Тема занятия "Симфонический оркестр"

Описание материала: Предлагаю вам конспект своей образовательной деятельности для детей дошкольного возраста (5-7 лет) по теме «Симфонический оркестр». Данный материал будет полезен как педагогам дополнительного образования, так и музыкальным руководителям. Этот конспект направлен на расширение кругозора детей и совершенствование вокально-хоровых навыков.
Цель: Углубить представление о симфоническом оркестре, о его группах (внешний вид инструментов, тембровая окраска). Познакомить с музыкальными темами персонажей сказки «Петя и Волк» С.С. Прокофьева
Задачи:
Образовательные:
-обогатить знания инструментов симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска),
- формировать интерес к классическому искусству на основе эмоционального восприятия симфонической музыки;
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства.
Развивающие:
развивать музыкальное мышление, умение анализировать, сравнивать;
- формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности,
- способствовать развитию вокально–хоровых навыков в процессе пения под аккомпанемент.
Воспитательные:
-воспитывать чувства уважения к культуре своего народа;
- способствовать формированию потребности в общении с музыкой.
Ход занятия:
Педагог: Меня зовут Виктория Юрьевна, и это занятие у вас проведу я. Подравнялись, встали правильно, поздороваемся музыкально. Музыкальное приветствие. Присаживайтесь, ребята.
Давайте повторим нотки. Ребята, что мы здесь видим?
Дети: скрипичный ключ.
Педагог: а как же называются пять линеек и скрипичный ключ?
Дети: нотный стан.
Педагог: давайте вспомним стихотворение о нотном стане.
Пять линеек нотной строчки мы назвали «нотный стан»
И на нем все ноты-точки разместили по местам.
А теперь так же в стихах вспомним ноты, которые мы уже знаем.(называем расположение нот и выстраиваем их)

Где живешь ты, нота ДО?
«Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке».

Возле первого окошка мы задержимся немножко
Под окошком на заре поселилась нота РЕ.

Дружит со взрослыми,
Дружит с детьми, славная нота по имени МИ.

Нота фа сидит в окошке нота фыркает немножко,
Фа-фа-фа видим ноту из окна.

Произвольно выстраиваю ноты и дети называют. Исполнение полученной мелодии.
Вот такая небольшая мелодия у нас получилась.

Педагог: продоложим занятие и немного поиграем «Угадай-ка».
Дети: Выходит один ведущий, встает спиной к ребятам. Остальные ребята по -одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ребенка, не видя его, а слыша только голос.
Педагог: Как же удалось ведущему, не видя вас, точно определить ваши имена?
Дети: По голосу.
Педагог: Правильно, а каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал? Дети: голоса мальчиков отличаются от голосов девочек. У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
Педагог: То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр. Давайте повторим новое слово тембр.
Дети: Тембр
Педагог: ТЕМБР – ЭТО ОКРАСКА ЗВУКА. Теперь вы знаете, что свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. А как вы думаете, есть ли определенный тембр у каждого музыкального инструмента?

Дети: да.
Педагог: А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.
Педагог: ребята, посмотрите на экран, что на нем изображено?
Дети: Много инструментов
Педагог: А где мы можем услышать звучание этих инструментов одновременно?
Дети: В оркестре.
Педагог: А кто знает. Что такое оркестр?
Дети: это музыканты, которые играют музыку
Педагог: ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различны музыкальных инструментах. А какие виды оркестров вы знаете?
Дети: оркестр русских народных инструментов, симфонический.
Педагог: правильно, а еще оркестры бывают эстрадные, духовые, камерные, шумовые. А кто же управляет оркестром?
Дети: дирижер
Педагог: Да. И сегодня мы остановимся на инструментах симфонического оркестра. Ребята, посмотрите на картинку, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра?
Дети: барабан, скрипка, флейта, труба.
Педагог: Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми инструментами оркестра, которые звучат в симфонической сказке. А как вы думаете, почему сказка называется симфонической?
Дети: потому что в ней звучат инструменты симфонического оркестра.
Педагог: симфоническая сказке «Петя и волк», которую написал для детей С.С. Прокофьев.

Композитор, создавая сказку, хотел познакомить детей с миром симфонической музыки. Многим, даже взрослым людям, симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

Главным героем сказки является мальчик Петя и его озвучивает струнно-смычковая группа, в том числе и скрипка. Давайте послушаем, как композитор изобразил мальчика и ответим на вопрос: какой характер у Пети?
Слушание. Тема Пети
Педагог: какой характер у Пети?
Дети: веселый, задорные, сказочный, озорной, жизнерадостный.
Педагог: Мальчик идет, что-то напевает и попрыгивает. Ребята, а как мы узнаем, что эту музыку исполняет скрипка?
Дети: по тембру
Педагог : и какой же тембр этого музыкального инструмента?
Дети: мягкий, напевный.
Педагог: правильно, тембр скрипки действительно мягкий и напевный. Давайте еще раз послушаем тембр струнно-смычковых инструментов и изобразим, как играют на скрипке.
Имитирование игры на скрипке под музыку.
Педагог: Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает жизнерадостный характер мальчика.
Далее, появляется следующий персонаж сказки –это птичка.

