Продукт Татариновой А.Н. Ярмарка образовательных ресурсов – 2011


Применение новых технологий в целях развития творческого потенциала личности на уроках изобразительного искусства

Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого
человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своём
труде ”.

Одной из основных задач является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.

«Научиться рисовать – это значит научиться мыслить», - сказал великий ученый, художник, поэт и музыкант Леонардо да Винчи. Это и послужило основой для моей сегодняшней темы, в первую очередь обучать изобразительной деятельности последовательно, систематизировано, начиная с первого класса, где каждый урок вытекает из предыдущего, последовательно шаг за шагом ребенок знакомится с изобразительной грамотностью часто в игровой форме.

Творчество должно стать основой в формировании личности, влияя на весь учебный процесс.

Очень жаль, что творческим дисциплинам уделяется значительно меньше внимания, чем другим наукам.

В свое время Микеланджело говорил, что тот народ и то государство достигнет высот, где люди будут уметь рисовать; этот тезис можно наблюдать в Японии, там выделяется на изобразительную деятельность от пяти часов в неделю и больше.

Все мы в детстве были художниками. Каждый ребенок с двух - трех лет и до подросткового возраста рисует грандиозные, многофигурные со сложным переплетением сюжетов композиции, рисует вообще все, что слышит и знает. Правда увлечение это проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди. Дети одного возраста на всех континентах в своих рисунках обязательно проходят одни те же стадии: "каракули", "головоноги", "прозрачность", "добавочные носы детской логики".

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности школьников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. В начальных классах активно используется игра. Вначале с детьми обыгрывается сюжет будущего рисунка с помощью различных предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать учащихся, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш «маленький художник» перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Инновационная педагогическая технология современной изодеятельности используется для гармоничного развития детей. Нетрадиционные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Наших современных детей необходимо знакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. Включение в процесс обучения изобразительной деятельности нетрадиционных техник позволяет нивелировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать индивидуальные особенности развития детей. Нетрадиционные техники значительно повышают интерес к процессу рисования, т.к. позволяют получить качественный изобразительный результат, что в свою очередь, повышает самооценку ребенка, дает возможность почувствовать свои силы и возможности. Последовательно проходя все этапы обучения нетрадиционным методам изодеятельности, отстающие дети постепенно осваивают умение решать сложные изобразительные задачи, обогащается содержательная сторона их работ

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: шум, дорисовывают кляксу. Они умело фантазируют, что не всегда удается взрослым. И мне нравится, что на таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый), строить свою диалогическую и монологическую речь. С помощью рисунка ребенок передает свое настроение и благодаря систематической работе он радует всех своими великолепными произведениями. В своей работе я использую способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне по душе. Самым доступным из них, рисование пальчиками и печать от руки.

Хочу перечислить все способы рисования, которые применяются на практических занятиях по изобразительной деятельности:

1. Пальцевая живопись

2. Печатка

3. Монотипия

4. Набрызг.

5. Скомканный лист

6. Волшебная нить

7. Рисование свечёй

8. Точечный рисунок

9. Кляксография.

Конспект занятия по изобразительной деятельности

Программное содержание: развивать у детей творческую активность, художественно-креативные способности; закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов и техник (рисование свечой, печать, пальцевая живопись и т.д.); вызвать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями; формировать образные представления в процессе восприятия сказки и создания образа на её основе; воспитывать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.

Нетрадиционные техники : «Тайны морских глубин». (рисование с помощью картона).

Цель: учить детей создавать образ моря по замыслу. Путём прослушивания шума моря, голосов дельфинов и чаек в аудиозаписи активизировать воображение детей. Развивать мелкую моторику рук.

Задачи : научить видеть красоту подводного мира, познакомить с последовательностью изображения различных морских обитателей, нацелить учащихся на творческий подход к работе.

Материалы и оборудование: бумага, гуашь, кусочки картона, палитра. Аудиокассета с записью необходимого музыкального сопровождения (на усмотрение педагога).

Ход занятия: Учитель сообщает ребятам о том, что урок будет посвящен морскому царству. Вместе с учащимися учитель вспоминает о море и его обитателях, любуемся красотой моря, рассматривая репродукции картин художников (звучит тихая мелодия, напоминающая шум моря, крик чаек...) В дальнейшей беседе выясняется, что многие ребята были на море и, даже, заглянули в его глубины, полюбовались красотой морского дна. Дети делятся впечатлениями, рассказывают о морских обитателях, комментируя рисунки.

Учитель обращает внимание детей на то, что класс сегодня необычно оформлен: улыбается солнышко, плещут волны, кричат чайки, зазывая отправиться к морскому побережью, предлагает ребятам надеть маски для подводного плавания и полюбоваться красотой морских глубин (просмотр видео кассеты «Морские глубины», «Обитатели морских глубин» - 5-10 минут). После просмотра видеокассеты в беседе учитель и учащиеся выясняют, что они увидели на морском дне (песок, камни, водоросли, затонувшие корабли, города), рассказали о разных его обитателях и их характерных отличиях (форма, окраска, размер.) Далее следует похвала детей за внимание и наблюдательность.


