Заслуженный артист РСФСР (16.01.1981).
Народный артист РСФСР (17.03.1988).

Отец – Георгий Андрианович Богатырёв, офицер ВМФ. В 1953 году его, как одного из лучших офицеров, перевели из Ленинграда в Москву, в распоряжение штаба МВФ.
В детстве любимым занятием будущего актёра был кукольный театр, другим увлечением – рисование.
В 1964 году, закончив восемь классов, поступил в Художественно-промышленное училище имени Михаила Калинина, чтобы стать художником по коврам.
В 1965 году стал участником детского кукольного театра «Глобус», юные актёры посещали театры, кино, музеи, вечера в Доме актёра, выступали в Домах культуры.
В 1967 году поступил в Московское Театральное училище имени Б.В. Щукина, на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.

В 1971 году, после окончания Щукинского училища, был принят в труппу театра «Современник», где долго не получал серьёзных ролей. Со временем стал много играть, лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые».
В ноябре 1974 года на экраны страны вышел фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором актёр сыграл Егора Шилова – человека, несправедливо заподозренного в предательстве и доказывающего свою невиновность. Съёмки проходили в Чечне, в горных и предгорных станицах и аулах. Местные жители, знавшие толк в лошадях и джигитовке, не раз восхищались тем, как актёр ездил верхом. В седле он держался так, как будто занимался верховой ездой всю жизнь, и с лошадью управлялся как опытный наездник.

В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырёва во МХАТ. Некоторое время актёр играл в двух театрах.
В 1980 году снялся в картине «Родня», ещё одном фильме Никиты Михалкова. Сыграл роль Стасика – мешковатого растяпы, которого обманывает жена, бьёт тёща, не ставит ни в грош дочь. Но Михалков хотел, чтобы этот персонаж не был столь однозначным, чтобы это был трогательный человек, который никому не приносит зла, большой ребёнок. Богатырёв сыграл его великолепно, этот образ был внутренне ему очень близок.

После присвоения звания Богатырёв наконец-то получил свою первую однокомнатную квартиру на улице Гиляровского в Москве. Однако прожил он в ней совсем недолго.
Юрий Богатырёв много рисовал, писал портреты друзей, композиции на темы любимых фильмов или пьес.
В конце января он готовил первую в своей жизни персональную выставку живописи в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре – отобрал работы, придумал название. Она должна была открыться в Москве 6 февраля 1989 года. Но судьба распорядилась иначе. Присутствовать на её открытии ему не довелось. В этот день состоялись его похороны.

Накануне гибели актёр получил гонорар от итальянского продюсера за фильм "Очи чёрные" и вечером 1 февраля 1989 года он собрал по этому поводу компанию в своей квартире по улице Гиляровского. Ближе к полуночи Богатырёву стало плохо с сердцем. После очередного сердечного приступа ему вызвали «скорую помощь», и фельдшер, пытаясь его спасти, ввёл ему в сердце препарат не совместимый с алкоголем. Смерть актёра наступила мгновенно.
Так, в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года не дожив месяца до собственного сорокадвухлетия в своей крохотной московской квартире ушёл из жизни Юрий Георгиевич Богатырёв.

Похоронен актёр на Писательской аллее Ваганьковского кладбища Москвы (участок № 24).

Жизни и творчеству актера посвящена глава 16 цикла "Чтобы помнили" Леонида Филатова.

Работы на радио
1977 - Двенадцатая ночь (У. Шекспир; режиссёр: П. Джеймс) - герцог Орсино
1982 - Моцарт и Сальери (А. Пушкин; режиссёр: А. В. Эфрос) - Сальери
1985 - Жди меня (К. Симонов; режиссёр: Э. Верник) - Панов
1986 - Открытая книга (В. Каверин; режиссёр: Э. Верник) - Раевский
1986 - Наука расставания (В. Каверин; режиссёр: Э. Верник) - военкор Незлобин
1988 - В тумане. Страницы повести (В. Быков)
Курьерский поезд. Рассказ (Д. Буццати)
Завтра была война (Б. Васильев; режиссёр: Л. Веледницкая) - отец Вики
Прекрасная нивернезка. Рассказ (А. Додэ)
Двенадцать стульев. Главы из романа (И. Ильф, Е. Петров)
Простая вещь (по «Рассказу о простой вещи» Б. Лавренева; режиссёр: В. Хлестов) - капитан Туманович
Тобольский летописец (Л. Мартынов; режиссёр: А. Горовацкий) - Карт
Выстрел (А. Пушкин; режиссёр: Б. Щедрин) - граф
Тюльпан, камень, меч (Серд Карлос, Сантис Омар Сааведра; режиссёр: Э. Кольбус) - Сальседа
Дым отечества. Страницы повести (К. Симонов)
Утро помещика. Главы из повести (Л. Н. Толстой)
Мятеж (по роману Д. Фурманова; режиссёр: В. Шиловский) - Фурманов
Банкет в честь Тиллотсона. Новелла (О. Хаксли)
Стихи С. Есенина, С. Надсона, Л. Мартынова, К. Мумина, Т. Табидзе, Г. Тукая

театральные работы

Московский театр «Современник»
1971 - «Свой остров» Р. Каугвера; постановка: Г.Б. Волчек - Янус
1971 - «Тоот, другие и майор» И. Эркеня; постановка: А.А. Алов, В.Н. Наумов - Священник
1971 - «Валентин и Валентина» М.М. Рощина; постановка: В.В. Фокин - Карандашов
1971 - «Большевики» М.Ф. Шатрова; постановка: О.Н. Ефремов, Г.Б. Волчек - Курский
1972 - «Всегда в продаже» В.П. Аксёнова; постановка: О.Н. Ефремов - Треугольников
1972 - «Вечно живые» В.С. Розова; постановка: О.Н. Ефремов - Марк
1973 - «Как брат брату» Д. Рейба; постановка: А. Вайда - Сержант
1973 - «Белоснежка и семь гномов» Л.Н. Устинова, О.П. Табакова; постановка: О.П. Табаков, Г.Б. Волчек) - Гном Суббота
1973 - «Погода на завтра» М.Ф. Шатрова; постановка: Г.Б. Волчек, И.Л. Райхельгауз, В.В. Фокин - Работник отдела кадров
1974 - «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек, М. Микаэлян; постановка: Г.Б. Волчек, О.И. Даль - Водяной
1974 - «С любимыми не расставайтесь» А.М. Володина; постановка: В. В. Фокин - Алфёров
1974 - «Балалайкин и Ко» по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия»; постановка: Г. А. Товстоногов - Кшепшицюльский
1974 - «Четыре капли» В.С. Розова; постановка: В.В. Фокин - Сёмин
1975 - «Двенадцатая ночь» У. Шекспира; постановка: П. Джеймс - Герцог Орсино
1975 - «Эшелон» М.М. Рощина; постановка: Г. Волчек, И. Райхельгауз - Автор, ведущий рассказ
1976 - Вишнёвый сад А.П. Чехова; постановка: Г.Б. Волчек - Лопахин

МХАТ (после раздела театра - МХТ имени А. П. Чехова)
1977 - «Мятеж» по роману Д.А. Фурманова; постановка: В.Н. Шиловский - Фурманов
1978 - «Дни Турбиных» М.А. Булгакова; постановка: Л.В. Варпаховский - Алексей Турбин
1978 - «Эльдорадо» А. Соколовой; постановка: О.Н. Ефремов - Евгений
1981 - «Возчик Геншель» Г. Гауптмана; постановка: В.П. Салюк - Зибенгар
1981 - «Путь» А.О. Ремеза; режиссёр: В. Саркисов, постановка: А. Васильев - Илья Николаевич Ульянов
1981 - «Тартюф» Мольера; постановка: А.В. Эфрос - Клеант
1981 - «Так победим!» М.Ф. Шатрова; постановка: О. Н. Ефремов, Р. А. Сирота - Член ЦК РКП(б)
1982 - «Живой труп» Л.Н. Толстого; постановка: А.В. Эфрос - Каренин
1983 - «Старый Новый год» М.М. Рощина; постановка: О.Н. Ефремов - Полуорлов
1983 - «Чайка» А.П. Чехова; постановка: О.Н. Ефремов - Тригорин
1984 - «Попытка полёта» Й. Радичкова; постановка: М. Киселов - Учитель Киро
1985 - «Юристы» Р. Хоххута; постановка: Г. Флеккенштайн - Хеммерлинг
1986 - «Чокнутая» («Зинуля») А И. Гельмана; режиссёр: Н. Скорик, постановка: О.Н. Ефремов - Фёдор Иванович
1987 - «Перламутровая Зинаида» М.М. Рощина; постановка: О.Н. Ефремов, Н. Скорик - Юрик (1987), Табак (1988)

Сегодня героем нашей статьи станет великолепный и знаменитый советский актер. Его имя хорошо известно зрителям старшего поколения. Это Богатырев Юрий Георгиевич.

