Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на-всего только тридцать три года?

Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной.

Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же.

Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; сели.

Ворон стал клевать, да похваливать.

Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!

А. С. Пушкин, "Капитанская дочка", Сказка об орле и вороне.

Мудрый ворон и гордый и хищный орёл
Повстречались. И ворон спросил у орла:
- Там, где небо пробито вершинами гор,
Что царь-птица, среди облаков, ты нашла?

Что дарует тебе поднебесный полёт?
- Он даёт мне свободу! Взгляни на восход!
Тот, кто падаль в долине всю жизнь клюёт,
Будет жить триста лет, но меня не поймёт!

И крылами взмахнув, взмыл над морем степей,
В поднебесье, к свободе. Но дело не в ней.
Просто свежая плоть мертвечины вкусней
И прикован богами к скале Прометей.

Рецензии

И опять оказался желудок важней -
от начала веков до сегодняшних дней...)

Спасибо, Влад. Природа целесообразна.
А эволюция, как точно заметил Фридрих Хайек,
не может быть справедливой. Орлу - орлиное,
ворону - воронье.

Ну, что сказать?... Целесообразность тоже своего рода справедливость... А эволюция, она же не всегда по прямой идёт. В разных условиях разные качества выигрывают... Так что, всё верно: мертвечину тоже кто-то должен поедать, будь то ворон, шакал или червь...)

Ну да: куда ж нам плыть без утилизаторов.)

А эволюция как река, вернее, путь реки к морю.
Он - не прямой, но неизменный. В смысле, река
всегда достигает моря. Несмотря на переменчивость
рельефа местности. Но если судить о движении всей реки
лишь по тому её участку, когда она течет вспять, то
можно прийти к неправильным выводам.

Нет, Алиса Сан, не путайте ворона с вороной. Это разные птицы.
Ворон - не значит, что самец. Может быть и самкой.
"Орлу – орлиное. Во́рону – во́роново".

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

В сказке ворон питается падалью и живёт 300 лет, а орел - живой кровью и живёт 33 года. Для Пугачева жить, как ворон, - как крепостные жили, в вечном подчинении. Уж лучше для народа попытаться, как орел, пусть недолго и кроваво, но быть свободным. Орёл не смог питаться мертвечиной, хотя и хотел долго жить. И люди не смогут жить по чужим законам, будучи чужой собственностью.
Для Гринева смысл сказки другой, он отвечает Пугачеву, что для него убивать - то же, что питаться мертвечиной. То есть Гринев не поддерживает попытку завоевать свободу столь кровавым страшным путём.

Эпизод со сказкой - кульминационный в раскрытии образа Пугачева. Он многозначен, и потому нельзя его сводить (как это нередко делается) к извлечению морали из сказки, заявлять, что в пей аллегорически прославляется смелая короткая жизнь. Сказка обнаруживает глубину духовного обновления Пугачева. Живые, большие, сверкающие глаза, так запомнившиеся Гриневу и заворожившие его, предсказывали способность Пугачева к высоким чувствам, «к дикому вдохновению» . Вся сцена построена так, что сказка поэтически-непосредственно передает тайный смысл реальной жизни Пугачева: все известное о нем убеждает нас - .не может этот человек орлиной натуры жить по законам ворона, не видит он смысла в долгой жизни, .если нужно питаться мертвечиной. Есть иная жизнь - пусть недолгая, но свободная: «...Лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»

Другие вопросы из категории «Образование»

  • помогите составить предложение по схеме ~~~~~~ _____ ===== и ===== _____ плиззз очень надо
  • Учителю на кл. час. пожалуйста, помогите придумать министров для 5 класса!
  • Вот таки вопрос: придумайте частушки (о школе, столовой, каникулах) Заранее благодарен... PS: Без мата попробуйте)

В разделе на вопрос В чем смысл калмыцкой сказки рассказнной Пугачевым Гриневу. В романе капитанская дочка? заданный автором Малорослый лучший ответ это В сказке ворон питается падалью и живёт 300 лет, а орел - живой кровью и живёт 33 года. Для Пугачева жить, как ворон, - как крепостные жили, в вечном подчинении. Уж лучше для народа попытаться, как орел, пусть недолго и кроваво, но быть свободным. Орёл не смог питаться мертвечиной, хотя и хотел долго жить. И люди не смогут жить по чужим законам, будучи чужой собственностью.
Для Гринева смысл сказки другой, он отвечает Пугачеву, что для него убивать - то же, что питаться мертвечиной. То есть Гринев не поддерживает попытку завоевать свободу столь кровавым страшным путём.

