Родилась 17 (29) июля 1873 года в с.Кривая Балка, близ Одессы, Херсонская губерния, Российская империя, ныне в черте г. Одесса, Украина.

Певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог.
Заслуженная артистка Императорских театров (1912).
Заслуженная артистка РСФСР (1919).
Народная артистка РСФСР (1925).
Народная артистка СССР (6.09.1936).
Герой Труда (1925).

В детстве пела в церковных хорах. В 1883-1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии (с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне - Одесская национальная музыкальная академия имени А.В. Неждановой).

Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Ее дебютом была партия Антониды в опере «Жизнь за царя». В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе - в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди.
Также выступала с концертами, часто в ансамбле с мужем, дирижером, народным артистом СССР Николаем Головановым (1891-1953): пела народные русские, украинские и белорусские песни, в концертную программу включала знаменитый «Вокализ» Рахманинова.

С 1936 года она преподавала в оперной студии ГАБТ, в Оперной студии имени К.С. Станиславского, в 1943-1950 годах - в Московской имени П.И. Чайковского (профессор с 1943 года).
Доктор искусствоведения (1944).

театральные работы

Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Лакме (одноимённая опера Л. Делиба)
Снегурочка, Волхова («Садко» Н.А. Римского-Корсакова)
Шемаханская царица («Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова)
Антонида («Иван Сусанин» М.И. Глинки)
Марфа («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова)

призы и награды

Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокальнго искусства
Два ордена Ленина (1937, ?).
Орден Трудового Красного Знамени (1933).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы».

НЕЖДАНОВА, АНТОНИНА ВАСИЛЬЕВНА (1873–1950), русская певица (лирико-колоратурное сопрано). Родилась в селе Кривая Балка под Одессой 4 (16) июня 1873 в семье сельских учителей. В детстве и юности пела в церковном хоре, после окончания гимназии работала в Одесском городском женском училище, выступала с пением на любительских вечерах и в благотворительных концертах. В 1899 поступила в Московскую консерваторию в класс У.Мазетти. Окончив консерваторию в 1902, дебютировала в Большом театре в парии Антониды в опере Глинки Жизнь за царя . В течение первых сезонов исполнила такие партии, как Джильда (Риголетто Верди), Людмила (Руслан и Людмила Глинки), Розина (Севильский цирюльник Россини), Лакме (одноименная опера Делиба), Церлина (Дон Жуан Моцарта), Царица ночи (Волшебная флейта Моцарта), Волхова (Садко Римского-Корсакова), Татьяна (Евгений Онегин Чайковского), Снегурочка (одноименная опера Римского-Корсакова), Шемаханская царица (Золотой петушок Римского-Корсакова), Эльза (Лоэнгрин Вагнера). В 1912 с успехом гастролировала в Парижской опере. Впоследствии спела в Большом театре также партии Мими (Богема Пуччини), Филины (Миньон Тома), Марфы (Царская невеста Римского-Корсакова), Иоланты (одноименная опера Чайковского) и т.д. Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были крупнейшие певцы, в том числе Ф.И.Шаляпин и Л.В.Собинов . Вместе с ними она нередко выступала и в концертах, причем в ряде случаев в роли аккомпаниатора фигурировал С.В.Рахманинов (очень высоко ценивший певицу и посвятивший ей свой знаменитый Вокализ ), а позже супруг Неждановой – дирижер Н.С.Голованов; она выступала также в ансамбле с А.С.Аренским , А.К.Глазуновым , А.Н.Скрябиным .

После 1917 Нежданова продолжала работать в Большом театре и концертировать; с 1924 много выступала по радио. Среди партий, спетых ею в эти годы – Царевна Лебедь (Сказка о царе Салтане Римского-Корсакова), Парася (Сорочинская ярмарка Мусоргского), Нинетта (Любовь к трем апельсинам Прокофьева). С 1936 преподавала в студии Большого театра, в Оперной студии К.С.Станиславского, с 1943 – в Московской консерватории.