Детские годы

Юрий Богатырев появился на свет второго марта тысяча девятьсот сорок седьмого года в Риге. Его отец - военный моряк, мама - домохозяйка. Позднее семья перебралась в Ленинград, а еще позже - в Москву. В детстве мальчика называли девчоночником. И все потому, что Юра был очень нежен и изящен. К тому же он предпочитал дружить с соседскими девочками.

Надо отметить, что Юрий Богатырев, биография которого с детства была связана с творчеством, любил организовывать и принимать активное участие в самодеятельных театрах. Он любил сам делать из старых маминых платьев кукол, шил занавес, распределял между подружками роли.

В средней школе Юрий Богатырев увлекся рисованием. Окончив восьмой класс, он поступил в художественное училище им. М. И. Калинина. Довольно часто студентов вывозили на этюды в подмосковные леса. В одной из этих поездок он познакомился с юными актерами из театра-студии Владимира Штейна «Глобус». Именно благодаря этому знакомству юноша подал документы в знаменитое Щукинское училище.

«Современник»

Через пять лет дипломированный молодой актер Юрий Богатырев поступил на работу в знаменитый театр «Современник». В это же время в труппу пришли Райкин и Фокин. В коллективе Юру приняли очень тепло. Всем было ясно, что к ним в коллектив пришел талантливый и перспективный актер. Молодой человек был удивительно добрым и открытым. В театре его любили. Начинающего актера отличала удивительная ирония. Это довольно редкое актерское качество.

Кино

Юрий Богатырев, фильмография которого довольно обширна, дебютировал как киноактер в 1970 году. Это была небольшая роль в знаменитом фильме Н. С. Михалкова «Спокойный день в конце войны». Настоящую известность Юрий Богатырев, актер разносторонний и безгранично одаренный, познал через четыре года. Это произошло после выхода в прокат знаменитого вестерна «Свой среди чужих, чужой среди своих». Картина переносит нас в далекие 20-е годы, в небольшой южный российский городок. Богатыреву была предложена одна из главных ролей - красноармейца Шилова, с которой актер блестяще справился.

Сотрудничество с Михалковым

Кинокритики и рядовые зрители отмечают, что свои лучшие драматические роли Юрий Богатырев сыграл в фильмах Никиты Михалкова. Многие помнят его образ Штольца в киноленте «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979 г.), Сержа в «Неоконченной пьесе для механического пианино» (1976 г.), Стасика в драме «Родня» (1981 г.).

В конце 70-х и начале 80-х годов Юрий Богатырев, фото которого вы видите в этой статье, был уже общепризнанным мастером кинематографа. Подтверждение этому - блестяще исполненная роль негодяя Ромашова в фильме «Два капитана» (1976 г.).

«Объяснение в любви» (1977-1978 гг.)

Многие специалисты считают очень значительной роль Филиппка, которую сыграл Юрий Богатырев в этой ленте. Картина охватывает историю страны почти за 50 лет. На экране мы видим пустынную Москву 20-х годов, коллективизацию, ударные стройки 30-х годов, трагедию военного времени, самый большой праздник - День Победы.

Красной линией через весь фильм проходит история любви талантливого журналиста Филиппа и его вечно хлопочущей по хозяйству жены Зиночки, которая всегда готова изменить мужу.

Мастер перевоплощений

Талантливый художник-портретист, оригинальный прозаик, Юрий Богатырев обладал необыкновенным даром ко внешнему и внутреннему перевоплощению. В нем удивительным образом сочетались богатство средств выражения и простота актерского мастерства. Он одинаково гениально справлялся с комедийными и драматическими ролями.

Всенародный любимец

Не будет преувеличением утверждение, что Богатырев был любимцем миллионов почитателей кино в Советском Союзе. Однако сегодняшнему зрителю трудно представить себе, что столь популярный и известный человек может иметь столь тяжелую и трагичную жизнь. Его немногочисленные истинные друзья вспоминают, что у Юрия было слишком много завистников среди коллег. Завидовали его невероятной популярности, тому, что у него было множество ролей, что Юрий Богатырев, фильмография которого была мечтой многих менее удачливых актеров, был по тем временам одним из самых богатых актеров. Завидовали даже тому, что он был одинок.

Богатырев с 1976 года работал во МХАТе. Подлость и лицемерие, зависть и интриги, царившие в то время в труппе, приводили его в ужас. В этот период времени пьянство у мхатовцев считалось нормой.

Актер Юрий Богатырев: личная жизнь

К сожалению, в этом плане все складывалось совсем не так, как того хотелось. Юрий Георгиевич так и не смог найти свою вторую половинку. Он всегда пылко влюблялся в своих партнерш по экрану или сцене Елену Соловей, Светлану Крючкову, Анастасию Вертинскую). На каждой из них он мечтал жениться. Но это были лишь светлые мечты, платонические чувства.

Особые отношения связывали его с любимой многими актрисой Они были не просто коллегами, партнерами по сцене. Они были настоящими большими друзьями, родственными душами. У них даже совпадал день рождения, который они всегда старались отмечать вместе.

К сожалению, Юрий Богатырев, которого не сложилась, довольно часто впадал в глубокие депрессии, тяжело переживал свое одиночество.

Существовала еще одна деликатная сторона жизни актера, о которой говорить совсем не просто. Уже в достаточно зрелом возрасте актер обнаружил у себя гомосексуальные наклонности. Из-за этого открытия он сильно страдал и не находил объяснения своей непохожести на других людей. Если учесть, что это произошло довольно поздно, то можно представить, насколько было для него болезненно. Это сейчас некоторые звезды бравируют такой особенностью, а Юрий страдал, много пил, совершал глупые поступки, о которых потом сильно жалел. Его близкие друзья считают, что было бы у Юрия и здоровья больше, и с пьянками было бы покончено, если бы он смирился со своей «странностью».

Фиктивный брак

Несмотря ни на что, в жизни Юрия Богатырева был брак. Многие считают его фиктивным, хотя это не совсем верно. Актриса Театра на Таганке, соседка Юрия по общежитию Надежда Серая оказалась в очень непростой ситуации. После болезненного и очень скандального развода с режиссером Михаилом Хусейном по законам того времени женщину с ребенком должны были выселить не только из общежития, но и из Москвы. В это время Надежда познакомилась с Юрием. Их отношения плавно переросли в любовь. Брак оформили без лишнего шума, многие потом посчитали его тайным. Этот факт своей жизни молодожены скрыли даже от самых близких людей - дочери Надежды Вари и матери Юрия Татьяны Васильевны, которая на тот момент перенесла серьезную операцию.

На том, чтобы сохранить бракосочетание в тайне, настояла Надежда. Пара не стала жить вместе: в крошечной комнате существовать втроем было невозможно. Они решили подождать, пока девочка немного подрастет и появятся деньги на приобретение более комфортного жилья. Однако довольно быстро чувства стали охладевать, и их отношения постепенно прекратились. Маме Юрий так и не успел рассказать о своем браке. После смерти сына она увидела штамп о регистрации в паспорте, Надежда сказала ей, что брак был фиктивным.