Ответ от Вровень [гуру]
Эпизод со сказкой - кульминационный в раскрытии образа Пугачева. Он многозначен, и потому нельзя его сводить (как это нередко делается) к извлечению морали из сказки, заявлять, что в пей аллегорически прославляется смелая короткая жизнь. Сказка обнаруживает глубину духовного обновления Пугачева. Живые, большие, сверкающие глаза, так запомнившиеся Гриневу и заворожившие его, предсказывали способность Пугачева к высоким чувствам, «к дикому вдохновению» . Вся сцена построена так, что сказка поэтически-непосредственно передает тайный смысл реальной жизни Пугачева: все известное о нем убеждает нас - .не может этот человек орлиной натуры жить по законам ворона, не видит он смысла в долгой жизни, .если нужно питаться мертвечиной. Есть иная жизнь - пусть недолгая, но свободная: «...Лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!»


Ответ от Дарья Ванина [новичек]
Смысл сказки заключается в том, что лучше прожить короткую, но яркую жизнь, чем долгую и скучную


Ответ от Особь [мастер]
Короткая и насыщенная жизнь, или долгая, серая, подлая, скучнейшая жизнь. Ворон - падальщик. Орёл - благородная птица.


"Нет,-- отвечал он;-- поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал. Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвою".
-- А знаешь ты, чем он кончил? Его выбросили из окна, зарезали, сожгли, зарядили его пеплом пушку и выпалили!
-- Слушай,-- сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением.-- Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-на?-все только тридцать три года? -- Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон, чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст! -- Какова калмыцкая сказка?
-- Затейлива,-- отвечал я ему.-- Но жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину.
Пугачев посмотрел на меня с удивлением и ничего не отвечал. Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления. Татарин затянул унылую песню; Савельич, дремля, качался на облучке. Кибитка летела по гладкому зимнему пути... Вдруг увидел я деревушку на крутом берегу Яика, с частоколом и с колокольней -- и через четверть часа въехали мы в Белогорскую крепость.

ГЛАВА XII

Как у нашей у яблонки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому,

Благословить-то ее некому.

Свадебная песня.
Кибитка подъехала к крыльцу комендантского дома. Народ узнал колокольчик Пугачева и толпою бежал за нами. Швабрин встретил самозванца на крыльце. Он был одет казаком и отрастил себе бороду. Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие. Увидя меня, он смутился; но вскоре оправился, протянул мне руку, говоря: "И ты наш? Давно бы так!" -- Я отворотился от него и ничего не отвечал.
Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате, где на стене висел еще диплом покойного коменданта, как печальная эпитафия прошедшему времени. Пугачев сел на том диване, на котором, бывало, дремал Иван Кузмич, усыпленный ворчанием своей супруги. Швабрин сам поднес ему водки. Пугачев выпил рюмку и сказал ему, указав на меня: "Попотчуй и его благородие". Швабрин подошел ко мне с своим подносом; но я вторично от него отворотился. Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостию. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно: "Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее".
Швабрин побледнел как мертвый. "Государь,-- сказал он дрожащим голосом...-- Государь, она не под караулом... она больна... она в светлице лежит".
"Веди ж меня к ней",-- сказал самозванец, вставая с места. Отговориться было невозможно. Швабрин повел Пугачева в светлицу Марьи Ивановны. Я за ними последовал.

Повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» никогда не перестанет удивлять читателей: настолько интересны характеры героев, описанные события, в основе которых лежат реальные исторические факты. Гений Пушкина поистине велик: в повести каждая деталь несет огромную смысловую нагрузку. Интересны в этом отношении эпиграфы, которые автор подбирает к главам. Некоторые из эпиграфов словно призваны объяснять содержание главы. Другие носят явно сатирический характер. Однако большинство эпиграфов направлено на то, чтобы как можно полнее раскрыть характер героев. Ту же функцию выполняет и включенная в повествование калмыцкая сказка, которую рассказывает Пугачев Гриневу.