И ее исполняет деревянный духовой инструмент. Послушаем тему этого героя сказки и определим какой же инструмент звучит, каков его тембр?
Слушание. Тема птички
Педагог: какой же инструмент мы услышали?
Дети: флейта
А какой у него тембр?
Дети: ясный, прозрачный, звонкий, высокий.
Педагог: ребята, а в каком темпе звучит музыка?
Дети: в быстром.
Педагог: а что подсказывает нам быстрый темп музыки? Какая птичка?
Дети: он маленькая, шустрая, веселая.
Педагог: Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, изображая птичий щебет, порханье Птички. А теперь немного отдохнем, встаньте, разомкнитесь повторяем движения за мной.
Я возьму трубу свою
Я возьму трубу свою,
Громко, громко запою: (Восемь раз поднять и опустить пальцы от стола.)
Тру- у-у, у- у- у.
Громко, громко запою. (С поворотом туловища направо, затем налево, руки согнуты вперед-кверху, «сыграть на трубе».)
Ты, труба, труби, труби,
На переменку всех зови. (Руки согнуты вперед, ладони вниз, сгибать и разгибать пальцы.)
Тру- у- у, у- у- у,
Переменку объяви. (Повторить «игру на трубе», а затем расслабленно потрясти пальцами.)
Педагог: посмотрите, где ваши стульчики и присаживайтесь. Тему следующего персонажа утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент- гобой.

Давайте послушаем тему утки и определим тембр гобоя.
Слушание темы.
Педагог : какой же тембр гобоя?
Дети: гнусавый
Педагог: Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря». Какой изображает утку музыка?
Дети: неповоротливая, неуклюжая,
Педагог: Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя. Петя приехал отдыхать в гости к Дедушке

(показать дедушку на экране). Мелодию какого характера вы бы сочинили для Дедушки?
Д
ети: медленную, строгую, грустную
Педагог: Послушайте тему Дедушки и определите характер, который передал композитор.
Слушание темы дедушки
Итак, ребята, какой характер передает музыка?
Дети: ворчливый, строгий
Педагог: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Какой голос у фагота – высокий или низкий?
Дети: низкий
Педагог: ребята, а как вы думаете можно ли флейтой исполнить роль дедушки?(звучание флейты)
Дети: нет.
Педагог: а почему вы так решили?
Дети: потому что характер и тембр музыки не соответствует
Педагог: Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.
Педагог: так же одним из главных героев сказки является-волк.

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Послушаем эту тему и определим какова музыка по характеру.
Слушание темы Волка.
Педагог: итак, ребята, какова музыка по характеру?
Дети: ответы детей
Педагог: злая, радостная, или завораживающая, сказочная, строгая, опасная.
Педагог: Волк положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Дети: отрицательный
Педагог: Какой голос у валторны?
Дети: низкий, резкий
Педагог:давайте вспомним, к какой группе симфонического оркестра относится валторна?
Дети: медно-духовые.
Педагог: Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожной музыки.
Педагог: Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Сейчас
внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. Слушание темы.
Дети: барабан, литавры
Педагог: правильно, это ударные инструменты. А какой же у них тембр?
Дети: насыщенный.
Педагог: Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман.
Давайте ребята поиграем с вами. Представьте, что вас, заколдовали в любой инструмент симфонического оркестра. Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами этот инструмент.
Выбор дирижера.
Ребята, а теперь мы должны стать точно так как располагаются инструменты в симфоническом оркестре. (Струнные, деревянные, медные, Ударные)


Педагог: Молодцы, ребята, у нас получился настоящий оркестр. А теперь мы с вами разучим песню о музыкальных инструментах. Послушайте ее, и подумайте какие из инструментов входят в состав симфонического оркестра?
Дети: скрипка, барабан.
Педагог: Правильно. Разучивание песни/ куплета (в зависимости от времени)
Приготовились к пению, послушайте первую фразу.
Разучивание, исполнение стоя с имитацией игры на инструменте.
Педагог: Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. А что же такое оркестр?
Дети: коллектив музыкантов играющих на разных инструментах музыку
Педагог: Давайте повторим какие группы входят в состав оркестра?
Дети: Струнно-смычковые, деревянно-духовые, медно-духовые, ударные.
Педагог: а какие инструменты мы сегодня слушали?
Дети: скрипка, фагот, флейта, гобой, валторна.
Педагог: правильно, а какое средство музыкальной выразительности помогает нам различать инструменты, голоса.
Дети: тембр.
Педагог: Молодцы ребята, очень постарались, мы многое узнали и научились. А теперь попрощаемся тоже музыкально. Музыкальное прощание.

Ольга Евгеньевна Гавриленко
Сценарий музыкального развлечения «В гостях у Феи музыки» (для подготовительной группы)

Цель : познакомить детей с тремя жанрами музыки : классический, народный и эстрадный.

