Чтобы позлить поляка, иногда бывает недостаточно потролить его фразой «Белосток наш» или поинтересоваться коэффициентом сопротивления туловища польского президента смоленским деревьям. Поэтому, для усиления эффекта, еще можно спросить, как пройти к главному украшению Варшавы — величественном Дворцу культуры и науки, который был построен в центре польской столицы Вождем Народов. В этом случае велик шанс схлопотать по морде крепким польским кулаком… с запахом средства для отмывания английских унитазов.

Конечно, вся огромная Варшава это не только советский Дворец культуры и науки. Это еще десятки захватывающих пивных мест, каждое из которых станет украшением вашего Инстаграма. Чего стоит один Королевский дворец! Однако же проклятая сталинская высотка в самом сердце столицы до сих пор остается доминантной архитектурной формой, которую не смогли поглотить даже построенные вокруг нее небоскребы — и ведь возведены они были именно для того, чтобы оттенить Дворец культуры и науки. Но — не получилось. Угрюмый сталинский ампир до сих пор самое высокое, самое массивное здание Польши, и сияющие стеклянные небоскребы вокруг него выглядят тусовкой тонконогих смузихлёбов, среди которых затесался старый, но все еще крепкий и злой, сталинист.

Немного истории. Огромное здание начали строить в 1952 году, как «подарок» советского народа жителям Варшавы. Слово «подарок» взято в кавычки потому, что презент не выглядел желанным — пшеков просто поставили перед фактом. Ситуация напоминала рождение Санкт-Петербурга: «Здесь будет град!» — взвизгнул вдруг Петр Великий на берегу Невы, чем до смерти напугал местных бобров. Так и с Дворцом культуры и науки, за тем лишь исключением, что бобры поляки могли выказывать только всеобщее одобрение и даже ликование .


Степень «необходимости» Дворца на фоне спиленной под полубокс Варшавы. Фото: FoKa/ Forum

Интересно, что к строительству высотки самих поляков практически не приглашали. От них требовалось одно — собственно территория в 3 гектара и ресурсы. Все остальные принципиальные решения — за Москвой:

  • Здание должно быть построено в «сталинском» стиле (или мы всех расстреляем);
  • Главным архитектором назначен Лев Руднев (или мы всех расстреляем, и Руднева тоже);
  • Строительство финансирует и осуществляет СССР (или мы всех расстреляем);
  • В процессе строительства будут использованы советские материалы, а для выполнения работ приглашены советские строители (или мы всех расстреляем);
  • Строительные работы начнутся в середине 1952 года и продлятся 2,5-3 года (а потом мы всех расстреляем).

Batushka, Bölzer и Behemoth в Кракове. С глубочайшим неуважением к верующим

Появление в напрочь каталицизированной Польше команды Behemoth, наводящей ужас на верующих по всему миру, само по себе удивительно. Но, что более примечательно, пример оказался заразительным (показательным).

От польского правительства требовалось только определить окончательное место строительства, а также дальнейшую сферу применения. Т.е. мы вам построим здание в 235 метров в разрушенной войной Варшаве, а вы потом думайте, что с этой обременительной (Дворец жрал столько же электричества, сколько нужно для города в 30 000 душ) красотой потом вообще делать.

Несмотря на то, что строительство велось ударными темпами (а в те славные для работодателей времена «кофепаузы» означали «выйти расстрелять кого-нибудь из работников»), завершить Дворец при жизни Сталина не удалось. Наверно, узнав бы об этом, сам Вождь народов тоже велел бы кого-нибудь расстрелять, но к году сдачи грандиозной «народной» стройки он уже два года как был в мавзолее, при своем тим-лиде . К слову, к этой постройке идиотская в своем смысле легендарная фраза про «дотянулся проклятый Сталин» тоже применима — за время строительства Дворца погибло 16 рабочих. Но т.к. все они были коммунистами, они продолжили и после смерти работать в три смены и в итоге были торжественно вмонтированы в стены, под звуки оркестра. Вранье, конечно, но Дворец действительно построен на костях.

22 июля 1955 Дворец культуры и науки представили общественности, и, надо полагать, под мощные и продолжительные аплодисменты . Поляки слабо себе представляли, зачем им вот это вот все, но сотни тонн бетона и стали не нуждались ни в каких вопросах — они просто были, и с этим уже ничего нельзя было сделать.