Звания

В 1981 году Юрий Георгиевич был удостоен звания Заслуженного артиста России, а в 1988 году он стал Народным артистом. После получения званий актер, наконец, получил свое первое жилье - на улице Гиляровского однокомнатную квартиру. Однако, к сожалению, пожить в ней Юрию Георгиевичу долго не пришлось.

Юрий Богатырев - художник

В последнее время актер много работал. Помимо своей основной деятельности, он увлеченно рисовал композиции на темы любимых пьес и фильмов, портреты. В середине января 1989 года он стал готовить свою первую персональную художественную выставку. Юрий Богатырев тщательно отбирал работы, придумывал названия. Выставка должна была начать работу 6 февраля 1989 года в Но к ужасу многочисленных поклонников в этот день Москва хоронила любимого актера. От чего умер Юрий Богатырев? Причина его смерти долгое время интересовала почитателей таланта популярного артиста. Выставка открылась без Юрия, но не в Москве, а в Ленинграде. Сегодня ее можно увидеть в Самаре. Специально написанные для актера роли сыграли другие актеры. К примеру, роль генерала Радова в «Сибирском цирюльнике» предназначалась Богатыреву.

Трагическая кончина

Многих поклонников таланта актера до сих пор волнует вопрос, как умер Юрий Богатырев. Причина смерти была известна на следующий день после трагедии.

Незадолго до этой даты Богатырев получил довольно крупный гонорар за фильм «Очи черные». По этому поводу 1 февраля 1989 года он пригласил в свою квартиру компанию, чтобы отметить это событие. Поздно вечером ему стало плохо с сердцем. Вызвали «скорую помощь», и приехавший фельдшер (на сердечный приступ!), пытаясь спасти жизнь актера, ввел ему в сердце препарат, который несовместим со спиртными напитками. Смерть наступила мгновенно. Так, из-за нелепой ошибки и непрофессионализма в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года не стало 41-летнего талантливейшего человека.

Актер всегда мечтал сыграть Обломова. Накануне его похорон друзья сшили бордовый «обломовский» халат, «подстарили» его в театральных мастерских и на похоронах прикрыли ноги актера этим символом его несбывшейся мечты. Похоронен Юрий Богатырев на Ваганьковском кладбище.

Странные обстоятельства

После смерти актера из его квартиры таинственным образом исчезла крупная сумма денег. Это как раз сумма последнего гонорара. Такая же загадочная участь коснулась и картин Юрия. Из сотен его работ всего восемь хранятся в несколько работ остались у близких друзей. Где находятся остальные, неизвестно до сих пор.

Последние роли

«Полет птицы»

В 1988 году Юрий Богатырев снялся в двухсерийном художественном фильме «Полет птицы». Это экранизация повести «Платок на стене» Е. Габриловича. События фильма относятся к тридцатым годам. Лена Храпова приехала в Москву из провинциального города. Она не поступила на юридический, как того хотела мама, а пошла в театральное училище. Главную роль поэта сыграл Юрий Богатырев.

«Презумпция невиновности» (1988 г.)

Приключенческий детектив. У известной эстрадной звезды в поезде «Красная стрела» пропал пиджак и документы, без которых зарубежные гастроли невозможны. Два безбилетчика представились следователями и начали собственное расследование…

К сожалению, слишком рано этот талантливейший человек ушел из жизни, но роли, сыгранные ним, навсегда останутся в истории отечественного кинематографа.

Юрий Георгиевич Богатырёв. Родился 2 марта 1947 года в Риге - умер 2 февраля 1989 года в Москве. Советский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1988).

Отец - Георгий Андрианович. Мать - Татьяна Васильевна.

Отец был военным моряком. В 1953 году его перевели служить в Москву, куда переехала и вся семья.

В 1963-1966 годах учился в Художественно-промышленном училище имени М. И. Калинина на коврово-ткацком отделении, которое не окончил.

Занимался во Всероссийской мастерской эстрадного искусства на отделении разговорного жанра.

В 1966-1971 годах студент Театрального училища имени Б. В. Щукина, курс Ю. В. Катина-Ярцева.

В 1971-1977 годах служил в МДТ «Современник», в 1977 году был приглашён в МХАТ и некоторое время служил в двух театрах. Одной из лучших его театральных ролей считается Клеант в спектакле «Тартюф» по пьесе Мольера.

Работы Юрия Богатырёва в театре:

Московский театр «Современник»:

1971 - «Свой остров» Р. Каугвера (постановка Г. Б. Волчек) - Янус;
1971 - «Тоот, другие и майор» И. Эркеня (постановка: А. А. Алова, В. Н. Наумова) - Священник;
1971 - «Валентин и Валентина» М. М. Рощина (постановка В. В. Фокина) - Карандашов;
1971 - «Большевики» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Г. Б. Волчек) - Курский;
1972 - «Всегда в продаже» В. П. Аксёнова (постановка О. Н. Ефремова) - Треугольников;
1972 - «Вечно живые» В. С. Розова (постановка О. Н. Ефремова) - Марк Александрович;
1973 - «Как брат брату» Д. Рейб (постановка: А. Вайды) - Сержант;
1973 - «Белоснежка и семь гномов» Л. Е. Устинова, О. П. Табакова (постановка О. П. Табакова, Г. Б. Волчек) - гном Суббота;
1973 - «Погода на завтра» М. Ф. Шатрова (постановка Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза, В. В. Фокина) - Работник отдела кадров;
1974 - «Принцесса и дровосек» Г. Б. Волчек, М. И. Микаэлян (постановка: Г. Б. Волчек, О. И. Даля) - Водяной;
1974 - «С любимыми не расставайтесь» А. М. Володина (постановка: В. В. Фокина) - Алфёров;
1974 - «Балалайкин и К°» по роману М. Е. Салтыков-Щедрина «Современная идиллия» (постановка Г. А. Товстоногова) - Кшепшицюльский;
1974 - «Четыре капли» В. С. Розова (постановка В. В. Фокина) - Сёмин;
1975 - «Двенадцатая ночь» Шекспира (постановка П. Джеймса) - герцог Орсино;
1975 - «Эшелон» М. М. Рощина (постановка: Г. Б. Волчек, И. Л. Райхельгауза) - Автор, ведущий рассказ;
1976 - «Вишнёвый сад» (А. П. Чехова (постановка Г.Б. Волчек) - Ермолай Алексеевич Лопахин.

МХАТ (после раздела театра - МХТ имени А. П. Чехова):

1977 - «Мятеж» по роману Д. А. Фурманова (постановка: В. Н. Шиловского) - Дмитрий Андреевич Фурманов;
1978 - «Дни Турбиных» М. А. Булгаков (постановка: Л. В. Варпаховского) - Алексей Васильевич Турбин;
1978 - «Эльдорадо» А. А. Соколова (постановка О. Н. Ефремова) - Евгений;
1981 - «Возчик Геншель» Г. Гауптмана (постановка: В. П. Салюка) - Зибенгар;
1981 - «Путь» А. О. Ремеза (режиссёр В. Ю. Саркисов, постановка А. А. Васильева) - Илья Николаевич Ульянов;
1981 - «Тартюф» Мольера (постановка А. В. Эфроса) - Клеант;
1981 - «Так победим!» М. Ф. Шатрова (постановка О. Н. Ефремова, Р. А. Сироты) - член ЦК РКП(б);
1982 - «Живой труп» Л. Н. Толстого (постановка А. В. Эфроса) - Виктор Михайлович Каренин;
1983 - Старый Новый год М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова) - Полуорлов;
1983 - «Чайка» А. П. Чехова (постановка О. Н. Ефремова) - Борис Алексеевич Тригорин;
1984 - «Попытка полёта» Й. Радичкова (постановка М. Киселова) - Учитель Киро;
1985 - «Юристы» Р. Хоххута (постановка Г. Флеккенштайна) - Хеммерлинг;
1986 - «Чокнутая» («Зинуля») А. И. Гельмана (режиссёр Н. Л. Скорик, постановка О. Н. Ефремова) - Фёдор Иванович;
1987 - «Перламутровая Зинаида» М. М. Рощина (постановка О. Н. Ефремова, Н. Л. Скорика) - Юрик (1987), Табак (1988).