Продолжать знакомить с творчеством П. И. Чайковского.

Повторить знакомый песенный, игровой и танцевальный репертуар.

Развивать творческие исполнительские способности у детей и интерес к музыке .

Воспитывать любовь к русской народной музыке , песне.

Дети входят в зал, здороваются.

Музыкальный руководитель : Ребята, сегодня нам предстоит необычное путешествие! Нас в гости пригласила Фея музыки ! А попадём мы в её королевство при помощи волшебной музыки ! Давайте присядем поудобнее и закроем глаза (звучит «волшебная» музыка из мультфильмов «Диснея» ).

Входит Фея Музыки (воспитатель, в руках у неё волшебная палочка.

Музыкальный руководитель : Тихо-тихо сядем рядом,

Входит музыка в наш дом ,

В удивительном наряде.

Разноцветном, расписном!

Фея музыки : Здравствуйте, ребята! Очень рада встретиться с вами! Любите ли вы слушать музыку ? (ответы детей)

Музыкальный руководитель : Да! Наши дети очень любят слушать музыку1 Но музыка всегда разная . Давайте познакомимся сейчас с классической музыкой Это – самая прекрасная образцовая музыка ! Её сочиняли великие композиторы.

Фея музыки : А каких композиторов вы знаете? (ответы детей)

Фея : Молодцы! Я вижу, вы действительно любите музыку и знаете некоторых композиторов. За это я расскажу вам сказку (присаживается рядом с детьми) .

Одной маленькой девочке по имени Машенька, подарили на Рождество маленькую игрушку-щелкунчика. С ним происходят удивительные приключения! Он отважно сражается с коварным Мышиным королём и побеждает его. И в конце он превращается в прекрасного принца, а девочка Маша – в прекрасную принцессу. И, конечно. Принц влюбляется в Машу! Они кружатся под удивительную волшебную музыку … Давайте послушаем её!

(включается запись фрагмента П. И. Чайковского «Щелкунчик» ).

Музыкальный руководитель : Такой могучей сказочною силой

Порой бывает музыка полна ,

Что кажется, как солнце, негасимой,

Как океан, безбрежною она!

А написал эту музыку великий русский композитор, который нам всем уже знаком. Это Пётр Ильич Чайковский. Мы прослушали фрагмент их балета Щелкунчик» в исполнении симфонического оркестра. В симфоническом оркестре очень много инструментов, но самым главным является скрипка. Хорошо бы посмотреть на настоящую скрипку, правда, ребята?

Фея музыки : Ну что ж, друзья, помочь я рада!

Представлю скрипку, как награду!

(достаёт из футляра скрипку, имитирует игру на ней)

Музыкальный руководитель : Смотрите, какая она красивая! Вот это – струны, а это – смычок. А теперь послушаем её голос!

(звучит в записи фрагмент концерта для скрипки с оркестром В. А. Моцарта)

Классическую музыку исполняют и на фортепиано, по-другому – пианино, рояль. Послушайте отрывок из знакомого вам произведения и вспомните, что это за произведение, кто композитор? (играю отрывок из «Вальса» П. И. Чайковского)

Ответы детей.

Фея музыки : Молодцы, ребята! И для вас ещё одно волшебство!

Вальс Чайковского играет

И снежинки оживает!

«Танец снежинок» (исполняют девочки подготовительной группы . В руках у них серебристый «дождик» )

Музыкальный руководитель : Ещё одно волшебство подарила нам Фея музыки . Но не думайте, что классическая музыка всегда серьёзная Под неё можно и поиграть!

Раз-два, раз-два, начинается игра!

А ловишкой будет тот, кто портрет сей назовёт!

(дети поднимают руки, называют имя композитора, чей портрет висит на центральной стене).

Игра «Ловишка» . Музыка И . Гайдна.

Музыкальный руководитель : Вы присядьте, отдохните…

Ну а Фея… Где ж она? Что придумала она?

(включаю запись русской народной мелодии «Светит месяц» , в исполнении оркестра русских народных инструментов)

Входит Фея музыки в русском народном костюме, в руках у неё поднос с русскими народными инструментами.

Музыкальный руководитель : Смотрите! Наша Фея переоделась! Что же это за костюм надела она? (ответы детей) .

Фея музыки : Верно, отгадали!

И от грусти, и от скуки могут вылечить нас всех

Озорных мелодий звуки; песни, пляски, игры, смех!

Но сначала, для порядку, отгадайте-ка загадки!

1 Ой, звенит она, звенит!

Всех игрою веселит!

А всего-то три струны её для музыки нужны !

Кто такая, отгадай-ка?

Это наша… (ответы детей) (балалайка)

2 В руки ты её возьмёшь, то растянешь, то сожмёшь.

Звонкая, нарядная, русская, двухрядная!

Заиграет, только тронь! Как зовут её? (гармонь) .

3. Очень весело трещат, всех игрою веселят,

Отбиваю ритмы чётко, называются … (трещотки)

4. Между пальцами зажмёшь,

Весело играть начнёшь.

В пляску рвутся наши ножки.