Первые робки попытки озвучить то самое «зачем» появились в конце 50-х. Поляки ВНЕЗАПНО поняли, что вместо вот этого вот всего можно было построить много чего еще. В прессе появились критические замечания архитекторов, и даже отдельные недовольные отзывы трудящихся. Дальше — больше. Чем глубже зарывался труп Сталина в грунт, тем смелее становились поляки. Дошло до того, что Pekin (от польского «Пекин», аббревиатуры PKiN — Pałac kultury i nauki) вдруг начали называть «исполинским уродом», а в 90-х и вовсе «памятником коммунизму». И в наши дни сильны позиции тех, кто хочет этот Дворец снести. Громче всех на эту тему бомбит у шизофренической правящей польской партии «Право и Справедливость»:

«(…) Сейчас обсуждается идея проведения референдума в Варшаве в период выборов в органы местного самоуправления (осенью 2018 года). Варшавяне должны получить право вынести свою оценку сталинской высотке, раз партия «Гражданская платформа» собирается узнать их мнение о монументах, посвященных смоленской катастрофе».
inosmi.ru


Но, на самом деле, вряд ли что-то серьезно угрожает этому зданию. Все-таки Дворец уже полвека как часть истории Польши, ее визитная карточка даже в эпоху немного истеричной декоммунизации, что идет в Варшаве в последние годы. Да, Дворец серьезно «утяжеляет» ее исторический центр, придает ей определенный смысл и неизбежно напоминает о ее коммунистическом прошлом. Однако же, зайдя внутрь, понимаешь, что поляки давным-давно свыклись с этим зданием и превратили его в огромный музей коммунизма и уже давно на нем зарабатывают. Терраса на 30 этаже всегда набита туристами, в холле идет бойкая торговля сувенирами, а также проходят выставки — в общем, коммунистическому медведю давно обломали все клыки и показывают за злотые на потеху публике. Разве это не прекраснее и не смешнее сноса огромного здания?..

). Здорово же на город с высоты посмотреть. И хоть в Варшаве можно было забраться только на 30 этаж, то все равно интересно. Хотя есть тут небоскребы с большим количеством этажей, но как туда попасть, я не знаю.

Рассказывать тут особо не о чем, поэтому просто фотографии. Погоду только лучше выбирайте солнечную, а не как я пошел, когда пасмурно было и уже темнело. С другой стороны, ночные фотографии сделал:)

Смотровая находится на 30-м этаже и представляет из себя квадратный коридор по периметру здания. Он расположен на улице и не отапливается, в холодное время года тут реально дубак, от сильного ветра не спасает даже шапка. Пока ходил фотографировал, думал околею. Все окна закрыты решетками, чтобы кто-то не выпрыгнул. А в центре этого квадрата находится зал с лифтом, кафе, туалет, в этой части тепло и можно погреться.

Смотровая площадка — это квадратный коридор

Не обошлось и без «здесь был вася»

Информация для посещения

Здание называется Дворец науки и культуры, находится в центре города около метро Centrum, центрального жд вокзала и торгового центра Злотые Тарасы. Просто приходите, заходите внутрь, покупаете билет и поднимаетесь на лифте, точнее лифтер вас поднимает, куда надо. Единственный момент, заходить надо со стороны улицы Marszalkowska в главный вход, а то там много дверей, я сначала не с той стороны зашел.

Время работы с 9 утра до 18 вечера.
Стоимость билета 18 злотых.

На карте

P.S. В Варшаве есть и , который обладает всеми соответствующими атрибутами — мощеные улочки, здания с черепичными крышами, маленькие кафе и магазинчики с прикольным интерьером. Все, как и в других городах Европы.

Представитель правящей партии, пожелавший сохранить анонимность, признает: в ее рядах давно есть люди, мечтающие снести высотку, которую в 1950-х годах подарил полякам Сталин. Наш собеседник считает, что это совершенно естественно и призывает не удивляться публичной дискуссии, ведь для одних это здание — часть истории, а для других — символ коммунизма.

«Коллеги рассказывают, что сейчас обсуждается идея проведения референдума в Варшаве в период выборов в органы местного самоуправления (осенью 2018 года). Они говорят, что варшавяне должны получить право вынести свою оценку сталинской высотке, раз партия „Гражданская платформа" собирается узнать их мнение о монументах, посвященных смоленской катастрофе», — добавляет другой информатор.

Дворец культуры может взорвать армия

Группа сторонников сноса в партии «Право и Справедливость» довольно сильна, однако, раньше она не выступала публично. Она заявила о себе на днях устами четырех министров и заместителя спикера Сейма.

