Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей - детская школа искусств

п. Ивня

Методический доклад:

Преподаватель

Фортепианного отделения

Елизарова О.О.

2012 г.

Тема: «Работа над ансамблем в младших классах»

Цель: Развитие способностей к «чувствованию» искусством, умению разделить чувство другого, предугадать возможные импровизационные нюансы.

Актуальность: Игра в ансамбле - лучшее средство в приобщении ребенка к занятиям музыкой.

Вопросы для обсуждения:

1. Репертуар ансамблевой музыки на современном этапе:
. ■ для домашнего музицирования;

    для интенсивного обучения;

    для концертных выступлений.

2. Психологический фактор при выборе партитуры.
3. Этапы работы над ансамблем.

В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Радио, кино, телевидение, звукозапись постоянно воздействует на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, совершенно естественно, легко воспринимают её и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего их мира.

«Если внимательно проанализировать,- писал авторитетный советский педагог Сухомлинский,- то, что в житейском плане называется счастьем и несчастьем, удачей и неудачей... всё это основывается на культуре человеческих отношений, на умении управлять своими желаниями, сообразуя и согласуя их с желаниями других людей. Никто из них не имеет права забывать, что рядом с ними находятся другие люди, и что каждый поступок одного человека неизбежно отражается на окружающих. Воспитание культуры человеческих отношений, культуры желаний Сухомлинский считает, исключительно важной задачей педагога.

Поэтому в начале занятий музыкой ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность. Лучшим средством для этого является игра в ансамбле.

Участников ансамбля объединяет стремление к общей цели. Творческое переживание трансформируется при игре в ансамбле в сопереживании, подразумевающее полную эмоциональную «солидарность» партнеров.

Музыка-форма несловесного общения. Ансамблист должен обладать особой способностью к «чувствованию» -искусством не только понять и разделить чувство другого, рядом играющего, но и предугадать возможные импровизационные нюансы.

Игра на фортепиано в четыре руки - это вид совместного музицирования, которым занимались во времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом; занимаются и поныне. В этом жанре писали сочинения почти все выдающиеся мастера. Писали как для домашнего музицирования, так и для интенсивного обучения и концертных выступлений. Педагогическая ценность этого вида совместного исполнения недостаточно познана, и поэтому он слишком редко используется при преподавании. Между тем игра в четыре руки ставит перед исполнителями те же требования, что и ансамблевая игра в других инструментальных жанрах.

Начиная в классе фортепианного ансамбля изучать игру с партнером юный пианист встречается с основными эстетическими проблемами не умозрительно и не в общежитейском плане, а сугубо профессионально, в сфере наиболее для него увлекательной. Воспитание и обучение сливаются воедино. Овладевая ансамблевыми навыкам, учащийся развивает драгоценные нравственные качества. И совершенствуя характер, создает необходимые предпосылки исполнительского искусства.

Дружеское общение с партнером, обмен мнениями, коллективный труд мобилизует творческую волю, готовность к восприятию и действию, обогащают фантазию пианистов, подсказывая решения, которые могли быть и не найдены с самим собой.

При совместной игре немалое значение имеет выбор партнера.
На уроке обычно с учеником играет преподаватель. Как правило, в пьесках для начинающих первая (верхняя) партия является одноголосной, а вторая - басовая, предназначенная для преподавателя,- содержит гармоническое дополнение или сопровождение. Верхняя партия имеет ведущее значение и требует поэтому от ученика полного звука и уверенности. Многие малолетние или малоодаренные ученики привыкают к одновременному звучанию только после частой совместной игры и при исполнении пьески полностью уступают ведущую роль басовой партии. Музыкальному же ребенку очень нравится роль «примадонны», и нередко он музицирует намного выразительнее, чем при двухручной игре.

К сожалению, для начального обучения имеется, очень мало литературе, в которой нижняя партия была бы настолько легка, чтобы ее мог исполнять ученик. Поэтому нужно использовать каждую такую возможность для того, чтобы меняться ролями. Играя вторую партию, ребенок учится сопровождению и упражняется в приглушенном звучании и мягком исполнении басов. Самым главным в таком союзе преподаватель-ученик является интуитивное музыкальное влияние, осуществляемое наиболее естественным образом. Поскольку первой партии обычно принадлежит ведущая роль, ученик в музыкальном отношении может чувствовать себя равным учителю. Он учится слушать, включаться в ансамбль и под этим впечатлением с большей ответственностью исполняет свою сольно-тематическую часть.