Нежданова, обладавшая великолепной, безупречной вокальной техникой, была певицей русской школы, и именно в русском репертуаре (в опере – особенно в сочинениях Римского-Корсакова) вполне раскрылся ее талант. Исключительно чистое, прозрачное, благородное, слегка «отстраненное» звучание ее сопрано очень хорошо подходило для исполнения отечественной вокальной лирики. Она была замечательным интерпретатором современной ей музыки и постоянно расширяла свой репертуар. Единственная из певиц, она выступала в духовных концертах Синодального хора (дело в том, что до 1917 участие женщин в духовных хорах, кроме женских монастырей и институтов, не было разрешено, и для Неждановой делалось исключение как для прославленной певицы, известной своей религиозностью). Именно в расчете на ее голос были написаны партии солирующего сопрано в популярных духовных песнопениях

Антони́на Васи́льевна Нежда́нова (16 июня 1873, Кривая Балка, близ Одессы - 26 июня 1950, Москва) - русская советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка РСФСР (1925), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944).

Антонина родилась неподалеку от Одессы. Ее отец был музыкантом и играл на скрипке. Он был против того, чтобы девочка увлекалась музыкой. Он говорил ей изучать математику, иностранные языки и историю. Однако Антонина поступила в Одесскую гимназию и смогла избавиться от контроля родителей. В 12 лет она посещала музыкальную школу по классу фортепиано. Дополнительно ходила на уроки пения, которые давала сестра братьев Рубинштейн. Уже в таком возрасте у Антонины появляются влиятельные и интересные друзья. Отец Антонины скончался, когда той было 16 лет. Девушке пришлось стать преподавателем в женском училище. Восемь лет она занималась делом, которое ее абсолютно не привлекало. При этом она не пропустила ни одной оперной премьеры в Одесском театре, а также Антонина выступала в любительских концертах.

В 1899 году Антонина Нежданова отправляется в Петербург, желая поступить в консерваторию. Однако там ее ждет неудача. Прослушав Антонину, экзаменаторы говорят, что ее голос недостаточно сильный для того, чтобы она могла строить карьеру оперной певицы. Однако Антонина Нежданова была не из тех, кто так легко сдается. Она заручилась финансовой поддержкой доктора Бурды, ее старого приятеля. Он перевел деньги в Московскую консерваторию, для оплаты учебы Антонины. И опять Антонина оказалась на прослушивании. Девушка поет довольно точно, но ей было крайне тяжело брать верхнюю ноту в «Колыбельной» Чайковского. Причина была простой: диапазон ее голоса был недостаточно развит. Однако это не помешало выдающемуся преподавателю консерватории, итальянцу Умберто Мазетти разглядеть в юной Неждановой будущую великую певицу.

В феврале 1902 года в Большом театре проходила проба голосов. По словам журналистов, именно Антонина Нежданова всех приятно удивила своим голосом. Увы, в Большой ее не взяли, но предложили место в Мариинском театре. Нежданова из Москвы пока никуда уезжает не хочет, а потому продолжает занятия с Мазетти. Случилось однажды так, что все исполнительницы партии Антониды в «Иване Сусанином» заболели. Дирекция Большого театра вспомнила о талантливой Антонине Неждановой. Давняя мечта певицы сбылась. Она попала в Большой театр. В своем первом сезоне она спела партии в восьми операх. Чуть позже ей передали весь репертуар тогдашней примадонны Эмилии Кристман.

Антонина дважды соглашалась на зарубежные гастроли. В 1912 году она была в Париже, где ее партнером по сцене был Энрико Карузо. В 1922 году она гастролировала и по Западной Европе. Прижиться за границей она так и не смогла. Антонина была очень привязана к родине и пожертвовала всемирной славой, которую сулило ей пребывание на Западе. Антонина Нежданова смогла сохранить свой нежный и звонкий голос до конца дней – никто и никогда не слышал в ее пении старческого дребезжания. Свой последний концерт Антонина дала на радио 4 августа 1943 года в возрасте семидесяти лет. А в 1950 году певица умерла.

