Рассказывают, что жили некогда два брата. Старшего брата звали Правда, а младшего брата - Кривда. Был Правда прекрасен всем телом своим, и не было ему равных во всей стране. Завидовал ему Кривда. И решил он его погубить. И вот достал Кривда красивый кинжал в красивых ножнах, взял с собою десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч и пришёл к хранителю утвари Правды.

И сказал он ему:

Возьми себе эти десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч, но сохрани мой кинжал, пока я не вернусь из города.

Прошло много дней, и хранитель утвари Правды решил почистить кинжал, который оставил ему Кривда. Он сел на берегу пруда и стал его чистить. И вот кинжал выскользнул из его рук и упал в пруд. Сколько его ни искали, найти не смогли.

Услышал Кривда, что хранитель утвари Правды потерял его кинжал. Пришёл он к хранителю утвари и сказал ему:

Где мой кинжал? Верни мне его!

И ответил ему хранитель утвари:

У меня его нет, я его потерял. Но вот тебе все кинжалы Правды, и все они - твои. Возьми себе какой хочешь.

Тогда сказал ему Кривда:

Разве есть второй такой кинжал, какой был у меня? Клинок его - гора. Эль, рукоятка его, - ствол дерева Коптоса, ножны его, - гробница бога, а обвязка ножен - все стада пастбищ Кара.

Сказал тогда ему хранитель утвари:

Может ли быть такой большой кинжал, как ты говоришь?

Но Кривда схватил его и потащил за собою туда, где был Правда. И он привёл Правду на суд к Эннеаде и сказал:

Доверил я Правде свой кинжал. А он потерял его. А кинжал тот был необыкновенный! Клинок его - гора. Эль, рукоятка его, - ствол дерева. Коптоса, ножны его, - гробница бога, а обвязка ножен - все стада пастбищ Кара. Не может он мне его возместить!

И ещё сказал Кривда Эннеаде:

Пусть схватят Правду, и пусть ослепят его на оба глаза. И да будет он привратником дома моего!

И боги Эннеады сделали всё, как говорил Кривда. Тогда стал мальчик собираться в путь, чтобы отомстить за отца своего. Нашёл он быка самой красивой масти, взял десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч и отправился к пастуху Кривды. Сказал он ему:

Возьми себе эти десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч, но постереги моего быка, пока я не вернусь из города.

Прошло после этого много дней. Много месяцев пас быка пастух Кривды. И вот однажды отправился Кривда в поля, чтобы взглянуть на своих быков. И увидел он быка, который был самой прекрасной масти. Сказал тогда Кривда своему пастуху:

Отдай мне этого быка! Я хочу его съесть.

Но ответил ему пастух:

Это бык не мой. Не могу я отдать его тебе.

Тогда сказал ему Кривда:

Посмотри, вот мои быки, и все они у тебя. Любого из них отдай хозяину того быка!

И вот услышал мальчик, что Кривда взял его быка. Пришёл он к пастуху Кривды и сказал ему:

Где мой бык? Я не вижу его среди твоих быков.

Ответил ему пастух:

Вот все быки Кривды, и все они - твои. Возьми себе какого захочешь.

Тогда сказал ему мальчик:

Разве есть второй такой бык, какой был у меня? Когда стоит он на Острове Амона, кисть хвоста его лежит в Зарослях Папируса; один рог его покоится на Западной горе, а другой рог - на Восточной горе, ложем ему служит Великая Река; шестьдесят телят рождается от него ежедневно.

Сказал ему пастух:

Может ли быть такой большой бык, как ты говоришь?

Но мальчик схватил его и потащил за собой туда, где был Кривда. И привёл он Кривду на суд к Эннеаде. Выслушали его боги Эннеады и сказали:

Неправда то, что ты говоришь. Мы никогда не видели такого большого быка!

Тогда сказал Эннеаде мальчик:

Но разве есть такой большой кинжал, как вы говорили прежде? Вы говорили, будто клинок его - гора. Эль, рукоятка его, - ствол дерева. Коптоса, ножны его, - гробница бога, а обвязка ножен - все стада пастбищ Кара!

И ещё сказал он Эннеаде:

Рассудите между Правдой и Кривдой. Я - сын Правды, и я пришёл отомстить за него.

Тогда Кривда поклялся именем фараона, да будет он жив, здоров и могуч, и сказал:

Клянусь вечностью Амона и жизнью повелителя, неправда это! И если найдут Правду живым, пусть ослепят меня на оба глаза и пусть сделают меня привратником дома его!