Однако рекомендовать следует не только совместную игру преподавателя и ученика. Самое прекрасное, если с ребенком регулярно музицирует кто-то из членов семьи. Это видно по той радости, какую детям доставляет такое музицирование, и по той охоте, с которой они этим занимаются. Они играют свою партию уверенно, ритмически четко и привыкают даже преодолевать маленькие «промахи».

Этот психологический фактор играет важную роль и при совместной игре двух учащихся. Партнерами в этом случае выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. И поскольку каждому из них не хочется скомпроментировать себя перед другим, то тут возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре.

Знание партии, даже отличное, еще не делает пианиста партнером. Он становится таковым лишь в процессе сложной и очень своеобразной работы с другим учащимся.

При совместной игре нужно избрать медленный темп, чтобы избежать частых запинок и перебоев. Оба играющих сообща разбирают каждое созвучие, каждую структурную частицу и находят им место в форме целого; все наиболее важное должно выделяться достаточно выпукло, второстепенное характеризуется более тихим звуковым уровнем С этой целью рекомендуется такое упражнение: каждый из партнеров играет только одной рукой. Можно прорепетировать отдельно оба ведущих голоса (например, сопрано и тенор при параллельном двухголосии) или же крайние голоса - бас и сопрано, или темы в разных голосах, или одни мелодии - без баса и других сопровождающих голосов и т.п. Каждый из исполнителей должен внимательно и критически вслушиваться во всю многообразную динамику ансамбля. Велико также и значение ритмической точности при игре в четыре руки. Вначале здесь может помочь метроном, позднее необходимо достичь такой синхронности движений и исполнительских приемов, которая обеспечивает одновременность и согласованность игры. Пока пьеса основательно не разучена, длительные паузы (в несколько тактов) следует тихо высчитывать, чтобы не ошибиться в следующем вступление.

К задачам совместной тренировки относится также и точное распределение падали, что устанавливается обоими партнерами. Она обслуживается главным образом исполнителем нижней партии, где она и должна, быть в таком случае обозначена. Педальный эффект должен быть очень четко разработан, так как из- за неумелогоприменения педали фактура басовой партии, часто достаточно плотная, может приобрести еще большую тяжеловесность.

Такого рода тщательное и напряженное разучивание превращает игру в четыре руки в нечто большее, чем простое музицирование. В музыкальной литературе имеется множество оригинальных четырехручных произведений, которые безусловно заслуживают таких интенсивных занятий.

Вполне естественно, что при игре в четыре много и охотно играют с листа. Поскольку слишком частые остановки портят радость от игры с листа, мы избираем музыкальный материал для этого значительно более легкий (по уровню на 1-2 учебных года ниже), чем то, что разучивается на уроках в настоящее время.

Учащийся должен постараться по возможности шире охватить в общих чертах свою партию и воспроизвести на клавиатуре наиболее важное. Прежде всего нужно сосредоточиться на метрической стороне, заранее охватывая счет последующих тактов. Счет нередко помогает дальнейшему чтению. Можно, пожалуй, утверждать, что при этом чувство ритма подвергается особенно хорошей проверке. Желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит второго исполнителя быстрее ориентироваться и вновь включаться в игру.

Нельзя не отметить, что многие педагоги высказываются против игры в четыре руки. Несмотря на все старания сохранить прозрачность фортепианной фактуры, не всегда удается достичь нужного звукового эффекта, так как из-за большого диапазона часто возникает слишком плотное и перезагруженное звучание. Такая грузность производит неприятное впечатление и вызывает отрицательное отношение у учителей к игре в четыре руки.

Игра в четыре руки в начальном обучении также часто отвергается и из-за технических причин. Считают, что несколько стесненное положение исполнителей может отрицательно повлиять на посадку играющего.