Инструмент зовётся… (ложки) .

Музыкальный руководитель : Молодцы, все загадки отгадали!

А все эти инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов. И Фея приглашает нас в жанр народной музыки . А кто же сочиняет народную музыку : песни, весёлые плясовые мелодии? (ответы детей) .

Фея : Молодцы! Инструменты разбирайте,

Да дружней на них сыграйте!

Музыкальный руководитель : Мы не только сыграем, но и споём нашу любимую русскую народную песню «Во кузнице» .

Дети исполняют инсценировку песни «Во кузнице» , шумовой оркестр подыгрывает на инструментах.

Шумовой оркестр исполняет вариации на тему русских народных песен

«Ох, лапти…» и «Коробейники» (обработкаЛ. Осмоловской) .

Музыкальный руководитель : Золотой волшебной рыбкой

Может музыка блеснуть

И, по-дружески, с улыбкой

Вдруг в глаза к нам заглянуть.

Может песней-полусказкой всех шутя развеселить

И рассыпаться вдруг пляской,

Значит, так тому и быть!

Пляска «Сударушка» (русская народная мелодия, обработка Ю. Слонова) Исполняют дети подготовительной группы .

Музыкальный руководитель : Музыка народная !

Игра хороводная!

Игра «Теремок» , русская народная мелодия в обр. Попатенко

Входит Фея музыки в нарядном платье под весёлую эстрадную музыку .

Музыкальный руководитель : Снова звуков половодье

Захлестнуло всё вокруг.

В жанр эстрады приглашает

Фея музыки – наш друг !

Музыкальный руководитель : Ребята, эстрадный жанр – самый любимый и самый популярный жанр музыки . Исполняют эстрадную музыку эстрадный оркестр , разные инструментальные группы . А сочиняют музыку эстрадные композиторы. Они сочиняют музыку к различным художественным фильмам, любимым вашим мультфильмам, и просто любимые всеми песни.

Эта музыка чаще всего звучит по телевизору, и многих эстрадных композиторов вы знаете. Для взрослых сочиняют музыку И . Крутой, О. Газманов, Рыбников, А. Пахмутова, Д. Маликов и так далее. А ваши любимые детские песенки сочиняют Савельев, Саульский, В. Шаинский. Мы с вами тоже знаем песенку эстрадного жанра Узнайте по мелодии, что жто за песенка?

Звучит мелодия песни Савельева из мульфильма «Кот Леопольд»

Дети отвечают, а затем и исполняют песню под фонограмму.

Музыкальный руководитель : А теперь игра! Здесь картинки с изображением различных инструментов. Надо выбрать только эстрадные инструменты!

Игра – эстафета «Выбери инструмент!» (дети строятся в 2 колонны, на двух столах разложены картинки с изображением разных музыкальных инстру ментов , надо выбрать только инструменты эстрадного оркестра и перенести на дргой стол. Брать по одной карточке и передавать эстафету, коснувшись плеча следующего ребёнка)

Фея : Молодцы! Очень хорошо вы спели!

А у меня для вас сюрприз!

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем гостью мы встречать !

Дети хлопают.

Входит девочка из старшей группы и исполняет русскую народную песню

«Я на горку шла» , русская народная мелодия

Фея : В каком жанре прозвучала песенка?

Ответы детей.

Фея : Раз, два, три, четыре, пять,

Снова гостью нам встречать !

Дети хлопают в ладоши.

Входит девочка в костюме Красной шапочки и поёт песню

Песня Красной шапочки из к/ф.»

Музыкальный руководитель : В каком жанре пела наша гостья ?

Ответы детей.

Фея : Громче хлопайте в ладоши!

Вновь к нам гость спешит хороший !

Входит Мальвина, танцует.

«Полька» , музыка Рахманинова

Музыкальный руководитель : Под музыку какого жанра танцевала Мальвина?

Ответы детей.

Мальвина : Приглашаю всех, друзья.

На весёлый танец я!

Дети встают врассыпную по залу.

Танец «Буратино» , музыка из к/ф «Золотой ключик или приключения Буратино» .

Музыкальный руководитель : Какой же из жанров вам больше всех понравился : классический, народный или эстрадный?

Ответы детей.

Фея музыки : Концерт окончен, музыка вдруг смолкла ,

Но так ли это? Кажется, сейчас она звучит

И будет долго-долго ещё звучать…

Пора пришла проститься с вами…

Музыкальный руководитель : А мы с волнением будем встречи ждать,

Когда же вместе дверь в страну мелодий

Ключом скрипичным отомкнём опять!

Фея : А на память я дарю шкатулку музыкальную !

В ней сюрприз для вас для всех и песенка прощальная!

Фея уходит.

Музыкальный руководитель открывает шкатулку, в ней угощение для детей.

Дети получают угощение под песенку, звучащую в аудиозаписи.

Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с использованием различных видов музыкальной деятельности.

  • Способствовать развитию двигательной активности в танцах,

подвижных играх под музыку; учить передавать эмоциональное состояние с помощью различных выразительных средств (мимики, жестов).