Всесоюзная известность пришла к Юрию Богатырёву благодаря кино. Начал он сниматься в 1966 году.

Но первая действительно успешная роль, прославившая его, была в 1974-м, в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» , в котором он сыграл Егора Шилова. Сам актёр называл режиссёра фильма своим «крёстным отцом» в кино, а для Михалкова Богатырёв стал своеобразным талисманом.

Никита Михалков впервые увидел Богатырёва в спектакле «Подросток» в Щукинском училище в роли Версилова и пригласил в свой дипломный фильм «Спокойный день в конце войны». А первый полнометражный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» принёс удачу обоим. Для фильма мягкому, доброму и немного неуклюжему Богатырёву пришлось специально похудеть, научиться держать по-мужски кулаки, впервые оседлать лошадь. Вместе с он совершил прыжок со скалы, и их чуть не унесло потоком горной воды.

Юрий Богатырёв в фильме "Свой среди чужих, чужой среди своих"

Юрию Богатырёву были подвластны перевоплощения в самых разных героев. В 1979 году вышел фильм Никиты Михалкова «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Актёр видел себя и в роли Обломова, но сыграл, как сам признавался, полную свою противоположность – Штольца.

В 1978 году Юрий Богатырёв сыграл одну из лучших своих ролей в кино - Филиппка в картине Ильи Авербаха «Объяснение в любви». Запомнился и как Серж Войницев из «Неоконченной пьесы для механического пианино».

Юрий Богатырёв в фильме "Несколько дней из жизни И. И. Обломова"

Юрий Богатырёв в фильме "Мертвые души"

Юрий Богатырёв в фильме "Очи чёрные"

Юрий Богатырёв в фильме "Дон Сезар де Базан"

Всю жизнь Юрий Богатырёв увлекался живописью. В 1989 году должна была состояться первая персональная выставка его картин в Москве, но прошла она лишь после его смерти. Большая часть его живописи исчезла.

Друзья считали его бессеребреником и идеалистом. Деньги у него не задерживались. В последние годы актёр пристрастился к алкоголю, потерял форму, и его стали меньше приглашать в кино. Друзья объясняли это переживаниями актёра по поводу своей гомосексуальности.

У Юрия Богатырёва развилась депрессия, он начал принимать антидепрессанты.

В роковой для него день Юрий Георгиевич получил большой гонорар за фильм «Очи черные» и устроил вечеринку. Внезапно почувствовал себя плохо. По словам медиков, роковую роль сыграло сочетание шампанского и антидепрессантов.

Вечером 1 февраля 1989 года актёр принял перед сном лекарство, а ночью у него случился сердечный приступ. Была вызвана бригада «скорой помощи». Богатырёву был введён клофелин, несовместимый с принятыми накануне антидепрессантами. Это вызвало шок и мгновенную остановку сердца.

Юрий Богатырёв скоропостижно скончался на другой день, 2 февраля 1989 года, не дожив месяца до своего 42-летия.

Рост Юрия Богатырёва: 187 сантиметров.

Личная жизнь Юрия Богатырёва:

Актер Юрий Богатырев был нетрадиционной сексуальной ориентации, из-за чего очень страдал.

Уже в детстве он был не такой, как все мальчики, выделяясь грациозностью, изяществом и некоторой изнеженностью. Ему не нравились грубые мужские игры и драки. Зато он с удовольствием играл с девочками в куклы, шил их из старых лоскутков, придумывал им имена и наряды.

Его мама Татьяна Васильевна рассказывала, что сын любил наряжаться в ее платья, надевал шляпки и вуали, примерял бусы и кольца. Родители не придавали большого значения не мальчишескому поведению ребенка. Списывали странности на тонкость натуры, мягкость характера.

Но были у него и романы с девушками. Так, он был влюблен в Нелли Якубову, с которой они вместе занимались в кукольном театре-студии «Глобус».

"Благодаря своей одаренности Юра всегда оказывался в центре внимания – импровизировал на фортепиано, великолепно танцевал, хорошо пел", – рассказывала Нелли.

В Щукинском училище он также активно ухаживал за девушками. Его маме очень нравилась его однокурсница . Она ему говорила, что лучшей невестки не найти, но Юрий отшучивался.

От материнского внимательного глаза не ускользнуло, что настоящая влюбленность его не посещала никогда.

Своими душевными страданиями делился он и с Натальей Гундаревой. Та его пыталась утешить: "Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое – и все".

Какое-то время он жил с администратором МХАТа Василием Росляковым . Они и не скрывали от общих знакомых, что их связывают трогательные отношения. Потом у него появился бармен Саша Ефимов.

Однако был в его жизни и брак - официальной супругой стала актриса Надежда Серая , соседка по коммуналке. Она попала в сложную жизненную передрягу: после развода с мужем-режиссером ей грозило выселение из Москвы, срочно требовался штамп в паспорте о браке. Богатырев согласился помочь.

Фильмография Юрия Богатырёва:

1966 - Такой большой мальчик - эпизод
1970 - Спокойный день в конце войны - немецкий солдат
1972 - На дне - полицейский пристав
1974 - Свой среди чужих, чужой среди своих - Егор Петрович Шилов
1974 - Таня - Андрей Тарасович
1975 - Раба любви - Владимир Максаков
1975 - Там, за горизонтом - Дмитрий Жерехов
1976 - Два капитана - Михаил Васильевич Ромашов
1976 - Когда-то в Калифорнии - Твинг
1976 - Мартин Иден (телеспектакль) - Мартин Иден
1977 - Неоконченная пьеса для механического пианино - Сергей Павлович Войницев (Серж)
1977 - Объяснение в любви - Филиппок
1977 - Нос - Николай I
1977-1979 - Открытая книга - Андрей Дмитриевич Львов
1979 - Несколько дней из жизни И. И. Обломова - Андрей Иванович Штольц
1979 - Последняя охота - Сергей
1979 - Отпуск в сентябре - Анатолий Саяпин
1980 - Мой папа - идеалист - Борис Петров
1980 - Мятеж - Дмитрий Фурманов
1980 - Глубокие родственники - Юрик
1980 - Странный отпуск
1980 - Восьмой день творения
1981 - Две строчки мелким шрифтом - Тишков
1981 - Родня - Станислав Павлович
1981 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 5 - Томас Вулф
1981 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 6 - Никитин
1981 - Театр по Салтыкову-Щедрину
1981 - Великие имена России. Станиславский - рассказчик-комментатор
1981 - И с вами снова я - царь Николай I
1982 - Время для размышлений - Андрей
1982 - Старинный детектив - друг Дюпена, Семсон
1982 - Возчик Геншель - Зибенгар
1982 - В. И. Ленин. Страницы жизни - Илья Николаевич Ульянов, отец Ленина
1982 - Нежданно-негаданно - Илья Петрович, нотариус
1982 - Полёты во сне и наяву - озвучил роль скульптора
1983 - Карантин - дедушка
1983 - Уникум - Павел Егорович Перебереев
1983 - Кое-что из губернской жизни - Ломов, Шипучин, Ять, любовник Ниночки
1983 - Человек из страны Грин - Урбан Футроз
1984 - Мёртвые души - барин Манилов
1984 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 10 - полковник Ролинг
1984 - Чужая жена и муж под кроватью - Бобыницын
1984 - Злой мальчик
1985 - Повесть о первой любви (в к/ж «Ералаш» № 50) - писатель Михал Михалыч
1987 - Очи чёрные - предводитель дворянства
1987 - По привычке (в к/ж «Фитиль» № 301)
1987 - Первая встреча, последняя встреча - майор Гей
1987 - Кувырок через голову - Стурис
1987 - Телеспектакль из серии «Этот фантастический мир». Выпуск 12 - прокурор
1987 - Доченька - Ипатов
1988 - Презумпция невиновности - Григорий Степанович Козинец
1988 - Полёт птицы - Разлогов
1989 - Дон Сезар де Базан - Карл II (король Испании)


Лауреат премии имени Ленинского комсомола (1978)
Заслуженный артист РСФСР (1981)
Народный артист РСФСР (1988)

Его отец Георгий Богатырёв был морским офицером. В 1953 году его, как одного из лучших офицеров, перевели в Москву в распоряжение штаба МВФ.