Однако эти недостатки столь незначительны по сравнению с преимуществами, что избегать игры в четыре руки вовсе не стоит.

Тем более что последняя составляет лишь небольшую часть всей учебной работы.

Очень желательно было бы чаще видеть в учебных помещениях нашей школы два инструмента могли музицировать с детьми на двух фортепиано, как это себе представлял Бела Барток в « Микрокосмосе»,-большего и пожелать нельзя.

Используемая литература:

1.Ян Достал « Ребенок за роялем».

2.Криста Хольцвейссиг « Игра в четыре руки».

3.Михаил Соколов « Ансамбль для начинающих».

Роль ансамбля в учебно-воспитательной работе с учащимися ДМШ


Основной задачей класса ансамбля в музыкальных школах является практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в специальных классах, развитие музыкального вкуса, воспитание коллективной творческой и исполнительской дисциплины.
Класс ансамбля - неотъемлемое звено в процессе формирования музыкально-эстетических представлений у учащихся, для наиболее одаренных - важнейшая форма занятий, в значительной мере способствующая повышению качества их профессиональной подготовки для поступления в музыкальное училище.
В процессе работы над музыкальными произведениями учащиеся должны:
1) Научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные голоса партий произведения, ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков, и т.д.
2) Исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой произведения в целом.
Здесь я сделаю отступление, чтобы осветить эти две задачи. Партии ансамбля строятся по-разному: полифонически, как мелодия и аккомпанемент. Здесь трудность в разделении музыки на партии, т.е. в исполнении их разными людьми, а не одним человеком. Поэтому необходимо особенно хорошо научиться слушать партнёра по ансамблю, в то же время исполнять свою партию совершенно свободно, не скованно, что часто бывает у учащихся при стремлении слушать остальные партии. Так же урегулировать звук, характер исполнения, как единого произведения. Часто роль аккомпанирующей партии не до оценивается в ансамбле. Meжду тем, она играет важнейшую роль в создании музыкального образа.
Первое, о чём надо позаботиться, чтобы партия сопровождения не заглушала мелодии, не мешала ей "дышать", литься, петь. Некоторые ученики добиваются этого, изо всех сил выделяя ведущую партию, форсируя её звучание, что производит антихудожественное впечатление. Партия мелодии не должна выделяться искусственным образом, а естественно отделяться от аккомпанирующей партии, оставаясь в то же время внутренне слитой с ней. Она должна как бы высветляться, "освещаться". Правильное соотношение между степенями громкости партий - лишь одна и простейшая сторона более общего требования, представляющая главное условие хорошего исполнения аккомпанемента. Это главное условие состоит в том, чтобы ученик, исполняющий вторую партию (партию аккомпанемента) прислушивался к партнёру, подобно тому, как талантливый мастер художественного аккомпанемента прислушивается к солисту, чутко согласуя звучание рояля со звучанием главной партии.
Дело здесь не только в том, чтобы сопровождение не заглушало мелодии, но и в характере звучания второй партии, чтобы оно не выбивало из нужного настроения. Впечатление зависит от звука, каким играется аккомпанирующая партия не в меньшей мере, чем от звука, каким исполняется основная партия. Важно, чтобы звучность аккомпанирующей партии не становилась нейтральной, будничной, ремесленной. И при всём этом она должна звучать, т.е. нельзя терять ни единого звука, что иногда делают ученики, стараясь исполнить аккомпанирующую партию тихо, не заглушая главной.
3) Задача, чему должен научиться ученик в классе ансамбля – творчески применять в совместном исполнении музыкально-исполнительские навыки, полученные в специальных классах.
4) Получать навыки чтения с листа.
5) Быть активным пропагандистом музыкального искусства в нашем обществе, используя форму публичных выступлений.
Особое внимание в работе класса ансамбля следует уделить реализации принципов последовательности и постепенности, принципа технической и художественной доступности учебного мате¬риала с учётом возрастного фактора и степени подвижности учащихся. В связи с этим подбираются группы учащиеся в ансамбли. Большое учебно-воспитательное значение имеют публичные выступления, одновременно являющиеся отчётом и проверкой учебной работы. В конце I и II полугодий каждому из учащихся класса ансамбля выставляется оценка за освоение необходимых исполнительских навыков, полученных им в процессе работы.
Особое значение придаётся работе класса ансамбля в тех школах, где оркестровый класс ещё не сформировался. В этом случае класс ансамбля выполняет основную функцию воспитания у учащихся навыков коллективного исполнения. Приступая к работе над музыкальным произведением, педагог должен, прежде всего, дать общее представление о характере его музыкального содержания. С этой целью он должен проиграть пьесу целиком, либо проиллюстрировать с помощью грамзаписей. Затем следует рассказать о значении и функции каждой из партий в общей партитуре, причем качественная сторона исполнения каждого из голосов должна определяться трактовкой произведения в целом. На занятиях класса ансамбля основное внимание педагог обязан уделять работе над чистой интонацией (мелодической, и гармонической), ровностью и характером звучания, динамическом соотношении голосов, над ритмической дисциплиной ансамбля, единством штрихов и аппликатуры, раскрывая перед учащимися их целесообразность и подчиняя работу над техникой целям выразительной передачи музыкального произведения. Помимо этого педагогу следует знакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.
Одним из важных условий работы в классе ансамбля является работа с обязательными учениками, что позволяет более тщательно заняться интонацией, штрихами, ритмом и т.д. Репертуар должен состоять из произведений различного характера, стиля, технической направленности и формы, начиная от обработок народных песен и мелодий, и кончая сочинениями современных композиторов. Для чтения с листа рекомендуются более лёгкие произведения. В течении полугодия учащиеся класса ансамбля должны пройти одно произведение русского композитора, одно произведение советского композитора, одно произведение зарубежного композитора, или обработки народных мелодий. Одно из приведённых произведений можно пройти в качестве ознакомления. Этими требованиями, в основном, определяется методика и организация работы в классе ансамбля.
Коллективный характер работы при разучивании и исполнении произведений, общность целей, задач, формирование сознательного отношения к делу, чувство ответственности перед исполнительским коллективом, делают класс ансамбля наиболее эффективной формой учебно-воспитательного процесса.

