIХ века. Их основной предмет непритязателен (мир природы, патриархальная жизнь нескольких поколений дворянской семьи, семейные предания), их язык, по мнению многих, — совершенен. "Все мы должны у него учиться,”— писал И.С.Тургенев, восхищаясь языком аксаковской прозы.

А. родился в 1791 г. в Уфе. Отец его, Тимофей Степанович, был прокурором, мать, Мария Николаевна происходила из чиновной аристократии и отличалась редким умом и образованностью. М.Н.Аксакова оказала исключительное влияние на формирование будущего писателя, между матерью и сыном сложились отношения редкие по доверительности и дружелюбию.

Свои ранние годы А. провел в Уфе и в родовом имении Ново-Аксаково в Оренбургской губернии. Окончил Казанскую гимназию и поступил в Казанский университет. Еще в гимназии начал писать стихи, «вирши без рифм”, в духе сентиментальной поэзии. В университете увлекся театром, активно участвовал в работе студенческого театра, обладал даром декламации. Слава А.-чтеца была столь широка, что Г.Р.Державин с нетерпением ждал приезда юноши в Петербург, чтобы послушать в его исполнении свои стихи.

В 1808 г. А. приезжает в Петербург и поступает на службу государственным чиновником. Знакомится с Г.Р.Державиным, А.С.Шишковым, принимает участие в заседании литературного кружка, возглавляемого Шишковым, "Беседа любителей русского слова”. В печати дебютирует в 1812 г. басней ‘Три канарейки”. В 1811 г. переезжает в Москву, сближается с московскими театральными кругами, переводит пьесы Шиллера, Мольера, Буало, выступает в печати как театральный критик.

С 1820—1830-х гг. дом А., который в 1816г. женился на дочери суворовского генерала О. С. Заплатиной, становится одним из центров литературно-театральной жизни Москвы. На аксаковские "субботники” в течение многих лет регулярно собираются крупнейшие московские деятели культуры и искусства — актер М.С.Щепкин, историк М.П. Погодин, писатель М. Н. Загоскин, профессора Московского университета С.П.Шевырев и Н.И. Надеждин. Весной 1832 года у Аксаковых стал бывать Гоголь, который сохранил дружбу с А. на протяжении всей своей жизни. Когда подросли сыновья Константин и Иван (а всего в семье А. было 14 детей), в доме Аксаковых обосновался кружок славянофилов, в который входили К. и И. Аксаковы, А.С. Хомяков, братья Киреевские. А. принимал активное участие в их беседах и спорах.

В 1837 г. А. покупает имении Абрамцево, где принимается за работу над материалами "Семейной хроники”. Заметное ослабление зрения подтолкнуло А. к интенсивному литературному труду Страстный охотник, рыболов и А. решает описать свой опыт ‘жизни в природе” и связанные с этим переживания и впечатления.

В 1847 г. выходят "Записки об ужении рыбы”, которым предпослан эпиграф, во многом определяющий дальнейшее направление творчества А.: "ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы...” Книга имела большой успех. Затем появляются "Записки ружейного охотника Оренбургской губернии” (1852), "рассказы и воспоминания охотника о разных охотах” (1855). Охотничья трилогия представляет собой жанр свободных воспоминаний с включенными в текст повествования случаями, анекдотами, охотничьими байками и др.

Главное место в художественном наследии А. занимает автобиографическая проза. В "Семейной хронике” (1856) прослеживается жизнь трех поколений усадебных дворян Багровых. Книга "детские годы Багрова-вкука” (1858) является продолжением "Хроники”. При этом "детские годы” произведение, написанное для детей. В одном из писем внучке Оленьке, своей любимице, А. обещает сочинить для нее книжку "...про весну младую,// про цветы полей, // про малюток птичек (...)// про лесного Мишку,// про грибочек белый (...)". В процессе работы замысел автора существенно расширился и изменился. Возникла книга, описывающая жизнь ребенка от младенчества до девятилетнего возраста на фоне тщательно воссозданного быта русской усадьбы конца XVIII века, на фоне грандиозных по степени одухотворенности картин природы.

Основной предмет книги определил сам автор — жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся под влиянием ежедневных новых впечатлений... Жизнь человека в дитяти”. Маленький Сережа растет, познает мир, который кажется ему ярким, загадочным, бесконечным. Читатель видит предметы и явления, описанные в книге глазами маленького героя, чувствует свежесть и непосредственность детского восприятия. Бытовые картины, жизнь природу, переживания и впечатления Сережи, простые и важные события его жизни — разговоры с маменькой, смерть дедушки, рождение брата соединяются в единое полотно книги повествования.

Сережа Багров, безусловно, является автобиографическим героем, и, конечно же, наследует отличительную черту А. — страстную любовь к природе, ее глубокое понимание. Так, приход весны — событие огромной важности в жизни Сережи: "...все замечалось мной точно и внимательно, и каждый миг весны торжествовался мной как победа”. Природа - одно из главных действующих лиц повести. Ее описания у А.— не картины, не пейзажи в общепринятом смысле, а сама жизнь, свободно дышащая и разнообразно себя проявляющая. Надо обладать особым складом души, особым взглядом, чтобы чувствовать это. Герой книги обладает этим даром в полной мере. "Наконец мы въехали в урему (пойму реки — И.А.), зелёную, цветущую душистую урему. Веселое пение птичек неслось со всех сторон (...) Около деревьев в цвету вились и жужжали целые рои пчел, ос и шмелей. Боже мой, как было весело!” — такой видит сибирскую весну Сережа.

В основе повествования лежит неторопливый, обстоятельный и в то же время емкий устный рассказ. Язык А. давно признан образцом русской литературной речи. О стиле А. с похвалой отзывались Гоголь, Тургенев, Толстой, Белинский, Тютчев и другие. Книга "детские годы Багрова-внука” была очень тепло принята критиками и читателями. В истории русской литературы повесть А. встала рядом с трилогией Толстого "детство”, "Отрочество”, "Юность”. До сих пор "детские годы Багрова-внука” - одно из лучших произведений автобиографически-мемуарной прозы, в центре, которого герой-ребенок.