  • Развивать музыкальные способности детей во всех видах музыкальной деятельности; содействовать развитию у детей творческого воображения; развивать певческие навыки, ритмический слух, тембровый слух, интонацию.
  • воспитывать интерес и любовь к музыке, уметь выражать свои чувства и высказываться о прослушанной музыке.

Предварительная работа.

Знакомство и разучивание музыкального материала:

«Старый замок» М.П.Мусоргский;

«Лиса по лесу ходила» русская народная прибаутка;

«Моя Россия» сл. Н.Соловьева, муз. Г. Струве;

«Дошкольное детство, прощай!» музыка и слова Л.Олиферовой;

«Вальс» И.Штраус;

«Плетень» русская народная мелодия.

Оборудование.

Мольберт, атрибуты (картинки, карточки для модели музыкального произведения, флэшка, пианино, магнитофон, смайлики).

Ход занятия:

Под музыку дети входят в зал друг за другом, становятся в круг.

Музыкальный руководитель: Ребята, я рада снова видеть вас в музыкальном зале. Пропевает приветствие: "Добрый день!", ответ детей, пропевая: "Здравствуйте! " Ребята, сегодня на мой телефон пришло СМС от Феи Музыки (читает):

"Дорогие дети! Здравствуйте! Я - Фея Музыки, мне нужна ваша помощь. Злая колдунья побывала в моей стране и навела там беспорядок. Потерялись название музыкальных произведений, слова песен перепутались, танцы перемешались, потерялись игры. Я одна не справлюсь. Поэтому я прошу вас помочь мне. Но для этого вам придётся отправиться в путешествие в мой мир музыки. Я очень на вас надеюсь".

Музыкальный руководитель: Ребята, поможем Фее Музыки?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: Тогда в путь, а найти дорогу нам поможет ваше умение, внимание и знания. Сейчас мы вспомним движения, с которыми вы познакомились ранее (повторение элементов движений вальса) .

Музыкальный руководитель: Ребята, пока в выполняли движения, мы очутились в городе - "Музыкальных звуков". Предлагаю вам присесть и прослушать музыкальное произведение. Слушают.

Звучит фрагмент музыкального произведения «Старый замок» М.П.Мусоргский.

Музыкальный руководитель: "Знакомо ли вам музыкальное произведение? Кто написал эту музыку?", "Какая музыка по характеру?", "Как звучит музыка-громко (форте) или тихо (пиано)?", "Как движется мелодия: плавно или скачкообразно?"

Музыкальный руководитель разбирает с детьми модель музыкального произведения, показывает портрет, несколько слов о композиторе.

Музыкальный руководитель: Ребята, пока мы выполняли задание, мы с вами переместились в город «Песен». Но в этом городе тоже творится беспорядок. Все названия песен и их слова перемешались, сейчас мы им поможем. Но для начала необходимо разбудить наши голоса.

Распевка «Лиса по лесу ходила… » русская народная песня.

Музыкальный руководитель: Фея музыки прислала нам подсказку, картинки. Рассматривают и узнают песню «Моя Россия» слова Н.Соловьева, музыка Г. Струве. Поют её.

Музыкальный руководитель предлагает «моделирование песни» гостям.

Музыкальный руководитель: Правильно, молодцы. А сейчас послушайте вступление к песне, которое потерялось, какой же песне надо его вернуть?

Звучит вступление к песне «Дошкольное детство, прощай! » музыка и слова Л.Олиферовой.

Дети поют песню по подгруппам.

Звучит музыка и дети выполняют соответствующие движения.

Музыкальный руководитель: И с этим заданием вы справились. В городе «Песен» всё встало на свои места. Звучит музыка вальса. Ребята, вам знакома эта музыка? Ответы детей . Мы, незаметно, очутились в городе «Танцев». Я предлагаю вам собрать все элементы движений нашего вальса.

Исполняется Вальс.

По окончании вальса музыкальный руководитель проигрывает вступление к музыкальной игре «Плетень».

Музыкальный руководитель: Ребята, узнаёте ли вы, этот фрагмент музыки? Что это такое? Ответы детей. Становитесь в две колонны и вспомним игру «Плетень».

Игра «Плетень»

Музыкальный руководитель: Чтобы наша игра больше не потерялась, её нужно сыграть с нашими гостями. Играют с гостями.

По окончании игры дети остаются в кругу.

На телефоне Музыкального руководителя появляется СМС от Феи.

Фея: Спасибо, вам, ребята! Вы - молодцы, справились со всеми заданиями и помогли мне навести порядок в Музыкальной стране. Желаю вам, хорошей музыки! Жду вас, у меня, в гостях у Музыки!

Музыкальный руководитель: А вам понравилось наше путешествие? Я предлагаю вам взять смайлики и показать ваше настроение после этого путешествия. Дети берут смайлики и показывают мне. Ребята, вспомните, пожалуйста, чем мы сегодня занимались и где были? Какие задания понравились больше, Какие задания было легко выполнять, а какие труднее? Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу.