Список использованной литературы:

  1. Гайдамович Т. Инструментальные ансамбли. – М., 1960
  2. Драгайцева Д. Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения. - М., 2005
  3. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. – Киев, 1979
  4. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М., 1967
  5. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984

Методическая разработка на тему: Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДМШ


Данная разработка будет полезна для преподавателей ДМШ, ДШИ. Также материал будет интересен студентам педагогических колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального воспитания детей.
Цель: раскрытие понимания того, что роль коллективного инструментального музицирования в учебном процессе ДМШ является наиболее значимой в учебном процессе, как с творческой, так и с воспитательной стороны.
Задача : воспитание интереса к игре в ансамбле.

В последнее время возрос интерес к ансамблевой игре. Ансамбль - это не просто умение "играть вместе". Гораздо важнее здесь другое - чувствовать и творить вместе, одинаково ощущая идею и замысел музыкального произведения.

Приступать к формированию навыков ансамблевой игры можно и нужно на раннем этапе обучения. Игра в ансамбле развивает слух ребенка, расширяет музыкальный кругозор, а так же вызывает интерес к занятиям музыкой. Музицируя в ансамбле, ученик активно знакомится с новыми произведениями, быстро и качественно разучивает их, пополняя тем самым свой репертуар и овладевая различными музыкальными стилями. Игра в ансамбле, рождая дух соревнования, благоприятно воздействует на развитие творческих способностей и технических навыков учащихся. Важно и то, что более сильный партнер способен повлиять на музыкальное и техническое развитие менее подвинутого.
Начинать ансамблевое обучение лучше с дуэта "учитель - ученик". Юный исполнитель, ощущая поддержку педагога, охотно включается в процесс совместного музицирования и осознает свою равноправную роль в ансамбле. В данной ситуации учитель выступает чутким партнером и внимательным наставником, который стремится выработать у своего подопечного важнейшие навыки ансамблевой игры. Совместное музицирование способствует преодолению различных психологических напряжений - зажимов, которые возникают у ребенка в ходе сольного исполнения. Ансамблевая игра помогает ученику закрепить умения и навыки, приобретенные на уроках по специальности, хорошо развивает чувство ритма, гармонический слух, способствует освоению средств музыкальной выразительности. Разнообразный ансамблевый репертуар обогащает творческое мышление и музыкальный вкус юного музыканта.
Совместные ансамблевые выступления ученика с педагогом позволяют ребенку уже на раннем этапе обучения почувствовать себя артистом, надолго остаются в памяти, стимулируют дальнейшие занятия на инструменте, а у родителей вызывают уважение и доверие к наставнику.
Детям нравится играть в ансамбле с педагогом, но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом, то есть в ансамбле "ученик - ученик". Выбираются дети одного возраста, равные по музыкальной подготовке и владению инструментом. В начале участники ансамбля учатся слушать мелодию, второй голос, аккомпанемент. Нужно научится слушать не только то, что играешь сам, а одновременно и то, что играет твой партнер, то есть общее звучание партий.
Большой тренировки и взаимопонимания требует синхронность исполнения музыкального произведения. Важным является достижение синхронности не только в начале произведения, но и в процессе звучания пьесы, и в окончании.


Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, одно из главных мест занимает метроритм . Поэтому формирование чувства ритма - важная задача в музыкальной педагогике.
В процессе работы с ансамблем не следует забывать о динамике исполнения. Умелое ее использование помогает раскрыть общий характер музыки, эмоциональное содержание, особенности построения произведения. Участники ансамбля должны точно и ясно представлять общий динамический план произведения. Нужно определить его кульминацию, постепенное усиление или уменьшение громкости. Создание единой динамики - обязательное условие совместной игры.
С первых же тактов исполнение в ансамбле требует от участников одинаковых приемов звукоизвлечения, которые зависят от стилевых особенностей исполняемого произведения, от музыкального содержания и характера исполняемой музыки.
Приступая к работе над музыкальным произведением, преподаватель должен дать общее представление о характере его музыкального содержания. Для этого нужно проиграть пьесу целиком или прослушать ее в записи. Затем необходимо рассказать о значении и функции каждой из партий. Так же следует познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.
Немаловажное значение в учебной практике имеет репертуар, и педагоги всегда стремились его разнообразить. Цель - повысить интерес учащихся к музицированию в ансамбле, совместному творчеству. Одним из решений этой задачи является привлечение в репертуар ансамбля современных произведений. Это могут быть песни из кинофильмов, песни, исполняемые современными музыкальными коллективами, при условии, разумеется, что эти произведения имеют известную художественную ценность. Исполнение знакомого и популярного музыкального материала способно вызвать живейший интерес участников ансамбля.
Ансамблевая игра - это постоянная смена новых восприятий, впечатлений, открытий, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Основные направления в работе с ансамблем

Методический доклад

«Основные направления в работе с ансамблем»


Трошина Вера Тимофеевна,

преподаватель Детской школы искусств по классу гитары


г. Ртищево Саратовской области

Ансамбль – группа исполнителей, выступающих совместно. Искусство ансамблевого исполнения основывается на умении исполнителя соразмерять свою художественную индивидуальность, свой исполнительский стиль с индивидуальностью исполнения партнера. Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В тоже время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Так известно, когда в сольной игре ученик выступает неуверенно, заикаясь, поиграв в ансамбле – он уже увереннее начинает играть. Более слабые учащиеся начинают подтягиваться до уровня более сильных, от продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше как человек, как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма. Из сказанного можно сделать вывод – инструменталист, никогда не игравший в ансамбле, многого лишает себя, ибо польза от этого рода занятий очевидна. Одно из важнейших условий успешной работы является способность критически относиться к себе и к своим товарищам. Известно, что слово «самокритика» легче произнести, чем обратить его в действие. Но надо не только практиковать, но и не скупиться на похвалу, уметь подбодрить, вдохновлять. Давно уже замечено, что похвала, даже не вполне заслуженная, стимулирует активность большинства людей. Ребенку необходима вера в себя. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного», «Успех или неудача одного есть успех или неудача всех».