Антонина Васильевна Нежданова (1873 - 1950) - советская и российская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1936). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Доктор искусствоведения (1944).

Биография

Родилась 4 (16) июня 1873 (по другим источникам - 17 (29) июля 1873) в селе Кривая Балка, ныне в черте города Одесса, Украина.

Родители Неждановой - сельские учителя. В детстве пела в церковных хорах. В 1883-1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии (с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне - Одесская национальная музыкальная академия имени А. В. Неждановой).

Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов.

В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе - в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди.

Среди других исполненных ей партий - Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лакме (одноимённая опера Л. Делиба), Снегурочка, Волхова («Садко»), Шемаханская царица («Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова) и многие другие. Наибольшую известность Неждановой принесли роли Антониды в опере М. И. Глинки «Жизнь за царя» и Марфы в «Царской невесте» Н. А. Римского-Корсакова. Помимо оперных партий Нежданова также исполняла камерные вокальные сочинения, часто выступая в ансамбле с мужем Н. С. Головановым. В обширном репертуаре Неждановой значительное место занимали народные - русские, украинские и белорусские песни.

С 1936 года она преподавала в оперной студии ГАБТ, в Оперной студии имени К. С. Станиславского, в 1943-1950 годах - в МГК имени П. И. Чайковского (профессор с 1943 года).

Награды и звания

  • заслуженная артистка Императорских театров (1912)
  • заслуженная артистка РСФСР (1919)
  • Герой Труда (1925)
  • народная артистка РСФСР (9 января 1925)
  • народная артистка СССР (1936)
  • Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства
  • два ордена Ленина (1937, ?)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1933)
  • медали
  • доктор искусствоведения (1944).

Оценка творчества

По отзывам критики, голос Неждановой отличался прозрачностью, верностью интонации и непревзойдённой техникой колоратуры. Не обладая большим, тем более красивым от рождения голосом, А. В. Нежданова, по мнению исследователей, в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозности.

Дополнительные факты

  • В разные годы партнерами певицы были: П. И. Словцов, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин
  • Имя Неждановой с 1950 года носит Одесская консерватория, ныне Одесская национальная музыкальная академия.
  • Неждановой посвящён вокализ Рахманинова, одно из самых известных его произведений для голоса и фортепиано.
  • В. П. Касьянов, кузен Неждановой, русский и советский актёр и кинорежиссёр.

Библиография

  • Антонина Васильевна Нежданова / А.Анисимов. - 1-е. - Москва: Искусство, 1953. - 15 с. - (Большой театр СССР). - 10 000 экз.
  • Антонина Васильевна Нежданова.Материалы,воспоминания,исследования / В.А.Васина-Гроссман. - 1-е. - Москва: Искусство, 1967. - 544 с. - 40 000 экз.
  • Поляновский Г. Антонина Нежданова. - М., 1970
  • Нежданова Антонина Васильевна // Отечественные певцы. 1750-1917: Словарь / Пружанский А. М. - Изд. 2-е испр. и доп. - М., 2008.
  • Статья М. Лобановой об А. В. Неждановой


Родилась в селе Кривая Балка под Одессой 4 (16) июня 1873 в семье сельских учителей.
В детстве и юности пела в церковном хоре, после окончания гимназии работала в Одесском городском женском училище, выступала с пением на любительских вечерах и в благотворительных концертах.