В детстве пятилетний Юрий страдал лунатизмом. Он вставал во сне и ходил по квартире, нарядившись в шелковый халат с черными страусами на голубом фоне. Иногда картину завершала мамина шляпа с пером, вуалькой и мушками. Потом все аккуратно снимал и, как ни в чем не бывало, ложился спать дальше.

Ведь как аккуратно вешал халат на место! - поражалась мама Юрия Богатырёва Татьяна Васильевна. - Кочерга стояла рядом с халатом и не падала! Мы в таких случаях его никогда не будили и только... Потом только спросим: «Ты помнишь?» - «Нет». Cо временем лунатизм у Юрия прошел сам собой.

Юрий с детства был не по-мальчишески изящен и нежен. В импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной, маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.

Еще во время учебы в средней школе Юрий всерьез увлекся рисованием. В юности это занятие даже помогало ему заработать на жизнь, так как Юрий не любил просить деньги у родителей. Он подрабатывал на археологических раскопках, зарисовывал для ученых найденные «сокровища» – остатки женских украшений, монеты и черепки от глиняной посуды.

Из одной такой экспедиции он привез домой настоящий человеческий череп. Его сестра Рита, учившаяся на стоматолога, сначала ахнула, а затем использовала это «учебное пособие» для подготовки к экзаменам в институте. Тогда же на самостоятельно заработанные деньги Юрий сделал первые самостоятельные покупки. Одним из его первых приобретений стал коричневый нейлоновый плащ. Но свое будущее с археологией Богатырёв не связывал. Его больше интересовало искусство. Так, например, когда в дом к Богатырёвым приходили гости – его всегда просили почитать стихи, попеть. Он никогда не отказывался – воспринимал это как очередную репетицию. После восьмого класса Юрий поступил в художественно-промышленное училище имени Калинина. А так как студенты этого училища выезжали в подмосковные леса на этюды, то время одного из таких выездов Юрий познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна.

Филолог-переводчик Александр Нестеров познакомился с Богатырёвым в начале 1960-х годов, когда Юрий работал в археологической экспедиции в Подмосковье. Нестеров рассказывал: «Юра оказался под чутким и строгим руководством замечательного педагога, который за очень короткий промежуток времени сумел научить способного парня читать стихи, прозу, правильно двигаться на сцене, преодолевать стеснение... Владимир Михайлович Штейн открыл ему, что он может быть артистом, что у него может что-то получиться – если не просто приятно проводить время на сцене, а еще и репетировать. Потому что у Юры бывали сбои. Ведь в том же спектакле по стихам Маяковского он иногда... убегал не в том направлении. Мы стоим за ширмой и ждем, когда он скажет положенные слова и аккуратно уйдет за кулисы, чтобы нам начать свое действие. А он совсем не туда идет. И ничуть не переживает – напротив, все это вызывает у него приступы веселья. Но каких-то серьезных провалов у него не было. Вообще наш коллектив «Глобус» был очень яркий, хотя и небольшой – около пятнадцати человек. Кто-то уходил, поступая в институт, кто-то приводил новеньких... Но особенность нашего кукольного театра была в том, что нас всех связывала тесная хорошая дружба. Мы достаточно много общались. Хотя времена для этого были не самые удачные. Возможности для встреч были весьма ограниченные. Мало кто из нас жил в отдельной квартире, в основном в коммуналке. Мы часто собирались у девочек – у Греты Аснис, Нины Турчак, Тани Майдель, ее одноклассницы Нели Якубовой. Устраивали вечера в складчину: две бутылки вина на десять человек, винегрет. Неля всегда приносила что-нибудь вкусное – например, печенье, сделанное своими руками по татарскому рецепту. И вся эта вечеринка – в квартире с соседями: надо вести себя достаточно тихо, чтобы не вызвать их неудовольствия. А хотелось и потанцевать, и попеть. Ведь дискотек тогда просто не существовало. Если во Дворце пионеров устраивали танцы, то коллективы, которые занимались там, должны были выделить здоровых парней-дружинников на охрану входа – потому что люди рвались на танцы как сумасшедшие. И Юра тоже зачастую стоял в оцеплении. Он, как и все, подежурит, а потом сам сходит потанцует... Тогда он был открытый, веселый человек. И достаточно заводной. Это потом уже стал более скрытным. Влияние среды, возможно. А когда мы общались – этого вовсе не было. Хотя с другой стороны... Бывают люди, которые всем рассказывают о своих влюбленностях. А есть такие, которые полагают, что не следует этого делать. Он был из числа последних. Наверное, у него были увлечения, но он не откровенничал с нами, никому не поверял свои личные проблемы. И в памяти у меня осталась только очень приятная сторона общения с ним – чисто дружески-творческая... Хотя, может, все дело было в том, что все-таки мы были еще школьниками, а он студентом. И выглядел иначе. Следил за модой – завел себе костюм, носил рубашку с галстуком. Узнал, где находится хорошая парикмахерская, и был всегда аккуратно пострижен. Главное – уже тогда было ясно, что это не пустой человек. Его начитанность, определенный уровень культуры были видны сразу. Но он никогда не стремился показать свое превосходство в чем бы то ни было».

Работа в «Глобусе» пробудила в Юрии интерес к сцене, и в 1966 году, окончив художественно-промышленное училище, он подал документы в театральное училище имени Щукина, которое благополучно закончил в 1971 году. Курс был сильный, преподавал Катин-Ярцев. На нем так же учились Наталья Гундарева и Константин Райкин. По окончании училища Юрий Богатырёв был принят в Московский театр «Современник», где проработал до 1977 года.

Богатырёв долго не получал серьёзных ролей. Но со временем стал много играть, и его лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые». Виталий Вульф вспоминал: «Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырёва, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром. Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

В кино Богатырёв дебютировал в 1970 году в дипломной работе Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны».

Тогда же он познакомился с Александром Адабашьяном. Позже Адабашьян рассказывал о Богатырёве: «Я думаю, живопись для Юры была продолжением его профессии. Он рисовал друзей, старушек на улице, чеховских персонажей. Любил гулять по арбатским переулкам и потрясал меня знанием этих мест. У Юры ведь долгое время была красногорская прописка, ему не полагалось общежитие. Поэтому он жил у однокурсника Кости Райкина, а потом переехал ко мне. Юра был человеком детских реакций: легко обижался, легко мирился. Мы познакомились с Юрой на дипломной работе Никиты Михалкова. Вольно-невольно много общались, а потом выяснилось, что Юра увлекается живописью. Мы вместе ходили на выставки, одно время Юра даже жил у меня дома. От комплекса "приживалы" придумал себе, что обожает мыть посуду. Когда к родителям приходили гости, умолял маму: «Ничего не трогайте! Я приду и все перемою!» Никогда не возвращался домой с пустыми руками: то булочки калорийные приносил, то пакетик сушек. Очень трогателен был в общежитии. С людьми Юра сходился не сразу. Был сначала ершист, боялся, что его не воспримут, и делал вид, вроде бы оно ему и не очень-то надо. Но стоило человеку отнестись к нему доброжелательно, он сразу «влюблялся». Когда он, работая в «Современнике», «влюбился» в Галину Борисовну Волчек, то каждое утро мыл ей машину. Весь театр думал, что это подхалимаж. Но Юра мог так же «влюбиться» в билетершу, роли не играло, и тогда тоже дошло бы до мытья полов и ухаживания. В Юре было много детского, и когда он напускал на себя серьезность, это все равно прорывалось. Однажды он пригласил меня на спектакль, я не смог зайти к нему за кулисы и позвонил на следующий день. Юра сухо буркнул: «Да, узнал. Что ты хочешь? Говори быстрее, у меня нет времени!» - «Ты играл потрясающе, замечательно!» - «Серьезно? Знаешь, а вот этот кусок я хотел сделать так... А что ты сейчас делаешь? Приезжай, поговорим». Юра тут же все забыл, никак не пытаясь оправдать свою холодность в начале разговора. Разве можно было на это обижаться?»