Ритм как фактор ансамблевого единства


Среди компонентов, объединяющих учащихся в единый ансамбль, метро-ритму принадлежит едва ли не главное место. Действительно, что помогает ансамблистам (а их может быть два и более) играть вместе, чтобы создавалось впечатление, будто играет один человек. Это ощущение метро-ритма. Он, по существу, выполняет функции дирижера в ансамбле, ощущение каждым участником сильных долей есть тот «скрытый дирижер», «жест» которого способствует объединению ансамблистов, а, значит, и их действий в одно целое. Ощущение сильных и слабых долей такта, с одной стороны, и ритмическая определенность «внутри такта», с другой, вот тот фундамент, на котором основывается искусство ансамблевой игры. Единство, синхронность его звучания является первым среди других важных условий. Если при неточности исполнения остальных компонентов снижается только общий художественный результат, то при нарушении метроритма рушится ансамбль. Но не только в этом значение метроритма. Он способен влиять и на техническую сторону исполнения. Ритмическая определенность делает игру более уверенной, более надежной в техническом отношении. К тому же, ученик, играющий неритмично, больше подвержен всякого рода случайностям, а от случайности, как известно, прямая дорога к потере психологического равновесия, к зарождению волнения. Как же добиться того, чтобы каждый из участников, исполняя свою партию, укреплял ритмическую основу всего ансамбля? Необходимо систематически и настойчиво работать в этом направлении. В ансамбле, разумеется, могут быть исполнители, у которых по разному развито чувство ритма. Начинать нужно с воспитания чувства абсолютного точного и «метрономного» ритма: он и станет объединяющим началом в общем коллективном ритме. Необходимо, чтобы в ансамбле были ритмически устойчивые исполнители. Тогда и остальные начнут тянуться к более сильным в ритмическом отношении.

Динамика как средство выразительности


Играя в ансамбле, необходимо быть экономным в расходовании динамических средств, распоряжаться ими разумно. Надо исходить из того, что, как бы ансамбль ни был бы богат яркими по тембру инструментами, одним из главных его резервов, придающих звучанию гибкость и утонченность, является динамика. Различные элементы музыкальной фактуры должны звучать на разных динамических уровнях. Как в живописи, так и в музыке ничего не выйдет, если все будет иметь равную силу. В музыке, как и в живописи, есть передний и задний план. Воспитав такое ощущение динамики, ансамблист безошибочно определит силу звучания свой партии относительно других. В том случае, когда исполнитель, в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнер немедленно среагирует и исполнить свою партию также чуть громче или тише. Важно, чтобы мера этих «чуть-чуть» была бы точной.

Как практически работать над динамикой в ансамбле. Вначале необходимо научиться играть в пределах того или иного динамического оттенка абсолютно ровно. Например, можно предложить сыграть всем участникам одну ноту или гамму на ровном P (пиано), затем на ровном mf, и так следует пройти все динамические ступени. Безусловно, сила звука – понятие не столь определенное, как высота звука mf на гитаре не равно mf на фортепиано, f на балалайке – не одно и то же, что f на баяне. Исполнитель должен воспитывать у себя развитый слух (микрослух), дополнив динамику понятием микродинамики, означающим способность регистрировать малейшие отклонения в сторону увеличение или уменьшения силы звука.


Темп как средство выразительности


Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве. Верно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки, неверный темп в той или иной мере искажает этот характер. Хотя и существуют авторские указания темпа, вплоть до определения скорости по метроному, темп «заложен» в самой музыке. Еще Римский-Корсаков утверждал, что «музыканту метроном не нужен, он по музыке слышит темп». Не случайно Бах, как правило, в своих сочинениях вовсе не указывал темп. В пределах одного произведения темп может варьироваться. «Нет такого медленного темпа, в котором бы не встречались места, требующие ускорения…и наоборот. Для определения этого в музыке нет соответствующих терминов, обозначения эти должны быть заложены в душе» (В. Тольба).