Первым выступил глава министерства культуры и вице-премьер Петр Глинский (Piotr Gliński). В эфире радиостанции RMF FM он признал, что идея снести высотку к столетней годовщине обретения Польшей независимости существует. Он сам этим вопросом не занимается, но не имеет ничего против такой операции, если ее проведут осмысленно, чтобы после Дворца культуры в центре города не осталось огромного котлована.

К нему быстро присоединился вице-премьер и глава министерства развития Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki). На торжественной церемонии подведения итогов двух лет работы правительства «Права и справедливости» он подчеркнул, что мечтает о сносе высотки последние 40 лет, то есть с самого детства.

Потом выступил министр внутренних дел и администрации Мариуш Блащак (Mariusz Błaszczak). В беседе с Polskie Radio он заявил: «Дворец культуры и науки — это символ советского доминирования, а символы играют важную роль, ведь они формируют мировоззрение, в первую очередь это касается молодежи».

Заместитель министра обороны Бартош Ковнацкий (Bartosz Kownacki) вызвался руководить операцией и сразу же обрисовал в эфире Radio ZET план: он вызывает военных, а те взрывают здание.

«Я выступаю за восстановление настоящей Варшавы, такой, какой она была в XIX веке, и возвращение довоенного облика площади, на которой находится Дворец культуры». Это уже высказывание вице-спикера Сейма Рышарда Терлецкого (Ryszard Terlecki), который добавил, что высотка… угрожает здоровью граждан. «Она построена из асбеста, счетчики Гейгера рядом с этим зданием сходят с ума», — объяснил он.

Рышард Марковский (Ryszard Markowski), который уже много лет отвечает за техническое состояние Дворца, парировал: «Мы регулярно проверяем здание, и хотя асбест при строительстве использовался, здоровью оно не угрожает. О том, что вокруг высотки кружат люди со счетчиками Гейгера, я не слышал. Не знаю, откуда у вице-спикера Сейма такая информация». Насколько реально взорвать Дворец? «Это мощная конструкция, облицованная керамическими панелями. Разрушить ее при помощи взрывчатых веществ будет очень сложно, — говорит Марковский и добавляет: Взорвать, конечно, можно что угодно, даже земной шар. Вопрос только — зачем?»

Контекст

Варшава разыгрывает антигерманскую карту

Die Welt 14.09.2017

Варшава против Парижа, Литва выжидает

Delfi.lt 01.09.2017

Варшава переключает рубильник

Do Rzeczy 07.02.2017
Арка вместо Дворца

Наши источники утверждают, что вдохновителем группы сторонников сноса стал Ян Петжак (Jan Pietrzak) — бард правых сил и певец «перемен к лучшему». «Он ходил с этой темой по СМИ, все началось с него», — сообщил нам анонимно один из членов «Права и Справедливости».
Петжак — влиятельная персона в кругах партии Ярослава Качиньского (Jarosław Kaczyński), там обожают его репризы на политические темы. Канал TVP даже устроил бенефис сатирика в Ополе, стараясь показать его выступление так, чтобы не было видно пустых трибун.

Петжак активно подключился к подготовке празднования столетия обретения Польшей независимости. Патриотическое общество, которое он создал, продвигает идею возведения в столице триумфальной арки в честь победы над большевиками в 1920 году. Общество пользуется поддержкой правящей партии, а в число его почетных членов входит, в частности, министр Глинский.

Для размещения арки предлагались самые разные площадки, недавно Петжак выступил с предложением поставить ее на Висле (рекой распоряжается не город, а государство). Он хочет, чтобы арка стала новым символом Варшавы, который затмит Дворец культуры. Были даже мысли, что она должна превосходить его по высоте.
«До сих пор нами управляли элиты, которые чтили память Сталина, — объяснял сатирик на канале TVP Info. — Кому-то было важно, чтобы над Варшавой возвышался сталинский дворец».

Дворец получил охранный статус благодаря «Праву и Справедливости»

Не все представители правящей партии поддерживают нападки на варшавскую высотку. Некоторые наши собеседники считают, что эта тема служит для отвлечения внимания, а власти серьезно готовятся к празднованию столетия обретения независимости. «Мы хотим показать наши национально-освободительные традиции, Дворца науки и культуры в планах не было», — сообщил один из наших информаторов. «Политическое решение по поводу высотки не принято», — добавил другой.