Для небольшого отдыха рекомендуется физкультминутка:

Учитель предлагает поиграть в игру «Водолазы»:

Тайны моря изучали (руки вперед, в стороны, плавные движения-3 раза)

Многократно мы ныряли (руки на пояс, наклоны вниз, пальцами коснуться пола-3 р.)

Тайны моря раскрывали (руки на пояс, к плечам, поднять вверх, опустить вниз)

Будем море вспоминать (руки вперед, в стороны, плавные движения -3раза)

И рисунки рисовать (прыжки на месте, одновременно хлопки руками над головой)

Практическая работа . Учитель предлагает ребятам рассказать о красоте подводного мира в своих рисунках. Учащиеся могут работать группами, а также индивидуально, в качестве художественных материалов будут использованы цветная гуашь, а рисовать ребята будут рисовать с помощью кусочков картона. Учитель напоминает правила работы с художественными материалами, советует работать дружно, спокойно, согласованно, принимать сообща решения, учитывая мнения и пожелания, составить единую композицию. Перед практической работой учитель дает рекомендации располагать изображения ближе к центру листа, не рисовать близко к краям листа, обращает внимание на то, что изображения могут частично загораживать друг друга. Составив основную композицию, учащиеся дополнят ее второстепенными элементами (узоры на рыбках, осьминогах, медузах, нарисуют с помощью кистей и фломастеров или маркеров водоросли). Во время практической работы звучат детские песенки на морскую тематику. Учитель не навязчиво, в виде советов и пожеланий, дает рекомендации учащимся. В завершении работы учащиеся могут использовать аэрографы, с их помощью можно интересно передать фактуру воды и песка. Используя старые зубные щетки, дети вместе с учителем могут изучить технику «набрызг».

В конце урока все работы объединяют в единую, большую композицию

«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде». «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».Роден Рисование – одна из многих радостей, которыми так наполнено детство. Оно самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний. Ведь рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Радость творчества знакома каждому малышу. Рисование – одна из многих радостей, которыми так наполнено детство. Оно самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих мыслей и переживаний. Ведь рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд. Радость творчества знакома каждому малышу.


Детям раннего возраста, очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. Дети копируют предлагаемый им образец. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно.


Нетрадиционная техника рисования. В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, В единой горсти - бесконечность И небо - в чашечке цветка. Уильям Блейк Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют быстро достичь желаемого результата. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют быстро достичь желаемого результата. рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность!) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру.


Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных техник способствует развитию у ребенка: Мелкой моторики рук и тактильного восприятия; Мелкой моторики рук и тактильного восприятия; Пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительное восприятие; Пространственной ориентировки на листе бумаги, зрительное восприятие; Внимания и усидчивости. Внимания и усидчивости. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.


«Пальчики - палитра» «Пальчики - палитра» - под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой - в синюю, третий - в желтую... Чем не палитра! «Пальчики - палитра» - под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой - в синюю, третий - в желтую... Чем не палитра!


«Печать от руки» «Печать от руки» - обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно «раскрасить» ладонь в разные цвета. Что получилось? Краску не только видим, но чувствуем! Фантазируй, твори! Угадай чтобы это могло быть: рыбка, кактус, петух?




«Рисование по мокрой бумаге» «Рисование по мокрой бумаге» - намочим бумагу в емкости с водой (тазик и т.д.) и поместим ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высохла). Возьмем акварельный мелок и нарисуем все, что душе угодно. «Рисование по мокрой бумаге» - намочим бумагу в емкости с водой (тазик и т.д.) и поместим ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высохла). Возьмем акварельный мелок и нарисуем все, что душе угодно.




« Трафарет» «Трафарет» - сначала вырежем трафарет. Затем, прижав его пальцами к листу бумаги, обведем по контуру частыми и легкими прикосновениями тампона. Осторожно приподнимем трафарет... Чудо! Четкий и ясный он остался на бумаге! Многие художники работают в этой технике, где вырезается силуэт в центре листа, прикладывается лист к другому листу бумаги и с помощью тампона «закрасил» силуэт. Интересно!