«С диким вдохновением» предводитель казаков рассказывает сказочную историю:

Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живешь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсего только тридцать три года? - Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!

Пугачев, конечно, ассоциирует себя с орлом. Однако Гринев также не признает в себе ворона. Для него «жить разбоем», подобно Пугачеву, как раз и есть «клевать мертвечину». Таким образом, мы видим, что каждый из героев хотя и сопоставляет себя с одним и тем же сказочным персонажем, но имеет свои представления о том, кто есть «орел», и твердые убеждения в правильности выбранного ими пути.

Емельян Пугачев как личность вызывает огромный интерес. Безусловно, он человек неординарный. Его образ в «Капитанской дочке» - героический и величавый. Зная нужды и горести всей «черни бедной», к каждой из её групп Пугачев обращался с особыми лозунгами и указами. Казаков он жаловал не только рекой Яик со всеми её угодьями и богатствами, но и тем, в чем нуждались казаки: хлебом, порохом, свинцом, деньгами, «старой верой» и казацкими вольностями. Обращаясь к крестьянам, Пугачев жаловал их землями и угодьями, волей, освобождал от власти помещиков, которых призывал истреблять, от каких бы то ни было обязанностей по отношению к государству, обещал им вольную казацкую жизнь. Он обладает способностью вести за собой людей - в рядах его войск не только беглые каторжники, но и простые крестьяне. Пугачев изображен как человек, не лишенный благородства и даже доброты, достаточно вспомнить, как он поступил по отношению к Петру Гриневу и Маше Мироновой. Он не без уважения относится к выбору Гринева, к его убеждениям. Пугачев способен ответить добром на добро, помня о даренном Гриневым заячьем тулупе, он делает Петру ответное добро, гораздо большее по значению.

Однако все это не оправдывает совершенных Емельяном Пугачевым злодеяний. Его жизненная философия - подобно орлу, раз напиться крови, а дальше, будь что будет - приводит к тому, что он следует этим убеждениям практически в буквальном смысле. Пугачевым и его войском было пролито немало неповинной крови таких людей, как капитан Миронов. Во имя чего? Во имя свободы, которую они обещали «черни»? Вряд ли. Будь это так, Пугачев бы имел определенную программу дальнейших действий, но само будущее представлялось ему и его соратникам как-то туманно в виде казацкого государства, где все были бы казаками, где не стало бы ни налогов, ни рекрутчины. Ложь, убийства, порок - это то, что сопровождает бунт Пугачева. Здесь сравнение с орлом уже неуместно, это скорее, говоря словами сказки, «клевать мертвечину».

На мой взгляд, Пугачев не способен оценить объективно свои действия. Погрязнув в убийстве, грабежах и разбоях, которыми сопровождался бунт, предводитель казаков приобрел искаженное представление о подлинном героизме, который совершается человеком во имя какой-либо цели. Обладая беспримерным мужеством, Пугачев тем не менее не выглядит радетелем за народное благо, а следовательно, его героизму грош цена. Провозглашая высокие идеи, Пугачев на самом деле приносит много горя не только «верхушке», против которой он выступал, но в большей степени простым людям, оказавшимся в поле его «деятельности».

Гораздо ближе и понятнее однозначная в восприятии жизненная позиция Петра Гринева. Честный дворянин, он даже перед лицом близкой смерти остается верен своим убеждениям. Ни тени сомнения не возникает у него по поводу собственной веры. Гринев остается тверд в своем слове, присягнув на верность государыне, никакие жизненные обстоятельства не заставят его отступиться. Он, как и Пугачев, человек мужественный. Даже, на мой взгляд, его мужество гораздо большее, чем Пугачева - он рискует собственной жизнью ради спасения любимой. Чтобы не запятнать имя Маши Мироновой, он готов принять и смерть и бесчестие (по наговору Швабрина его собираются казнить как предателя). Если говорить о том, насколько применим один из образов калмыцкой сказки к личности Петра Гринева, то, конечно, образ орла ему ближе. Только образ этот истолковывается им иначе. Для Гринева «клевать мертвечину» - стать предателем, изменить клятве, изменить самому себе. Для него, как и для сказочного орла, лучше прожить короткую жизнь, но достойную.