Тему сноса здания поднимают в партии Качиньского регулярно. В 2007 году Дворец культуры и науки внесли в реестр архитектурных памятников, однако, прежде чем это произошло, его вопросом успели заняться многие высокопоставленные чиновники из «Права и Справедливости». Воевода Войчех Домбровский (Wojciech Dąbrowski) пытался заблокировать внесение здания в реестр памятников, а его преемник Яцек Сасин (Jacek Sasin) занимался поиском связанных с Дворцом компрометирующих документов.

Вся ситуация была для «Права и Справедливости» несколько щекотливой: идея дать высотке охранный статус появилась из-за того, что директор Большого театра в Варшаве (находившийся в доверительных отношениях с мэром столицы Лехом Качиньским) решил устроить в Зале конгрессов Дворца музыкальный театр.

Проблемы у высотки возникали и раньше. Внимание влиятельного члена Городского совета Варшавы Мачея Мачеёвского (Maciej Maciejowski) в 2012 году привлекла надпись на одной из скульптур в Зале конгрессов. На книге, которую держал в руках рабочий, были выбиты фамилии Маркса, Энгельса и Ленина.

«Это создатели теоретической базы коммунистической идеологии и кровавый преступник, ее олицетворявший. Администрация Дворца, демонстрируя в публичном пространстве вышеуказанную скульптуру, совершает деяние, которое можно квалифицировать как противозаконное», — писал он. Однако фамилии с книги убирать не стали.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В мире есть всего девять сталинских высоток. "Семь сестёр" хороводом в Москве, одна в Риге и одна - за пределами СССР, в Варшаве. Условно к этой группе можно ещё отнести обрубленную Хрущёвым гостиницу в Киеве, а также "горизонтальную" сталинку в Бухаресте. Однако, если в Риге сооружена "малышка" в 107 м, то варшавская - мощная и полноразмерная, масштаба МГУ (237 м со шпилем против 240 м). Кроме того, варшавская была построена раньше рижской, поэтому её можно считать восьмой, а латвийскую - девятой. Два года (1955-1957) варшавская высотка была самым высоким зданием в Европе, за пределами СССР. Но даже и сейчас она входит в десятку наивысших европейских зданий, опять же, считая вне пределов России.
Ниже - рассказ про это это интереснейшее архитектурное сооружение, Дворец Культуры и Науки (Pałac Kultury i Nauki, или сокращённо PKiN)*
*разумные и содержательные уточнения приветствуются

Warszawa. Pałac Kultury i Nauki


2. Вот такой я впервые увидел варшавскую высотку вблизи, выйдя со станции пригородной ж/д. Раньше я её видел только с поезда, проезжая транзитом, и сильно издалека.

3. Рядом с высоткой расположена станция метро Centrum. Название говорит за себя само - это действительно самый центр города, пересечение Маршалковской и Иерусалимских Аллей. Раньше на этом месте, где метро и сквер за ним, стоял Венский вокзал (1845-1932).

4. "Центральность" этого места символизирует и массивная 4-гранная стела с указателями направлений во все стороны света.

5. Таким Дворец предстаёт с ул. Маршалковской, т.е. с востока. Сейчас пока эти фасады доступны обозрению и имеют перед собой открытое пространство, но в течение ближайших 5-7 лет ситуация может измениться. Впрочем, об этом ниже.

Сам Дворец построен как подарок СССР братской Польше (возведён полностью на советские деньги и советскими строителями, автор проекта - Лев Руднев) и сдан в эксплуатацию в 1955 году. Первоначально он носил имя И.В. Сталина - который был автором идеи и принял принципиальное решение о возведении, однако после местной десталинизации осенью 1956-го его имя было снято.
.

6. Вид на высотку со стороны Центрального вокзала.
С этого ракурса видна самая большая его пристройка - Зал Конгрессов, самый большой в Польше (2800 мест).

Поскольку на вокзале я был многократно, и снимал в разные времена, давайте посмотрим, как меняется Дворец от дня к ночи и какое у него вечернее освещение.

7. На закате.

8. В начале "режимного" времени (наступление сумерек).

9. В тёмное время суток. Обратите внимание, что освещается он очень нестандартно по нашим меркам - сиреневым светом, который ночью переходит в фиолетовый оттенок. Схема освещения очень стильна и производит большое впечатление. Я несколько раз наблюдал вечером, с вокзальной лестницы, как туристы косяками выходят и снимают Дворец кто на что горазд, от зеркалок до айфонов.

10. Зал конгрессов поближе (построен как часть Дворца с западной стороны).

11. Давайте посмотрим другие пристройки Дворца. Он очень многофункциональный, и - как ни странно - до сих пор выполняет свою изначальную функцию Дворца именно науки (просвещения) и именно культуры. Вот тут (северо-восток) - находится театр.