До свидания девочки, мальчики.

Дети выходят из зала под музыку, друг за другом.

(развлечение для подг.гр.)

Цели : Формировать ритмические способности детей.

Образовательные задачи :

1. Знакомить с особенностью музыкальной речи (фразировкой, ритмического построения фраз, слышать начало и конец музыкальной фразы .

2. Учить детей вступать в музыкальное сопровождение , используя опорный сигнал.

3. Способствовать формированию умения придумывать слова и воспроизводить ритмослоги.

4. Упражнять детей в различении ритмических рисунков, соотносить звуки по высоте.

Развивающие задачи :

1. Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

2. Развивать у детей ритмическое, темповое, и звуковысотное восприятие.

3. Развивать координацию, переключаемость движений.

Воспитательные задачи :

1. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и приемы :

Словесные : вопросы, задания словесное объяснение.

Практические : Музыкальные игры , творческие задания.

Материал : Лесенка из семи ступенек ; детские музыкальные инструменты (Ложки, маракасы, кастаньеты, бубен, треугольник; бабочки, бумажные цветы по количеству детей;

ритмический кубик;

Ход занятия

Дети входят в зал под ритмичную музыку и встают полукругом .

М. р : (говорит) Здравствуйте ребята!

Дети : (отвечают) Здравствуйте!

М. р. Скажите пожалуйста с каким настроением вы пришли сегодня в музыкальный зал ? (Ответы детей)

М. р : Вот с таким хорошим и веселым настроением давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети поют : Музыкальная игра «Здравствуйте»

М. р : Сегодня мы отправимся с вами в необыкновенную музыкальную страну . Она называется страна волшебных звуков. Нас ждет удивительное приключение и 7 музыкальных заданий , которые помогут нам познакомиться и подружиться с веселой песенкой . (звонит в колокольчики) .

Слышите дети хрустальный звон? Это звенят колокольчики. Своим дивным перезвоном они подсказывают нам, что мы уже в этой удивительной стране. А утро там начинается с доброй песенки .

Пальчиковая речевая игра : «Утром рано я встаю» (муз. И. Бодраченко)

М. р.: (поет) Утром рано я встаю

Свою песенку пою .

И со мною дружно в ряд

Подпевают…

Дети : Сто ребят.

Подпевают сто ежей,

Подпевают сто ужей.

И поют ее зайчата

И поют ее лисята,

А в берлоге – медвежата,

А в болоте лягушата,

Даже страшный крокодил эту песню разучил.

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем .

М. р : А о чем же в ней поется?

Дети : Как нам весело живется.

М. р : Мне понравилась ваша песенка . Вы своими веселыми голосами заполнили все пространство (показать).

Чтобы слова превратились в песенку их нужно записать специальными знаками, нотами, которые находятся на музыкальной лесенке (показать)

М. р : (подходит к нотному стану и читает стихотворение Н. Лазаревой)

На веселой лесенке

Есть все для доброй песенки .

Очень важные значки,

И кружочки и крючки.

А на них задание

Готовы к испытаниям?

Дети : Да, готовы!

М. р : (снимает первую ноту) Вот первое заданье. (читает) Песню надо спеть со словами

А какими придумаете сами.

М. р : Подобрать эти слова нам помогут загадки. Вернее ответы на них. А помогут мне в этом …. (называть имена детей)

Загадки :

1. Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

Улыбаешься в оконце

А зовут тебя все…. (солнце)

2. Если ты ее подаришь

То счастливей каплю станешь

Она мигом обернется

И к тебе скорей вернется.

И на праздник на большой

Поважней любой.

Хоть конфетки, хоть открытки

Говорим мы об…. (улыбки) .

3. Мы в беде друг другу помогаем.

Вместе мы с тобой играем. Вместе ходим в садик, в магазин

Когда нет тебя, то я один.

Мне общение с тобою очень нужно.

Ведь всего важнее – это…. (дружба) .

(Ответы показать картинками - солнце, улыбка, друзья)

М. р : Молодцы, загадки вы отгадали. Но песенку из этих слов можно не только пропеть, но и прохлопать. Если мы справимся с этим заданием, то зазвучит музыка .

Речевая игра «Слово на ладошке» (Н. Лазаревой)

Дети проговаривают слова и хлопают ритмический рисунок.

Мы слова как лесенку

Собираем в песенку .

Солнце, дружба, доброта

Нам нужны всегда, всегда.

Мир, улыбка, добрый друг

Развиваем ритм и слух.

И конечно без сомненья

Поднимает настроенье.

М. р : Молодцы ребята, с первым заданием мы справились. (взять ноту и поставить ее на музыкальную лесенку ) Занимай нотка свое почетное место на музыкальной лесенке .

М. р : Снова нотку я беру

Удивляя детвору (читает задание)

Нужен аккомпанемент

Но чтобы песня зазвучала.

Инструменты нужно взять

И сказку ими обыграть.

Какое интересное задание! (Показать на музыкальные инструменты )

Я хочу вам рассказать зимнюю сказку.

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней, гладкой.