В 1899 поступила в Московскую консерваторию в класс У.Мазетти. Окончив консерваторию в 1902, дебютировала в Большом театре в парии Антониды в опере Глинки "Жизнь за царя". В течение первых сезонов исполнила такие партии, как Джильда ("Риголетто" Верди), Людмила ("Руслан и Людмила" Глинки), Розина ("Севильский цирюльник" Россини), Лакме (одноименная опера Делиба), Церлина ("Дон Жуан" Моцарта), Царица ночи ("Волшебная флейта" Моцарта), Волхова ("Садко" Римского-Корсакова), Татьяна ("Евгений Онегин" Чайковского), Снегурочка (одноименная опера Римского-Корсакова), Шемаханская царица ("Золотой петушок" Римского-Корсакова), Эльза ("Лоэнгрин" Вагнера). В 1912 с успехом гастролировала в Парижской опере. Впоследствии спела в Большом театре также партии Мими ("Богема" Пуччини), Филины ("Миньон" Тома), Марфы ("Царская невеста" Римского-Корсакова), Иоланты (одноименная опера Чайковского) и т.д. Среди постоянных сценических партнеров Неждановой были крупнейшие певцы, в том числе Ф. И. Шаляпин и Л. В. Собинов. Вместе с ними она нередко выступала и в концертах, причем в ряде случаев в роли аккомпаниатора фигурировал С. В. Рахманинов (очень высоко ценивший певицу и посвятивший ей свой знаменитый "Вокализ"), а позже супруг Неждановой – дирижер Н. С. Голованов; она выступала также в ансамбле с А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным.

После 1917 Нежданова продолжала работать в Большом театре и концертировать; с 1924 много выступала по радио. Среди партий, спетых ею в эти годы – Царевна Лебедь ("Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова), Парася ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского), Нинетта ("Любовь к трем апельсинам" Прокофьева). С 1936 преподавала в студии Большого театра, в "Оперной студии К.С.Станиславского", с 1943 – в Московской консерватории.

Нежданова, обладавшая великолепной, безупречной вокальной техникой, была певицей русской школы, и именно в русском репертуаре (в опере – особенно в сочинениях Римского-Корсакова) вполне раскрылся ее талант. Исключительно чистое, прозрачное, благородное, слегка «отстраненное» звучание ее сопрано очень хорошо подходило для исполнения отечественной вокальной лирики. Она была замечательным интерпретатором современной ей музыки и постоянно расширяла свой репертуар. Единственная из певиц, она выступала в духовных концертах Синодального хора (дело в том, что до 1917 участие женщин в духовных хорах, кроме женских монастырей и институтов, не было разрешено, и для Неждановой делалось исключение как для прославленной певицы, известной своей религиозностью). Именно в расчете на ее голос были написаны партии солирующего сопрано в популярных духовных песнопениях П. Г. Чеснокова. Ее театральные роли были отмечены высокой сценической культурой, и с самого начала своего пути вплоть до последних дней Нежданова пользовалась особой любовью и уважением слушателей.

Энциклопедия РОЛ

А.В. Нежданова провела детство в деревне Кривая Балка, неподалеку от Одессы. Строгие родители - школьные учителя - раз и навсегда установленными принципами жизни не давали юной Антонине целиком отдаться уличным забавам и строго следили за тем, чтобы приоритетными для дочери стали ценности их поколения-семидесятников: долг, трудолюбие и скромность. Именно потому характер Неждановой отличался двойственностью. С одной стороны, Антонина Васильевна в жизни казалась легким, веселым человеком. С другой, она была до педантичности дисциплинирована; даже став примой, она не позволяла себе ни малейшей поблажки. Поначалу отец противился тому, чтобы Тоня чрезмерно увлекалась музыкой, ибо верный настроениям того времени он считал, что искусство слишком эфемерно для реальной жизни, а артистическая деятельность не является трудовой.

Поступив в Одесскую гимназию и освободившись от непосредственного контроля родителей, двенадцатилетняя Тоня около года посещала музыкальное училище по классу фортепьяно, а затем брала уроки пения у сестры знаменитых братьев Рубинштейн - Софьи Григорьевны.

Когда Неждановой исполнилось 16 лет, умер отец. Теперь выбор сделали обстоятельства - нужно было помочь семье, и в память об отце Антонина становится преподавателем в городском женском училище.

Восемь лет она преподавала. Но несмотря на преподавательскую деятельность, Антонина не пропускала ни одной оперной премьеры в Одесском театре. Когда младшие сестра и брат подросли, Нежданова решила, что самое время подумать о себе. В октябре 1899 года Антонина отправилась в Петербург поступать в консерваторию. Прослушав девушку, экзаменаторы объявили ей, что ее голос для карьеры оперной певицы недостаточен. Но Антонина не привыкла отступать, тут и понадобилась материальная помощь доктора Бурды, который обещал перевести деньги в оплату за учебу в Московскую консерваторию.