12. Театральная пристройка и массивный фонарь.

13. Юго-восток - кинотеатр.

14. Юго-запад - технический музей (северо-запад я почему-то не снял, хотя обошёл Дворец кругом).

15. Корабельный винт у подножия технического музея.

16. Вид на Дворец со стороны технического музея.

17. Верхняя часть высотки. Как видите, на ней, в отличие от наших высоток, есть часы. Изначально их не было тут - они появились в промежутке между 1995 и 1999 г., став на короткое время самыми высокими башенными часами в мире, а сейчас занимая второе место после часов токийского NTT DoCoMo Yoyogi.

18. Часовой пояс высотки поближе. На часах - золочёная эмблема города Варшава.

Нельзя не сказать и ещё об одном важном свойстве этого здания: оно порождает наиболее ожесточённые споры в Польше, по поводу "снести или оставить". Период неопределённости его судьбы длился целых 17 лет (1990-2007), с момента ухода Ярузельского и до 2 февраля 2007 года, когда после эпической битвы "националистов" и "рационалистов" (с небольшим перевесом вторых) он был официально внесён в список охраняемых памятников архитектуры.

Честно вам скажу, когда я на 4-й день в Варшаве стал читать справку об этой эпопее, то реально охренел от накала битвы. Она нисколько не уступала нашим, отечественным, спорам о Сталине, пакте или варёной колбасе. Консерваторы-националисты проклинали это здание как символ "советского порабощения Речи Посполитой и унижения польского народа" и требовали его полностью снести, а рационалисты с не меньшей пеной у рта отстаивали его уникальность для Польши:

"Это - выдающийся пример архитектуры социалистического реализма. Даже в бывшем СССР трудно найти столь высококачественные объекты. Внутри его находятся работы польских художников; роспись стен и мебель создана Д. Богуславским, там же находятся керамика, люстры и бра польских металлургических предприятий" .

"Нравится нам это или нет, это - пространственная доминанта города, присутствующая на открытках, фотографиях, фильмах и телепрограммах. К сожалению, надо признать, что мы не можем сейчас сделать ничего сравнимого с этим сооружением. Это дворец грандиозного масштаба, и таких объектов в мире единицы. Сейчас уже не воспроизвести детали его отделки на таком высоком уровне, как это было сделано. Это символ истории, и он должен быть защищён, даже если это связано с Советами" .

Решение 2.2.2007 вызвало злобный вой и возмущение консерваторов, которые не могут с этим смириться и спустя пять лет:

Поляки должны были разрушить Дворец Культуры в Варшаве, как германцы разрушили Берлинскую стену. Об этом заявил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорски. «Сравняем символ сталинизма с землей и построим на его месте парк в центре столицы», - призвал Сикорски.
По его мнению, Польше, 20 лет назад, после победы над коммунизмом не хватило «момента катарсиса», - заявил глава МИД, добавив, что тогда нужно было разрушить Дворец культуры. В интервью Radiо ZET он заявил, что это здание неэкологическое, расходует слишком много энергии, вскоре будет требовать капитального ремонта. По словам министра, поляки встанут перед выбором - ремонтировать его, инвестировать сотни миллионов злотых или построить на его месте парк, куда варшавяне могли ходить на пикники.

Одни PKiN ненавидят, другие им восхищаются - но все согласны, что без него Варшава будет уже не та...
Он стоит в самом центре столицы, и город расступается, но не впускает его в себя, и шарахается, как шарахаются от него иностранцы, приезжающие в Варшаву. Это то, что "мы" дали "им". PKiN всегда воспринимался "нами" как свой - чего нельзя сказать о "них". Для поляков это прежде всего символ коммунистического порабощения, надгробный камень на мечте о независимости, за которую было заплачено так дорого, да указание на то, что русские никогда не отказываются от своих имперских амбиций...
Его не раз хотели взорвать (и даже сделали это, правда на экране, в развесёлой комедии о годах военного положения "Вас подслушивают", а потом еще раз чуть было не взорвали в третьей части сериала "Экстрадиция" - о борьбе бесстрашного польского комиссара Хальского с - российской, естественно - мафией, но потом вдруг оказалось, что окрестные дома "могут не выдержать" - и памятник "мрачной эпохе" сталинизма (к тому же, оцененный риэлторами в $900 млн) остался стоять.