Скок, скок, скок, скок, скок, скок - ложки

Санки скрипят, бубенчики звенят – бубен

Дятел стучит - коробочка

Вьюга свистит.

Белка на дереве орешки грызет – кастаньеты

Рыжая лисичка, зайчишку стережет - маракасы

Холод, холод, стужа, стужа – хрустальные фужеры

Снег пушистый кружит, кружит – колокольчики

Ехали, мы ехали, наконец приехали - ложки

А теперь вы должны вспомнить подобное задание с музыкальными инструментами . Возьмите музыкальные инструменты .

«Пиццекато» муз. А. Делиб

М. р : Слышите, снова зазвучала наша мелодия. Значит и с этим заданием мы справились! Какие вы молодцы!

Снова к нотке обращаюсь,

Что справитесь, не сомневаюсь (берет нотку читает)

Долгий звук и звук короткий

Есть у песни непременно.

Их на кубике найдите

По рисунку простучите.

(Взять кубик) Вот кубик. На нем нарисованы полоски различной длины и разные по цвету. Давайте с вами вспомним, что означают красные и черные полоски. (Ответы детей) Красные полоски – это долгий звук и мы его проговариваем ТА. Черные полоски – это короткий звук и мы их проговариваем ТИ, ТИ.

Сейчас мы с вами поиграем в знакомую игру

Музыкально-дидактическая игра «Ритмический кубик»

Дети передают кубик друг, другу и поют.

Ты беги веселый кубик,

Быстро, быстро по рукам.

У кого остался кубик-

Тот прохлопает ритм сам.

М. р : Слышите снова зазвучала знакомая мелодия. Значит и с этим заданием мы справились. (Взять ноту и поставить на третью ступеньку) .

Нотка, нотка помогай,

Вновь задание давай.

М. р : (берет 4 ноту и читает)

Есть слова,

Есть инструменты.

Ну, а где мелодия.

Вы на схемы посмотрите

И мелодию найдите.

Все мы можем петь. И люди и животные, но каждый поет на своем языке. Те животные, которые поют тоненьким (или высоким) голосом, присели на верхнюю линейку. А кто поет низким голосом, то остались на нижней линейке.

Давайте с вами поиграем?

(Имя) - будет коровой, (Имя) - будет щенком (Имя) -будет котенком.

Изобрази (Имя) - как мычит корова.

А как лает (Имя) - собака.

А как мяукает (Имя) – котенок.

И с этим заданием мы справились успешно.

М. р : Нотка, нотка выручай

Для нас задание давай.

(Берет нотку и читает)

Начало есть у песни.

Начало есть у фразы.

Услышать вы сумеете

Начало и конец.

Обратить внимание детей на цветы, которые находятся в середине музыкального зала .

Ой какая красивая поляна, а бабочек сколько? Давайте подойдем и полюбуемся. Присаживайтесь. Цветочки не рвите, на цветочки вы смотрите. Ребята, а как вы думаете чем бабочки похожи на мелодию. Я вам сейчас подскажу. (Взять бабочку) .Так же как и бабочка мелодия может взлетать когда начинается музыкальная фраза и опускаться , когда музыкальная фраза заканчивается . Возьмите в руки бабочки и слушая внимательно музыку повторяйте за мной полет бабочек.

Игровое упражнение «Музыкальный полет» Муз. П. Чайковского «Вальс цветов»

Мне кажется всем ясно, что с этим необычным заданием мы справились. И что 5 нотка занимает свое почетное место.

М. р : (Снимает нотку и читает)

В нотке этой говорится

Что на месте не сидится.

Коли музыка звучит

Ложки в руки вы берите

Танцевать скорей бегите.

«Танец с ложками» р. н. м. «На горе-то калина»

И ты танцевальная нотка занимай свое почетное место.

Итог дети читают стихи.

1р. Да мы без устали старались

Ничему не удивлялись.

Знали, чтобы песенку найти

Долго нужно нам идти.

2р. К верху ввысь всегда стремиться

Песенка , она как птица.

В небеса с собой зовет,

В удивительный полет.

3р. Мы по лесенке шагали

И для песенки собрали

Все слова – (показать 1 ноту)

Аккомпанемент - (показать 2 ноту)

Звуки - (показать 3 ноту)

Музыкой наполнен зал .

А как весело плясали – (показать 6 ноту)

Ножки устали не знали

И в итоге лесенка превратилась в песенку .

Звучит фонограмма песни «Светит солнышко с небес»

М. р : (Берет 7 нотку) Вот и это нотка нашла свое место на нотном стане.

М. р : Песня славно прозвучала,

Четкий ритм, слова и звуки,

Всем нам было не до скуки.

Песня дарит вам сюрприз,

В награду получите приз. (Подарить нотки) .

М. Р : На этом наше НОД закончилась. Благодарим за внимание.

Дети под музыку выходят из музыкального зала .