Приемы достижения синхронности ансамблевого звучания


Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показывать вступления, снятия, замедления. Сигнал к вступлению - небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт) и затем – четкого, довольно резкого (раз) движения вниз. Последнее служит сигналом к вступлению. Кивок не всегда делается одинаково, все зависит от характера и темпа исполняемого произведения. Когда произведение начинается из-за такта, то сигнал, по сути, такой же, с той разницей, что если в первом варианте при подъеме головы была пауза, то в данном случае она заполняется звучанием затакта. На репетиции можно просчитывать пустой такт, могут быть слова: «Внимание, приготовиться, начали», после слова «начали» должна быть естественная пауза (как бы вдох). В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. Замечено, что в пьесах активного, волевого плана это качество достигается быстрее, чем в пьесах спокойного созерцательного характера. То же самое можно сказать и относительно «старта».

Вряд ли есть необходимость подчеркивать, насколько важно закончить произведение вместе, одновременно:

а) последний аккорд – имеет определенную длительность, - каждый из ансамблистов отсчитывает «про себя» метрические доли и снимает аккорд точно во время.

б) аккорд – над которым стоит фермата, продолжительность которого необходимо обусловить. Все это отрабатывается в процессе репетиции. Ориентиром снятия может также быть и движение – кивок головы.

Если синхронность исполнителя – качество, необходимое в любом ансамбле, то в еще большей степени оно необходимо в такой его разновидности как унисон. Ведь в унисоне партии не дополняют друг друга, а дублируют, правда, иногда в разных октавах, что не меняет сути дела.

Поэтому недостатки ансамбля в нем еще более заметны. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – метроритме, динамике, штрихах, фразировке. С этой точки зрения унисон является самой сложной формой ансамбля. Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон является ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися ваша партия не прослушивается как самостоятельная. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания в учебной практике. Между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении.

Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Пусть это исполнение еще далеко от совершенства – это не должно смущать педагога, все можно выправить дальнейшей работой. Ценно другое, преодолен рубеж, разделяющий солиста и ансамблиста, ученик почувствовал своеобразие и интерес совместного исполнительства.


Список использованной литературы

    Н.Ризоль. Очерки о работе в ансамбле. – 1986. – Москва.

    А.Готлиб. Первые уроки ансамбля.

    П.Агафонин. Школа игры на шестиструнной гитаре. – Москва. – 1983.

Похожие рефераты:

Основные цели и задачи дисциплины по подготовке концертмейстеров, ее содержание, предмет и методика преподавания, значение в воспитании учителя-музыканта. Требования к уровню освоения содержания дисциплины, ее структура, главные части и их содержание.

В настоящей статье мне хотелось бы поговорить о припоминании как о необходимом элементе музыкального мышления, предшествующем любому практическому действию в интонационном воспроизведении звука, интервала, аккорда или мелодического оборота.

Итак, что главное для интерпретатора музыкального сочинения? Передать мысль, концепцию, чувства. Словом, передать все то, что пытался выразить композитор в своем произведении. Перед ним вставали определенные проблемы аутентичного исполнительства.

Концертмейстер как человек, который ставит программу, выполняя педагогическую работу. Особенности работы аккомпанемента. Психологический аспект формирования состояния психологической готовности к выступлению. Работа к транспонированию, чтение нот с листа.

Этапы работы исполнительницы над оперой: разучивание вокальной партии, впевание музыкального материала, занятия над ансамблем с партией оркестра, проблема дозированной нагрузки на голосовой аппарат. Упражнения концертмейстера над клавиром и с солисткой.

Способности, умения и навыки, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера. Аккомпанемент как часть музыкального произведения, исполнительские средства. Особенности работы концертмейстера с вокалистами в классе и на концертной эстраде.

Характеристика работы в вокальном ансамбле. Процесс развития вокального слуха школьников в вокальном ансамбле на начальном этапе. Система вокальных упражнений по развитию вокально-хоровых навыков. Принципы подбора упражнений и распевание ансамбля.

О сути профессии дирижера.

Методические принципы педагогической и учебно-воспитательной работы с хором. Понятие о хоре, характеристика хоровых партий и составляющих их голосов. Основные элементы хоровой звучности, типы голосов, понятие ансамбля, значение поддерживания строя.

Методика обучения игре на различных музыкальных инструментах является составной частью музыкальной педагогической науки, рассматривающей общие закономерности процесса обучения на различных музыкальных инструментах и в других областях педагогики.