* * *
Скажу своё мнение о месте здания в пространственной ткани Варшавы.
Я посмотрел его с шести из восьми основных румбов на отдалении от него, в том числе и с пражского берега Вислы, и могу сказать, что полностью согласен с определением тамошних консерваторов - "космическая ось, которая проходит через самое сердце столицы". Да, это действительно абсолютная доминанта столицы и её смысловая ось - его видно отовсюду и везде обеспечивается полная и мгновенная узнаваемость.

И в этом смысле надо признать, да, что Сталину удалось сделать то, с чем не справились русские цари. Если монументальный Александро-Невский собор, который задавал доминанту центра до революции, поляки разрушили "в момент катарсиса" в 1921-23 гг., когда у них был пассионарный Пилсудский; то "восьмую сестру" взять нахрапом таким образом не удалось. Высотка выглядит не по-польски, и сразу вызывает понятные ассоциации, при всей её совершенной красоте. А именно - в центре западно-славянской цивилизации утверждён грандиозный символ цивилизации восточно-славянской, советского её подвида. Именно на это упирают консерваторы-враги здания, и я их злобу понимаю.
Это действительно яркий символ СССР, который по многим причинам оказалось невозможным уничтожить. И вот он всё время вызывает попоболь правоверных националистов. И будет её вызывать ещё лет 40, пока окончательно не уйдёт на тот свет поколение "Солидарности" и ровесников Валенсы.

19. В послевоенной социалистической Варшаве Дворец был доминантой единственной (фото времён ПНР).

20. Но и сейчас он резко выделяется среди других высотных доминант. Вид почти от начала Иерусалимских Аллей (с востока).

21. С запада, от бывшей товарной станции Варшава-Венская-Товарная (затем заброшенная Варшава-Главная).

22. Поскольку "космическую ось Варшавы и символ порабощения" нахрапом взять не удалось, то власти польской столицы после 2007 г. взяли курс на "окружение" её современными небоскрёбами, дабы снизить пространственное влияние Дворца.

23. Или вот, тоже хороший пример.

24. Есть даже проект, который предусматривает полное подавление величественных панорам Дворца и застройку открытых пространств, его окружающих, параллелепипедами и башнями. Насколько он сейчас актуален, не знаю (прислал vilnews ):

25. Вид с востока, в тылу "новые" башни.

26. Однако в общедоступном, "попсовом" культурном пространстве Дворец прочно утвердился как привычный варшавский символ. Об этом хорошо говорит, к примеру, рынок магнитиков-сувениров, который не регулируется никакими институтами национальной памяти:

27. Вот ещё. Символика Дворца адаптирована и на детей, и на спортфанов; он привычная и любимая часть городского пространства.

28. В завершение рассказа - небольшая прогулка по внешним деталям, с восточной стороны.

29. Главный вход.

30. Он же, с диагонального ракурса. Тут особенно хорошо подчёркивается колоннада.

31. Вокруг здания - скульптуры учёных и деятелей культуры. В соответствии с названием здания.

32. Обратите внимание: под новой вывеской здания виднеется и старая, высеченная в камне.

33. Идём вдоль фасада на север.

34. Целый выводок сирен, поставленный тут к Евро-2012.

35. Когда ходишь долго, через некоторое время начинается казаться, ассоциативно, что-то от Римской империи.

36. Уже и отбитые носы у скульптур есть, и вообще "старость и заслуженность".

37. В нишах - скульптуры, символизирующие разные направления искусства.

38. Памятная доска о Варшавском гетто.

39. Окна в стиле ар-деко.

40. Фонари.

41. Колонны.

42. Ладно... посмотрим ещё раз наверх, прежде чем войти внутрь.
Здание настолько насыщено деталями, что я вам не рассказал и тридцатой доли того, что можно показать.

43. ...и вот в эту дверь войдём.

Наш путь - на XXX этаж, где расположена высотная смотровая площадка.
Посмотрим город с высоты и Дворец изнутри.

Продолжение следует.

ВАРШАВА, 4 янв — РИА Новости. В 2015 году советской высотке в центре Варшавы исполнилось 60 лет: это событие городские власти решили отметить с размахом, что вызвали недоумение среди части местных жителей. В польской столице регулярно возникают споры о том, какая судьба ждет самое высокое в стране здание — стоит ли продолжать тратить огромные средства на ее обслуживание, отстающее от современных норм, или символ Советского Союза стоит снести и использовать площадь по-другому.

Об истории и судьбе здания - в материале РИА Новости.

Дар польскому народу

Строительство Дворца культуры и науки в Варшаве — дара братскому польскому народу — стало прецедентом: все вопросы финансирования и проектирования легли на Советский Союз, который не требовал ничего взамен. В исторических документах о стройке в настоящее время подчеркиваются два основных момента: идеологическое значение здания и множество споров вокруг его возведения.