Но мальчик тоже поклялся именем фараона, да будет он жив, здоров и могуч, и сказал:

Клянусь вечностью Амона и жизнью повелителя, это правда. И если найдут отца моего живым, пусть жестоко накажут Кривду! Пусть дадут ему сто простых ударов и нанесут ему пять рваных ран. А потом пусть его ослепят на оба глаза и сделают привратником в доме Правды. И да служит он ему вечно!

Так отомстил мальчик за отца своего, и так решился спор между Кривдой и Правдой.

В русских сказках Правда и Кривда - воплощения двух жизненных принципов, противоположных друг другу. Эти образы соотносятся с понятием о судьбе, которая, согласно народным представлениям, отчасти может корректироваться самим человеком. Образ Правды отражает идеальное соответствие нормам поведения, выработанным в традиционном обществе, в том числе и церковными установлениями. Поэтому в традиционном сознании в противостоянии Правды и Кривды, при внешнем первенстве Кривды, последнее слово однозначно остается за Правдой. Вот одна из сказок о Правде и Кривде:

Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить - кривдой али правдой? Кривда говорила: лучше жить кривдою; а Правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто не переспорит. Говорит Кривда: «Пойдем к писарю, он нас рассудит!» - «Пойдем», - отвечает Правда.

Вот пришли к писарю. «Реши наш спор, - говорит Кривда, - чем лучше жить - кривдою али правдою?» Писарь спросил: «О чем вы бьетеся?» - «О ста рублях». - «Ну ты, Правда, проспорила; в наше время лучше жить кривдою».

Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем, что лучше жить правдою. «Пойдем к судье, как он решит? - говорит Кривда. - Коли по-твоему - я тебе плачу тысячу рублей, а коли по-моему - ты мне должна оба глаза отдать». - «Хорошо, пойдем». Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить? Судья сказал то же самое: «В наше время лучше жить кривдою». - «Подавай-ка свои глаза!» - говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла куда знала.

Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собралась туда неверная сила. Набольшой стал всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит: я душу загубил; кто говорит: я того-то на грех смустил; а Кривда в свой черед похваляется: «Я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!» -

«Что глаза! - говорит набольшой. - Стоит потереть тутошней травкою - глаза опять будут!» Правда лежит да слушает.

Вдруг крикнули петухи, и неверная сила разом пропала. Правда нарвала травки и давай тереть глаза; потерла один, потерла другой - и стала видеть по-прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь-дорогу. В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст ее замуж. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила; царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и взял к себе в дом Сюжет о споре Правды и Кривды широко распространен у многих народов земного шара; в Древнем Египте он был известен еще в XII веке до нашей эры. В русском фольклоре он имеет ярко выраженную социальную и религиозную окраску: персонажи сказки обращаются для разрешения спора к писарю, судье, попу - людям, наделенным определенным знанием и занимающим в социальной иерархии традиционного общества более высокое положение, чем, например, крестьянин.

Эта окраска подчеркивается введением в сказку историко-политических элементов. Так, в одном из вариантов сказки на вопрос двух мужичков, правдивого и криводушного, чем лучше жить, поп отвечает следующим образом: «Вот нашли о чем спрашивать. Знамо дело, что кривдой. Какая нонче правда? За правду, слышь, в Сибирь угодишь, скажут - кляузник. Вот хоть к примеру, - говорит, - сказать вам не солгать: в приходе-то у меня разве десятая доля на духу-то бывает, а знамо дело, мы всех записываем. Зато и нам повольготнее; ин раз ладно и молебен за-место обедни».

Упоминающиеся в сказках формулировки типа «Какая нонче правда?» или «В наше время лучше жить кривдой», оправдывающие неправедную жизнь, указывают на свойственное мифологическому сознанию различение «прежних времен», когда все было так, как положено, и «настоящего времени». Разделение идеального и неправедного существований как принадлежащих разными мирам отразилось также в русских поговорках: «Правда у Бога, а кривда на земле», «Правдою жить, от людей отбыть, а неправдою жить, Бога прогневить». Но вместе с этим в поговорках чаще манифестируется жизненная установка на правду, обеспечивающая благо, иногда - вечное: «Праведна мужа не одолеет нужа», «Где правда, там и счастье», «На суде Божьем право пойдет направо, а криво налево», «Кривью жить, не у Бога быть», «Кривдою свет пройдешь, да назад не воротишься», «Правда избавляет от смерти».