Работая в «Современнике», Богатырёв часто по утрам мыл машину Галине Волчек. «В этом не было подхалимажа - говорил Александр Адабашьян, - а была влюбленность, рабская и искренняя».

Настоящая известность к актеру пришла после знаменитого фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», вышедшего на экраны в 1974 году, в котором Богатырёв сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова.

Съёмки проходили в Чечне, в горных и предгорных станицах и аулах. Местные жители, знавшие толк в лошадях и джигитовке, не раз восхищались тем, как актёр ездил верхом. В седле он держался так, как будто занимался верховой ездой всю жизнь, и с лошадью управлялся как опытный наездник. Хотя на самом деле Юрий начал учиться скакать на лошади лишь накануне съемок. Еще ему пришлось учиться драться. Когда по сценарию потребовалось ударить по лицу Александра Кайдановского, игравшего ротмистра Лемке, для Богатырева это было для Юрия огромной проблемой. Он никогда в жизни не дрался. Михалков ужаснулся, увидев, как неумело Богатырев складывает кулак: Шилову предстояло ловко лупить по ушам ротмист­ра Лемке.

Первая успешная роль так же могла оказаться и последней. Шилову нужно было прыгать в реку с девят­надцатиметровой высоты. Михалков рассказывал: «Кстати, мы не знали глубины реки – мерили камнем, и получалось очень глубоко. А потом ужаснулись – потому что мы не рассчитали, что камень уносится течением. Оказывается, там глубина была всего метра полтора... С такой высоты прыгать было катастрофой. Если бы случилась беда...». И удивительно хладнокровно констатирует: «Юра был замечательно наивен. Он был убежден – раз друзья просят сделать это, они за него отвечают, и надо делать, потому что все будет нормально».

Позже Никита Михалков часто приглашал в свои фильмы Богатырёва. В 1976 году Юрий сыграл Сержа Войницева в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», в 1979 году исполнил роль Штольца в фильме «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», и Стасика в «Родне», вышедшей на экраны страны в 1981 году.

Никита Михалков вспоминал о Богатырёве: «Впервые я увидел Юру в спектакле Щукинского училища «Подросток». Это было время показа дипломных работ, и тогда многие театралы ходили специально «на Богатырева» в роли Версилова. В Юре было необычное переплетение: с одной стороны - мощный, выше всех на голову, шире всех в плечах, а с другой - такой доверчивый, трогательно ранимый. Однажды, будучи уже знаменитым артистом, он мне звонит и говорит: «Ты можешь себе представить, Никитушка, я стою в очереди в магазине, и никто меня не узнает! Ведь сейчас идет на экране фильм «Два капитана»! Я уж крутился, вертелся, всем показывался и так отстоял всю очередь неузнанным». Удивительное соединение внутренних и внешних данных давало Юре возможность быть уникальным многогранным артистом. Есть замечательные артисты, но они приговорены своей фактурой играть одно и то же. Юра мог играть и в вестерне - сильного, могучего супермена, коим он, кстати, не являлся (помню, на репетиции фильма «Свой среди чужих...» я заметил, что он кулак складывает как-то по-женски). А мог столь же убедительно быть неуклюжим Войницевым или практичным Штольцем. Юра многое придумывал для своих героев. Мы долго не могли найти внешний рисунок роли Войницева, и однажды Юра сказал: «А что если у него плоскостопие?» И тут же, поджав в ботинках пальцы, прошелся по комнате. Это было очень смешно, а главное - точно. Как ни странно, походка сразу сделала характер живым. При своей дородности Юра казался необыкновенно легким, было ощущение, что он очень спортивен, хотя никогда не занимался спортом. И это ощущение подтвердилось во время съемок фильма «Свой среди чужих...», когда Юра, первый раз сев на коня, после двух уроков поскакал на диком жеребце по горным дорогам Чечни наравне со мной (а я вырос на конном заводе, с 9 лет на лошади). Отсутствие опыта абсолютно лишало его чувства страха. Ничто не могло остановить его от прыжка с высокого обрыва в реку без дублера. Когда Юра очутился в воде, их с Костей Райкиным потащило по течению, мы не успели оглянуться, как они исчезли за поворотом. Выловили их только через два с половиной километра, из такой бурной реки самим было выбраться невозможно. Мало кто знает, что роль генерала в «Сибирском цирюльнике» была написана для Юры. Когда я читал ему сценарий, он хохотал, хлопал «верхними ногами» (так мы называли его руки), мечтал ее сыграть... В последнее время Юра жаловался, что приходится много играть в театре, да еще репетиции, гастроли, а он плохо себя чувствует. Но, к сожалению, к этим жалобам мало кто относился всерьез. Глядя на этого огромного человека, нельзя было даже представить, что он может заболеть! Юра - человек возрожденческого дарования: очень музыкальный, способный живописец, он мог быть певцом, дирижером, иллюстратором. Но стал великим русским артистом со всеми вытекающими отсюда удобствами и неудобствами. Окружающие относились к нему, как к ребенку, - нежно, с улыбкой, иногда со снисхождением, что, может быть, и неправильно. Сожалею, что он мало слышал добрых слов, которых, несомненно, заслуживал. Но это уже вечная наша русская болезнь - любить потом».

В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырёва во МХАТ. И некоторое время актёр играл в двух театрах. Но внутренняя атмосфера в театре иногда приводила в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!». Во МХАТе Богатырёв впервые почувствовал боли в сердце и высокое давление –– признаки болезни. В глазах окружающих огромный красавец Богатырёв всегда соответствовал доставшейся ему фамилии. Но во МХАТе, вслед за многими его актерами, он начал позволять себе пить, глуша алкоголем боль, нараставшую в душе. По выражению критика Анатолия Смелянского: «…что бы ни исполнял Юра, всегда было ощущение, что слишком много остается в избытке. Он мог снабжать светом целый город, а ему предлагали освещать чуланчик». Но несмотря на проблемы со здоровьем, ритм работы во МХАТе не снижался. Богатырёва возили на машине в театр на спектакли, привозили из театра.

Вспоминала Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен».

Богатырёва считали в «Современнике» хорошим актером, но не считали актером большим. Это отношение сохранилось и во МХАТе. Хотя в эфросовском «Тартюфе» он играл замечательно и смешно. Его Клеант был потрясающе нудным и все свои многословные монологи выпаливал с пулеметной быстротой.

Богатырёв сыграл во МХАТе героическую роль Фурманова в спектакле «Мятеж», причем ввелся в готовый спектакль, где не хватало лишь главного героя. Был убедителен, создавая образ непогрешимого красного командарма, не менее убедителен, чем в роли подлеца Ромашова в телесериале «Два капитана».

В 1988 году Богатырёв снялся в музыкальной комедии «Дон Сезар де Базан».

Богатырёв обладал фантастической способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия. Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Однажды Юрий Богатырёв гостил у своих знакомых на даче под Одессой. Как-то он решил помочь хозяевам починить забор. Только он начал прибивать доску, как из-за забора высунулась соседка Фаня Наумовна и нежно, потому что она очень уважала Богатырева, сказала ему:

Юрочка, перестань стучать, сволочь! У меня же ребенок спит!

Богатырёву это выражение понравилось. И в Москве, когда ему надо было ночью утихомирить соседей, он высовывался в коридор и стыдил:

Перестаньте кричать, сволочи! Я же сплю!

При всей известности Богатырёва его жизнь долгое время была не устроена. Имея подмосковную прописку, Богатырёв скитался по квартирам друзей, трогательно пытаясь компенсировать неудобство от своего присутствия покупкой булочек и бесконечным мытьем посуды. Позже, работая в «Современнике», он перебрался в театральное общежитие. В котором прожил до получения звания «заслуженного артиста», после чего ему была выделена однокомнатная квартира. Рисовал свои картины Юрий Богатырёв на общей кухне. На плите варились обеды, а он располагался с кистями, красками здесь же. Мог рисовать, одновременно разговаривать с соседями, травить анекдоты.