Согласно официальным данным, идея строительства высотки принадлежала лично Иосифу Сталину и была озвучена во время визита в Варшаву Вячеславом Молотовым в 1951 году. Главный архитектор Варшавы Юзеф Сигалин был проинформирован о таком предложении заранее и без удивления согласился, польским архитекторам предложили придумать несколько вариантов расположения и внешнего вида здания. Не уверенные в том, каким оно должно быть, специалисты ориентировались на здание московского университета им. Ломоносова, составив несколько проектов.

Позже выяснилось, что в Варшаве Львом Рудневым будет построено уникальное здание, от польской стороны проекты, по сути, не нужны — лишь выбор места, а также обеспечение территории электроэнергией, водой и местами для размещения советских строителей. СССР взял на себя все расходы по стройматериалам, в возведении высотки принимали участие порядка пяти тысяч советских рабочих (и около четырех тысяч поляков), строительство велось с использованием советского оборудования и под руководством советских же инженеров.

Именно местным архитекторам здание обязано своей высотой: еще на этапе проектирования советские специалисты предлагали остановиться на 120 метрах, но благодаря позиции Сигалина и его коллег высота здания сейчас составляет 237 метра (вместе со шпилем), а Дворец культуры и науки остается самым высоким строением в стране. Несмотря на то, что ни у Польши, ни у СССР не возникало сомнений в необходимости строить Дворец в стиле "сталинской готики", Сигалин считал, что Варшаве удалось настоять на включение в проект элементов польской национальной архитектуры.

Вперед в прошлое: куда делось советское официальное искусство Официальное советское искусство сопровождает нас и сегодня, четверть века спустя после распада СССР. Наследие соцреализма, свергнутое с пьедестала, никуда не исчезло, но утратило изначальный посыл, уверена Анна Кочарова.

Проекты здания из-за недовольства некоторыми элементами обеих сторон менялись с поразительной скоростью: их перерисовывали буквально за несколько дней. Согласно окончательному варианту, в здание были включены научный, музейно-выставочный, театральный комплексы, а также Дворец Молодежи. Строительство началось 2 мая 1952 года. В 1953 году, после смерти Сталина, в название высотки было решено включить его имя.

Дворец культуры и науки был торжественно открыт в 1955 году и сразу же стал обязательным пунктом посещений во время визитов высокопоставленных лиц из СССР. Помимо прочего, в здании были расположены центр польско-советской дружбы, Институт общественных наук, редакции издательств классиков марксизма-ленинизма, а также самая высотная в стране смотровая площадка — на 30-м этаже — которая уже в следующем после открытия году стала одним из излюбленных мест самоубийц, которым и оставалась до установки ограждения в середине 1970-х.

Центр города

Именно сталинская высотка, по сути, стала центром Варшавы: во время строительства польские архитекторы, только восстанавливавшие город после военных разрушений, признавали, что фактически центра как такового в нем нет, и неясно, какое место им станет.

В Польше решили снести 500 советских памятников Польские чиновники обещают оставить памятники на местах советских воинских захоронений. При этом монументы, возведенные "в благодарность СССР", власти обещают перенести в музеи в качестве "свидетельства трудных времен".

Туристическим центром считается Замковая площадь, вокруг которой сосредоточены основные достопримечательности — Старый город, где ранее располагались ключевые для Варшавы места. Но именно возле высотки находятся остановки общественного транспорта с названием "Центр", она же зачастую становится первой туристической фотографией из польской столицы: она привлекает внимание на подлете к городу, ее первой видят люди, приехавшие на центральный вокзал.

Производители сувенирной продукции также уделяют высотке самое пристальное внимание: туристические магазины не обходятся без магнитов, открыток и фигурок в форме "сталинки", зачастую вариантов ее изображений даже больше, чем других ключевых для города мест — Старого города, колонны Сигизмунда, Национального стадиона и сохранившейся части Барбакана.

В здании высотки в свое время состоялся ряд ключевых событий — здесь в 1967 году прошел первый в социалистической стране концерт культовой группы Rolling Stones, здесь выступали Марлен Дитрих, Леонард Коэн, Ив Монтан, Дворец посещали Никита Хрущев, Хо Ши Мин, Ким Ир Сен, им, по слухам, восхищался Юрий Гагарин.