В народном мировосприятии понятия правды и кривды противопоставлялись друг другу как божественное и нечистое. О правде в народе говорили: «Правда та свята, на небо взята», «Правда гневна, да Бо мила». Образ же Кривды в сказке соотносится с нечистой силой и даже выступает как одно из ее воплощений: Кривда наравне с «неверной силой» отчитывается перед «набольшим».

Уважаемые родители, очень полезно читать сказку "Правда и Кривда" деткам перед сном, чтобы хорошее окончание сказки их радовало и успокаивало и они засыпали. Зачастую в детских произведениях, центральным становятся личностные качества героя, его противление злу, постоянно пытающегося сбить добра-молодца с верного пути. Несмотря на то, что все сказки - это фантазия, однако же зачастую в них сохраняются логичность и череда происходящих событий. Мировоззрение человека формируется постепенно, и такого рода произведения крайне важны и назидательны для наших юных читателей. Очарование, восхищение и неописуемую внутреннюю радость производят картины рисуемые нашим воображением при прочтении подобных произведений. Вероятно из-за незыблемости человеческих качеств во времени, все нравоучения, мораль и проблематика остаются актуальными во все времена и эпохи. Реки, деревья, звери, птицы - все оживает, наполняется живыми красками, помогает героям произведения в благодарность за их добро и ласку. Сказка "Правда и Кривда" читать бесплатно онлайн непременно полезно, она воспитает в вашем ребенке только хорошие и полезные качества и понятия.

О днажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить — кривдой или правдой? Кривда говорила: лучше жить кривдою, а Правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто не переспорит.
Говорит Кривда:
— Пойдем к писарю, он нас рассудит!
— Пойдем, — отвечает Правда. Вот пришли к писарю.
— Реши наш спор, — говорит Кривда, — чем лучше жить — кривдою али правдою?
Писарь спросил:
— О чем вы бьётеся?
— О ста рублях.
— Ну, ты, Правда, проспорила: в наше время лучше жить кривдою.
Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем, что лучше жить правдою.
— Пойдем к судье, как он решит? — говорит Кривда. — Коли по-твоему — я тебе плачу тысячу рублей, а коли по-моему — ты мне должна оба глаза отдать.
— Хорошо, пойдем.
Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить?
Судья сказал то же самое:
— В наше время лучше жить кривдою.
— Подавай-ка свои глаза! — говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла куда знала.
Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собралась туда неверная сила. Набольшой стал всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит — я душу загубил; кто говорит — я того-то на грех смутил; а Кривда, в свой черед, похваляется:
— Я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!
— Что глаза! — говорит набольшой. — Стоит потереть тутошней травкою — глаза опять будут!
Правда лежит да слушает.
Вдруг крикнули петухи, и неверная сила разом пропала. Правда нарвала травки и давай тереть глаза: потерла один, потерла другой — и стала видеть по-прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь-дорогу.
В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст ее замуж. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила; царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и взял к себе в дом…


«

Начало сказки не сохранилось.

Пошел...... Эннеада...... гора Иал...... его ножны - гробница бога, его перевязь-стада Кал.

И Кривда сказал Эннеаде:

Пусть приведут Правду и пусть ослепят его на оба глаза и пусть его сделают привратником в моем доме.

И Эннеада исполнила все, что он сказал. И вот спустя много дней после этого Кривде бросились однажды в глаза достоинства Правды, его старшего брата. И Кривда сказал двум слугам Правды:

Схватите вашего господина и киньте его свирепому льву и многим львицам..... , И они схватили его. Когда они стали подниматься с ним. Правда попросил своих слуг:

Не хватайте меня. Возьмите другого. .... . Я нашел нечто......

Пошел, чтобы он мог сказать Кривде:

Когда мы бросили его......

Он вышел из дому? и позвал его в......

И вот спустя много дней после этого знатная дама вышла...... из своего дома...... Ее служанки заметили Правду, который лежал у холма. Он был прекрасен; не было равного ему во всей стране.

И они пошли туда, где находилась дама и сказали:

Пойдем с нами! Посмотри: слепой покинут у холма. Надо его забрать и сделать привратником у нас в доме.

И эта дама сказала служанке:

Скорей приведи его, чтобы я могла взглянуть на него.