Нежданова очень волновалась на прослушивании. Она пела точно, но с трудом взяла верхнюю ноту в "Колыбельной" Чайковского. Однако эта ошибка не помешала выдающемуся педагогу, итальянцу Умберто Мазетти, разглядеть в абитуриентке будущую большую певицу. Нежданову приняли в "избранный" класс.

Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба певицы, не окажись у истоков ее пути такого великолепного мастера, каковым был Мазетти. Диапазон певицы, по ее собственному утверждению, не превышал полутора октав, но Мазетти сразу отказался от искусственного вытягивания верхних звуков и долгое время позволял Неждановой петь только те произведения, которые были построены на среднем регистре голоса. Однажды в Киеве к Неждановой, уже признанной певице, после окончания спектакля "Лакмэ" подошел антрепренер и спросил, не пела ли она арию с колокольчиками, выпустив наиболее трудные места. Заметив недоумение Неждановой, антрепренер пояснил, что выступавшая в партии Лакмэ незадолго до Неждановой певица невероятно мучилась, когда пела эту сложную арию; он решил, что Антонина Васильевна спела упрощенный вариант, поскольку ее пение было очень легким. Антрепренер не знал, что легкость исполнения - первый и самый главный принцип, который она переняла у Мазетти.

Он же, Мазетти, научил Нежданову и трепетному, заботливому отношению к собственному голосу: петь не больше двух-трех часов в сутки - двадцать минут упражнений, потом обязательный двадцатиминутный отдых. Напряженные занятия с Мазетти (они не прекращались даже в каникулы и выходные) дали свои положительные результаты. В экзаменационных листах против фамилии Неждановой на протяжении всех лет ученичества стояла оценка 5+, показатель исключительных успехов и особого места, которое занимала среди других учащихся Московской консерватории молодая певица.

26 февраля 1902 года в Большом театре проходила проба голосов. Как утверждали газеты, "свежестью и приятностью голоса произвела наиболее приятное впечатление А.В. Нежданова, спевшая партию Лючии". Принимая во внимание особые таланты дебютантки, ей предложили место в Мариинском театре, однако Нежданова отказалась. Во-первых, певица навсегда отдала свое сердце Москве, городу, который в нее поверил; во-вторых, она не хотела отказываться от уроков Мазетти. И надо заметить, что, несмотря на успехи в карьере, Нежданова никогда не изменила своему первому педагогу и до самой его смерти в 1919 году продолжала заниматься с ним вокалом.

Стать артисткой Большого певице помог случай. Там неожиданно заболели все три исполнительницы партии Антониды в опере "Иван Сусанин". Дирекция императорских театров вспомнила о молодой певице и попросила ее "выручить" спектакль. День 1 мая 1902 года ознаменован началом творческого пути замечательной русской певицы Антонины Васильевны Неждановой.

Уже в первом сезоне она выступила в восьми операх. Тесное творческое общение связывало Нежданову с такими корифеями русской оперной сцены, как Собинов, Шаляпин, Рахманинов, Танеев. С.В. Рахманинов, будучи дирижером Московского Большого театра с 1904 по 1906 год, с особой тщательностью корректировал исполнение певцов, борясь со ставшими привычными нарушениями ритма, интонаций смысловых и акустических.

Только дважды Антонина Васильевна согласилась на заграничные гастроли - в Париж в 1912 году, где партнерами певицы были Энрико Карузо и Титта Руфо, и в 1922 году - в Западную Европу, - измучившись от постоянных лишений в послереволюционной России.

Но остаться за границей, жить там она так и не смогла. Она была так консервативна, так привязана к месту, к своей родине, что пожертвовала всемирной славой ради покоя и приверженности ко всему русскому, дорогому и такому понятному.