Прощание с СССР

В 1991 году, после распада СССР, был объявлен конкурс на освоение Дворца, но ни одно из радикальных предложений не было реализовано. Здание осталось неизменным за исключением названия — из него исчезло посвящение Сталину — и ряда элементов оформления.

Музей памятников благодарности Красной армии откроют в Польше в 2017 году Исторический музей под открытым небом, в котором соберут демонтированные памятники благодарности Красной армии, планируют открыть в Польше в 2017 году, сообщил глава Бюро национального образования страны Анджей Завистовский.

В настоящее время собственником здания является варшавская ратуша, а на месте некогда идеологических помещений расположены офисы, турфирмы, несколько театров, магазины, рестораны, представительства научных институтов, вузы, здесь проводятся выставки и конференции, некоторое время функционировало казино.

Помещения Дворца пользуются большим спросом у арендаторов — здание состоит из 3288 комнат, из них пустуют и предлагаются для аренды всего несколько десятков. Этому способствует и простой и узнаваемый адрес, и хорошая транспортная доступность, и использование здания в качестве ориентира — из многих районов Варшавы низкой застройки в центр можно прийти или приехать, направляясь к заметному и в светлое, и в темное время суток шпилю высотки.

Подарки не возвращаются

Несмотря на популярность здания у туристов, со времен СССР в Польше регулярно возникают дискуссии о необходимости тем или иным способом избавиться от высотки. С этой же целью, как принято считать, возле нее был возведен комплекс небоскребов, которые хоть и не скрывают Дворец от глаз прохожих, но частично отвлекают от него внимание.

От мавзолея до парка-сафари: недвижимость лидеров эпохи социализма Минуло уже более 20 лет с тех пор, как социально-экономические принципы, привнесенные на штыках революции, были признаны несостоятельными. Что же стало с тем наследием в виде резиденций, дворцов и мавзолеев, которые остались от коммунистических и социалистических идолов?

За снос здания в свое время активно выступал занимавший в свое время пост главы МИД Польши Радослав Сикорский. В 2008 году он утверждал, что на месте Дворца нужно засеять траву и выкопать пруд — по его мнению, он "принес бы жителям Варшавы больше пользы". В 2009 году министр пытался увязать снос здания с юбилеем падения Берлинской стены, а в 2012 году вновь напоминал о возможности создания на этом месте Центрального парка Варшавы, ссылаясь на неэкономичность здания, потребляющего слишком много энергии, а также дорогостоящий капитальный ремонт.

Местные СМИ из-за настойчивости в данном вопросе и формулировок заявлений начали сравнивать Сикорского с римским полководцем Катоном Старшим, заканчивавшим все свои выступления в сенате фразой: "Кроме того, я считаю, что Карфаген должен быть разрушен", ставшей в итоге крылатой.

На предложение министра, впрочем, бурно отреагировали сами жители польской столицы: на остановках общественного транспорта и стенах жилых домов в Варшаве появились граффити с изображением высотки и подписью "Подарки не возвращаются". Звучали в Польше и другие, менее радикальные предложения о преобразовании Дворца — к примеру, его хотели перекрасить, чтобы он хотя бы внешне не напоминал московские высотки, надстроить на верхних этажах дизайнерский отель или обвить здание плющом. СМИ оперативно организовывали опросы о том, что нужно сделать со зданием, в которых первое место неизменно занимал вариант вроде: "Ничего. Оно является символом и должно остаться неизменным".

В Польше придумали, как бороться с акциями по защите советских памятников МВД Польши считает, что приостановка малого приграничного передвижения не позволит гражданам РФ проводить акции по защите советских памятников на польской территории.

С аналогичными призывами до настоящего времени регулярно выступают и правые организации, которые называют Дворец культуры и науки "символом зависимости Польши от СССР" и утверждают, что оно было построено для того, чтобы поляки "никогда не забыли о зависимости от советской империи".

Тем не менее, все подобные заявления сталкиваются с польскими законами: в 2007 году здание было внесено в реестр памятников. Данное решение также не прошло незамеченным среди противников "советского символа" в Варшаве: президенту Польши было направлено письмо от десятков представителей СМИ, культуры и науки с просьбами вмешаться в ситуацию и предложениями провести дискуссию о дальнейшей судьбе здания в парламенте или даже на референдуме.

В то же время многие эксперты, в частности в сфере архитектуры и искусствоведения, поддержали данное решение, отметив, что за прошедшие годы здание уже лишилось части важных с точки зрения целостности образа элементов, а весь Дворец культуры и науки является единственным сохранившимся образцом социалистической архитектуры в польской столице.