Та пошла и привела его. И дама посмотрела на него, и она почувствовала страстное влечение к нему, когда увидела, как он красив телом. Он спал с ней этой ночью. Он познал ее, как познает мужчина, и этой же ночью она забеременела маленьким мальчиком.

И вот спустя много дней после этого она родила сына. Не было равного ему во всей этой стране: он был большим...... он был как дитя бога. Его отдали в школу. Он научился отлично писать. Он выполнял все мужские работы. Он перегнал своих старших товарищей по школе.

Однажды его товарищи сказали ему:

Чей ты сын? У тебя ведь нет отца! Поэтому над тобой издеваются и мучают тебя. Ну, конечно, у тебя нет отца!

И юноша сказал своей матери:

Как имя моего отца? Я должен назвать его моим товарищам, а то, когда они разговаривают со мной,-"где твой отец?" говорят они мне-они мучают меня.

И его мать ответила ему:

Видишь ты этого слепого, который сидит у дверей? Это твой отец. Так она сказала ему.

Это заслуживает того, чтобы собрать твоих родичей и заставить их позвать крокодила!

Юноша привел своего отца, посадил его на стул, подставил ему скамеечку под ноги. Он поставил перед ним кушанья, накормил и напоил его.

Затем юноша спросил своего отца:

Скажи мне, кто ослепил тебя, чтобы я мог отомстить за тебя. Тот ответил ему:

Мой младший брат ослепил меня. Он рассказал юноше все, что с ним произошло. И юноша отправился мстить за своего отца. Он взял десять хлебов, посох, пару сандалий, бурдюк и меч. Он взял быка необыкновенно красивой масти и отправился туда, где находился пастух Кривды. Он сказал пастуху:

Возьми себе эти десять хлебов и этот посох, бурдюк, меч, пару сандалий и постереги мне этого быка, пока я не вернусь из города.

И вот спустя много дней после этого - его бык провел уже много месяцев у пастуха быков Кривды - Кривда отправился в поле взглянуть на своих быков. И он увидел этого принадлежавшего юноше быка. Бык был необыкновенно красивой масти.

И Кривда сказал своему пастуху:

Дай мне этого быка, я буду его есть. Пастух ответил ему:

Он не мой...... я не могу дать его тебе.

И Кривда сказал ему:

Смотри! Решительно все мои быки в твоем распоряжении. Дай одного из них хозяину этого быка.

И юноша прослышал о том, что Кривда забрал его быка. Он вернулся туда, где находился пастух Кривды, и сказал ему:

Где мой бык? Я не вижу его среди твоих быков.

И пастух ответил ему:

Решительно все эти быки в твоем распоряжении. Бери себе того, к которому у тебя лежит сердце.

И юноша сказал ему:

Разве есть еще один такой же огромный бык, как мой! Когда он стоит на Острове Амона, то кисточка его хвоста лежит на топи с зарослями папируса, один его рог - на западной горе, другой-на горе восточной; великая река-его ложе; ежедневно у него рождаются шестьдесят телят.

И пастух возразил ему:

Разве есть такой огромный бык, как ты говоришь?

Тогда юноша схватил его, потащил туда, где был Кривда, и потащил Кривду в суд, пред Эннеаду.

И боги сказали юноше:

Неправда! ...... Мы никогда не видели такого огромного быка, о котором ты говоришь.

Но юноша возразил Эннеаде:

А разве есть такой огромный меч, как говорили вы: клинок у него-гора Иал, его рукоять - деревья Коптоса, его ножны - гробница бога, его перевязь - стада Кал. Затем он сказал Эннеаде:

Рассудите Правду с Кривдой. Я его сын. Я пришел отомстить за него.

И Кривда поклялся Владыкой:

Клянусь Амоном, клянусь Властителем, если найдут Правду и он жив, тогда пусть меня ослепят на оба глаза и пусть меня сделают привратником в доме Правды!

И юноша поклялся Властителем:

Клянусь Амоном, клянусь Властителем,-если его найдут и он жив, пусть сурово накажут Кривду и нанесут ему сто ударов и пять ран и ослепят его на оба глаза и сделают привратником в доме Правды, и он......

Так юноша отомстил за своего отца, и так был разрешен спор между Правдой и Кривдой..... .

Завершено благополучно, в мире......храма, с чистыми руками, Амои...... в царском дворце...... писец Амона....,.