Портреты, шаржи на коллег от такой непринужденности только выигрывали: артисты вставали в очередь, чтобы Богатырёв их нарисовал. Свои работы художник щедро раздаривал - они остались в коллекциях известных актеров кино и театра.

«Ни в коей мере я не претендую на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихом к портрету артиста», - писал сам Юрий Богатырёв, явно преуменьшая свои таланты.

До поступления в «щукинское» в художественно-промышленном училище, он оформил несколько спектаклей. Среди них были «Пять вечеров», «Нос», «Пышка». Но портреты, шаржи и композиции на темы литературных и драматических произведений тогда видели лишь немногие друзья в его маленькой квартирке. У него почти не было условий, но он рисовал всегда, когда не был занят в театре или на съемках. У всех его персонажей - будь то реальный Леонид Филатов, Ольга из «Трех сестер» или пушкинский Герман - одинаково грустные глаза. В них есть что-то от автора и его неповторимого взгляда. Вертикальность силуэтов - вечная устремленность к идеалу самого Богатырёва. Необычайная яркость красок - цветной мир театральных кулис. Юрий Богатырёв и в картинах остался прежде всего актером - он примерял на себя маски своих героев с любовью и нежностью. «Мне же их всех жалко!» - говорил он. У него было очень внимательное и доброе сердце. А сам Богатырёв был очень щедрым, добрым и талантливым человеком.

Позже выставка художника Юрия Богатырёва объехала всю Россию и собрала пять книг отзывов.

Александр Адабашьян рассказывал о Богатырёве: «Я думаю, живопись для Юры была продолжением его профессии. Он рисовал друзей, старушек на улице, чеховских персонажей. Любил гулять по арбатским переулкам и потрясал меня знанием этих мест. У Юры ведь долгое время была красногорская прописка, ему не полагалось общежитие. Поэтому он жил у однокурсника Кости Райкина, а потом переехал ко мне. Юра был человеком детских реакций: легко обижался, легко мирился. Зато режиссеры могли вылепить из богатыревской внешности любой образ. По требованию Никиты Михалкова для роли Егора Шилова актеру пришлось худеть. Богатырёв долго питался капустными котлетами. А для роли Стасика в «Родне» из него сотворили толстяка: Богатырёв играл с яйцевидной наклейкой на голове, с подкладным животиком и производил впечатление рохли. Кстати, знаменитую сцену танца с Нонной Мордюковой, которая выглядела как сплошной полет фантазии актеров, ставили с балетмейстером и репетировали целый месяц. Все эти роли сделали Богатырёва знаменитым, но совсем не приблизили к разгадке его сущности».

От себя могу добавить, что первое мое впечатление в момент посещения квартиры Елизаветы Алексеевны Даль – это несколько чрезвычайно интересных рисунков, висевших в холле квартиры ее мужа, актера Олега Даля. На них был изображен сам Олег Даль, но в разных актерских образах.

Картины поражали своей изобразительной палитрой, художественным соединением реального Олега и его придуманного образа. Естественно, одним из первых вопросов Лизе:

Юра Богатырёв…

Хотя позже отношения Даля и Богатырёва не сложились. Елизавета Даль рассказывала: «Во время съемок «Отпуска в сентябре» Богатырев был частым гостем в семье Олега Даля. Он любил посидеть, послушать музыку, поговорить, поесть - Юра ведь жил холостяком, а у нас был налаженный быт, - вспоминает Елизавета Даль. - Моя мама любила покормить, и Юра с удовольствием поглощал цыплят табака. Тогда, в 1979-м, он был в хорошей форме - мощный, большой. Очень веселый, легкий в общении. Хотя бывал ироничным, мог съязвить. Все вместе мы ходили слушать «Арсенал», Лешу Козлова. Охлаждение произошло, когда Олег увидел Богатырева в юмористической программе по телевизору. На экране он, рыдая, читал «Я вас любил» Пушкина. Потом камера опустилась, и оказалось, что Богатырев режет лук. Олегу это не понравилось - у него было святое отношение к пушкинской поэзии».

Помню, много позже я спросил, почему у Богатырёва не было детей? Лиза как-то немного задумалась. Потом сказала, что Юрий Георгиевич предпочитал жить с женщинами несколько старше его. В подробности мы не углублялись.

В личной жизни Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. С женщинами он предпочитал дружить. Одна из его подруг - Зинаида Попова, познакомилась с актером в 1977 году. Она рассказывала: «Тогда Юра был худенький, совсем не пил и интересовался абсолютно всем. У него была внешность настоящего русича. Он подчеркивал ее - носил косоворотки, украинские рубашки. Не любил галстуки. Предпочитал спокойные цвета. За двенадцать лет у меня скопилось огромное количество Юриных подарков. Юра дружил с Ией Савиной. Они выходили на одну сцену во МХАТе и даже родились в один день. Для него это была святая дата. На день рождения к Саввиной он всегда ходил один. Вдвоем с Юрой мы встречали Новый год. Помню, он пришел ко мне после спектакля с цветами и шампанским, я накрыла на стол. Мы оба были ночные пташки. Бывало, до трех ночи говорю по телефону с подругой, потом звонит Юра, и разговор продолжается до пяти утра. Такой вели образ жизни. Он любил посидеть, послушать музыку, поговорить, поесть»

Именно гурманка Ия Саввина отвадила Богатырёва от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга» Богатырёв должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко! ведь сразу видно – мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался.

У него были прекрасные партнерши на экране и в театре, которыми он увлекался постоянно - Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова… На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые.

Елена Соловей вспоминала о нем: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном».

Со Светланой Крючковой Богатырёв познакомился в 1977 году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном. На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырёв в то время придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: «Что это вы, Света, едите? Кого вы едите?» И доказывал, что это безнравственно.

Но однажды Юрий Богатырёв все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырёва по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложную жизненную ситуацию. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой. В этот момент Надежда и познакомилась с Богатырёвым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно. Надежда Серая вспоминала: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка – с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари – жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали «на потом» – когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет и мы подготовим ее морально. И маму подготовим. Вот-вот… Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь».

Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Надежды, и их отношения постепенно сошли на «нет». Своей маме, Татьяне Васильевне, Юрий Богатырёв так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.

В своей однокомнатной квартире на улице Гиляровского в Москве Богатырёв прожил совсем недолго. Жизнь замечательного актера Юрия Богатырёва трагически оборвалась 2 февраля 1989 года.

В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова. Она вспоминала: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще находились врачи «скорой помощи», причем в смятении – ведь они ошиблись… Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам – ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь… Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб – прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной жизни».

В 1989 году Юрий Богатырёв готовил первую в своей жизни персональную выставку. Она должна была открыться в Москве 6 февраля. Но в этот день состоялись его похороны. После смерти артиста его двоюродная сестра Татьяна Томницкая организовала турне картин по стране с тем, чтобы собрать деньги на изготовление памятника Юрию Богатырёву.

Елена Соловей рассказывала: «Есть на этой земле родственные души, и, мне кажется, мы с Юрочкой были таковыми. Может быть, потому, что одногодки и родились под одним знаком Зодиака. Возможно, потому, что наши первые большие роли связаны с именем одного и того же режиссера, которого мы любили и которому многим обязаны. А скорее всего потому, что в удивительном мире, который называется «кино», мы часто проживали совместную жизнь - в «Рабе любви», «Неоконченной пьесе...», «Открытой книге», «Доченьке». Думаю о нем всегда с нежностью. Юрочка был душевно хрупким человеком, впечатлительным, незащищенным. Добрейшая душа - всегда всем помогал, обо всех заботился. Хотя, наверное, сам нуждался в помощи и заботе больше других. В жизни грубой и прозаической он был слаб и по-детски беспомощен. Его страсть, сила принадлежали искусству - там он был решительным и мужественным. Люблю все его роли, так не похожие на него самого. Юра умер рано, невозможно рано, так не хватает его звонков и наших встреч в моем ленинградском доме, где его всегда ждали и любили. Я храню две вещи, подаренные мне Юрой, - мой портрет, им написанный, и его фотографию в роли Андрея Штольца из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Он там такой смешной - взрослый ребенок в гимназическом башлыке. Юрочка».