Объясните,как вы понимаете утверждение выдающегося французского скульптора О.Родена: "Мир будет счастлив только тогда,когда у каждого человека будет д ушахудожника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде" ПОЖАЛУЙСТА

Ответы:

Если человек проводит очень много времени за нелюбимым, опостылевшим за долгие годы занятием, он постепенно начинает ненавидеть сначала свою работу, потом коллег, знакомых и, возвращаясь домой после работы, ему ничто не поднимает настроение, все надоедает, он начинает ненавидеть весь мир. Каждый человек, который любит свою работу, по-своему художник. Например, моя мама - автослесарь, художник-аэрографист, секретарь и одновременно отдел кадров. Она говорит, что нашла себе такие места работы, что ей каждый день в радость, она творит сама, она может отдать много времени работе и ни с одной из них не собирается уходить, потому что ей нравится творить, нравится придумывать что-то новое, у нее поет душа, она может остаться на работе и больше своего рабочего дня, потому что она от этого испытывает наслаждение жизнью. Когда её захватывает творческий процесс, она полностью растворяется в свей работе. Но таких примеров мало. Велико число людей, которые учатся не там, куда мечтали поступить, занимаются не тем, чем хотели в детстве, а тем, чем заставили родители или жизнь. Каждый понедельник они уже мечтают о выходном. Каждое утро они едут на нелюбимую работу, ненавидя всех людей вокруг и самих себя в первую очередь, и эта ненависть - она не гаснет, она по крупице раздаётся всем, кому была адресована. Всему миру. Всем людям. И все начинают ненавидеть сами, даже те, кто не хотел, те, кто не умел, те, кто пытался любить весь мир.

Похожие вопросы

  • Изобретатель Мышкин собрал новый автомобиль из 12 двухколесных велосипедов и 15 трехколесных мотоциклов. Сколько колес пришлось выбросить,если у новог о автомобиля 4 колеса? Решить надо быстро плиз?
  • Укажите названия городов, являвшихся столицами княжеств в XII веке
  • помогите оч прошу 1 вариантЧасть А. 1. Форма тела птиц имеет форму: а) обтекаемую; б) плоскую, в) шаровидную. 2. Клюв птиц состоит из: а) роговых челюстей; б) гребневых чешуи; в) костных челюстей. 3. Контурное перо птиц состоит из: а) стержня, очина; б) стержня, опахала, бородок; в) стержня, опахала, очина, бородок. 4. Что образует грудную клетку птиц: а) грудные позвонки; б) грудные позвонки, ребра, грудина; в) грудные позвонки, киль, ребра. 5. Какой костью образован хвостовой отдел птицы: а) тазовой; б) копчиковой; в)вороньей. 6. Пояс передних конечностей у птицы состоит из: а)двух удлиненных лопаток, двух сросшихся тазовых костей; двух вороньих костей; б) двух копчиковых костей, двух удлиненных лопаток; двух вороньих костей; в) двух вороньих костей, двух удлиненных лопаток, двух сросшихся в нижней части ключиц. 7. Самые развитые пальцы птицы: а) 2 передних; б) средний; в) задний. 8. Скелет задних конечностей состоит из: а) бедренной кости, 2-х сросшихся костей голени, цевки, костей пальцев; б) бедренной кости, цевки, костей пальцев, вороньей кости; в) бедренной кости, цевки, костей пальцев. 9. Зоб это: а) расширение пищевода; б) расширение глотки; в) расширение кишечника. 10. При опускании грудины у птиц воздух из легких переходит: а) в легкие и задние воздушные мешки; б) в передние воздушные мешки; в) в легкие. 11. В легкие птиц поступает: а) артериальная кровь; б) смешанная кровь; в) венозная кровь. 12. У птиц развит только: а) правый яичник; б) оба; в) левый яичник. 13. У птиц есть: а) копчиковая железа; б) кресцовая; в) грудная железа. 14. Сердце птиц; а) 4-х камерное; б) 2-х; в) 3-х. 15. Легкие птиц имеют вид: а) мешочков; б) сеточек; в) губчатые тела. 16. Органы выделения птиц: а) почки;б) почки и мочеточники;в) клоака. 17. Семенники птиц имеют: а) бобовидную форму;б) гороховидную;в) изогнутую. 18. С чем связан более высокий уровень обмена веществ у птиц (по сравнению с пресмыкающимися): а) с совершенным дыханием, быстрым перевариванием пищи; б) с совершенным дыханием, быстрым перевариванием пищи, совершенным кровообращением, усовершенствованием пищеварительной системы; в) с совершенным дыханием, кровообращением, быстрым перевариванием пищи. 19. С чем связано развитие среднего мозга: а) с координацией сложного движения; б) с совершенством органов зрения. 20. В чем заключается значение белка птицы: а) Защита от механических повреждений; б) Защита от механических повреждений и источник воды; в) Источник воды. ЧАСТЬ В. 1.Выпишите номера верных утверждений. 1. Птицы – теплокровные животные. 2. Кожа птиц имеет большое количество желез. 3. Копчиковая железа выделяет жир, необходимый для смазывания перьевого покрова. 4. Птицы имеют острое зрение. 5. Птицы имеют трехкамерное сердце. 6. У птиц имеются острые зубы. 7. По способу передвижения птицы делятся на три групп: бегающие, плавающие и летающие. 8. К бескилевым птицам относятся все куриные. 9. Возможно первые птицы появились на Земле около 1млн лет назад. 10. Челюсть птиц представлена клювом.