В русских сказках Правда и Кривда — воплощения двух жизненных принципов, противоположных друг другу. Эти образы соотносятся с понятием о судьбе, которая, согласно народным представлениям, отчасти может корректироваться самим человеком. Образ Правды отражает идеальное соответствие нормам поведения, выработанным в традиционном обществе, в том числе и церковными установлениями. Поэтому в традиционном сознании в противостоянии Правды и Кривды, при внешнем первенстве Кривды, последнее слово однозначно остается за Правдой. Вот одна из сказок о Правде и Кривде:

Однажды спорила Кривда с Правдою: чем лучше жить — кривдой али правдой? Кривда говорила: лучше жить кривдою; а Правда утверждала: лучше жить правдою. Спорили, спорили, никто не переспорит. Говорит Кривда: «Пойдем к писарю, он нас рассудит!» — «Пойдем», — отвечает Правда.

Вот пришли к писарю. «Реши наш спор, — говорит Кривда, — чем лучше жить — кривдою али правдою?» Писарь спросил: «О чем вы бьетеся?» — «О ста рублях». — «Ну ты, Правда, проспорила; в наше время лучше жить кривдою».

Правда вынула из кармана сто рублей и отдала Кривде, а сама все стоит на своем, что лучше жить правдою. «Пойдем к судье, как он решит? — говорит Кривда. — Коли по-твоему — я тебе плачу тысячу рублей, а коли по-моему — ты мне должна оба глаза отдать». — «Хорошо, пойдем». Пришли они к судье, стали спрашивать: чем лучше жить? Судья сказал то же самое: «В наше время лучше жить кривдою». — «Подавай-ка свои глаза!» — говорит Кривда Правде; выколола у ней глаза и ушла куда знала.

Осталась Правда безглазая, пала лицом наземь и поползла ощупью. Доползла до болота и легла в траве. В самую полночь собралась туда неверная сила. Набольшой стал всех спрашивать: кто и что сделал? Кто говорит: я душу загубил; кто говорит: я того-то на грех смустил; а Кривда в свой черед похваляется: «Я у Правды сто рублей выспорила да глаза выколола!» —

Правда и Кривда (?) в облике борцов. Рельеф Дмитриевского собора во Владимире.

«Что глаза! — говорит набольшой. — Стоит потереть тутошней травкою — глаза опять будут!» Правда лежит да слушает.

Вдруг крикнули петухи, и неверная сила разом пропала. Правда нарвала травки и давай тереть глаза; потерла один, потерла другой — и стала видеть по-прежнему; захватила с собой этой травки и пошла в путь-дорогу. В это время у одного царя ослепла дочь, и сделал он клич: кто вылечит царевну, за того отдаст ее замуж. Правда приложила ей к очам травку, потерла и вылечила; царь обрадовался, женил Правду на своей дочери и взял к себе в дом Сюжет о споре Правды и Кривды широко распространен у многих народов земного шара; в Древнем Египте он был известен еще в XII веке до нашей эры. В русском фольклоре он имеет ярко выраженную социальную и религиозную окраску: персонажи сказки обращаются для разрешения спора к писарю, судье, попу — людям, наделенным определенным знанием и занимающим в социальной иерархии традиционного общества более высокое положение, чем, например, крестьянин.

Эта окраска подчеркивается введением в сказку историко-политических элементов. Так, в одном из вариантов сказки на вопрос двух мужичков, правдивого и криводушного, чем лучше жить, поп отвечает следующим образом: «Вот нашли о чем спрашивать. Знамо дело, что кривдой. Какая нонче правда? За правду, слышь, в Сибирь угодишь, скажут — кляузник. Вот хоть к примеру, — говорит, — сказать вам не солгать: в приходе-то у меня разве десятая доля на духу-то бывает, а знамо дело, мы всех записываем. Зато и нам повольготнее; ин раз ладно и молебен за-место обедни».

Упоминающиеся в сказках формулировки типа «Какая нонче правда?» или «В наше время лучше жить кривдой», оправдывающие неправедную жизнь, указывают на свойственное мифологическому сознанию различение «прежних времен», когда все было так, как положено, и «настоящего времени». Разделение идеального и неправедного существований как принадлежащих разными мирам отразилось также в русских поговорках: «Правда у Бога, а кривда на земле», «Правдою жить, от людей отбыть, а неправдою жить, Бога прогневить». Но вместе с этим в поговорках чаще манифестируется жизненная установка на правду, обеспечивающая благо, иногда — вечное: «Праведна мужа не одолеет нужа», «Где правда, там и счастье», «На суде Божьем право пойдет направо, а криво налево», «Кривью жить, не у Бога быть», «Кривдою свет пройдешь, да назад не воротишься», «Правда избавляет от смерти».