Юрий Богатырёв был похоронен на Писательской аллее Ваганьковского кладбища в Москве.

Леонид Филатов подготовил о Юрии Богатырёве передачу в 2-х частях из цикла «Чтобы помнили».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Материалы сайта www.peoples.ru
Материалы сайта www.rusactors.ru
Материалы сайта www.kino-teatr.ru
Материалы сайта www.voxnet.ru
Материалы сайта www.kulichki.com
Материалы сайта www.hello.ru
Текст статьи «Неоконченная пьеса для Юрия Богатырева» О.Никитиной
Текст статьи «Картины "Штольца" приехали на родину Обломова» А.Идрисовой
Текст статьи «Свет и тени жизни и смерти Юрия Богатырева» С.Пальчиковского

Фильмография:

1970 Спокойный день в конце войны
1974 Свой среди чужих, чужой среди своих
1974 Таня
1975 Раба любви
1975 Там, за горизонтом
1976 Два капитана
1976 Мартин Иден
1976 Неоконченная пьеса для механического пианино
1977 Объяснение в любви
1977 Открытая книга
1978 Двенадцатая ночь
1979 Несколько дней из жизни И.И.Обломова
1979 Отпуск в сентябре
1979 Последняя охота
1980 Глубокие родственники
1980 Мой папа - идеалист
1981 Две строчки мелким шрифтом
1981 И с вами снова я...
1981 Родня
1982 Время для размышлений
1982 Нежданно-негаданно
1983 Где-то в губернском саду
1983 Карантин
1983 Уникум
1984 Злой мальчик
1984 Мертвые души
1984 Чужая жена и муж под кроватью
1987 Доченька
1987 Кувырок через голову
1987 Очи черные
1987 Первая встреча, последняя встреча
1988 Полет птицы
1988 Презумпция невиновности
1989 Дон Сезар де Базан

29 лет назад ушел из жизни популярный советский актер Юрий Богатырев, известный по ролям в фильмах «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Два капитана», «Родня», «Дон Сезар де Базан» и многим другим.

До своего 42-летия он не дожил ровно одного месяца. Близкие актера уверены: он сам приблизил свой уход, так как всю жизнь очень страдал и испытывал чувство вины за то, что действительно был «чужим среди своих»…


Юрий Богатырев в юности


Знаменитый советский актер Юрий Богатырев
Юрий Богатырев родился в семье офицера военно-морского флота, но к отцовской профессии интереса никогда не проявлял. С детства он был очень ранимым и чутким, не ввязывался в драки и отличался мягким характером. Мальчишечьим играм он предпочитал шитье платьев для кукол и дружбу с девочками. Он и сам любил наряжаться и примеривать украшения, но родители не обращали внимания на эти увлечения сына, списывая их на тонкость артистической натуры.


После окончания Щукинского училища Богатырев выступал на сцене МДТ «Современник», а позже пришел во МХАТ. Еще во время учебы он ухаживал за девушками, но все его влюбленности были платоническими и ограничивались дружеским общением. Он влюблялся в своих партнерш по съемкам, но это, скорее, дарило только вдохновение на съемочной площадке, а не потребность в личных взаимоотношениях. Так, Ия Саввина и Наталья Гундарева стали его близкими друзьями.


Юрий Богатырев в спектакле *Двенадцатая ночь*, 1978
Актриса Елена Соловей признавалась, что Богатырев напоминает ей «большого ребенка, беззащитного и ранимого». Наталья Варлей вспоминала: «В Юру, по-моему, были влюблены все. А у него самого были исключительно платонические увлечения. Все знали, что он влюблен в Олю Яковлеву. Этакий «рыцарь под балконом». Он ходил на все ее спектакли – настолько был потрясен ее игрой. Это была не столько влюбленность мужчины в женщину – Яковлева была для него таким театральным божеством».


Юрий Богатырев в фильме *Свой среди чужих, чужой среди своих*, 1974
Его кинодебют состоялся в 1966 г., но настоящая популярность пришла в 1970-х гг., когда Богатырев сыграл главную роль в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». С тех пор он называл этого режиссера своим крестным отцом в кино, а Михалков считал его своим талисманом, продолжая снимать в своих картинах – «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Раба любви», «Родня».


Кадр из фильма *Два капитана*, 1976


Юрий Богатырев в фильме *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1977
В 1980-х гг. Юрий Богатырев был уже одним из самых популярных, востребованных и богатых артистов. Он хорошо зарабатывал на съемках, но деньги у него никогда не задерживались – по словам близких, он был бессребреником и идеалистом. Вскоре у него появилось большое количество мнимых друзей – любителей выпить за его счет, с которыми они кутили ночи напролет. Его безотказностью пользовались многие. Но почти никто не знал о том, какая личная драма была причиной его затяжных депрессий и заставляла искать забытья в алкоголе.


Кадр из фильма *Несколько дней из жизни И. И. Обломова*, 1979


Кадр из фильма *Мертвые души*, 1984
Уже в достаточно зрелом возрасте Богатырев смог сам себе признаться в своей нетрадиционной сексуальной ориентации. Он испытывал из-за этого комплекс неполноценности и очень страдал из-за того, что стал «чужим среди своих». Близкие друзья пытались его поддержать, Наталья Гундарева повторяла: «Успокойся, да, ты не такой, как все, но это твоя индивидуальная особенность. Ты разве кому-то хуже делаешь? Ты кого-то заставляешь страдать? Кому это мешает? Это твое – и все». Но это не помогало – актер жил с постоянным чувством вины и не мог сам себя принять таким, каким был.


Режиссер Александр Адабашьян рассказывал: «Свою «непохожесть» Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют… А Юра это «открытие» в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился… Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины… Но это было сильнее его. Это не было ни распущенностью, ни модой, ни чем-то еще, это было действительно отклонение, с которым он пытался бороться, победить которое никак ему не удавалось».


Юрий Богатырев в фильме *Нежданно-негаданно*, 1983
Какое-то время с ним жил администратор МХАТа Василий Росляков, потом в его квартире появился бармен Саша Ефимов, однако чувство бесконечного одиночества не покидало актера. Он даже был женат, но этот брак оказался фиктивным – актриса Надежда Серая была его соседкой по коммуналке, и ей срочно понадобился штамп в паспорте, чтобы остаться в Москве. Богатырев пошел ей навстречу. Они жили в соседних комнатах, хотя их связывали близкие отношения, и встречались на кухне, изливая друг другу душу за вечерними беседами. Об этом браке не знали даже близкие.




Юрий Богатырев в фильме *Дон Сезар де Базан*, 1989
Несмотря на обожание зрителей, Богатырев никогда не был доволен собой, постоянно сомневался в своих способностях и искал утешения то в алкоголе и антидепрессантах, то в увлечении живописью – в 1989 г. должна была состояться его первая персональная выставка, но она прошла уже после его смерти. Актер предчувствовал свой ранний уход, успел попрощаться с друзьями и даже предсказал дату, но ничего не сделал для того, чтобы предотвратить трагический финал. В 1988 г. он подарил другу свою фотографию с подписью: «От Юры Богатырева. За год до смерти». Пророчество сбылось. В тот день, когда должна была открыться его выставка, состоялись его похороны.


Актер театра и кино Юрий Богатырев
Зимой 1989 г. Богатырев получил гонорар за фильм «Очи черные». Отмечали этот повод бурно и весело, как всегда, с большим количеством алкоголя. Друзья поначалу не заметили, что актеру стало плохо. Вызвали «скорую», ему ввели препарат, который оказался несовместимым с принятыми накануне антидепрессантами и алкоголем. 2 февраля 1989 сердце Юрия Богатырева остановилось.


Народный артист РСФСР Юрий Богатырев