Приобщение детей к русской народной культуре - важная часть воспитания. Как жили наши предки? Какие праздники были у них? Что для них было важным в жизни? - дети узнают ответы на эти вопросы, играя. Проводя праздники в русских традициях, мы - хотя бы частично - можем восстановить связь времен, научить детей любить и ценить свои корни. Играя, дети познают мир, и в наших силах научить детей играть, играть в те игры, в которые испокон веков играли наши предки. Наша задача - сохранить традиции, знакомить детей с праздниками и обычаями русского народа, чтобы наши дети не выросли "Иванами, родства не помнящими".

Предварительная работа с детьми:

  1. Знакомство детей с обычаями и традициями зимних посиделок.
  2. Разучивание частушек, колядок, танца,

Зал украшен в стиле деревенской избы - половики, салфетки и пр.

Стульчики стоят по периметру зала.

Хозяйка встречает гостей.

За дверью слышится шум, смех, звуки погремушек, бубнов и др. шумовых инструментов.

Хозяйка. Кто это там? Никак колядовщики пожаловали?

Заходят дети - ряженые

Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом! С новым счастьем!

Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!

По деревне всей пройдем,
Коляду-авсень споем!

Хозяйка В старину на Руси был такой обряд. Назывался...

Все (хором). Коляда!

Хозяйка. С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с козой...

Коза (стучит копытцем). Ме-е-е!

Хозяйка Медведем...

Медведь (мотает головой). Р-р-р!

Хозяйка Звездой, вертепом и месяцем. Пели, просили подарки, хозяев поздравляли, здоровья желали.

Гость 1. (с озорством).

С праздником, господа!
А кричать ли коляда?

Хозяйка. Кричите!

Запевают колядку

Сею-вею, посеваю,
С новым годом поздравляю,
Со скотом, с животом,
Со пшеницей, с овсецом,
Эй, хозяин-мужичок,
Открывай сундучок,
Доставай пятачок,
Нам на орешки,
Вам на потешки!

Хозяйка. Проходите, люди добрые, будьте гостями желанными!

Дети усаживаются на стульчики.

Собралось к нам гостей со всех волостей. Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Припасла я для вас забавушек на всякий вкус. Кому шутку, кому правду, кому пляску русскую!

Дети поют частушки:

Я частушек много знаю,
И хороших, и плохих.
Хорошо тому послушать,
Кто не знает никаких.

Разрешите поплясать,
Разрешите топнуть.
Неужели в этом доме
Половицы лопнут?

У милашки русы косы
Ниже пояса вились,
Как за эти русы косы
Мы с товарищем дрались!

Эх, топни нога,
Топни правенькая,
Всё равно ребята любят,
Хоть и маленькая!

Моя милка маленька,
Чуть побольше валенка
В валенки обуется-
Как пузырь надуется!

Как на Катин день рожденья
Принесли бидон с вареньем.
Так наелись я и ты -
Разболелись животы

У меня четыре шали,
Пятая пуховая,
Не одна я боевая -
Вся семья весёлая!

Мы частушки вам пропели -
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим
Чтобы нам похлопали!

Танец "Пойду ль я"

Хозяйка. Вот попели, поплясали - можно и отдохнуть!

Я загадки загадаю - вы отгадывайте!

Без рук рисует,
Без зубов кусается. (Мороз.)

Текло, текло,
И легло под стекло. (Река подо льдом.)

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья.
Закружила, замела,
Стала улица бела. (Метель.)

Скатерть бела
Весь свет одела. (Снег.)

Везут Сенька с Санькой
Соньку на санках.
Санки вбок,
Сеньку с ног
Саньке в лоб,

Все в сугроб!
Назови-ка всех по именам? (Сенька, Санька, Сонька.)

Мушки белые летят,
Они не пьют и не едят. (Снежинки.)

Не бриллиант, а светится. (Лед.)

Хозяйка. А теперь пора и поиграть! "Колечко, колечко, выйди на крылечко!"

Игра "Колечко, колечко, выйди на крылечко"

Описание игры:

Водящий кладёт колечко в сложенные "лодочкой" ладони и "раздаёт" колечко участникам в сложенные таким же образом ладони, стараясь как можно незаметнее оставить колечко одному из игроков. После того, как водящий обошел всех, отходит назад и кричит: "Колечко, колечко, выйди на крылечко!". Тот игрок, у которого оказалось кольцо, выбегает, а его соседи стараются его задержать. Если не удалось задержать - он становится водящим, удалось - водящий остаётся прежним.

"Вейся, вейся, капустка"
Вейся, вейся, капустка,
Вейся, вейся, белая,
Как мне, капустке не виться,
Белою вилою не ломиться.

Описание игры:

Дети берутся за руки, ведущий заводит круг, уходя внутрь "улиткой", к концу игры получается плотный "комок"-капуста. Когда двигаться становится некуда - руки отпускаются - комок "рассыпается".

Ну, гости дорогие, пора и честь знать, хозяюшке пора отдыхать.

Гость 1. Спасибо вам, хозяин с хозяюшкой!

Гость 2. В дому у вас хорошо. Сердца ваши приветливы.

Гость 3. Спасибо этому дому, пойдем к другому.