В народном мировосприятии понятия правды и кривды противопоставлялись друг другу как божественное и нечистое. О правде в народе говорили: «Правда та свята, на небо взята», «Правда гневна, да Бо мила». Образ же Кривды в сказке соотносится с нечистой силой и даже выступает как одно из ее воплощений: Кривда наравне с «неверной силой» отчитывается перед «набольшим».

В одном из вариантов сказки Правда и Кривда воплощаются в образе двух купцов с соответствующими именами. Проигравший спор Правда отдает Кривде все свое состояние и отправляется в темный лес и попадает в избушку, где становится свидетелем разговора нечистой силы о ее делах, направленных на нарушение устоев человеческого бытия:

Ночью поднялся страшный шум, и вот кто-то говорит: «А ну-тка, похвалитесь: кто из вас нынче гуще кашу заварил?» — «Я поссорил Кривду с Правдою!» — «Я сделал, что двоюродный брат женится на сестре!» — «Я разорил мельницу <…>» — «Я сомустил человека убить!» — «А я напустил семьдесят чертенят на одну царскую дочь; они сосут ей груди всякую ночь. А вылечит ее тот, кто сорвет жар-цвет!» (Это такой цвет, который всегда цветет — море колыхается и ночь бывает яснее дня; черти его боятся!) Правда, и в нужде не отступившийся от правды все в человеческом мире ставит на свои места, все возвращает к нормальному порядку: «Как ушли они, Правда вышел и помешал жениться двоюродному брату на сестре, запрудил мельницу, не дал убить человека, достал жар-цвет и вылечил царевну» В результате он вознаграждается значительно большим, что у него было. Завистливый Кривда решается отправиться в ту же избушку в лесу, но злые духи разрывают его на мелкие части. Нередко в сказках на этот сюжет делается назидательный вывод, определяющий традиционное отношение к основам жизни: «Так и выходит, что правдою-то жить лучше, чем кривдою».

Несмотря на довольно позднее оформление сюжета о споре Правды и Кривды в русском фольклоре, в сказках и представлениях об этих персонажах прослеживаются архаичные черты. Так, например, устойчивым в сюжете об их споре является неясный на первый взгляд мотив отдавания своих глаз Правдой и забирание их Кривдой. В ранних представлениях человека, нашедших отражение в мифологии и фольклоре, из всех органов чувств именно зрение было особо значимо. Это связано с тем, что для носителя мифологического сознания любой образ строился зрительно, потому что шел прежде всего от зрительных впечатлений. Поэтому наличие зрения осознавалось как жизненно важное; в мифопоэтических текстах и представлениях зрение превратилось в знак жизни, отсутствие же его воспринималось как признак нежизнеспособности и смерти; слепота персонажа оказывалась знаком его принадлежности к «иному» миру.

Соотнесенность смерти и слепоты выявляется на уровне языковых фактов. Так, например, в русском языке «жмуриками» (закрывшими глаза) называли покойников. Согласно традиционным представлениям, мертвый не может и не должен видеть живых; поэтому первое, что делали с покойным, это закрывали ему глаза. В фольклорных текстах слепота или ее вариант — од-ноглазость обычно являются особенностью «древних» существ, имеющих хтоническую природу и, соответственно причастных к пространству «иного» мира. Таков, например, образ Лиха одноглазого в русских сказках. Если учесть, что в народных говорах слово «кривой» означает «слепой на один глаз», «одноглазый», то становится понятно, почему Кривда так «интересуется» глазами Правды. Она пытается восполнить свой изъян и обеспечить себя зрением и, следовательно, жизненной силой. Но в финале сказки каждый персонаж получает то, что ему положено: Правда прозревает, а Кривда, разорванная на кусочки нечистыми духами, исчезает с белого света. В связи с мотивом борьбы Правды и Кривды за глаза показательно также традиционное представление о воздействии правды, отраженное в поговорке: «Правда глаза колет».

В пословице противопоставление Правды и Кривды иногда реализуется через символику социальной принадлежности обуви: «Правда ходит в лаптях, а неправда в кривых сапогах». Ущербность кривды здесь обозначается через тот же признак кривоты, который в данном случае обозначает хромоту: слово «кривой» в народном языке имеет не только значение «одноглазый», но и «хромой». Этот недостаток Кривды также соотносит ее с существами «иного» мира: общеизвестно, что хромота является признаком нечистой силы.